СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................... 3

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СДЕЛКИ 4

2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК........................................................................................................................... 11

3. ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК...................................... 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................. 18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ................................................................................ 19


ВВЕДЕНИЕ


Внешнеэкономическая деятельность многопланова, и, безусловно, полезна. Но, как и любая общественная деятельность, она подлежит правовому регулированию.

При заключении внешнеэкономической сделки перед субъектами всегда стоит вопрос о выборе права, применимого к ее регулированию. Он возникает вследствие того, что место нахождения сторон, а так же место исполнения внешнеэкономических сделок не совпадают. Сторонам требуется выбрать право конкретной страны для урегулирования своих отношений.

Надо признать, что механизм правового регулирования внешнеэкономических сделок несколько сложен, хотя хорошо наработан практикой. Сложность его обуславливается наличием множества коллизионных норм в нашем отечественном праве, что в какой то степени препятствует качественному применению права к сделке.

Наличие коллизионных норм в праве, касающемся внешнеэкономической деятельности, объясняется тем, что право различных государств регулирует одни и те же отношения по-разному. И до тех пор, пока право государств не будут регулировать эти отношения одинаково, будут существовать коллизии. Представляется, что данная проблема не будет решена в ближайшем будущем и поэтому на сегодняшний день имеет смысл и необходимость изучения данной темы.

Цель работы – рассмотреть сущность внешнеэкономических сделок.

Задачи работы – дать понятие и раскрыть содержание внешнеэкономических сделок, определить нормативное регулирование внешнеторговых сделок, обозначить виды внешнеэкономических сделок.

 

1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  СДЕЛКИ

Многообразие видов внешнеэкономических сделок в мировой торговле находится в тесной взаимосвязи с предметом сделки (товар, услуги, результат интеллектуальной деятельности, аренда оборудования и т.д.), его особенностями (сырьевые товары, готовая машино-техническая продукция и т.п.) и организационными формами торговли на мировом рынке, а также в зависимости от каналов сбыта и характера взаимоотношений между внешнеторговыми партнерами. В данном случае внешнеэкономические сделки могут заключаться напрямую - непосредственно между экспортером и импортером - или с участием посредников и посреднических фирм.

Внешнеэкономическая сделка – это комплексное понятие, означающее деятельность субъектов МЧП в области международного обмена товарами, работами, результатами интеллектуальной деятельности, различного рода услугами, направленную на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует понятие внешнеэкономической сделки. В юридической литературе, как правило, указываются признаки ВЭС, при этом далеко не всегда набор характерных признаков является одинаковым[1]. Очевидно, проблема в формулировании понятия и законодательном закреплении связана с рядом  нерешенных вопросов, касающихся как общих аспектов теории права, так и непосредственно относящихся к области международного частного права.

Для понимания сущности проблемы необходимо проанализировать эволюцию становления понятия «внешнеэкономическая сделка».

Своего рода предвестником понятия «ВЭС» было понятие «внешнеторговая сделка», которое закреплялось в нормативных актах СССР до принятия Основ 1991 г. Внешнеторговая сделка рассматривалась как выполнение операций по экспорту и импорту товаров и услуг, осуществляемых государственными внешнеторговыми организациями. «Иностранный элемент» осложнял внешнеторговую сделку, присутствия в виде субъекта правоотношения: как правило, им было иностранное юридическое лицо. Содержание внешнеторговой сделки составляла коммерческая деятельность, впоследствии получившая название «предпринимательская».

При определении содержания понятия «внешнеторговая сделка» возникает ряд проблем. Так, в частности, было непонятным, следует ли устанавливать четкие юридические критерии при квалификации сделки как внешнеэкономической в зависимости от того, кто является участником хозяйственных связей или какой характер имеет сделка. Считалось, например, что если сделка совершается с коммерческой целью, то она относится к внешнеторговым; а в случае, если сделка имеет бытовой характер, то она таковой не является[2].

