Содержание

Введение.............................................................................................................. 3

1. Общая характеристика развития связной монологической речи................. 4

2. Развитие связной монологической речи на занятиях с картинками у детей с нормой развития речи...................................................................................................... 6

3. Развитие связной монологической речи на занятиях с картинками у детей с общим недоразвитием речи.......................................................................................... 12

Заключение........................................................................................................ 25

Список литературы........................................................................................... 26

Введение

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу специалистов: воспитателям, педагогам, психологам.

Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Главной задачей развития связной речи ребенка в данном возрасте является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения (объяснительная речь, речь-доказательство, речь-планирование), а также сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Все вышеназванные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. Но у меня особый интерес вызывают последние, т. к. их подготовка и проведение всегда были и остаются одними из самых трудных как для детей, так и для педагога.

Известно, что процесс развития речи у детей протекает под руководством взрослого. Но при этом эффективность педагогического воздействия зависит от активности ребенка в условиях речевой деятельности. О. Н. Сомкова, одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. И. Вергелес, О. В. Солнцева и др.) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в деятельности (в данном случае речевой) прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Итак, цель работы – определить факторы развития связной монологической речи у детей.

Задачи работы – дать общую характеристику развития связной монологической речи; определить степень развития связной монологической речи у детей с нормой развития речи и у детей с общим недоразвитием речи.

1. Общая характеристика развития связной монологической речи

К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специального речевого воспитания[1].

Диалогическая речь непроизвольна; она мало организована. Огромную роль здесь играют привычные реплики и привычные сочетания слов.

Монологическая речь - это организованный и развернутый вид речи. Этот вид речи более произволен: говорящий должен обдумать содержание высказывания и выбрать подходящую языковую форму (описание, повествование, рассуждение). Для обучения монологической речи детей среднего дошкольного возраста обычно используются следующие виды занятий: рассказывание по картине, пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов об игрушках, составление повествовательных рассказов (творческое рассказывание), составление рассказов из личного опыта, рассказывание по серии сюжетных картинок. Не все семьи, особенно на периферии, имеют возможность проводить выходные, отпуск, праздники таким образом, чтобы ребенок-дошкольник этого возраста интересно и содержательно мог впоследствии рассказать о них своим товарищам. И если это так, то нецелесообразно решать задачи по обучению составления рассказов из личного опыта на специально-организованных занятиях. Разговоры, беседы о питомцах, событиях жизни, семейных праздниках разумнее выносить в блок совместной деятельности воспитателя с детьми. Если осуществлять педагогическую деятельность целенаправленно и систематически, развитие связной монологической речи обычно не вызывает у воспитанников особых затруднений.

2. Развитие связной монологической речи на занятиях с картинками у детей с нормой развития речи

Обычно занятие по составлению рассказа начинается с внесения картины или картинок, их рассматривания, загадке о том, что изображено. Замечено, что если занятие начинается таким образом, то детям сразу становится неинтересно, а отсюда низкая речевая активность, недостаточный познавательный интерес не только к событиям, запечатленным на бумаге, но и вообще к речевой деятельности[2].

Главное к чему следует стремиться - обучить детей новым речевым формам, способствовать формированию эталонов, образцов, правил данной деятельности. Ребенку будет легче излагать свои мысли и в повседневной жизни, и при обучении в школе, если он специально обучается этому в занимательной, интересной форме под руководством взрослого. Поэтому занятия я разрабатывала с учетом бесспорной аксиомы, что создание интереса к занятию с самых его первых минут и поддержание интереса на всем его протяжении - залог успешного результата деятельности всех ее участников.

Например, на занятии по составлению рассказов по картине «Кошка с котятами» следует сообщить детям, что они сегодня будут учиться составлять рассказ по картине. Но о каком животном они будут рассказывать, они узнают только тогда, когда каждый из них отгадает свою загадку об этом животном и быстро зарисует отгадку. Загадки загадывались каждому ребенку на ушко.

·        Острые коготки, мягкие подушки;

·        Шерстка пушистая, длинные усы;

·        Мурлычет, лакает молоко;

·        Умывается языком, прячет нос, когда холодно;

·        Хорошо видит в темноте;

·        У нее хороший слух, ходит неслышно;

·        Умеет выгибать спину, царапается.

