Содержание

1.        Классификация туризма. Характеристика конгрессного туризма. 3

2. Перевозка туристов автомобильным транспортом. 5

3. Страхование туристов. 8

4. Тенденции развития мировых туристических центров (Германия). 10

Список литературы.. 12























1.    Классификация туризма. Характеристика конгрессного туризма.

Туризм в зависимости от составляемых услуг и обслуживаемых категорий населения разделяется на внутренний и международный.

Внутренний туризм – это временный выезд граждан конкретной страны с постоянного места жительства в пределах национальных границ той же страны для отдыха, удовлетворения познавательных интересов, занятий спортом и в других туристских целях. Внутренний туризм не представляет собой отдельную сферу, а связан со всеми другими секторами национальной жизни.

Международный туризм – систематизированная и целенаправленная деятельность предприятий в сфере туризма, связанная с предоставлением туристских услуг и туристского продукта иностранным туристам на территории Российской Федерации (въездной туризм) и предоставлением туристских услуг и туристского продукта за рубежом (выездной туризм). Имеет также место понятие национальный туризм – совокупность деятельности в сфере внутреннего и выездного туризма, т.е. обслуживание туристов из числа жителей своего государства.

По способу организации различают плановый и самодеятельный туризм.

Плановый туризм – это любые виды туризма, разрабатываемые и реализуемые организаторами туризма – туроператорами. Плановый туризм регулируется государством с помощью законодательных и нормативных актов. Он составляет основу индустрии массового туризма. В значительной степени плановый туризм является главной составляющей деятельности различных коммерческих организаций и предпринимателей.

Самодеятельный туризм – специфический вид туристской деятельности, осуществляемый на добровольной самодеятельной (любительской) основе. Самодеятельный туризм основывается на деятельности добровольных туристских объединений, союзов и туристских клубов, которые издают собственные нормативные акты, регулирующие туристскую деятельность, проводят походы, туристские слеты и соревнования, издают собственную туристскую методическую литературу и периодические издания. Самодеятельный туризм имеет программно-нормативные основы, определяющие направления, характер, содержание туристской общественной практики, требования по овладению туристскими умениями и навыками[1].

Конгрессный туризм включает поездки иностранцев для участия в международных научно-технических и гуманитарных мероприятиях, конгрессах, конференциях, симпозиумах, выставках. Туристская сторона этих поездок заключается в организации необходимого обслуживания (гостиничное питание, транспортные сферы, культурная программа) в дни проведения конгрессного мероприятия, а также организации экскурсионных поездок по стране, в которых, как правило, принимает участие большинство конгрессменов. Проведение конгрессных мероприятий в отдельных туристских центрах зависит от организаторов, которые всегда учитывают наличие соответствующих материально-технических условий (конференц-залы, залы для секционных заседаний с возможностью синхронного перевода, оперативную международную связь, развитую инфраструктуру). Обычно организаторы конгрессных мероприятий назначают из числа турфирм агента, которому поручают проведение работы по туристскому обслуживанию участников конгресса, симпозиума и т.п[2]. При организации конгрессных туров целесообразно предусмотреть: обеспечение оргтехникой, множительной техникой; наличие помещений для заседаний; изготовление папок, значков, пригласительных билетов и их распространение; проведение банкетов, приемов, коктейль-часов, пресс-конференций, работу секретариата. Необходимо также обеспечить предоставление автотранспорта: автобуса для экскурсионных поездок, автомобилей для деловых поездок[3].

2. Перевозка туристов автомобильным транспортом.

Автобусные путешествия – сравнительно молодой вид туризма. Начало его развития можно отнести к 70-м годам XX века.

 К преимуществам автобусного туризма относятся:

 – дешевизна данного вида туризма в Европе, поэтому главным фактором, влияющим на продажу автобусных туров, является цена, за ней следуют качество обслуживания, репутация турфирмы, затраты времени и другие факторы.

 - он рассчитан на людей, жаждущих новых впечатлений и знаний, стремящихся за короткий промежуток времени увидеть максимальное количество новых мест.

В зависимости от целей перевозки пассажиров весь автобусный парк можно разделить на несколько групп:

1. Городские и пригородные автобусы для перевозки пассажиров. В небольших населенных пунктах и многих городах, где отсутствуют такие средства передвижения как метро и трамвай, автобус является единственным средством городского общественного транспорта.

2. Автобусы для перевозки туристов к крупным транспортным узлам (в международные аэропорты, железнодорожные вокзалы, морские порты и т.д.). Такая транспортная ориентация в туризме называется трансферт и предназначена для организации доставки туристов при прибытии от аэропорта в туристский центр или к отелю и обратно. Это исключает пользование городским транспортом.

3. Специальные (единичного изготовления) автобусы вместимостью до 200 человек используются в международных аэропортах для перевозки пассажиров и туристов от терминала к самолету по летному полю.

4. Автобусы для экскурсионных целей. Наибольшая часть экскурсий по туристким центрам организуются именно на автобусах. Часть объектов экскурсионного показа туристы обозревают непосредственно из автобуса по ходу движения, например, при обзорной экскурсии по городу.

