Содержание
1. Соотношение биологического и социального в человеке. 3
2. Структура личности. 4
3. Типология личности. 7
4. Практическое задание. 11
Список литературы.. 18
1. Соотношение биологического и социального в человеке
Мы часто и не без оснований говорим, что человек и общество- часть природы. Тезис «общество – часть природы» отражает тот непреложный факт, что: человек, а, следовательно, и общество происходит из природы; человек – существо биологическое, имеющее немало общих черт и свойств с другими живыми существами и подчиняющееся законам природы; человек является высшей ступенью развития живой природы. Понятие «природа» используется как не весь реальный мир, а как внешняя среда по отношению к человеку и обществу. Это особенно важно тогда, когда необходимо отразить и подчеркнуть, что человек – это не только и не столько биологическое (живое, природное) существо, пусть и в высшей форме своего проявления, а качественно новое, принципиальное, особое явление с присутствующими только ему социальными качествами и свойствами, вырастающими из взаимодействия людей друг с другом.
Хотя человек произошел от животного, и никогда не освободится полностью от свойств, присущих животному. Определяющим в его жизнедеятельности есть социальное, формирование и функционирование которого обусловлено включённостью человека в систему общественных отношений. Человек использует биологические качества не только для обеспечения выживаемости, но и как основу духовного общения и духовной самореализации. У каждого родившегося ребёнка есть мозг, голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. Конечно же, непрерывное единство биологических и социальных качеств показывает, что человек – существо биологическое и социальное.
В своей действительности сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. В соответствии с сущностью человека, как совокупности общественных отношений, он предстаёт существом социальным, но вместе с тем, человек – часть природы то он и существо биологическое.
Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно первому, природа человека всецело социальна. Согласно второму – она не только социальна, но и биологически нагружена.
Включенность человека только в два мира – в мир общества и мир органической природы – порождает немало проблем существования людей. Аристотель назвал человека политическим животным, подчёркивая наличие в человеке двух начал: животного и социального (политического). В формировании способностей, чувств, поведения, действий человека играют роль и политическое и природное.
Определяя социальную сущность человека, подчеркивая значение его общественных связей, оценок отнюдь нельзя нивелировать особенности отдельных индивидов, не принижать их специфических качеств как личностей, наделённых характером, волей, способностями и страстями. Человек есть непосредственно природное существо. Люди не властвуют над природой, а наоборот, их плоть, кровь и мозг принадлежат природе и находятся внутри её.[1]
2. Структура личности
Структура личности - концепция личности, обобщающая процессуально-иерархические подструктуры личности с субординацией низших подструктур высшим, включающая наложенные на них подструктуры способностей и характера.
Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:
- всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);
- социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);
- индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).
В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности.
Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.).[2]
Таблица
Динамическая структура личности по К. Платонову
Название подструктуры |
Подструктуры подструктур |
Соотношение социального и биологи-ческого |
Уровень анализа |
Виды формирова- ния |
Направление личности Опыт Особенности психических процессов Биопсихические свойства |
Убеждения, мировоззре- ние, идеалы, стремления, интересы, желания Привычки, умения, навы- ки, знания Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память Темперамент, половые, возрастные свойства |
Биологичес- кого почти нет Значительно больше социального Чаще больше социального Социального почти нет |
Социально-психоло-гический Психолого- педагоги- ческий Индивиду- ально- психологи- ческий Психофи-зиологиче-ский Нейропси- хологичес-кий |
Воспитание Обучение Упражнения Тренировка |
3. Типология личности
Учение о классификации упорядочении и систематизации сложных объектов, в основе которых лежат понятия о нечётких множества и типах, между которыми трудно провести разграничительные линии и которые экземплифицируются (поясняются) их некоторыми типичными образцами называется типологией (греч. tipos - отпечаток форма). Типологией называется также результат процедуры классификации - некоторая система типов. Типологий так или иначе связанных с психическими явлениями с исследованиями личности человека довольно много не все они корректно построены некоторые узкоспециального назначения. Разнообразие целей исследования человека естественно порождает и разнообразие типологий.
