Введение
Развитию законодательства о государственной и муниципальной службе уделяется в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных и муниципальных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного и муниципального аппарата, обеспечения профессионализма государственных и муниципальных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной и муниципальной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной и муниципальной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Толчком к изучению государственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года “перестройка”, когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона “О государственной службе”. Появляется ряд научных статей посвященный этой теме[1], идет активное обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной службы как таковой. Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.
Главная функция государственной и муниципальной службы, и в этом ее суть, - служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать устойчивую связь государства (города) и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная и муницмпальная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество па практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, (формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение правового обеспечения государственных и муниципальных служащих в РФ.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Раскрытие понятия государственной службы;
2. Характеризовать хронологию принятия нормативно-правовых актов по вопросам государственной службы;
3. Сравнить уровень федерального закона и уровень закона субъекта Федерации.
Задание 1
Понятие государственной службы:
Государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах свои полномочий государственной власти и управления; совокупность правовых, социальных и организационных норм, правил, стандартов, традиций по реализации Конституции РФ и законов государства, его политических, экономических и социальных задач; публично-правовое отношение между государством и государственными служащими по поводу условий, методов и результатов служения государству и обществу. (Государственная служба: теория и организация. – Ростов н/Д., 1998. – С.35)[2].
Задание 2
Хронология принятия нормативных актов по вопросам государственной и муниципальной службы:
1. Федеральный Закон "Об основах государственной службы Российской Федерации" N 119-ФЗ 31.07.1995 г. (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 N 35-ФЗ, от 07.11.2000 N 135-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской Федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации.
В демократическом обществе государство является основной формой консолидации общечеловеческих и национальных, социальных и профессиональных ценностей и интересов его граждан. Свои задачи государство решает через государственную службу, являющуюся комплексным правовым и социальным институтом, функционирующим посредством осуществления людьми профессиональной деятельности по реализации компетенции государственных органов и государственных должностей.
В формировании социально-правового института государственной службы России большая роль отведена федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" (утвержден 31 июля 1995 г., № 119-ФЗ). В соответствии с этим законом под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная служба в соответствии с принципом разделения полномочий и характером государственного устройства включает государственную службу, осуществляемую в аппарате органов представительной и судебной власти, в органах исполнительной власти, а также в иных государственных органах, реализующих от имени государства его функции, которые отнесены актами законодательства Российской федерации к государственной службе.
В законе выделены три базовых понятия:
государственная служба - практическое и профессиональное участие граждан и осуществление целей и функций государства посредством (путем) исполнения государственных должностей, учрежденных в государственных органах;
государственная должность - юридическое (правовое) установление, характеризующее в каждом государственном органе специально выделенный объем и содержание деятельности (участия) в реализации его компетенции (функций и полномочий);
государственный служащий - гражданин, занимающий государственную должность и исполняющий ее на профессиональной основе (постоянно и за оплату)[3].
Исходя из обозначенных базовых понятий, можно выделить основные элементы.
Государство - это система государственных органов федерального, регионального и местного уровней.
Государственный орган - это система государственных должностей, замещаемых государственными служащими. Таким образом, государственная служба является связующим звеном, с одной стороны, между гражданином и обществом, а с другой - между политикой и Особо следует рассмотреть вопрос организации и управления государственной службой Российской Федерации. Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской федерации" (ст.26) определяет федеральный орган по вопросам государственной службы.
В настоящее время координация деятельности по реализации задач, вытекающих из положений рассматриваемого Федерального закона, осуществляется Советом по вопросам государственной службы при Президенте Российской федерации.
Учитывая особенности и уникальность России, ее государственная служба должна быть единой; это обусловлено необходимостью сохранения целостности России, согласования всех уровней власти и подсистем государственного управления. Необходимо определить виды деятельности, присущие каждому уровню государственного управления, и нормативно их закрепить. Смыслом и содержанием государственной службы должно быть служение государству, укрепление государственности, развитие общества.
Принятие Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" превращает государственную службу в правовое поле. Это позволяет проводить формирование государственного аппарата на качественно новой основе и повысить эффективность его функционирования.
Принятие Закона способствует развитию законодательной, нормативной базы государственной службы.
За последнее время принят и ряд других законодательных и нормативных актов, способствующих формированию государственной службы, однако процесс этот сложный и длительный. Одной из важных проблем "сегодняшнего дня" является налаживание взаимодействия, с одной стороны, между федеральной государственной службой и государственной службой субъектов Федерации, а с другой - между государственной и муниципальной службами. Следует помнить, что как бы ни совершенствовалась и ни реконструировалась пирамида государственной власти, в ее основании всегда будут находиться структуры самоуправления и самоорганизации.
2. Закон НСО "О государственной службе" № 40 от 10.07.96 г.
Настоящий закон Новосибирской области устанавливает правовые основы организации государственной службы в НСО и основы правового положения государственных служащих в НСО.