Использование автобусов для экскурсий связано с необходимостью согласования маршрутов со службой дорожного движения, т.к. обычно в местах туристкого интереса запрещена стоянка автотранспорта, а для экскурсионных автобусов делается исключение.

Автобусы для дальних регулярных рейсов и перевозки туристов (рейсовые и чартерные). Рейсовые маршруты распространены повсеместно, т.к. их отличает: неизменность установленного маршрута, точность расписания, остановки в строго определенных и обозначенных местах. Как правило. Автобусы отправляются с автобусных станций, устраиваемых около аэропортов, морских и речных вокзалов, железнодорожных станций, конечных станций метро.

Автобусы для чартеров арендуются турфирмами с водителем и без водителей. Сроки аренды могут составлять от 8 ч до нескольких месяцев. При перевозке туристов в один конец необходимо учитывать пустой прогон назад в место проката.

Автобусы, оборудованные под кемперы или караваны. Внутри салона такого автобуса (вместимость до 6 человек) оборудуется настоящее жилое помещение со спальными местами, кухней с газовой плитой, холодильником и санузлом, раковиной и душем (ванной). Автобусы различаются по своему оборудованию и классифицируются по звездам (как гостиницы). Караваны чаще всего предлагаются в аренду в туристских центрах и пунктах проката автомашин.

Специфические автобусы для сафари и приключенческих туров. Это, как правило, автобусы класса люкс или более простые в зависимости от характера путешествия и состава группы (вместимостью до 25 человек). Они приспособлены для езды по групповым дорогам, достаточно экипированы для совершения продолжительных поездок на природе вне автострад и центров технического обслуживания, оборудованы кондиционером, холодильником, туалетом, прицепом с кухней, большой емкостью с питьевой водой (до 200 л), а также походным снаряжением. Двухместными палатками и др.

Автобусные путешествия могут быть организованы как на собственных автобусах, принадлежащих турфирме, так и на арендованных. В России перевозки пассажиров автомобильным транспортом могут выполнять только предприятия, имеющие право осуществлять такие перевозки. Для проведения международного тура перевозчик должен иметь две лицензии – на международные и внутренние перевозки пассажиров, а каждый автобус – две лицензионные карточки – красного цвета (стандартная лицензия) и зеленого цвета (стандартная международная лицензия). Порядок взаимоотношений между автотранспортными предприятиями и турфирмами определяется и регулируется заключенными договорами.

Договор турфирмы и предприятия транспорта содержит такие пункты как количество автобусов и машино-часов с разбивкой на будни и выходные дни, а также по кварталам; сроки согласования планов выделения автобусов с разбивкой по дням недели (за 10 дней до начала каждого месяца); ориентировочную сумму платежей по договору; условия выделения автобусов; сроки подачи заявок и их формы; взаимные обязательства и ответственность сторон; маршруты, подлежащие обслуживанию; порядок взаиморасчетов и другие вопросы.

Время пользования автобусом исчисляется с момента выезда из гаража и до момента возвращения в гараж за вычетом времени отдыха шофера, что должно оговариваться при оформлении заказа. Общее оплачиваемое время за пользование автобусом по отдельному заказу при расчете с заказчиком округляется с точностью до 0,5 ч (время меньше 0,5 ч считается за полчаса, а больше 0.5 ч – за целый час)[4].




3. Страхование туристов.

Выезжая за границу, турист оказывается в экстремальной ситуации: незнакомая социальная обстановка, другой климат, иной режим питания, изменение химического состава воды, различного рода неожиданности и непредвиденные ситуации влекут за собой опасность для здоровья туриста. Программы страхования туристов, выезжающих за рубеж, имеют целью предупредить подобные риски и справиться с их последствиями.

Под страхованием понимается система экономических отношений по защите имущественных интересов физических или юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых рисков или случаев) за счет денежных фондов (страховых фондов), формируемых или уплачиваемых из страховых взносов путем выплаты страхового возмещения. Страхование в туризме имеет своей целью покрытие ущерба, вызываемого неблагоприятностями, заранее предусмотренными событиями, которые возможны в практике туристской деятельности, но не обязательны.

Страхование бывает обязательное и добровольное, групповое или индивидуальное и осуществляется на основании соответствующих правил. В правилах страхования приводятся порядок заключения, изменения, прекращения и срок действия договора страхования, рассматриваются страховые риски и случаи, а также сумма страхования, страховой взнос и страховое обеспечение, права и обязанности сторон. При заключении договора страхования страхователь (застрахованный) получает соответствующий полис страхования. Основания для освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения и страховой суммы следующие - страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.

