СОДЕРЖАНИЕ


Введение.. 3

1. Правовой статус государственного служащего.. 4

2. Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы... 12

Заключение.. 17

Список использованной литературы... 18


Введение

Цель данной работы: описать правовой статус государственного служащего на примере участкового уполномоченного милиции.

Для достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:

1. даются общие положения о правовом статусе государственных служащих;

2. рассматривается Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы.

Необходимость существования государственной службы и ее правового регулирования обусловлена самим существованием государства с его задачами и функциями. Весь мировой опыт и состояние общественных отношений, даже в странах с высокой культурой демократии, показывают, что современное общество не может нормально функционировать и развиваться вне государства, государственного аппарата и определяемых ими рамок поведения. Для того, чтобы Российская Федерация стала демократическим, социальным, правовым государством, вне всякого сомнения необходим достаточно мощный, квалифицированный и нравственный государственный аппарат, аппарат иных качеств и свойств, чем существовавший до проведения радикальных политических, экономических и социальных реформ.

Все более углубляющиеся преобразования и сопутствующие им кризисные процессы в российском обществе стремительно меняют его социальный облик, ставят небывалые по сложности и остроте политические, экономические, правовые и духовно-нравственные проблемы. В этих условиях особую роль приобретает государственная служба как социально организующий институт, как специальный вид управленческой деятельности. И только адекватная кадровая политика государства, направленная на формирование высокопрофессионального и стабильного государственного аппарата, способна обеспечить решение сложнейших задач переходного периода.

1. Правовой статус государственного служащего


Федеральный закон «О гражданской государственной службе» (ст. 10, п.4) гласит: «Правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы».[1]

Для общего представления дадим краткую историческую справку по изменению правового статуса должности участковых оперуполномоченных милиции.

Хронометрический отсчет времени, разнообразие предъявляемых к службе участковых требований, изменяющаяся политическая обстановка и возникающие в связи с этим задачи, показали необходимость выделения службы как самостоятельной ветви в структуре милиции общественной безопасности.

Со времени выделения в самостоятельную службу, проводимые ею профилактическо-предупредительные мероприятия позволили значительно снизить уровень преступности в области, повысить количество раскрываемых преступлений и авторитет милиции среди населения.

Работа участкового сложна и многогранна, специфика службы требует большого запаса знаний в различных областях человеческой деятельности, жизни общества. Чтобы уяснить суть и предназначение службы участковых, необходимо вернуться к истокам службы.

В 1837 году Николай I утверждает новое Положение о земской полиции, подготовленное Министром внутренних дел, графом Д.Н.Блудовым. Согласно которому в уезде создавались участки-станы, в каждом из станов предусматривался участковый заседатель, он же становой пристав. По сути дела, это был сельский участковый, преимущественно, выходец из местных дворян с недвижимой собственностью в его стане.

Отмена крепостного права привела не только к укреплению сельской, уездной полиции, но и реформировало полицию городов России, значительно укрепив ее штатами. Квартальных надзирателей городов заменили околоточные надзиратели, отвечающие за свои околотки - участки.

После февральской буржуазно-демократической революции 1917 года, в результате проводимых государством демократических преобразований, участковый начальник милиции заменил станового пристава.

Вопрос о введении в штаты всей городской милиции России должности участкового надзирателя был поднят в конце 1922 - начале 1923 г.г., хотя в ряде городов такие работники уже существовали.

В ноябре 1923г. Приказом НКВД РСФСР была утверждена Инструкция участковому надзирателю, положившая начало формирования института участковых инспекторов милиции. 1

В настоящее время на участковых уполномоченных милиции возложен большой круг задач, в частности пресечение и раскрытие преступлений на административном участке, розыск лиц, скрывающихся от правосудия; обеспечение общественного порядка, разрешение заявлений и сообщений граждан по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел и многие другие.

Эффективная деятельность государства в экономической, политической и социальной областях во многом зависит от личного состава государственных органов. Одной из задач законодательства о государственной службе является четкое определение прав и обязанностей государственных служащих, создание надлежащих условий для их плодотворной деятельности, правовой и социальной защищенности.

Правовое положение государственного служащего закреплено в Федеральном Законе "Об основах государственной службы в РФ" и других нормативных актах. Граждане, находящиеся на государственной службе, в отличие от лиц, состоящих в обычных трудовых правоотношениях, имеют особый правовой статус, в состав которого входят права и обязанности, регулируемые нормами административного, трудового и других отраслей законодательства. Административные права и обязанности необходимы государственному служащему для осуществления служебной деятельности по занимаемой должности. Они реализуются и исполняются преимущественно в отношениях с третьими лицами. Трудовые - закрепляются за государственным служащим как наемным работником, реализуются и выполняются в отношениях между ним и работодателем внутри государственного органа.