В итоге у всех детей на рисунках получилось изображение кошки. Детей очень заинтересовало такое начало, поэтому они легко, с интересом включились в работу по рассматриванию картины и составлению рассказов по ней.

На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок «Медвежонок на прогулке» следует также сообщить, что дети будут учиться составлять рассказ по картинкам. А вот, кто станет героями рассказа, дети узнают, когда отгадают мини-кроссворд. Он заключался в том, что детям нужно было отгадать слова на карточках путем подбора букв. В итоге получились слова медвежонок, еж, пчела, лес. Дети с интересом выполняли задание, т. к. они были заинтригованы, им было интересно справиться с подобным заданием. Далее детям были представлены картинки с отгаданными персонажами, и работа продолжилась.

На занятии по составлению рассказа по картине «Кролики» детям для того, чтобы узнать о каком животном они будут рассказывать, нужно было выполнить следующее задание. Детям предлагалось отгадать загадку, но не простую, а в которой «все наоборот». То есть дети должны были, проанализировав заданную фразу, подобрать к отельным ее словам слова-антонимы, и в итоге прийти к общему мнению и сказать правильный ответ.

Можно привести примеры по каждому занятию, но как видно из выше предложенных, везде один результат: начало занятия создает интерес, темп, рабочий настрой, интригует детей, и тем самым побуждает к дальнейшей деятельности.

Следует уделить большое внимание не только отбору приемов для создания интереса и поддержания интереса к занятию, сохранения его темпа, работоспособности детей, но и стимуляции мотивов, потребностей детей во время выполнения заданий. Во время проведения занятий зачастую используются соревновательные, познавательно-побудительные мотивы.

На занятии по составлению рассказа по серии сюжетных картинок «Как Миша варежку потерял» детям предлагалась игра «Послушай и запомни». Читался рассказ о зиме. Мотивация была следующей. По окончании его прослушивания необходимо было вспомнить все слова на тему «Зима», которые встречались в данном рассказе, и на каждое слово положить в корзинку фишку-елочку. По окончании выполнения задания дети подсчитывали фишки. Создание ситуации необходимости совместного выполнения задания «спровоцировало» детей на достижение результата, на принятие в последующем цели речевой деятельности.

На занятии по придумыванию рассказов по серии сюжетных картинок «Как подружки котенка спасли» детям было предложено разделиться на две команды и выполнить задание, как можно лучше, т. к. получившиеся рассказы должны были записываться, затем обсуждаться с ребятами, потом вывесить в родительском уголке. Здесь использовался как соревновательный мотив, так и семантический. Детям данного возраста свойственно обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности.

На занятии по составлению рассказов по серии сюжетных картинок «Девочка и еж» дети соревновались в подборе слов на тему «Лес». В противоположной стороне группы стояли две корзинки для каждой из команд. На каждое слово участники опускали жетоны в них. В данном случае соревновательный мотив стимулировал детей справиться с заданием на «отлично». Им было важно вспомнить как можно больше слов и вывести свою команду вперед. По окончании соревнования подсчитывались жетоны, и выяснялось, какая команда вспомнила больше слов на заданную тему.

Таким образом, создавая по ходу занятий мотивацию деятельности, можно добиться, во-первых, создания интереса к речевой деятельности, а во-вторых, качества выполнения заданий по поставленным целям обучения.

По ходу выполнения основной части занятия необходимо сосредотачивать внимание детей на словарной работе, обогащении словаря, формировании грамматически правильной речи.

Всем известно, что дети достаточно трудно осваивают умения по данным видам рассказывания. Как правило, большие затруднения у них вызывает подбор точных эпитетов, слов, передающих эмоциональное состояние, поведение героев, отражающих внешний вид, повадки, а также построение предложений разных видов. Наблюдения за детьми в процессе занятий показали, что если детям предложить составить рассказ без предварительной работы на данном занятии по обогащению и развитию словаря, а также упражнении в употреблении разных типов предложений, то у детей при выполнении заданий по составлению рассказов чаще встречаются ошибки: предложения короткие и однотипные; дети употребляют одни и те же слова, повторяя их друг за другом. В итоге рассказы получаются сухими и неинтересными.

