СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.. 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.. 4
1.1 Цели разработки и назначение бизнес-плана. 4
1.2 Функции бизнес-плана. 7
1.3 Этапы разработки бизнес-плана. 9
1.4 Структура бизнес-плана. 12
2 ПРОЕКТ БИЗНЕС-ПЛАНА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВКУСНЫЙ БЕРЕГ». 14
2.1 Описание проекта (резюме) 14
2.2 Описание деятельности предприятия. 15
2.3 Оценка рынка и конкурентоспособности. 17
2.4. План маркетинга. 19
2.5. План производства. 20
2.6. Организационный план. 24
2.7 Финансовый план и стратегия финансирования. 26
2.8 Правовые аспекты.. 29
2.9 Оценка рисков. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 37
ВВЕДЕНИЕ
Бизнес-план – это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Поэтому правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в дело и принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств? Причем, чем тщательнее он будет составлен, тем больше времени уйдет на его подготовку, но тем меньше ненужных затрат понесет предприниматель в будущем[1].
Целью данной курсовой работы является разработка проекта бизнес-плана предприятия.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать теоретические основы бизнес-планирования: цели бизнес-планирования, назначение, функции и структура бизнес-плана.
2. Описать бизнес-план проекта торгового предприятия по продаже продовольственных товаров «Вкусный берег».
Бизнес-план разработан для создания нового дочернего предприятия общества с ограниченной ответственностью «Компания «БАОС-ГРУПП». Новое предприятие ООО «Вкусный берег» будет заниматься торговлей продовольственными товарами через сеть розничных магазинов в Октябрьском районе г. Новосибирска.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
1.1 Цели разработки и назначение бизнес-плана
Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам социально-экономического развития.
Современные представления о функциях управления связаны с выделением трех групп функций: первичные или базовые, связующие и интегрирующие (оперативные) функции[2].
Выполнение базовых функций составляет основу процесса управления для любого руководителя, независимо от занимаемой должности и специфики деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.
Связующие функции создают условия для эффективной реализации первичных функции и включают: налаживание коммуникации, принятие управленческих решений.
Интегрирующие функции обеспечивают оперативное руководство подчиненными, включают элементы базовых, и связующих функций управления. К ним относятся: руководство (администрирование) и лидерство.
Сначала представим их графически
Управленческое решение Координация
Коректировка Учет
Рис. 1. Функции управления
Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Планирование должно быть непрерывным, для того, чтобы обеспечить поступательное развитие организации и постоянную корректировку намеченных планов в силу их вероятностных характеристик.
В зависимости от длительности планового периода различают следующие виды планов:
- текущее или оперативное планирование
- среднесрочное планирование
- перспективное планирование
Среди стратегического планирования важное место занимает бизнес-планирование.
Бизнес-план по содержанию является полным и точным описанием предприятия, начиная от продукта и заканчивая процессами управления, а также финансовыми потребностями[3].
В зависимости от целей можно выделить три вида бизнес-планов:
— бизнес-план форма;
— бизнес-план сущность;
— бизнес-план понимание.
Бизнес-план форма призван осуществить представление бизнеса для инвесторов, акционеров или руководства. Он составляется в соответствии с требованиями партнеров или участников бизнеса.
Бизнес-план сущность необходим при отражении процессов, происходящих на предприятии, и прогнозировании последствий вводимых изменений. Он отражает содержание бизнес-процесса с целью выявления всех особенностей, возможностей и угроз и помогает принимать решение.
Бизнес-план понимание составляется для анализа и изучения новой идеи, предполагающей развитие и изменение предприятия. Он направлен на понимание как уже происходящих, так и планируемых процессов, и наиболее полное представление результатов новых идей.
Тщательно составленный бизнес-план не только поможет проложить курс фирмы, но и послужит руководством по обеспечению деятельности (такую задачу решит бизнес-план сущность). Потенциальные инвесторы (те, кто предоставляют капитал) практически ежедневно получают множество запросов по финансированию рискованных проектов, а поэтому необходимо предоставить им информацию о фирме и ее продукции профессионально, в соответствии с определенным планом (бизнес-план форма).
Только бизнес-план, подготовленный на основе потребности в информации, необходимой для предполагаемых источников финансирования проекта, безусловно, произведет впечатление на владельцев капитала с точки зрения оценки умения планировать. Также инвесторы оценят общую компетенцию руководителя данного предприятия.
При прочих равных условиях хорошо подготовленный бизнес-план всегда повысит шансы на получение финансовой поддержки из различных источников[4].
Определение цели бизнес-плана – второй важный шаг после определения сферы деятельности будущего предприятия или проекта. Цель — это положение вещей, реальное или воображаемое, к которому будет стремиться разработчик бизнес-плана, предприятие или проект. На данном этапе не следует значительное внимание уделять реалистичности поставленных целей, так как именно составление бизнес-плана и должно ответить на этот вопрос. Важно следующее: цель должна быть однозначной, может быть разбита на подцели, и она должна соответствовать намерениям предпринимателя. Если в деятельности предполагается непосредственное участие партнеров, то их нужно пригласить именно на этом этапе для формулирования целей, чтобы они стали соратниками в дальнейшем. Кроме того, необходимо отличать личные цели и цели бизнеса (так, например, личные цели «обогащение» или «власть» могут стать мощным стимулом деятельности, однако вряд ли будут восприняты партнерами или работниками).
К сожалению, многие предприниматели ограничиваются написанием плана на год, считая, что дальнейшая перспектива не может быть определена. Такой подход ограничивает перспективу видения предпринимателя, тем более, что практически во всех областях существуют прогнозы долгосрочного развития даже в условиях нестабильной экономики. Более того, учет фактора нестабильности в будущих периодах должен приводить не к размытости высказываний, а к формированию различных вариантов развития и оценке их осуществимости и выживаемости в различных условиях.
1.2 Функции бизнес-плана
Существующие подходы к бизнес-планированию направлены на осуществление девяти основных функций.
1). Стандартное представление предприятия, проекта. Стандартное представление сокращает затраты на описание предприятия и предоставляет больше возможности для представления уникальных возможностей проекта.
2). Бизнес-план — одна из форм общения и представления информации на цивилизованном рынке. Многолетний опыт составления бизнес-планов привел к тому, что он обрел удобную форму представления информации. Кроме того, сложилась специальная терминология, подкрепленная исследованиями в той или иной области.
3). Аргументированная заявка на привлечение капитала. Если даже бизнес-план не ставил целью привлечение капитала, то его содержание позволяет составить подобную заявку без поиска новой информации.
4). Демонстрация солидного подхода к собственному бизнесу. Затрачивая усилия на составление бизнес-плана, руководитель тем самым подтверждает собственное уважительное отношение к своему бизнесу и ожидает такого же отношения от своих партнеров. Кроме того, бизнес-план может стать составной частью программы формирования имиджа.
5). Взвешенная оценка принимаемых решений. Отвечая на вопросы при составлении бизнес-плана, руководитель имеет возможность комплексно оценить всю ситуацию и принимать решение в условиях достаточной информации.
