Контрольная работа № 1.


11–20. Дан треугольник с вершинами K(kx;ky), L(lx;ly), M(mx;my), Найти:

а) уравнение прямой, содержащей опущенную из вершины L высоту;

б) длину высоты, опущенной из вершины L;

в) точку N, симметричную точке L относительно прямой, проходящей через точки K, M;

г) уравнение прямой, содержащей биссектрису угла L.


20. kx = –2; ky = 5; lx = –3; ly = 4; mx = 6; my = 9.


Решение.

K(–2;5),  L(–3;4),  M(6;9).

а) Найдем уравнение стороны KM.

4x+8=8y–40

4x–8y+48=0

x–2y+12=0

Уравнение прямой, перпендикулярной к прямой KM будет иметь вид:

2x+y+C=0

Постоянную С найдем из условия, что искомая прямая проходит через точку L.

2∙(–3)+4+C=0

–6+4+C=0

–2+C=0

C=2

Получаем уравнение прямой, содержащей опущенную из вершины L высоту:

2x+y+2=0

б) Найдем точку N пересечения стороны KM и высоту, проведенной из вершины L.

x=2y–12

4y–24+y+2=0

5y–22=0

y=4.4

x=2·4.4–12 = –3.2


Длина высоты.


в) Обозначим x0, y0 – координаты искомой точки P

Т.к. точка N – середина отрезка LP, получаем:

Получили точку P(–3.4;4.8)


г) Для нахождения уравнения биссектрисы LQ достаточно найти направляющий вектор этой прямой, в качестве которого можно взять вектор . Найдем этот вектор.

K(–2;5),  L(–3;4),  M(6;9).

Так как нас интересует только направление, то направляющий вектор можно умножить на любое число. Умножив координаты вектора на , получим

Искомое уравнение биссектрисы.



25. Написать общее уравнение плоскости, приходящей через точку K(1;1;–2) параллельно прямым  и .


Решение.

Найдем вектор нормали плоскости, параллельной указанным прямым.

 = –i+2j+k

Общее уравнение плоскости, имеющей такую нормаль

–x+2y+z+C=0

Значение C найдем из условия, что плоскость проходит через точку K.

–1+2–2+C=0

C=1

Следовательно, искомое уравнение плоскости –x+2y+z+1=0


37. Найти расстояние между параллельными прямыми  и


Решение.

Найдем точки пересечения данных прямых с какой-нибудь из плоскостей, нормальных к обоим прямым. Расстояние между точками пересечения и будет расстоянием между прямыми.

Общий вид уравнения плоскости, перпендикулярной данным прямым будет x+y–z+C=0.

Возьмем плоскость x+y–z=0.

Запишем уравнения прямых в параметрической форме.

        

Найдем точки пересечения данных прямых с плоскостью x+y–z=0

Первая прямая.

t+5+t–4+t–1=0

3t=0

t=0

Точка пересечения M(5;–4;1)

Вторая прямая.

t–7+t–1+t–8=0

3t–16=0

Точка пересечения

Расстояние между найденными точками

 =  =  =  =  ≈ 10.8


Контрольная работа № 2.


В задачах 51–60 найти пределы:


51. б)  =  =  =  =  =  =

в)  =  =  =  =  =

г)  =  =  =  =  =  =


В задачах 61–70 вычислить производные.


70. а)

 =

б)  =  =

 =  =  =

в)

Функция задана в неявной форме. По правилу дифференцирования неявной функции, получим:

 


г)


В задачах 71–90 исследовать функцию не непрерывность и построить ее график.


85.


Решение.

Данная функция терпит разрыв в точках x1=–1 и x2=1, т.к. при этих значениях знаменатель дроби  обращается в нуль. Исследуем характер разрыва в каждой из точек.

 =  = 0

 =  = 1.5

Следовательно, в точке x=–1 функция имеет разрыв первого рода.

 =  = 1.5

 =  = 0

Следовательно, в точке x=1 функция имеет разрыв первого рода.

Для схематичного построения графика функции найдем поведение функции в бесконечности.

 =  = 1


График.


В задачах 91–100 найти наибольшее и наименьшее значение функции y=y(x) на отрезке [a;b].


97. ;   a=–3;   b=1


Решение.

Наибольшего и наименьшего значения функция может достигать:

1) на концах отрезка, т.е. при x=–3 или при x=1.

2) в критических точках, если они существуют и принадлежат отрезку [–3;1].

Найдем критические точки. Для этого найдем производную функции y’(x)

 =  =

Производная не существует в точке x=–1

Решим уравнение y’=0

3x2+6x=0

x2+2x=0

x=–2;0

В точке x=–1 функция имеет разрыв. Найдем пределы функции справа и слева, т.е.