Бесспорно, что работу по обогащению и развитию словаря, формированию грамматического строя речи нужно вести и в повседневной жизни, но я думаю, что на занятии эти задачи решаются эффективней, т.к. само построение занятия, его структура, организация дисциплинируют детей, создают рабочую атмосферу, и им легче усвоить эталоны, образцы, нормы речи[3].

При составлении рассказа по картине «Кошка с котятами» дети упражнялись в подбое слов-действий к слову «кошка». Они вспомнили следующие слова, обозначающие действия кошки: мяукает, облизывается, играет, лакает, выгибает спину, шипит, лазает по деревьям, царапается, ловит мышей, охотится, прыгает, бегает, спит, лежит, дремлет, прячет нос, тихо ходит, виляет хвостом, шевелит ушами и усами, нюхает.

В процессе выполнения задания по придумыванию рассказов детям выдвигалось требование строить свое произведение в соответствии с правилами сюжетного повествования: обрисовка действующих лиц, времени и места действия; причина события, развитие событий, кульминация; окончание событий. Сочинения детей стали более стройными, развернутыми, законченными[4].

Основным приемом обучения монологической речи на начальном этапе является прием совместного рассказывания: воспитатель начинает предложение, ребенок заканчивает. В совместном рассказывании воспитателя и ребенка функцию планирования берет на себя педагог. Он задает схему высказывания, а ребенок заполняет эту схему различным содержанием: «На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая, а ... (котята маленькие)» или: «Утром выпал ... (снег). Андрюша взял санки и ... (вышел на улицу)»[5].

Ближе ко второй половине года ведущим приемом обучения становится план, который дается в естественно-разговорной форме.

Перед тем, как выполнить основное задание (составить описательный или повествовательный рассказ и т. д.), детям предлагаются игры и упражнения на развитие и обогащение словаря, на формирование грамматического строя речи. Воспитатель должен помнить, что методика обучению связной речи находится во взаимосвязи с работой над другими сторонами речевого развития.

Большое внимание при совместном рассказывании уделяется интонации, жестам, мимике, т.к. эти средства выразительности речи помогают детям понять предлагаемую схему высказывания, смысл предложения.

При обучении повествовательному (творческому) рассказыванию особое внимание обращается на формирование умения видеть структуру рассказа (начало, середина, конец) и употребление глагольной лексики, т. к. глагол является основным средством развития сюжета (посадил - повез, не удержался - упал, остановился - поднял)[6].

При составлении повествовательных рассказов предлагается использовать такой прием, как схематическая зарисовка событий по ходу повествования. Данный прием способствует повышению интереса к речевой деятельности и вообще к занятию. По окончании занятия у детей имеется продукт их речевой деятельности - рисунок, который можно рассмотреть, показать вечером маме, прокомментировать происходящие события (т.е. проявить речевую активность).

На занятиях по обучению пересказу у детей обязательно ставится задача по формированию у детей представлений о литературных жанрах (русская народная сказка, авторская сказка, рассказ).

Часто по ходу занятий в роли побудительного мотива речевой деятельности выступает мама ребенка. Это делается сознательно, поскольку очевидно, что для ребенка мама - это лучший и самый желанный собеседник, слушатель. Этот прием будет по-настоящему действенным, если воспитатель будет искренним в своем желании помочь детям «разговориться». Вечером, во время ухода ребенка домой можно напомнить: «Леночка, помнишь, какой мы рассказ сегодня придумали и зарисовали? Покажи маме картинку и расскажи, что на ней нарисовано, ей будет очень интересно». Таким нехитрым образом решаются сразу как минимум две проблемы - развивается речь ребенка и повышается роль родителей в воспитании и развитии детей[7].

3. Развитие связной монологической речи на занятиях с картинками у детей с общим недоразвитием речи

К числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками,  имеющими общее недоразвитие   речи, относится формирование у них связной, монологической речи. Формирование связной монологической речи необходимо для наиболее полного  преодоления речевого недоразвития и подготовки детей к школе. В лингвистической и методической литературе связная речь рассматривается как основной функционально-смысловой тип речи всей языковой системы. Коммуникативной задачей связного высказывания является создание словесного образа объекта. Основные характеристики  связного развернутого высказывания:

¨   тематическое и структурное единство;

¨   адекватность содержания поставленной коммуникативной задаче;

¨   произвольность, плановость и конспективность изложения;

¨   логическая завершенность;

¨   грамматическая связность.