6). Возможность обнаружения проблем, угроз и неиспользованных возможностей для развивающегося бизнеса. Технология бизнес-планирования содержит ряд методик, представляющих самостоятельную ценность, одной из таких методик является анализ проблем, возможностей.
7). Обеспечение целенаправленности бизнеса. Сам факт наличия бизнес-плана говорит о наличии цели, к достижению которой стремится предприниматель, что в значительной мере увеличивает эффективность бизнеса.
8). Инструмент для управления и контроля. Бизнес-план является основой для управления проектом, прежде всего, ресурсами, затратами, сроками, персоналом и т.д. Наличие плана позволяет осуществлять контроль выполнения и принимать эффективные решения.
9). Средство самообучения. Последняя в перечне функция на самом деле является одной из наиболее значимых, так как подготовка бизнес-плана заставит предпринимателя пополнить свои знания в тех или иных разделах, научит делать выводы из финансовой информации и понимать результаты анализа[5].
Любой из девяти функций было бы достаточно для выбора бизнес-плана как инструмента при организации и развитии бизнеса.
1.3 Этапы разработки бизнес-плана
Существует несколько подходов к определению этапов разработки. Одни подходы основаны на очень подробной схеме составления бизнес-плана, и в этом случае этапов очень много – от 10 до 20 и более. Другие основаны на выделении крупных блоков в составлении бизнес-плана, и в этом случае этапов очень мало – пять.
Можно рассмотреть два подхода: более подробный и менее подробный.
При более подробном подходе алгоритм составления бизнес-плана содержит наиболее общие стадии процесса планирования нового дела. Данный алгоритм еще называют планом действий по разработке бизнес-плана. При достижении определенного опыта на основе данного алгоритма можно составить свой план действий (с учетом специфики сферы деятельности предприятия или проекта). Однако при разработке бизнес-плана в какой-либо новой сфере деятельности лучше придерживаться данного (или подобного) подробного варианта, так как он позволит наиболее всесторонне изучить новый объект приложения сил[6].
При детальном подходе выделяют следующие этапы в процессе разработки бизнес-плана:
Этап 1. Решение о начале деятельности в новом бизнесе или начале реализации нового проекта или разработке нового бизнес-плана.
Этап 2. Формирование цели нового бизнеса или нового проекта.
Этап 3. Формирование представлений о бизнес-плане и его структуре.
Этап 4. Поиск источников необходимой информации.
Этап 5. Анализ и оценка собственного потенциала (возможностей и способностей) для начала новой деятельности.
Этап 6. Выбор объекта, являющегося основой новой деятельности (профиля предприятия).
Этап 7. Исследование потенциального рынка сбыта.
Этап 8. Разработка предварительного прогноза продаж.
Этап 9. Территориального размещение бизнеса.
Этап 10. Разработка маркетингового плана.
Этап 11. Разработка календарного плана.
Этап 12. Разработка производственного плана.
Этап 13. Выбор организационно-правовой формы и юридического статуса.
Этап 14. Разработка организационного плана.
Этап 15. Принятие решения о персонале.
Этап 16. Разработка финансового плана.
Этап 17. Разработка плана страхования рисков деятельности.
Этап 18. Подготовка делового резюме бизнес-плана.
Этап 19. Оформление бизнес-плана.
Этап 20. Презентация бизнес-плана.
Этап 21. Принятие решения о начале деятельности.
При втором подходе, как же говорилось выше, выделяют более крупные блоки. Но эти блоки, по сути, содержат те же этапы, что и в предыдущем подходе. Данный вариант больше подходит для опытного пользователя.
Выделяют пять этапов:
На первом этапе подготовки бизнес-плана определяется миссия (философия, видение предприятия) – краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества.
Второй этап – определение целей разработки бизнес-плана. Цель – это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников.
В системе бизнеса цель выполняет пять функций:
- инициативы – сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий;
- критерия принятия решения – оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе;
- инструмента управления – руководящего требования к действиям, определения направлений бизнеса;
- координации – обеспечения бесконфликтных отношений лиц, принимающих решение, согласования работ специализированных подразделений;
- контроля – сопоставления оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем[7].
На третьем этапе после определения миссии, целей, стратегии предприятия, устанавливается общая структура самого бизнес-плана. На объем и структуру бизнес-плана влияют размеры предприятия и поставленные задачи. Для небольших фирм обычно составляют план упрощенной структуры – из двух частей: краткого описания проекта и основной части, содержащей более подробные расчеты и обоснования. Такая его структура вызвана тем, что резюме часто адресуется внешнему потребителю, к которому предприниматель обращается с предложением о партнерском участии или с просьбой о кредитах. В бизнес-плане можно выделить следующие разделы:
Титульный лист.
1. Меморандум о конфиденциальности.
2. Резюме.
3. Описание отрасли.
4. Характеристика предприятия (фирмы).
5. Выбор деятельности (товара, услуги, работы).
6. План маркетинга.
7. Производственный план.
8. Организационная структура предприятия.
9. Финансовый план и бюджет предприятия.
10. Анализ рисков.
11. Организационный план.
12. Приложения.
Четвертый этап бизнес-планирования состоит в сборе информации, необходимой для разработки каждого раздела плана[8]. Это важная и весьма трудоемкая часть плановой работы. Источниками информации могут служить специализированные отраслевые справочники, нормативы проектных организаций, специализированные фирмы, материалы статистических органов, специальных исследований и наблюдений, знания высококвалифицированных экономистов, консультантов, а также работников предприятия, хорошо знающих внутреннюю среду фирмы и свое дело.
Пятый этап планирования – непосредственная разработка отдельных разделов и оформление всего бизнес-плана в виде единого документа[9].
1.4 Структура бизнес-плана
Формирование представлений о бизнес-плане – это следующий шаг после определения сферы деятельности, цели деятельности, цели составления бизнес-плана, определения названия предприятия или проекта. Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени его участия в нем. Бизнес-план должен быть написан просто и ясно, иметь четкую структуру. Объем и степень детализации разделов определяются спецификой и областью деятельности фирмы. Первое представление о бизнес-плане может дать его структура, которую и нужно сформировать.
Существует один испытанный принцип составления любого бизнес-плана: он всегда должен быть кратким, но компетентным.
Бизнес-план может иметь следующую примерную структуру.
1. Обложка
2. Содержание
3. Деловое резюме
4. Общая ситуация в сфере бизнеса, выбранной предпринимателем
5. Описание предприятия
6. Анализ рынка
8. Маркетинговый план
9. Финансовые прогнозы
10. Календарный план
11. Расчет потребности в финансовых ресурсах и эффективность проекта
12. Приложение
Исходя из знания примерной структуры бизнес-плана, можно сформировать собственную структуру бизнес-плана с учетом специальных требований потенциальных инвесторов, особенностей производства или продукции, уникального преимущества при продажах, особенностей финансовой ситуации, особенностей рынка[10].