 =  = –∞

 =  = +∞

Получается, что в точке x=–1 функция имеет разрыв второго рода.

y(–2) =

y(0) =

Найдем значение функции на границах отрезка.

y(–3) =

y(1) =

Максимальное значение на отрезке функция принимает в точке x=–1+0. Оно равно +∞.

Минимальное значение на отрезке функция принимает в точке x=–1–0. Оно равно –∞.



В задачах 101–110 провести полное исследование функции и построить график:


В задачах 111–120 провести полное исследование функции  и построить ее график.


112. a=1; b=1; c=19; d=–30; h=1; f=2; g=–15.


Решение.

Разложим дробь на простые дроби.

B=19–A

5A–3(19–A)=30

5A–57+3A=30

8A=87

A=10.875

B=19–10.875=8.125

Получаем следующее разложение:

Получили следующее представление функции.

1. Область определения функции.

Областью определения функции будет вся числовая прямая, за исключением точек, в которых знаменатели дробей обращаются в ноль, т.е. .

2. Функция не является ни четной, ни нечетной, т.к.

Т.к. в состав функции не входят периодические функции, то функция непериодическая.

3. Непрерывность. Т.к. заданная функция является элементарной, то она непрерывна во всей своей области определения. Точки, в которых функция не существует – точки x=3  и x=–5.

Найдем характер разрыва функции в этих точках.

Следовательно, x=–5 – точка разрыва второго рода.

Следовательно, x=3 – точка разрыва второго рода.


4. Асимптоты.

При x=–5  и x=3 функция терпит разрыв второго рода, следовательно, прямые x=–5 и x=3 – вертикальные асимптоты функции.

Найдем наклонные асимптоты.

 =  =  = 1

Получаем наклонную асимптоту y=x+1.

5. Исследуем функцию по производной.

Точки, в которых производная не существует – точки x=3  и x=–5.

Найдем нули производной.

(x2+2x–15)2–10.875(x+5)2–8.125(x–3)2=0

x4+4x2+225+4x3–30x2–60x–10.875x2–108.75x–271.875–8.125x2+48.75x–73.125 = 0

x4+4x3–45x2–120x–120=0


(x2+2x+a)2 = x4+4x2+a2+4x3+2ax2+4ax = x4+4x3+(2a+4)x2+4ax+a2

(x2+2x+a)2 – ((2a+4+45)x2+(4a+120)x+a2+120) = 0

(x2+2x+a)2 – ((2a+49)x2+(4a+120)x+a2+120) = 0

 = (2a+60)2–(2a+49)(a2+120) = 4a2+240a+3600–2a3–49a2–240a–5880 = –2a3–45a2–2280

–2a3–45a2–2280=0

a3+22.5a2+1140=0

a=b–7.5

(b–7.5)3+22.5(b–7.5)2+1140 = 0

b3–22.5b2+168.75b–421.875+22.5b2–337.5b+1265.625+1140=0

b3–168.75b+1983.75=0

Q=168.75/3 = 56.25

R= 1983.75/2 = 991.875

Т.к. R2≥Q3, то уравнение имеет один действительный корень.

 =  =  =  = –12.3629

B= Q/A = 56.25/(–12.3629) = –4.5499

b=–12.3629–4.5499=–16.9128

a=–16.9128–7.5=–24.4128


(x2+2x+a)2 – ((2a+49)x2+(4a+120)x+a2+120) = 0

(x2+2x–24.4128)2 – ((2∙(–24.4128)+49)x2+(4∙(–24.4128)+120)x+(–24.4128)2+120) = 0

(x2+2x–24.4128)2 – (0.1744x2+22.3488x+715.98480384) = 0

(x2+2x–24.4128)2 – 0.1744(x2+128.1468x+4105.41745321) = 0

(x2+2x–24.4128)2 – 0.1744(x+64.0734)2 = 0

(x2+2x–24.4128)2 – (0.4176x+26.7571)2 = 0

(x2+2x–24.4128+0.4176x+26.7571)(x2+2x–24.4128–0.4176x–26.7571) = 0

x4+4x3–45x2–120x–120=0

 (x2+2.4176x+2.3443)(x2+1.5824x–51.1699) = 0

x2+2.4176x+2.3443=0

 = 1.20882–2.3443 = –0.8831

Действительных корней нет.

x2+1.5824x–51.1699=0

 = 0.79122+51.1699 = 51.79589744

x

(–∞;

–7.9881)

–7.9881

(–79881;

–5)

–5

(–5;3)

3

(3; 6.4057)

6.4057

(6.4057; +∞)

y'

+

0

Не сущ.

Не сущ.

0

+

y

макс.

Не сущ.

Не сущ.

мин.


6. Исследуем функцию по второй производной.

Точки, в которых производная не существует – точки x=3  и x=–5.

Найдем нули производной.