Классификации, а значит и типологии имеют свои чётко очерченные границы и возможности - они ясны из самого определения приведенного выше - группировать похожие в определённом смысле описания феноменов (явлений предметов объектов) и связи между ними по-возможности в виде совокупности параметров, а если удастся - в виде моделей (последнее - очень желательно!) и представить всё это науке для аналитических исследований на моделях выяснения характеристик и закономерностей формирования результатов решения изначально поставленных задач и синтеза рекомендаций по достижению заданных целей.
Типология Юнга.
В своем поведении человек ориентируется на данные, полученные из внешнего мира. Но люди неодинаково реагируют на одну и ту же информацию: одни – импульсивно непосредственно другие каждый новый сигнал пропускают сначала через себя их реакция зависит от внутренней установки. Например, один из-за того, что на улице холодно решает надеть пальто. Другой находит это излишним, поскольку считает полезным закаливаться. Один восхищается художником, которым восхищаются все а другой не спешит его хвалить – у него есть свой субъективный взгляд на живопись. То есть первый непосредственно ориентирован на внешние факты второй остается при мнении, которое ставится между ним и новым явлением. Для различия этих двух свойств человеческой психики К. Юнгом были введены понятия экстраверсии и интроверсии.
Экстраверт:
- ориентирован на то, что происходит вне его;
- открыт всему происходящему вокруг;
- любит действия инициативен;
- легко вступает в новые контакты быстро осваивается в любом коллективе;
- высказывает все о чем думает;
- с интересом относится к новым людям легко знакомится с ними;
- если отношения не сложились – так же легко расстается никого не стремясь переиначивать на свой лад;
- часто склонен к риску.
Интроверт:
- ориентирован на свои ощущения мысли впечатления, оттого что вне его;
- старается отгородиться (защититься) от обилия новой информации;
- задумчив, молчалив внешне спокоен;
- имеет узкий круг друзей;
- с трудом входит в новые контакты;
- стремится к сосредоточенности и тишине;
- не любит неожиданных визитов, и сам не делает их;
- хорошо работает в одиночку.
Иногда экстравертами считают людей общительных, а интровертами – людей малообщительных. Это не верно. Интроверт может быть совершенно открытым компанейским веселым… - но только в хорошо знакомой обстановке где все отношения уже прояснил благоприятным для себя образом. Тогда он с удовольствием «вылезает» из своей раковины не опасаясь неожиданных для себя неприятных воздействий.
В книге «Психологические типы» Юнг предложил типологию характера опираясь на четыре основные психические функции свойственные человеку: мышление эмоции ощущения интуицию. Люди наделены этими функциями в различной степени. Какая – то из них обычно преобладает. В соответствии с этим можно выделить: 1) мыслительный тип 2) чувствующий тип 3) сенсорный тип 4) интуитивный тип.
Сенсорный тип:
- все видит, и все ощущает вокруг;
- живет здесь и теперь;
- быстро ориентируется в любой обстановке;
- ведет полнокровную физическую жизнь;
- практичен и деятелен;
- уверен в себе;
- реалист не любящий пустых фантазий (например, он не торопится начинать новое дело, если оно не обещает практических результатов);
- многое любит делать своими руками.
Интуитивный тип:
- основное состояние – размышления о том, что уже прошло или о том что еще предстоит;
- проявляет беспокойство о будущем старается обеспечить его уже в настоящем (запасает все «впрок» копит деньги на старость и т.д.);
- проявляет интерес ко всему новому, даже если это не сулит практического выхода;
- любит решать новые задачи не желает делать одно и то же;
- работает нестабильно – «вспышками»;
- тяготеет скорее к теории, чем к практической деятельности;
- склонен к колебаниям и сомнениям.
Мыслительный тип:
- ориентирован на систему структуру закон порядок;
- любит анализировать и во всем устанавливать логический порядок;
- в интересах дела может оказаться требовательным игнорируя при этом чувства других людей;
- доказывает правоту (правильно – неправильно разумно – неразумно);
- как правило, ему трудно говорить о своих чувствах они устойчивы и медленно меняются;
- не любит выяснять причины ссор и недоразумений;
- предпочитает не обсуждать темы личной жизни как своей так и других.