2 ПРОЕКТ БИЗНЕС-ПЛАНА ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ВКУСНЫЙ БЕРЕГ»
2.1 Описание проекта (резюме)
Общество с ограниченной ответственностью «Компания «БАОС-ГРУПП» создает дочернее предприятие – общество с ограниченной ответственностью «Вкусный берег» с целью организации сети розничных продовольственных магазинов в Октябрьском районе г. Новосибирска. На первоначальном этапе в сеть Октябрьского района будут включаться три магазина: два – внутри жилого массива Восточный, один – внутри жилого массива Шевченковский.
Позиция предприятия ООО «Вкусный берег» в бизнесе предполагает дальнейшее расширение сети до 5 магазинов (за два года деятельности) и до 12 магазинов (за последующие два года деятельности).
Предполагаемый ассортимент товаров в магазинах предусматривает наличие более 30 ассортиментных групп. Взаимодействие с проверенными поставщиками (в большей степени поставщиками-производителями) является одной из основ для обеспечения бесперебойной работы магазинов.
Численность персонала общества с ограниченной ответственностью «Вкусный берег» будет составлять 24 человека, из которых 18 – продавцы павильонов.
Общий объем финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, оценивается в 2800 тыс. рублей.
Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно.
Первый этап включает:
- покупку павильонов и установку их на соответствующих местах;
- проведение работ по благоустройству и подключению объектов (электроэнергия, вода, организация связи);
- поиск подходящего офисного помещения.
Второй этап включает:
- закупку оборудования для павильонов и офиса;
- организацию установки данного оборудования;
- подготовку всех помещений к эксплуатации.
В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь продавцов.
Прогнозируемый товарооборот составляет 21700 тыс. рублей в первый год работы магазинов, 28100 тыс. рублей - во второй год работы. Прогнозируемая чистая прибыль после первого года работы должна составить 1380 тыс. рублей.
Источники финансирования проекта:
- вклады участников (уставный капитал) – 100 тыс. рублей;
- банковский кредит – 1 млн. рублей;
- беспроцентный займ от ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» - 1,2 млн. рублей;
- займы других физических и юридических лиц – 500 тыс. рублей.
Получение банковского кредита возможно на следующих условиях: срок выдачи кредита – 18 месяцев, процент по кредиту – 23 % годовых.
Реализация проекта позволяет со стороны экономических интересов компании создать прибыльную и финансово устойчивую торговую сеть, а со стороны социальных интересов общества данный проект предназначен для решения задач по улучшению облика Октябрьского района, поднятию на более качественный уровень торговых услуг в данном районе, обеспечению населения качественными и недорогими продуктами питания.
2.2 Описание деятельности предприятия
ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» образовано в 2000 г. в г. Новосибирске. Целью создания компании является организация сети предприятий торговли в рамках долгосрочной программы развития города.
Целью проекта является создание сети продовольственных магазинов в Октябрьском районе. Три магазина (на начальной стадии) будут располагаться внутри жилых массивов Восточный (два магазина) и Шевченковский (один магазин). Каждый магазин представляет собой утепленный павильон из легких сборных быстровозводимых металлических конструкций, имеющий современный дизайн (согласованный с главным архитектором Октябрьского района) и предполагающий многофункциональное использование. Внутренняя планировка каждого павильона предусматривает торговый зал площадью 80 кв.м и подсобное складское помещение площадью 30 кв.м. Проектом возведения каждого из магазинов предусмотрено благоустройство и озеленение прилегающей территории в соответствии с Программой благоустройства и озеленения города Новосибирска и наружное (в ночное время) освещение.
Число три было выбрано не случайно. Один магазин продовольственных товаров очень тяжело поддерживать в динамичном состоянии, так как имеется очень большое количество скоропортящихся товаров. Если какой-либо товар медленно реализуется на одном объекте, то его необходимо «перебросить» на другой объект до окончания срока годности. Два магазина тоже недостаточно для ускоренного товарооборота и выполнения намеченных целей. Поэтому для начала деятельности оптимальное число магазинов – три. Расположение магазинов в двух разных местах (Восточный и Шевченковский жилые массивы) позволят проверить и опробовать два ареала рынка.
Направление деятельности – розничная торговля. ООО «Вкусный берег» – дочернее предприятие холдинга ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», созданное с целью реализации данного проекта и которое стремится как можно быстрее занять свое место на рынке продовольственных товаров. Эта ниша рынка была выбрана неслучайно. Несомненно, на рынке продовольственных товаров очень большое количество конкурентов государственных и частных форм, но продовольственные товары – это, пожалуй, единственные товары, которые будут необходимы всегда. Даже при резком сокращении доходов, а соответственно, и спроса населения, тот минимум, который останется у потребителя, будет потрачен в первую очередь на продукты питания. Но рынок продовольственных товаров имеет преимущества не только в кризисных ситуациях. В настоящее время при удачном выборе месторасположения магазинов, можно достигнуть наибольшей выручки от торговли продовольственными товарами. Именно на это и направлена подготовительная работа предприятия.
В дальнейшем планируется расширить сеть продовольственных магазинов в Октябрьском районе до 5 магазинов (за первые два года работы), затем до 12 магазинов (за следующие два года работы). Комплексная программа развития сети таких магазинов разработана в Октябрьском районе и получила одобрение и поддержку Администрации Октябрьского района.
2.3 Оценка рынка и конкурентоспособности
В последние годы в г. Новосибирске успешно развивается организация и открытие всевозможных продовольственных магазинов, работающих с населением и предлагающих широкий ассортимент продовольственных товаров по приемлемых ценам. Эта тенденция объясняется тем, что количество посредников – участников каналов продвижения и сбыта продовольственных товаров в виде всевозможных баз, торговых домов, магазинов постоянно возрастает, что естественно приводит к снижению конечных цен на товары и услуги. В условиях снижения и стабилизации покупательской способности населения эта форма торговли все же способствует развитию спроса, особенно на продовольственные товары. Усилиями Новосибирской администрации при инициативе местных компаний на смену многочисленным палаткам и стихийным рынкам приходят торговые павильоны с современным дизайном. Большую роль в данном деле играет ООО «Компания «БАОС-ГРУПП».
Для трех магазинов, создаваемых в рамках данного проекта, были выбраны подходящие места. Таковыми являются места скопления большого количества людей. Наиболее выигрышным вариантом оказались жилые массивы, точнее дворы жилых многоэтажных домов. Причем одним из решающих факторов, очень сильно влияющих на объемы продаж, является близость магазина от дома. Именно этот фактор был учтен при размещении павильонов.
Круг основных конкурентов включает в себя: небольшие магазины, киоски, палатки, другие павильоны (все они находятся недалеко от дома: во дворе, не более 2 – 3 минут ходьбы), универсамы и супермаркеты, которые в жилых массивах, как правило, находятся далеко от дома.
На самом деле серьезных прямых конкурентов у ООО «Вкусный берег» мало.
