Содержание

Введение.. 2

1. Теория электронного бизнеса.. 4

1.1 Сущность электронного бизнеса. 4

1.2 Состав электронного бизнеса. 5

1.3 Рост конкуренции. 6

1.4 Глобализация сфер деятельности. 7

1.5 Персонализация взаимодействия. 7

1.6 Сокращение каналов распространения товаров. 8

1.7 Экономия затрат. 8

1.8 Ключевые проблемы.. 8

2. Особенности электронного бизнеса в РФ.. 10

2.1 Предпосылки развития интернет - бизнеса в России. 10

2.2 Количественные показатели. 15

2.3 Портрет российской аудитории. 17

2.4 Формы и виды сетевого бизнеса. 18

2.5 Прогнозы развития сетевого бизнеса. 20

Заключение.. 21

Список литературы... 23

Введение

Сейчас практически все более-менее приличные магазины, увидевшие будущее за Интернетом, создают свое "представительство" в Интернете. Это абсолютно верно, потому что аудитория Интернета постоянно растет. А следовательно, растет и количество потенциальных покупателей, которые не хотят тратить свое время на хождение по магазинам. Кроме того, если в другом городе есть товар на много дешевле, чем в родном, то не ехать же за ним? Можно просто заказать его через Интернет и получить в целости и сохранности, заплатив за пересылку (доставку), что гораздо дешевле, чем ехать на поезде и тем более на машине.

Но с каждым разом таких магазинов становится все больше и больше, а значит растет конкуренция. И для увеличения объемов продаж многие Интернет-магазины создают партнерские программы. Т.е. приглашают людей (партнеров), которые будут продавать их (магазинов) товар, а партнеры, в свою очередь, будут получать комиссионные с продаж.

Грубо говоря, это обычный рынок, к которому мы привыкли: есть владелец магазина, предоставляющий товар; есть продавец, продающий товар и получающий проценты с продаж.

Но сетевая коммерция отличается масштабами и удобством.

Вам не нужно беспокоиться, где взять товар, где и как найти место для торговли; Вам не нужно стоять за прилавком и в холод и в жару; а за проданный товар по партнерской программе Вы можете получать до 70% от прибыли предприятия. Ради прибавления клиентов, для увеличения объемов продаж любые настоящие фирмы готовы отдавать партнерам большую часть своей прибыли.

Но это не значит, что Вы обязаны только продавать товар. Вы сами можете быть клиентами этого предприятия/магазина/фирмы. И все равно получать комиссионные.

В данной работе рассмотрен новый для российского предпринимателя вид бизнеса в области электронных услуг – интернет бизнес. Internet развивается довольно стремительно. В настоящий момент Internet нашел широкое распространение даже в далеких от техники областях. Internet превращается из большой игрушки для интеллектуалов в полноценный инструмент для создание и ведения бизнеса. Он может стать тем катализатором, обеспечивающим резкий подъем в сфере малого бизнеса, повышающим производительность, конкурентоспособность и прибыльность малых фирм. Отношение к информационным технологиям организаций малого бизнеса определяет ключ к выходу на новый качественный уровень ведения бизнеса. Персональный компьютер как индивидуальное средство обработки информации менее всего соответствовал наиболее личностному аспекту человеческой деятельности — коммуникации. Третья информационная революция — сетевая информационная технология — обеспечила фундаментальный характер изменения персонального компьютера, превратив его в средство коммуникации людей.

Таким образом, целью данной работы является раскрытие основ электронного бизнеса в РФ.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие и сущность электронного бизнеса;

-       Описать основные компоненты электронного бизнеса;

-       Рассмотреть особенности электронного бизнеса в РФ;

-       Описать перспективы его развития.

1. Теория электронного бизнеса

1.1 Сущность электронного бизнеса

Само понятие электронного бизнеса появилось не так давно. Произошло это осенью 1996 года, когда компания IBM словом «e-business» назвала свою новую стратегическую инициативу. Некоторое время оно употреблялось для внутреннего пользования компании. Однако в 1998-1999 м годах неологизм был подхвачен и стал применяться так интенсивно, что из торговой марки превратился в общеупотребительный термин. Интересно, что термин e-business, хотя активно и используется на практике, но до сих пор не имеет однозначного толкования. В самом широком смысле — это ведение бизнеса с помощью современных информационных технологии. Именно так его, к примеру, понимает IBM, зарегистрировавшая марку «e-business"[1].