У детей шестого года жизни, имеющих общее недоразвитее речи, отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной речи, что обусловлено недоразвитием языковой системы - фонетико-фонематической, лексической и грамматической стороны речи[8].

Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны:

¨   нарушения логической последовательности повествования;

¨   нарушение связности, пропуски смысловых звеньев;

¨   незавершенность микротем;

¨   возвращение к ранее сказанному;

¨   длительные паузы на границах фраз;

¨   отчетливо выражены лексические затруднения - бедный словарный запас, недостатки в грамматическом оформлении предложений - неправильное оформление связи слов, пропуски слов, дублирование элементов фразы, ошибки в образовании глагольных форм и т. п.

Дополнительные трудности в овладении связной речью связаны с наличием у детей с общим недоразвитием речи вторичных отклонений в развитии психических процессов восприятия, внимания, памяти, навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы.

Существует ряд методик, методических разработок, научных трудов, статей по развитию речи дошкольников (А.М.Бородич, Л.Н.Ефименкова, В.И.Селеверстова, Г.М.Лямина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, Е.И.Тихеева и др.). Но все-таки вопросы формирования связной речи у детей с общим недоразвитием речи недостаточно освещены в литературе. Лишь в отдельных трудах приводятся конкретные формы и приемы обучения связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи.

Проблема формирования системы обучения детей связной монологической речи на данный момент стала очень актуальна в связи со следующими моментами:

1.  Отсутствие методических разработок и программ по обучению связной речи, как особо функционально-смыслового вида всей речевой системы у детей с ОНР.

2.  Отсутствие у детей логопатов содержания для речи, их небольшой  жизненный опыт и общее недоразвитие речи во всех ее компонентах - фонетике, лексике, грамматике.

3.  Отсутствие социально-бытовых условий жизни и воспитания ребенка, которые тормозят развитие связной речи, ибо зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика.

Программа развития связной речи у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи должна использоваться с учетом возрастного развития и дефекта речевого нарушения. Она осуществляет основной принцип обучения: постепенного перехода от простого к сложному с соблюдением последовательности и систематичности в преподавании языкового материала с учетом закономерностей усвоения языка в норме.

В подготовительной группе необходимо подготовить детей от пользования разговорной речью к возможному пользованию описательно-повествовательным стилем речи. Работа по развитию описательно-повествовательной речи, сами упражнения в описании и повествовании воздействуют на речевое и умственное развитие детей, и следовательно, обучение данному стилю речи носит коррекционно-развивающий характер. Поэтому обучение этому стилю речи разделено поквартально и идет по трем основным направлениям:

1.  Составление предложений полного состава, сначала простых, а потом  сложных конструкций.

2.  Игры, упражнения в диалогической речи, включение в разговор развернутых, подробных фраз.

3.  Упражнения в связной описательно-повествовательной речи.

Все занятия по обучению детей описательно-повествовательной речи идут в программе по степени их усложнения:

¨   рассказы детей по готовому образцу;

¨   рассказы по восприятию;

¨   рассказы по памяти;

¨   рассказы по воображению.

Требования, которые предъявляются к детям в речевой деятельности:

¨   Осмысленность, т.е. полное понимание того, о чем они говорят;

¨   Полнота передачи, т.е. отсутствие существенных, нарушающих логику изложения пропусков;

¨   Последовательность;

¨   Широкое использование словаря, оборотов, синонимов, антонимов и т.д.;

¨   Правильный ритм, отсутствие длительных пауз;

¨   Культура изложения в широком смысле слова:

-     правильная, спокойная поза во время высказывания, обращения к слушателям,

-     интонационная выразительность речи,

-     достаточная громкость,

-     отчетливость произношения.

Формы организации обучения связной монологической речи в подготовительной группе с детьми с общим недоразвитием речи могут быть различными:  занятия, игра, экскурсии, наблюдения.

