Содержание


Содержание.. 2

1.Основные допущения и требования в бухгалтерском учете. 3

1.1. Требования в бухгалтерском учете. 3

1.2 Исправление ошибочных записей. 6

2. Оформление хозяйственных операций по учету и движению транспортных средств первичными учетными документами. 8

3.Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях транспорта. 11

3.1. Учет затрат  и исчисление себестоимости автотранспортных перевозок. 17

Список литературы... 21

 














1.Основные допущения и требования в бухгалтерском учете.

1.1. Требования в бухгалтерском учете

Во всем мире бухгалтерский учет понимают как деловой язык бизнеса, но  на любом предприятии он испытывает на себе влияние специфических социально-экономических, политических и культурных особенностей каждой страны.

Законодательство России о бухгалтерском учете устанавливает единые правовые и методологические основы организации и ведения  бухгалтерского учета в Российской Федерации .

Основными целями законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете являются:

·        обеспечение единообразного ведения учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, осуществляемых организациями;

·        составление и представление сопоставимой и достоверной информации об имущественном положении организации и их доходах  и расходах, необходимой пользователям бухгалтерской отчетности.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ним требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

·        отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

·        отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций;

·        совпадение данных синтетического и аналитического учета.

Цикл учетной работы за любой месяц (в меж отчетном периоде) можно разделить на три части:

1)составление бухгалтерских записей (проводок) на основании оформленных накопительных, группировочных ведомостей; это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период, именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства.

2) перенос всех факторов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета.

3)формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.

В конце отчетного периода по всем счетам главной книги подсчитываются  дебетовые и кредитовые   обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются  для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы  убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые зависят от применяемой в организации формы учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т.е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим счетам. Имеющиеся в ней три пары колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равны друг другу.


1.2 Исправление ошибочных записей.


В процессе хозяйственной деятельности предприятия в течение отчетного периода все хозяйственные операции  отражаются одним из способов.

Документы и учетные регистры необходимо вести четко и аккуратно. Процесс составления и обработки документов и учетных регистров сопровождается большим количеством записей, в которых могут быть обнаружены ошибки.  Например, неправильно записана сумма, составленная корреспонденция, разнесенная проводка и т.д.  

В том случае, когда ошибка обнаружена в документе или учетном регистре до подсчета итогов, применяется корректурный способ, при котором ошибочная запись зачеркивается одной чертой, так чтобы зачеркнутое можно было прочесть.    

Способ исправления ошибочно сделанных записей в первичных документах, учетных регистрах зависит от момента их выявления и характера ошибки. Исправление может производиться одним из следующих способов: корректурным способом, способами дополнительной и сторнировочной бухгалтерских записей.

Сущность корректурного способа состоит в зачеркивании ошибочной записи и в случае необходимости в написании правильного текста  или суммы. Исправление должно быть подтверждено подписью ответственного лица.

Способ дополнительных бухгалтерских записей (дополнительных проводок) применяется тогда, когда фактически разнесенная в учетные регистры сумма меньше правильной .на разницу делается дополнительная проводка. При этом составляют бухгалтерскую справку, на основании которой исправляют ошибку во всех регистрах.

Способ сторнировочной бухгалтерской записи(«Красное сторно») применяется в следующих случаях:

·        если в регистрах записана большая, чем следовало, сумма;

·        если составлена и разнесена по счетам ошибочная бухгалтерская запись.

Исправления в бухгалтерский учет за прошлый год не вносятся, а отражаются  в году, в котором были обнаружены ошибки в учете.

Одним из распространенных нарушений правил ПБУ 10/99 является включение в состав затрат начисленных страховых взносов в той части, которая была начислена на выплаты не включаемые в себестоимость продукции.





2. Оформление хозяйственных операций по учету и движению транспортных средств первичными учетными документами.


Рациональная организация бухгалтерского учета предполагает применение новейших форм документов, четкий документооборот, обеспеченность квалифицированными кадрами, использование прогрессивной формы счетоводства, широкое применение современной вычислительной техники в обработке экономической информации.

