Содержание
Теоретическая часть, вариант 3. 3
1. Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия (бизнеса) 3
2. Оценка ликвидационной стоимости предприятия. 11
3. Аналитическая часть. 19
4. Задача 3, вариант 3. 32
Список использованных источников. 33
Теоретическая часть, вариант 3.
1. Факторы, влияющие на оценку стоимости предприятия (бизнеса)
Под оценочной деятельностью понимается деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной собственности.1 Определяя стоимость объекта оценки, оценщики используют информацию, представленную заказчиком, также полученную из внешних источников, в том числе касающуюся состояния рынка в целом, и того сегмента, на котором «торгуется» оцениваемый объект. Также целесообразно дать более развернутые определения оценочной деятельности, позволяющие понять ее сущность и специфику.
Оценка стоимости бизнеса, как и любого другого объекта собственности, представляет собой целенаправленный упорядоченный процесс определения величины стоимости объекта в денежном выражении с учетом влияющих на нее факторов в конкретный момент времени в условиях конкретного рынкаЭто определение сущности оценки стоимости раскрывает основные (сущностные) черты данного процесса. Разберем каждую из них.
Во-первых, оценка стоимости бизнеса (предприятия) — это процесс, то есть для получения результата эксперт-оценщик должен проделать ряд операций, очередность и содержание которых зависят от цели оценки, характеристик объекта и выбранных методов. Вместе с тем, можно выделить общие для всех случаев этапы оценки, например, определение цели оценки, выбор вида стоимости, подлежащего расчету; сбор и обработка необходимой информации; обоснование методов оценки стоимости; расчет величины стоимости объекта, внесение поправок; выведение итоговой величины, проверка и согласование полученных результатов.
Во-вторых, оценка стоимости — процесс целенаправленный. Эксперт-оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Какую стоимость определить, зависит как раз от цели оценки, а также от характеристик оцениваемого объекта. Например, если расчет стоимости бизнеса производится с целью заключения сделки купли-продажи, то рассчитывается рыночная стоимость, если же целью оценки является определение стоимости бизнеса в случае его ликвидации, то рассчитывается ликвидационная стоимость.
В-третьих, оценщик всегда определяет величину стоимости как количество денежных единиц, следовательно, все стоимостные характеристики должны быть выражены количественно, независимо от того, насколько просто они поддаются точному измерению и денежному выражению.
Четвертая сущностная черта стоимостной оценки заключается в ее рыночном характере. Это означает, что оценщик не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение оцениваемого объекта, его технические характеристики, местоположение, генерируемый им доход, состав и структуру активов и обязательств и т. п. оцениваемого объекта. Он обязательно учитывает совокупность рыночных факторов: рыночную конъюктуру, уровень и модель конкуренции, рыночное рекоме оцениваемого бизнеса, его макро- и микроэкономическую среду обитания, риски, сопряженные с получением дохода от объекта оценки, среднерыночный уровень доходности, цены на аналогичные объекты, текущую ситуацию в отрасли и в экономике в целом.
Основными факторами являются время и риск. Рыночная экономика отличается динамизмом, отсюда время — важнейший фактор, влияющий на все рыночные процессы, включая оценку стоимости бизнеса (предприятия). Продолжительность прогнозного периода влияет на величину рыночной стоимости, прежде всего потому, что учитывается при дисконтировании. Рыночная стоимость бизнеса изменяется во времени под влиянием многочисленных факторов, поэтому она определяется только по состоянию на конкретный момент времени. Другим существенным фактором рыночной стоимости является риск. Под риском понимаются непостоянство и неопределенность, связанные с конъюнктурой рынка, с макроэкономическими процессами и т. п. Иными словами, риск — это вероятность того, что доходы, которые будут получены от инвестиций в оцениваемый бизнес, окажутся больше или меньше прогнозируемых. Результатом произведенной оценки является рассчитанная величина рыночной стоимости или ее модификации. Рыночная стоимость — это «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства…»1
Пятая черта. Рыночная стоимость определяется обязательно в денежном выражении, например, в рублях или долларах. При этом необходимые для расчета стоимости вычисления целесообразно проводить сразу в выбранной валюте, так как это позволит провести более точные расчеты и избежать или существенно уменьшить погрешность, возникающую при переводе итогового результата из одной валюты в другую. Определяя величину стоимости, оценщик старается учесть всю полноту влияния основных факторов, к числу которых относятся доход генерируемый оцениваемым объектом, риски сопровождающие получение этого дохода, среднерыночный уровень доходности на аналогичные объекты, характерные черты оцениваемого объекта, включая состав и структуру активов и обязательств (или составных элементов), конъюнктура рынка, текущая ситуация в отрасли и в экономике в целом.
Отличительной чертой рыночной оценки стоимости и одновременно обязательным требованием является ее привязка к конкретной дате. Сам термин «оценка» используется в экономике, да и не только в экономике достаточно часто. Популярными являются словосочетания «оценка деятельности», «аудиторская оценка», «бухгалтерская оценка», «рейтинговая оценка».
Особенностью рыночной оценки (оценки стоимости) является то, что она не ограничивается учетом лишь одних затрат, она обязательно принимает во внимание экономический имидж — положение предприятия на рынке, фактор времени, риски, уровень конкуренции.
Оценка рыночной стоимости позволяет продавцу и покупателю заключить сделку, основываясь на обоснованной стоимости товара, так как рыночная стоимость учитывает не только и не столько индивидуальные затраты и ожидания, сколько ситуацию на рынке в целом, ожидания рынка, общеэкономическое текущее развитие, реакцию рынка на объект сделки. Знание величины рыночной стоимости дает возможность собственнику объекта усовершенствовать процесс производства, разработать комплекс мероприятий направленных на увеличение рыночной стоимости бизнеса. Периодически проводимая оценка стоимости позволяет повысить эффективность управления и следовательно, избежать банкротства и разорения.