Но более или менее общепринятое понимание термина e-business опреде[2]ляется все-таки как – современные средства взаимодействия агентов бизнеса между собой, продавца с покупателем, банка с вкладчиком, поставщика со сборщиком и т д. Электронный бизнес – это проведение всех бизнес процессов, как внутренних, так и внешних, с помощью электронных средств. Ведь раньше контакты между участниками рыночных отношений складывались из личных встреч, телефонных переговоров, обмена почтовыми и факсимильными сообщениями Модель e-business, в свою очередь, предлагает рассматривать интернет как универсальную среду взаимодействия бизнес – агентов. Интернет на эту роль подходит как нельзя кстати Для подключения 50 миллионов пользователей к службе WWW потребовалось всего четыре года. Телевизор этого показателя достиг за 13 лет, компьютер — за 16, радио - за 38, телефон - за 74 года. На всех этапах современного электронного бизнеса — от получения необработанного материала через покупку, производство, маркетинг и реализацию до потребителя — бизнес - процессы используют средства подключения к Internet и Intranet для повышения эффективности и снижения накладных расходов.

1.2 Состав электронного бизнеса

Электронная коммерция объединяет широкий спектр бизнес-операций, которые включают в себя[3]:

-       обмен информацией;

-       установление контактов, например, между потенциальными заказчиками и поставщиками;

-       пред- и послепродажную поддержку, например, представление подробной информации о продуктах и услугах, документации, ответов на вопросы заказчиков и т. д.;

-       продажу товаров и услуг;

-       электронную оплату, в том числе с использованием электронных платежных систем;

-       распространение продуктов, включая как управление доставкой и ее отслеживание для физических продуктов, так и непосредственную доставку продуктов, которые могут распространяться электронным путем;

-       возможность организации виртуальных предприятий - группы отдельных специалистов или даже независимых компаний для ведения совместной коммерческой деятельности;

-       осуществление бизнес-процессов, совместно управляемых компанией и ее торговыми партнерами.

Электронная коммерция представляет собой средство ведения бизнеса в глобальном масштабе. Она позволяет компаниям эффективно и гибко осуществлять внутренние операции, более полно взаимодействовать с поставщиками и быстрее реагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможность выбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а также возможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.

Возможности электронной коммерции вносят следующие новые элементы в современный бизнес[4]:

-       рост конкуренции;

-       глобализацию сфер деятельности;

-       персонализацию взаимодействия;

-       сокращение каналов распространения товаров;

-       экономию затрат.

1.3 Рост конкуренции

Современный бизнес характеризуется постоянным ростом глобальной конкуренции и повышением уровня требований заказчиков. В ответ на это ведущие предприятия во всем мире меняют способы организации и управления бизнесом. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезают барьеры между отделениями компании, упрощается взаимодействие между компаниями. Бизнес-процессы перестраиваются и выходят за старые границы. Можно приводить множество примеров, когда, начавшись с одной, двух компаний, в отдельной отрасли процессы изменения способов ведения бизнеса затрагивают и заказчиков, и поставщиков, и конкурентов.

Электронная коммерция позволяет поставщикам повышать конкурентоспособность, становясь “ближе к заказчику”. Многие компании используют технологии электронной коммерции для того, чтобы предлагать расширенную до- и послепродажную поддержку, включающую предоставление подробной информации о продукте, инструкций по его использованию и быструю реакцию на претензии заказчика. Соответственно, заказчик получает более высокое качество обслуживания.

1.4 Глобализация сфер деятельности

Интернет значительно изменяет пространственный и временной масштабы ведения коммерции. Интернет - глобальное средство коммуникации, не имеющее каких-либо территориальных ограничений, при этом стоимость доступа к информации не зависит от удаленности от нее, в противоположность традиционным средствам, где эта зависимость прямо пропорциональна. Таким образом, электронная коммерция позволяет даже самым мелким поставщикам достигать глобального присутствия и заниматься бизнесом в мировом масштабе. Соответственно, заказчики также получают возможность глобального выбора из всех потенциальных поставщиков, предлагающих требуемые товары или услуги независимо от географического расположения. Расстояние между продавцом и покупателем играет роль лишь с точки зрения транспортных издержек уже на этапе доставки товаров.

Временной масштаб в среде Интернета также значительно отличается от обычного и позволяет фирмам принимать решения в несколько раз быстрее, чем раньше. Информация и услуги в Интернете доступны круглосуточно. Кроме того, Интернет обладает высокой гибкостью, позволяющей легко производить изменения представленной информации и тем самым поддерживать ее актуальность без временной задержки и затрат на распространение.

