Содержание
Документальное оформление и учет реализации строительных и монтажных работ в подрядных строительных организациях 3
Задача 1.4. 5
Библиографический список 16
Документальное оформление и учет реализации строительных и монтажных работ в подрядных строительных организациях
Затраты учитываются по счёта 20 “Основное производство”.
Затраты по содержанию и эксплуатации вспомогательных служб электро-, тепло-, водоснабжения, ремонтных мастерских, автомобильного и гужевого транспорта учитываются на счёте 23 “Вспомогательные производства”. Для работников хозяйства и членов их семей созданы столовые, жилищно-коммунальные службы. Расходы на эти цели отражаются на счёте 29 “Обслуживающие производства и хозяйства” на отдельных субсчетах.
Используется следующая номенклатура статей: расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, сырьё и материалы, работы и услуги, расходы на содержание и эксплуатацию основных средств, расходы денежных средств, прочие затраты, затраты по организации производства и управления.
На предприятии применяется большое количество разнообразных товарно-материальных ценностей, которые используются в производстве по-разному. Одни из них полностью потребляются в производственном процессе (сырьё, материалы и т. п.), другие только изменяют свою форму (лаки, краски), третьи входят в изделие без каких-либо внешних изменений (запасные части), четвёртые - только способствуют изготовлению изделий (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы).
В соответствии с планом счетов бухгалтерского учёта для каждой из указанных групп на счёте "Материалы" предназначен отдельный субсчёт.
В целях рациональной организации учёта и контроля за использованием материалов в производстве и в связи с их широким ассортиментом на предприятии разработаны справочники потребляемых в производстве материалов по их однородным признакам. Производственные запасы поступают на предприятие непосредственно от поставщиков, через подотчётных лиц, закупивших ценности за наличный расчёт, в результате списания пришедших в негодность основных средств .
На поставку товароматериальных ценностей предприятие заключает договора с поставщиками, в которых обуславливает количество материалов, сроки поставки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приёмки и т. д.
С отгруженными материальными ценностями предприятия-поставщики предъявляют расчётно-платёжные документы вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (сертификаты, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др При инкассовой форме расчётов платёжные требования поставщик передаёт в свой банк.
Со станции железной дороги и от местных поставщиков ценности получает экспедитор предприятия. Для этого ему оформляется и выдаётся под расписку доверенность формы №
Материальные ценности экспедитор доставляет на склад предприятия и сдаёт кладовщику. При отсутствии каких-либо расхождений между документами и доставленными ценностями приход оформляется проставлением специального штампа на сопроводительных документах поставщика. Материально ответственное лицо расписывается о приходовании груза.
Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по Акту о приёмке материалов формы № .
Стоимость приобретаемых материалов за наличный расчёт через подотчётных лиц подтверждается чеком или справкой. Справка прилагается к авансовому отчёту подотчётного лица.
Прибывшие ценности приходуются в соответствующих единицах измерения - весовых, объёмных, линейных и др. [5.c.45]
Задача 1.4.
Райзаготконтора Первомайского райпо закупает сельскохозяйственные продукты и сырье у колхозов, совхозов, фермерских хозяйств и у населения. Закупки осуществляют заведующие заготовительными складами и заготовители.
Расчеты за принятые сельскохозяйственные продукты и сырье с колхозами, совхозами и фермерскими хозяйствами райзаготконтора осуществляет безналичными путем через банк, с населением при приеме продукции и сырья на заготовительные склады - через кассу, при приеме сырья заготовителем - из подотчетных сумм.
Решение контрольной работы предусматривает составление первичных документов, отчетов зав. складами, их проверку, обработку, запись в учетные регистры и составление мемориальных ордеров.
По методическим соображениям выписка первичных документов производится только по некоторым хозяйственным операциям.
Решение задач не предусматривает ведение регистров синтетического учета.
В методических целях цены на закупку и реализацию приведены условно, поэтому они не могут служить справочным материалом.
Учет в райзаготконторе ведется по книжно-журнальной форме учета, применяемой в потребительской кооперации.
