Содержание

Введение.. 3

Вопрос 1. История возникновения казначейства в России.. 4

Вопрос 2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в РФ.. 8

Вопрос 3. Становление и развитие органов Федерального казначейства в современных условиях.. 12

Вопрос 4. Казначейское исполнение бюджета в зарубежных странах.. 15

Заключение.. 19

Список литературы... 20

Введение

В современном мире бюджет – это не только и не столько экономическая основа для осуществления традиционных функций государства (поддержание обороноспособности, безопасности, правопорядка), сколько важнейший инструмент государственного регулирования экономики.

Качество бюджетного планирования и эффективность кассового исполнения государственного бюджета являются определяющим условием регулирования рыночной стихии, имеющей не только огромный созидательный, но и разрушительный потенциал. Как  свидетельствует  международная  практика  в  странах,  сто­ящих  на  разных  стадиях  экономического  развития  и  имеющих  самое  различное  политическое  устройство  (США - федеративная  республика,  Швейцария - кантональная  республика,  Швеция - кон­ституционная  монархия  и  т.д.)  исполнение  бюджета  целесообразно  осуществлять  через  органы  казначейства.  Поэтому  было  принято  решение  о  создании  новой - казначейской  системы  исполнения  бюджета  в  России.

Поэтому исполнение бюджета через казначейскую систему, или проще сказать, кассовое исполнение бюджета, сегодня является настолько важным, что вполне заслуживает отдельного рассмотрения.  

Цель данной контрольной работы – ответить рассмотреть историю возникновения и развития казначейства в России.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть историю возникновения казначейства в России;

2.     Определить причины перехода от банковской системы к казначейской системе исполнения бюджета;

3.     Изучить этапы процесса становления и развития органов Федерального казначейства в современных условиях;

4.     Рассмотреть аспекты казначейского исполнения бюджета в зарубежных странах.

Вопрос 1. История возникновения казначейства в России

  В XV в., в период правления на Руси Ивана III (1462-1505 гг.) обозначился переход от удельного княжения, носившего частно-хозяйственный характер, к государственному управлению. Появились первые государственные учреждении русского средневековья - казенные дворы. Они стали началом системы централизованного управления Российским государством. Денежной казной в это время управляли так называемые приказы - службы, которые ведали государственными доходами и исполняли роль посредника между верховной властью царя и управлением на местах. Приказная система управления просуществовала до конца XVII века[1].

В период царствования Петра I (1682-1725 гг.) старые приказы обветшали, в их деятельности стали проявляться бесконтрольность и произвол. Поэтому он кардинально реформировал систему государственного управления: распустил Боярскую Думу и образовал первую коллегиальную организацию на Руси – сенат. Вместо прежних приказов было создано 12 коллегий, половина из которых имела финансово-экономический характер. С финансовой точки зрения, самыми важными из них были три: камер-коллегия, ведавшая государственными доходами и имуществом; штатс-контор-коллегия, ведавшая государственными расходами; и ревизион-коллегия, наблюдавшая за исполнением смет по доходам и расходам. Высшим органом финансового управления в стране стал сенат. Кроме того, государство было разделено на 45 провинций, во главе каждой поставлены воеводы, а при них - территориальные представители финансовых коллегий: камерир и рентмейстер (или казначей). Казначей принимал поступавшие сборы, хранил их в особой земской казне и выдавал по ассигновкам. Казначейство, или "рентарея", состояло при губернской канцелярии, а в столице деньги поступали в главную казенную палату, откуда производились расходы по центральному управлению. Реформа, таким образом, вместо прежней приказной, ввела новую - коллегиальную систему управления.

В эпоху же правления императрицы Елизаветы Петровны, несмотря на внешне благополучное состояние государственных финансов, доходы и расходы не поддавались даже приблизительному учету. Происходит постепенное разрушение созданной при Петре 1 системы государственных учреждений, ведавших финансами.

В период царствования Екатерины II (1762-1796 гг.) значение Сената снизилось. Следующей ступенью в развитии финансовой системы России стал выход в 1775 г правового акта "Учреждения для управления губерний Российской Империи". Согласно этому документу в каждой губернии создаются казенные палаты, которые, по сути, начинают выполнять функции представительств финансовых органов на местах. Устанавливаются и штаты соответствующих чиновников. Губернии теперь делятся на уезды и в каждом уезде - свой уездный казначей - финансовый чиновник низшего звена, назначаемый на эту должность на 3 года.

