2. Анализ профессионально должностной карьеры сотрудников  ООО «Школьник» г. Новосибирска

2.1. Экономическая характеристика ООО «Школьник», место управленческого персонала в системе кадров

Изучаемое предприятие ООО «Школьник» является малым предприятием, это обусловлено критериями Налогового Кодекса РФ, одним из которых является численность персонала.

Удельный вес ООО «Школьник» в обороте розничной торговли Новосибирской области занимает - 0,017%.

Удельный вес ООО «Школьник» в обороте розничной торговли малых предприятий составляет – 0,06%.

Темп роста объема продаж ООО «Школьник» постоянно увеличивается и  составил по сравнению с 2002г. – 213,49%.

Основным видом деятельности ООО «Школьник» является реализация канцелярских товаров.

Для достижения конкурентного преимущества на рынке го­рода Новосибирска ООО «Школьник» использует особые приемы деятельности:

1.     Мгновенное приспособление к запросам потребителей товаров и услуг;

2.     Уникальные формы обслуживания покупателей.

Мгновенное приспособление к запросам потребителей  достигается путем быстрого маневра скидками и надбавками, в т.ч. скидками — на товары с замедленной оборачиваемостью, надбавками — на элитные товары и товары со слишком быст­рой оборачиваемостью.

 Это позволяет ООО «Школьник» выйти на среднеевропейский уровень оборачиваемости канцелярских товаров и добиться еще более высокого уровня доходов за счет увеличения объемов продаж.

Рассмотрев основные тенденции в области финансовой деятельности ООО «Школьник» перейдем к рассмотрению этой связи с эффективностью организации управленческого труда.

Прежде чем начать изучение функций и обязанностей управленческого персонала ООО «Школьник», необходимо рассмотреть организационную структуру  данной организации.

Проведенный анализ показал, что по организационной структуре ООО «Школьник» относится к линейно-функциональной.

Отметим, что эта  структура широко распространена в России. Линейно-функциональная структура (называемая традиционной организацией) является комбинацией линейной и функциональной структур. Основой этой схемы являются линейные подразделения, осуществляющие в организации основную работу и обслуживающие их специализированные функциональные подразделения, создаваемые на «ресурсной» основе: управление персоналом, финансами, планирование и т. д.

В 2003г. ООО «Школьник»  имело  в  своем  штате  35  человек.  Среди  них  управляющий персонал – 5  человек  (14,29%),  специалистов – 15  человек (42,8%),  рабочих  - 15  человек  (42,8%).   Текучесть  кадров  на  предприятии  составила - 0,14%.

Среди  управляющих  и  специалистов  высшее  образование  имеют  14  человек  (66,7%) ,  среднее  образование – 6  человек (33,33%).  Средний  возраст  работающих  на  предприятии – 33  года.

Численность  персонала  предприятия  имеет  тенденцию  к  росту.  Так,  в  2001 году  на  предприятии  работало  25  человек,  в  2001  году – 30  человек,  а  в  2003  г.   количество  сотрудников  увеличилось  до  35,  что было обусловлено ростом объема сбыта. 

Что  касается  среднего  возраста  работающих,  то  здесь  наблюдается  изменение в сторону снижения такового.  Так,  в  2001  г.  средний  возраст  сотрудников  был  39,2,  а  в  2003  году  он  снизился  до  33  лет.

Штат  предприятия  имеет  следующую структуру – 1 генеральный   директор, 1 коммерческий директор, 3  сотрудника    отдела  кадров  (зам. директора по персоналу и  два  инженера  по  кадрам),  бухгалтерия  (2  человека),  администратор,  продавцы – 7  человек,  обслуживающий  персонал – 15  человек  (водитель, грузчики,  уборщицы,  электромонтер,  охрана  и  т.д.).

Подбору кадров и грамотной организации труда в ООО «Школьник» уделяется особое значение так как спрос на грамотных специалистов по в г. Новосибирске достаточно высок.

Организация  труда  ООО  «Школьник»  регламентируется:

1.                Уставом предприятия;

2.                Должностными инструкциями;

3.                Положением  о  службе  персонала;

4.                Трудовым договором;

5.                Договором  о  материальной  ответственности.[1]

Организация  труда  в  ООО «Школьник»  направлена  на  осуществление  комплекса  организационно-технических,  экономических  и  санитарно-гигиенических  мероприятий,  позволяющих осуществлять  торгово-технологический  процесс,  эффективно  использовать  торговые  и  другие  площади,  оборудование  и  персонал  магазина,  создавать  благоприятные  условия  труда    и  на  этой  основе  обеспечивать  высокий  уровень  торгового  обслуживания  населения.