Сельскохозяйственные продукты и сырье на счете 41/4 "Сельхозпродукты, сырье и тара на заготовительных предприятиях" учитываются по свободным закупочным ценам без НДС. Для учета реализации закупок использовать счет 90 "Продажи". Объем реализации сельскохозяйственных продуктов и сырья учитывать с момента их отгрузки.
Условие задачи (для всех вариантов)
Склад сельскохозяйственных продуктов (заведующий складом М.А. Пахомов).
1. Согласно данным табл. 1 открыть аналитические счета для суммового учета в журнале формы К5 и для натурально-стоимостного учета в книге формы КЗО по счету 41, субсчет 4 "Сельхозпродукты, сырье и тара на заготовительных предприятиях". 2. Составить первичные документы по закупке и реализации сельскохозяйственных продуктов за период с 1 по 10 сентября текущего года (1-5 операции).
3. Составить отчет о движении сельскохозяйственных продуктов и сырья за период с 1 по 10 сентября текущего года (с 1 -и по 5-ю операции), произвести его проверку, приемку и бухгалтерскую обработку.
4. Записать в журнал формы К5 и в книгу формы КЗО обработанный отчет за период с 1 по 10 сентября и операции склада за период с 11 по 30 сентября без составления первичных документов.
5. Подсчитать за месяц итоги в журнале формы К5, составить мемориальные ордера (присвоить им номера 7,8 и 9). Подсчитать итоги в книге формы К30, определить остатки на 1 октября.
6. Записать суммы доплат, начисленные сдатчикам сельскохозяйственных продуктов и сырья, в сводный мемориальный ордер (или разработочную ведомость) по кредиту счета 60, субсчет 5 "Расчеты со сдатчиками сельхозпродуктов и сырья".
Таблица 1
Остатки сельскохозяйственных продуктов склада №1 на 1 сентября текущего года (зав. складом М.А. Пахомов) составили:
Сельхозпродукты, тара |
Ед. измерен. |
Количество |
Цена, руб. коп. |
Сумма, руб. |
1 . Лук репчатый |
Кг. |
800 |
3-00 |
2400 |
2. Морковь свежая |
Кг. |
240 |
3-20 |
768 |
3. Картофель |
Кг. |
2000 |
1-80 |
3600 |
4. Яйцо I категории |
Дес. |
500 |
5-00 |
2500 |
5. Яйцо II категории дес. |
Дес. |
100 |
4-50 |
450 |
Итого |
|
|
|
9718 |
6. Ящики деревянные шт. |
|
280 |
4-00 |
1120 |
7. Мешки сетчатые капроновые шт. |
|
310 |
5-00 |
1550 |
Итого |
|
|
|
2670 |
Всего по складу |
|
|
|
12388 |
Остатки животного сырья и пушнины по 1 складу №2 (зав. складом М.П Смирнова) |
|
|
|
2340 |
Хозяйственные операции склада № 1 за период с 1 по 10 сентября
Операция 1. От колхоза "Сибирь" 2 сентября по накладной №96 от 2 сентября поступило:
•яйцо куриное I категории 5000 штук по цене 5 руб. за десяток на 2500 руб.;
•яйцо куриное II категории 4000 штук по цене 4-50 руб. за десяток на 1800
Итого 9000 штук на 4300 руб.
НДС- 4300*9,09/100 = 390,87
Колхозу дополнительно начислено за доставку яиц 190 руб.
НДС – 190*15,25/100 = 28,98
Сумма к расчету - 4490
Составить приемную квитанцию установленной формы (№114567).
Оплата колхозу произведена по платежному поручению №381 от 3 сентября текущего года.