Чувствующий тип:
- человек чувства хорошо разбирается в людях их настроениях;
- способен воздействовать на других своими настроениями и сам легко поддается таким воздействиям;
- часто принимает решения под влиянием симпатий как своих так и чужих;
- убеждает в правоте (честно – нечестно порядочно – непорядочно);
- любовь для него – сознательное творчество партнеров самое важное в мире;
- обидчив, может пользоваться этим как средством воздействия;
- склонен идти на компромиссы ради хороших отношений;
- часто говорит комплименты, стараясь сделать людям приятное.
Юнг установил, что тип человека не может быть в одинаковой степени мыслительным и чувствующим. Сильно выраженный мыслительный тип как правило бывает слабо эмоциональным и наоборот. То же самое можно сказать и о другой паре типов (сенсорный и интуитивный).
Определим последнюю альтернативную пару психических характеристик необходимых для типирования по методу соционики.
Воспринимающий тип:
- действует, импульсивно применяясь к ситуации;
- может начать сразу много дел с трудом заканчивает их или не заканчивает вовсе;
- предпочитает быть свободным от обязательств и делает то что предложит случай;
- любопытен, любит новый взгляд на вещи;
- работоспособность зависит от настроения которое может меняться без видимых причин;
- часто действует без подготовки рассчитывая на везение.
Решающий тип:
- понятия должны быть разложены по полочкам нерешенные вопросы ему мешают;
- склонен планировать работу и выполнять ее до конца;
- стремится к точности в делах;
- работоспособность, как правило, стабильна;
- решение принимает взвешенное и не любит их менять;
- легко придерживается установленных правил дисциплины и порядка.[3]
4. Практическое задание
Субкультура молодёжи формируется под непосредственным воздействием культуры «взрослых» и обусловлена ею даже в своих контркультурных проявлениях. Формальная молодёжная культура (по определению) базируется на ценностях массовой культуры, целях государственной социальной политики и официальной идеологии. Рассмотрим их состояние на текущий момент и в роль формировании мировоззрения молодёжи, анализируя следующие специфические черты российской молодёжной субкультуры.
1. Преимущественно развлекательно-рекреативная направленность.
Наряду с коммуникативной (общение с друзьями) досуг выполняет в основном рекреативную функцию (около одной трети старшеклассников отмечают, что их любимое занятие на досуге — «ничегонеделание»), в то время как познавательная, креативная и эвристическая функции не реализуются вовсе или реализуются недостаточно. Рекреативные досуговые ориентации подкрепляются основным содержанием теле- и радиовещания, распространяющим ценности преимущественно массовой культуры.
2. «Вестернизация» (американизация) культурных потребностей и интересов.
Ценности национальной культуры, как классической, так и народной, уже много лет вытесняются схематизированными стереотипами — образцами массовой культуры, ориентированными на внедрение ценностей, “американского образа жизни” в его примитивном и облегчённом варианте. Любимыми героями и, в определённой степени, образцами для подражания становятся, по данным опроса, для девушек — героини “мыльных опер” и бульварных романов о любви, а для юношей — непобедимые супергерои триллеров.
Однако вестернизация культурных интересов имеет и более широкую сферу приложения: художественные образы возводятся на уровень группового и индивидуального поведения молодых людей и проявляются в таких чертах социального поведения, как прагматизм, жестокость, неумеренное стремление к материальному благополучию. Эти тенденции присутствуют и в культурной самореализации молодёжи: наблюдается безрассудное презрение таких “устаревших” ценностей как вежливость, кротость и уважение к окружающим в угоду моде. Совсем не безобидной в этом плане является и вездесущая реклама.
3. Приоритет потребительских ориентации над креативными.
Потребительство проявляется как в социокультурном, так и в эвристических аспектах. По данным опросов студентов петербургских вузов (1989-1991 гг.) потребление в рамках художественной культуры заметно превышает креативные установки в социокультурной деятельности. Еще более эта тенденция присутствует в культурной самореализации учащейся молодежи, что косвенно обусловлено и самим потоком преобладающей культурной информации (ценности массовой культуры), способствующей фоновому восприятию и поверхностному закреплению ее в сознании. Творческая самореализация, как правило, выступает в маргинальных формах.