Таблица 1 Оценка собственной фирмы и фирм конкурентов, баллы
№ п/п |
Фирма |
Достоинства и недостатки |
||||
Товар |
Цена |
Сервис |
Месторас-положение |
Соотношение цена/качество |
||
1 |
Собственная фирма |
7 |
5 |
7 |
10 |
8 |
2 |
Фирма-конкурент |
|
||||
2.1 |
Небольшие магазины |
5 |
5 |
6 |
8 |
8 |
2.2 |
Киоски |
4 |
4 |
6 |
7 |
6 |
2.3 |
Палатки |
3 |
7 |
5 |
4 |
8 |
2.4 |
Павильоны |
7 |
5 |
7 |
8 |
8 |
2.5 |
Универсам |
9 |
7 |
8 |
4 |
6 |
2.6 |
Супермаркет |
9 |
5 |
8 |
4 |
6 |
В таблице 1 приведены оценки достоинств и недостатков как собственной фирмы, так и фирм-конкурентов. Оценки выставлялись в баллах от 0 до + 10.
В характеристику товара входят его качество, широта и глубина ассортимента. Месторасположение рассматривается одновременно с двух позиций: с позиции жилого дома и с позиции магазина ООО «Вкусный берег», то есть при оценке по месторасположению предполагается, что магазины уже находятся во дворах жилых домов.
Если посчитать сумму баллов каждой «фирмы», то получим следующие результаты:
Магазин ООО «Вкусный берег»: 37 баллов.
Небольшие магазины: 36 баллов.
Киоски: 27 баллов.
Палатки: 28 баллов.
Павильоны: 35 баллов.
Универсам: 34 балла.
Супермаркет: 32 балла.
Еще раз нужно уточнить, что оценка производилась, исходя из предположения: магазины предприятия уже установлены на своих местах. Соответственно, большой вклад в баллах внесла такая характеристика, как месторасположение объекта. От магазинов «Вкусного берега» на 1 балл отстают небольшие магазины недалеко от дома. Если рассматривать реальную ситуацию, то такие магазины, а также киоски (по отдельным группам товаров), являются основными конкурентами магазинов предприятия ООО «Вкусный берег». Их преимущества в цене (у небольших магазинов) и отсутствии очереди (у киосков), а основной недостаток – узкий (по количеству ассортиментных групп) и неглубокий (по количеству позиций в каждой ассортиментной группе) ассортимент. Что касается ООО «Вкусный берег», то ассортимент данного торгового предприятия имеет достаточную ширину и глубину.
2.4. План маркетинга
Выдержать конкуренцию ООО «Вкусный берег» планирует за счет своего более удачного территориального расположения, внедрения современных норм торговли, использования опыта, накопленного ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», сервиса, отвечающего высоким стандартам, соотношения высокого качества и приемлемых цен на реализуемые товары, правильного ведения финансовой политики ООО «Вкусный берег» и сплоченной команды.
Потенциальными покупателями магазинов ООО «Вкусный берег» являются жители жилых массивов Восточный и Шевченковский (в соответствии с расположением).
Магазины ориентированы как на средний класс населения, так и на необеспеченные слои населения, на людей, которые покупают только самое необходимое.
Общая маркетинговая стратегия ООО «Вкусный берег» направлена на развитие бизнеса в области торговли – сферы деятельности, приносящей в ближайшее время и в перспективе стабильный доход. Несмотря на насыщенность рынка продуктами питания, умелая организация и комплексное использование средств современного маркетинга позволяют занять незаполненный рыночный сегмент и получить достаточную прибыль.
Концепция маркетинга подразумевает на первом этапе работу магазинов с определенным минимально необходимым ассортиментом продуктов питания, на втором этапе – расширение ассортимента (на основе опросов и маркетинговых исследований) в рамках продовольственной группы товаров. Третьим этапом может быть дальнейшее развертывание торговли как вширь (создание новых магазинов), так и вглубь (расширение ассортимента с выходом за рамки продовольственной группы). Эксперимент, проведенный ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», показал, что в магазине, который добавил в свой ассортимент помимо продуктов питания товары бытового характера, объем продаж увеличился на 6 %.
2.5. План производства
2.5.1. Планирование товарооборота
По прогнозным данным магазин № 1 сможет приносить ежедневную выручку в размере не менее 16000 руб., магазин № 2 может приносить ежедневную выручку в размере не менее 14000 руб., магазин № 3 может приносить ежедневную выручку в размере не менее 20000 руб. В соответствии с этим можно рассчитать потребность в объеме закупаемого товара (входной товарооборот). Для этого от планируемой выручки без НДС необходимо отнять торговую надбавку. Данная торговая надбавка ориентировочно составляет около 27 %. Норматив по товарообороту определяется исходя из необходимого товарного остатка в магазине. Необходимый товарный остаток составляет недельный запас товара. Расчеты представлены в таблице 7.
При расчете налог на добавленную стоимость берется в среднем 17 %. Поскольку часть товаров (около 70 %), закупаемых ООО «Вкусный берег», облагается налогом на добавленную стоимость в размере 18 %, а другая часть товаров (около 30 %) облагается налогом на добавленную стоимость в размере 10 %. В частности налогообложение ставкой 10 % производится при реализации молока, яйца, растительного масла, сахара, соли, хлеба и хлебобулочных изделий, муки, макаронных изделий, рыбопродуктов. Большинство остальных товаров (продуктов питания) облагается налогом по ставке 18 %.
Таблица 2 Планирование входного товарооборота
Объект |
Потребность на день, руб. |
Потребность на год, руб. |
Норматив по товарообороту, руб. |
Магазин № 1 |
12.500 |
4.500.000 |
87.500 |
Магазин № 2 |
11.000 |
3.960.000 |
77.000 |
Магазин № 3 |
16.000 |
5.760.000 |
112.000 |
Итого без НДС: |
39.500 |
14.220.000 |
276.500 |
НДС |
6.715 |
2.417.400 |
47.005 |
В соответствии со всеми расчетами, произведенными выше, можно рассчитать потребность в ресурсах, необходимых для начала деятельности. Расчеты представлены в таблице 3.
Таблица 3 Потребности в ресурсах
Объем необходимых ресурсов, в том числе: |
|
Основные производственные фонды |
2.161.290 руб. |
Нематериальные активы |
56.701 руб. |
Оборотные средства |
11.998 руб. |
Норматив по товарообороту |
323.505 руб. |
Итого: |
2.553.494 руб. |
2.5.2 Смета затрат за весь срок осуществления проекта
Расчет затрат представлен в таблице 4. Составление сметы затрат проекта проводилось на основе анализа накопленной информации о работе уже действующих предприятий ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», а также на результатах проведенного маркетингового исследования.