Корреспонденция счетов
Дебет 41.4 Кредит 60 – 4300
Дебет 19 Кредит 60 – 390,87
Дебет 44 Кредит 60 – 190
Дебет 19 кредит 60 – 28,98
Дебет 60 Кредит 51 – 4909,85
Операция 2. От фермерского хозяйства
"Дары Сибири"4 сентября по накладной № 214 от 3 сентября на склад
доставлен продовольственный картофель в количестве
Товаровед райзаготконторы
М.Н. Сизова, в присутствии представителя фермерского хозяйства Е.Н. Попова
произвела анализ средней пробы в количестве
В результате анализа
установлено: механически поврежденных клубней
На основании приведенных
данных выписать анализ-отвес и приемную квитанцию установленной формы
(№119638). Картофель принять по цене 1-80 руб. за
Битый картофель =
(9600*0,8)*2/100 =
Битый картофель в сумме = 78,4*1,8 = 141,12
Загрязненность землей =
9600*1/100 =
Загрязненность землей в сумме = 96 *1,8 = 172,8
Сумма к расчету за картофель = 9600*1,8 – 141,12-172,8 = 16966,08 руб.
Сумма НДС = 16966,08 * 9,09/100 = 1542,22 руб.
НДС за доставку 58 * 15,25/100 = 8,85 руб.
Сума к расчету = 17333 руб.
Оплата фермерскому хозяйству за принятый картофель произведена по платежному поручению №382 от 5 сентября текущего года.
Дебет 41.4 Кредит 60 – 16966,08
Дебет 19 Кредит 60 – 1542,22
Дебет 44 Кредит 60 – 58
Дебет 19 кредит 60 – 8,85
Дебет 60 Кредит 51 – 17333
Операция 3. От колхоза им. Кирова 5 сентября по накладной №11 8 от 5 сентября доставлены на склад:
•лук репчатый
Сумма к расчету – 3640
НДС = 3640*9,09/100 = 330,88
Составить приемную квитанцию установленной формы (№114996).
Оплата произведена по платежному поручению №383 от 6 сентября текущего года.
Дебет 41.4 Кредит 60 – 3640
Дебет 19 Кредит 60 – 330,88
Дебет 60 Кредит 51 – 3970,88
Операция 4. За период с 1 по 10 сентября на склад от заготовителя Степанова М.А. по приемному акту №16 принято яиц куриных II категории 300 десятков по цене 4-50 руб. за десяток на сумму – 300*4,5 = 1350 руб.
Составить приемный акт на закупку яиц.
Оплата сдатчикам произведена из подотчетных сумм заготовителя.
Дебет 41.4 Кредит 71 – 1350
Операция 5. Тресту столовых 10 сентября по накладной №114 отпущены сельхозпродукты:
Сельхозпродукты, тара |
Ед. измерения |
Количество |
Цена, руб. и коп. |
Сумма, руб. |
||
|
|
|
закупочная |
оптовая |
по закупочным ценам |
по оптовым ценам |
1 . Картофель кг |
|
440 |
1-80 |
3-00 |
792 |
1320 |
2 Лук кг |
|
1500 |
3-00 |
5-00 |
4500 |
7500 |
3. Яйцо куриное I категории |
Дес. |
900 |
5-00 |
8-00 |
4500 |
7200 |
Итого |
|
|
|
|
9792 |
16020 |
НДС (в том числе) |
|
|
|
|
890,09 |
1456,22 |
4. Ящики |
шт. |
28 |
4-00 |
4-00 |
112 |
112 |
5. Мешки сетчатые капроновые |
шт. |
24 |
5-00 |
5-00 |
120 |
120 |
Итого тары (тара оплачивается покупателем полностью) |
|
|
|
|
232 |
232 |
Всего к расчету |
|
|
|
|
10024 |
16252 |
На основании накладной выписана счет-фактура №119 от 10 сентября.
Записать хозяйственные операции склада сельхозпродуктов за период с 11 по 30 сентября в журнал формы К5 и в книгу количественно-суммового учета формы К30 без составления отчета.