Оценка помогает принять правильное инвестиционное решение, сократив при этом традиционные издержки. Если бы каждый участник предполагаемой сделки попытался самостоятельно оценить тот или иной объект, то его расходы оказались бы довольно существенными т. к. пришлось бы сформировать определенную информационную базу, приобрести компьютерные программы и т. п., которые использовались бы всего один-два раза и не смогли бы себя окупить. И, наконец, оценка стоимости в макроэкономическом аспекте является одним из рычагов управления и регулирования экономики со стороны государства, особое значение оценка имеет при управлении государственной и муниципальной собственностью.
Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие, организация является объектом гражданских прав (ст. 132 ГКРФ), вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результат возникает потребность в оценке его стоимости. В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для реализации его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудования, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменное наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость как его собственного капитала, так и отдельные части имущественного комплекса (активы и обязательства). Предприятие как объект оценки должно иметь чётко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый бизнес включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи и коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяются несколько дочерних компаний, отделений, филиалов. Для правильной оценки необходимо проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения.
Особенности бизнеса как товара: Во-первых, это товар инвестиционный, т. е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и получение доходов разъединены во времени. Причем размер ожидаемой прибыли неизвестен, имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, он теряет свою инвестиционную привлекательность. Таким образом, текущая стоимость будущих доходов, которые может получить собственник от данного бизнеса, представляет собой его рыночную стоимость. Во-вторых, бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельные ее подсистемы и даже элементы. Фактически товаром становится не сам бизнес, а отдельные его составляющие, и оценщик определяет рыночную стоимость отдельных активов. В-третьих, потребность в бизнесе как товаре зависит от процессов, которые происходят как внутри самого бизнеса, так и во внешней среде. Причем, с одной стороны, нестабильность в экономике приводит бизнес к неустойчивости, с другой стороны, его неустойчивость ведет к дальнейшему нарастанию нестабильности и в экономике в целом. Из этого вытекает еще одна особенность бизнеса как товара — потребность в регулировании как самого бизнеса, так и процесса его оценки, а также необходимость учитывать при оценке качество управления бизнесом. В-четвертых, учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе, необходимо участие государства не только в регулировании механизма оценки бизнеса, его купли-продажи, но и формирования рыночных цен на бизнес, особенно, если речь идет о предприятии с долей государства в капитале.
В зависимости от цели проводимой оценки и от количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает либо рыночную стоимость, либо вид стоимость, отличный от рыночной. В стандартах оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности Российской Федерации, определено 10 видов стоимости, в том числе:
· рыночная стоимость;
· стоимость объекта оценки с ограниченным рынком;
· стоимость замещения объекта оценки;
· стоимость воспроизведения объекта оценки;
· стоимость объекта оценки при существующем использовании;
· инвестиционная стоимость;
· стоимость объекта для целей налогообложения;
· ликвидационная стоимость;
· утилизационная стоимость;
· специальная стоимость;
Кроме того в международной практике оценки применяются и другие виды стоимости. При определении стоимости оценщик принимает во внимание различные микро- и макроэкономические факторы, к числу которых относятся следующие. Спрос. Спрос определяется предпочтениями потребителей, которые зависят от того, какие доходы приносит данный бизнес собственнику, в какое время, с какими рисками это сопряжено, каковы возможности контроля и перепродажи данного бизнеса. Доход. Доход, который может получить собственник объекта, зависит от характера операционной деятельности и возможности получить прибыль от продажи объекта после использования. Прибыль от операционной деятельности в свою очередь определяется соотношением потоков доходов и расходов. Время. Большое значение для формирования стоимости предприятия имеет время получения доходов. Одно дело, если собственник приобретает активы и быстро начинает получать прибыль от их использования, и другое дело, если инвестирование и возврат капитала отделены значительным промежутком времени. Риск. На величине стоимости неизбежно сказывается и риск как вероятность получения ожидаемых в будущем доходов. Контроль. Одним из важнейших факторов, влияющих на стоимость, является степень контроля, которую получает новый собственник. Если предприятие покупается в индивидуальную частную собственность или если приобретается контрольный пакет акций, то новый собственник получает такие существенные права, как право назначить управляющих, определить величину оплаты их труда, влиять на стратегию и тактику работы предприятия, продавать или покупать его активы; реструктурировать и даже ликвидировать данное предприятие; принимать решение о поглощении других предприятий; определять величину дивидендов и т. д. В силу того, что покупаются большие права, стоимость и цена, как правило, будут выше, чем в случае покупки неконтрольного пакета акций. Ликвидность. Одним из важнейших факторов, влияющих при оценке на стоимость предприятия и его имущества, является степень ликвидности этой собственности. Рынок готов выплатить премию за активы, которые могут быть быстро обращены в деньги с минимальным риском потери части стоимости. Отсюда стоимость закрытых акционерных обществ должна быть ниже стоимости аналогичных открытых обществ. Ограничения. Стоимость предприятия реагирует на любые ограничения, которые имеет бизнес. Например, если государство, ограничивает цены на продукцию предприятия, то стоимость такого бизнеса будет ниже, чем в случае отсутствия ограничений. Соотношение спроса и предложения. Спрос на предприятие, наряду с полезностью, зависит также от платежеспособности потенциальных инвесторов, ценности денег, возможности привлечь дополнительный капитал на финансовом рынке. Отношение инвестора к уровню доходности и степени риска зависит даже от возраста. Более молодые люди склонны идти на большой риск ради более высокой доходности в будущем. Важным фактором, влияющим на спрос и стоимость бизнеса, является наличие альтернативных возможностей для инвестиций. Спрос зависит не только от экономических факторов. Важны также социальные и политические факторы, такие как отношение к бизнесу в обществе и политическая стабильность. Цены предложения, в первую очередь, определяются издержками создания аналогичных предприятий в обществе. Очень важное значение имеет и количество выставленных на продажу объектов. Это влияет на доход. Выбор решения и покупателя, и продавца зависит от перспективы развития данного бизнеса. Обычно стоимость предприятия в предбанкротном состоянии ниже стоимости предприятия с аналогичными активами, но финансово устойчивого. На оценочную стоимость любого объекта влияет соотношение спроса и предложения. Если спрос превышает предложение, то покупатели готовы оплатить максимальную цену. Верхняя граница цены спроса определяется текущей стоимостью будущих прибылей, которые может получить собственник от владения этим предприятием. Особенно это характерно для отраслей, в которых предложение ограничено природными возможностями. Отсюда следует, что наиболее близко к максимальной границе в случае превышения спроса над предложением будут цены на сырьевые предприятия. В то же время в случае превышения спроса над предложением возможно появление в некоторых отраслях новых предприятий, что приведет к увеличению их числа. В долгосрочном плане цены на эти предприятия могут несколько упасть. Если же предложение превышает спрос, то цены диктуются производителем. Минимальная цена, по которой он может продать свой бизнес, определяется затратами на его создание.
