Содержание
Введение. 3
1. Понятие и виды административно - государственного управления, как науки 4
2. Понятие и виды административно – государственных методов управления 9
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Административно-государственное управление занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административно-государственное управление охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь Административно-государственное управление имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административно-государственное управление тесно связано также и с гражданским правом.
Таким образом, анализ взаимодействия административно-государственного управления с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Цель работы – рассмотрение вопроса связанного с административно-государственным управлением как наукой.
1. Понятие и виды административно - государственного управления, как науки
В административно - правовой науке под формами управления понимаются внешнее выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществляемое в рамках своей компетенции.
Формы управленческой деятельности многообразны. Классификация форм управленческой деятельности может проводиться по различным основаниям. Наиболее распространенным и обоснованным является их подразделение на правовые и неправовые.
Правовой считается деятельность, которая непосредственно влечет определенные правовые последствия и осуществляется на основе довольно полного юридического оформления (например, приказ о назначении лица на должность).[1]
Классификация правовых форм государственного управления.
1.Правотворческая деятельность.
Правотворческая деятельность заключается в выработке норм, их изменении или отмене, т.е. правотворческая деятельность заключается в издании нормативных юридических актов управления. (Например, постановление Правительства, решение местной администрации, или приказ директора завода и т.д.)
2. Правоприменительная деятельность.
Это своего рода административное распорядительство, т.е. применение к конкретным обстоятельствам положений закона и других норм права, прежде всего норм административного права. В этих целях издаются индивидуальные юридические акты. (Например, если гражданин в общественном месте выражается нецензурной бранью, то его привлекают к административной ответственности за мелкое хулиганство. В данном случае к нарушителю применяется установленная норма права, (ст. 158 КоАП РСФСР), предусматривающая ответственность за данное правонарушение).
В свою очередь правоприменительная деятельность подразделяется на:
- правоохранительную деятельность
- регулятивную деятельность.
Правоохранительная форма деятельности нацелена на охрану определенных управленческих отношений, призвана обеспечить их неприкосновенность. (Например, организация ООП при проведении массовых мероприятий, или обеспечение правил разрешительной системы и т.д.).
Регулятивная форма правоприменения используется для разрешения индивидуальных, конкретных управленческих дел и вопросов. (Например, урегулирование общественных отношений, путем заключения какого либо договора, или установление дорожного знака “Въезд запрещен” и т.д.).
Кроме того, все правовые формы управления по целенаправленности подразделяются на: внутренние и внешние.
Внутренние правовые формы деятельности имеют место внутри организации, ведомства, органа. Они используются для решения организационно-штатных вопросов, налаживании делопроизводства, руководства сотрудниками, подразделениями. (Например, издание приказа о поощрении сотрудников).
Внешние правовые формы деятельности затрагивают интересы нескольких субъектов государственного управления. Они проявляются вне организации, ведомства. (Например, заключение договора на охрану объекта).
Неправовые формы управления:
Неправовые формы государственного управления не связаны с изданием правовых актов, не совершают юридически значимых действий. Они не требуют полного и строго определенного законом юридического оформления. Их роль, в основном, вспомагательная. Они подразделяются на:
- организационные действия (проведение совещаний, организация учебы и т.д.);
- материально-технические действия (снабжение, транспорт, обслуживание и т.д.).
Организационную работу исполнительной власти совершают государственные служащие - административно-управленческие работники (специалисты, исполнители, функционеры), в действиях которых находит свое практическое выражение повседневная работа, возложенная на данный исполнительный орган. В орпеделенном объеме они совершают юридически значимые действия, но не облеченные в форму правовых актов управления.[2]
Основные черты правовых актов государственного управления.
1. Представляют собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос, возникающий в процессе его деятельности.
2. Издаются только полномочным субъектом исполнительной власти в пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами.
3. Правовой акт управления - юридически-властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти.
4. Это одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом.
5. Содержит в себе юридически-властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата.
6. Определяет правила должного поведения в сфере государственного управления.
7. Может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений, либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа.