Дебет 62 Кредит 90,1 – 16252
Дебет 90,3 Кредит 68 – 1456,22
Дебет 90,2 Кредит 41 – 9133,91
Дебет 90,9 Кредит 99 – 5661,87
Операция 6. За период с 11 по 30 сентября от сдатчиков Первомайского района приняты сельхозпродукты:
Сельхозпродукты |
Ед. измерение. |
количество |
Цена,руб.,коп. |
Сумма, рy6. |
|
||||||
От колхоза "Сибирь" |
|
|
|
|
|
||||||
1. Лук |
|
1800 |
3-00 |
5400 |
|
||||||
2. Морковь |
|
1100 |
3-20 |
3520 |
|
||||||
3. Картофель |
|
9200 |
1-80 |
16560 |
|
||||||
Итого |
|
|
|
25480 |
|
||||||
НДС |
|
|
|
2316,13 |
|
||||||
Расходы по доставке |
|
|
|
400 |
|
||||||
НДС |
|
|
|
61 |
|
||||||
Итого к оплате |
|
|
|
25880 |
|
||||||
От фермерского хозяйства "Дары Сибири" |
|
|
|
|
|
||||||
1.Лук |
кг |
310 |
3-00 |
930 |
|
||||||
2. Морковь |
кг |
810 |
3-20 |
2592 |
|
||||||
3. Яйцо куриное I категории |
дес. |
480 |
5-00 |
2400 |
|
||||||
Итого |
|
|
|
5922 |
|
||||||
НДС |
|
|
|
538,1 |
|
||||||
Расходы по доставке |
|
|
|
300 |
|||||||
НДС |
|
|
|
45,75 |
|||||||
Итого к оплате |
|
|
|
6222 |
|||||||
От колхоза им. Кирова |
|
|
|
||||||||
1 . Яйцо куриное I категории дес. |
|
1800 |
5-00 |
9050 |
|
||||||
2. Лук кг |
|
1995 |
3-00 |
5985 |
|
||||||
Итого |
|
|
|
15035 |
|
||||||
НДС |
|
|
|
1366,68 |
|
||||||
Расходы по доставке |
|
|
|
140 |
|
||||||
НДС |
|
|
|
21,35 |
|
||||||
Итого к оплате |
|
|
|
6125 |
|
||||||
1.Лук |
кг |
4010 |
|
12030 |
|
||||||
2. Морковь |
кг |
8950 |
|
28640 |
|
||||||
3. Яйцо куриное I категории |
дес. |
1000 |
|
5000 |
|
||||||
Итого |
|
|
|
45670 |
|
||||||
Дебет 41.4 Кредит 71 - 45670
Операция 7. (Для всех вариантов). 20 сентября тресту столовых по накладной №115 отпущены сельхозпродукты:
Сельхозпродукты |
Ед. измерения |
Количество |
Цена, руб. коп. |
Сумм, руб. |
||
закупочная |
оптовая |
по закупочным ценам |
по оптовым ценам |
|||
1. Морковь |
кг |
11200 |
3-20 |
5-00 |
35840 |
56000 |
2. Лук |
кг |
8100 |
3-00 |
4-80 |
24300 |
38880 |
3. Картофель |
кг |
20000 |
1-80 |
3-00 |
36000 |
60000 |
4. Яйцо куриное I категории |
лес. |
3200 |
5-00 |
8-00 |
16000 |
25600 |
5. Яйцо куриное II категории |
дес. |
710 |
4-50 |
7-00 |
3195 |
4970 |
Итого сельхозпродуктов |
|
|
|
|
115335 |
185450 |
НДС |
шт. |
|
|
|
10483,95 |
16857,41 |
6. Ящики деревянные |
шт. |
152 |
4-00 |
4-00 |
608 |
608 |
7. Мешки сетчатые капроновые |
шт. |
176 |
5-00 |
5-00 |
880 |
880 |
Итого тары |
|
|
|
|
1488 |
1488 |
Всего к оплате |
|
|
|
|
116823 |
186938 |
На основании накладной выписана счет-фактура №120.
Дебет 62 Кредит 90,1 – 186938
Дебет 90,3 Кредит 68 – 16857,41
Дебет 90,2 Кредит 41 – 104851,05
Дебет 90,9 Кредит 99 – 65229,54
Записать в журнал формы К5 (без составления первичных документов и отчетов о движении сельскохозяйственных продуктов и сырья) следующие хозяйственные операции по складу № 2 (зав. складом М.П. Смирнов)
Операция 1. Поступило от колхозов, фермерских хозяйств кожевенное, пушно-меховое сырье по закупочным ценам:
Закупочная цена - 13870
НДС – 2115,18 К расчету - 13870
Дебет 41 Кредит 60 – 11754,82
Дебет 19 кредит 60 – 2115,18
Операция 2. От индивидуальных сдатчиков поступило кожевенное сырье, оплаченное из кассы: 3864 руб.