4. Слабая индивидуализированность и избирательность культуры.
Выбор тех или иных ценностей связан чаще всего с групповыми стереотипами (“принцип селёдки в бочке”) достаточно жёсткого характера — несогласные сильно рискуют пополнить ряды “лохов” — “отверженных”, “не интересных”, “не престижных” людей с точки зрения “толпы”, обычно равняющейся на некий идеал — “крутого(-ую)” (иногда в лице лидера данной группы). Групповые стереотипы и престижная иерархия ценностей обусловлена половой принадлежностью, уровнем образования, в определённой мере местожительством и национальностью реципиента, однако в любом случае суть их одна: культурный конформизм в рамках неформальной группы общения и неприятие других ценностей и стереотипов, от более мягкого в среде студенческой молодёжи до более агрессивного в среде учащихся средней школы. Крайним направлением этой тенденции молодёжной субкультуры являются так называемые “команды” с жёсткой регламентацией ролей и статусов их членов.
5. Внеинституциональная культурная самореализация.
Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и относительно заметно обусловлена воздействием одного лишь телевидения — наиболее влиятельного институционального источника не только эстетического, но и в целом социализирующего воздействия.
6. Отсутствие этнокультурной самоидентификации.
Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. А этнокультурная самоидентификация состоит а прежде всего в формировании положительных чувств к истории, традициям своего народа, т. е. того, что принято называть «любовью к Отечеству», а не только в приобщении к одной, пусть даже самой массовой, конфессии.
Прочие особенности молодежной субкультуры.
Ее определяющей характеристикой в России является феномен субъективной «размытости», неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).
«Участие в политической жизни» в шкале ценностных суждений, предложенных в ходе анкетного опроса учащимся старших классов петербургских школ, заняло последнее место (это занятие привлекает лишь 6,7% опрошенных). Только каждый четвертый из старшеклассников (25,5%) готов жить для других, даже если придется поступиться своими интересами, в то же время почти половина выборки (47,5%) полагает, что «в любом деле нельзя забывать о собственной выгоде».
«Политикой» интересуется лишь 16,7% опрошенных. Лишь треть из старшеклассников (34,4%) имеет сложившиеся политические убеждения (по самооценке), в то время как вдвое большее число либо вообще ими не обладает, либо никогда не задумывалось об этом (соответственно 29,5 и 37,1%). Известно, что молодежь—наиболее неустойчивая часть электората, реже других социально-демографических групп населения выступает в качестве реципиента политической информации, почти не читает ежедневных газет.
В наше время студенты быстро продвинулись в овладении новыми стереотипами, молодое поколение свободно от тоталитарного страха. Исследование показало, что понимание студентами, например, свободы, вполне соответствует “новому мышлению”. Как правило, они рассматривают свободу не в соответствии с необходимостью, а в “связке” с принуждением и насилием. Невмешательство государства в частную жизнь человека молодые люди понимают в качестве важнейшего признака свободы.
Вопрос о понимании студентами социальной справедливости выявил темп обретения новым поколением ценностей демократического общества, а именно жизнь по закону. Молодёжная субкультура есть искаженное зеркало “взрослого” мира вещей, отношений и ценностей. Наиболее важной ценностью у многих признаётся “эквивалентность взаимного воздаяния” (необходимость вознаграждения за добро и возмездия за зло).
Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения России также постепенно снижается.
Усугубляется и межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятий - от разрушения внутрисемейных контактов (по критериям взаимопонимания и взаимного доверия) до противопоставления «нас» (как ценностного, так и деятельностного) всем предшествующим, «советским» поколениям.
Определенная генерационная комплиментарность (противопоставление образа «мы» и «они») традиционна, достаточно вспомнить хотя бы хрестоматийный роман И.С.Тургенева «Отцы и дети». Однако сегодня генерационная комплиментарность молодого поколения нередко выливается в полное отрицание всех «папиных» ценностей, включая историю собственного государства. Эта позиция особенно уязвима, если иметь в виду собственную аполитичность молодых людей, их устраненность от участия в решении социальных проблем для общества, а не только групповых или корпоративных (сотрудничество) - для себя.