Александр I (1801-1825 гг.) вносит в финансовую систему государства кардинальные изменения. В 1802 г. подписывается манифест "Об учреждении министерств". В соответствии с манифестом, наряду с другими министерствами, создается и министерство финансов, структура и сферы компетенции которого были разработаны к 1811 г. Некоторое время параллельно министерству сохраняет свое существование государственное казначейство, которое заведует движением сумм в доход поступивших, остаточных или запасов, а также текущими расходами и платежами долгов и пенсионов. В 1821 году, в результате министерской реформы, ведомство Государственного казначея было включено в состав Министерства финансов и получило название – Департамент Государственного казначейства. В Российской Империи окончательно складывается четкая структура органов казначейства - от центрального (департамента государственного казначейства) до местных (губернских и уездных)[2].

При Николае I (1825-1855 гг.) в 1837 г. полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, в которой были точно определены предметы их деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм и т.д. Большое неудобство для министерства финансов представлял устаревший порядок отпуска денег не прямым кредиторам, а большей частью в руки распорядительных ведомств, и притом вперед и очень крупными суммами. Остатки отпущенных сумм ускользали от точного учета со стороны Минфина или государственного контроля и редко возвращались в кассы министерства, оставаясь обыкновенно в полном распоряжении ведомств.

Александр II (18855-1881 гг.) провел реформирование финансовой системы страны. В это время воплощаются в жизнь принципы рационализации и единства бюджета. В мае 1862 г. были утверждены “Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет Министерств и Главных Управлений”. Государственная роспись доходов и расходов впервые объявляется открытой и подлежащей опубликованию. Кроме того, происходит централизация финансовых ресурсов: вводится единство кассы, и, соответственно, меняется технология исполнения бюджета. Кассы Министерства финансов должны были, с одной стороны, соединить все поступающие государственные доходы, с другой – производить государственные расходы непосредственно выдавая их прямым кредиторам казны[3].

Прежде устройство бюджетной системы заключалось в множественности ведомственных и территориальных касс. В эти кассы поступали бюджетные платежи, имеющие специальное назначение и идущие на покрытие заранее определенных расходов. Соответственно сбором средств занимались различные ведомства. Принцип единства кассы ситуацию кардинально меняет. Теперь все доходы государства сосредоточиваются в кассах министерства финансов, на которые всецело возлагаются и обязанности по осуществлению расходов. Кассы непосредственно производят в руки прямых кредиторов казны расходы всех министерств и главных управлений. Сами же министерства и главные управления не получают на руки никаких сумм, кроме авансов за счет действующей сметы.

В 1872 г. была издана единая для всех казначейств Империи инструкция о порядке приема казначействами разного рода монет и кредитных бумаг и пересылке сумм казначействами; о выплате пенсий и пособий как единовременных, так и постоянных; о выдаче казначействами процентов по ценным бумагам. Реформы 60-70-х годов оказали непосредственное влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами и привели к упрочнению места казначейства в финансовой системе империи. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. А государственное казначейство стало существовать как единая система исполнительных органов власти.

В исполнении бюджета все большую роль начинают играть коммерческие банки и образованный в 1860 г. государственный Банк. Одновременно значительно возрастают роль и функции казначейств.

В царствование императора Александра III (1881-1894 гг.) центральные учреждения Министерства финансов с формальной стороны не испытали преобразований.

В царствование последнего императора Николая II (1894-1917 гг.) были проведены структурные и качественные изменения в деятельности Министерства финансов и, в частности, в Департаменте государственного казначейства. По причине увеличения приходно-расходных статей, и в связи с ростом числа отдельных счетов в бухгалтерских книгах казначейств, в 1890 г. произошло значительное возрастание штатов и изменение структуры казначейств.

