Содержание

1. Сущность и функции финансов. Основные проблемы развития финансов в России в условиях углубления рыночных реформ. 3

2. Понятие банковских операций. Активные и пассивные операции банка. Виды банковских услуг, их краткая характеристика. 9

3. Основные способы получения дохода по ценным бумагам. 13

4. Анализ динамики и структуры доходов бюджета за последние три года по материалам статистических сборников. 15

Список литературы.. 19














1. Сущность и функции финансов. Основные проблемы развития финансов в России в условиях углубления рыночных реформ


1.1. Сущность и функции финансов

Финансы – (от французского – finances – денежные средства), совокупность экономических отношений в процессе создания и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Финансы в развитом виде возникли при формировании товарно-денежного обращения при развитии государства и его потребностями в денежных средствах.

Финансы имеют двоякое толкование. В одном случае под финансами понимается совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках конкретного государства и существующей здесь экономической системы. В другом случае под финансами понимается совокупность финансовых учреждений в стране.

Финансы – это экономическая категория. Как любая экономическая категория финансы имеют свою сущность. Сущность финансов как экономической категории в том, что финансы всегда имеют денежную форму выражения. Финансы отражают процесс движения денег в наличных и безналичных формах, кроме того, движение всех инвестиционных ценностей, заменяющих в какой-то определенный момент времени денежные средства (ценные бумаги, драгоценные металлы и камни, объекты вложения капитала).

Финансы – это система денежных отношений, возникающих при формировании и использовании денежных фондов и при обороте денежных средств.

Сущность финансов, как и любой другой экономической категории, выражается в их функциях. Функция экономической категории – это внешнее проявление ее свойств в данной системе отношений.

Функции финансов отражают формы проявления финансов и их назначение в обществе, их роль в народном хозяйстве. Формами проявления финансов как экономической категории являются процессы образования денежных фондов, поступления наличных денег, расходование денежных фондов, использование наличных денег.

Финансы выполняют три функции:

1. Формирование денежных фондов и получение наличных денежных средств; 2. Использование денежных фондов и наличных денежных средств;    3. Контрольная.

Некоторые экономисты считают, что финансы выполняют только две функции: распределительную и контрольную. В условиях рыночной экономики финансы потеряли свое распределительное назначение. Их назначением стало воздействие финансового механизма на эффективность хозяйственного процесса.

Распределительная функция присуща не финансам, как экономической категории, а отдельным рычагам финансового механизма (цена, налог и др.).

Содержание первой функции финансов выражается в распределении валового внутреннего продукта на различные денежные фонды.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – это рыночная стоимость продукции (работ, услуг), произведенной во всех отраслях народно-хозяйственного комплекса и предназначенной для конечного потребления, накопления и экспорта. В основе распределения валового внутреннего продукта на денежные фонды лежит одностороннее движение стоимости.

Первая функция финансов отражает процессы разделения труда между производственной и непроизводственной сферами производства. Кроме того, эта функция выражает отношения между различными административно-территориальными образованиями.

Содержание второй функции заключается в конкретном расходовании денежных фондов и наличных денег на определенные цели. В основе такого расходования лежит двухстороннее движение стоимости в товарной и денежной формах, которое опосредствуется актами обмена Д-Т и Т-Д. В результате этих процессов происходит распределение совокупного общественного продукта в натурально-вещественной форме и по стоимости. Таким образом, критерием отнесения финансовых отношений к той или иной функции является одностороннее или двухстороннее движение стоимости.

Конкретным проявлением действия первой и второй функции финансов на практике является составление баланса доходов и расходов хозяйствующего субъекта, плана денежных потоков, создание денежных фондов и т.п.

Контрольная функция финансов заключается в создании и использовании системы финансового контроля над соблюдением стоимостных пропорций в процессе формирования и расходования денежных фондов и наличных денежных средств.