Специфика международных экономических отношений приводит к формированию особого правового режима для договоров в этой области. Но необходимо определить, что следует понимать под договорами в сфере внешнеэкономических связей. Сам предмет требует особого регулирования, а оно, в свою очередь, предполагает достаточно четкое определение предмета регулирования. Вопрос о границах понятий «внешнеторговая сделка», «внешнеэкономическая сделка» является вопросом разграничения «внутреннего» и «внешнего» правовых режимов, то есть норм, регулирующих операции во внешнеэкономической сфере и отношения, таковыми не являющимися[3].

На основании анализа норм международных соглашений, национального законодательства и сложившейся внешнеторговой практики можно выделить два общих признака, характерных для внешнеторговой сделки. Во-первых, одна из ее сторон находится в другом государстве и, следовательно, в большинстве случаев является иностранцем (иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо). Во-вторых, предмет такой сделки - внешнеторговая операция (поставка товара, наем имущества, перевозка груза, оказание услуг внешнеторгового характера и т.п.)[4].

Специфика отношений во внешнеэкономической сфере носит объективный характер. Она находит свое отражение в праве едва ли не всех стран, хотя степень такого отражения весьма различна. Тенденция международной унификации правового регулирования внешнеэкономических операций ведет к закреплению в международных нормах особенностей договоров в сфере внешнеэкономических связей и влечет за собой все большее обособление правового режима этих договоров. Но и независимо от унификационных процессов можно констатировать растущее количество принимаемых в различных странах специальных норм, затрагивающих международные экономические отношения.

Вопрос об определении понятия «внешнеторговая (или внешнеэкономическая) сделка» тесно связан с вопросом о границах компетенции каждого государства в сфере регулирования международных экономических отношений. С учетом того обстоятельства, что в указанной сфере тесно переплетаются интересы различных государств, субъекты права которого вступают в договорные отношения, к такого рода сделкам не может применяться только национальное право данной страны по всем вопросам заключения и исполнения контрактов между физическими и юридическими лицами из этой страны и иностранными партнерами.

Даже если бы государство и стало претендовать на регулирование данных отношений исключительно собственным правом, в полной мере реализовать такие претензии невозможно из-за ограниченности юрисдикционных полномочий каждого государства определенными рамками.  Отсюда в национальном законодательстве в тех или иных пределах допускается возможность выбора сторонами применимого права и рассмотрения споров в иностранных судах и арбитражах, включаются коллизионные нормы правового режима договоров в области внешнеэкономической деятельности. К этим особенностям следует отнести также применение международных унифицированных норм, которые в первую очередь регулируют отношения в сфере международного общения.

В процессе осуществления торгово-экономических, научно-технических и иных международных связей меж­ду организациями и фирмами различных государств заключается большое число договоров, обычно именуе­мых контрактами. Место нахождения сторон, а также место заключения и исполнения этих договоров не совпа­дают, что требует определения права, подлежащего при­менению к такому договору с иностранным, или между­народным, элементом.

Речь идет, прежде всего, о внешнеторговых сделках. К внешнеторговым сделкам следует относить сделки, в которых хотя бы одна из сторон является иностранным гражданином или иностранным юридиче­ским лицом и содержанием которых являются операции по ввозу из-за границы товаров или по вывозу товаров за границу либо какие-нибудь подсобные операции, свя­занные с вывозом или ввозом товаров. Таким образом, к внешнеторговым сделкам относятся договоры купли-продажи товаров, а также договоры подряда, комиссии и ряд других договоров, заключаемых между организа­циями и фирмами различных государств. Наиболее широ­ко распространенным видом внешнеторговых сделок яв­ляется договор внешнеторговой купли-продажи, поэтому в дальнейшем изложении основное внимание уделяется этому виду договора.

Венская конвенция о договорах международной куп­ли-продажи товаров 1980 года понимает под такими договорами договоры купли-продажи товаров, заключен­ные между сторонами, коммерческие предприятия кото­рых находятся в разных государствах. На практике встречаются различные виды сделок. Традиционными являются сделки купли-продажи товаров в материальной форме. По таким сделкам продавец обязуется передать товар в собственность покупателя в установленные конт­рактом сроки и на определенных условиях, а покупа­тель обязуется принять товар и уплатить за него Опреде­ленную денежную сумму. Различаются сделки по экспор­ту и по импорту товаров. В практике отечественных организаций часто встречаются различные виды товаро­обменных и компенсационных сделок на безвалютной основе. Одним из видов таких сделок являются бартер­ные сделки, которые предусматривают обмен согласован­ных количеств одного товара на другой. В таком дого­воре либо указывается количество взаимопоставляемых товаров, либо оговаривается сумма, на которую стороны обязуются поставить товары.