  В  ООО  «Школьник»  принята  индивидуальная  форма  организации  труда – каждый  работник  магазина  используется  на  определенном  участке  торгово-технологического  процесса,  на  него возлагается  личная  ответственность  за  сохранность  товарно-материальных  ценностей,  обслуживание  покупателей  и  т.д.

В  ООО  «Школьник»  принято  функциональное  разделение  труда.  Оно  предполагает  обособление  отдельных  функций  и  выделение  работников  для  их  выполнения.  С  учетом  этого  признака  весь персонал  предприятия  подразделяется  на  три  категории:  управленческий,  основной,  или  торгово-операционный  и  вспомогательный.

Управленческий  персонал  состоит  из  работников,  обеспечивающих  управление  торгово-технологическим  и  трудовым  процессом.  Сюда  входят  руководящие,  инженерно  технические  работники.

Общее  руководство  магазином  осуществляет  дирекция. Генеральный директор руководит стратегическим развитием предприятия, утверждает необходимые документы и т.д. Коммерческий  директор руководит  планово-экономической  работой,  коммерческой  деятельностью,  в  его  ведении  находятся  вопросы  организации  технологических  операций  и  хозяйственного  обслуживания,  он    отвечает  за  подбор  кадров  и  повышение  квалификации  сотрудников,  организует  технику  безопасности  и  пожарную  безопасность  и  т.д. Характеризуя руководителя любого коммерческого предприятия, важно учитывать владение различными профессиональными качествами, так как это является одним из важных компонентов конкурентоспособности предприятия в возрастающих условиях конкуренции. В связи с этим важно ориентироваться в развитии профессиональных качеств  управленца.

В ходе исследования, которое было проведено ИЦ «Коммерсант»  осенью 2002г., приняли участие 460 руководителей высшего звена крупных и средних российских компаний — участников рейтингов профессионализма российских менеджеров. Среди них 273 респондента занимают посты президентов и генеральных директоров, 67 - финансовых директоров, 64 - коммерческих директоров и 56 - директоров по персоналу. Опрос проводился с перспективой на три года.

Самым важным профессиональным качеством лидера высшие руководители компаний, президенты и генеральные директора считают умение формировать управленческую команду. Объясняется это тем, что, во-первых, данная задача — прерогатива именно высших руководителей. Во-вторых, такое умение крайне важно в условиях дефицита управленческих кадров в России (многие руководители отметили, что ощущают сильную нехватку менеджеров, которые имели бы не только необходимый опыт, но и отличались бы инициативностью, готовностью идти на разумный риск, нести ответственность за результаты своей работы). В-третьих, управленческий ресурс — это базовый капитал любой компании, от которого зависят перспективы и направление ее развития. Поэтому естественно, что на второе место после умения подобрать команду было поставлено качество, важное для всех ее членов,— стратегическое видение развития бизнеса.

На третьем месте оказалось умение управлять стратегическими изменениями в развитии бизнеса. Примечательно, что по сумме баллов между этим и вышеуказанным качествами достаточно большой разрыв.

Бухгалтерский  аппарат  принимает  от  материально  ответственных  лиц  товарно-денежные  отчеты,  проверяет  и  обрабатывает их,  учитывает  денежные  средства  и  кредиты  банков,  а  также  выполнят  другие  бухгалтерские  операции.

Набор и оценку персонала осуществляет отдел кадров во главе с зам. директора по кадрам.

Среди профессиональных качеств зам. директора по кадрам является умение грамотно распределять работу, делегировать полномочия и контролировать получение необходимых для бизнеса результатов.

Зам. директора по кадрам в первую очередь должен быть заинтересован в эффективной работе сотрудников.

Прежде чем начать изучение организации управленческого труда в ООО «Школьник» необходимо рассмотреть функции управленческого персонала, так как они  обуславливают направления по организации труда.

Определив основные функции управленческого персонала ООО «Школьник» можно начать изучение методов организации управления карьерой и направлений по ее совершенствованию.[2]

2.2. Организация управленческого труда в ООО «Школьник»

Одним из важнейших направлений эффективной организации управленческого труда является его нормирование. В современных условиях нормирование труда - это вид деятельности по управлению производством, цель которой состоит в установлении необходимых затрат и результатов труда, а также необходимых соотношений между численностью работников различных групп и количеством единиц оборудования.

Нормативное время включает в себя основное, вспомогательное, подготовительно-заключительное, а также время на обслуживание рабочего места и перерывы для отдыха и личных надобностей. Основное - это время, в течение которого достигается непосредственная цель производственного процесса, т.е. происходит качественное изучение процесса труда. Вспомогательное - это время, затрачиваемое на действия, связанные с обеспечением выполнения основной работы. Из основного и вспомогательного времени складывается оперативное время.