Дебет 41 Кредит 51 - 3864
Операция 3. На складе произведена доработка кожевенного сырья, закупленного у населения, в акте указано:
Передано в доработку кожевенное сырье на сумму |
3864 |
Получено из доработки кожевенное сырье на сумму |
4974 |
Дебет 41 Кредит 41 – 3864
Дебет 41 Кредит 91 - 4974
Операция 4. Отгружено кожевенное сырье кожевенному заводу:
По закупочным ценам на сумму |
17347 |
По оптовым ценам на сумму |
22418 |
НДС |
4035,24 |
Железнодорожный тариф с НДС |
1518 |
К расчету |
23936 |
Дебет 62 Кредит 90,1 – 26453,24
Дебет 90,3 Кредит 68 – 4035,24
Дебет 90,2 Кредит 41 – 17347
Дебет 90,9 Кредит 99 – 5071
Дебет 76 Кредит 51 – 1518
Дебет 62 Кредит 76 – 1518
На кафедру по выполненной задаче представить:
• ответ на теоретический вопрос;
• составленный, обработанный отчет о движении сельскохозяйственных продуктов и сырья с 1 по 10 сентября с первичными документами;
• журнал формы К5 за месяц и мемориальные ордера, составленные по итогу журнала;
• книгу формы К30 с итогами за месяц;
• сводный мемориальный ордер (или разработочную ведомость) по счету 60/5 на суммы доплат, начисленные сдатчикам.
Порядок заполнения книги формы К30 (регистр аналитического натурально-стоимостного учета) приведен в приложении 1.
Порядок составления и обработки отчета о движении сельскохозяйственных продуктов и сырья приведен в приложении 2.
Регистр аналитического натурально-стоимостного учета сельскохозяйственных продуктов Стр.№ _Д_ Счет № _41.4_ Группа ценностей___сельскохозяйственные продукты__
дата |
№ мемор. ордера |
№ д-та |
от кого получено или кому отгружено |
лук репчатый, 3-00 |
морковь свежий, 3-20 |
картофель, 1-80 |
яйца 1 категории 5-0 |
яца 2 категории 4-50 |
Итого |
||||||
|
|
|
|
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
остаток на 1,09 |
|
|
|
800 |
2400 |
240 |
768 |
2000 |
3600 |
500 |
2500 |
100 |
450 |
|
9718 |
2,09 |
|
96 |
колхоза "Сибирь" |
|
|
|
|
|
|
500 |
2500 |
4000 |
1800 |
|
4300 |
3,09 |
|
214 |
фермерского хозяйства "Дары Сибири" |
|
|
|
|
9425,6 |
16966,08 |
|
|
|
|
|
16966,08 |
5,09 |
|
118 |
колхоза Кирова |
1000 |
3000 |
200 |
640 |
|
|
|
|
|
|
|
3640 |
1-10,09 |
|
16 |
Степанова М.А. |
|
|
|
|
|
|
|
|
300 |
1350 |
|
1350 |
Итого поступило |
|
|
|
1000 |
3000 |
200 |
640 |
9425,6 |
16966,08 |
500 |
2500 |
4300 |
3150 |
|
26256,08 |
РАСХОД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10,09 |
|
114 |
Столовой |
1500 |
4500 |
|
|
440 |
792 |
900 |
4500 |
|
|
|
9792 |
Итого выбыло |
|
|
|
1500 |
4500 |
0 |
0 |
440 |
792 |
900 |
4500 |
0 |
0 |
|
9792 |
остаток на 11,09 |
|
|
|
300 |
900 |
440 |
1408 |
10985,6 |
19774,08 |
100 |
500 |
4400 |
3600 |
|
26182,08 |
ящики деревянные 4-00 |
мешки капроновые 5-00 |
итого тары |
Всего |
||||
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
кол. |
сумма |
280 |
1120 |
310 |
1550 |
|
2670 |
|
