Содержание

 

1. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием_ 3

2. Методика комплексного анализа 5

3. Методом цепных подстановок проанализировать влияние факторов на объем продажи товаров. 8

4. По условиям задания №3 проанализировать влияние факторов на объем продаж методом абсолютных разниц. 10

5. Интегральным способом оценить влияние факторов на фонд заработной платы   10

Список литературы_ 12

1. Виды экономического анализа и их роль в управлении предприятием

Обеспечение эффективного функционирования организаций требует экономически грамотного управления их деятельностью, которое во многом определяется умением ее анализировать. С помощью анализа изучаются тенденции развития, глубоко и системно исследуются факторы изменения результатов деятельности, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, вырабатывается экономическая стратегия его развития. Анализ хозяйственной деятельности является научной базой принятия управленческих решений в бизнесе.

Экономический анализ – это научный способ познания сущности экономических явлений и процессов, основанный на расчленениях их на составные части и изучении во всем многообразии связей и зависимостей.[1] Среди них можно выделить следующие:

-горизонтальный анализ;

-вертикальный анализ;

-трендовый анализ;

-метод финансовых коэффифиентов;

-сравнительный анализ;

-факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, то есть, основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ – это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохатических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), то есть заключающимся в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Отнесение анализа к функциям управления обусловлено рядом обстоятельств:[2]

-           анализ проводится на всех уровнях управления во всех подразделениях хозяйствующего субъекта;

-           анализ строится на единой методологической основе, что дает возможность вырабатывать общие подходы к организации и проведению анализа в различных подразделениях предприятия;

-           экономический является необходимым элементом в системе функций управления предприятием, поскольку без него не могут реализовываться и многие другие функции, в первую очередь, связанные с принятием управленческих решений.

Таким образом, экономический анализ хозяйственной деятельности является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно-обоснованных планов-прогнозов и управленческих решений и контроля за их выполнением с целью повышения эффективности функционирования предприятия.

 

2. Методика комплексного анализа

Комплексный экономический анализ производственно-финансовой деятельности занимает центральное место в системе управления предприятием. На его основе разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Существуют различные классификации методов анализа. Первый уровень классификации выделяет неформализованные и формализованные методы анализа. Первые основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне, а не с помощью строгих аналитических зависимостей. К ним относятся методы:[3]

-экспертных оценок;

-сценариев;

-психологические;

-морфологические;

-сравнения;

-построения систем показателей;

-построения систем аналитических таблиц и т.п.

Комплексный подход в экономическом анализе предполагает изучение объектов анализа как сложных систем, характеристика которым может быть дана с помощью некоторого набора экономических показателей, связанных определенным образом друг с другом. При системном подходе эти связи оцениваются в динамике и соподчинении, что позволяет выделить соподчиненность показателей и их ведущие группы. Комплексный подход представляет собой весьма эффективное средство решения ряда сложных проблем в экономике и других областях. При этом любой объект рассматривается не как единое целое, а как система взаимосвязанных элементов, их свойств, качеств.[4]

Количественное соотношение экстенсивности и интенсивности экономического развития выражается в показателях использования производственных и финансовых ресурсов. Показателями экстенсивности развития являются количественные показатели использования ресурсов:[5]

·        численность работающих;

·        величина израсходованных предметов труда;

·        величина амортизации;

·        объем основных производственных средств и авансированных оборотных активов.

Показатели интенсивности развития – качественные показатели использования ресурсов:

·        производительность труда (или трудоемкость);

·        материалоотдача (или материалоемкость);

·        фондоотдача (или фондоемкость);

·        количество оборотов оборотных средств (или коэффициент закрепления оборотных средств.

Каждый синтетический показатель использования ресурсов – это, в свою очередь, сумма действий более мелких факторов (факторов второго и следующих порядков). На рис. 1 представлена примерная схема факторов, источников и конечных результатов повышения интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности.


 



























Рис. 1. Факторы, показатели и конечные результаты повышения

интенсификации и эффективности хозяйственной деятельности



Таким образом, из всего выше сказанного вытекает, что комплексный подход к экономическому анализу направлен на совершенствование самих процедур выработки управляющих решений. Степень успешности данного подхода может быть измерена уровнем рентабельности, получаемым после его реализации.


3. Методом цепных подстановок проанализировать влияние факторов на объем продажи товаров.

Определить:

-         объем продажи в каждом полугодии;

-         отклонение показателей;

-         изменение объема продаж – всего, в том числе за счет влияния следующих факторов: торговой площади, количества отработанных дней, продолжительности рабочего дня; среднечасовой выработки на 1 кв. м торговой площади.

Таблица 1

№№

 

 

 

 

п/п

Показатели

1 полугодие

2 полугодие

Изменение (+, -)

1

2

3

4

5

1

Торговая площадь, кв. м

840

800

-40

2

Количество отработанных дней, дн.