Комплекс служебных прав и обязанностей государственных служащих устанавливается в пределах компетенции органов, в которых они состоят на государственной службе. Эти права и обязанности делятся на общие для всех и специальные, обладание которыми зависит от занимаемой должности. "Должность предопределяет требования, предъявляемые к человеку, претендующему на ее занятие или уже занимающему ее, дает комплекс служебных прав и обязанностей служащего"[2]

В статье 9 вышеназванного Закона закреплены следующие общего характера служебные права государственных служащих на:

1) ознакомление с документами, определяющими права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно-технические условия, необходимые для исполнения должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей. На посещение с этой целью предприятий, учреждений, организаций, независимо от форм собственности;

3) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с установленной компетенцией;

4) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности;

5) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа работы, уровня квалификации;

6) внесение в любые инстанции предложений по совершенствованию государственной службы.

Для защиты своих прав и законных интересов государственный служащий имеет право на ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей работе и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений; проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Значительную часть содержания правового статуса составляют обязанности:

-обеспечивать поддержку конституционного строя, реализацию законов; соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

-исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчинения руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

-своевременно рассматривать обращения граждан, общественных объединений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения;

-поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения должностных обязанностей;

-хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; и ряд других.

Ограничения, связанные с государственной службой, также можно отнести к обязанностям общего характера. Служащий не вправе:

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности; быть депутатом законодательного органа или органа местного самоуправления; заниматься предпринимательской деятельностью; состоять членом органа управления коммерческой организации; быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на государственной службе либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему; использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию; получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего; получать от физических лиц вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей, в том числе и после выхода на пенсию; принимать без разрешения Президента РФ награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций; выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц (за некоторыми исключениями); принимать участие в забастовках; использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных, в том числе религиозных, объединений для пропаганды отношения к ним и т.д.

Характер и объем специальных прав и обязанностей государственного служащего зависят от занимаемой должности. Круг конкретных обязанностей определяется исходя из типовых квалификационных характеристик соответствующих должностей. Специальные права и обязанности устанавливаются законодательством. Однако в ряде случаев правовое положение служащих может регулироваться органами управления организаций (учреждений), в которых они состоят на службе.

Отношения, складывающиеся в ходе практического осуществления государственной службы между работником и работодателем, относятся к трудовым.

В группу трудовых можно, в частности, включить права:[3]

на получение денежного содержания, которое состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премии по результатам работы;

на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 30 дней. Для отдельных категорий государственных служащих устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Сверх ежегодного предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет. Эти отпуска суммируются, но по желанию служащего могут предоставляться по частям. Продолжительность каждой части не может быть менее 14 календарных дней;

на переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

на предоставление должности государственной службы в другом государственном органе (с учетом профессии, квалификации и прежней должности) при увольнении в связи с ликвидацией государственного органа или сокращения его штата;

на объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально- экономических и профессиональных интересов;

на обращение в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на службу, ее прохождения, реализации прав, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной ответственности, соблюдения гарантий правовой и социальной защиты, увольнения с государственной службы.

К трудовым обязанностям государственного служащего следует отнести добросовестное выполнение должностных функций, правил внутреннего трудового распорядка.

Стоящие перед государственным органом задачи выполняют служащие. Нарушение ими дисциплины, законности затрагивает интересы государства, ущемляет права и свободы граждан. Поэтому в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным служащим возложенных на него обязанностей возможно привлечение к ответственности: дисциплинарной, административной, материальной, уголовной. Основным видом юридической ответственности является дисциплинарная.

К числу дисциплинарных взысканий, применяемых к государственным служащим, относятся: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения обязанностей с сохранением денежного содержания. Взыскания налагаются органом или руководителем, имеющим право назначать служащего на должность.

При наложении дисциплинарных взысканий должны соблюдаться сроки, предусмотренные Кодексом законов о труде: месяц со дня обнаружения проступка, 6 месяцев со дня совершения.

В тех случаях, когда государственный служащий сомневается в правомерности полученного им распоряжения, он обязан незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие тот, кто издал распоряжение, в письменной форме его подтвердит, служащий обязан выполнить распоряжение, за исключением случаев, когда исполнение является административно- или уголовно-наказуемым деянием. Ответственность за исполнение неправомерного распоряжения несет подтвердивший его руководитель.

Административная ответственность наступает за проступки, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях и другими актами с административными санкциями. К государственным служащим применяются такие административные взыскания, как предупреждение и штраф.