Документ- основа бухгалтерского учета. Совершенствование документации должно быть направленно на широкое внедрение типовых унифицированных форм документов и строгое соблюдение порядка их оформления. Нарушение документооборота, несоблюдение правил оформления документов ведут к запущенности в учете, к ослаблению контроля за выполнением  хозяйственных операций.     

Всем известно, что работа бухгалтера связана с огромным количеством бумаг. Поэтому все хозяйственные операции должны быть оформлены надлежащими документами: отгрузка товаров покупателю- накладной , выдача денег из кассы – расходным кассовым ордером, работа автомобиля- маршрутным листом.[1]

Таково требование федерального закона от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». А уже на основании этих документов бухгалтер делает записи в учете. Поэтому эти документы называются первичными: ведь если нет документа, нет и основания для бухгалтерской проводки.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» требует оформления первичных документов на типовых бланках. Для большинства таких хозяйственных операций такие бланки разработал Госкомстат России. Так, в настоящее время действуют типовые бланки для учета:

·        основных средств;

·        материалов;

·        кассовых операций;

·        операций, связанных с оплатой труда;

·        результатов инвентаризации;

Кроме того, Госкомстат разработал бланки, учитывающие специфику отдельных отраслей. Так в настоящее время утверждены типовые бланки для учета:

·        торговых операций;

·        операций на предприятиях общественного питания;

·        капитального строительства;

·        работы строительных машин и механизмов;

·        операций на автомобильном транспорте;

·        сельскохозяйственной продукции и сырья.

Формы документов, используемых при безналичных расчетах, утверждены Центральным Банком РФ.

Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать первичный документ, приведен в положении во ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина от 29 июля 1998г. № 34н):

·        наименование документа(формы);

·        код формы;

·        дата составления документа;

·        наименование организации, от имени которой составлен документ;

·        содержание хозяйственной операции;

·        измерители хозяйственной операции (в натуральном и денежном выражении);

·        наименование должностей работников, ответственных за совершение операции и правильность ее оформления;

·        личные подписи этих работников и их расшифровки.

За нарушение оформления первичных документов организация может быть оштрафована. Так, статья 120 налогового кодекса РФ «отсутствие первичных документов» классифицируется как грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения.[2]

  


 


















3.Особенности бухгалтерского и налогового учета на предприятиях транспорта.

Основным видом услуг, предоставляемых транспортом населению, являются перевозки пассажиров. Различают внутригородские, пригородные  и дальние перевозки.[3] 

Для характеристики объема перевозок применяются показатели числа отправленных пассажиров, прибывших пассажиров и пассажирооборота.

Количество отправленных пассажиров исчисляется по числу проданных билетов.

Перед автотранспортом ставится задача по своевременному, качественному и полному удовлетворению потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, повышению экономической эффективности его работы.

Учет в автотранспорте организуется по плану счетов бухгалтерского учета, утвержденному Министерством финансов РФ. Здесь применяются единые регистры журнально- ордерной формы. Учет расходов по содержанию автомобильного транспорта и ряда других объектов ведут в специализированных регистрах. Материальные ценности учитываются по оперативно- бухгалтерскому сальдовому методу. В отрасли применяются типовые, типовые междуведомственные и специализированные документы. Учет расходов по эксплуатации автотранспорта ведется на счете 20 «Основное производство». Затраты по эксплуатации автомобильного транспорта, находящиеся на балансе, учитываются на счете «Вспомогательные производства».

Так как ст.9 Федерального закона «О  бухгалтерском учете» от 21/11/96 № 129-ФЗ определено, что все хозяйственные операции  должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет, то не только государственные, но и коммерческие фирмы, общественные организации и предприятия, имеющие автомобили, обязаны использовать путевой лист установленной формы.

В соответствии с п. 1.2. постановления Госкомстата РФ от 28/11/97 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» в настоящее время действуют следующие унифицированные бланки первичной документации по работе автомашин.

Эти документы являются основой для списания товарно- материальных ценностей у грузоотправителя и оприходования у грузополучателя.    

Учет затрат по основной деятельности организации транспорта должен обеспечить  выявление полной себестоимости произведенных работ по каждому виду.