Вывод основными факторами, определяющими оценочную стоимость, являются:
· спрос;
· прибыль оцениваемого бизнеса, настоящая и будущая;
· затраты на создание аналогичных предприятий;
· соотношение спроса и предложения на аналогичные объекты;
· риск получения доходов;
· степень контроля над бизнесом и степенью ликвидности активов. [1]
2. Оценка ликвидационной стоимости предприятия
Ситуация банкротства и ликвидации предприятия является чрезвычайной. Вероятность позитивного решения проблемы неплатежей, которая обычно сопровождает данную ситуацию, зависит от ценности имущества, которым обладает данное предприятие. И не только проблемы неплатежей, но и решение вопросов, связанных с материальным благополучием работников предприятия, в определенной степени зависят от ценности имущества ликвидируемого предприятия.
Однако оценка стоимости предприятия необходима не только в случае ликвидации предприятия. Она важна во многих других случаях, например при финансировании предприятия должника; при финансировании реорганизации предприятия; при изменении предприятия, осуществляемой без судебного разбирательства; при выработке плана погашения долгов предприятия-должника, оказавшегося под угрозой банкротства; при анализе и выявлении возможности выделения отдельных производственных мощностей предприятия в экономически самостоятельные организации; при оценке заявок на покупку предприятия; при экспертизе мошеннических сделок по передаче прав собственности третьим лицам; при экспертизе программ реорганизации предприятия.
Оценка ликвидационной стоимости предприятия в ситуации банкротства обладает рядом особенностей, обусловленных в основном характером самой чрезвычайной ситуации. Эти особенности должны учитываться при оценке.
Этот вид оценки относится к так называемым активным видам, когда на основе полученных результатов многими заинтересованными сторонами принимаются соответствующие управленческие решения.
Другая особенность оценки ликвидационной стоимости предприятия это высокая степень зависимости третьих сторон от результатов оценки.
Оценка ликвидационной стоимости предприятия осуществляется в следующих случаях:
§ предприятие находится в состоянии банкротства или есть серьезные сомнения относительно его способности оставаться действующим предприятием;
§ стоимость предприятия при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.
В настоящее время существует множество определений ликвидационной стоимости, различия между которыми достаточно существенны с точки зрения практической работы. Мы остановимся на определениях государственного стандарта России ГОСТ Р 51195.0.02-98 (»ликвидационная стоимость — стоимость имущества при его вынужденной распродаже») и стандарта Российского общества оценщиков СТО РОО 20-03-96 (»ликвидационная стоимость, или стоимость при вынужденной продаже, — это денежная сумма, которая реально может быть получена от продажи собственности в сроки, слишком короткие для проведения адекватного маркетинга в соответствии с определением рыночной стоимости»).
Ликвидационная стоимость подразделяется на три вида.
1. Упорядоченная ликвидационная стоимость. Распродажа активов предприятия осуществляется в течение разумного периода времени, чтобы можно было получить высокие цены за продаваемые активы. Для наименее ликвидной недвижимости предприятия этот период составляет около 2 лет.
2. Принудительная ликвидационная стоимость. Активы распродаются настолько быстро, насколько это возможно, часто одновременно и на одном аукционе.
3. Ликвидационная стоимость прекращения существования активов предприятия. В этом случае активы предприятия не распродаются, а списываются и уничтожаются, а на данном месте строится новое предприятие, дающее значительный экономический либо социальный эффект. В этом случае стоимость предприятия является отрицательной величиной, так как требуются определенные затраты на ликвидацию активов предприятия.
На основании общих правил о ликвидации юридических лиц, установленных в ст. 61-65 ГК РФ, главное отличие ликвидации юридического лица (предприятия) от его реорганизации в любой форме заключается в том, что ликвидация не предполагает правопреемства, т. е. перехода прав и обязанностей ликвидируемого предприятия к другим субъектам.
Добровольная ликвидация юридического лица (предприятия) возможна по решению его участников. ГК РФ (п. 1 ст. 61) прямо предусматривает следующие основания ликвидации юридического лица по решению его участников:
а) истечение срока, на который создано юридическое лицо;
б) достижение цели, ради которой оно создавалось;
в) признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов при условии, что эти нарушения носят неустранимый характер, а также по иным основаниям, которые могут определяться как усмотрением акционеров, так и указанием закона.
Существует возможность добровольной ликвидации (самоликвидации) предприятия, в частности в связи с банкротством. При отсутствии возражений кредиторов должник, являющийся юридическим лицом, может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.1
Следует полагать, что акционеры — владельцы голосующих акций — вправе в установленном порядке принять решение о ликвидации предприятия в связи с нецелесообразностью продолжения его деятельности по любым определяемым ими причинам.
Расчет ликвидационной стоимости предприятия включает несколько основных этапов.