Сложность и разнообразие управленческих задач и методов, необходимых для их реализации, большие объемы информации, которые требуется хранить и перерабатывать, и ряд других факторов организационного управления предъявляют высокие требования к организации рабочих мест руководителей, технике информационного обслуживания и применяемым средствам механизации и автоматизации управленческого труда.

На основе исследований, проведенных в ООО  «Школьник», были изучены и проанализированы организация рабочих мест и условий труда руководителей, применение технических средств и информационного обеспечения работы руководителей, необходимых для реализации функций управления.

Результаты исследований выявили значительные резервы для улучшения организации труда руководителей, в частности — в сфере рационализации рабочих мест руководителей и специалистов.

Значение организации рабочего места и условий труда работников аппарата управления, как факторов, оказывающих непосредственное влияние на эффективность труда, трудно переоценить. Исследования специалистов показывают, что за счет этих факторов, реализуемых с учетом требований эргономики, психофизиологии, сангигиены и технической эстетики, производительность труда работников управления возрастает более чем на 50%.

Организация рабочего места — это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда и их функциональному размещению. Рациональная организация рабочих мест руководителей предполагает правильную их планировку, укомплектование мебелью и необходимыми средствами организационной техники, канцелярскими принадлежностями и различными вспомогательными устройствами.

Рациональная организация рабочего места и создание наилучших условий труда для работников управления включает следующий комплекс основных проблем:

-         планировка рабочих помещений на основе изучения и анализа технологии выполнения основных и наиболее массовых видов работ и потоков информации на предприятии;

-         размещение мебели и оборудования на рабочих местах, исходя из функций и состава работ, выполняемых каждым работником, и максимального снижения физических усилий при выполнении работ;

-         эффективное использование рабочих площадей с учетом требований рабочего процесса, эксплутационных характеристик оборудования и оптимальных условий труда.

Особенностью труда руководителя является большой удельный вес умственных (творческих и логических) операций. Этим, в значительной степени, определяются требования к организации и оборудованию рабочих мест и условиям труда руководителя. На повышение производительности труда благоприятно сказывается шумовой, температурный и влажностный режимы, хорошее освещение, рационально организованное и оборудованное рабочее место, оснащенное современной организационной и вычислительной техникой.

Одним из самых эффективных способов организации управленческого труда в ООО «Школьник» считается автоматизация рабочих мест.

АРМ представляет собой программно-технический комплекс, включающий технические и программные средства, информационное и методическое обеспечение для решения задач пользователя непосредственно на его рабочем месте в режиме диалога с ЭВМ.[3]

2.3.  Практика  оценки  эффективности карьерной службы в  ООО  «Школьник» 

Прежде, чем начать анализ эффективности управленческого труда в ООО «Школьник» считаем необходимы оценить профессиональные качества управленческого персонала. Так как влияние эффективность профессиональных качеств управленца  и организации труда взаимосвязаны и влияют на производительность организации.

То есть грамотная организация труда ни даст отдачи без эффективного пользователя данной системы.

Для оценки управленческого персонала мы использовали метод экспертных оценок.

Для этого экспертам нужно было обвести цифру в соответствующей клетке, наилучшим образом подводящую итог результатам управ­ленческой деятельности работника в период исполнения обязанностей в сравнении с тем, что от него требо­валось. Оценка должна была учесть, в какой степени были достигнуты цели и выполнены задания, стоящие перед работником; степень их напряженности, а также другие результаты помимо запланированных.

Рассмотрев показатели профессиональных характеристик управленческого персонала, можно перейти к оценке эффективности организации управленческого труда.

При выборе методов расчета эффективности организации труда мы исходили из ориентировались на следующие показатели:

-         экономическое  (уменьшение  количества  ошибок  в  деятельности  работников,  снижение  количества  неверных,  неправильно  обоснованных  проектов,  управленческих  решений  и  др.);

-         организационно-культурное  (улучшение  составляющих  организационной  культуры  трудового  коллектива);

-         социально-психологическое  (усиление  мотивации  работников,  снижение  текучести  кадров,  улучшение  морального  климата  и  др.).

В связи с этим мы изучили эффективность организации труда управленческого персонала путем влияния её на повышение производительности труда.

В процессе предложенных мероприятий по совершенствованию управленческого труда, среди которых грамотное планирование времени,  было установлено, что объем продаж, увеличился практически в два раза, что не характерно для данного периода времени года, даже с учетом внешних факторов, таких как сезонный спрос.[4]


2.4. Повышение квалификации управленческого персонала

Развитие работников бухгалтерии является важнейшим условием успешного функционирования любого предприятия. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение научно-технического прогресса значительно убыстряет процесс устаревания профессиональных знаний и навыков.

