Содержание

 



Стр.


Введение…………………………………………………………

3

1.

Выявление и обоснование проблемной ситуации…………….

4

2.

Цель программы повышения эффективности деятельности…

5

3.

Набор вариантов решения………………………………………

8

4.

Выбор метода анализа вариантов решения……………………

10

5.

Выбор лучшего варианта решения……………………………..

11


Заключение………………………………………………………

14


Список литературы……………………………………………...

15










Введение


Процесс управления осуществляется на основе решений. Управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджера.     От качества принимаемых решений во многом зависит общий уровень результативности управления, и, как следствие, нормальное функционирование, развитие, процветание организации или её банкротство. Этим обусловлена актуальность выбранной темы.

Управленческие решение – главное средство воздействия, с помощью которого обеспечивается нормальное функционирование систем. Решение определяет программу действий для достижения цели, этапы работ и последовательность их выполнения, методы и средства, круг исполнителей, границы их ответственности и полномочий, сроки выполнения работ.

Целью настоящей работы является разработка управленческого решения по продвижению конкретного товара коммерческого предприятия.

Основные задачи работы:

1)    ознакомление с теоретическими основами процесса разработки управленческого решения и продвижения товара на рынке;

2)    практическая разработка управленческого решения проблемы продвижения нового товара с улучшенным качеством.

Предметом исследования в работе является процесс разработки управленческого решения различных проблем организации.

Объект исследования – производственное предприятие ООО "Автосервис".

1. Выявление и обоснование проблемной ситуации


Необходимость в разработке управленческого решения возникает при осознании проблемы. Наличие проблемы – критического рассогласования между желаемым положением и реальным – является фактором, активизирующим усилия менеджмента[1].

Проблемной считается ситуация, когда поставленные цели не достигнуты или когда в качестве проблемы рассматривают потенциальную возможность.

Осознание проблемы состоит в установлении факта ее существования по результатам контроля деятельности или исследования рыночных возможностей. Проблема, достигшая определенной остроты, трансформируется в мотив для деятельности организации и определение проблемы.

Определение проблемы – это ответы на вопросы: что действительно происходит в организации? Каковы причины происходящего? Что за всем этим стоит?

Второй уровень более глубокого изучения проблемы – её диагностика. Диагностикой проблемы является анализ величин и соотношений параметров организации и рыночной среды, а также изменений этих соотношений с целью установления: причин возникновения проблемы, иерархического уровня системы, на котором возникла и может быть устранена причина.

Маркетинговые исследования рынка товаров фирмы показали, что она теряет свои конкурентные позиции в связи с появлением новых конкурентов на рынке г. Новосибирска, предлагающих аналогичную продукцию.

Эти же исследования показали, что фирма должна перейти на новую модель товара с показателями качества, отвечающими требованиям конкурентоспособности.

Проведем диагностику проблемы для ООО "Автосервис".


Таблица 1

Осознание, определение и диагностика проблемы для ООО " Автосервис"

Процесс

Особенности

Осознание проблемы

Маркетинговые исследования показали, что ООО "Автосервис" стремительно теряет конкурентные позиции на рынке (снижение безопасности бизнеса)

Определение проблемы

Необходимо осуществить процессы создания нового, более качественного с уникальными свойствами продукта

Диагностика

Причины: появление более качественной и более дешевой продукции у конкурентов

Иерархический уровень возникновения: нет (пронизывает все уровни организации)

Связь проблемы с другими: проблема продвижения нового продукта


2. Цель программы повышения эффективности деятельности


Постановка цели определяет программу деятельности. Чем правильнее и точнее выбрана цель, тем эффективнее могут быть выбраны средства для ее достижения. Цель должна быть определена и в результате оценки ситуации, сложившейся непосредственно в органе управления. Но уточнением общей цели предстоящего решения ограничиться нельзя. Необходимо представить себе, какие конкретные задачи для подразделений аппарата управления, отдельных работников возникают в связи с этим.

Цель программы повышения эффективности деятельности ООО "Автосервис" – удержание конкурентоспособности. Это общая цель.

Итак, маркетинговые исследования показали, что фирма должна перейти на новую модель товара с показателями качества, отвечающими требованиям конкурентоспособности.

Обобщенный вариант "дерева решений" в этой ситуации можно представить в следующем виде.

 








Рис.1. Варианты решений по выходу из проблемной ситуации, связанной с потерей конкурентоспособности

Критический путь в данном сетевом графике – разработка нового вида продукта, т.к. это наиболее продолжительный и трудоемкий процесс из трех предложенных.