1. Берется последний балансовый отчет.
2. Разрабатывается календарный график ликвидации активов, так как продажа различных видов активов предприятия требует различных временных периодов.
3. Определяется валовая выручка от ликвидации активов.
4. Оценочная стоимость активов уменьшается на величину прямых затрат (комиссионные юридическим предприятиям, налоги и сборы). Скорректированные стоимости оцениваемых активов дисконтируются на дату оценки по ставке дисконта, учитывающей связанный с этой продажей риск.
5. Ликвидационная стоимость активов уменьшается на расходы, связанные с владением активами до их продажи, включая затраты на сохранение запасов готовой продукции и незавершенного производства, сохранение оборудования, машин, механизмов, объектов недвижимости, а также управленческие расходы по поддержанию работы предприятия вплоть до завершения его ликвидации. Срок дисконтирования соответствующих затрат определяется по календарному графику продажи активов предприятия.
6. Прибавляется (вычитается) операционная прибыль (убытки) ликвидационного периода.
7. Вычитаются преимущественные права на выходные пособия и выплаты работникам предприятия, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого предприятия, задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды, расчеты с другими кредиторами.
Таким образом, ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из скорректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех обязательств.
При формулировании окончательного вывода относительно ликвидационной стоимости предприятия еще раз анализируются факторы, приведшие к банкротству предприятия. Если ситуация банкротства обусловлена низким уровнем управления, то корректировка полученной в результате расчетов величины ликвидационной стоимости не производится. Если же причиной банкротства явилось местоположение объекта, внешние условия, как-то: общая экономическая ситуация, налоговая политика и т. п., то полученная величина ликвидационной стоимости корректируется в сторону уменьшения.
По возможности необходимо применять несколько способов оценки.
1. Расчет рыночной стоимости активов (метод чистых активов). Он выполняется на основе баланса на последнюю отчетную дату и желательно одновременно с инвентаризацией имущества предприятия на дату оценки.
Очевидно, что степень детализации оценки будет зависеть от полноты и достоверности стоимости предоставленной в распоряжение оценщика информации. Величина ликвидационной стоимости в данном случае численно равна полученной методом чистых активов рыночной стоимости и будет зависеть от таких факторов, как срок маркетинговых исследований и операций, который в данном случае составляет длительный период (до 18 месяцев), и затрат, связанных с маркетингом и процедурой ликвидации предприятия.
Наиболее вероятными заинтересованными лицами в данном виде оценки ликвидационной стоимости будут учредители и акционеры, которые чаще всего хотят сохранить предприятие в его нынешнем виде.
2. Оценка ликвидационной стоимости в соответствии с «Методическими рекомендациями по ускоренному порядку применения процедур банкротства». Данный вид ликвидационной стоимости является нормативно-расчетной ликвидационной стоимостью, имеющей место в связи с плановой ликвидацией предприятия.
Результатом такой оценки ликвидационной стоимости и продажи предприятия в соответствии с ней становится появление двух предприятий: одно из них остается с долгами, но без имущества, тогда как другое становится обладателем имущества, но без долгов.
3. Оценка ликвидационной стоимости классическим аукционным способом — путем раздельной распродажи имущества предприятия.
Пример. Оценка упорядоченной ликвидационной стоимости предприятия ОАО «ВВС».
В период 2000-2001 гг. на структуру баланса предприятия доминирующее влияние оказывали факторы, более характерные для деятельности торгово-посреднических организаций, нежели для промышленных предприятий, каковой фактически является ОАО «ВВС». В результате сформировалась структура имущества, в которой по состоянию на 1 января 2001 г. оборотные активы (40%): приблизились к величине внеоборотных активов (59%).
За два года угрожающе выросла доля платных заемных средств, которые при убыточности предприятия лишь ухудшают его финансовое состояние. При этом велика вероятность, что негативная тенденция роста доли заемных средств, и особенно кредиторской задолженности, в ближайшей перспективе сохранится. Наблюдается тенденция формирования сугубо «торговой» структуры активов с преобладанием материальных запасов и дебиторской задолженности и низким удельным весом внеоборотных активов ввиду высокой изношенности последних. Формируется сугубо «заемная» структура пассивов, ориентированная как на платные привлеченные средства (долгосрочные займы), так и на дешевые привлеченные средства (кредиторскую задолженность).
Высокий показатель износа основных средств свидетельствует об отсутствии серьезных инвестиций в последние несколько лет.
Интегральная оценка баланса ОАО (Общества) может быть дана формулировкой «недостаточная ликвидность баланса», поскольку на дату оценки имеет место дефицит высоколиквидных и легко реализуемых активов и в то же время избыток капитализированных активов. Коэффициент быстрой ликвидности близок к оптимальной величине, тогда как коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности заметно ниже критических значений (пояснения по расчету показателей даны в Таблице 8).
1. Расчет чистых активов выполнен в соответствии с приказом Минфина РФ № 71 и ФКЦБ № 149 от 5.08.1996 г. «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ».
2. Нумерация строк дана в соответствии с ф. 1 «Бухгалтерский баланс» (приказ МФ № 4н от 13 января 2000 г. «О формах бухгалтерской отчетности»).
Коэффициенты автономии, инвестирования, обеспеченности собственными оборотными средствами и финансовой устойчивости свидетельствуют о полной финансовой зависимости Общества от привлеченных средств. Наблюдаемое соотношение оборотных средств и основных источников их формирования позволяет говорить о «низкой финансовой устойчивости» Общества и «кризисной финансовой ситуации».
При оценке накопления чистых активов принято корректировать полученную рыночную стоимость активов на сумму недостатка собственных оборотных средств для формирования материальных запасов.
3. Аналитическая часть
Рассматриваемое предприятие НЛМК "Новолипецкий металлургический комбинат" (Хабаровск, Целинная, 8). Дальневосточный филиал.