В начале XX в значение казначейства еще более усиливается в связи с ростом доходов и расходов государства и усложнением финансовой системы. В свет выходят новые законы и внутренние инструкции, более четко регламентирующие деятельность казначейств. Для успешного выполнения функций казначейства в этих условиях Министерством финансов была разработана и утверждена 7 мая 1915 года “Инструкция казначействам” состоявшая из 981 статей и вобравшая в себя всю полноту и детализацию действий и операций казначейств[4]. Она давала широкие полномочия казначействам по управлению приходными суммами, производством государственных расходов и сопутствующих им кассовых действий, хранению ценностей, счетоводству и отчетности по государственным доходами расходам, специальным средствам и депозитам. Это по сути дела были наставления по процедурам приема государственных доходов, производству государственных расходов, кассовых действий, счетоводства и отчетности.

Вопрос 2. Причины перехода от банковской к казначейской системе исполнения бюджета в РФ

Банковская система исполнения бюджета сохранилась и в первые годы после провозглашения суверенитета Российской Федерацией.

При банковской системе исполнения бюджета по доходам основными участниками процесса являются: налогоплательщики, банки, налоговые органы, Центральный банк и Минфин. Средства налогоплательщиков поступают на счета налоговых органов, открытых в Центральном банке или коммерческих банках. Один раз в пять дней все банки отчитывались перед Центробанком о суммах поступивших доходов федерального бюджета, обобщенная информация в эти же сроки поступала в Минфин. В отчетности Центробанка не предусматривалась детализация доходов в соответствии с бюджетной классификацией, в ней выделялись лишь основные источники доходов.

Функции налоговых органов в исполнении бюджета по доходам – распределение регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм и учет поступлений доходов в бюджет. Госналогслужба два раза в месяц осуществляла сбор информации о поступивших налогах и иных сборах на территории РФ, обобщала ее и представляла в Минфин. Действовавшая система учета доходов не позволяла своевременно получать информацию об объемах поступающих доходов, что отрицательно сказывалось на точности краткосрочных прогнозов о налогах и платежах, установлении реальных лимитов по расходам, предусмотренным в бюджете, а, следовательно, и на своевременности финансирования. Не была обеспечена идентичность данных отчетности Госналогслужбы и Центробанка вследствие неполноты учета доходов органами налогов службы и отсутствии сверки.

Исполнение федерального бюджета по расходам при банковской системе осуществлялось через счета отраслевых министерств и ведомств. При этом фиксировались лишь две стадии бюджетного финансирования: первая – выделение объемов бюджетных назначений и вторая – осуществление кассовых расходов бюджетополучателями. Доведение бюджетных средств до бюджетополучателей осуществлялось в основном через коммерческие банки, что давало возможность последним “прокручивать” эти средства, участвовать на рынке государственных ценных бумаг, пополнять кредитные ресурсы за счет этих средств.

Изменение политической и экономической систем общества и последовавшее вслед за этим провозглашение независимости России потребовало реформирования бюджетной системы. Происходившие в рамках экономических преобразований в Российской Федерации рыночные процессы привели к разрушению централизованной государственной банковской системы и образованию системы коммерческих банков, незаинтересованных в контроле за использованием государственных средств на всех уровнях: федеральном, региональном, местном. Отсутствие надлежащего учёта бюджетных средств в банках не позволяло оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению. Центральный банк Российской Федерации, сосредоточив усилия на вопросах кредитно-денежного обращения, снизил приоритетность вопросов исполнения федерального бюджета.

Таким образом, был ослаблен банковский учёт бюджетных средств и контроль за использованием государственных финансовых ресурсов. Также, бесконтрольно осуществлялось использование и средств государственных внебюджетных фондов. Утрата государственного контроля за поступлением и расходованием средств федерального бюджета, отсутствие детального учёта этих средств породило безответственное отношение к ним на всех уровнях, привело к ослаблению бюджетной дисциплины, а отсутствие объективной информации в условиях острой недостаточности бюджетных средств не позволяло перегруппировать финансовые ресурсы для наиболее рационального их использования в период осуществления рыночных преобразований в экономике. Практически, исполнение федерального бюджета и управление финансовыми ресурсами уже в 1992 году вышло из под контроля Правительства России. Отсутствие механизмов и инструментов контроля и управления государственными финансами сделало невозможным в полной мере реализовать функции государства и создать условия для социально-экономического развития страны.

Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации чётко разграничила функции Центрального банка, исполнительных и законодательных органов власти в финансовой системе государства. Создание правовой основы позволило приступить к формированию механизмов и инструментов управления государственными финансами. Первым и принципиально важным шагом в этом направлении было решение об организации в Министерстве финансов Российской Федерации системы органов федерального казначейства с основной задачей – обеспечение оптимального управления государственными финансовыми ресурсами и вытекающим отсюда широким спектром функций. При этом был учтён мировой опыт и практика функционирования отечественной финансовой системы, когда исполнение Российского бюджета и контроль за расходованием государственных средств в Российском государстве традиционно осуществлялись казначейскими учреждениями.

Решение о создании федерального казначейства в составе Министерства финансов Российской Федерации в принципиальном плане было реализовано Указом Президента Российской Федерации от 8 декабря 1992 года, в организационном плане Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 августа 1993 г. N864. При воссоздании вновь в 1993 году органов Федерального казначейства в Российской Федерации ставилась цель, сохранив преемственность традиций, опыта и роли учреждений казначейства Российского государства, наделить его функциями и полномочиями не только государственного кассира и контролера, но и управляющего государственными финансами.

Казначейская система исполнения бюджета отличается от банковской прежде всего тем, что казначейство концентрирует оба потока денежных средств, которые возникают в процессе исполнения бюджета, - доходный и расходный – на одном счете. Такой порядок позволяет существенно ускорить процесс финансирования.

При казначейской системе обязательства бюджетополучателей по принятию к исполнению и последующему непосредственному осуществлению платежей за предоставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги от имени и по поручению их берет на себя и осуществляет на себя казначейство, обеспечивая при этом целевое использование бюджетных средств.

При казначейской системе процесс исполнения бюджета более детализирован и позволяет четко контролировать следующие показатели: объемы бюджетных назначений; гарантированные лимиты финансирования (исходя из степени реальной обеспеченности расходов источниками финансирования, в переделах которых бюджетная единица приобретает право принимать на себя финансовые обязательства); объемы фактически заключенных соглашений (в пределах предоставленных прав по финансовым обязательствам); объемы произведенных авансовых платежей по заключенным договорам; сумма счетов, предъявляемых к выплате после поверки обоснованности предъявленных счет-фактур, подтверждения оприходования товарно-материальных ценностей и объемов выполненных работ, начисления заработной платы и других видов денежного содержания; сумму фактического перечисления бюджетных средств со счета.

За Федеральным казначейством закрепляется кассовое исполнение федерального бюджета. Права главных распорядителей средств бюджета, вертикальная подчиненность бюджетополучателей, экономический и организационный контроль – эта область вне деятельности казначейства.

Главными причинами перехода к казначейской системе исполнения бюджета заключаются в том, что она позволяет:

-       Повысить эффективность использования бюджетных средств в части обеспечения целевой направленности, своевременности и рациональности их расходования;

-       Снизить стоимость обслуживания внутреннего долга путем увеличения точности прогнозирования доходов, расходов на базе оперативного учета и контроля;

-       Ускорить оборачиваемость бюджетных средств за счет сокращения пробега средств от распорядителя до конечных получателей.

Вопрос 3. Становление и развитие органов Федерального казначейства в современных условиях

В процессе становления казначейской системы исполнения бюджета можно выделить следующие этапы:

На начальном этапе становления территориальных органов Федерального казначейства РФ главной задачей, было установление контроля за движением денежных потоков, как поступающих в федеральный бюджет, так и выделенных из него. Это проявилось, прежде всего, в контроле за коммерческими банками, где проводились ежемесячные проверки соблюдения банками сроков прохождения платежных поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в федеральный бюджет, а также своевременности зачисления средств федерального бюджета на счета получателей и их целевого использования на местах. Контроль Федерального казначейства за передвижением бюджетных средств на счетах коммерческих банков позволил восстановить способность государства видеть и анализировать процесс исполнения бюджета. В этот период в исполнении бюджета участвовали почти все коммерческие банки.

Вторым этапом стало распространение с 1997 года контрольных функций Федерального казначейства на исполнение ряда внебюджетных фондов, консолидированных в федеральный бюджет: Государственного фонда борьбы с преступностью; Федерального дорожного фонда РФ; Фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы и др[5].