Финансовый контроль возникает потому, что финансовые  отношения можно планировать и регулировать, т.к. имеются конкретные субъекты финансовых отношений, нормы, нормативы и цели использования финансовых ресурсов, объемы и сроки осуществления финансовых операций, правовые условия, установленные в законном порядке.

Проявление финансового контроля самое разнообразное. Он действует при движении денег и капитала через системы и формы расчетов, кредита, налогообложения, залога и т.п.

Конкретным проявлением действия контрольной функции финансов на практике является составление и отслеживание графика выполнения финансовых мероприятий, возникновения и погашения дебиторской задолженности, возврата кредита и т.п[1].


1.2. Основные проблемы развития финансов в России в условиях углубления рыночных реформ

Из всего многообразия условий и факторов, предопределявших и предопределяющих содержание реформируемых процессов в финансовой  системе при формировании рыночной экономики в перестроечное время можно выделить два обстоятельства: это, во-первых, определенная периодизация проводимых реформ, а, во-вторых, - политизация экономических процессов в период формирования. Эти обстоятельства по-разному влияли и влияют как на сам процесс реформирования финансов, так и на результативность этого реформирования. Периодизация реформирования финансовой системы в основном определялась условиями и факторами реформирования экономики, т.к. известно, что финансы – это есть ее производная часть. И все процессы, происходящие в экономике, обусловливают соответствующие изменения и в финансовой системе.

Развитие экономики в перестроечные годы, как известно, происходило неравномерно и часто в условиях непредсказуемости. Весь процесс реформирования можно разделить на определенные этапы с определенными чертами, их характеризующими.

1 этап – 1989-1991 гг. – время суверенизации. В этот период действовавшее союзное законодательство перестало отвечать требованиям изменившейся экономической и социальной ситуации, а новое законодательство еще не выработано. В этих условиях субъекты Российской Федерации устремились к расширению своих полномочий и, прежде всего, - в экономической сфере.

2 этап – 1992-1993 гг. – период формирования и становления «новой» российской государственности. С 1 января 1992 года, как известно, были «отпущены» цены, в результате чего инфляция за исключительно короткий срок достигла неимоверных размеров. Практически все сбережения населения – а это более 300 млрд. рублей в ценах доперестроечного времени, были полностью обесценены.

3 этап – вторая половина 1993 г. – август 1998 г. – период, характеризующийся формальным формированием рыночных отношений. Специфическими чертами этого периода являются:

а) неоднократные заверения властных структур о стабилизации и предстоящем ускорении развития экономики. В действительности же до настоящего времени не представляется возможным даже прекратить спад производства, создав условия хотя бы для стагнационных процессов в экономике, не говоря уж о росте;

б) наряду с продолжавшимся спадом производства усиливается роль отраслей и предприятий-монополистов. Усиление монополизма приводит к деструктивным сдвигам в экономике, а именно – к усилению диспаритета цен добывающих (сырьевых) и перерабатывающих отраслей;

в) в начальной стадии этого периода начинают формироваться, а к концу – проявляться в полной мере такие негативные явления, как: значительные задержки зарплат в производственной и бюджетной сферах; усиление зависимости от импорта, вытесняющего с рынка отечественных товаропроизводителей; усиление налогового гнета из-за непомерно раздутых расходов бюджетных средств на цели далекие от экономики.

4 этап реформирования, как экономики, так и финансов – август 1998 г. – по настоящее время. Сущностной чертой данного этапа является финансовый кризис, разразившийся в августе 1998 г., когда произошел резкий обвал рубля по отношению к американскому доллару. После финансового кризиса произошел определенный рост экономики, который многие и, в основном, правящая коалиция, объявила о начале экономического подъема.

Негативизм и отрицательные последствия в развитии практически всех сфер деятельности и, в особенности – в социальной области, были постоянными во всех периодах реформирования. Видимо, негативные результаты в реформировании экономических процессов – в том числе и финансовых, равным образом, как и в остальных сферах общественной жизни, являются следствием отсутствия стратегической национальной идеи, способной консолидировать все слои общества в одном направлении, а именно – в стремлении и заинтересованности всех субъектов воспроизводственного процесса в реализации доктрины: что выгодно обществу – то выгодно и каждому его члену.