Учет накладных расходов автомобильного транспорта ведется по установлено номенклатуре , на счете 26 « Общехозяйственные расходы», с которого их ежемесячно списывают в дебет счета 20.

Предприятия транспорта доходы,  полученные от основной деятельности, учитывают на счете «Доходы от реализации». К доходам относят:

·        суммы по единым тарифам за выполненные перевозки грузов;   

·        порожний пробег;

·        дополнительный простой автомобилей;

·        суммы ,взысканные с клиентов  за пробег автомобилей.

В конце месяца расходы по эксплуатации грузового транспорта, учтенные на дебете счета 20, списывают в дебет счета «Прибыли и убытки», таким образом вычисляется ежемесячно прибыль или убыток от транспортной деятельности. Аналогично определяют результат от транспортно- экпидиционных и погрузочно- разгрузочных операций.[4]

Транспортное обеспечение предприятий является важным моментом в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг) и, конечно, оказывает влияние на окончательный финансовый результат.

В настоящее время большинство малых предприятий решает свои транспортные проблемы самостоятельно, имея на балансе автотранспорт.

Предприятия, не имеющие своего автотранспорта, обращаются к специализированным автотранспортным предприятиям.

Автомобильный транспорт предприятия включается в состав основных средств.

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому у чету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (ред.от 18/05/2002), утвержденного Приказом Минфина РФ от 30,03,2001 №26н, при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

·        использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

·        использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

·        организацией не предлагается последующая перепродажа данных активов;

·        способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

 

Приобретенные машины могут быть отнесены как к производственным, так и непроизводственным основным фондам, от этого зависит отнесение амортизации, затрат по ремонту по автотранспорту на себестоимость для целей налогообложения, поэтому следует четко определить направление использования приобретенной автомашины.

Кроме того согласно ст. 254 НК РФ транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и структурных подразделений самой организации по перевозкам грузов внутри организации также относятся к материальным затратам в составе работ производственного характера.

Отметим, что предприятия сферы материального производства вправе были уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму фактических затрат капитального характера, направленных на приобретение легкового автомобиля, используемого в производственных целях.

Однако, глава 25 НК РФ отменила льготы по налогу. В частности организации и предприятия производственного профиля лишились инвестиционной льготы на капитальные вложения[5].

 Основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости. В соответствии с разделом 2 положения по бухгалтерскому учету «учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденному Приказом Минфина РФ от 30/03/2001г. № 26н, «первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление  за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов(кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Особенностью при заполнении  акта на приемку автотранспортного средства является то, что здесь обязательно указываются марка автомобиля, номер кузова, номер двигателя и шасси. Эти данные должны соответствовать подлинным номерам и автомашине, что контролируется ГАИ при постановке на учет. И присвоении государственного номера.

На основании акта приемки в бухгалтерии открывается  инвентарная карточка учета основных средств по ф. ОС-6, ОС- 6а, ОС-6б, в которых отражаются на основании соответствующих документов прием, перемещение объектов основных средств внутри организации, включая проведение реконструкции, модернизации, капитального ремонта, а также их выбытие или списание( при этом в показателях граф «Сумма начисленной амортизации» указывается соответствующая сумма с начала эксплуатации.

В случае приобретения автомашин предприятиями у физических лиц возникает вопрос правильности применения цен с целью контроля за полнотой исчисления налогов.

В соответствии с первой частью ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения(лицензии).

В соответствии со ст. 17 Федерального закона РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08/08/2001г. № 128-ФЗ (в ред. От 10/01/2003г.)     в перечень видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензии входят:

·        перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек;

·        перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

·        перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны.

По вопросу учета полученной лицензии и произведенных по ее получению затрат в бухгалтерском учете следует отменить следующее. Лицензии на осуществление отдельных видов деятельности не упомянуты в перечислении того, что может быть отнесено к нематериальным активам в п. 55 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности РФ. [6]

В настоящее время в условиях рыночных отношений большое значение придается хозяйственным договорам как действенному средству регулирования имущественных отношений субъектов предпринимательства.