Таблица 4 Смета затрат
№ п/п |
Наименование экономических элементов |
Величина затрат, руб. |
ПЕРЕМЕННЫЕ ЗАТРАТЫ |
||
1 |
Материальные затраты |
|
1.1 |
Прямые материальные затраты |
86.250 |
1.2 |
Энергия |
43.200 |
1.3 |
Услуги связи |
28.800 |
1.4 |
Обслуживание ККМ |
8.640 |
1.5 |
Калибровка весов |
1.200 |
1.6 |
Разгрузка |
16.200 |
2 |
Фонд оплаты труда продавцов |
626.400 |
3 |
Единый социальный налог (35,6 %) |
222.998,4 |
ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ |
||
1 |
Материальные затраты |
|
1.1 |
Охрана |
139.000 |
1.2 |
Аренда помещения |
120.000 |
1.3 |
Краткосрочная аренда земельных участков |
72.000 |
1.4 |
Стоянка автомобиля ГАЗель-330210 |
14.400 |
1.5 |
Санитарная эпидемиологическая станция |
6.192 |
1.6 |
Государственная ветеринарная служба |
3.024 |
2 |
Фонд оплаты труда АУП |
358.300 |
3 |
Единый социальный налог (35,6 %) |
127.554,8 |
4 |
Амортизационные отчисления |
194.466,3 |
5 |
Прочие затраты |
|
5.1 |
Ремонтный фонд |
43.225,5 |
5.2 |
Уборка территории |
21.600 |
5.3 |
Уборка помещения |
16.800 |
5.4 |
Прочие прямые расходы |
300.000 |
Итого затрат: |
2.450.251 |
|
в том числе, переменных затрат: |
1.033.688,4 |
|
постоянных затрат: |
1.416.562,6 |
2.5.3 План доходов от реализации продукции за весь срок осуществления проекта
План доходов от реализации продукции (товарооборота) представлен в таблице 6. Данный прогноз был сделан с учетом долгосрочной тенденции роста объемов продаж в связи с развитием предприятия, а также с учетом сезонных колебаний (зима-лето и праздничные дни). Летом выручка несколько ниже, чем зимой. Кроме того, объем продаж резко возрастает накануне и во время праздников (например, рождественские каникулы).
Таблица 6 План выручки ООО «Вкусный берег»
Магазин |
Выручка предприятия с начала деятельности (2005 г.), тыс. руб. |
|||||
Июль |
Август |
Сентябрь |
Октябрь |
Ноябрь |
Декабрь |
|
Магазин № 1 |
215 |
286 |
354 |
480 |
502,5 |
525 |
Магазин № 2 |
175 |
210 |
280 |
370 |
420 |
510 |
Магазин № 3 |
300 |
395 |
453 |
540 |
600 |
720 |
Итого |
690 |
891 |
1087 |
1390 |
1522,5 |
1755 |
Нарастающим итогом |
690 |
1581 |
2668 |
4058 |
5580,5 |
7335,5 |
Таблица 6.1 План выручки ООО «Вкусный берег»
Магазин |
Выручка предприятия (2006-2007 гг.), тыс. руб. |
|||||
1 кв. |
2 кв. |
3 кв. |
4 кв. |
1 кв. |
2 кв. |
|
Магазин № 1 |
1590 |
1485 |
1440 |
1600,5 |
1615 |
1500 |
Магазин № 2 |
1575 |
1456,5 |
1260 |
1610 |
1590 |
1480,5 |
Магазин № 3 |
2100 |
1950 |
1800 |
2080,5 |
2120,2 |
1900,2 |
Магазин №4 |
- |
- |
645 |
858 |
1062 |
1440 |
Магазин №5 |
- |
- |
756 |
1085 |
1359 |
1620 |
Итого |
5265 |
4891,5 |
5145 |
7234 |
7746,2 |
7940,7 |
Нарастающим итогом |
12600,5 |
17492 |
22637 |
29871 |
37617,2 |
42557,9 |
2.6. Организационный план
Общая численность работников ООО «Вкусный берег» определена в количестве 24 человек. Описание должностей и требования к ним представлены в таблице 7.
Таблица 7 Штатное расписание
№ п/п |
Должность |
Кол-во штатных единиц |
Обязанности |
Требования |
1 |
Продавец |
18 |
Прием-отпуск товара в магазине, работа на ККМ, оформление документов |
Женщина 20-40 лет с в\о или с\о. Желательно с опытом работы. |
2 |
Водитель-экспедитор |
1 |
Вождение автомобиля, прием-отпуск товара, погрузка – разгрузка товара |
Мужчина 25-35 лет с категориями вождения «В» и «С». Опыт работы не менее 3-х лет. |
3 |
Оператор |
1 |
Работа с ПК (специальные программы), работа с накладными, определение отпускной цены товара |
Женщина или мужчина 25-40 лет с в\о или с\о. Желательно опыт работы с «1С». |
4 |
Товаровед |
1 |
Работа с поставщиками и объектами |
Женщина или мужчина 30 – 40 лет с в\о. Опыт работы не менее 5 лет. |
5 |
Заведующий хозяйством |
1 |
Поддержание объектов в отличном состоянии, решение хозяйственных вопросов |
Мужчина 30-40 лет с в\о. Опыт работы не менее 3 лет. |
6 |
Менеджер |
1 |
Ведение текущих дел предприятия, бухгалтерский учет, ведение кассы, оформление финансовых документов |
Мужчина или женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием, желательно специальность «Бухгалтерский учет». Опыт работы не менее 5 лет. |
7 |
Директор |
1 |
Контроль над деятельностью всего предприятия в целом, работа с вышестоящими организациями |
Мужчина или женщина 30-45 лет с высшим экономическим образованием. Опыт работы не менее 5 лет. |
Продавцы работают в магазинах по 6 человек в каждом магазине. Товаровед работает как в магазинах, так и в офисе. Водитель-экспедитор закреплен за автомобилем «ГАЗель-330210», второй автомобиль предназначен для управляющего персонала (менеджера и директора). Оператор работает в офисе. За ним закреплено рабочее место, оборудованное компьютером. Второй компьютер предназначен для менеджера и директора.
Расчет фонда оплаты труда представлен в таблице 8. Надбавки продавцов определяются в зависимости от величины оборота, который будет делать магазин в месяц. Надбавки для остальных работников производятся по результатам их работы (эффективность, старательность, проявление инициативы).
Заработная плата каждого работника за месяц определяется как сумма месячного оклада и надбавке к этому окладу.
Таблица 8 Расчет фонда оплаты труда
№ п/п |
Должность |
Месячный оклад, руб. |
Планируе-мые надбавки, % |
Итого оплаты в месяц, руб. |
Итого оплаты в год, руб. |
1 |
Продавец: Магазин № 1 (6 человек) Магазин № 2 (6 человек) Магазин № 3 (6 человек) Итого по 3 магазинам |
1200 1000 1500 |
125 125 150 |
2700 2250 3750 |
32.400 27.000 45.000 626.400 |
2 |
Водитель-экспедитор |
4.000 |
25 |
5.000 |
60.000 |
3 |
Оператор |
2.700 |
20 |
3.240 |
38.800 |
4 |
Товаровед |
3.200 |
25 |
4.000 |
48.000 |
5 |
Заведующий хозяйством |
4.000 |
25 |
5.000 |
60.000 |
6 |
Менеджер |
4.500 |
25 |
5.625 |
67.500 |
7 |
Директор предприятия |
5.600 |
25 |
7.000 |
84.000 |
Итого: |
984.700 |
Основное требование к персоналу – высокий профессионализм. ООО «Вкусный берег» подходит к подбору персонала очень тщательно, так как грамотная и сплоченная команда – один из главных залогов успеха предприятий ООО «Компания «БАОС-ГРУПП».