Виды страхования в сфере туризма включают страхование туриста и его имущества, в том числе страхование жизни и здоровья (медицинское страхование), страхование риска турфирм и ряд других видов. Специфическими видами страхования являются, страхование на случай задержки транспорта, плохой погоды во время нахождения на отдыхе, а также непредставление или ненадлежащее предоставление туристских услуг, указанных в путевке или ваучере. Законодательства большинства стран мира предусматривают обязательное страхование гражданской ответственности водителей и владельцев автотранспорта (автотуристов), поэтому автотурист обязан оформлять страховой полис при пересечении границы. В Европейском союзе для автотуристов обязательно получение такой страховки в виде зеленой карты, при этом размер страховой выплаты зависит от класса автомобиля и продолжительности поездки.

Существуют разновидности международного страхового полиса, позволяющего получать и оплачивать страховые услуги в любой стране мира. Так, обладателям международного страхового полиса французской компании “Gesa Assistance” на весь период пребывания за границей без дополнительной оплаты могут быть предоставлены: необходимая экстренная медицинская помощь; экстренная стоматологическая помощь; услуги по медицинской транспортировке всеми видами транспорта; доставка родственников к месту происшествия и обратно; квалифицированная юридическая помощь.

Указом президента «Об основных направлениях государственной политики в сфере обязательного страхования» установлено, что сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа или путевки и взимается с пассажира туриста экскурсанта при продаже проездного билета или путевки. Размер страховой суммы по обязательному личному страхованию пассажиров установлен в размере 120 минимальных размеров оплаты труда[5].

4. Тенденции развития мировых туристических центров (Германия).

Из табл. 1[6] можно увидеть, что Германия в 2000 г. занимала лишь десятое место по международным прибытиям из пятнадцати стран.

Таблица 1 – Пятнадцать стран-лидеров по международным туристским прибытиям в 2000 году

Страна

Рейтинг страны по количеству международных туристских прибытий

Количество прибытий в 2000 г.

Изменение туристких прибытий в 2000 г. по сравнению с 1999 г., %

1

2

3

4

5

6

Франция

1

1

1

74500

+2,0

Испания

3

3

2

53600

+3,7

США

2

2

3

52700

+8,7

Италия

4

4

4

41200

+12,8

Китай

12

8

5

31200

-15,5

Великобритания

7

5

6

24900

-1,9

Россия

17

18

7

22800

+23,2

Канада

10

11

8

20400

+4,9

Мексика

8

7

9

20000

+5,0

Германия

9

13

10

18900

+10,5

Польша

27

9

11

18200

+1,3

Австрия

6

10

12

17800

+2,0

Венгрия

5

6

13

15600

+8,1

Китай, Гонконг

19

15

14

13100

+15,3

Греция

13

16

15

12500

+2,8

Итого по 15 странам




437400


Всего




698300

+7,4


Такие страны, как Франция, Испания, США, Италия, Китай, Великобритания, Россия, Канада, Мексика опережают Германия по туристским прибытиям. Однако, как видно из табл.1, в 2000 г. уровень туристских прибытий в Германию повысился на 10,5% по сравнению с 1999 г.

Долгосрочные перспективы развития индустрии туризма предполагаются специалистами оптимистически. Ожидается, что к 2010 г. в мире будет путешествовать 1 млрд. человек, а к 2020 г. – 1,5 млрд. человек и доходы от гостинично-туристских услуг составят примерно 32 млрд. долларов США. Девятка стран-лидеров выездного туризма в 2020 г. представлена в табл. 2 (прогноз ВТО).

Таблица 2 – Девятка стран-лидеров выездного туризма

Страна

Количество международных поездок, млн.

Доля рынка %

1

2

3

Германия

163,5

10,2

Япония

141,5

8,8

США

123,5

7,7

Китай

100,0

6,2

Великобритания

96,1

6,0

Франция

37,6

2,3

Нидерланды

35,4

2,2

Канада

31,3

2,0

Россия

30,5

1,9

Италия

29,7

1,9


Таким образом, на основании данных табл. 1 и 2, можно сделать вывод что в Германии более развит выездной туристский бизнес и что в будущем Германия будет лидером в индустрии этого бизнеса.

Список литературы

1. Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 320с.

2. Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм. – М.: Мастерство, 2002. – 192с.

3. Чудновский А.Д. , Жукова М.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 288с.

4. Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». Издательство ЭКМОС, 2002. – 400с.

5. Гуляев В.Г. Контракты, договоры, соглашения, формуляры в туристской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – с.234.

6. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика. 1999. – 176с.



[1] Квартальнов В.А. Туризм. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с.26-28.

[2] Исмаев Д.К. Маркетинг иностранного туризма в РФ. Теория и практика деятельности туристских фирм. – М.: Мастерство, 2002. – с. 69-70.

[3] Чудновский А.Д. , Жукова М.А. Менеджмент туризма. – М.: Финансы и статистика, 2003. – с. 89.

[4] Туризм и гостиничное хозяйство / Под ред. Чудновского А.Д. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЭМ». Издательство ЭКМОС, 2002. – с.322-324.

[5] Гуляев В.Г. Контаркты, договоры, соглашения, формуляры в туристской деятельности. – М.: Издательство ПРИОР, 1998. – с.234.

[6] Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика. 1999. – с.98.