Содержание

1. Понятие и характеристика социального и программного туризма. Туризм как вид активного отдыха. 3

2. Бюджет фирмы. Планирование доходов. Специфика налогообложения туроператорских фирм. 7

Задача. 11

Список литературы.. 13






















1. Понятие и характеристика социального и программного туризма. Туризм как вид активного отдыха.

Туризм – (фр. tourisme, tour прогулка, поездка) – путешествия (в настоящее время обычно специально организованные и не индивидуальные) по своей стране или в другие страны, сочетающие отдых с элементами спорта (спортивный туризм, например, пешеходный, лыжный) и познавательными задачами.

Туризм – это временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях удовольствия или отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или в профессионально-деловых целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте[1].

Социальный туризм – это разновидность туризма, субсидированная из средств, выделяемых на социальные нужды в целях создания условий для путешествий школьникам, молодежи, пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды и иные благотворительные организации оказывают социальную поддержку как наименее обеспеченной части населения при использовании их права на отдых. Это положение было закреплено в манильской декларации по мировому туризму в 1980 году.

Социальный туризм рассматривается как:

- путешествия, другие виды туристских занятий, оздоровления и отдыха, реализуемые гражданами РФ по цене социального тура, разовых услуг социального туризма или субсидированные из средств, выделяемых государством на социальные нужды;

- сфера профессиональной деятельности по формированию и продвижению, реализации социальных туров, разовых услуг социального туризма;

- общественное движение участников социального туризма[2].

Плановый (программный) туризм – это любые виды туризма на организованной основе, разработанные и осуществляемые организаторами туризма, т.е. предприятиями сферы туризма. Плановый туризм  регулируется государством законодательными и нормативными актами. Он и составляет основу мировой индустрии массового туризма. На основе длительного изучения потребностей сформировался вполне ясный по своему содержанию комплект туристских услуг, входящий практически в любой турпакет – бронирование, перевозка, размещение, питание, развлечения. Это основные составляющие любого туризма. В зависимости от вида и разновидности туризма доля и стоимость каждой составляющей может быть различна или даже не существовать вовсе. Плановый туризм предусматривает, что все эти элементы тура будут отвечать единой цели, гармонично взаимно дополнять друг друга и быть точно увязанными по времени, т.е. следовать один за другим.

Программа тура – его суть. Насколько хороша и продумана программа до минут пребывания в том или ином месте, включая и свободное время, используемое туристом по его личному усмотрению, настолько хорош и популярен тур. Программа должна учитывать физические возможности по возрастным категориям и иным признакам, изменения часовых поясов, приспособляемость к климатическим изменениям и возможности восприятия информации и др. Составляющие программы тура – интересная и важная часть работы туроператора. Однако нередко туроператор планирует только программу в самом общем виде, позволяя (оставляя возможность) туристу изменить отдельные составляющие. Так, турист может лететь не экономическим, а бизнес классом, взять размещение не в двухместном, а в одноместном номере, в отеле лучшей или меньшей классности, ему предоставляется возможность выбора той или иной экскурсии или аттракции. Глубина проработки программы и ее качество зависят от опытности организатора. Все эти мероприятия, включая свободное время должны учитываться по минутам. Турист не должен ждать, и бесполезно терять оплаченное время путешествия. Учитываются и такие важные мелочи, как резерв времени и возможность посещения туалета.

Плановый туризм включает групповой и индивидуальный. Исключительно по экономическим соображениям фирмы, предоставляющие туристские услуги заинтересованы в разумно наибольшем объеме таких услуг, загрузке производственных мощностей. Чем больший поток туристов обслуживается и больше оборот, тем выгоднее дело, имеется возможность снизить цены и повысить конкурентоспособность услуг на туристском рынке. В целях интенсификации туристской индустрии этими предприятиями вводятся существенные скидки в цене на групповое обслуживание туристов. Индивидуальный тур всегда дороже группового. Тем не менее, туристов, путешествующих в индивидуальном порядке, довольно много, и поэтому цены в каталогах предприятий указаны обычно для индивидуальных туристов.

Существуют специальные туристские фирмы, обслуживающие туристов –индивидуалов, например, семьи. Они заказывают нестандартные пакеты обслуживания, для них проектируют специальные программы, бронируют туристское обслуживание. Профессионально работающая туристская фирма организует 10-15 стандартизированных групповых туров по нескольким направлениям,  рассчитанных на массового туриста, и также выполняет заказы туристов-индивидуалов[3].