12388 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
280 |
|
|
|
|
|
|
|
28 |
112 |
24 |
120 |
|
|
|
232 |
28 |
112 |
24 |
120 |
0 |
0 |
0 |
232 |
252 |
1008 |
286 |
1430 |
0 |
2670 |
0 |
12156 |
Организация ___Первомайское райпо_
Предприятие ____райзаготконтора_
ОТЧЕТ О ДВИЖЕНИИ СЕЛЬХОЗПРОДУТОВ, СЫРЬЯ И ТАРЫ ПО ЗАГОТОВИТЕЛЬНОМУ СКЛАДУ №_!_ с 1 по 10.09.2004 года
Заведующий складом (бригадир) 1. Поступление
Пахомов M.B._
Колонки 1-4 заполняет зав. складом |
Колонки 5-15 заполняет бухгалтерия для записи в регистр аналитического учета |
|||||||||||
№до-ку-мен-та |
От кого поступило |
Товары по учетным (закупочным) ценам |
Тара |
По дебету счета №41-4 с кредита счетов |
По кредиту №60 в дебет счетов |
|||||||
№ 60 |
№ 62 |
№ |
№ |
№ |
Итого в подотчет МОЛ |
№ 19-1 НДС по приобретенным ценностям, услугам |
Разные (транспортные расходы, недостача товаров и др.) |
|||||
№ дебет счета |
сумма |
|||||||||||
остаток на 1,09 |
|
9718 |
2670 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
96 |
колхоза "Сибирь" |
4300 |
|
4300 |
|
|
|
|
4300 |
419,85 |
60 |
190 |
381 |
фермер. Хозяйства "Дары Природы" |
16966,08 |
|
16966,08 |
|
|
|
|
16966,08 |
1551,07 |
44 |
313,92 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 |
58 |
118 |
колхоза им Кирова |
3640 |
|
3640 |
|
|
|
|
3640 |
330,88 |
|
|
16 |
Степанова М.В. |
1350 |
|
|
1350 |
|
|
|
1350 |
|
|
|
Итого поступило |
|
26256,08 |
0 |
24906,08 |
1350 |
0 |
0 |
0 |
26256,08 |
2301,8 |
|
|
114 |
Столовой |
16020 |
232 |
16252 |
|
|
|
|
16252 |
1456,22 |
60 |
840 |
Итого выбыло |
|
16020 |
232 |
16252 |
0 |
0 |
0 |
0 |
16252 |
1456,22 |
|
|
остаток на конец |
|
19954,08 |
2438 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2. Выбытие
№ документа |
Кому отпущено |
Товары по учетным (закупочным) ценам |
тара |
По кредиту счета №41/4 в дебет счетов |
По кредиту счета №90 "Реализация товаров, работ услуг" |
Дебет счета 62 |
Сумма счета, предъявленного покупа телю |
|||||
№90 |
№ 62 № |
итого с подотчета МОЛ |
№ дебетуемого счета |
сумма |
В т.ч. НДС |
№кредитуемого счета |
сумма |
|||||
114 |
Столовой |
16020 |
232 |
16252 |
|
16252 |
62 |
16252 |
1456,22 |
|
|
16252 |
Итого выбыло |
|
16020 |
232 |
16252 |
0 |
16252 |
|
16252 |
1456,22 |
|
|
16252 |
остаток на конец |
|
19954,08 |
2438 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 22 декабря 1995. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1998.
2.
Состав бухгалтерских проводок. М.: Приор.
3. Богатая И.Н., Хахонова О.П. Бухгалтерский учёт. – Ростов н/Д: Издательский цент "МарТ", 2003. – 751с.
4. Бородина В.В. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный мир, 2002. – 298с.
5. Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 798с.
6. Пипко В. А., Бережной В. И. и др. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие /Под общ. ред. В. А. Пипко - М.: ФБК- пресс,2001. - 510 c.