8. Он может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения.
9. Занимает определенное место в системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти актам вышестоящим звеньев системы исполнительной власти.
10. Представляют собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов.
11. Издается, как правило, в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, усный приказ военного командира для подчиненного).
12. Издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (оформляется соответствующим образом).
13. Административно-правовой акт может быть обжалован или опротестован в установленном порядке.
14. В случае несоблюдения содержащихся в нем юридически-властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).[3]
Классификация актов государственного управления.
1. По юридическим свойствам:
- нормативные акты. Нормативные акты государственного управления содержат в себе нормы права. Как правило они рассчитаны на длительное применение. (Например, правила дорожного движения).
- индивидуальные (административные) акты. Они не содержат норм права, разрешают конкретный, индивидуальный вопрос управления и принимаются на основе нормативных актов. (Например, составление административного протокола на правонарушителя).
2. По сроку действия:
- бессрочные. Это акты с неопределенным сроком действия. Такие акты будут действовать до тех пор, пока их не отменят. (Например, те же правила дорожного движения).
- срочные. В этих актах указан срок их действия. По истечении этого срока акт становится не действительным. (Например, дорожный знак “Остановка запрещена” с такое-то по такое-то время).
- временные. Временные акты, как правило, действуют в течении неопределенного, но непродолжительного срока. (Например, введение чрезвычайного положения на время стихийного бедствия).
3. По территории действия:
- акты, действующие на территории всей России.
- акты, действующие в масштабе административно- территориальной единицы (области, края, города, района и т. д. ).
4. По компетенции:
- акты гос. управления общей компетенции (постановление Правительства РФ).
- акты отраслевой компетенции (разрешают дела в определенной отрасли управления - приказы МВД РФ).
- акты межотраслевой компетенции (разрешают дела сразу в нескольких отраслях - решение Министерства финансов).
5. По видам:
- постановления, решения, распоряжения, приказы, инструкции и т.д.
6. По способу выражения:
- словесные (письменные, устные).
- конклюдентные (жесты, сигналы, движения).[4]
2. Понятие и виды административно – государственных методов управления
Кроме форм управления существуют и методы осуществления исполнительной власти. Под методами понимают способы или средства достижения поставленных целей.
Административно-правовые методы - это способы реализации задач и функций исполнительной власти, средства непосредственного воздействия органов исполнительной власти на управляемые объекты.
Методы управления показывают, как, каким образом государство решает задачи в области управления. Методы управления всегда производны от политического режима государства.
В сфере исполнительной власти имеются различные группы общественных отношений, требующих различного подхода для их урегулирования с учетом формы собственности, ведомственной принадлежности и т.д.
Среди разнообразных методов, используемых в процессе реализации исполнительной власти, наиболее распространенными методами управления являются методы убеждения и методы принуждения.
Метод убеждения - это воздействие на сознание и поведение людей, проявляющееся в широком комплексе воспитательных, разъяснительных, организационных, поощрительных мероприятий, в целях обеспечения правомерности их поведения.
Метод убеждения должен быть основным методом деятельности органов исполнительной власти, что предполагает систематическую работу по убеждению масс, формированию общественного сознания в необходимости должного поведения участников управленческих общественных отношений, строгого соблюдения ими установленных государством правил. Разъяснение целей государства, проектов законов, правительственных программ, проводимых властью мероприятий и т.п. необходимо потому, что они затрагивают интересы большинства граждан и должны быть им понятны. Убеждение выступает и как средство профилактики правонарушений и укрепления государственной дисциплины.
Убеждение - это процесс последовательно осуществляемых действий, который включает в себя следующие элементы: - овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, разжигание интереса, возбуждение желания и т. д.
Существуют различные формы убеждения, среди них можно выделить следующие: - обучение, правовая пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом, своевременное реагирование на обращения, личный пример, моральное и материальное стимулирование. и т.д.
Вторым методом государственного управления является метод принуждения. В основном он применяется к тем людям, которые уклоняются от соблюдения требований законности и дисциплины, нарушают установленные правовые нормы, правила поведения. Принуждение, как правило, применяется в том случае, когда меры убеждения не дают должного результата.