Немаловажное значение в процессе реформирования финансов при создании рыночной экономики имеет политический фактор. Известно, что финансы производны от материального производства, т.к. они опосредуют движение совокупного общественного продукта, и в силу этого, выступают как объективно-обусловленный элемент воспроизводственного процесса. На этом основании проблемы функционирования и реформирования финансов рассматриваются в органической связи с условиями и факторами производства – с одной стороны, а с другой – с позиций эффективности функционирования воспроизводственных процессов.

Таким образом, какими бы ни были благими намерения и прекрасными предложения по реформированию финансовой системы – практическая их значимость будет иметь значение только в одном случае – при их соответствии реформированию экономических отношений, основу которых, как известно, составляет собственность. Цель же реформирования – создание рыночной экономики, базирующейся на частной форме собственности в отличие от плановой, основанной на государственной собственности[2]

 

2. Понятие банковских операций. Активные и пассивные операции банка. Виды банковских услуг, их краткая характеристика


2.1.        Понятие банковских операций

Банковские операции кредитные организации проводят в соответствии с принципом исключительной правоспособности, что следует из предусмотренной в ГК РФ допустимости и иных случаях ограничения правоспособности юридического лица независимо от того, распространяются ли на него принцип общей или специальной правоспособности.

Несмотря на значительное количество банковских операций и существенные различия между ними по их юридической природе, целям и механизмам проведения, можно выделить основные признаки понятия «банковские операции», которые, собственно, и определяют его сущность:

1.                Банковские операции – это сделки;

2.                Банковские операции – сделки, которые осуществляются определенными субъектами в соответствии с принципом исключительной правоспособности;

3.                Субъектами, наделенными правом систематического осуществления банковских операций, являются кредитные организации, Банк России (его учреждения);

4.                Субъекты, наделенными правом систематического осуществления банковских операций и осуществляющие их:

- Банк России (его учреждения) – на основании Закона о Банке России;

- кредитные организации – на основании Закона о банках и лицензии Банка России на осуществление банковских операций, где определяется конкретное сочетание различных банковских операций, разрешенных данной кредитной организации;

5. Объектом банковских операций могут выступать:

- деньги, к которым относятся: во-первых, банкноты, казначейские билеты, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством Российской Федерации либо соответствующего иностранного государства или группы государств, а также изъятые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (наличные деньги); во-вторых, средства на счетах в денежных единицах Российской Федерации, иностранных государств либо международных денежных ил и расчетных единицах (безналичные деньги);

- ценные бумаги – платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в валюте Российской Федерации или иностранной валюте;

- драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий, а также лома таких изделий;

- природные драгоценные камни – алмазы, рубины, изумруды и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней, а также лома таких изделий;

- правила осуществления банковских операций обязательны для кредитных организаций (ст.56 Закона о Банке России) и устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами (ст. 5 Закона о Банках).

На основании изложенного можно сформулировать следующее определение.

Банковские операции – это сделки, объектом которых могут выступать деньги, ценные бумаги, драгоценные металлы и природные драгоценные камни, систематически проводимые кредитными организациями и Банком России (его учреждениями) в соответствии с принципом исключительной правоспособности на основании:

- для кредитных организаций – Закона о банках и лицензии Банка России на осуществление банковских операций;

- для банка России (его учреждений) – Закона о Банке России.

Правила осуществления данного вида сделок являются обязательными для кредитных организаций и устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами[3]


2.2.        Активные и пассивные операции банка

Активные операции банка – это операции по размещению банковских ресурсов. Пассивные операции банка – это операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних[4].