В современных условиях наряду с куплей-продажей товаров все большее значение приобретают различные договоры (контракты) по оказанию всякого рода услуг, проведению работ, оказанию технического содействия в строительстве предприятий, созданию промышленных комплексов и осуществлению других проектов, сотруд­ничеству в производстве отдельных видов оборудования, проведению совместных конструкторских и научно-исследовательских работ, лицензионные договоры об ис­пользовании изобретений и других научно-технических достижений («ноу-хау»), договоры о передаче научно-технической документации, договоры инжиниринга, ли­зинга и др. Все эти договоры представляют собой раз­личные виды внешнеэкономических сделок. Сделки зак­лючаются внешнеэкономическими организациями, про­мышленными предприятиями (объединениями) и иными организациями.

В торговых отношениях России с рядом государств контракты заключаются во исполнение межправитель­ственных соглашений о товарообороте, о предоставле­нии государственных кредитов для поставки товаров в Россию и др. Заключение таких соглашений создает в отношениях между государствами взаимные обязатель­ства осуществлять поставки по определенной номенкла­туре и контингентам товаров. В качестве примера приве­дем Соглашение между правительством Российской Фе­дерации и правительством Китайской Народной Респуб­лики о государственном кредите для поставок товаров из КНР в Российскую Федерацию от 18 декабря 1992 г. В соответствии с условиями этого соглашения в счет кредита из КНР в РФ поставляются товары, предусмот­ренные перечнем, а погашение основного долга и упла­та процентов по кредиту осуществляются поставками товаров, также определяемых соглашением. Конкретная номенклатура ежегодно поставляемых в КНР российских товаров будет согласовываться компетентными органами обеих стран за 3 месяца до начала года поставки товаров. Контракты на поставку товаров будут заклю­чаться между российскими и китайскими внешнетор­говыми организациями, уполноченными компетентными органами обеих стран. При заключении контрактов эти организации будут руководствоваться положениями сог­лашения (ст. 4). В соглашении, в частности, опре­делено, каким образом будут устанавливаться цены на товары.

Протоколы о товарообороте, содержащие списки то­варов, были заключены в 1992 году Россией с Маль­той, Венгрией и другими странами. В соглашении с Маль­той определены сделки о взаимно экспортируемых това­рах, которые не носят ограничительного характера. В про­токоле с Венгрией определены приоритеты сторон в об­ласти взаимных поставок товаров.

Таким образом, в пределах, определяемых меж­правительственными соглашениями о товарообороте и уточняющими их ежегодными протоколами, эти соглаше­ния создают в отношениях между государствами взаим­ные обязательства осуществлять поставки по определен­ной номенклатуре и контингентам товаров. Контракты, заключаемые между внешнеторговыми организациями этих стран, являются средством реализации межправи­тельственных соглашений. После того как контракт заключен, права и обязанности участвующих в нем орга­низаций определяются контрактом. В этом смысле по­нимается юридическая самостоятельность каждого конт­ракта. В то же время выполнение обязательств сторона­ми по контракту связано с содержанием межправительст­венных соглашений.

Эта взаимосвязь была специфична именно для отно­шений между организациями стран - членов СЭВ, что обусловлено тесной связью международно-правовых и гражданско-правовых методов регулирования экономиче­ских отношений.

Однако эти акты государств (соглашения) не порож­дают автоматически гражданско-правовых обязательств.

Такие обязательства возникнут только на основании контракта. После заключения контракта обязательства государства могут измениться; в межправительственное соглашение, на основе которого был заключен контракт, могут быть внесены изменения, в частности предусматривающие уменьшение объема поставок, перенос поставки данного количества товара на другой плановый период и т. д.