В обществе существуют различные виды принуждения: уголовное, административное, экономическое, гражданско-правовое, дисциплинарное, медицинское, педагогическое и т.д.
Из всех видов принуждения нам предстоит рассмотреть лишь одно - административное принуждение, потому что именно административное принуждение в большинстве случаев применяется органами государственного управления. Именно административное принуждение может использоваться в отношении широкого круга объектов административного права.
Административное принуждение является вспомогательным методом осуществления исполнительной власти, сочетается с убеждением и применяется в тех случаях, когда убеждения оказывается недостаточно для достижения цели, поставленной перед органом исполнительной власти или его должностным лицом
Цель административного принуждения - заставить конкретных субъектов права соблюдать определенные предписания или воздержаться от тех или иных действий.
Являясь разновидностью государственного принуждения, административное принуждение используется главным образом как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию. Однако его значение не исчерпывается только этим. Одновременно меры административного принуждения выполняют и другие функции, т.е. применяются не только в качестве наказания, но и для их предупреждения, а также пресечения.[5]
Основные черты административного принуждения.
1. Как правило, применяются во внесудебном порядке, на основании соответствующего Закона или подзаконного акта.
2. Применяются к третьим лицам, т.е. к тем, кто не находится в непосредственном подчинении (как к физическим, так и к юридическим лицам).
3. Меры административного принуждения применяются в целях обеспечения соблюдения не всех административно-правовых норм, а только тех, которые формулируют общеобязательные правила поведения в сфере государственного управления, не имеющие ведомственных границ (например, правила дорожного движения).
4. Применяются, как правило, специальными органами, уполномоченными на осуществление правоохранительных функций в сфере государственного управления.
По своему виду меры административного принуждения разнообразны. Они различаются по целям, основаниям и порядку их применения. Все меры адм. принуждения подразделяются на 3 группы:
- административно-предупредительные меры.
- меры административного пресечения
- меры административного взыскания (ответственности)
Рассмотрим их более подробнее:
Административно - предупредительные меры.
Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений или предотвращения наступления опасных последствий, (например, при стихийных бедствиях). Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений, запретов, и применяются как к виновным, так и к невиновным лицам. В них отсутствует элемент кары. Несмотря на ярко выраженный профилактический характер, меры подобного рода осуществляются в принудительном порядке, т.е. против воли гражданина. Выражаются они, как правило, в виде определенных ограничений и запретов. Они не связаны с совершением правонарушений. Меры такого рода многообразны, применяются в различных областях общественной жизни. Исчерпывающего перечня административно-предупредительных мер нет.
К ним можно отнести следующие меры:
- личный досмотр и досмотр вещей;
- проверка документов;
- административный надзор;
- введение карантина;
- использование специально-оборудованных машин;
- реквизиция имущества;
- административное задержание. (в первую очередь это мера административного пресечения, но она имеет и профилактическое значение.) и т.д.
Меры административного пресечения.
Под мерами административного пресечения понимаются способы и средства принудительного воздействия , применяемые органами государственного управления и представителями общественности в целях прекращения административного правонарушения и предотвращения его вредных последствий, а также создания условий для последующего привлечения правонарушителя к административной ответственности.
Эти меры многочисленны и разнообразны. Они так же не являются мерами административной ответственности, однако, здесь связь с правонарушениями очень близкая. Применяются они только к правонарушителям и подразделяются на: - общие и специальные.
К общим мерам пресечения относятся:
1. Меры пресечения, применяемые непосредственно к правонарушителю:
- требование прекратить противоправное поведение.
- доставление.
- административное задержание и др.
2. Меры пресечения имущественного характера:
- изъятие имущества.
- запрещение строительства.
- снос самовольно возведенных строений и др.
3. Меры пресечения технического характера:
- запрещение эксплуатации неисправного транспорта.
- приостановление работы предприятия и др.
4. Меры пресечения финансового характера:
- прекращение кредитования.
- сокращение бюджетного финансирования и др.