На третьем этапе круг коммерческих банков, вовлеченных в процесс исполнения бюджета, значительно сузился, так как исполнение бюджета было возложено на систему уполномоченных банков. Широкая сеть коммерческих банков, привлекаемых к процессу исполнения федерального бюджета, несмотря на контроль казначейских органов, допускала возможность задержки перечисления, прокручивания денег и использования их не по целевому назначению, а в условиях непредсказуемых банкротств создавало угрозу потери государственных средств, что затрудняло процесс исполнения бюджета.

В связи с этим встала задача усилить роль казначейства в исполнении федерального бюджета, для чего все счета бюджетных организаций, финансируемых из федерального бюджета, были переведены из банковской системы в органы Федерального казначейства.

Перевод лицевых счетов бюджетополучателей в органы Федерального казначейства позволил не просто обеспечить контроль за их целевым использованием, но и устранил саму возможность нарушения бюджетной дисциплины.

Пассивное участие Федерального казначейства в исполнении расходной части федерального бюджета сменилось активной ролью, при которой казначейство уже не просто доводит выделенные главными распорядителями бюджетных ассигнований ресурсы бюджетным учреждениям в соответствии с законом о федеральном бюджете, а жестко регламентирует сам процесс исполнения и контролирует все расходы бюджетных учреждений, полностью осуществляя их бухгалтерский учет, а также управляет всеми государственными активами.

Дальнейшим шагом в развитии казначейской системы исполнения бюджета была экспериментальная отработка метода исполнения через Единый счет, предназначенный, с одной стороны, для аккумулирования налоговых и других обязательных платежей в федеральный бюджет (как прямых, так и регулирующих налогов), а также денежных средств, поступающих по реестрам Главного управления Федерального казначейства[6]. С другой стороны, с Единого счета производится финансирование бюджетополучателей, а также перечисление долей федеральных налогов в региональные и местные бюджеты и осуществление возвратов налогоплательщикам излишне уплаченных или ошибочно перечисленных налогов.

В настоящее время начинается повсеместное внедрение метода Единого счета федерального бюджета. Сегодня экспериментальная отработка отдельных элементов этого метода происходит в 22 регионах страны.

Структура Федерального казначейства как финансового органа была сформирована в полном соответствии с законодательством Российской Федерации. И несмотря на несколько этапов, пройденных Федеральным казначейством в развитии казначейской системы исполнения бюджета, состав и структура этого финансового органа кардинально не изменились. Добавился лишь дополнительный отдел - «Отдел по защите информации», что обусловлено переводом на казначейскую систему финансирования государственных силовых структур.

Система Федерального казначейства как финансового органа включает широкий спектр функций, которые постепенно осваивались казначейством по мере прохождения различных этапов развития новой системы исполнения бюджета.

Вопрос 4. Казначейское исполнение бюджета в зарубежных странах

Сегодня  следует  ставить  вопрос  о  повышении  эффективности  работы  органов  федерального  казначейства  на  основе  совершенст­вования  отечественного  и  зарубежного  опыта,  разработки  необхо­димых  инструктивных  и  нормативных  документов  по  данной  проб­леме,  соответствующих  стандартам,  принятым  в  международной  практике.

Рассмотрим  работу  и  функции  казначейства  на примере  двух  развитых  стран:  Франции  и  США.

Во  Франции  Казначейство  было  создано  в  1806  году,  перво­начально  под  названием  "касса  обслуживания",  с  1914  года - Уп­равление  движения  фондов,  а  с  1940  года - Управление  Казна­чейства.  Наряду  с  бюджетным  Управлением,  Казначейство  являет­ся  ведущим  подразделением  Министерства  экономики  и  финансов  Франции[7].

Кроме  традиционных  функций  по  управлению  средствами  го­сударства  и  большей  части  местных  бюджетов,  Казначейство  осу­ществляет  вмешательство  в  деятельность  частных  и  смешанных  предприятий  путем  предоставления  кредитов,  финансирования  ин­вестиций,  участвует  в  проведении  кредитной  политики,  развитии  финансового  рынка.  Также  в  соответствии  с  реформой  1968  года  на  Казначейство  Франции  возложены  функции,  связанные  с  меж­дународными  валютными  отношениями,  финансовыми  отношения­ми  с  европейскими  организациями,  со  странами  зоны  франка  и  т.д.