Возрастающее значение профессионального обучения для предприятия и значительное расширение потребностей в нём  в последние тридцать лет привели к тому, что предприятия взяли на себя обновление квалификации своих работников. Организация профессионального обучения стала одной из основных функций управления персоналом.

Профессиональное развитие управленческого персонала в ООО «Школьник» представляет собой процесс подготовки к выполнению новых производственных функций, решению новых экономических  задач.

Проведенное Ассоциацией менеджеров в 2003г. исследование среди  300 топ – менеджеров показало, что недостаток квалифицированных кадров является наиболее значимым препятствием росту бизнеса, с этим согласилось  64% опрошенных.

В связи с этим в ООО «Школьник» было проведено исследование, которое показало, что в организации практически весь управленческий персонал повышал свою квалификацию - 82%.

Большинство управленского персонала (90%) повышают свой профессионализм, читая специализированную литературу.

В ходе опроса так же было выяснено, что большинство управленцев оценивают свою профессиональную карьеру как развивающуюся в сторону роста - 50%, в тоже время есть и тревожный факт 27% опрошенных заявили, что их карьера находится в стадии стагнации.

Проведенный опрос среди управленческого персонала ООО «Школьник» показал, что для наиболее полного развития эффективности организации труда следует обратить внимание на курсы повышения квалификации.

В России с середины 1990-х годов управленцев обучают такие учебные заведения, как Центр «Предпринимательство и малый бизнес» Высшей школы международного бизнеса (ВШМБ) АНХ, Центр предпринимательства «США—Россия». Институт предпринимательства и инвестиций (ИПИ) и Московский Фонд подготовки кадров работают в рамках Межотраслевой программы подготовки управленческих кадров для рыночной экономики под эгидой московского правительства. Обучение может длиться от нескольких дней до одного года. Так, в ИПИ учеба идет две недели, а Центр предпринимательства «США-Россия» проводит однодневные семинары. В ВШМБ есть две годичные программы: «Президентская программа «Менеджмент в малом и среднем бизнесе», а также «Предприниматель: управление малым и средним бизнесом».

Большая часть программ организованы при поддержке московского правительства — обучение в них бесплатное. К примеру, дотацию получают Межотраслевая программа, а также ВШМБ в рамках Президентской программы.

Предложенные для  внедрения в жизнь ООО «Школьник» мероприятия по организации научного управленческого труда позволят достичь наиболее полной эффективности организации труда и повысить производительность.[5]



Список литературы



1.                 Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2000. – 514с.

2.                 Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка; учеб, пособие. — М.: Экономика, 2000. — 150с.

3.                 Егоршин А.П. Управление персоналом. - Н.Новгород: НИМБ, 1999. –615с.

4.                 Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: Учеб. пособ. М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 1999. - 256с.

5.                 Лифшиц А.С. Оценка и развитие управленческого персонала. -Иваново, Ивановский ГУ - 2001. - 185с.

6.                 Малышенко Н.А. Управление предприятием. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2000.  - 143 с.

7.                 Тупицын А.Л. Организация управленческого труда в коммерческих предприятиях. - Новосибирск, 2004. – 100с.

8.                 Туренко Б.Г. Эффективность формирования кадров управления. -Иркутск: ИГЭА, 2001.-185 с.

9.                 Управление  персоналом  организации:  Учебник / Под  ред.  А.Я. Кибанова. – М.:  ИНФРА-М,  2003. – 640 с.

10.            Управление  персоналом  организации: Практикум. Учебник / Под  ред.  А.Я. Кибанова. – М.:  ИНФРА-М,  2002. – 296 с.

11.            Шекшня С.В.  Управление  персоналом  современной  организации:  учебно-практическое  пособие. – М.:  Интел-Синтез,  2000. – 368 с.


[1] Басовский Л.Е. Менеджмент: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2000. – С. 105


[2] Малышенко Н.А. Управление предприятием. - Владивосток: Дальрыбвтуз, 2000.  -  С. 35


[3] Тупицын А.Л. Организация управленческого труда в коммерческих предприятиях. - Новосибирск, 2004. – С. 30


[4] Бизюкова И.В. Кадры управления: подбор и оценка; учеб, пособие. — М.: Экономика, 2000. – С. 56


[5] Шекшня С.В.  Управление  персоналом  современной  организации:  учебно-практическое  пособие. – М.:  Интел-Синтез,  2000. – С. 69