Организационная структура ООО «Вкусный берег»
Рис. 2
Организационная структура ООО «Вкусный берег» представлена на рисунке 2. Данная структура является линейно-функциональной. Организационная структура позволяет выстроить иерархию, направление взаимодействия работников и распределение ответственности внутри персонала предприятия.
2.7 Финансовый план и стратегия финансирования
2.7.1 Финансовый результат и срок окупаемости проекта
В таблице 9 представлен расчет финансовых результатов предприятия.
Таблица 9 Финансовые результаты работы предприятия
№ п/п |
Показатель |
Вычисление показателя |
Сумма, руб. |
1 |
Товарооборот розничный (включая НДС) |
Товарооборот входной + торговая наценка (включая НДС) |
21.756.200 |
2 |
Товарооборот розничный (без НДС) |
Товарооборот входной + торговая наценка (без НДС) |
18.486.000 |
3 |
Товарооборот входной (без НДС) |
- |
14.220.000 |
4 |
Валовый доход |
Торговая наценка |
4.266.000 |
5 |
Расходы |
Смета затрат |
2.450.251 |
6 |
Прибыль валовая |
Валовый доход за минусом сметы затрат |
1.815.749 |
7 |
Местные налоги |
||
7.1 |
На содержание муниципальной милиции |
1 % от базы: [количество сотрудников] х [минимальный размер оплаты труда] |
288 |
7.2 |
На содержание пожарной охраны |
1 % от базы: [количество сотрудников] х [минимальный размер оплаты труда] |
288 |
8 |
Прибыль налогооблагаемая |
Прибыль валовая за минусом местных налогов |
1.815.173 |
9 |
Налог на прибыль |
24 % от прибыли налогооблагаемой |
435.641 |
10 |
Прибыль чистая |
Прибыль налогооблагаемая за минусом налога на прибыль |
1.379.532 |
11 |
Единый социальный налог |
- |
350.553,2 |
12 |
Налог на добавленную стоимость |
НДС от входного товарооборота + 20 % от торговой наценки |
3.270.200 |
13 |
Инвестиции в проект |
- |
2.800.000 |
14 |
Срок окупаемости затрат |
- |
2,03 года |
2.7.2 Стратегия финансирования
В соответствии с расчетами потребность в ресурсах на начало деятельности составляет 2.553.494 руб. Дополнительные затраты составят 250 тыс. руб. Таким образом, потребности в инвестициях для начала деятельности составляют 2800 тыс. руб.
Соотношение потребности в средствах и способы ее покрытия представлены в таблице 10.
Таблица 10 Источники финансирования проекта
1 |
Потребности в инвестициях, в том числе: |
|
1.1 |
Основные производственные фонды |
2.161.290 руб. |
1.2 |
Нематериальные активы |
56.701 руб. |
1.3 |
Оборотные средства |
11.998 руб. |
1.4 |
Норматив по товарообороту |
323.505 руб. |
1.5. |
Общие издержки (затраты) |
246.506 руб. |
Итого: |
2.800.000 руб. |
|
2 |
Финансирование проекта, в том числе |
|
2.1 |
Вклады участников (уставный капитал) |
100.000 руб. |
2.2 |
Банковский кредит под 23 % годовых |
1.000.000 руб. |
2.3 |
Беспроцентный займ от ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» |
1.200.000 руб. |
2.4. |
Займ от других компаний и физических лиц (по средней ставке 12 %) |
500.000 руб. |
Итого: |
2.800.000 руб. |
Два этапа реализации проекта организации предприятия будут осуществляться параллельно. Первый этап включает в себя подготовку и утверждение топографических схем, покупку павильонов и установку их на соответствующих местах, проведение работ по благоустройству и подключению объектов (электроэнергия, вода, организация связи); кроме того, на первом этапе осуществляется поиск подходящего офисного помещения. Одновременно с этим предполагается закупить оборудование для павильонов и офиса, организовать его установку и подготовить все помещения к эксплуатации. В течение всего подготовительного периода осуществляется подбор квалифицированного персонала, в первую очередь продавцов. Срок подготовительного периода составит 1 месяц. Но основная работа будет начата, как только это будет возможно (при подключении объектов и оформлении всех необходимых документов).
Банковский кредит берется на 18 месяцев под 23 % годовых. Примерная схема выплат в счет погашения кредита представлена в таблице 11. Расчет производится по схеме простых процентов.
Таблица 11 Система погашения кредита и выплата процентов по кредиту
Дата |
Сумма основного долга |
Выплата процентов |
Общая сумма выплаты |
Остаток непогашенной суммы |
02.08.05 |
60000 |
14722 |
74722 |
940000 |
02.09.05 |
59000 |
14310 |
73310 |
881000 |
04.10.05 |
58000 |
13030 |
71030 |
823000 |
03.11.05 |
57000 |
13640 |
70640 |
766000 |
02.12.05 |
56000 |
13395 |
69395 |
710000 |
03.01.06 |
55000 |
13223 |
68223 |
655000 |
03.02.06 |
54000 |
13138 |
67138 |
601000 |
02.03.06 |
53000 |
13156 |
66156 |
548000 |
03.04.06 |
52000 |
13304 |
65304 |
496000 |
02.05.06 |
51000 |
13618 |
64618 |
445000 |
02.06.06 |
51000 |
13155 |
64155 |
394000 |
03.07.06 |
51000 |
12838 |
53838 |
343000 |
03.08.06 |
51000 |
12741 |
63741 |
292000 |
01.09.06 |
51000 |
12997 |
63997 |
241000 |
02.10.06 |
52000 |
12869 |
64869 |
189000 |
02.11.06 |
54000 |
12622 |
66622 |
135000 |
04.12.06 |
57000 |
13088 |
70088 |
78000 |
02.01.07 |
78000 |
3495 |
81495 |
0 |
ООО «Вкусный берег» как дочерняя компания холдинга ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» получает от него беспроцентный займ в размере 1200 тыс. руб. Определенного плана возврата займа нет, но существует договоренность, что ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» оставляет за собой право изымать 50 % прибыли, остающейся в распоряжении ООО «Вкусный берег» после выплаты всех налогов и платежей по кредитам.
Займы у других предприятий и физических лиц ООО «Вкусный берег» будет брать по мере необходимости. Предполагаемая средняя процентная ставка по данным займам составит 12 %.
2.8 Правовые аспекты
Для реализации проекта создания сети продовольственных магазинов в Октябрьском районе обществом с ограниченной ответственностью «Компания «БАОС-ГРУПП» учреждается общество с ограниченной ответственностью «Вкусный берег», которое будет действовать в соответствии с главой 4 параграфом 2 пунктом 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации «Об обществах с ограниченной ответственностью».
По Гражданскому кодексу общество с ограниченной ответственностью в качестве учредительских документов должно иметь учредительский договор и устав. В случае одного учредителя нужен только устав. Учредителем ООО «Вкусный берег» является ООО «Компания «БАОС-ГРУПП». В соответствии с этим ООО «Вкусный берег» имеет только устав.
Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством и данным уставом.