Тем не менее, специалисты ООО "Автосервис" принимают решение, что будут следовать именно этому варианту. Главный критерий, по которому они выбрали этот вариант – наличие у них технической разработки. Инженеры разработали новый вид продукта, который имеет значительные отличительные характеристики, это не простое улучшение качества. Технических разработок, направленных на снижение себестоимости или идей улучшения качества уже существующих автомобильных зеркал у специалистов фирмы нет, поэтому они выбрали этот вариант, исходя из своих возможностей.

Организация будет производить электрохромные зеркала. Такие зеркала являются уникальными, обладают свойством "ноу-хау". Зеркало представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из двух стекол с нанесенными на них прозрачными электродами. Благодаря этому становится возможным поддержание постоянной относительно окружающего фона силу отраженного света. Кроме того, данное свойство – поддержание постоянной интенсивности отраженного света - устранит такое неудобство водителей транспортных средств, которое они часто испытывают, как ослепление ярким светом фар приближающегося сзади или сбоку автомобиля, отражающимся в боковых зеркалах или зеркале обзора.

Производить этот товар можно в трех вариантах. Воспользуемся опять построением "дерева решений" для структурирования возможных вариантов решения о производстве.










Рис.2. "Дерево решений" для различных вариантов производства нового продукта

Расчеты показали, что наиболее эффективным вариантом является первый: производство зеркал с полным электрохромным покрытием с применением электродов.

Значит, принимаем решение о производстве новых автомобильных зеркал с полным электрохромным покрытием с применением электродов.

Сейчас сконцентрируемся на решении взаимосвязанной проблемы: проблемы продвижения нового продукта.

Для определения конкретных задач при решении данной проблемы выделим основные цели продвижения нового продукта.

Цели продвижения можно подразделить на две большие сферы: стимулирование спроса и улучшение образа компании.

При установлении конкретных целей по спросу воспользуемся моделью иерархии воздействия ("деревом целей"), показывающую среднесрочные и долгосрочные цели продвижения, которых компания должна добиваться: осознание, знание, благожелательное отношение, предпочтение, убеждение и покупка. Чтобы добиться от потребителя совершения покупки, необходимо последовательно пройти все предшествующие этапы.

 












Рис.3. "Дерево" целей продвижения нового автомобильного электрохромного зеркала  марки ООО "Автосервис"

Представленные цели на рисунке и составляют проблему продвижения нового товара ООО "Автосервис", так как они – не достигнуты. Необходимо достигнуть эти цели.


3. Набор вариантов решения


На следующем рисунке (сетевом графике) представлены альтернативные процессы принятия управленческого решения.

На данном рисунке кружки – это начало и окончание конкретных работ (которые подписываются над кружками), стрелки сплошные означают выполнение данного вида работ, стрелки пунктирной линией означают связь работ, не требующую ни времени, ни затрат материальных средств. Цифры: над стрелкой – стоимость работы в денежных условных единицах (у.е.), под стрелкой – продолжительность работы (месяцев).

Таким образом, получается 9 альтернативных вариантов решения.


 

















Рис.4. "Дерево" решений по продвижению продукта "Автосервис"

Этих вариантов больше, так как такие инструменты продвижения, как организация лекций и демонстраций, прямое общение с потребителями, выплата премий могут использоваться одновременно (на сетевом графике это отражается взаимосвязями, показанными пунктирными стрелками).





4. Выбор метода анализа вариантов решения


Решения принимаются на всех уровнях управления, но они различны по степени важности и сфере воздействия. Анализ практики подготовки и принятия решений дает основание предположить, что независимо от их видов объективно существует единая принципиальная методология (рис.5).

 









 




Рис.5. Комплексный процесс подготовки и принятия управленческого решения

Следуя данной методологической последовательности разработаем управленческое решение для ООО "Автосервис" в целях повышения эффективности деятельности данной организации.

Повышение эффективности деятельности ООО "Автосервис" будет осуществляться через продвижение на рынок нового продукта.

Значит, основным методом для анализа вариантов решения будет являться сравнение. На его основе проведем выбор лучшего варианта решения.





5. Выбор лучшего варианта решения


Выбор лучшего варианта означает отбор такого альтернативного управленческого решения, который максимально соответствовал бы критериям, определенным при обдумывании проблемы.

Этот критерий – отношение полученного результата к затраченным для его получения ресурсам – должен быть максимальным.

В нашем случае в качестве критерия является бюджет продвижения товара-новинки и продолжительность этого продвижения:

-         бюджет на продвижение не должен превышать 1000 у.е.;

-         срок достижения целей должен быть минимальным.

Оценим основные варианты по этим критериям.

Таблица 2

Оценка альтернативных управленческих решений по способам продвижения товара ООО "Автосервис"

Способ продвижения

Бюджет, у.е.

