Содержание


Введение.............................................................................................................. 3

1. Биография и периодизация творчества Шекспира........................................ 4

2. Система жанров творчества Шекспира.......................................................... 6

3. Значение творчества Шекспира для мировой культуры и искусства......... 10

Заключение........................................................................................................ 11

Список литературы:.......................................................................................... 13


Введение


Задачей данной работы является изучение периодизации творчества Шекспира,  системы жанров и значение творчества Шекспира в мировой культуре и искусства.

На рубеже ХVI – ХVII вв. в европейской культуре происходит один из самых значительных переворотов, связанный с заменой одной парадигмы мировосприятия на другую.

  Переход от Возрождения к культуре Нового времени отразился в литературе прежде всего концептуально. Но произошел не менее значимый собственно литературный переворот: если старая литература развивалась прежде всего через смену жанров, литературный процесс Нового времени в первую очередь связан с развитием и сменой художественных методов (стоящих над жанрами систем принципов отбора, оценки и воспроизведения феноменов действительности и сознания средствами литературы). Этот переход обнаруживается в творчестве величайшего гения эпохи – Шекспира.

В его творчестве рождается «праметод», который в нашей науке на протяжении нескольких десятилетий принято было называть «ренессансным реализмом». В настоящее время это термин, в связи с кризисом самого понятия «реализм», практически перестал употребляться. Однако его прорыв к осмыслению причинно-следственных закономерностей бытия человека и мира столь очевиден, что мы можем определить его «праметод» как гуманистический протореализм.

Вершина английского Возрождения – творчество Уильяма Шекспира (1564-1616). Персональная модель Шекспира стала, может быть, самой влиятельной за всю историю развития мирового литературного процесса.


1. Биография и периодизация творчества Шекспира


Уильям Шекспир родился 23 апреля 1564 г. в Стрэтфорде-наЭйвоне. С раннего детства Шекспир был приобщен к театральному искусству. С 7 до 13 лет он учился в грамматической школе, где главными предметами были латинский и греческий языки. В 18 лет женился на Энн Хетеуэй, которая была старше его на 8 лет, но вскоре (около 1585 г.) оставил жену и детей в Стрэт форде, а сам переехал в Лондон, лишь изредка посещая родину, чтобы привезти семье заработанные в столице деньги.

Став актером, Шекспир играл небольшие роли (едва ли не самая крупная его роль – Тень отца Гамлета). Сначала он работал в первом театральном здании Лондона, называвшемся просто «Театр». С 1593 г. Шекспир – в труппе Джеймса Барбеджа («Слуги лорда-камергера»), где он был пайщиком, что давало ему некоторый доход. В 1599 г. он вошел в число пайщиков нового театра – «Глобус», построенного после смерти Джеймса Барбеджа его сыновьями, возглавившими театральное предприятие. «Глобус» открылся трагедией Шекспира «Юлий Цезарь». К этому времени Шекспир становится достаточно состоятельным человеком, покупает для семьи самый большой дом в Стрэтфорде, получает низшее дворянское звание – джентльмен (1599). [2, с. 39]

На первое десятилетие ХVII в. приходится расцвет его творчества. После 1603 г. Шекспир не выступал на сцене, т.к. был сосредоточен на драматургическом творчестве. Около 1612 г. он покидает «Глобус», переезжает из Лондона в Стрэтфорд и, видимо бросает литературу. Шекспир умер 23 апреля 1616 г. и был похоронен в родном Стрэтфорде, в церкви Троицы.

Английский шекспировед Э.К. Чемберс в фундаментальном двухтомном труде «Шекспир. Исследование фактов и проблем» (Оксфорд, 1930) предложил свою хронологию творчества Шекспира, которая (с позднейшей коррекцией Д. Макманауэя, добавлениями А.А. Аникста) приводится ниже. При этом указывается предположительное время создания произведений, группируемых по жанровым признакам; двойные даты соответствуют театральным сезонам.