Указанные изменения также не могут автомати­чески влиять на изменение контракта.

Организации должны изменить свои контрактные обязательства в соответствии в изложенными обязательствами госу­дарств[5].


2. НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК

            

При рассмотрении внешнеэкономических договоров обычно подчеркивается их гражданско-правовой характер. Такая констатация нуждается в уточнении. В современных условиях на отношения сторон по этим договорам все большее влияние оказывают нормы административного, валютного, таможенного, налогового и иного законодательства. Например, контрагенты не могут не учитывать правила, касающиеся получения разрешений на ввоз и вывоз товаров; порядка прохождения таможни; качества поставленной продукции с точки зрения ее соотношения  обязательным требованиям по охране здоровья людей, окружающей среды, определенным техническим параметрам и т.д. При направлении на основе договора специалистов за границу необходимо сообразовываться с нормами, действующими в соответствующем государстве, в отношении порядка допуска и пребывания иностранных граждан на его территории.

Приведенные примеры показывают, что договоры в сфере международных экономических связей регламентируются не только гражданским правом, но и испытывают воздействие норм иной отраслевой принадлежности. В этом смысле регулирование отношений сторон на основе данных договоров носит комплексный характер. Подобная ситуация не является свойственной лишь исключительно рассматриваемой области.  Применительно к внешнеэкономическим сделкам речь идет о взаимодействии норм не только различных отраслей права, но и разных государств. Это является одной из особенностей таких сделок.

Поскольку нормы гражданского законодательства не исчерпывают всех юридических аспектов внешнеэкономической операции, договор в этой области может быть всесторонне изучен лишь при анализе не только гражданско-правовых предписаний, но и соответствующих норм других отраслей права. Применение норм различной отраслевой принадлежности при регулировании внешнеэкономической операции не означает, что предмет регулирования - внешнеэкономическая операция - является чем-то разнородным. Напротив, этот предмет сам по себе един.

Регламентация внешнеэкономического комплекса охватывает не только нормы, посвященные правовому положению соответствующих государственных органов, объединений, предприятий и организаций, но и предписания, касающиеся их деятельности (в том числе опосредованной договорами), в той мере, в какой она имеет отношение к внешнеэкономическим связям.

Для регламентации комплекса характерно сочетание различных методов регулирования, прежде всего административно-правового и гражданско-правового. Сами эти отношения неоднородны, вследствие чего их правовой режим различен.

Внешнеэкономическая деятельность государства не есть нечто чисто внешнее по отношению к его экономике. Первая составляет неотъемлемую часть второй, ту ее часть, которая ориентирована вовне и поэтому в относительно большей степени испытывает влияние внешних факторов, служит важным, но не единственным каналом воздействия этих факторов на другие составляющие общего национального хозяйственного механизма.

При констатации роли закона как инструмента целенаправленного воздействия на общественные отношения следует учитывать различия самих норм закона, деление их, в частности, на диспозитивные и императивные. Как известно, диспозитивные правила допускают отступление от них по соглашению сторон договора, императивные же предписания такой возможности контрагентам не предоставляют. В этой связи представляется актуальной постановка вопроса о соотношении императивных и диспозитивных методов регулирования в рассматриваемой области отношений. Не предопределяя, где именно и как широко требуется использование императивных норм, следует отметить, что именно эти недопускающие отклонений нормы в сочетании с адекватным механизмом их реализации могут оказать направляющее влияние на внешнеэкономическую деятельность.

Вместе с тем, по сравнению с внутренним оборотом действие императивных предписаний имеет значительную специфику. Применение права данного государства, включая его императивные гражданско-правовые нормы, к обязательственным отношениям выступает как одна из вероятностей при необходимости выбора между коллидирующими национальными системами права в пользу одного из них. Контрагенты в силу широко признаваемого принципа автономии воли сторон могут сами договариваться о применимом к их отношениям национальном праве.

Возможности целенаправленного воздействия национальных гражданско-правовых императивных норм данного государства на содержание прав и обязанностей сторон по внешнеэкономическим сделкам ограничены вследствие их применимости далеко не во всех случаях, что сказывается на их эффективности. Определенным выходом из положения являются выработка и принятие унифицированных на международном уровне норм императивного характера.