Финансовое состояние является важнейшей характеристикой деловой активности и надежности предприятия. Оно определяется имеющимся в распоряжении предприятия имуществом и источниками его финансирования, а также финансовыми результатами деятельности предприятия.
Основным положительным фактором, обеспечивающим устойчивость финансового положения ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», является прогнозируемый поток выручки, обеспеченный исполняемыми контрактами.
Объем реализации продукции в 2002 году составил 3,75 млрд. рублей, выручка по итогам только первого полугодия 2003 года составила 2,98 млрд. рублей. Планируемый объем реализации на 31 декабря 2003 года – 7,35 млрд. рублей. (*), тыс.руб
ГОД |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
2003 год |
Выручка |
110 135 |
1 074 981 |
3 764 916 |
7 399 512 |
Себестоимость |
-93 007 |
-826 836 |
-3 540 687 |
-6 303 558 |
Валовая прибыль |
17 128 |
248 145 |
224 229 |
1 095 954 |
Операционная прибыль |
-137 174 |
226 149 |
177 908 |
1 040 605 |
Чистая прибыль |
8 290 |
9 099 |
143 515 |
684 534 |
Финансовые показатели деятельности ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» демонстрируют положительную динамику. Чистая прибыль по итогам 2002 года составила 143 515 тыс. рублей против 8 290 тыс. рублей и 9 099 тыс. рублей в 2000 и 2001 годах соответственно. Данные отчетности за первое полугодие 2003 года подтверждают сохранение положительной динамики в увеличении чистой прибыли компании. Дальнейший рост ожидается за счет увеличения товарооборота при сохранении или незначительном снижении рентабельности продаж.
Значительное увеличение выручки связано, с одной стороны, с увеличением товарооборота и номенклатуры продукции, а с другой стороны – с сокращением практики заключения договоров комиссии на продажу металла в пользу прямых контрактов продажи металлов зарубежным партнерам. Изменения в договорной базе позволили отражать выручку Компании в полном объеме, а не частично – в размере комиссии – как было необходимо делать при работе по договорам комиссии согласно российским стандартам бухгалтерского учета.[2]
Продукция, с которой работает Компания, сезонным колебаниям цен практически не подвержена и пользуется стабильным спросом на протяжении всего года.
Выручка от реализации в 2002 году с разбивкой по месяцам. (тыс. долларов США).
Месяц |
Алюминий |
Медь |
Сталь |
Оборудование |
Итог |
Январь |
2 119 |
3 057 |
3 487 |
688 |
9 350 |
Февраль |
2 099 |
3 123 |
3 479 |
728 |
9 428 |
Март |
3 037 |
3 121 |
3 485 |
931 |
10 574 |
Апрель |
2 752 |
3 216 |
3 483 |
810 |
10 261 |
Май |
1 950 |
3 170 |
3 487 |
616 |
9 222 |
Июнь |
3 689 |
3 373 |
3 470 |
986 |
11 517 |
Июль |
2 735 |
0 |
3 723 |
638 |
7 096 |
Август |
2 662 |
4 919 |
3 702 |
900 |
12 183 |
Сентябрь |
3 775 |
4 960 |
3 670 |
809 |
13 214 |
Октябрь |
3 181 |
4 882 |
3 723 |
648 |
12 434 |
Ноябрь |
4 651 |
4 895 |
3 654 |
1 050 |
14 250 |
Декабрь |
6 343 |
5 117 |
3 703 |
1 220 |
16 383 |
Итог |
38 991 |
43 833 |
43 065 |
10 022 |
135 912 |
Выручка от реализации в 1-м полугодии 2003 года с разбивкой по месяцам (тыс. долларов США).
Месяц |
Алюминий |
Медь |
Сталь |
Оборудование |
Итог |
Январь |
7 229 |
4 779 |
3 435 |
240 |
15 683 |
Февраль |
13 873 |
4 790 |
3 582 |
816 |
23 061 |
Март |
12 112 |
5 046 |
3 780 |
980 |
21 919 |
Апрель |
8 011 |
4 763 |
3 815 |
1 128 |
17 717 |
Май |
9 205 |
4 506 |
3 662 |
845 |
18 218 |
Июнь |
8 400 |
5 774 |
4 126 |
587 |
18 888 |
Июль |
8 461 |
8 758 |
4 254 |
925 |
22 397 |
Итог |
67 292 |
38 417 |
26 654 |
5 520 |
137 883 |
Данные таблицы наглядно демонстрирует равномерность поступления выручки от торговых операций компании.
Активы.
За 2002 год активы ОАО «НЛМК» сократились на 11,4% с 8,7 млрд. рублей в 2001 году до 7,7 млрд. рублей в 2002 году. За первое полугодие 2003 года активы снизились еще на 6,8% и составили на 30 июня 2003 года 7,2 млрд. рублей. Сокращение активов является прямым следствием предпринятых мер по реструктуризации дебиторской задолженности. Компания отказалась от авансирования производства на тех предприятиях, где это не было продиктовано рыночными условиями.
Динамика изменения активов выглядит следующим образом:, тыс. руб
ГОД |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
На 30.06.03 |
2003 год |
Дебиторская задолженность |
3 179 822 |
5 598 956 |
5 086 626 |
4 502 985 |
5 103 585 |
Запасы и затраты, денежные средства, нематериальные активы, НДС |
416 361 |
492 850 |
65 886 |
90 948 |
155 320 |
Основные средства |
392 263 |
395 682 |
392 948 |
388 497 |
22 772 |
Незавершенное строительство |
17 067 |
17 699 |
38 911 |
79 648 |
156 320 |
Финансовые вложения |
3 204 780 |
2 208 152 |
2 137 618 |
2 134 971 |
2 117 817 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
14 164 |
Всего активы |
7 210 293 |
8 713 340 |
7 721 989 |
7 197 049 |
7 569 978 |
Укрупненная структура активов ОАО «НЛМК» выглядит следующим образом: 7% составляют внеоборотные активы, 93% - оборотные активы.