Исполнение  бюджета  осуществляется  в  основном  через  кассы  Казначейства,  которое  имеет  текущий  счет  в  Банке  Франции  и  выставляет  чеки  на  его  отделения.  Банк  Франции  ежедневно  сооб­щает  Казначейству  сумму  расчетно-кассовых  бюджетных  опера­ций, 90 - 97 %  которых  проводятся  в  безналичном  порядке.

         Казначейство  Франции  выполняет  две  основные  функции[8]:

1. В  качестве  кассира  оно  выполняет  содержащиеся  в  законе  о  финансах  указания  о  движении  денежных  средств.  На  Казначей­ство  возложено  в  первую  очередь  исполнение  всех  операций  по  получению  доходов  и  оплате  расходов,  предусмотренных  законом  о  финансах.  Эта  миссия  включает  две  стадии:  получать  и  выда­вать  денежные  суммы,  обеспечивать  наличие  денежных  средств,  достаточных  для  того,  чтобы  были  выполнены  все  обязательства  государства.

2. В  качестве  банкира  Казначейство  аккумулирует  и  распреде­ляет  денежные  средства,  обеспечивает  денежное  обращение.  Обла­дая  значительными  денежными  средствами  казначейство  может  их  использовать  не  только  для  платежей  по  расходам  бюджета,  но  и  для  других  целей.  Это  обстоятельство  и  обуславливает  выполнение  Казначейством  банковских  функций,  которые  осуществляются  в  двух  формах:

-  Казначейство  может  действовать  как  коммерческий  банк,  осуществляя  операции  по  хранению  вкладов  и  по  предоставлению  кредита  предприятиям,  развитию  которых  хотят  способствовать.  Вместе  с  тем  функции  Казначейства  иногда  приближаются  к  функциям  эмиссионного  банка  и  оно  принимает  участие  в  денеж­ном  обращении;

-  Казначейство  выступает  как  организация,  распределяющая  денежные  средства.  Оно  предоставляет  возможность  предприятиям,  развитие  которых  соответствует  целям  общенационального  плана  экономического  и  социального  развития,  получить  необходимый  капитал,  которого  им  не  может  предоставить  частный  рынок.  Так  Казначейство  направляет  капиталовложения  и  может  влиять  на  их  использование.

Теперь  рассмотрим  функции,  выполняемые  Государственным  Казначейством  США.         Казначейство  США  было  учреждено  в  1789  году.  В  то  время  оно  лишь  регистрировало  доходы  и  расходы,  а  также  осуществ­ляло  кассовое  обслуживание  федерального  бюджета.  Сегодня,  кро­ме  этих  функций,  также  выполняемых  Казначейством  Франции  и  органами  федерального  казначейства  Российской  Федерации,  на  Казначейство  США  возложено  множество  других  функций.

Государственное  Казначейство  в  США,  как  во  Франции  и  в  России,  осуществляет  управление  государственным  долгом,  выпус­кая  в  обращение  три  крупные  категории  обязательств  Казначейст­ва  США:  рыночные  ценные  бумаги,  нерыночные  ценные  бумаги  и  специальные  выпуски.

Наиболее  распространенный  тип  рыночных  ценных  бумаг - казначейский  вексель,  имеющий  срок  погашения  91  день.  Хотя  Казначейство  также  регулярно  выпускает  шестимесячные  и  годо­вые  векселя,  иногда  выпускаются  и  векселя  со  сроками,  меньши­ми,  чем  91  день.  Еженедельно  распродаются  трех-  и  шестимесяч­ные  векселя  и  ежемесячно  идут  продажи  новых  годовых  векселей.  С  1970  года  минимальный  номинал  векселя  равен  10000  дол­ларов.  В  сентябре  1986  года  за  33  выпуска  в  обращение  вышло  векселей  с  различными  сроками  погашения  на  410  млрд.  долларов.  Федеральный  Резервный  банк  Нью-Йорка  продает  каз­начейские  векселя  по  понедельникам,  каждую  неделю.