Договор- это документ, фиксирующий согласие сторон, в котором выражается взаимное соглашение действовать совместно в обоюдных интересах. Основные требования к этому документу:

·        договор должен в полной мере отвечать интересам фирмы;

·        договор не должен вступать в противоречие с действующим законодательством;

·        интересы фирмы должны быть защищены юридически, а обязанности контрагента по договору обеспечены его ответственностью.

·        Договор не должен допускать двоякого толкования отдельных моментов.

Порядок заполнения договоров на перевозку грузов отражен в ст. 36 Устава автомобильного транспорта РСФСР, от 08/01/69 № 12.

 




3.1. Учет затрат  и исчисление себестоимости автотранспортных перевозок.


Основанием для учета работы грузового транспорта и определения доходов от перевозок служат путевые листы, в которых на основании товорно- транспортных накладных  указываются все данные по каждой поездке. Количество груза в тоннах, перевезенных за один рейс, умножается на расстояние за один рейс, умножается на расстояние в километрах. Полученные таким образом тонно-километры по каждому путевому листу складываются и получают общий объем работ грузового автотранспорта за отчетный месяц в тонно- километрах.

Для того чтобы бухгалтерская отчетность соответствовала предъявляемым к ним требованиям, должны соблюдаться следующие условия:

·        отражение хозяйственных операций в учете только на основании надлежаще оформленных первичных документов;

·        отражение за отчетный период всех хозяйственных операций и результатов инвентаризаций;

·        совпадение данных синтетического и аналитического учета.

Цикл учетной работы за любой месяц (в межотчетном периоде) можно разделить на три части:

1)составление бухгалтерских записей (проводок) на основании оформленных накопительных, группировочных ведомостей; это самая главная часть цикла учетной работы в межотчетный период, именно на этом этапе от бухгалтера требуется хорошее знание нормативных бухгалтерских документов, так и налогового законодательства.

2) перенос всех факторов хозяйственной деятельности организации за месяц из первичных документов в регистры бухгалтерского учета.

3)формирование информации об объектах бухгалтерского учета на счетах Главной книги на основании итоговых данных учетных регистров.

В конце отчетного периода по всем счетам главной книги подсчитываются  дебетовые и кредитовые   обороты, по подавляющему большинству счетов выводится конечное сальдо. По некоторым счетам, например 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «расчеты с покупателями и заказчиками», 68 «расчеты по налогам и сборам», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», надо исчислять развернутое сальдо.

Отражение развернутого сальдо в балансе (в активе дебетового, в пассиве кредитового) необходимо для объективной характеристики финансового положения организации. Взаимное погашение дебиторской и кредиторской  задолженности (свертывание сольдо) приводит к фальсификации баланса.

Счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 28 «Брак в производстве», 40 «Выпуск продукции (работ, услуг), 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» ежемесячно закрываются, их обороты по Дт и Кт обязательно равны, сальдо отсутствует.

Счета 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки» закрываются один раз в конце года.

Показатели Главной книги (обороты по дебету и кредиту счетов, остатки) используются  для составления бухгалтерской отчетности. Чтобы  убедиться в точности и полноте этих показателей, необходимо периодически проверять записи по счетам.

Для проверки полноты и правильности записей по счетам используются различные приемы, которые зависят от применяемой в организации формы учета.

Обычно проверку записей по счетам Главной книги проводят по следующим направлениям:

·        сличают обороты по каждому синтетическому счету с итогами документов, послуживших основанием для записей;

·        сравнивают между собой обороты и остатки или только остатки по всем счетам синтетического учета;

·        сверяют обороты и остатки или только остатки по каждому синтетическому счету с соответствующими показателями аналитического учета.

Для сверки данных аналитического и синтетического учета, а также для сличения оборотов по всем синтетическим счетам составляют оборотно-сальдовые ведомости отдельно по всем синтетическим счетам и отдельно по аналитическим, объединяемым одним синтетическим счетом, т.е. составляется несколько оборотно-сальдовых ведомостей по аналитическим счетам и одна – по синтетическим счетам. Имеющиеся в ней три пары колонок должны отражать дебетовые и кредитовые итоги, соответственно равны друг другу.

