ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ

На тему: «ЭТИКА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»






                                               Преподаватель:

                                              

                                     

Студент 2-го курса

                                              

МОСКВА 2007

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ «ДЕЛОВАЯ ЭТИКА»

В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ……………………………………………………... 4

ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И БИЗНЕСОМ …………………….. 9

ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ И ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЛОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ …………………………………………………… 12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………….. 13

ВВЕДЕНИЕ

Термин - «предприниматель» тесно связан с понятием «рынок». Но рынок есть только то, что многие понимают как наличие энного количества продавцов и покупателей на определенный товар (или услугу). Рынок — это сложнейшая система взаимоотношений, в которой соблюдаются свои правила и соотношения. Рыночные отношения регулируются различного рода законами и нормативными актами. Чем развитей рыночная экономика страны, тем полнее и продуманнее становится ее законодательство. В любой сфере предпринимательства взаимоотношения людей (партнеров по бизнесу, конкурентов, начальства и подчиненных) строятся по неписаным законам рынка, которые и являются этикой рынка. Рассмотрим подробнее вопросы о понятии деловой этики, этикета предпринимателя, проведем анализ этики, сложившейся в нашей стране, и выявим причины ее возникновения.

Предпринимательская деятельность — это не только работа с документами, ресурсами, товаром, различными снабженческими и сбытовыми процессами, это прежде всего работа с людьми: персоналом фирмы, партнерами фирмы, консультантами и т. п. Насколько хорошо предприниматель будет работать с людьми, настолько высоки будут его репутация и авторитет в мире бизнеса, а также и успех личного бизнеса.

Предпринимательство — это не только профессия, это призвание, особое свойство души, требующее определенного образа мыслей, поведения и стиля. Предпринимательство это, прежде всего, культура.

 

 

 

СОВРЕМЕННОЕ ПОНЯТИЕ «ДЕЛОВАЯ ЭТИКА» В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ

 

Этика (от греч. Ethos  - обычай, нрав) – учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, то мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

Этику делового общения можно определить как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношения людей в процессе их производственной деятельности.

Современная этика — это, прежде всего, наука, позволяющая рассматривать человеческие отношения, а также оценивать поведение людей с точки зрения общепринятых норм. Существует профессиональная этика, которая включает в себя систему норм нравственного поведения человека, принадлежащего к определенной общественной группе. Предприниматель должен не только знать этические нормы поведения, но и следовать им.

Существует так называемая профессиональная этика, и в частности — деловая этика, которая включает в себя нормы поведения предпринимателя. Предпринимательская деятельность невозможна без многочисленных контактов с людьми, она не рассчитана на работу в одиночку, поэтому культурное общество предъявляет к бизнесмену, как личности, занимающейся отчасти и «общественно-контактной» - работой, особые требования к стилю его работы, социальному облику, характеру общения с окружающими.

В чем разница между деловым этикетом и деловой этикой?

Деловая этика — прежде всего это этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических приемов конкуренции. Деловую этику принято считать единой для бизнесменов различных стран.

Деловой этикет — это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Деловой этикет формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Поэтому тем предпринимателям, которые сотрудничают с зарубежными партнерами, весьма полезно ознакомиться с национальным деловым этикетом сотрудничающей стороны до начала совместной деятельности.


Социально-этические проблемы организации проявляются в поведенческих процессах, которые совместно с операционными и административными, образуют систему общего менеджмента. Наиболее характерными примерами поведенческих процессов являются принятие управленческих решений и коммуникации. Именно эти процессы формируют поведение как отдельных работников, так и целых групп.

Принятие многих управленческих решений связано с морально-этическими дилеммами, к числу которых можно отнести:

·        выбор между краткосрочной выгодой и долгосрочным результатом;

·        соотношение целей и средств их достижения;

·        соотношение материальных и духовных ценностей;

·        соотношение личных и общественных интересов.

Коммуникация, т. е. процесс двустороннего обмена сообщениями делового содержания между работниками, играет важную роль в функционировании организации. Специалисты различают следующие виды коммуникаций в организации:

·        вертикальные (межуровневые) - обмен информацией сверху вниз и снизу вверх;

·        горизонтальные - обмен информацией между должностными лицами или различными подразделениями одного уровня для согласования действий;

·        межличностные - устные сообщения работников (независимо от вида коммуникации).

В настоящее время коммуникация обладает большим арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением к личности. Однако при использовании любого средства коммуникации его форма не должна главенствовать над содержанием (например, при устном общении не следует недостаток аргументации компенсировать громкостью речи).