Уголовная ответственность наступает за совершение должностных преступлений.

Если неправомерное поведение стало причиной причинения вреда имуществу государственного органа, на виновного возлагается материальная ответственность, которая может быть ограниченной и полной. При ограниченной ущерб взыскивается в пределах среднего месячного заработка или трех месячных должностных окладов государственного служащего. Полная материальная ответственность предполагает взыскание всей суммы.Она наступает только в случаях, предусмотренных законом. К материальной ответственности виновные привлекаются либо администрацией, либо судом.

Таким образом, даже поверхностный анализ правового статуса государственного служащего дает основание утверждать, что трудовые права и обязанности составляют, если и не большую, то весьма значительную его часть.




2. Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы


Реализацию основных положений о правовом статусе государственных служащих проиллюстрируем на примере деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы.

Основные обязанности участкового уполномоченного милиции (согласно приказам МВД РФ): [4]

- защищать жизнь, здоровье и имущество граждан от преступных и иных противоправных посягательств;

- предотвращать и пресекать преступления и административные правонарушения;

- контролировать несение службы патрульно-постовыми нарядами, совместно с ними осуществлять обход мест возможного появления антиобщественного элемента;

- контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами паспортно-регистрационных правил;

- контролировать соблюдение гражданами и должностными лицами предприятий, учреждений, организаций правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов, а также соблюдение законодательства о занятии частной детективной и охранной деятельностью;

- проводить проверку состояния технической укрепленности, пожарной безопасности на обслуживаемой территории и на объектах хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, оружия и боеприпасов, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, принимать меры к устранению выявленных недостатков;

- выявлять среди населения обслуживаемого участка лиц, допускающих противоправное поведение; обеспечивать постановку таких лиц на профилактический учет и принятие к ним мер, установленных законодательством;

- устанавливать организаторов и содержателей притонов для потребления наркотических и психотропных веществ, притонов для занятия проституцией, лиц, вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, наркоманию и преступную деятельность, принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности;

- выявлять лиц, нарушающих установленные правила торговли вино-водочными изделиями, изготовляющих и хранящих с целью сбыта без специального разрешения (лицензии) спиртные напитки, принимать меры по привлечению таких лиц к установленной законом ответственности;

- в пределах компетенции исполнять в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством определения судов, постановления судей и письменные поручения прокурора, следователей по материалам, находящимся в их производстве;

- привлекать население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных воспитательных мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения; 1

- отчитываться (не реже 1 раза в квартал) перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений;

- информировать население о способах и средствах правомерной защиты от преступных и иных посягательств путем проведения соответствующей разъяснительной работы, выступлений в средствах массовой информации.

Основные обязанности сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних:

- выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений несовершеннолетних и в пределах своей компетенции принимать меры к их устранению;

- направлять в соответствующие органы исполнительной власти и местного самоуправления информацию и предложения по вопросам работы по предупреждению противоправного поведения несовершеннолетних, их воспитания, обучения, досуговой и трудовой занятости, наркологического и психиатрического лечения, социальной защиты;

- выявлять лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, склоняющих их к потреблению наркотических средств, психотропных и иных одурманивающих веществ, либо совершающих иные противоправные действия в отношении несовершеннолетних, принимать к ним меры в соответствии с законодательством;

- выявлять родителей (лиц, их заменяющих), не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и обеспечивать принятие к ним мер в соответствии с законодательством;

- оказывать помощь несовершеннолетним, находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни, при необходимости доставлять их в органы внутренних дел, информировать о них заинтересованные государственные органы;

- сообщать в органы опеки и попечительства о несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, в целях обеспечения защиты их прав и интересов;

- осуществлять контроль за несовершеннолетними правонарушителями, взятыми на профилактический учет;

- проводить разъяснительную работу среди населения по вопросам предупреждения преступности несовершеннолетних, использовать в этих целях возможности печати, радио, телевидения.

Права участкового уполномоченного милиции и сотрудника подразделения по делам несовершеннолетних (согласно приказам МВД РФ и ГУВД):

- проверять у граждан и должностных лиц документы, удостоверяющие личность, если имеются достаточные основания подозревать их в совершении преступления или административного правонарушения;

- получать от граждан и должностных лиц объяснения, сведения, справки, копии с них, необходимые в связи с исполнением служебных обязанностей;

- вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в его производстве, осуществлять привод в случаях и порядке, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, осуществлять в случаях, предусмотренных законодательством, административное задержание, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие оружия, а также вещей и документов, обнаруженных при задержании, личном досмотре вещей;