1.5 Персонализация взаимодействия

Используя средства электронного взаимодействия, компании могут получать подробную информацию о запросах каждого индивидуального заказчика и автоматически предоставлять продукты и услуги, соответствующие индивидуальным требованиям. Уровень такого обслуживания сравним с тем, что предлагают специализированные поставщики, но по массовым рыночным ценам. Одним из простых примеров может служить персональное представление Web-сайта для каждого из заказчиков производителя или дистрибьютора[5].

1.6 Сокращение каналов распространения товаров

Во многих случаях электронная коммерция позволяет существенно сократить путь товара от поставщика к заказчику. Товары успешно доставляются непосредственно от производителя потребителю, в обход традиционных каналов в виде оптовых и розничных складов и торговых точек. Причиной сокращения каналов распространения является возможность для фирм взять на себя функции, традиционно выполняемые специалистами промежуточных звеньев, так как Интернет обладает более эффективной возможностью взаимодействия с потребителями и одновременно позволяет отслеживать информацию о потребителях.

Особый случай — продукты и услуги, которые могут быть доставлены электронным способом. При этом путь доставки сокращается максимально. Электронный способ широко применяется для доставки цифровых продуктов индустрии развлечений (фильмы, видео, музыка, журналы и газеты), информации, средств обучения и эффективно используется компаниями, занимающимися разработкой и поставкой программного обеспечения.

1.7 Экономия затрат

Одним из главных достижений электронной коммерции является экономия затрат при совершении сделки и ее последующем обслуживании. Таким образом, любой бизнес-процесс, в котором можно использовать электронное взаимодействие, имеет потенциал для сокращения затрат, что, в свою очередь, может быть основой снижения цен для заказчиков.

1.8 Ключевые проблемы

Для полной реализации потенциала электронной коммерции должно быть решено несколько проблем.

Глобализация. Потенциально глобальная сеть может сделать ведение бизнеса с компанией на другом конце света столь же легким, как если бы она находилась на соседней улице. Однако это средство сообщения не всегда является достаточным. Как компании на разных континентах могут убедиться в реальном существовании друг друга или предлагаемых ими товаров и услуг? Как компания может понять традиции и правила ведения бизнеса в стране, расположенной на другой стороне земного шара? Как наилучшим образом поддержать лингвистическое и культурное многообразие глобального сообщества пользователей? Эти и другие, связанные с ними вопросы являются частью проблемы глобализации - превращения глобальной по существу электронной коммерции в практическую реальность.

Договорные и финансовые проблемы. Предположим, что зарубежная компания просматривает электронный каталог российской фирмы и делает электронный заказ на доставляемый электронным способом продукт, который также должен быть оплачен электронным путем[6]. Этот простой сценарий поднимает несколько фундаментальных вопросов, которые на сегодняшний день еще не решены. На каком этапе контракт между этими компаниями можно считать заключенным? Каков юридический статус этого контракта? Под юрисдикцию какой страны он попадает? Каким образом производится и подтверждается оплата, принимая во внимание разницу в финансовых правилах? Каковы должны быть налоги и таможенные сборы на продукт? Каким образом взимать эти налоги и сборы?

Права собственности. Для товаров, которые распространяются электронным способом и поэтому легко могут быть скопированы, проблема защиты прав интеллектуальной собственности стоит особенно остро.

Секретность и безопасность. Ведение электронной коммерции в открытых сетях требует эффективных и надежных механизмов, гарантирующих безопасность всех ее участников. Эти механизмы должны обеспечивать конфиденциальность, аутентификацию (то есть возможность для каждой стороны в заключаемой сделке удостовериться в личности другой стороны) и гарантию того, что стороны впоследствии не смогут отрицать своего участия в сделке. Поскольку признанные механизмы поддержки безопасности основаны на сертификации третьей стороной, глобальная электронная коммерция требует наличия глобальных сертификационных систем.

Совместимость информационных систем. Полная реализация потенциала электронной коммерции требует универсального доступа - любая компания и любой заказчик должны иметь возможность доступа ко всем организациям, предлагающим продукты и услуги, вне зависимости от их географического расположения или особенностей их информационных систем. Это, со своей стороны, требует универсальных стандартов взаимодействия и совместимости используемых для этого средств.

2. Особенности электронного бизнеса в РФ

2.1 Предпосылки развития интернет - бизнеса в России

Россия переживает новый этап экономического развития. Это наблюдается и в промышленности, и в финансовой сфере, и в структурах власти. Электронная коммерция развивается в стране бурными темпами, особенно в последние полгода (см. рис. 1), если иметь в виду объем реализованных проектов. Это связано с тем, что во всем мире осуществляется переход от элементарного использования ресурсов интернета к более технологичным формам эксплуатации Сети.