Качество дебиторской задолженности находится на приемлемом уровне, безнадежной и просроченной задолженности нет.
Задолженность предприятий перед ОАО «НЛМК» сильно диверсифицирована.
В подавляющем большинстве случаев период между возникновением задолженности покупателей и заказчиков перед ОАО «НЛМК» и ее погашением составляет не более 3-х месяцев.
Краткосрочные финансовые вложения Компании, как и дебиторская задолженность, в значительной степени диверсифицированы. Максимальная сумма вложения в одно предприятие составляет 94 594 тысячи рублей, или 4,43% от общей суммы финансовых вложений.
В целом, структуру активов ОАО «НЛМК» можно признать приемлемой, обеспечивающей высокую ликвидность и возможность погашения обязательств по мере их возникновения.
Пассивы.
В структуре пассивов ОАО «НЛМК» 47% приходится на собственные источники финансирования (уставный капитал и нераспределенная прибыль) и 53% на внешние (кредиторская задолженность, облигационный заем, текущие кредиты).
Необходимо отметить, что переоценка акционерного капитала не проводилась и в бухгалтерской отчетности акционерный капитал отражен по номинальной стоимости, а не по рыночной, которая, по состоянию на 30 июля 2003 года, более чем в 6 (шесть) раз превышала номинальную.
Динамика изменения пассивов выглядит следующим образом:
ГОД |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
на 30.06.03 |
2003 год |
Капитал |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 556 231 |
Прибыль |
105 117 |
207 737 |
351 252 |
486 379 |
1 035 786 |
Займы |
1 218 168 |
1 218 168 |
1 218 168 |
1 218 168 |
1 218 168 |
Кредиты |
1 481 651 |
1 769 084 |
762 494 |
454 375 |
429 968 |
Отложенные налоговые обязательства |
- |
- |
- |
- |
162 |
Кредиторская задолженность |
1 496 597 |
2 609 591 |
2 481 315 |
2 129 367 |
2 060 727 |
Целевые финансирования и поступления |
0 |
0 |
0 |
0 |
268 936 |
Всего пассивы |
7 210 293 |
8 713 340 |
7 721 989 |
7 197 049 |
7 569 978 |
Финансовые показатели ОАО «НЛМК» с динамикой их изменения.
Таблица 1. Отчет о прибылях и убытках (в тыс. рублей)
ГОД |
2000 год |
2001 год |
2002 год |
1 кв. 2003 года |
2 кв. 2003 года |
2003 год |
Выручка |
110 135 |
1 074 981 |
3 764 916 |
1 397 467 |
2 978 347 |
7 399 512 |
Себестоимость |
-93 007 |
-826 836 |
-3 540 687 |
-1 312 349 |
-2 782 348 |
-6 303 558 |
Валовая прибыль |
17 128 |
248 145 |
224 229 |
85 118 |
195 999 |
1 095 954 |
Коммерческие расходы |
-3 055 |
-1 747 |
-1 979 |
-468 |
-1 347 |
-3 152 |
Управленческие расходы |
-151 247 |
-20 249 |
-44 342 |
-6 891 |
-14 514 |
-52 197 |
Операционная прибыль |
-137 175 |
226 149 |
177 908 |
77 759 |
180 138 |
1 040 605 |
Прочие операционные доходы |
205 892 |
1 920 714 |
961 141 |
798 971 |
1 737 649 |
3 967 268 |
Прочие операционные расходы |
-508 729 |
-2 095 413 |
-958 071 |
-803 970 |
-1 741 346 |
-4 112 590 |
Прочие внереализационные доходы |
483 211 |
27 605 |
479 319 |
1 480 467 |
3 176 311 |
6 784 008 |
Прочие внереализационные расходы |
-28 149 |
-67 639 |
-478 211 |
-1 481 843 |
-3 179 461 |
-6 771 569 |
Прибыль до налога |
15 050 |
11 416 |
182 086 |
71 384 |
173 291 |
907 722 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
- |
14 164 |
Отложенные налоговые обязательства |
- |
- |
- |
- |
- |
162 |
Налог на прибыль |
-6 760 |
-2 317 |
-38 571 |
-16 873 |
-38 164 |
-237 190 |
Чистая прибыль |
8 290 |
9 099 |
143 515 |
54 511 |
135 127 |
684 534 |
Баланс (в тысячах рублей)
|
2000 год |
2001 год |
2002 год |
1 кв. 2003 года |
2 кв. 2003 года |
2003 год |
АКТИВ |
||||||
Оборотные активы |
||||||
Денежные средства |
315 982 |
320 270 |
2 821 |
7 034 |
3 041 |
11 253 |
Краткосрочные финансовые вложения |
550 230 |
2 208 152 |
2 137 618 |
2 129 764 |
2 134 971 |
2 117 817 |
Дебиторская задолженность |
3 179 822 |
5 598 956 |
5 086 626 |
4 832 362 |
5 103 585 |
4 220 220 |
в т.ч. покупатели и заказчики |
1 729 897 |
3 760 641 |
3 245 482 |
3 111 594 |
2 853 402 |
3 377 412 |
в т.ч. векселя к получению |
411 626 |
1 051 953 |
912 197 |
876 314 |
582 742 |
856 440 |
в т.ч. авансы выданные |
563 299 |
727 309 |
862 538 |
772 567 |
973 461 |
794 733 |
в т.ч. задолжность дочерних и зависимых обществ |
20 638 |
39 828 |
41 292 |
44 561 |
51 346 |
58 267 |
>в т.ч. прочие дебиторы |
454 362 |
19 225 |
25 117 |
27 326 |
42 034 |
16 733 |
Запасы и затраты |
91 468 |
53 906 |
44 125 |
40 441 |
54 880 |
98 850 |
Налог на добавленную стоимость |
3 416 |
112 708 |
12 974 |
18 974 |
27 061 |
39 251 |
Всего оборотные активы |
4 140 918 |
8 293 992 |
7 284 164 |
7 028 575 |
6 722 938 |
7 370 756 |
Прочие оборотные активы |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Всего оборотные активы |
4 140 918 |
8 293 992 |
7 284 164 |
7 028 575 |
6 722 938 |
7 370 756 |
Внеоборотные активы |
||||||
Основные средства |
392 263 |
395 682 |
392 948 |
391 244 |
388 497 |
22 772 |