Первый период (1590-1594): ранние хроники: «Генрих VI», ч.2. 1590/1591; «Генрих VI», ч. 3, 1590/1591; «Генрих VI», ч. 1, 1591/1592; ранняя хроника, близкая к трагедии: «Ричард III», 1592/1593; ранняя ренессанская комедия, близкая комедии положений: «Комедия ошибок», 1592/1593; ранняя ренессанская комедия, близкая комедия характеров: «Укрощение строптивой», 1593/1594; ранняя трагедия («трагедия ужаса»): «Тит Андроник», 1593/1594; поэмы: «Венера и Адонис», 1592; «Обесчещенная Лукреция», 1593.

Второй период (1594-16000: ренессансные комедии: «Два веронца», 1594/1595; «Бесплодные усилия любви», 1594/1595; «сон в летнюю ночь», 1595/1596; комедия, близкая к трагикомедии: «Венецианский купец», 1596/1597; первая зрелая комедия (ренессансная трагедия с элементами комедии): «Ромео и Джульетта», 1594/1595; хроники, близкие к трагедии: «Ричард II», 1595/1596; «Король Джон», 1596/1597; хроники, близкие к комедии: «Генрих IV», ч. 1, 1597/1598; «Генрих IV», ч. 2, 1597/1598; «Генрих V», 1598/1599; вершина комедийного творчества, зрелые ренессансные комедии: «Много шума из ничего», 1598/1599; «Виндзорские проказницы», 1598; «Как вам это понравится», 1599/1600; «Двенадцатая ночь», 1599/1600; трагедия переходного типа («античная трагедия»): «Юлий Цезарь». 1599/1600; лирика: сонеты, 1592-1598; произведения, приписываемые Шекспиру: хроника, возможно, написанная Шекспиром или при его участии: «Эдуард III», 1594/1595; фрагмент хроники: «Томас Мор», 1594/1595 9одна сцена, 147 строк); небольшие поэмы: «Страстный пилигрим», опубл. 1599, «Феникс и голубка», опубл.1601.

Третий период (1601-1608): вершина трагизма (так называемые великие трагедии Шекспира): «Гамлет», 1600/1601; «Отелло», 1604/16054 «Король Лир», 1605/1606; «Макбет», 1605/1606; «античные трагедии»: «Антоний и Клеопатра». 1606/1067; «Кориолан», 1607/1608; «Тимон Афинский», 1607/1608; «мрачные комедии» (или проблемные пьесы): «Троил и Крессида», 1601/1602; «Конец – делу венец», 1603/1604; «Мера за меру», 1604/1605.

Четвертый период (1609-16130: драмы-сказки (драмы-утопии, ранняя форма трагикомедии как соединение трагического начала с радостным финалом): «Перикл», 1608/1609 (Шекспиру достоверно принадлежат полностью 3-5 акты); 2Цимбелин», 1609/1610; «Зимняя сказка», 1610/1611; «Буря», 1611/1612; поздняя хроника: «Генрих VIII», 1612/1613 (возможно, в соавторстве с Д. Флетчером); пьеса, приписываемая Шекспиру: «Два знатных родича», 1613 (в соавторстве с Д. Флетчером).

Существуют и другие периодизации. Так, А.А. Смирнов и ряд других исследователей выделяли три периода, объединяя первый и второй периоды в единый ранний период. [5, c. 512]

 А теперь по подробнее изучим жанры Шекспира.


2. Система жанров творчества Шекспира


Исторические хроники. Все хроники Шекспира представляют собой единый цикл, посвященный становлению современной для писателя английской государственности. Писатель своими хрониками охватывает все последовательно сменявшиеся царствования английских королей от Ричарда II (предком которого был король Джон) до воцарения современной ему династии.

Главным, определяющим сюжет фактором в хрониках становится всесильное Время, а не те короли, именами которых называются хроники: их имена указывают лишь время, когда происходит действие. Он показывает, что течение времени зависит от будущего, выстраивая свои произведения по законам логической инверсии.