Закон устанавливает кадровую политику и основы управления персоналом в НСО; подготовкой основных законов и нормативных документов, а также реализует систему функционирования государственных служащих в НСО; оценку эффективности отдельных государственных структур; осуществляет реформы системы штатов; координацией широкой научно-исследовательской работы по основным проблемам развития государственной службы, в том числе по основным направлениям управления персоналом.
Задание 3
В данном задании речь пойдет об уровне государственной службы в субъекте Федерации - Новосибирской области. В этой связи представляется целесообразным и правомерным сравнить уровень субъекта Федерации с федеральным уровнем государственной службе.
Применительно закону Новосибирской области как субъекту Федерации и с учетом выявленной специфики, это означает, что область вправе самостоятельно:
- формировать органы государственной власти, в т.ч. и исполнительные, и государственные должности;
- устанавливать правовой статус государственных служащих, находящихся на государственных должностях и обеспечивающих деятельность органов государственной власти[4]. Правовой институт государственной службы формируется также самостоятельно в пределах Конституции Российской Федерации и в соответствии с действующим федеральным законодательством. Система органов государственной власти субъекта Российской Федерации - определена в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законодательством и законом Новосибирской области. Тем самым, не противореча федеральному закону «Об основах государственной службы в РФ»
Институт государственной службы на любом уровне включает в себя правовые нормы, которые устанавливают: формирование государственно-служебного правоотношения; государственные должности, которые занимают служащие, осуществляющие от имени государства его функции; правовой статус служащего; прохождение службы; прекращение государственно-служебного отношения. Этому институту права соответствуют конкретные законодательные и иные нормативные акты, определяющие все основные элементы этого института. Например, федеральный Закон об основах государственной Службы РФ и закон НСО устанавливают следующие общие пединституты: государственная должность; классификация государственных должностей; понятие государственного служащего и основы его правового положения; прохождение государственной службы. Включаемые в институт государственной службы пединституты могут быть поняты только тогда, когда четко определено их положение в структуре института государственной службы.
В обоих законах, то есть на разных уровнях прописан правовой статус государственных служащих и включает следующие составляющие: способы замещения государственных должностей; нормирование и организацию труда; требования, предъявляемые к государственным служащим; права, обязанности, ограничения и запреты по должности; прохождение службы (аттестация, повышение по службе, присвоение квалификационного разряда, ранга, специального звания и т.п.); меры стимулирования и ответственности.
Заключение
Таким образом, рассмотрев несколько трактовок определения «государственной службы» на, мой взгляд, наиболее полно раскрывает суть следующее понятие: государственная служба – это деятельность по выполнению в пределах полномочий государственной власти и управления
Для этого она выполняет следующие задачи:
формирование общественно-политических и государственно-правовых оснований, обеспечивающих реальную связь государства с населением, поддерживающих авторитет государственной службы; обеспечение эффективной работы и развитие государственного аппарата федеральных и региональных органов власти и управления, а также органов местного самоуправления;
• постоянное совершенствование деятельности работников государственного аппарата на базе научной организации управленческого труда, использования новейших достижений науки и мирового опыта, применения электронно-вычислительной и другой техники;
• демократизация государственного аппарата, создание условий для гласности и открытости его деятельности, строгое соблюдение законности, искоренение бюрократизма, протекционизма, коррупции и других негативных явлений в его работе;
• поддержание в коллективах государственных органов такого организационного и социально-психологического микроклимата, который обеспечивал бы должное несение государственной службы, способствовал развитию деловых качеств работников, формировал рациональные служебные отношения;
• создание и обеспечение надлежащего функционирования системы подготовки и повышения квалификации кадров государственного аппарата, формирование условий для творческого роста на рабочем месте;
• определение порядка подбора, перемещения, продвижения, оценки, поощрения и ответственности государственных служащих в государственном аппарате.
Рассмотрев уровни федерального и регионального законодательства, можно сказать, что они не противоречат друг другу, а входят в общую систему государственной службы.
Таким образом, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, осуществление государственных функций. Важно отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а, следовательно, с осуществлением исполнительной власти, которое основано на соблюдении ряда принципов.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. М 1993.
2. Федеральный закон. "Об основах государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 37. от 5 июля 1995 г. – Правовая система «Гарант»
3. Закон НСО "О государственной службе" № 40 от 10.07.96. – Правовая система «Гарант»
4. Зенков М. Ю. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2002
5. Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Российское государство и право. - 2003. № 12. с. - 90 - 98.
[1] Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Российское государство и право. - 20003. № 12. с. - 90 - 98.
[2] Зенков М. Ю. Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы: УМК. – Новосибирск: СибАГС, 2002 – с 89.
Федеральный закон. "Об основах государственной службы Российской Федерации" //Собрание законодательства Российской Федерации. N 37. от 5 июля 1995 г. – Правовая система «Гарант»
[4] Закон НСО "О государственной службе" № 40 от 10.07.96. – Правовая система «Гарант»