Логопед организует занятия по развитию связной речи, экскурсии, наблюдения, игры. Воспитатель в свою очередь решает задачи по развитию связной речи у детей на занятиях по культуре речи, по развитию математических представлений, по изобразительному искусству, конструированию, на прогулке, во время режимных моментов, где предоставляются большие возможности для свободного общения.

На занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др. Во время занятий необходимо постоянно создавать такие ситуации, которые побуждали бы ребенка к продуцированию речевых высказываний, развивали желание поделиться своими впечатлениями, рассказать о событиях в своей жизни. Методика применения различных приемов и сам их выбор претерпевают изменения на различных этапах обучения в зависимости от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности и т.п.

Для эффективного развития речи необходимо уточнение и обогащение не только языковой, но и предметной действительности. Ребенок более уверенно и полно будет рассказывать о том, что ему хорошо известно. Установление прочных связей между личным опытом и речевым материалом помогает усвоить новое, требует от ребенка припоминания события, факта, определенных волевых усилий, что поддерживает его активность на занятиях.

Программа должна предусматривать использование на занятиях по развитию связной речи и игровой мотивации. Мотивация общения строится на заинтересованности детей речевой деятельностью. Игровая мотивация используется для повышения интенсивности обучения связной речи. Педагогами и психологами определен принцип использования игровой мотивации на разных возрастных этапах. В подготовительной к школе группе игровая мотивация строится в сюжетно-ролевой игре на основе сюжетосложения, при этом сюжет должен быть интересен для детей и одновременно должен побуждать детей к речевой деятельности. Введение игровых моментов с широким использованием выразительных средств, наглядности, практических действий с предметами, активных эпизодических и систематических наблюдений за различными объектами поддерживают положительный эмоциональный настрой детей, интерес к занятию.

В свободной деятельности дети самостоятельно или совместно с воспитателем закрепляют правильное и сознательное употребление в речи предложных конструкций, употребление отработанных на занятиях грамматических категорий и поставленных звуков, использование правильной интонации, элементов эмоционально выразительной речи.

Родителям даются рекомендации и проводится показ приемов работы по развитию связной монологической речи на занятиях.

Приступая к обучению связной речи в подготовительной группе в начале года логопеду необходимо выявить уровень готовности к усвоению полного объема программы[9].

Для наглядного примера, хотелось предложить рассмотреть несколько занятий с детьми с общим недоразвитием речи.

Тема «Пересказ сказки «Репка»

Цель: Формировать представление о том, что такое народная сказка. Формировать умение пересказывать знакомую сказку сообща, по "цепочке". Развивать внимание, память. Воспитывать умение слушать друг друга, внимательно следить за повествованием.

Материал: Карточки с изображением героев знакомых сказок, а также героев сказки «Репка».

Ход занятия.

1. Беседа с детьми.

Ребята, как вы думаете, что такое сказка? Как вы думаете, кто сочиняет сказки? (Писатели). Да, есть авторские сказки, а есть народные. Это сказки, которые люди рассказывали друг другу из поколения в поколение: мамы и папы рассказывали сказки своим детям, а когда дети вырастали, женились и у них рождались дети, они им рассказывали сказки, и так продолжается до наших дней.

Сегодня мы будем учиться пересказывать одну такую сказку. Она вам хорошо знакома. Это сказка называется «Репка».

2. «Найди героев сказки «Репка»

Ребята, перед вами карточки, на которых изображены герои знакомых сказок. Вам нужно быстро выбрать те из них, на которых изображены герои сказки «Репка». (Дети по одному выбирают карточки и откладывают их в сторону).

3 «Расскажи сказку по цепочке»

Сегодня мы будем учиться рассказывать сказку «Репка» по цепочке. Для этого вам нужно будет выбрать карточку, на которой изображено начало сказки, повернуться лицом к остальным детям, показать картинку и начать рассказывать самый первый отрывок из сказки. После того, как этот ребенок завершит свой отрывок, второй ребенок находит следующую карточку, выходит, тоже поворачивается лицом к остальным детям, и продолжает сказку, и так до самого конца.