Генерационное отчуждение выступает в качестве психологического антонима («мы» и «они»). Особенно явственно это противопоставление прослеживается на уровне собственно культурных (в узком смысле) стереотипов молодежи: есть «наша» мода, «наша» музыка, «наше» общение, а есть—«папино», которое предлагается институциональными средствами гуманитарной социализации. И здесь обнаруживается третий (наряду с социальным и межгенерационным) аспект отчуждения молодежной субкультуры — культурное отчуждение.
Многих людей беспокоят «разрушительные мотивы» в “молодёжной” музыке. Формируется поколенческая идеология с девиантными тенденциями.[4]
Вообще, наблюдается тенденция к дегуманизации и деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении, деформации и разрушении образа человека. В частности, это фиксируется в эскалации сцен и эпизодов насилия и секса, в усилении их жестокости, натуралистичности (кинематограф, театр, музыка, литература, изобразительное искусство (, реальная жизнь?)), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
С конца 80-х годов ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности “идолы потребления” (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,…) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах “идолов производства” (рабочих-стахановцев, прогрессивных доярок, …). По данным исследований, среди 100 фильмов, наиболее популярных в питерских салонах в 1989г. не было ни одного, отличающегося высокой художественно-эстетической ценностью. По данным сотрудника лаборатории социальной психологии НИИКСИ А.Т.Никифорова, репертуар кинотеатров по частоте демонстрации с конца 1991г. более, чем на 89% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика. Те фильмы, которые по каким-то соображениям не допускают до широкого эфира, стали доступны по кабельному телевидению и видео. Такое засилье “заморского” искусства, продолжающееся по сей день, во многом объясняется переходом к “русской вариации на тему демократии” (не знаю, как это по научному), При этом культурное наследие СССР сильно потеряло в ценности, а творения нового периода, носят, как правило, подражательный (с ориентацией на Голливуд) характер.
С социально-психологической точки зрения экранное насилие и агрессивная эротика вносят свой вклад в криминализацию современной жизни, особенно влияя на детей, подростков и молодёжь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеосалонов.
Как известно, преступность среди них неуклонно продолжает расти. Неслучайно в развитых странах общественностью созданы организации типа Международной коалиции борьбы против телевизионного насилия (США) или их же Recreational Software Advisory Council, осуществляющий контроль содержания Internet-страничек для ограничения доступа несовершеннолетних к информации сомнительного содержания (мат, порнография, насилие…). В России этим занимаются в основном, на словах…[5]
Список литературы
1. Андреева г. М. Социальная психология. – М.: Дело, 1980. – 380 с.
2. Ануфриева, Т.Н.Зелинская, Н.Е.Зелинский Социальная психология - Киев: МАУП, 2000. – 461 с.
3. Корнев, А.Б.Коваленко. Социальная психология - М.: Логос, 2001. – 390 с.
4. Малышев А.В. Психология личности и малой группы. - Ужгород, Инпроф, 2002. – 386 с.
5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М.: Просвещение, 1989. – 475 с.
6. Теории личности в психологии. Хрестоматия по психологии личности. Ред.сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Бахрах, 2002. – 311 с.
7. Сикевич З.В. Молодёжная культура: «за” и “против». – М.: ИНФРА-М, 2001. – 375 с.
[1] Малышев А.В. Психология личности и малой группы. - Ужгород, Инпроф, 2002. – с. 147.
[2] Малышев А.В. Психология личности и малой группы. - Ужгород, Инпроф, 2002. – с. 211.
[3] Сикевич З.В. Молодёжная культура: «за” и “против». – М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 45-46.
.
[4] Cалтанович И.П. Формирование оптимальной музыкальной среды—важнейший фактор духовного развития// Молодежь в условиях социально-экономических реформ / Научн. ред. В. Т. Лисовский. СПб., 1995. С.37-38.
[5] Ануфриева, Т.Н.Зелинская, Н.Е.Зелинский Социальная психология - Киев: МАУП, 2000. – с. 177.