Туризм как вид активного отдыха представляет собой оздоровительные и спортивные походы, т.е. путешествия с активным способом передвижения в отдаленных от места жительства районах. По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные (походы выходного дня без ночевки, с ночевкой) и многодневные[4].

Туристский поход предполагает прохождение нового (заранее разработанного) либо известного маршрута, как в населенной, так и ненаселенной местности с определенными целями. По способу передвижения  туристские походы подразделяют на пешеходные, лыжные, горнолыжные, спелеопоходы, а также по категории сложности. Туристский поход совершается преимущественно не более 4-6 человек в зависимости от сложности маршрута. Отличительная особенность спортивного туристического похода – обязательное преодоление различных природных препятствий, характер которых обусловлен видом туризма (пешеходный, водный, горный, велосипедный и др.[5])

 

2. Бюджет фирмы. Планирование доходов. Специфика налогообложения туроператорских фирм.

Бюджетированием называется процесс планирования. Бюджет (смета, план) – это финансовый документ, созданный до выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организаций, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Бюджет является составной частью управленческого контроля, создает объективную основу оценки результатов деятельности организации. Форма бюджета не стандартизирована, его структура зависит от объекта планирования, размера организации и степени квалификации разработчиков.

В зависимости от поставленных задач различают бюджеты: генеральный и частный, гибкий и статический.

Бюджет, охватывающий общую деятельность организации, называют генеральным. Планы отдельных подразделений организации называют частными бюджетами.

В результате составления генерального бюджета создаются прогнозируемый баланс, план прибылей и убытков, план движения денежных средств.

Генеральный бюджет состоит из двух частей: операционного бюджета и финансового бюджета.

Разработка операционного бюджета начинается с определения плана продаж, т.е. с формирования бюджета реализации. Конечная цель операционного бюджета – разработка плана прибылей и убытков.

Цель финансового бюджета заключается в разработке прогнозируемого баланса, который является результатом как финансовых, так и нефинансовых операций организации. Он составляется с использованием данных плана прибылей и убытков, бюджета капитальных вложений и прогноза движения денежных средств.

Функции бюджета как средства контроля и оценки деятельности предприятия раскрываются только тогда, когда прогнозируемые показатели сравниваются с фактическими. В зависимости от целей сравнения и анализа показателей деятельности предприятия бюджеты делятся на статические (жесткие) и гибкие.

Статический бюджет – это бюджет, рассчитанный на конкретный уровень деловой активности организации, т.е. доходы и расходы планируются исходя только из одного определенного запланированного уровня реализации. При сравнении статического бюджета с фактически достигнутыми результатами не учитывается реальный уровень деятельности организации, т.е. все фактические результаты сравниваются с прогнозируемыми вне зависимости от достигнутого объема реализации. Этот уровень анализа отклонений от плана считается нулевым.

Для более детального анализа деятельности предприятия используется гибкий бюджет, который составляется не для конкретного уровня деловой активности, а для определенного его диапазона (т.е. им предусматривается несколько альтернативных вариантов объема реализации). В основе составления гибкого бюджета лежит деление затрат на переменные и постоянные. Если в статическом бюджете затраты планируются, то в гибком они рассчитываются.

Основная проблема, которая возникает сегодня перед экономистами, финансистами, бухгалтерами – это возрастающее отличие бухгалтерского и налогового учетов. Обусловлена она несовпадением нормативных документов, регламентирующих экономические и налоговые условия деятельности организаций.

Налоговая система – это совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых с плательщиков в соответствии с налоговым законодательством.

Принцип построения налоговой системы: обязанность уплаты налогов; легальность законов и порядка платежей; точное определение каждого налога, его размера, времени и способа уплаты; взимание каждого налога в такое время и таким способом, какие наиболее удобны плательщикам; оптимальность налоговых изъятий; однократность налогообложения; справедливость; всеобщность; стабильность и гибкость налоговой системы; сокращение издержек по налогообложению.

Налог – это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, оговоренных законодательством.

Свойства налога:

- односторонний характер установления налогов;   

- безвозмездность, безвозвратность;

- принудительный характер, обязательность платежа;

- безэквивалентность, т.е. уплата налогов сопровождается встречным исполнением со стороны государства каких-либо функций.

Функции налога:

1. Фискальная функция (связана с формированием доходной части бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов);

2. Регулирующая функция (проявляется в том, что государство оказывает прямое влияние на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы);

3. Контролирующая функция (порядок ведения операционно-бухгалтерского учета определяется Государственной налоговой службой - ГНС).