- входить беспрепятственно в жилые и иные помещения, на территорию, а также в помещения предприятий, учреждений, организаций и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, либо при наличии достаточных оснований полагать, что там совершено или совершается преступление, произошел несчастный случай, а также при стихийных бедствиях, катастрофах, авариях, массовых беспорядках, эпидемиях в целях обеспечения личной безопасности граждан и общественной безопасности;

- задерживать и доставлять в милицию в соответствии с законодательством лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, административного ареста, а также лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу;

- проводить в установленном законом порядке освидетельствование подозреваемых в совершении преступления или административного правонарушения для определения в организме наличия алкоголя или наркотических средств либо направлять или доставлять данных лиц в медицинское учреждение, если результат необходим для подтверждения или опровержения факта правонарушения либо объективного рассмотрения дела о правонарушении;

- доставлять в медицинское учреждение либо дежурную часть милиции с улиц и других общественных мест лиц, находящихся в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в обстановке, либо могущих принести вред окружающим или себе, а из жилищ - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их жизни, здоровья и имущества. 1

Заключение

В заключении хотелось бы обратить внимание на то, какими основными принципами, руководствуются в своей деятельности участковые уполномоченные милиции.

Законность. При выполнении своих полномочий в сфере охраны правопорядка участковые уполномоченные милиции действуют на основе законности, в соответствии с Конституцией РФ, другими их законами и подзаконными актами. 1

Гласность. Служба участковых уполномоченных милиции, представители общественных формирований не могут осуществлять свою правоохранительную деятельность изолированно от широкой общественности. Отсутствие гласности не способствовало привлечению широкой общественности, помощи граждан в решении общих задач по охране общественного порядка и борьбы с преступностью.

Планомерность взаимодействия. С учетом множественности субъектов, с которыми взаимодействуют участковые уполномоченные при решении самых разноплановых задач, только планирование может обеспечить непрерывность взаимодействия, рациональное и эффективное распределение рабочего времени.

Оперативность. Рассматриваемый принцип проявляется при решении конкретных задач взаимодействия органов внутренних дел с трудовыми коллективами в охране общественного порядка.

Гибкость взаимодействия. Взаимодействие участковых уполномоченных милиции с рассматриваемыми субъектами должно быть организовано таким образом, чтобы можно было оперативно внести изменения в соответствующие планы, быстро отреагировать на изменение обстановки, оптимально приспособиться к этим изменениям.

Список использованной литературы


1.                 Конституция Российской Федерации (принята референдумом 12.12.93).

2.                 Федеральный закон «О гражданской государственной службе» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

3.                 Государственный служащий как человек и профессионал. Информационный  бюллетень  Центра социологического обеспечения подготовки государственных служащих. - М., 1996. - № 2.

4.                 Государственная служба:  организация, кадры, управление. - М.: Издательство РАГС, 1996.

5.                 Исрафилов И. М. «Организация взаимодействия участковых уполномоченных милиции с общественными объединениями в сфере охраны общественного порядка и профилактики правонарушений». Российский следователь, № 3, 2003.

6.                 Лазарев Б.М. Государственная служба. – М.: «Юрайт», 2003.

7.                 Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы. // Петровка 38. Еженедельная газета Главного управления внутренних дел г. Москвы и Благотворительного фонда ГУВД «Петровка, 38». От 3 сентября 2004 г.

8.                 Отдел по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции. Пресс-служба УВД Тульской области. // История УВД. № 4 2003 г.




[1]Федеральный закон «О гражданской государственной службе» от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ.

1 Отдел по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции. Пресс-служба УВД Тульской области. // История УВД. № 4 2003 г. С. 18.

[2] Лазарев Б.М. Государственная служба. – М.: «Юрайт», 2003. – с.29.

[3] Лазарев Б.М. Государственная служба. – М.: «Юрайт», 2003. – с.117.

[4] Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы. // Петровка 38. Еженедельная газета Главного управления внутренних дел г. Москвы и Благотворительного фонда ГУВД «Петровка, 38». От 3 сентября 2004 г. С. 17.

1 Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы. // Петровка 38. Еженедельная газета Главного управления внутренних дел г. Москвы и Благотворительного фонда ГУВД «Петровка, 38». От 3 сентября 2004 г. С. 18.

1 Управление по обеспечению деятельности участковых уполномоченных милиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУВД города Москвы. // Петровка 38. Еженедельная газета Главного управления внутренних дел г. Москвы и Благотворительного фонда ГУВД «Петровка, 38». От 3 сентября 2004 г. С. 21.

1 Исрафилов И. М. «Организация взаимодействия участковых уполномоченных милиции с общественными объединениями в сфере охраны общественного порядка и профилактики правонарушений». Российский следователь, № 3, 2003, стр. 37-40