Комедии Шекспира. Магистральный сюжет шекспировской комедии (по Л.Е. Пинскому) – приоритет естественной жизни. Социальная жизнь, столь важная в хрониках, уступает место частной жизни, чувствам человека, среди которых главные – дружба и любовь. На смену поступи времени. Воплощающей в хрониках законы бытия, в комедиях на внешнем уровне приходит торжество счастливой случайности. Игра недоразумений, неожиданностей, которые щедро дарит природа. Полнота ощущения жизни рождает характерный для комедий Шекспира жизнерадостный смех (сатира почти отсутствует), формирует светлую лирическую линию в их сюжетах и обрисовке персонажей. В системе образов причудливая игра природы сказывается, например, в появлении среди персонажей близнецов, немыслимых ни в хрониках, ни тем более в трагедиях. Близнецы порождают множество комических недоразумений, веселую путаницу. Драматизм, грусть в комедиях мимолетны и только подчеркивают ощущение счастья, праздника жизни, неизбежно наступающего в финале. [1, с. 558]

Развитие комического от «Комедии ошибок» и «Укрощения строптивой» до «Сна в летнюю ночь» и «Двенадцатая ночь» идет по пути отказа от внешних комических приемов. Так, в «Комедии ошибок» комическое основано на путанице, которую производят две пары близнецов. В «Двенадцатой ночи» тоже есть близнецы, но недоразумения, порожденные их сходством, не определяют природы комического, а лишь дополняют ощущение жизни как праздника.

Драматические повороты действия, сближающие комедию с трагедией, появляются в «Венецианском купце» и во «Много шума из ничего». Тенденция драматизации приводит к появлению «мрачных комедий» третьего периода.

Шекспир поразительно соединил в своем творчестве трагическое и комическое начала, и их союз приходит через многие его произведения: трагическое присутствует в комедиях, а комическое – в трагедиях, оба начала уравновешиваются в поздних драмах-утопиях.

Ранние трагедии.  Трагическое как ужасное предстает в первой трагедии Шекспира – «Тит Андроник», где фигурируют 14 кровавых убийств, 34 трупа, изнасилование, две отрубленные головы, три отрубленные руки, отрезанный язык, человек, закопанный живым в землю, и даже эпизод, в котором злодейку царицу Тамору кормят пирогом из мяса ее сыновей. Все это вполне в традиции, идущей от Сенеки и возродившейся во времена Шекспира в жанре «трагедии ужаса». Хотя черты такого несколько примитивного понимания трагического сохраняется в последующих трагедиях Шекспира, уже в «Ромео и Джульетте» природа трагического принципиально меняется.

«Великие трагедии».  Этот термин применяется для обозначения четырех трагедий Шекспира, составляющих вершину его творчества: «Гамлет», «Отелло», «Король лир», «Макбет». Магистральный сюжет трагедий – судьба выдающейся личности, открытие человеком истинного лица лица мира. Характер трагического меняется: исчезает ренессансный оптимизм, уверенность, что человек – «венец всего живущего», герои открывают для себя дисгармоничность мира, неведомую им ранее силу зла, они должны сделать выбор, как им существовать в мире, покусившемся на их достоинство.

Герои трагедии Шекспира – могучая, титаническая фигура, он сам выстраивает линию своей судьбы и отвечает за сделанный им выбор.

Каждая из трагедий неповторима и по своей структуре. Так, композиция «Гамлета» с кульминацией в середине произведения (сцена «мышеловки») ничем не напоминает гармоничную композицию «Отелло» или композицию «Короля Лира», в которой, по существу, отсутствует экспозиция.

В некоторых трагедиях появляются фантастические существа, но если в «Гамлете» появление призрака вытекает из концепции единой цепи бытия (это результат совершенного преступления), то в «Макбете» ведьмы, появляются задолго до преступления героя, они – представительницы зла, которое становится не временной (в периоды хаоса), а постоянной составляющей мира.

Шекспир –поэт. В 1598 г. Франсиз Мерез писал: «…Остроумный дух Овидия живет в сладкозвучном и медоточивом Шекспире, о чем свидетельствуют его «Венера и Адонис», его «Лукреция», его сладостные сонеты, известные его друзьям». Здесь названы основные поэтические произведения Шекспира – поэмы «Венера и Адонис» и «Обесчещенная Лукреция», посвященные молодому аристократу графу Саутгемптону, который также, возможно был адресатом наиболее прославленных поэтических творений писателя – 154 сонетов. Сонеты были написаны в форме английского сонета, изобретенной Сарри, и опубликованы в 1609 г. Томасом Торпом под названием «Сонеты Шекспира, никогда ранее не издававшиеся». [3, c. 196] После лекций о Шекспире английского романтика С.Т. Колриджа (1810-1811), в которых настойчиво проводилась мысль, что Шекспир – прежде всего поэт, к его сонетам было привлечено всеобщее внимание, и в настоящее время литература о сонетах необозрима, уступая по количеству публикаций разве что литературе о «Гамлете». Как в поэмах, так и в сонетах обнаруживаются традиции Овидия и Петрарки, но в сонетах, не предназначавшихся автором для публикации, неизмеримо более ярко представлена индивидуальность Шекспира, его чувства, его личная драма.