Значение пассивных операций для банка велико. В условиях рыночной экономики особую важность приобретает процесс формирования банковских пассивов, оптимизация их структуры и в связи с этим качество управления всеми источниками денежных средств, которые образуют ресурсных потенциал коммерческого банка. К пассивным операциям относят: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие срочных счетов граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков. Все пассивные операции банка, связанные с привлечением средств в зависимости от их экономического содержания делят на: депозитные, включая получение межбанковских кредитов и эмиссионные (размещение паев ценных бумаг банка).

Активные операции – операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. К активным операциям банка относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, социальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций; предоставление потребительских ссуд населению; приобретение ценных бумаг; лизинг; факторинг; инновационное финансирование и кредитование; долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий; ссуды, предоставляемые другим банкам.

Активные операции по экономическому содержанию делят на: ссудные (учетно-ссудные); расчетные; кассовые; инвестиционные и фондовые; гарантийные[5]. 


2.3.        Виды банковских услуг, их краткая характеристика

Необходимо различать понятия «банковские операции» и «банковские услуги». В отличие от банковской операции, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных действий банка по решению единой экономической задачи, направленных на достижение конкретного экономического результата, банковская услуга выполняет определенные сопутствующие функции по отношению к банковским операциям, делает их более удобными для банка или клиента, создает предпосылки для достижения желаемого результата с наименьшими затратами и наибольшей выгодой. В литературе выделяются следующие составляющие понятия банковской услуги: деятельность по оказанию клиенту помощи или содействия в получении прибыли; система, удовлетворяющая определенным потребностям; квалифицированная помощь или совет для повседневного использования.

Таким образом, банковские услуги – это комплексная деятельность банка по созданию оптимальных условий для привлечения временно свободных ресурсов и по удовлетворению потребностей клиента при проведении банковских операций, направленная на получение прибыли.

3. Основные способы получения дохода по ценным бумагам

Владелец ценной бумаги получает доход от ее владения и распоряжения. Доход от распоряжения ценной бумагой – это доход от продажи ее по рыночной стоимости, когда она превышает номинальную или первоначальную стоимость, по которой она была приобретена. Доход от владения ценной бумагой может быть получен различными способами. К ним относят:

1. Фиксированный процентный платеж – это самая простая форма платежа. Однако в условиях инфляции и быстро меняющейся рыночной конъюнктуры с течением времени неизменный по уровню доход потеряет свою привлекательность.

2. Ступенчатая процентная ставка – устанавливается несколько дат, по истечении которых владелец ценных бумаг может либо погасить ее, либо оставить до наступления следующей. В каждый последующий период ставка процента возрастает.

3. Плавающая процентная ставка – изменяется регулярно (например, раз в квартал, в полугодие) в соответствии с динамикой учетной ставки. Центрального банка России или уровнем доходности государственных ценных бумаг, размещенных путем аукционной продажи.

4. Доход от индексации номинальной стоимости. В качестве антиинфляционной меры могут выпускаться ценные бумаги с номиналом, индексированным с учетом индекса потребительских цен.

5. Доход за счет скидки (дисконта) при покупке ценных бумаг. По некоторым ценным бумагам проценты могут не выплачиваться. Их владельцы получают доход благодаря тому, что получают эти ценные бумаги со скидкой (дисконтом) против их номинальной стоимости, а погашают по номинальной стоимости.

6. Доход в форме выигрыша по займу. По отдельным видам ценных бумаг проводятся регулярные тиражи, и по их итогам владельцу ценных бумаг выплачивается выигрыш.

7. Дивиденды. Дивиденды представляют собой доход на акцию, формирующийся за счет прибыли акционерного общества (или другого эмитента), выпустившего акции. Размер дивиденда не является величиной постоянной. Он зависит, прежде всего, от величины прибыли акционерного общества, направленной на выплату дивидендов, и от желания акционеров выплачивать дивиденды[6].




















4. Анализ динамики и структуры доходов бюджета за последние три года по материалам статистических сборников

Доходы бюджета — денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение государственных и муниципальных органов[7].