5. Меры пресечения медико-санитарного характера:
- отстранение от работы инфекционных больных.
- запрещение торговли из-за антисанитарного состояния и др.
Специальные меры пресечения:
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы оперативно прекратить противоправное поведение. Эти меры применяются в исключительных случаях, когда общие меры пресечения не дали должного результата. Специальные меры пресечения применяются только компетентными органами, уполномоченными на то законодательством (правоохранительные органы, в том числе и ОВД).
К специальным мерам пресечения относятся:
- применение физической силы.
- применение специальных средств.
- применение оружия.
Применение специальных мер пресечения строго регламентировано. Закон “О милиции” определяет случаи, порядок и условия применения специальных мер пресечения сотрудниками милиции (ст.ст. 12-16).
Меры административного взыскания.
Административное взыскание - это мера ответственности за административное правонарушение. Она применяется в целях наказания правонарушителя и предупреждения новых правонарушений. Эти меры содержат элемент кары.
Мерам административного взыскания будет посвещена отдельная лекция, где мы их рассмотрим более подробнее.
Применение мер административного принуждения во всех его вариантах усиливается в условиях чрезвычайного положения. Органы, осуществляющиеуправление в этих условиях, наделяются чрезвычайными полномочиями, необходимыми для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Так возможно:
- временное выселение граждан из районов, опасных для проживания;
- введение особого режима въезда и выезда граждан;
- запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;
- запрещение проведения забостовок;
- ограничение движения транспортных средств;
- введение комендантского часа;
- приостановление деятельности политических партий, общественных организаций, массовых движений и т.п.[6]
Заключение
Содержание государственного управления составляет деятельность по реализации его функций, осуществляется в установленных формах и соответствующими методами. Формой реализации задач и функций исполнительно-распорядительной деятельности являются акты государственного управления.
Содержание административно-государственного управления представляет собой исполнительно-распорядительную деятельность, осуществляемую в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством. Эта деятельность осуществляется в строго определенных формах и обеспечивается соответствующими методами, в частности методом убеждения и методом принуждения.
Административно-государственное управления управление, которое мы получили в наследство от предыдущих этапов социалистического строительства, не удовлетворяет общественным запросам и ожиданиям, во многом оторвано в собственно социальном отношении от трудящихся масс, глубоко поражено вирусом бюрократизма, корпоративно замкнуто и не оказывает должного влияния на общественную жизнедеятельность. Более того, оно нередко противостоит естественно-историческому движению, пытается его тормозить, а если это не удается, придает ему извращенный, неполноценный вид. Под воздействием подобных негативных моментов, длившихся десятилетиями, родилось настороженное, в известной мере отчужденное отношение к аппарату государственного управления, его решениям и действиям.
Список литературы
1. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.ИНФРА-М, 2002. – 379 с.
2. Байков В.Э., Казакаев А.А. Социальные механизмы государственного управления. - М.: Дело, 2002. – 341 с.
3. Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука / Социс. 2003. - № 4. – С. 12-14
4. Василенко И.А, Административно-государственное управление. – М.: Логос, 2001. – 302 с.
5. 3еркин Д.П., Игнатов В.Г, Основы теории государственного управления. - Ростов-на-Дону: Сфера, 2000. – 295 с.
6. Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.Бизнес, 2003. – 364 с.
7. Халиков М.И. Основы государственного и муниципального управления. - Уфа: Слово, 2002. - 304
[1] Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука / Социс. 2003. - № 4. – С. 12-14
[2] Байков В.Э., Казакаев А.А. Социальные механизмы государственного управления. - М.: Дело, 2002. – С. 73
[3] Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. - М.ИНФРА-М, 2002. – С. 105
[4] Пикулькин А.В. Система государственного управления. - М.Бизнес, 2003. – С. 147
[5] Василенко И.А, Административно-государственное управление. – М.: Логос, 2001. – С. 94
[6] 3еркин Д.П., Игнатов В.Г, Основы теории государственного управления. - Ростов-на-Дону: Сфера, 2000. – С. 55