Основными  типами  нерыночных  ценных  бумаг  правительства  США,  выпускаемых  Казначейством,  являются  сберегательные  облигации,  иностранные  правительственные  серии  и  серии  мест­ных  органов  власти  и  правительств  штатов.  Продажу  и  погашение  сберегательных  облигаций  проводят  для  Казначейства  коммер­ческие  банки,  корпорации,  сберегательные  учреждения  и  почтовые  конторы.

Общее  количество  платежных  средств  Государственного  Каз­начейства  США  состоит  главным  образом  из  монет,  небольшого  числа  банкнот  США  и  некоторого  количества  иных  бумажных  де­нег  в  процессе  их  изъятия  из  обращения.  Монеты,  в  настоящее  время  (как  и  во  Франции) -  это  единственный  вид  платежных  средств  Государственного  Казначейства,  выпускаемый  в  обраще­ние.  Прибыль,  полученная  Казначейством  от  чеканки  монет  явля­ется  важным  источником  дохода  и  направляется  на  нужды  фе­дерального  правительства.

Кроме  этого,  Государственное  Казначейство  США  играет  ве­дущую  роль  в  определении  характера  действий  и  времени  ва­лютных  интервенций,  которые  воплощаются  в  жизнь  Федеральной  Резервной  Системой[9]. 

Таким  образом,  Казначейство  США  является  организацией,  которая  осуществляет  валютное  регулирование  и  проводит  гибкую  денежно - кредитную  политику,  может  оказывать  посредством  сво­их  операций  с  казначейскими  векселями  влияние  на  ставку  банко­вского  процента,  оказывает  воздействие  на  банковские  резервы. 

Заключение

В результате проделанной работы была достигнута цель – рассмотрение истории возникновения и развития казначейства в России.

Можно заключить, что сегодня  становление  федерального  казначейства  является  од­ной из приоритетных  задач  в  области  бюджета  и  финансов  в  рамках  программы  Правительства  Российской  Федерации  по  раз­витию  реформ  и  стабилизации  российской  экономики.  На  создание  казначейства  возлагаются  большие  надежды  по  упорядочению  денежных  потоков  между  бюджетами,  обеспечение  своевремен­ности  и  правильности  зачисления  платежей  в  бюджеты  различных  уровней,  контролю  за  государственными  средствами,  а  также  бо­лее  гибкому  маневрированию  государственными  ресурсами.

Развитие  казначейской  системы  исполнения  федерального  бюджета  сопровождается  фактическим  разграничением  и  передачей  функций  и  объемов  работ,  ранее  выполняемых  территориальными  органами  Центрального банка,  Госналогслужбы  Российской Федера­ции,  местными  финансовыми  органами  в  органы  казначейства, освобождая  эти  органы  для  решения  других, более свойственных  им  задач.

Но  нельзя  сказать, что  в  настоящее  время  система  казна­чейских  органов  развернута  во  всех  регионах  Российской  Феде­рации.  Это  вызвано  необходимостью  ускорения  темпов  создания  территориальных  органов  казначейства, формирования  материаль­но-технической  базы,  единой  телекоммуникационной  системы  каз­начейских  органов  и внедрение  нового  механизма  исполнения  бюджета.

Список литературы

1.     Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов – С-Пб.: Питер, 2001.

2.     Пантелеев А.Ю., Гачицкий В.А. Казначейские учреждения Российского государства в Симбирской губернии. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2003.

3.     Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России. // Финансы. – N 5.- С 18-20

4.     Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др.- М.: Инфра-М, 2003.

5.     Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой. – М.: Гардарика, 2003.


[1] Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России. // Финансы. – N 5.- С 18-20

[2] Пантелеев А.Ю., Гачицкий В.А. Казначейские учреждения Российского государства в Симбирской губернии. – Ульяновск: Изд-во Ульяновского государственного университета, 2003. – с. 49.

[3] Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 115.

[4] Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России. // Финансы. – N 5.- С 18-20.

[5] Финансовое право: Учебник/ О.Н.Горбунова, Е.Ю.Грачева и др.- М.: Инфра-М, 2003. – с. 34.

[6] Начинкин Д.Б. Эволюция казначейской службы в России. // Финансы. – N 5.- С 25.

[7] Финансовое право в вопросах и ответах/ Под ред. Е.Ю.Грачевой. – М.: Гардарика, 2003. – с.57.

[8] Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 210.

[9] Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов – С-Пб.: Питер, 2001. – с. 69.