Средства, поступившие в возмездном порядке (от продажи имущества), на возвратной основе (займы, бюджетные ссуды), в нарушение законодательства,— не являются доходами бюджетов. Второй момент: все средства, поступившие в распоряжение государственных и муниципальных органов, должны зачисляться в бюджет, «внебюджетных» средств в их распоряжении быть не должно. Последнее условие не всегда выполняется, но бюджетная реформа предусматривает постепенную ликвидацию исключений. Единственный государственный орган, на который не распространяется этот порядок,— Центральный банк РФ, который должен перечислять в бюджет только часть своей прибыли.

Общая характеристика доходов бюджетов дана во втором разделе Бюджетного кодекса РФ.

Доходы бюджетов могут состоять из двух частей[8]:

·                        общие доходы бюджетов — могут быть использованы на широкий спектр целей;

·                        доходы целевых бюджетных фондов — могут быть использованы только на цели, соответствующие назначению целевого бюджетного фонда.

Основная классификация доходов бюджетов:

·                        Неналоговые доходы;

·                        Налоговые доходы — налоги и сборы, а также пени и штрафы по ним;

·                        Безвозмездные перечисления:

—          от физических и юридических лиц, международных организаций, иностранных государств;

—          по взаимным расчетам — операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете.

По признаку постоянства закрепления за бюджетом можно выделить:

·                        собственные доходы — доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом:

—          собственные налоги;

—          неналоговые доходы, кроме финансовой помощи;

—          безвозмездные перечисления;

·                        регулирующие доходы — доходы, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в соответствующие бюджеты на очередной финансовый год или на долговременной основе (не менее 3 лет):

—          регулирующие налоги;

—          финансовая помощь, кроме бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Отчет об исполнении федерального бюджета по доходам и расходам за 2000-2002 гг. приведен в таблице 1.

Таблица 1. Отчет об исполнении федерального бюджета за 2000-2003 гг.


2003 г.

2002 г.

2001 г.

2000 г.

Доходы, всего

2 204 725 753

1 243 960 430

1 593 978 122

1 131 801 837

в т.ч:





Налоговые доходы

2 035 598 126

1 138 104 030

1 460 398 048

964 782 152

в т.ч:





Налоги на прибыль ( доход), прирост капитала

512 924 334

252 729 475

217 366 045

205 650 201

Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы

970 976 962

557 482 294

845 546 537

504 931 566

Налог на совокупный доход

6 199 967

3 698 697

4 851 459

2 589 183

Налог на имущество

1 440 763

976 444

1 499 423

1 289 907

Платежи за пользование природными ресурсами

214 237 280

112 663 043

49 692 947

18 569 022

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

323 368 947

206 953 302

331 340 361

229 224 195

Прочие налоги, сборы и пошлины

6 449 873

3 600 775

10 101 277

2 528 078

Неналоговые доходы

153 122 932

98 330 761

119 068 547

74 104 388

в т.ч:





Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от деятельности государственных и муниципальных организаций

79 624 261

67 663 326

56 990 621

31 274 356

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

1 967 014

10 757

120 022


Административные платежи и сборы

670 089

691 461

808 039


Штрафные санкции, возмещение ущерба

1 602 333

1 019 485

1 607 421


Доходы от внешнеэкономической деятельности

65 423 697

26 034 329

51 506 363

37 406 320

Прочие неналоговые доходы

3 835 538

2 911 403

5 287 726

5 750 088

Безвозмездные перечисления

874 945

209 713

2 748 357

-326 376

Доходы целевых бюджетных фондов

15 129 750

7 262 168

14 511 527

92 915 297

Расходы, всего

2 054 250 683

1 059 730 064

1 321 902 684

1 019 116 808

в т.ч:





Государственное управление

56 168 457

26 473 533

41 971 401

25 003 567

Судебная власть

19 461 752

9 705 660

11 806 955

8 277 665

Международная деятельность

34 202 428

14 444 288

23 765 934

10 342 839

Национальная оборона

295 393 952

158 058 778

247 702 953

191 727 594

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

190 444 031

106 009 527

148 909 436

105 393 116

Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

31 055 826

16 505 032

23 687 720

17 396 392

Промышленность, энергетика и строительство

105 470 149

20 283 741

44 153 211

35 099 053

Сельское хозяйство и рыболовство

27 806 061

9 922 108

23 712 098

13 392 463

Охрана окруж.природной среды и природн. ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

9 893 169

4 184 461

5 297 291

4 110 917

Транспорт, связь и информатика

7 468 009

1 682 341

37 122 407

1 852 198

Развитие рыночной инфраструктуры

20 400

0

90 020

50 000

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

8 789 611

9 723 309

6 934 013

9 449 692

Образование

81 701 989

41 404 834

54 498 821

38 127 583

Культура, искусство и кинематография

10 203 727

5 865 438

6 733 971

5 193 246

Средства массовой информации

9 927 806

6 217 068

7 525 655

6 095 625

Здравоохранение и физическая культура

31 609 651

14 435 450

23 085 060

16 879 265

Социальная политика

484 880 019

66 900 148

112 285 365

67 991 836

Обслуживание государственного и муниципального долга

229 666 510

118 338 628

231 104 116

248 656 373

Пополнение гос. запасов и резервов

675 447

3 627 804

297 675

165 634

Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы

318 252 609

382 290 193

230 006 991

101 208 197

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

10 337 511

4 185 812

6 554 627

3 485 952

Мобилизационная подготовка экономики

635 332

225 959

941 046

640 806

Исследование и использование космического пространства

9 739 272

4 573 554

6 970 183

4 315 960

Военная реформа

14 382 498

6 084 082

5 535 437


Дорожное хозяйство

38 741 376

19 013 007



Прочие расходы

12 247 963

3 319 405

6 683 603

6 580 986

Целевые бюджетные фонды

15 075 128

6 255 904

14 526 699

97 679 849

Дефицит бюджета (-), профицит бюджета (+)

150 475 070

184 230 366

272 075 438

112 685 029

Источники финансирования, всего

-150 475 070

-184 230 366

-272 075 438

-112 685 029

в т.ч:





Источники внутреннего финансирования

59 850 474

17 321 492

-11 923 283

-3 223 374

Источники внешнего финансирования

-210 325 544

-201 551 858

-260 152 155

-109 461 655











Список литературы

1. Стрельцова Н.Т. Финансы и банки в условиях перестройки экономики, часть I: Финансы в переходный период. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. – 240с.

2. Стрельцова Н.Т. Финансы и банки в условиях перестройки экономики, часть II – Книга I – Реформирование финансов. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. –  288с.

3. Голубев С.А. Роль Центрального Банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. – 192 с.

4. Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – 622с.

5. Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.425-430.

6. Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – Спб.: Издательство «Питер», 2000. – 192с.

7. Куницын Д.В., Панченко А.В. Налоговый климат Сибирского Федерального округа //Аваль (Сибирская финансовая школа, 2003. №3. – с. 59-69.



[1] Стрельцова Н.Т. Финансы и банки в условиях перестройки экономики, часть I: Финансы в переходный период. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. – с.17-31.

[2] Стрельцова Н.Т. Финансы и банки в условиях перестройки экономики, часть II – Книга I – Реформирование финансов. – Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999. – с.7-16.

[3] Голубев С.А. Роль Центрального Банка Российской Федерации в регулировании банковской системы страны. – М.: Юридический дом «Юстицинформ», 2000. – с.46-48.

[4] Деньги. Кредит. Банки. / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: ЮНИТИ, 2000. – с. 241.

[5] Деньги, кредит, банки / Под ред. О. И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с.425-430.

[6] Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. – Спб.: Издательство «Питер», 2000. – 192с.

[7] Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской.— М.: Юрайт, 1999.— С. 132.

[8] Государственные и территориальные финансы: Учебник / Под ред проф. Л.И.Сергеева.— Калининград: ГИПП «Янтарный сказ», 2000.— С. 93.