Нематериальные активы |
5 495 |
5 966 |
5 966 |
5 966 |
5 966 |
5 966 |
Незавершенное строительство |
17 067 |
17 699 |
38 911 |
68 197 |
79 648 |
156 320 |
Долгосрочные вложения |
2 654 550 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Отложенные налоговые активы |
- |
- |
- |
- |
- |
14 164 |
Всего необоротные активы |
3 069 375 |
419 348 |
437 825 |
465 407 |
474 111 |
199 222 |
Всего активы |
7 210 293 |
8 713 340 |
7 721 989 |
7 493 982 |
7 197 049 |
7 569 978 |
ПАССИВ |
||||||
Краткосрочные кредиты и займы |
1 481 651 |
1 769 084 |
762 494 |
767 246 |
454 375 |
1 648 136 |
Кредиторская задолженность |
1 496 597 |
2 609 591 |
2 481 315 |
2 194 045 |
2 129 367 |
2 060 727 |
в т.ч. поставщики |
546 199 |
1 125 049 |
938 240 |
871 349 |
919 412 |
987 325 |
Aвансы полученные |
50 874 |
114 196 |
90 495 |
86 873 |
91 246 |
249 115 |
Прочие кредиторы |
1 685 |
77 105 |
81 217 |
79 167 |
42 988 |
11 647 |
Векселя к уплате |
896 187 |
1 288 068 |
1 369 101 |
1 154 497 |
1 073 167 |
812 640 |
Долгосрочные обязательства |
1 218 168 |
1 218 168 |
1 218 168 |
1 218 168 |
1 218 168 |
162 |
Всего текущие обязательства |
4 196 416 |
5 596 843 |
4 461 977 |
4 179 459 |
3 801 910 |
3 709 025 |
Уставный и добавочный капитал |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 908 760 |
2 556 231 |
Накопленная прибыль и фонды |
105 117 |
207 737 |
351 252 |
405 763 |
486 379 |
1 035 786 |
Целевые финансирования и поступления |
- |
- |
- |
- |
- |
268 936 |
Всего собственный капитал |
3 013 877 |
3 116 497 |
3 260 012 |
3 314 523 |
3 395 139 |
3 860 953 |
Всего пассивы |
7 210 293 |
8 713 340 |
7 721 989 |
7 493 982 |
7 197 049 |
7 569 978 |
Валюта баланса |
7 210 293 |
8 713 340 |
7 721 989 |
7 493 982 |
7 197 049 |
7 569 978 |
Оценка финансового положения предприятия основывается на данных его отчетных балансов за предыдущие периоды. Ниже приводится перечень из четырех групп обобщающих финансовых показателей, которые обычно используются для оценки финансового состояния предприятия. Динамика всех показателей ОАО "НЛМК" имеет положительный тренд.
Коэффициенты ликвидности.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
К-т текущей ликвидности |
1,39 |
1,89 |
2,25 |
1,99 |
К-т абсолютной ликвидности |
0,59 |
0,60 |
0,66 |
0,58 |
Коэффициент текущей ликвидности рассчитан как отношение текущих активов к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечает значение этого коэффициента, превышающее 1,6 - 2,0. Таким образом, в 2002 году Компания имела достаточно средств, которые при необходимости могли быть использованы для погашения всех краткосрочных обязательств. Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитан как отношение высоколиквидных активов (денежные средства, ценные бумаги и счета к получению) к текущим пассивам. Удовлетворительному финансовому положению предприятия обычно отвечает значение этого коэффициента, превышающее 0,8 - 1,0. Положительная динамика коэффициентов ликвидности говорит о стабильном финансовом положении предприятия и его способности погашать своевременно свои обязательства.
Коэффициенты платежеспособности.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
К-т финансовой устойчивости |
0,72 |
0,56 |
0,73 |
1,94 |
К-т долгосрочного привлечения заемных средств |
0,29 |
0,28 |
0,27 |
0,00 |
Коэффициент финансовой устойчивости рассчитан как отношение собственных средств предприятия к заемным. Коэффициент финансовой устойчивости имеет положительную динамику на протяжении нескольких лет. Прежде всего, это связано с тем, что ОАО "НЛМК" произвело погашение части кредитов с целью улучшения показателей финансового состояния и последующей реструктуризации заемного капитала. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств рассчитан как отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумма собственных средств и долгосрочных займам). Низкие показатели данного коэффициента свидетельствуют о возможности использования предприятием дополнительных долгосрочных займов без значительного ухудшения финансового положения.
Коэффициенты оборачиваемости.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
К-т оборачиваемости активов |
0,04 |
0,38 |
0,58 |
1,49 |
К-т оборачиваемости собственного капитала |
0,10 |
0,96 |
1,45 |
2,94 |
К-т оборачиваемости дебиторской задолженности |
0,10 |
0,54 |
0,93 |
2,23 |
К-т оборачиваемости кредиторской задолженности |
0,40 |
1,12 |
1,81 |
5,05 |
Коэффициент оборачиваемости активов рассчитан как отношение выручки от продаж (выручка + операционные доходы) к стоимости активов. Величина данного коэффициента характеризует скорость оборота всех активов предприятия, а не оборотного капитала, как принято считать по международным стандартам. Этим объясняется низкая величина рассчитанных коэффициентов. Фактическая оборачиваемость капитала значительно выше и составляет около 2-3 месяцев.