Продолжительность, мес.

Публикация рекламных объявлений, паблисити, персональные продажи с организацией лекций и демонстраций

750

13

Публикация рекламных объявлений, паблисити, персональные продажи с прямым общением с потребителями

600

14

Публикация рекламных объявлений, паблисити, персональные продажи с выплатой премий потребителям и торговому персоналу

1000

13

Реклама на телевидении, радио, паблисити и персональные продажи с организацией лекций и демонстраций

1250

4

Реклама на телевидении, радио, паблисити и персональные продажи прямым общением с потребителями

1100

5

Реклама на телевидении, радио, паблисити и персональные продажи с выплатой премий потребителям и торговому персоналу

1500

4

Реклама в газетах, на радио, уличная, персональные продажи с организацией лекций и демонстраций

1000

7

Реклама в газетах, на радио, уличная, персональные продажи с прямым общением с потребителями

850

8

Реклама в газетах, на радио, уличная, персональные продажи с выплатой премий потребителям и торговому персоналу

1250

7

Из анализа данной таблицы следует, что наиболее оптимальным является вариант управленческого решения, заключающегося в том, что продвижение товара следует осуществить путем публикации рекламы в газетах, на радио, уличной рекламы, путем персональных продаж с организацией лекций и демонстраций товара на выставках, ярмарках и при организации любых других общественных мероприятий.

При данном способе продвижения товара бюджет составит 1000 у.е., а продолжительность будет около 7 месяцев. В этом случае продолжительность не является минимальной, но в сочетании с размером бюджета и набором эффективных мероприятий по продвижению электрохромных зеркал данный вариант будет наиболее оптимальным для первого года работы организации с новым продуктом.

Далее, по мере возможности, ООО "Автосервис" будет включать в свой инструментарий по продвижению новинки другие меры привлечения покупателей, завоевания их предпочтения именно торговой марки "Автосервис".

Результаты анализа сведем в следующую таблицу.

Таблица 3

Программа удержания конкурентоспособности ООО "Автосервис"

Наименование мероприятия

Бюджет, у.е.

Срок реализации, мес.

1. Разработка нового продукта

10 000

5

Предоставление информации потребителям



2. Реклама в газетах, на радио, уличная реклама, персональные продажи

750

6

Обеспечение благожелательного отношения и предпочтение марок "Роял"



3. Организация лекций и демонстраций

250

1

Итого, на продвижение

1 000

7

Всего

11 000

12


Таким образом, программа повышения эффективности рассчитана на 12 месяцев при бюджете около 11 000 у.е.

Заключение


Разработка управленческого решения является важнейшим процессом в процессе управления любой организации, т.к. от его качества зависит общий уровень результативности управления и жизнь самой организации.

По сути, разработка управленческого решения представляет собой инструмент, с помощью которого можно решить любую проблему: от самой незначительной повседневной до проблемы, касающейся существования всей организации.

В данной работе разработано управленческое решение, принятие которого повлияет на функционирование всего предприятия.

В процессе выполнения работы была достигнута цель работы и решены поставленные задачи. Во-первых, мы ознакомились с теоретическими основами процесса разработки управленческого решения. Во-вторых, практически разработали управленческое решение - для проблемы продвижения нового продукта предприятия.

Процесс разработки управленческого решения в результате выработал стратегию повышения конкурентоспособности для  ООО "Автосервис". Она заключается в разработке нового вида продукции – электрохромных зеркал с применением электродов и применении при продвижении на рынок этого продукта публикации рекламы в газетах, на радио, уличной рекламы, путем персональных продаж с организацией лекций и демонстраций товара на выставках, ярмарках и при организации любых других общественных мероприятий.

Список литературы

1.          Виханский О.С. Менеджмент: Учебник для вузов по экономическим специальностям и направлениям / О.С. Виханский, А.И. Наумов. – 3-е изд. – М.: Гардарика, 1999.

2.          Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – М.: ООО НПЦ "Крылья", 2000.

3.          Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учеб. пос. – М: Русская Деловая Литература, 1998.

4.          Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения: Учеб. пособие. – М.: Дело, 2001.

5.          Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1995.

6.          Попков В.П., Потолокова М.О. Экономика и организация продаж. – СПб: СПбГИЭУ, 2001.

7.          Продвижение технологического продукта на рынок / А.З. Пименова, Н.М. Фонштейн. – М.: АНХ, 1998.

8.          Ременников В.Б. Разработка управленческого решения: Учеб. пос. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.



[1] Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование – планирование. Теория проектирования экспериментов. – М.: ООО НПЦ "Крылья", 2000. – С.172