Этический уровень организации характеризуется степенью соблюдения ее руководителями и сотрудниками нравственных норм делового сотрудничества. Для поддержания надлежащего этического уровня многие организации принимают кодексы, представляющие собой своды правил поведения как руководителей, так и рядовых сотрудников. Чтобы сделать этические кодексы более действенными, в организациях обычно принимают определенные дисциплинарные меры, направленные как на наказание за нарушение кодекса, так и на поощрение поступков, совершенных в соответствии с правилами этического кодекса. По содержанию и объему этические кодексы весьма разнообразны: это могут быть правила деловой этики на одну страницу и стандарты в несколько десятков страниц. Считается, что такие кодексы должны быть основаны на стратегии и видении руководства организации и содержать модель желаемого поведения ее сотрудников.

Морально-этическим (или японским) назван менеджмент персонала при патерналистском отношении к сотрудникам (в том числе пожизненный наем), со значимым использованием моральных стимулов, обучением в процессе практической деятельности посредством ротации кадров и т. п. Этот тип менеджмента наиболее ярко практикуется в Японии. Поэтому представляется возможным назвать его японским. Практикуется он только в отношении персонала. Но, как уже отмечалось, содержание настоящей книги составляют методы, общие для всех типов менеджмента (системные основы менеджмента), а не отдельных его направлений. Поэтому в дальнейшем в настоящей книге этот тип менеджмента рассматривается только для обеспечения полноты классификации типов менеджмента.

Что есть этика? Учение о нравственности и разумном пользовании свободой. Свобода - важнейшая предпосылка независимости. В условиях тоталитарного общества у индивида отсутствует возможность выбора. Именно свобода предполагает, что люди добровольно делают свой выбор, сознательно идут на ограничения, когда это целесообразно. По сути, сам процесс рыночной купли-продажи всегда является нахождением компромисса между продавцом и покупателем. Рыночная экономика, кроме всего прочего - непревзойденный механизм, позволяющий с помощью конкуренции превратить личный, эгоистический интерес человека в общественное благо.

Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

1)    концепция "служения обществу", которой - благодаря внутрифирменной политике - привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, - вот краеугольный камень их мировоззрения. " Благополучие производителя , - писал Генри Форд, - зависит в конечном счете...от пользы, которую он приносит народу".

2)    как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, - вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.

3)    логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес - это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач - своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

4)    искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя - непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже честной конкуренции стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям - союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики. Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

5)    гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

6)    такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

7)    принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".

ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ЭТИКОЙ И БИЗНЕСОМ


Противоречие между этикой и бизнесом, весьма остро проявляется в деловом общении, причем на самых разных его уровнях: как между организацией и социальной средой, так и внутри самой организации. Между управляющими, предпринимателями и вообще деловыми людьми по отношению к указанному противоречию существуют две основные позиции.

1.     Считающие себя прагматиками полагают, что в деловом общении и вообще в бизнесе этика сама по себе не нужна. Единственная обязанность управляющего корпорацией, работающего по найму у владельца бизнеса, - любыми доступными средствами максимизировать прибыль, "делать как можно больше денег", всячески приспосабливаясь к нормам общества, воплощенным в законах и этических традициях. С этой позиции, которую можно назвать "деловой макиавеллизм", этические нормы и сам язык этики рассматриваются как помеха в деловом общении. В нем стараются избегать разговоров о морали, этических идеалах, долге и социальных обязанностях, поскольку в результате появляются "излишние", "не относящиеся к делу" проблемы, касающиеся моральной и социальной ответственности.             Крайним случаем неэтического поведения бизнесменов, руководителей предприятий является нарушение закона. Но неэтическим поведением следует также считать различного рода действия компаний, не предпринимающих различных мер для устранения дефектов в своей продукции, которые могут привести к вредным последствиям для населения. Поэтому в понятие этики делового общения входит и забота руководителей предприятий о качестве своей продукции, ответственность за тот вред, который она может нанести населению. Примером неэтического поведения, ставшим почти классическим, является действие фирмы "Форд Мотор", которая возражала против изъятия модели "Пинто" из производства или перепроектирования ее топливной системы с целью ликвидации возможных опасностей, связанных с бензобаком. Суть дела состояла в том, что в 1978 г. три женщины сгорели заживо, когда "Пинто", в которой они находились, получил удар сзади и бак с бензином взорвался. Между тем компании "Форд" было известно о технических недостатках бензобака и даже то, как избавиться от этого дефекта. Но, как показали расчеты, выплата компенсаций, если произойдут несчастные случаи, обойдется компании дешевле по сравнению с затратами на то, чтобы сделать надежный бензобак. И компания преступила нормы морали. Этика делового общения касается, конечно, не только социальной ответственности руководителей предприятий. Она охватывает широкий круг вопросов, относящихся к целям и средствам ведения бизнеса. В этой связи следует отметить, что представители делового прагматизма подчас используют непригодные средства для достижения своих целей, такие, как взятки, подкуп и т.д. Но помимо этого и сами цели делового общения могут носить неэтический характер. При этом общение может рассматриваться неэтичным не потому, что оно противозаконно, а вследствие несовместимости делового общения моральным ценностям. Примером может служить заключение сделок, контрактов на постройку экологически вредных предприятий.