В России около 900 тыс. малых фирм, но лишь половина из них оснащена компьютерами, а половина из этой половины имеет полноценный выход в Internet. В общем, по данным РОЦИТ, доступ в интернет имеют лишь около миллиона россиян, что на порядок меньше, чем в других развитых странах. Из тех же данных следует, что среднестатистический отечественный пользователь проводит в Сети не более 30 ч в год.

Вопреки данной статистике, многие аналитики высоко оценивают потенциал российского компьютерного рынка. По их мнению, в ближайшие пять лет Россия выйдет на второе место в Европе по объему продаж персональных компьютеров, уступив лишь Германии. Дело в том, что в российском малом бизнесе работает много людей с высоким базовым образованием, что и является причиной большой восприимчивости к новым информационным технологиям.

С технической точки зрения российский Интернет готов к развитию электронной коммерции. Территория охвачена в достаточной мере. Электронные услуги являются очень удобным средством общения между регионами страны, кроме того снимается проблема часовых поясов – теперь каждый может заниматься бизнесом, когда ему удобно, и не нужно бодрствовать ночью, ожидая звонка из Владивостока. Итак, все технические проблемы решить можно. Другая проблема – предприятиям, которые стремятся встать в России на рельсы электронной коммерции, нужно учитывать роль личных взаимоотношений в бизнесе. Необходимо уделить особое внимание следующим факторам:

При построении современной системы электронной торговли требуется оценка собственно деловых задач. Нужна бизнес-идея и способность давать ответы на внешне простые вопросы. Например, сколько людей одновременно будут пользоваться системой e-business. Ведь если клиент по какой то (пусть даже чисто технической) причине не может вступить с вами в контакт, он уходит навсегда. Поэтому нагрузка на систему электронной коммерции должна быть точно рассчитана.

Другим обязательным фактором является возможность работы системы в любых условиях. Интернет уже приучил людей к тому, что все должно происходить немедленно. И если в какой-то момент заказчик услуг в Интернете не видит мгновенной реакции на свои запросы, он будет искать другой сервис.

Для  становления бизнеса в интернет в первую очередь нужно проанализировать, насколько хорошо работает корпоративная информационная система. В большинстве случаев ее нужно модернизировать с учетом нового вида бизнеса, а уже потом начинать работать над модулями сетевого обслуживания.

Особое внимание следует уделить качеству проекта. На фоне многочисленных проектов, которые сейчас возникают в области И бизнеса, будет происходить селекция Причем отбор коснется не рынка идей – в России с идеями всегда все в порядке, а качества работы систем как таковых. Система должна быть готова к работе с клиентом . Сегодня во главу становится проблема качества реализации проектов. Реализуемые сегодня в России проекты, связанные с технологиями электронной коммерции, возникают не на пустом месте. Здесь используются вполне современные технические разработки[7].

Говоря о сферах, привлекательных для электронного бизнеса в России, конечно, в первую очередь надо отметить топливно-энергетический комплекс и сырьевую промышленность. Там есть и потребность в e-business, и необходимые ресурсы для его внедрения.

Другой пример – транспортная отрасль. Министерство путей сообщения по всей России построило гигантскую современную сеть коммуникаций вдоль железных дорог. Она годится не только для системы продажи билетов, но и для оказания дополнительных электронных услуг, таких, как бронирование номеров в гостиницах. Все это без существенных дополнительных капитальных затрат, так что для e-business в России имеются неиспользуемые ресурсы.

В качестве перспективной сферы для e-business в России можно рассматривать и банковскую систему. Сейчас она восстанавливает свои силы и тоже присматривается к возможностям электронного бизнеса. К сожалению, внедрять электронные услуги в ближайшем будущем будет трудно, так как доверие к банкам после известных событий потеряно.

E-business открывает очень большие перспективы для России, особенно мелкому бизнесу, потому что e-business позволяет свести к минимуму накладные расходы и полностью ликвидировать всю рутину, в которой сейчас вязнет мелкий бизнес. Количество сделок в Сети позволяет говорить о том, что именно этот бизнес, несмотря на относительно малый объем ("малый" именно относительно в абсолютном выражении – это десятки миллиардов долларов), выполняет роль того самого локомотива, который тянет за собой развитие бизнеса вызывая к нему интерес и вовлекая в его сферу все новых клиентов.

Следует сказать о проектах, работающих в новых, еще не развитых, или вообще уникальных нишах. Они требуют больших первоначальных временно денежных затрат, которые уходят на оценку перспектив, однако в конечном счете гарантируют и больший выигрыш. Некоторые перспективные ниши лежат на поверхности. Прежде всего, сама динамика роста российского сегмента Сети (см. рис. 1) говорит о том, что сейчас рынку России требуются Web дизайнеры (разработчики программного обеспечения для интернет службы WWW). От того, на сколько студии Web дизайна смогут поставить свое искусство на поток, будет зависеть их капитализация.