Учет затрат по содержанию грузового автотранспорта ведется объединено по всем автомашинам. Заработная плата подсобных рабочих не входит в себестоимость перевозок.[7]

Объектом исчисления себестоимости по грузовому автотранспорту является один тонно- километр перевозок, себестоимость которого определяется делением всей суммы затрат по эксплуатации грузового транспорта на общее количество тонно- километров перевезенных грузов.

Себестоимость автомобильных перевозок- важнейший экономический показатель деятельности автотранспорта, в ней выражается обобщающие затраты связанные с осуществлением грузовых перевозок автомобильным транспортом.

Себестоимость перевозок учитывается с целью своевременного и полного выявления фактических затрат, а также обеспечения контроля за использованием трудовых, материальных и других видов ресурсов.

«Горючее»- стоимость всех видов топлива по действующим ценам с учетом товарно-заготовительных расходов, используется при эксплуатации автомобилей.  Основанием для списания бензина и дизельного топлива на затраты производства является накопительные ведомости данных путевых листов о фактическом расходе топлива за отчетный период.

Суммы начисленной основной и дополнительной заработной платы оформляют проводкой:

·        Дт 20   Кт 70

Суммы отчислений на социальное страхование:

·        Дт 20 Кт 69

Резервы на оплату отпусков:

·        Дт 20 Кт 89

Если в организации имеется ремонтная мастерская, то затраты по эксплуатационному ремонту и техническому обслуживанию автомобилей предварительно учитывают на счете 23 «Вспомогательные производства».

«Накладные расходы»- расходы, связанные с обслуживанием производства и управления. К таким расходам относятся: заработная плата основная и дополнительная работников аппарата управления, расходы на служебные командировки, расходы по содержанию охраны,  амортизация основных средств, заработная плата дополнительных работников, не относящихся к аппарату управления, содержание производственных помещений и территорий и т.д. Накладные расходы учитывают на счете 26 «Общехозяйственные расходы».      

Правильная организация учета затрат и доходов по автотранспортным перевозкам способствует повышению рентабельности автотранспортных предприятий.      

   

    

Список литературы

1.Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет»: Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2004г.-576с

2.Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с 1.Н.В.Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового предприятия».; СПб.: «издательский дом Герда», 2002г., 736с.

3. Карпова В.В., Карпов А.В. «Учет работы автотранспорта на предприятиях различных форм собственности». – М.: 2003г.- 111с 

4. Королев М.А, Фигурнов Э.Б. «Экономический анализ в управлении народным хозяйством». М.: Издательство «Экономика».: 1995г.- 247с

5. Н.П Кондраков «Бухгалтерский учет»: учебное пособие.- М.:

     ИНФРА- М, 1996.- 560с.

6. Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового                          предприятия», - СПб.: «Издательский      дом Герда», 2002г., 736с

7.Ю.Н.Самохвалова «Бухгалтерский учет»; Москва, ИНФРА-М, 2003г

8.«Как правильно оформить первичные документы».- М.: Бератор-Пресс, 2003.-160с.



[1] «Как правильно оформить первичные документы».- М.: Бератор-Пресс, 2003.-160с.

[2] «Как правильно оформить первичные документы».- М.: Бератор-Пресс, 2003.-160с.


[3] М.А. Королев, Э.Б. Фигурнов «Экономический анализ в управлении народным хозяйством». М.: Издательство «Экономика».: 1995г.- 247с

[4]  Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового                          предприятия», - СПб.: «Издательский      дом Герда», 2002г., 736с


[5] Карпова В.В, карпов А.В. «Учет работы автотранспорта на предприятиях различных форм собственности», практическое пособие. –М.: 2003г.- 5с

[6] Карпова В.В, карпов А.В. «Учет работы автотранспорта на предприятиях различных форм собственности», практическое пособие. –М.: 2003г.- 7с


[7] Н.В. Пошерстник, М.С. Мейксин «Бухгалтер торгового  предприятия», - СПб.: «Издательский      дом Герда», 2002г., 736с