Будьте внимательны: вы должны ни разу не ошибиться при рассказывании сказки и выстроить правильную цепочку, в которой все герои должны быть расположены в правильной последовательности.

(После пересказа сказки от начала до конца, воспитатель предлагает рассказать сказку еще раз по цепочке, но привлекая других детей).

4. «Исправь ошибку»

Ребята, а теперь проверим, как работает ваше внимание. Я специально переставлю героев сказки местами, а вы должны будете найти и исправить мою ошибку.

Тема «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами»

Цель: Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по ее содержанию. Способствовать проявлению элементов творчества при попытке понять содержание картины. Закрепить в речи названия животных и их детенышей. Активизировать в речи слова, обозначающие действия животного. Воспитывать желание помогать друг другу в случае затруднений; выполнять правила игры.

Материал: Карточки с изображением животных и их детенышей, картина «Кошка с котятами», мяч, кукла Незнайка.

Ход занятия.

1. «Исправь ошибку»

Ребята, посмотрите, кто-то разложил карточки с животными и детенышами неправильно: перепутал пары. Нужно найти взрослому животному его детеныша и назвать кто у кого, например, «У кошки котенок».

2. Рассматривание картины «Кошка с котятами»

Сейчас мы рассмотрим картину «Кошка с котятами», а потом придумаем рассказ про них.

Посмотрите и скажите, кто изображен на картине? Кошка какая? (Большая, пушистая, красивая). Котята какие? (Маленькие, пушистые, смешные). Что делает кошка? (Лежит, отдыхает). Какое имя можно дать кошке? (Мурка, Василиса, Муся). Что делает этот котенок? (Играет с клубками). Какое имя можно ему дать? (Игрунчик, Васька). Что делает этот котенок? (Лакает молоко, ест). Какое имя ему дадим? (Мурзик, Пушок, Боря). Что делает третий котенок? (Лежит около мамы, отдыхает). (Давайте ему придумает имя (Соня, Дрема, Степашка). Как можно назвать всех, кто изображен на картине? (Кошачья семья). А где же папа-кот? Давайте подумаем, где бы он мог быть? (Ушел на охоту, спрятался в другой комнате). А теперь подумайте, кто бы мог принести корзину? (Бабушка, мама, хозяйка). Что она скажет кошке с котятами, когда вернется? («Какие баловные котята!», «Вот я вас накажу - не дам молока!»)

При рассматривании картины важно добиваться от детей разнообразных ответов на один и тот же вопрос (там, где это возможно) с той целью, чтобы обогатить, расширить, активизировать словарный запас детей и, одновременно, помочь развитию умений свободно выбирать языковые средства при построении связного высказывания.

3. Словесная игра с мячом «Что умеет делать кошка?»

Ребята, я предлагаю вам встать в круг. Я буду бросать мяч, и задавать вопрос: «Что умеет делать кошка?». Тот, кто его поймает, дает ответ, например: «Царапаться». Так мы будем играть до тех пор, пока не вспомним все то, что умеет делать кошка. Правило: не повторять ответы других детей.

4. «Составление рассказов по картине»

Мы будем учиться составлять рассказы по картине. Дома расскажете маме про кошку и котят. Ей будет интересно. Я буду помогать вам.

На картине изображена ... (кошка с котятами). Кошка большая ... (пушистая, красивая). Рядом с ней ... (три котенка). Они ... (маленькие, смешные). Одного котенка зовут... (Игрунчик). Он ...играет с клубками). Другого ... (котенка зовут Мурзик). Он ... (лакает молоко). Третьего котенка зовут ... (Соней). Соня уже наелась и ... (легла рядом с мамой). Папа-кот ушел ... (гулять). Корзину с клубками принесла ... (хозяйка). Сейчас она вернется и скажет ... («Какие баловные котята!») Мне понравилась картина, потому что котята получились ... (смешные).

Воспитатель выслушивает несколько рассказов детей, поощряя их попытки к рассказыванию.