Рис. 1. Развитие российского сегмента интернета[8]

Наконец еще одна ниша, которая практически не развита, – международные бизнес проекты. Большинство из них сегодня являются локальными — обслуживают подписчиков исключительно в зоне своего расположения. Между тем очевидно, что телекоммуникации и вообще интернет среда чрезвычайно располагают к глобальности, не только в отношении спроса, но и предложения. В результате неизбежен постепенный переход к свободному международному рынку труда, товаров и услуг, который будет доступен из любой точки земного шара, где есть выход в Сеть. Успеха будут добиваться Интернет компании, не привязанные к локальным рынкам выпускающие универсальные продукты и услуги, доступные и востребованные по всему миру. Мировой сетевой рынок может стать будущим и России.

Говоря о перспективах развития e-business в России необходимо принимать во внимание не только технические или «моральные» аспекты и проблемы, но и то как его появление и развитие изменит подконтрольность экономики государству. В России, где, пожалуй ни одни гражданин не платит всех налогов, которые ему положено заплатить, государство терпит такое положение лишь потому, что нельзя нарушать сложившееся шаткое равновесие. И в такой ситуации приход на российский рынок e-business потенциально грозит нарушить это шаткое равновесие. Никто не знает как он может повлиять на существующее положение вещей: расширит ли он то экономическое пространство, куда руки государства не дотягиваются, или на оборот даст государству новые эффективные инструменты контроля. И то и другое грозит существенным изменением существующих моделей денежного оборота. Хорошо это или плохо однозначно ответить на этот вопрос сейчас невозможно. Но то что государство обратило внимание на интернет — хорошо. Это значит, что российский сегмент интернета достиг определенной степени зрелости. Пока что касается  нет правовых документов в отношении интернета, однако они очень нужны: наличие юридических оснований для интернета в России — это благо, потому что крупные предприятия и корпорации ничего в Интернете делать не будут, пока к Сети не будет пристального внимания на государственном уровне. А без них говорить о серьезной роли интернета в экономике не приходится.

Можно посоветовать всем предпринимателям России не бояться начинать сегодня свой собственный бизнес. Особенно в Интернете, где есть ряд ключевых и определяющих преимуществ по сравнению с уже сложившимися традиционными бизнес возможностями. Важно то, что для старта оригинального проекта в Сети все еще не требуются большие инвестиции, стоит начать реализовывать оригинальную идею, и ее обязательно заметят. И, если необходимо, предложат и финансирование, и инвестиции. К тому же в Интернете конкурировать можно собственным интеллектом, а не толщиной кошелька или близостью к чиновникам. Наблюдая со стороны за развитием этого рынка в России, видно, как много еще нереализованных сервисов, как много свободных для конкуренции ниш, как велика потребность в высокопрофессиональных программистах, менеджерах, дизайнерах. Наблюдаются громадные возможности для реализации сетевых проектов в крупных городах. Эти рынки находятся пока в зачаточном состоянии, но потенциал для роста колоссален.

2.2 Количественные показатели

Ключевым для российского Интернета сегодня остается вопрос общего количества пользователей. По данным агентства Monitoring.ru, в настоящее время среди 110,5 млн. взрослого населения России в возрасте от 18 лет и старше максимальная аудитория составляет 8,3 %. Эта аудитория включает как активных, так и не слишком активных пользователей, а также тех, кто имеет только единичный опыт посещения Интернета.

Численность максимальной аудитории является информативным показателем развития аудитории Интернета в России. Следует иметь в виду, что из пользователей, имеющих единичный опыт, не все будут продолжать посещать Интернет на постоянной основе. Кроме того, нужно учитывать, что для целей бизнеса необходимо пользоваться оценками более активных видов аудитории, численность которых намного меньше, чем максимальной.

Нерегулярная аудитория Интернета почти вдвое меньше максимальной, ее численность составляет 5,1 млн. человек. Она включает всех посетителей Интернета, исключая тех, кто имел только единичный опыт пребывания в Интернете.

Для целей рекламы или коммерческой деятельности принято использовать оценку недельной аудитории Интернета. Это те, кто посещает Интернет минимум раз в неделю или чаще. Недельная аудитория в России составляет 2,5 млн. человек.

Активная аудитория состоит из тех, кто проводит в Интернете не менее 1 часа в неделю. Ее численность составляет 1,8 млн. человек.