21.75(x+5)3+16.25(x–3)3 = 0

87(x+5)3+65(x–3)3 = 0

87(x+5)3+65(x–3)3 = 0

87(x3+15x2+75x+125)+65(x3–9x2+27x–27) = 0

87x3+1275x2+6625x+10875+65x3–585x2+1755x–1755=0

152x3+690x2+8380x+9120=0

76x3+345x2+4190x+4560=0

x3+4.54x2+55.13x+60=0

Q=(4.542–3∙55.13)/9 = (20.6116–165.57)/9 = –16.1065

R= (2∙4.543–9∙4.54∙55.13+27∙60)/54 = (187.153328–2252.6118+1620)/54 = –445.458472/54 = –8.2492

Т.к. R2≥Q3, то уравнение имеет один действительный корень.

 =  =  = 4.1872

B= Q/A = –16.1065/4.1872 = –3.8466

x=4.1872–3.8466–4.54/3=–1.1727

x

(–∞;–5)

–5

(–5;–1.1727)

–1.1727

(–1.1727; 3)

3

(3;+∞)

y"

Не сущ.

+

0

Не сущ.

+

y

Выпукла

Не сущ.

Вогнута

Т. перегиба

Выпукла

Не сущ.

Вогнута




Контрольная работа № 3.


В задачах 121–140 найти и построить область определения функции двух переменных:


121.

Решение.

Функция имеет действительные значения, когда выполнено условие:

–x2≤y≤x2

В задачах 141–160 вычислить указанные частные производные.


160. Найти , , если


Решение.

Функция z – функция сложная, т.к. z=z(u,v), u=u(x,y), v=v(x,y).

        

           

 =  =  =

 =  =  =


В задачах 161–170 вычислить приближенно следующие значения, используя формулы дифференциального исчисления функции двух переменных:


165.


Решение.

Воспользуемся формулой приближенных вычислений:

Составим функцию , заменив числовые значения переменными. Полагаем x+Δx = 5.02, y+Δy = 1.97, т.е. x=5, Δx=0.02, y=2, Δy=–0.03, тогда f(x;y) =  =

Найдем частные производные функции.

 =  =

 =  =

Найдем значение производных в точке x=5;  y=2.

 =  =  =

 =  =  =

Подставим найденные значения в формулу приближенных вычислений:

 ≈  = 0.335185


177. Найти наибольшее и наименьшее значение функции z=5x2–3xy+y2+4 в области D: {x+y=1; y=–1; x=–1}.


Решение.


Наибольшего и наименьшего значения функция достигает:

1) в критических точках, если они принадлежат области D;

2) на границах области D;

3) в точках пересечения границ D.

1. Найдем критические точки. Для этого сначала находим:

   

Координаты критической точки являются решением системы:

y=1.5x

10x–4.5x=0

5.5x=0

x=0

–3y=0

y=0

Точка P1(0;0) – критическая. Она попадает в область D.

2. Исследуем функцию на границах области D.

Ее границы задаются уравнениями x+y=1; y=–1; x=–1

а) если x=–1, то z = 5+3y+y2+4 = y2+3y+9 – функция одной переменной. Найдем ее критические точки.

z'=2y+3

2y+3=0

y=–1.5

Получаем критическую точку P2(–1;–1.5), не попадающую в область D.

б) если y=–1, то z=5x2+3x+1 – функция одной переменной. Найдем ее критические точки.

z'=10x+3

10x+3=0

x=–0.3.

Получаем критическую точку P3(–0.3;–1), попадающую в область D.

в) если x+y=1, то y=1–x и z = 5x2–3x(1–x)+(1–x)2+4 = 5x2–3x+3x2+1–2x+x2+4 = 9x2–5x+5 – функция одной переменной. Найдем ее критические точки.

z'=18x–5.

18x–5=0

Получили критическую точку P4, попадающую в область D.

3. Угловые точки области P5(–1;–1), P6(–1;2), P7(2;–1).

Таким образом получили 6 точек, в которых функция может достигать наибольшего и наименьшего значения: P1, P3, P4, P5, P6, P7. Вычислим значения функции z в этих точках и выберем из них наибольшее и наименьшее.

Z(0;0)=4

Z(–0.3;–1)=5·(–0.3)2–3·(–0.3)·(–1)+(–1)2+4 = 0.45–0.9+1+4 = 4.55

 =  =  =  =  ≈ 4.305556

Z(–1;–1) = 5–3+1+4 = 7

Z(–1;2) = 5+6+4+4 = 19

Z(2;–1) = 20+6+1+4=31.

Получаем, что наибольшее значение, равное 31, функция достигает в точке P7(2;–1)

Наименьшее значение, равное 4, функция достигает в точке P1(0;0)


В задачах 181–190 найти grad z(A) и , если известны функция z=z(x, y), точка A(x0, y0) и направление l={a;b}


182. z=xey;  A(2;2)    l={2;–2}


Решение.

Найдем частные производные.

      

Найдем значения частных производных в точке A.

          

Получаем значение градиента.

Производная по направлению.