На начальном этапе обучения составлению рассказов по картине, во-первых, важно, чтобы воспитатель принимал активное участие в составлении рассказов. Воспитатель начинает фразу, ребенок продолжает. Воспитатель задает схему рассказа так, что она наталкивает ребенка на описание и повествование. Смысл этого продолжения в том, чтобы дети почувствовали смысловую соотнесенность предложений и усвоили способы внутритекстовой связи; Во вторых, полного образца рассказа давать не целесообразно. Когда сразу после рассматривания детям дается образец, им ничего не остается делать, как повторить и смысловое, и грамматическое построение предложений.

Тема «Пересказ сказки «Теремок»

Цель: Формировать представление о такой особенности народных сказок, как наблюдательность. Формировать умение пересказывать знакомую сказку с помощью моделей. Формировать умение подбирать предметы-заместители на основе отличительного признака (величины), характерного для внешнего вида персонажа. Упражнять в умении отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

Развивать творческие умения, свободно выражая себя под музыкальное сопровождение. Воспитывать выдержку.

Материал: Карточки с изображением уменьшающихся по величине героев из сказки «Теремок»; полоски бумаги одного цвета, но разной величины.

Ход занятия.

1. Игра «Нарисованные отгадки»

Воспитатель заранее раскладывает карточки с изображение героев из сказки «Теремок».

- Ребята, перед вами лежат герои знакомой сказки. Я буду загадывать загадку о животном, а вы внимательно должны ее выслушать, и, если нашли отгадку, поднять руку. После того, как вы произнесете вслух отгадку, вы должны будете объяснить, почему вы так решили.

• Маленькая, серенькая Под столом таится - Кошки боится. (Мышка).

• Скачет зверушка -Не рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).

• Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц).

• Рыжая плутовка С пушистым хвостом. Живет в лесу Под кустом. (Лиса).

• Кто в лесу холодном Ходит злой, голодный? (Волк).

• Он в берлоге спит зимою Под большущею сосною, А когда придет весна, Просыпается от сна. (Медведь).

2. Чтение украинской народной сказки «Рукавичка»

Ребята, вы отгадали и нашли всех героев русской народной сказки «Теремок». Мы с вами уже говорили, что народные сказки передавались из поколения в поколение. У украинского народа есть похожая сказка, и называется она «Рукавичка». В этой сказке все герои, кроме одного, те же, что и в русской народной сказке «Теремок». Слушайте внимательно, а потом скажете, кого из героев украинской народной сказки нет в русской народной сказке «Теремок».

Чтение сказки.

Кого из героев нет в сказке «Теремок»? (Кабана-клыкана).

Давайте, сравним, как называли себя звери в этих сказках?

·        Мышка-норушка - Мышка-поскребушка;

·        Лягушка-квакушка - Лягушка-попрыгушка;

·        Зайчик-побегайчик - Зайчик-побегайчик;

·        Лисичка-сестричка - Лисичка-сестричка;

·        Волчок-серый бочок - Волчок-серый бочок;

·        Медведь-люблю реветь - Медведюшка-батюшка.

Можно сказать, что и русский, и украинский народ очень наблюдательны и внимательны, т. к. подметили особенности поведения зверей.

Про мышку можно сказать и то, что она «норушка», и то, что она «поскребушка». Почему? (Живет в норке и скребется). Про лягушку можно сказать «квакушка» и «попрыгушка». Почему? (Потому что она и квакакет, и прыгает).

Аналогичная работа проводится с остальными героями сказки.

3. «Что кем будет»

Сейчас мы превратим всех животных в полоски, а потом расскажем сказку «Рукавичка». Давайте посмотрим, кто из животных самый маленький. Мышка самая маленькая? Ее превратим в самую маленькую полоску и запомним, что эта полоска обозначает мышку. Кто побольше? Лягушка? Ее превратим в полоску побольше и запомним, что эта полоска обозначает лягушку и т. д.

5. Игра «Кто лучше всех покажет»

Я буду показывать карточку с изображением героя сказки, а вы должны будете изобразить животного с помощью жестов и мимики. Внимательно слушайте музыку, она вам поможет лучше изобразить персонаж.

Придумывание рассказа совместно с воспитателем

Сейчас мы придумаем рассказ про лису и зайчика. Я буду начинать предложение, а вы его закончите. Наш рассказ я буду зарисовывать. (Лист размером не менее полватмана).

(Это целесообразно делать потому, что рисование может способствовать повышению интереса к заданию и активизирует речевую деятельность детей).