И, наконец, ядро аудитории образуют посетители, которые проводят в Интернете не менее 3 часов в неделю. Их всего 900 тысяч человек.

Если рассматривать намерения и возможности населения стать составной частью Интернет-сообщества, то картина следующая: 80 % населения России от 18 лет и старше не посещают и не собираются посещать Интернет в ближайшее время; 3,6 % не посещают, но собираются посещать Интернет; 2,2 % собираются начать посещать Интернет в ближайший год. Почти 62 % населения России Интернет вообще не интересует. Среди тех, кто хотел бы пользоваться Интернетом, но пока не имеет такой возможности, 62 % имеют дома телефон, 9 % — компьютер, 7 % — компьютер и телефон.

Аудитория Интернета в России, как и во всем мире, активно растет. Однако основной рост аудитории Интернета происходит в основном за счет тех, кто только-только приобрел первый опыт, но пока не стал регулярным пользователем. С февраля по июнь 2000 года именно такие люди обеспечили рост максимальной аудитории Интернета в среднем на 2,6 млн. человек. Нерегулярная аудитория, включающая всех посетителей, кроме тех, кто имеет только единичный опыт, за этот же период выросла в среднем на 0,9 млн. человек. Одновременно на 0,8 млн. человек выросла недельная аудитория. Наиболее активные виды аудитории — ее ядро и активная аудитория — практически остались на том же уровне.

Более детальный анализ объективной динамики роста российской аудитории Интернета показывает, что если закон роста, наблюдающийся на протяжении последнего года, сохранится, то к концу 2001 года российская максимальная аудитория Интернета составит около 11 млн. человек. Недельная аудитория при этом будет исчисляться 3,5 млн. человек.

Ниже представлен график роста активной аудитории в России (млн. чел.)[9].

график роста активной аудитории в России

 

2.3 Портрет российской аудитории

Во всех видах аудитории российского Интернета преобладают молодые образованные мужчины из семей с доходами выше среднего. По своему социальному положению это специалисты с высшим образованием (35 %), студенты, учащиеся (27 %) и предприниматели (10 %).

Примерно треть аудитории Интернета - это люди до 24 лет, еще треть - от 25 до 34 лет. Средний возраст максимальной аудитории Интернета составляет 31 год, С ростом активности аудитории ее средний возраст уменьшается до 29 лет. Людей от 60 и старше в активных видах аудитории нет вообще, а в максимальной аудитории их менее 3 %.

В России молодые люди ощущают Интернет-технологии как пока доступный не всем, но естественный элемент быта. Люди же старших возрастов не относятся к Интернету как к жизненной необходимости. Различное отношение к Интернету у молодежи и людей старших возрастов в России поддерживается разницей между молодыми и пожилыми в возможностях трудоустройства, системе ценностей и социальной адаптации.

Более двух третей почти во всех видах аудитории Интернета составляют люди с высшим и незаконченным высшим образованием. Остальные имеют среднее и среднее специальное образование.

Чем более активна аудитория, тем выше в ней доля группы с доходами в семье свыше 1000 рублей на человека в месяц.

Мужчин в Интернете значительно больше, чем женщин. В максимальной аудитории 61,5 % мужчин. С увеличение активности аудитории доля мужчин в ее составе увеличивается почти до 81 %.

В максимальной аудитории доля специалистов с высшим образованием составляет 33 %, студентов и учащихся — 27 %, предпринимателей — 10 %, руководителей — 7 %, обслуживающего персонала без высшего образования — 7 %, рабочих, пенсионеров и домохозяек — 10 %.

Активизация регионов в Интернете дополняет активизацию регионов в общем экономическом, политическом и культурном пространстве страны. Доля Москвы и Санкт-Петербурга в максимальной аудитории Интернета составляет 26,7 %. Вклад остальной европейской части России составляет чуть более 40 %. Урал и Западная Сибирь дают 18 %, Восточная Сибирь и Дальний Восток — 15 %. В недельную аудиторию вклад Москвы и Санкт-Петербурга составляет 36 %, остальная европейская часть России дает 39 %, Урал и Западная Сибирь — 12 %, на Восточную Сибирь и Дальний Восток приходится 13 %.

Лидерами Интернет-активности в регионах выступают региональные центры. Суммарная доля городов с населением от 300 тысяч до 1 млн. человек и городов с населением свыше миллиона человек (не включая обеих столиц) составляет более 60 % во всех видах аудитории Интернета.

2.4 Формы и виды сетевого бизнеса

В целом все, конечно же, понимают, что такое электронная коммерция - это любые виды деловых сделок, которые осуществляются через всемирную сеть Интернет.