Одной из характеризующих черт опосредованных гражданским правом отношений по внешнеэкономическим договорам является действие принципа диспозитивности. Он находит свое выражение прежде всего в том, что указанные отношения регулируются преимущественно диспозитивными нормами, а также в возможности субъектов определять порядок реализации своих прав, действовать через представителей, передавать свои права третьим лицам. Примыкает к этому принципу исключительно важное для внешнего оборота правило, не ограничивающее перечень оснований возникновения гражданских прав и обязанностей. Принцип диспозитивности необходим для гибкого регулирования экономики. Он помогает избежать чрезмерно жесткой регламентации отношений без учета особенностей конкретного случая.

         

Для внутреннего и внешнего оборота сохраняет актуальность задача достижения оптимальной степени правовой регламентации, исключения опасности «перерегулировать» экономические отношения, необоснованно стеснить их в развитии и вместе с тем поддержания правовых рамок. Успешному решению этой задачи способствует не отказ от нормативного регулирования вообще, а изменение акцента в методах регулирования, то есть более широкое использование в хозяйственной сфере диспозитивных норм, перевод части императивного регулирования в диспозитивное[6].

Принцип диспозитивности проявляется в автономии воли. Автономия воли сторон обычно признается в законодательстве различных государств. Однако допустимые пределы автономии воли сторон понимаются в законодательствах государств по-разному. В одних странах она ничем не ограничивается. В других странах действует принцип локализации договора: стороны могут свободно избирать право, но только такое, какое связано с данной сделкой[7].

Что касается регулирования формы и порядка подписания внешнеэкономических сделок, то законодательство устанавливает особые правила. Форма внешнеэкономических сделок и порядок их подписания определяются национальным законодательством независимо от места совершения таких сделок. Следовательно, если сделка совершается за границей, она должна также подчиняться требованиям национального законодательства относительно ее формы и порядка подписания. Это обстоятельство имеет важное практическое значение, поскольку порядок многих иностранных государств признает действительной для торговых сделок устную форму (Англия, Франция и другие страны).

        

3. ВИДЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СДЕЛОК


Учитывая большое практическое значение дискуссии по вопросам определения критериев квалификации сделки как внешнеэкономической, необходимо обозначить несколько принципиальных положений, своего рода правил заключения внешнеэкономических сделок. Знание этих правил поможет правильно установить правопорядок, компетентный регулировать конкретный вид ВЭС.


Правило первое

Некоторые виды внешнеэкономических сделок могут иметь безвозмездный характер.

Это положение является ответом на вопрос: следует ли относить к внешнеэкономическим сделки, имеющие безвозмездный характер и осуществляемые вне предпринимательской деятельности?

Предположим, например, что американская фирма подарила российскому приюту «Дом малютки» в г. Пензе мебель, детские вещи, оборудование для организации спортивных мероприятий. Договор дарения относится к числу внешнеэкономических. Международно-правовое регулирование сделок договоров дарения отсутствует. Следовательно, согласно российской правовой системе, единственным условием для квалификации договора дарения как внешнеэкономической сделки является наличие в правоотношении «иностранного элемента».


Второе правило

Каждый вид внешнеэкономической сделки имеет свой «набор» критериев, обуславливающих квалификацию сделки как внешнеэкономической.

Безвозмездность как критерий, допустимый в отношении договора дарения, не может применяться к договору международной купли-продажи. Этот вывод подтверждается Конвенцией о договорах международной - купли-продажи товаров 1980 г., из сферы действия которой исключаются товары, приобретаемые для личного или домашнего использования, что свидетельствует о коммерческой цели сделки.

В Конвенции 1980 г. в качестве обязательного условия применения самой Конвенции является местонахождение сторон. Это требование – о местонахождении коммерческих предприятий сторон в разных государствах – по существу и является критерием квалификации сделки купли-продажи как внешнеэкономической (или международной, что в данном случае является синонимом).


Третье правило

При  международно-правовом регулировании конкретного вида ВЭС критерии квалификации сделки как внешнеэкономической закрепляются нормами соответствующей конвенции.