Положения данного устава с учетом вносимых в него изменений сохраняют свою юридическую силу в течение всего срока деятельности общества. Если какое-либо из положений устава станет недействительным в силу изменения законодательства, то это обстоятельство не является основанием для приостановления действий других положений устава. Недействительное положение устава должно быть в установленном порядке исключено из него и (или) заменено допустимым в правовом отношении.
Уставный капитал образуется за счет вкладов участников, в данном случае одного участника. Размер уставного капитала ООО «Вкусный берег» составляет 100 тыс. рублей.
В соответствии с целями предприятия можно составить так называемый план организационных мероприятий с привязкой к срокам и ответственным лицам. План мероприятий представлен в таблице 13.
Таблица 13 План организационных мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Ответственное лицо |
Сроки |
Средства |
1 |
Оформление документов |
Юрист ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» |
До 01/07/04 |
Организационные расходы |
2 |
Заключение договоров с заводами |
Руководитель ООО «Вкусный берег» |
До 01/07/04 |
- |
3 |
Подбор персонала |
Руководитель ООО «Вкусный берег» |
01/0604 – 31/07/04 |
Расходы на рекламные объявления |
4 |
Установка павильонов на местах |
Управляющий ООО «Вкусный берег» |
01/07/04 – 03/07/04 |
Расходы включены в цену павильона |
5 |
Закупка торгового и офисного оборудования, машин |
Управляющий ООО «Вкусный берег» |
01/07/04 – 15/07/04 |
- |
6 |
Подключение объектов |
Зав. хозяйством ООО «Вкусный берег» |
01/07/04 – 15/07/04 |
- |
7 |
Поиск офисного помещения |
Руководитель ООО «Вкусный берег» |
01/07/04 – 15/07/04 |
- |
8 |
Организация связи |
Руководитель ООО «Вкусный берег» |
01/07/04 – 31/07/04 |
Расходы на услуги связи |
9 |
Установка и подключение оборудования |
Зав. хозяйством ООО «Вкусный берег» |
01/07/04 – 31/07/04 |
Расходы включены в цену оборудования |
10 |
Заключение договоров с поставщиками и закупка товаров |
Товаровед ООО «Вкусный берег» |
С 01/07/04 |
- |
11 |
Обучение продавцов |
Управляющий ООО «Вкусный берег» |
С 01/07/04 |
- |
12 |
Управление ассортиментом товаров |
Товаровед ООО «Вкусный берег» |
С 01/07/04 |
- |
13 |
Анализ и управление затратами |
Руководитель ООО «Вкусный берег» |
С 01/06/04 |
- |
2.9 Оценка рисков
Риск проекта может быть связан, прежде всего, с постепенным снижением спроса покупателей на продукты питания. Это связано с общей тенденцией снижения покупательской активности. Вторым основным риском является усиление активности конкурентов, возможно использование ими нечестных методов.
Ниже в таблице 14 представлены риски, распределенные по стадиям осуществления проекта.
Таблица 14 Риски по стадиям осуществления проекта
Риски |
Веса Wi |
Подготовительная стадия |
|
Удаленность от инженерных сетей |
1/5 |
Отношение местных властей |
1/5 |
Непредвиденные затраты |
1/5 |
Недобросовестность подрядчиков |
1/5 |
Несвоевременная поставка оборудования |
1/5 |
Стадия функционирования. Экономические риски |
|
Неустойчивость спроса |
1/5 |
Снижение цен конкурентами |
1/5 |
Появление новых конкурентов |
1/5 |
Порча или потеря товара |
1/5 |
Невыполнение договоров поставки товаров |
1/5 |
Стадия функционирования. Финансовые риски |
|
Рост налогов. Изменение налогообложения |
1/4 |
Повышение оптовых цен на товары |
1/4 |
Инфляция |
1/4 |
Непредвиденные затраты |
1/4 |
Стадия функционирования. Технические риски |
|
Изношенность оборудования |
1/3 |
Непредвиденные затраты на ремонт |
1/3 |
Ограниченность площадей (торговых и складских) |
1/3 |
Стадия функционирования. Социальные риски |
|
Трудности с набором квалифицированного персонала |
1/4 |
Недостаточный уровень зарплаты |
1/4 |
Квалификация кадров |
1/4 |
Текучесть кадров |
1/4 |
Стадия функционирования. Экологические риски |
|
Твердые отходы |
1/4 |
Близость домов |
1/4 |
Вредные условия труда |
1/4 |
Складирование отходов |
1/4 |
Риск, связанный с невыполнением договора поставки, имеет очень маленькую вероятность, так как предприятие работает с надежными и проверенными поставщиками. Поставки товаров четко спланированы.
Риск, связанный с неустойчивостью спроса. Если, например, падение спроса произойдет по качественным причинам (несоответствие запросам потребителей по качеству и цене товаров), то в этом случае имеет смысл работать с другими поставщиками, а также более тщательно подходить к планированию собственных затрат с целью уменьшения торговой надбавки.
Риск, связанный с порчей или потерей товара. Данный риск сокращен, так как, во-первых, большинство поставщиков сами доставляют продукцию в оптимальные сроки, во-вторых, у предприятия имеется штатный водитель и автомобиль для перевозки товаров, в-третьих, между магазинами налажен процесс переброса товаров во избежание их порчи.
Риск, связанный с действиями конкурентами, достаточно велик, так как их действия могут быть непредсказуемыми, поэтому политика предприятия направлена на внимательное изучение и оценку конкурентов не только в процессе подготовки данного проекта, но и в течение всей деятельности фирмы.
Риск, связанный с износом и ремонтом оборудования, сокращен за счет тщательного подхода к выбору оборудования на подготовительной стадии, а также за счет заключения гарантийных договоров с поставщиками данного оборудования.
Риск, связанный с низкой квалификацией кадров, сокращен за счет тщательного отбора персонала и обучения персонала при приеме на работу.
Риск, связанный с текучестью кадров, сокращен за счет использования предприятием материального и социального стимулирования работников.
Экологические риски сокращены за счет заключения договоров на вывоз мусора, соблюдения санитарно-гигиенических норм на объектах.
Для того чтобы оценить финансовые риски, необходимо произвести расчеты для следующих (предельных) ситуаций:
- увеличение затрат на 20 %;
- уменьшение объема выручки на 30 %.
Расчет для первой ситуации представлен в таблице 15.
Таблица 15 Расчет финансовых показателей при увеличении затрат на 20 %
№ п/п |
Показатель |
Сумма, руб. |
1 |
Товарооборот розничный (включая НДС) |
21.756.200 |
2 |
Товарооборот розничный (без НДС) |
18.486.000 |
3 |
Товарооборот входной (без НДС) |
14.220.000 |
4 |
Валовый доход |
4.266.000 |
5 |
Затраты |
2.940.301 |
6 |
Прибыль валовая |
1.325.699 |
7 |
Местные налоги |
|
7.1 |
На содержание муниципальной милиции |
288 |
7.2 |
На содержание пожарной охраны |
288 |
8 |
Прибыль налогооблагаемая |
1.325.123 |
9 |
Налог на прибыль |
318.029 |
10 |
Прибыль чистая |
1.007.094 |
При увеличении затрат предприятия на 20 % чистая прибыль уменьшается на 27 %.