Классификация налогов осуществляется по нескольким классификационным признакам:

1.                По объекту налогообложения

а) косвенные налоги – включены в цену турпродукта и оплачиваются потребителем (например, налог на пользователя автодорог);

б)прямые налоги – непосредственное изъятие части дохода налогоплательщика (например, налог на прибыль).

2. По месту поступления

а) закрепленные налоги– в полном объеме поступают в один из бюджетов: в федеральный, либо в бюджет субъектов федерации, либо в местный;

б) регулируемые налоги – при перечислении распределяются между различными уровнями бюджетов.

3. По уровню управления

а) федеральные налоги – способ уплаты, ставка и льготы по налогам устанавливаются федеральными органами власти (например, налог на добавленную стоимость);

б) субфедеральные налоги - способ уплаты, ставка и льготы по налогам устанавливаются субфедеральными органами власти (например, налог на имущество);

в) местные налоги - способ уплаты, ставка и льготы по налогам устанавливаются местными органами власти (например, налог на рекламу).

4. По цели использования налоговых поступлений

а) общие налоги;

б) целевые налоги – по механизму исчисления и взимания не отличаются от общих. Целевой характер проявляется в том, что данные налоги зачисляются не в доход бюджета, а в специализированные целевые внебюджетные фонды.

5. По срокам взимания налогов

а) регулярные – носят систематический характер уплаты, т.е. более двух раз в налоговом периоде;

б) разовые – уплачиваются в особых случаях (например, когда физическое лицо принимает в качестве наследования или дарения жилой дом, квартиру и т.д.)[6]

Задача

Определите доходы гостиницы, расположенной в районном центре, от предоставления проживающим услуг по ваннам и душам.

В гостинице 50 номеров II категории, из них 10 – двухместных и 40 – трехместных, 45 трехместных номеров III категории и 20 трехместных номеров IV категории. Средний срок проживания – 6 дней. В гостинице 3 ванных комнаты и 5 душевых кабин общего пользования. Средняя продолжительность одной помывки – 1 час. Тариф за помывку в ванной комнате – 25 руб., в душевой кабине общего пользования – 15 руб. Коэффициент использования пропускной способности гостиницы – 0,8. Ванные и душевые работают 320 дней в году, продолжительность рабочего дня – 8 часов.



Решение.

Сначала рассчитаем максимальную пропускную способность ванных комнат и душевых кабин общего пользования.

Ванная комната

320 дней * 8 часов * 3 комнат = 7680.

Средняя продолжительность помывки – 1 час., т.е.е в год 7680 помывок.

Душевая кабина общего пользования.

320 дней * 8 часов * 5 кабин = 12800 часов в год

Средняя продолжительность помывки – 1 час., т.е.е в год 12800 помывок.

Максимальная проходимость всего – 20480 помывок.


Рассчитаем ожидаемое количество клиентов.

 II категория - 10*2+40*3=140 человек в сутки

III категория - 45*3=135 человек

IV категория – 20*3=60 человек.

Средняя продолжительность проживания – 6днй

365/6 = 60,83 раза сменяться постояльцы.

Загрузка гостиницы – 80%

Условно считаем, что процесс помывки осуществляется в средне клиентом 1 раз.

Рассчитаем ожидаемый поток клиентов на помывку:

(140+135+60)*60,83 * 80% = 16302 человека.

Максимальная проходимость всего – 20480 помывок.

Условно считаем, что наибольшей популярность будут пользоваться именно ванные комнаты, поэтому

В год услугами ванной комнаты пользуются: 7680 клиентов, а душевых кабин общего пользования – 8622 человека.

 Итого доход:

7680*25+8622*15= 192000+129330=321330 руб.


















Список литературы

1. Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф.Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985. – с.28.

2. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320 с.

3. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб.: Издательский торговый дом «Герда», 1999. – 192 с.

4. Курилова В.И. Туризм. – М.: Просвещение, 1998. – 224 с.

5. Энциклопедия туриста / Под ред. А.Х. Абуков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – с.97.

6.  Менеджмент туризма: Финансы и бухучет в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 336 с.





[1] Немоляева М.Э., Ходорков Л.Ф.Международный туризм: вчера, сегодня, завтра. – М.: Международные отношения, 1985. – с.28.

[2] Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с.26-28.

[3] Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб.: Издательский торговый дом «Герда», 1999. – с.63-66.

[4] Курилова В.И. Туризм. – М.: Просвещение, 1998. – с. 18.

[5] Энциклопедия туриста / Под ред. А.Х. Абуков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – с.97.

[6]  Менеджмент туризма: Финансы и бухучет в туризме. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с.268-273