Сонеты Шекспира представляют собой поэтический цикл. Главные персонажи цикла – знатный и прекрасный юноша, непостоянный в дружбе; сам поэт, который намного старше и который переживает дружбу как любовь; поэт-соперник (начиная  с сонета 78); возлюбленная поэта, некая «смуглая леди» (ей посвящены сонеты 127-154). Цикл разбивается на несколько подциклов в соответствии с ведущими мотивами. Например, сонеты 1-14 связаны мотивом женитьбы и продолжения рода как способа сохранить молодость и красоту навечно, поэтому лирический герой, поэт, призывает юного друга вступить в брак; сонеты 15-19 развивают мотив быстротечности времени, поэтому нужно успеть сделать в жизни как можно больше; сонеты 20-25 построены на мотиве разлуке; и т.д. циклизация сонетов особенно очевидна при появлении сплетающегося из мотивов сюжета, ядром которого служат сонеты 40-42: поэт свел своего друга и свою возлюбленную (вероятно, «смуглую леди» сонетов 127-154) и в одночасье потерял их – изменив ему в дружбе и любви, они стали любовниками. [4, c.214]

Утрата друга для поэта более тяжела, чем утрата возлюбленной, к ней поэт питает противоречивые чувства. В образе «смуглой леди» сонетов переосмысливается традиционный образ Прекрасной Дамы, которая с небес низводится на грешную землю: «Не знаю я, как шествуют богини, // но милая  ступает по земле» (этот и другие мотивы шекспировских сонетов парадоксально использованы в одноактной комедии Б.Шоу «Смуглая леди сонетов»). Самый значительный образ сонетов – образ самого поэта, человека, способного беззаветно и безответно любить, радоваться, восхищаться, мучиться и прощать, - и в то же время глубокого мыслителя, который в знаменитом сонете 66 высказывает мысли, развитые в монологе Гамлета «Быть или не быть…».


3. Значение творчества Шекспира для мировой культуры и искусства


Шекспир – наиболее изученный писатель мира. Возникла целая отрасль филологии – шекспироведение, отправной точкой которого можно считать предисловие Бена Джонсона к первому собранию сочинений драматурга (Фолио 1623 г.)

Вольтер, находясь в Англии, познакомился с творчеством Шекспира и стал первым его пропагандистом во Франции. Он, сам того не подозревая, создал основу для возникновения культа Шекспира, охватившего во второй половине века сначала  Европу, а затем и другие регионы мира. Как потом Вольтер ни боролся с этим культом, называя Шекспира «варваром», ничего не понимавшим  в правилах искусства, поколебать всеобщее увлечение творчеством английского драматурга ему не удалось.

Культ Шекспира стал важной отличительной чертой культуры Германии. В статье И.В. Гете «Ко дню Шекспира» (1771) содержались не утратившие значения до сих пор мысли о творчестве драматурга, о структуре его произведений. В романе Гете «Ученические годы Вильгельма Мейстера» (1795-1796) изложена одна из самых глубоких интерпретаций трагедии «Гамлет» и ее главного героя.

Творчество писателя рассматривается как выражение чистого типа гения. Работы романтиков о Шекспире приобретают международную известность (не случайно в библиотеке Пушкина был французский перевод сочинения немецкого романтика Л. Тика «Шекспир и его современники).

Вершиной шекпироведения ХIХ в. стало исследование выдающегося датского литературоведа Г. Брандеса «Уильям Шекспир» (1895-1896).