Расчет для второй ситуации представлен в таблице 16. Снижение выручки влияет и на розничный, и на входной товарооборот. Затраты сохраняются на том же уровне.
Таблица 16 Расчет финансовых показателей при уменьшении выручки на 30 %
№ п/п |
Показатель |
Сумма, руб. |
1 |
Товарооборот розничный (включая НДС) |
15.982.200 |
2 |
Товарооборот розничный (без НДС) |
13.318.500 |
3 |
Товарооборот входной (без НДС) |
10.245.000 |
4 |
Валовый доход |
3.073.500 |
5 |
Затраты |
2.450.251 |
6 |
Прибыль валовая |
623.249 |
7 |
Местные налоги |
|
7.1 |
На содержание муниципальной милиции |
288 |
7.2 |
На содержание пожарной охраны |
288 |
8 |
Прибыль налогооблагаемая |
622.673 |
9 |
Налог на прибыль |
149.440 |
10 |
Прибыль чистая |
473.233 |
Во втором случае, при уменьшении выручки магазинов на 30 % чистая прибыль может сократиться на 65 %. А это в свою очередь может создать угрозу для развития предприятия и наличия свободных денежных средств. Следовательно, политика предприятия должна быть направлена на реализацию плана объема продаж. Она должна гибко реагировать на изменение рынка и на изменение предпочтений потребителей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На примере создания проекта бизнес-плана общества с ограниченной ответственностью «Вкусный берег», разработанного с целью организации нового дочернего предприятия ООО «Компания «БАОС-ГРУПП», показаны основные этапы бизнес-планирования. Выделение этапов бизнес-планирования позволяет не только структурировать входную информацию, расчетные данные и полученные результаты для непосредственного разработчика бизнес-плана, но и сделать данный бизнес-план предельно ясным для понимания и собственного анализа теми людьми, для которых он предназначен.
Произведенные расчеты показали, что ООО «Компания «БАОС-ГРУПП» может достичь своей цели. Открытие новых магазинов в Октябрьском районе при сильной маркетинговой стратегии позволит увеличить объем продаж предприятия в целом. А при умелом управлении издержками в первый год работы возможно получение прибыли в размере 1380 тыс. руб. При этом для реализации проекта необходимо 2800 тыс. рублей. Срок окупаемости проекта довольно большой - более двух лет. Многие предприниматели и инвесторы зачастую отказываются от проектов малого бизнеса со сроком окупаемости более года. Но в данном случае учитывается, во-первых, социальный аспект проекта, а во-вторых, то, что проект бизнес-плана предназначен для предприятия, являющегося частью крупного холдинга.
Практика показывает, что при планировании своей деятельности предприятия получают значительно более высокие экономические результаты, чем без системного планирования. Вот почему предприниматель, который хочет не просто заниматься бизнесом, но и делать это эффективно и с наибольшей выгодой для себя, должен иметь хорошо продуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. В контексте данного проекта, речь идет также об эффективных маркетинговых технологиях и финансовых инструментах. Наличие хорошо разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы. Одним из важнейших преимуществ предпринимателя, у которого есть готовый бизнес-план, является его возможность предотвратить ошибочные действия. Кроме того, бизнес-план позволяет определить пути и способы достижения поставленных целей, максимально использовать конкурентные преимущества предприятия, объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия, обосновывать экономическую целесообразность направления развития предприятия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 05.08.2000 № 117-ФЗ) (ред. от 07.07.2003 г.).
2. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (с изменениями от 9 июля, 8 августа 2003 г.)
3. Трудовой Кодекс Российской Федерации (от 30.12.2001 № 197-ФЗ) (ред. от 30.06.2003 г.).
4. Федеральный закон № 181-ФЗ от 17 июля 1999 г. «Об основах охраны труда в Российской федерации» (в ред. от 10.01.2003).
5. Анискин Ю.П. Организация и управление малым бизнесом: Учебное пособие. – М., 2001. – 152 с.
6. Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002. – 254 с.
7. Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998. – 263 с.
8. Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. – 240 с.: ил.
9. Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000. – 672 с.: ил.
10. Бизнес-планирование. Учебник для вузов / В.М. Попов, С.И. Ляпунов, С.Ю. Муртузалиева. – М., 2000 – 670 с.
11. Бляхман Л.С. Экономика фирмы: Учебное пособие. – СПб., 2000. – 279 с.
12. Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. – Ростов-на-Дону, 2002. – 378 с.
13. Бусыгин А.В. Предпринимательство: Учебник для вузов. – М., 2001. – 639 с.
14. Вичурский Д.И. Предпринимательство: развитие, государственное регулирование, перспективы: Учебное пособие. – М., 2002. – 331 с.
15. Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. / Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. – М., 2002. – 864 с.
16. Грибалев Н.П. Бизнес-план. Практическое руководство по составлению / Грибалев Н.П., Игнатьева И.Г. – СПб., 1994. – 158 с.
17. Грибов В.Д. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М., 2002. – 159 с.
18. Ефимова О.В. Финансовый анализ. – М., 2002. – 528 с.
19. Игошин И.В. Менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999, 217 с.
20. Ковалев В.В., Ковалев Вит.В. Финансы предприятий: Учебное пособие. – М., 2002. – 352 с.
21. Энциклопедия малого бизнеса или, как вести свое дело. / Пер. с англ. Г.Г. Долуда, С.Г. Долуда. – М., 1994. – 286 с.
Приложение 1
Вступительный баланс на начало инвестиционной деятельности
АКТИВ
1 |
Основные фонды |
2.161.290 руб. |
2 |
Нематериальные активы |
56.701 руб. |
3 |
Сырье и материалы |
11.998 руб. |
4 |
Прочие оборотные средства |
570011 |
БАЛАНС |
2.800.000 руб. |
ПАССИВ
1 |
Уставный капитал |
100.000 руб. |
2 |
Долгосрочные займы и кредиты |
2.700.000 руб. |
БАЛАНС |
2.800.000 руб. |
[1] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова, С.И. Ляпунова. – М., 2000.
[2] Игошин И.В. Менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – стр. 11.
[3] Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. стр. 5
[4] Бизнес-план: Отчественный и зарубежный опыт. Современная практика и документация. Под общ. ред. В.М. Попова. – М., 1998.
[5] Бизнес-планы. Полное справочное руководство / Под ред. И.М. Степнова. – М., 2001. Стр. 6
[6] Горемыкин В.А. Бизнес-план: Методика разработки. 45 реальных образцов бизнес-планов. / Горемыкин В.А., Богомолов А.Ю. – М., 2002.
[7] Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. – Ростов-на-Дону, 2002 стр. 26
[8] Там же. Стр 30
[9] Бринк И.Ю. Бизнес-план предприятия. Теория и практика. / И.Ю. Бринк, Н.А. Савельева. – Ростов-на-Дону, 2002 стр. 43
[10] Бизнес-план. Методические материалы. / Р.Г. Маниловский, Л.С. Юлкина, Н.А. Колесникова. – М., 2002.