Электронная коммерция делится на следующие категории[10]:

-       бизнес - бизнес (В2В);

-       потребитель - потребитель (С2С);

-       бизнес - потребитель (В2С);

-       бизнес - администрация (В2А);

-       потребитель - администрация (С2А).

Бизнес - бизнес

Данное направление включает все уровни взаимодействия между компаниями. При этом могут использоваться специальные технологии и стандарты электронного обмена данными, например, EDI (Electronic Data Interchange).

Потребитель—потребитель

Это направление включает в себя возможность взаимодействия потребителей для обмена коммерческой информацией. Это может быть обмен опытом приобретения того или иного товара, обмен опытом взаимодействия с той или иной фирмой и многое другое. К этой же области относится и форма аукционной торговли между физическими лицами.

Бизнес—потребитель

Основу этого направления составляет электронная розничная торговля. В Интернете сегодня представлено большое число электронных магазинов, предлагающих широкий спектр товаров и услуг конечным потребителям.

Бизнес—администрация

Взаимодействие бизнеса и администрации включает деловые связи коммерческих структур с государственными организациями, начиная от местных властей и заканчивая международными организациями.

К примеру, в последнее время налицо стремление правительств развитых стран и руководства международных организаций активно использовать Интернет для проведения закупок товаров и услуг посредством Интернета.

Потребитель—администрация

Это направление наименее развито, однако имеет достаточно высокий потенциал, который может быть использован для организации взаимодействия государственных структур и потребителей, особенно в социальной и налоговой сфере.

2.5 Прогнозы развития сетевого бизнеса

По прогнозу IDC общий объем рынка электронной коммерции к 2003 году достигнет 1,6 трлн. долларов, причем 1,4 трлн. долларов из них будут приходиться на В2В-предложения. Доля клиентов виртуальных магазинов среди всех пользователей Интернета к 2003 голу должна вырасти с 29 до 38%.

Согласно исследованиям e-Marketer доходы от электронной коммерции во всем мире в 2000 году составили 185 млрд. долларов, в следующем году составят 336 млрд., в 2002 году — 686,3 млрд., а в 2003 — 1,26 трлн. долларов.

По данным других исследований доходы от электронной коммерции к 2003 году составят[11]:

-       в России 400-600 млн. долларов (компания BCG);

-       в Азии — около 400 млрд. долларов (Gartner Group);

-       в США — 1,660 млрд. долларов (Jupiter Communication и Forrester Research).

Согласно исследованию Jupiter Communication расходы на покупки, которые были совершены под влиянием Интернета, составили в 2000 году 235 млрд. долларов и составят 831 млрд. долларов к 2005 году. Через 5 лет Интернет будет влиять на совершение 75 % розничных покупок, в то время как в 1999 году это влияние уже составляло 43 %. Около 200 млрд. долларов будет тратиться в виртуальных магазинах и еще 632 млрд. люди будут тратить в обыкновенных магазинах на товары, информацию о которых они нашли в Интернете. Уже сейчас 68 % опрошенных покупателей виртуальных магазинов говорят, что они изучают информацию о товаре в Сети, а потом покупают его в обыкновенном магазине. Еще 47 % констатируют, что они выбирают товары в Интернете, а потом заказывают их по телефону.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основы электронного бизнеса в РФ.

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Дано понятие и описана сущность электронного бизнеса;

-       Описаны компоненты проблемы электронного бизнеса;

-       Рассмотреть особенности электронного бизнеса в РФ;

-       Описаны перспективы его развития.

В результате можно заключить, что в условиях рыночной экономики в России появился новый вид бизнеса – электронный (сетевой) бизнес. Он коренным образом отличается от обычного несетевого – он развивается так же стремительно, как и сама среда интернет позволяет работать на виртуальном рынке, что в значительной мере снижает издержки предприятий малого бизнеса; позволяет существенно расширить круг потенциальных клиентов. Одним из выгодных для России свойств этого бизнеса является то, что он чрезвычайно привлекателен для инвесторов, как западных, так и российских. А это в данный момент для России очень важно: экономике сегодня необходимы денежные вливания для развития малого бизнеса, формирования конкурентной среды для крупного бизнеса, который является основой экономики любого развитого государства.