В шекспироведении ХХ в. основополагающее значение имели труды Э.К. Чемберса. Среди заметных событий можно назвать текстологические исследования (А.У. Поллард, Р. Мак-керроу, У.У Грег), раскрытие традиций народного театра в драматургии Шекспира (Л. Шюкинг, Э. Стол) и т.д. появляются философски ориентированные исследования: творчество великого драматурга изучается с позиций фрейдизма, неогегельянства, интуитивизма, экзистенциализма и др. Образы Шекспира получают определенную трактовку (нередко сопоставимую с достижениями литературоведческого анализа) в произведениях современной художественной литературы (например, трактовка Гамлета в романе А. Мердок “Черный принц”).

Среди достижений отечественной науки следует отметить возникновение шекспировского театроведения (“Драма и театр эпохи Шекспира” В.К. Мюллера, 1925), выход в свет первой монографии о Шекспире (“творчество Шекспира” А.А. Смирнова, 1934) и многое др.

Пример развития шекспироведения, притом что были названы лишь некоторые работы, показывает, что наши научные представления о литературе формируются благодаря исследовательской деятельности огромного числа филологов, историков культуры, которые в свою очередь находят опору в высказываниях выдающихся писателей, мыслителей, ценителей словесного искусства.


Заключение


Трудности в трактовке произведений Шекспира во многом объясняются тем, что толкователи ориентируются на мировосприятие более поздних эпох.

Принцип Великой аналогии, в известном смысле, вневременен. Сопоставление  самых различных объектов приводится на основе сходства (в том числе и внешнего, даже случайного). Шекспир соединяет аналогию с модусом времени, но мыслит мир в аристотелевской традиции – телеологически, как стремление к некой идеальной цели или форме. В его произведениях на основе телеологической концепции выстраивается логическая инверсия: сюжеты, судьбы героев определяются не исходной, а финальной точкой, композиция выстраивается от конца к началу.

Жанровые варианты концепции мира (ход всесильного Времени в хрониках, торжество случайностей в комедиях, человек как творец событий и самой судьбы в трагедиях) оказываются разными лишь на феноменальном уровне, а на сущностном они сливаются в общем представлении о самом глубинном и всеобъемлющем законе – неизбежности. Но Шекспир потому не эпик, он потому драматургичен в подлинном смысле в подлинном смысле этого слова. Что в самой его картине мира заложен конфликт: внеличному закону неизбежности противостоит личностный закон свободы воли (а следовательно, выбора, который порождает причинно-следственную зависимость). Иными словами, встречаясь в пространственно-временном континууме шекспировского произведения, логическая инверсия, вектор которой направлен от конца к началу, и причинно-следственная логика, вектор которой направлен от начала к концу, сталкиваются и порождают конфликт (трагической или комической природы). Неизбежность всегда побеждает свободу воли при их несовпадении. Однако из творчества Шекспира, по существу, уходит идея рока, на которой строились античные трагедии. У Шекспира неизбежность утверждается в результате противостояния свободных волеизъявлений не одного только протагониста, а многих личностей, руководствующихся не одним, а разными, в том числе противоположными мотивами. Отдельный человек столь же могуществен, как судьба, но люди в своей совокупности слабее неизбежности. Шекспировскую драматическую композицию можно представить как систему препятствий, задержек, отсрочек: необходимость создает препятствия для осуществления планов, намерений, желаний героя, но и герой создает препятствия на пути осуществления неизбежности.

Шекспир навсегда останется загадкой для новых поколений, будоражащей умы и порождающей новые концепции, соответствующие не только предмету изучения, сколько парадигме очередной наступающей эпохи.

Список литературы:


1. Алексеев М.П.,  Жирмунский В.М., Мокульский С.С., Смирнов А.А.. История зарубежной литературы. Учебник. – М.: 1959. – 558 с.

2. Зайцев Б. «в ХХI веке с Шекспиром» // Эхо планеты, № 24, 1999 г., стр. 39

3. Злобина А. «Закон Правды» // Новый мир, № 10, 1998 г., стр. 196

4.     Карасти Р. «Сомнительное дело» // Звезда, № 5, 1999 г., стр. 214

5. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с.

6.     Юсипова Л., Наринская А. «Игра в Шекспира» // Эксперт, № 15, 1998 г., стр. 100