В комментариях ко второму правилу в качестве критерия квалификации сделки купли-продажи как внешнеэкономической было указано требование местонахождения сторон. Такое требование, помимо Конвенции 1980 г., закреплено в Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г., Конвенции о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров 1986 г., Конвенции о международном финансовом лизинге 1988 г. В случае, если применимым окажется право государства, являющегося участником данных международных конвенций, то и толкование понятия «договор международной купли-продажи товаров» будет осуществляться в соответствии с конвенциями. Другими словами, «набор» критериев квалификации как внешнеэкономической будет устанавливаться в нормах самих международных конвенций.

Применительно к российской правовой системе, требование к различному нахождению субъектов не является обязательным при осуществлении, например, договора имущественного найма, залога, хранения. Это связано с тем, что никаких специальных конвенций по данным видам ВЭС пока не принято или Россия в них не участвует.

В завершении вопроса о видах ВЭС следует остановиться еще на одном положении, требующем специальных комментариев.

В юридической литературе в разделе, посвященном внешнеэкономическим сделкам, в качестве разновидности ВЭС проводится пример односторонних сделок (в частности, сделка выдачи доверенности иностранному юридическому лицу на совершение действий от имени доверителя)[8].

Таким образом, основной вопрос МЧП – какое право будет регулировать правоотношение, осложненное иностранным элементом», - решается конкретно, посредством точного указания на вид сделки.

Перечень полемических вопросов, возникающих при определении внешнеэкономической сделки, можно было бы предложить, включив сюда и целесообразность самого термина «экономический», и неясность термина «внешний», и определяемые посредством международных соглашений признаки для одних видов сделок и отсутствие вообще международного регулирования – для других.

Многообразие указанных проблем лишь подтверждает сформулированное вначале работы положение о сложности и неоднозначности понятие «внешнеэкономическая сделка»[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ



Хотелось бы отметить, что в последнее время появилось немало публикаций о составлении внешнеторговых сделок. Наряду с полезной информацией в них нередко содержатся универсальные рекомендации, которые с точки зрения авторов пригодны для использования при составлении любых контрактов, независимо от вида товара, характера внешнеторговых операций (импорт, экспорт), применимого национального права.

В ряде случаев авторы пользуются устаревшими сведениями о действующем в России и за рубежом действующем законодательстве и о документах, применяемых в международной торговле. Не учитываются или не полностью учитываются и международные договоры, в которых участвует Россия.

Забывается, что в современной международной торговле контракты зачастую заключаются путем обмена письмами, телеграммами, телексами. Не всегда принимается во внимание, что при определении подходов к ведению переговоров и составлению контрактов необходимо руководствоваться общепризнанным правилом о соблюдении добросовестности в международной торговле.

Чтобы не допустить серьезных ошибок при составлении внешнеторговых контрактов хотелось бы порекомендовать современному российскому предпринимателю обращаться за помощью в разрешении возникающих вопросов к специалистам, основной специализацией которых является внешнеторговая деятельность.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




1.     Богуславский М.М. Международное частное право. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1998.

2.     Богоусловский М.М. Виды и содержание договоров во внешнеэкономических отношениях. М.: Юристъ, 1999.

3.     Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002.

4.     Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Юристъ, 1993.

5.     Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: «Остожье», 1999.


[1] Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002. С. 12.

[2] Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: «Остожье», 1999. С. 111-112.

[3] Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002. С. 18.

[4] Международное частное право / Под ред. О.Н. Садикова. М.: Спарк, 1994. С. 65.


[5] Богоусловский М.М. Виды и содержание договоров во внешнеэкономических отношениях. М.: Юристъ, 1999. С. 66-68.

[6] Зыкин И.С. Договор во внешнеэкономической деятельности. М.: Юристъ, 2002. С. 28-29.

[7] Богуславский М.М. Международное частное право. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 1998. С. 102-104.


[8] Международное частное право / Под ред. Г.К. Дмитриевой. М.: Юристъ, 1993. С. 91.

[9] Федосеева Г.Ю. Международное частное право: Учебник. М.: «Остожье», 1999. С. 113-115.