2.     Вторая позиция по отношению к противоречию между этикой и бизнесом состоит в том, что соблюдение этических норм в деловом общении признается важным не только с точки зрения ответственности бизнесменов перед обществом и самими собой, но и необходимым для эффективности производства. В этом случае этика рассматривается не только как необходимый нравственный императив поведения, но и как средство, помогающее увеличить рентабельность, способствующее укреплению деловых связей и улучшению делового общения. Думается, что этот подход является более цивилизованным и в конце концов более эффективным, так как предприятие - компонент общества, и утверждая этические нормы общения у себя, оно в то же самое время способствует их распространению и в социуме, окружающей социальной среде. А чем более благополучной становится этическая атмосфера в обществе, тем более благоприятная обстановка создается для бизнеса. Вместе с тем неэтическое поведение и общение рано или поздно обернется, если и не прямыми экономическими убытками, то во всяком случае социальными и нравственными издержками как для предприятия, так и для социальной среды.

Поэтому, рассмотрев оба взгляда на место этики в деловом общении, следует, по нашему глубокому убеждению, присоединиться не к Никколо Макиавелли, проповедовавшему "освобождение" политики от морали, а к Бенджамину Франклину, утверждавшему, что "честность - лучшая политика".


В основе бизнеса должно лежать не только стремление увеличить капитал, но и желание приносить пользу другим в целом, обществу; привносить в бизнес творческое начало.

Уважать профессионализм и компетентность. Понимать и поддерживать тех, кто хочет и умеет работать, стремится к самореализации.

Понимать необходимость честной конкуренции, уважительно относиться к другим предпринимателям. Уважать законы, государственную власть, любую собственность, социальный порядок.

Стремиться к нововведениям, ценить культуру и образование, принимать активное участие в развитии науки и техники, выступать в поддержку экологических обществ.

Принимать окончательное решение самостоятельно, но перекладывая ответственность на подчиненных.

Планировать работу так, чтобы она не шла вразрез с личными целями сотрудников.

Терпимо относиться к недостаткам других, никогда и никого не унижать.

Соблюдение предпринимательского этикета, культура общения, доскональное знание своего дела, вежливость, корректность, чувство меры во всем и некоторые другие «атрибуты» делового человека — гарантия половины успеха в предпринимательской деятельности. Знание и соблюдение этического кодекса, заинтересованность в успехе не только личного, но и отечественного бизнеса и здоровый азарт в делах привлекут внимание зарубежных предпринимателей, стремящихся расширить сферу своего бизнеса, станут тем «элементом», который поможет нашей стране приобрести экономическую стабильность и подняться на более высокий уровень на международном рынке.

ИСТОЧНИК НРАВСТВЕННЫХ И ЭТИЧЕСКИХ НОРМ В ДЕЛОВЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ


         Источник нравственных и этических норм в деловых взаимоотношениях следует видеть в вере.

В этике долг - это поступок, который надлежит совершить в силу взятого на себя обязательства, либо потому, что человек свободно принял в качестве авторитетной для себя нравственную норму (правило, заповедь). Христианство сохраняет этику долга, опирающуюся на Декалог, но в своем существе это этика любви к Богу и ближнему.

В отличие от необязательных, только относительных и условных правил поведения долг выступает по самой своей сущности абсолютным требованием, следовать которому, как закону, надлежит безусловно.

Действие не «сообразно с долгом», а «из чувства долга» — вот что имеет истинную нравственную ценность. Человек поистине нравствен только тогда, когда исполняет долг не ради какой-либо внешней цели, а ради самого долга.







СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.                             Психология и этика делового общения: учебник для студентов вузов/Под ред.В.Н. Лавриненко – 5 изд. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

2.                             А. Гулыга «Кант», М. «Молодая гвардия» 1981г.

3.                             Ботавина Р.Н. Этик деловых отношений. Учеб.пособие. – М.: Финансы и статистика, 2001.