123

119

-4

3

Продолжительность рабочего дня, час.

7,5

8

0,5

4

Среднечасовая выработка на 1 кв. м торговой

2,9

3,1

0,2

 

площади, тыс. руб.

 

 

 

5

Объем продажи товаров, тыс. руб.

2 436

2 480

44

 

Объем продажи в полугодии определяем умножением среднечасовой выработки на 1 кв. м торговой площади и  (строка 4 таблицы 1) на размер торговой площади (строка 1 таблицы 1).

Отклонение показателей определяем как разность между показателями 2 полугодия (графа 4 таблицы 1) и 1 полугодия (графа 3 таблицы 1).

Базовое значение результативного показателя = 840*123*7,5*2,9 = 2 247 210

Делаем первую подстановку фактического значения фактора «торговая площадь»: 800*123*7,5*2,9 = 2 140 200

Сделаем вторую подстановку – фактического значения фактора «количество отработанных дней»: 800*119*7,5*2,9 = 2 070 600

Сделаем третью подстановку фактора «продолжительность рабочего дня»: 800*119*8*2,9 = 2 208 640

Сделаем четвертую подстановку фактора «среднечасовая выработка на 1 кв.м торговой площади»: 800*119*8*3,1 = 2 360 960 – это конечное значение результативного показателя.

Тогда:

2140200-2247210 = -107 0010 – влияние фактора « торговая площадь»

2070600 – 2140200 = -69 600 – влияние фактора «количество отработанных дней»

2208640-2070600 = 138 040 – влияние фактора «продолжительность рабочего дня»

2360960-2208640 = 152 320 – влияние фактора «среднечасовая выработка на 1 кв. м торговой площади»

Вывод:

Наибольшее положительное влияние оказал фактор «среднечасовая выработка на 1 кв. м торговой площади».

Наибольшее отрицательное влияние оказал фактор «торговая площадь»



4. По условиям задания №3 проанализировать влияние факторов на объем продаж методом абсолютных разниц.

 

1 п/г = 840*123*7,5*2,9 = 2 247 210

 2 п/г = 800*119*8*3,1 = 2 360 960

Общее изменение = 2360960-2247210 = 113 750

За счет изменения торговой площади = -40*123*7,5*2,9 = -107 010

За счет изменения количества отработанных дней = 800*-4*7,5*2,9 = -69 600

За счет изменения продолжительности рабочего дня = 800*119*0,5*2,9 = 138040

За счет среднечасовой выработки на 1 кв. м торговой площади =800*119*8*0,2= 152 320

Проверка: 113 750 = (-107010) + (-69600)+138040+152320 = 113 750

Таким образом, на увеличение объема продаж наибольшее влияние оказал фактор увеличения среднечасовой выработки на 1 кв. м торговой площади.


5. Интегральным способом оценить влияние факторов на фонд заработной платы

Таблица 2

Показатели

Январь

Февраль

Изменение (+, -)

1

2

3

4

5

1

Численность работников

64

60

-4

2

Среднемесячная заработная плата, тыс. руб.

3,9

4,2

0,3

3

Месячный фонд заработной платы, тыс. руб.

249,6

252

2,4

 

Определить:

-         месячный фонд заработной платы за каждый месяц;

-         изменение показателей;

-         общее изменение фонда заработной платы – всего, в том числе за счет влияния численности и среднемесячной заработной платы.

Решение.

Месячный фонд заработной платы определяем как произведение численности работников (строка 1 таблицы 2) на среднемесячную заработную плату (строка 2 таблицы 2).

Отклонение показателей определяем как разность между показателями Февраля (графа 4 таблицы 1) и Января (графа 3 таблицы 1).

У январь = 64*3,9 = 249,6                  У февраль = 60 * 4,2 = 252

Общее изменение = 252-249,6 = 2,4

За счет изменения численности работников:

-4*3,9 + (-4*0,3)/2 = -16,2

За счет изменения среднемесячной заработной платы :

64*0,3+ (-4*0,3)/2 = 18,6

Проверка = 18,6-16,2 = 2,4

Таким образом, на общее изменение фонда заработной платы основное влияние в сторону увеличения оказал фактор «среднемесячная заработная плата».

Список литературы



1.      Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – М. – СПб: ПИТЕР, 2004

2.      Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.

3.      Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности.

4.      Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – М.: Новое знание, 2003

5.      Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002.



[1] Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учебник. – М.: Новое знание, 2003 . – с. 5

[2] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности. Учебник. – Проспект, 2004. – с. 13


[3] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 65.

[4] Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – М. – СПб: ПИТЕР, 2004. – с. 63

[5] Шеремет А.Д., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2002. – с. 173