Показатели рентабельности.
|
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Рентабельность продаж |
4,76% |
0,38% |
3,85% |
7,99% |
Рентабельность активов |
0,21% |
0,13% |
2,36% |
11,99% |
Рентабельность собственного капитала |
0,50% |
0,37% |
5,59% |
23,51% |
Чистая рентабельность продаж |
2,62% |
0,30% |
3,04% |
6,02% |
Чистая рентабельность активов |
0,11% |
0,10% |
1,86% |
9,04% |
Чистая рентабельность собственного капитала |
0,28% |
0,29% |
4,40% |
17,73% |
Показатели рентабельности деятельности ОАО "НЛМК" свидетельствуют о положительной динамики прибыли. Величина показателей рентабельности в 2002 году сопоставима со среднеотраслевыми показателями, а во многих случаях превосходит их. Анализ показал, что положительные тенденции сохранятся и в 2003 году.
В целом, показатели ликвидности и платежеспособности ОАО "НЛМК" находятся на достаточном уровне, соответствуют рекомендуемым нормативам.
В 1997 году ОАО "НЛМК" получило разрешение Центрального банка России на выпуск и продажу нерезидентам простых векселей, выраженных в иностранной валюте. За период с 1997 года по настоящее время было выпущено и погашено векселей на общую сумму, превышающую 250 миллионов долларов США. В настоящее время ОАО "НЛМК" работает в соответствии с разрешение Центрального банка России № 40-1-12/2809 от 06.05.2000г. выпускать и продавать векселя нерезидентам со сроком обращения до 2007 года.
Рублевые векселя ОАО "НЛМК" в настоящее время используются для финансового обеспечения при проведении торговых операций.
Расчет рыночной стоимости предприятия методом капитализации денежного потока. (на начало 2004 г.)
Метод капитализации денежного потока основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности в предприятии равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.
оценочная стоимость = чистая прибыль / ставка капитализации
Ставка капитализации выводится из ставки дисконта путем вычета ожидаемых среднегодовых темпов роста прибыли или денежного потока ( в зависимости от того, какая величина капитализируется .
С математической точки зрения ставка капитализации – это делитель, который применяется для преобразования величины прибыли или денежного потока за некоторый период времени в показатель стоимости.
Темпы роста прибыли: (рассчитаны по данным таблицы (*), тыс. руб
2001 год = 9099/8290=1,098
2002 год = 143515/9099=15,773
2003 год = 684534/143515=4,770
Среднегодовые темпы роста прибыли за 2003 год: 3,9%=0,039
R=d-g[3]
где R – ставка капитализации
d – ставка дисконта
g – долгосрочные темпы роста прибыли (денежного потока)
Ставка дисконта для металлургии: 12,5%[4]
R= 12,5%-3,9% = 8,6% Обоснование: Ставка капитализации рассчитана исходя из установленной государством нормы дисконта для металлургии, минус среднегодовые темпы роста прибыли за последний год.
Рыночная стоимость предприятия = 684534/0,086 = 7959697,6 тыс. руб
Задача 3, вар-т 3.
Условие:
Показатели |
Значения |
1. Безрисковая ставка налога, % |
10 |
2. Коэффициент бета (b) |
1,2 |
3. Средняя доходность на сегменте рынка, % |
18 |
4. Премия для малых предприятий, % |
3 |
5. Премия за риск для конкретной фирмы, % |
2 |
Ставку дисконта (R) можно определить по модели оценки капитальных вложений, используя следующее выражение:
R = Rf + ß (Rm - Rf) + S1 + S2 ,
где:
Rf - безрисковая ставка дохода; ß - коэффициент бета (является мерой систематического риска, связанного с макроэкономическими и политическими процессами, происходящими в стране); Rm - общая доходность рынка в целом (среднерыночного портфеля ценных бумаг); S1 - премия для малых предприятий; S2 - премия за риск, характерный для оцениваемый компании.[5] Подставим в формулу данные из условия задачи, получим:
R = 10%+1,2×(18-10)%+3%+2% = 24,6%
Ответ: ставка дисконта (R) равна 24,6%
Список использованных источников
1) Гражданский кодекс РФ/ (ч. 1,2)/ М.: Юридическая литература, 2004.
2) Об оценочной деятельности в Российской федерации: Федеральный закон РФ от 29.07.1998 г. №135 ФЗ.
3) О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон РФ от 26.10.2002
4) Оценка бизнеса/ учебник под ред. И.А. Грязновой/ М.: Высшее образование, 2001.
5) Федотова М.А./ Оценка недвижимости и бизнеса: учебник/ М.: Экмос, 2004.
6) Бердникова Т.Б./ Анализ и диагностика финансова-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие/ М.: ИНФРА-М, 2002.
7) Экономика предприятия/ Под ред. Н.А. Сафронова/ М.: Юристъ, 2000.
8) Официальный сайт ЦБРФ www.cbr.ru
1 Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации, Глава 1. - Новосибирск, Сибирское университетское издательство, стр.3
1 Федеральный закон об оценочной деятельности в Российской Федерации.-Новосибирск, Сибирское университетское издательство Глава 1, стр.3.
[1] Федотова М.А./ Оценка недвижимости и бизнеса: учебник/ М.: Экмос, 2004, стр 188.
1 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».- Новосибирск, Сибирское университетское издательство, стр. 24
[2] Федотова М.А./ Оценка недвижимости и бизнеса: учебник/ М.: Экмос, 2004, стр. 301
[3] Оценка бизнеса/учебник под ред. Грязновой/ М.: Высшее образование, 2001, стр. 124.
[4] Инструкция ЦБРФ № (0154)2003, официальный сайт ЦБРФ, www.cbr.ru.
[5] Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 8 (68)/2003.