Однако наряду с достоинствами нового вида предпринимательства возникают и проблемы. В основном они связаны с неразвитой телефонной инфраструктурой России и неопытностью предпринимателей в данной области рынка. Кроме того, в России пока что не сложилось новое поколение управляющего персонала и обслуживающего персонала, способного эффективно работать на рынке электронных услуг. Нет специализированных по интернет – проектам инвестиционных компаний, что в значительной степени сдерживает развитие этого рынка, а без капитала даже самая оригинальная идея ничего не значит. Самой большой проблемой России является то, что мнение большинства людей об интернете отрицательное – для многих это агрессивная среда переполненная хакерами и непристойной информацией. Рынок электронных услуг в России пока что не совершенен и далек от западного. Однако Российский предприниматель сознательно идет на эти трудности, видя перспективы, которые открываются на этом рынке. Об этом свидетельствуют постоянно появляющиеся новые интернет – проекты. Российский предприниматель так же затрачивает очень много своих средств на изучение рынка электронных услуг, на его развитие и преодоление тех стереотипов, которые сложились у народа. Остается только надеяться что эти усилия не пропадут даром и интернет - бизнес в России станет таим же прибыльным и привлекательным, как и в западных странах.

Интернет не воспринимается всерьез многими предпринимателями. Но серьезность этого рынка характеризуют цифры – за 1999 год вложения в интернет можно сравнить с бюджетом России. Вот доказательство развития этой сферы производства.

Само государство должно, наконец, определиться с тем, что такое все-таки Интернет – среда общения, средство массовой информации, или нечто вообще иное. Необходимо четко определить те рамки, в которых государство будет регулировать Интернет. Сделать регулирование слишком жестким — значит парализовать всякий интернет – бизнес. Это не получилось в США и вряд ли получится у нас. Как только будут введены хоть какие-то правила игры, тут же появляются и игроки, те, у кого есть желание инвестировать.

Пока законов никаких нет (и на это уйдут годы), игрокам приходится оставаться в неопределенном статусе. Именно поэтому интернет - инвестиции уходят к иностранным юридическим лицам (часто зарегистрированные в оффшорных зонах). При этом наше государство фактически добровольно лишает себя дополнительных налоговых сборов. Так что для интернет - бизнеса нужны правила игры, которые есть во многих развитых странах. Хотя и несовершенная, не до конца проработанная, но законодательная база уже действует, например, в США И хотелось бы, чтобы этот опыт учитывался при разработке нашего законодательства.

Список литературы

1.     Бусыгин А.Я. Предпринимательство: Учебник. – М.: Высшая школа, 1998. 

2.     Дженел, Дэниэл С. 101 бизнес в Internet – М.: Дело, 1999.

3.     Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – М.: Высшая школа, 1997.

4.     Ховард, Кен. Малое предпринимательство. – М.: Экономика, 1998.

5.     Имери В. Проблемы в интернет и как их избежать // Домашний компьютер. – 1999. – №3. – С. 43 – 50.

6.     Наянова К. Мифы Интернет – бизнеса // ИнфоБизнес. – 2000. – №12. – С. 43 – 44.

7.     Перминов С. Виртуальный рынок // Наука и жизнь. – 1999. – №1. – С. 38 –40.

8.     Сакун Ю. От бизнеса к бизнесу // ИнфоБизнес. – 2000. – №9. – С. 28 – 29.

9.     Сакун Ю. Электронная коммерция – вчерашний день // ИнфоБизнес. – 2000. – №5. – С. 28 – 30.

10.         Элькман Р. Технологический скачек в компьютеризации малого бизнеса России на базе информационных технологий INTEL // Информационные технологии. – 1998. – №8. – С. 44 – 46.

11.         Юкович Н. Электронная торговля в глобальной сети // Домашний компьютер. – 1999. – №7 - 8. – С. 51 – 55.


[1] Бусыгин А.Я. Предпринимательство: Учебник. – М.: Высшая школа, 1998. – с. 115.

[2] Дженел, Дэниэл С. 101 бизнес в Internet – М.: Дело, 1999. – с. 57.

[3] Дженел, Дэниэл С. 101 бизнес в Internet – М.: Дело, 1999. – с. 59.

[4] Перминов С. Виртуальный рынок // Наука и жизнь. – 1999. – №1.– С. 40.

[5] Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – М.: Высшая школа, 1997. – с. 39.

[6] Дженел, Дэниэл С. 101 бизнес в Internet – М.: Дело, 1999. – с.67.

[7] Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – М.: Высшая школа, 1997. – с. 44.

[8] Сущенко В.А. История российского предпринимательства. – М.: Высшая школа, 1997. – с. 51.

[9] Перминов С. Виртуальный рынок // Наука и жизнь. – 1999. – №1. – С. 38 –40.

[10] Перминов С. Виртуальный рынок // Наука и жизнь. – 1999. – №1. – С. 38 –40.

[11] Дженел, Дэниэл С. 101 бизнес в Internet – М.: Дело, 1999. – с. 92.