«Как-то раз решила лиса зайца ... (поймать). Притаилась за кустиком и ... (ждет). Вдруг видит ... (бежит зайчик). Она хотела ... (наброситься на него). Но ничего у нее ... (не вышло). Ее рыжий пушистый ... (хвост) зацепился за ... (пенек). Лиса стала сердиться на ... (него). Она кусала его ... (зубами), громко ... (рычала). Зайчик услышал все это и ... (убежал)».

В совместном составлении повествовательного рассказа педагог берет функцию планирования на себя. Он задает схему высказывания, а дети (ребенок) заполняют эту схему различным содержанием. Важно помогать детям не только наводящими вопросами, но и жестами, мимикой, интонацией.

Самостоятельный пересказ по вопросам воспитателя

Кому понравился наш рассказ? А мама его не слышала. Чтобы лучше его запомнить и рассказать дома вечером, я предлагаю пересказать рассказ еще раз. Пересказывают 2-3 ребенка.

Что задумала лиса? Как она решила ловить зайца? Почему у лисы ничего не вышло?

Коллективное раскрашивание рисунка

Я предлагаю раскрасить наш рисунок и вывесить его в родительский уголок, а вечером вы расскажете родителям историю, которая называется «Как лиса за зайцем охотилась».

Воспитатель может записать полученный рассказ и также поместить его в родительский уголок[10].

Заключение

Общение с детьми, наблюдения за ними в повседневной жизни, изучение уровня освоения умений и навыков детей в процессе составления рассказов по картине и серии сюжетных картинок, изучение методических советов программы «Детство» убеждают в том, что необходимо создать серию авторских конспектов по данным видам рассказывания. Для этого следует отобрать более интересные методы и приемы обучения, способных создать интерес к занятию с первых минут и удерживающих этот интерес на всем его протяжении.

В процессе работы целесообразно придерживаться основ методики развития связной речи.

Монологическая речь - достаточно позднее приобретение в языковом развитии ребенка; она появляется не столько в процессе «наивного» усвоения языка, сколько при направленном обучении родному языку в начальной школе. Традиционно уровень сформированности детской монологической речи оценивается при помощи пересказа некого исходного текста. Сама процедура пересказа складывается из двух этапов: на первом усваивается содержание исходного текста, на втором выбираются адекватные, по мнению носителя, языковые средства для его воспроизведения, то есть происходит переформулирование исходного текста. Само по себе переформулирование исходного текста предлагается считать показателем продуктивности в детской речи, поскольку он свидетельствует о способности ребенка продуцировать более абстрактные и сложные лингвистические единицы.

 

Список литературы:

1.     Беккер К.П., Совак М. Л. Логопедия. М.: Просвещения, 1981.

2.     Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. М.: Просвещение, 1962.

3.     Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Педагогика, 1989.

4.     Ефименков Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Логопедия, 1995.

5.     Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. М.: «Владос», 2003.

6.     Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Белова-Давид. М.: Знание, 1972.

7.     Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиновой. М.: Вече, 2000.

8.     Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.

9.     Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Знание, 1969.

10.            Феличева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.). М.: Просвещение, 1989.


[1] Ефименков Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М.: Логопедия, 1995. С. 302.

[2] Беккер К.П., Совак М. Л. Логопедия. М.: Просвещения, 1981. С. 107-109.

[3] Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Педагогика, 1989. С. 87-91.

[4] Правдина О.В. Логопедия. М.: Просвещение, 1969.  С.151.

[5] Методика развития речи детей дошкольного возраста / Под ред. О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной. М.: «Владос», 2003. С.373.

[6] Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р.Е. Левиновой. М.: Вече, 2000. С. 307.

[7] Феличева Т.Б. и др. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.). М.: Просвещение, 1989. С. 173-175.

[8] Расстройство речи у детей и подростков / Под ред. С.С. Ляпидевского. М.: Знание, 1969. С.313-314.

[9] Нарушение речи у дошкольников / Под ред. Р.А. Белова-Давид. М.: Знание, 1972. С. 299-306.

[10] Зееман М. Расстройство речи в детском возрасте. М.: Просвещение, 1962. С. 293-301.