Содержание

Введение. 3

1. История возникновения оффшорного бизнеса. 4

2. Понятие оффшорной зоны, оффшорной компании и оффшорного бизнеса. 6

3. Структура управления и владения оффшорной компанией. 8

4. Развитие оффшорного бизнеса в РФ.. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 14


Введение

В настоящее время оффшорные зоны и связанные с ними способы ведения хозяйственно-экономической деятельности прочно вошли в современную экономику, а оффшорный бизнес приобрел масштабы планетарного явления. Сегодня оффшорные зоны стали неотъемлемой частью мировой экономической системы и национальных экономик многих, в том числе высокоразвитых стран. При этом в оффшорных финансовых центрах сосредоточились значительные капиталы, оказывающие влияние на происходящие во всем мире процессы. К концу ХХ века оффшорный бизнес претерпел не только количественные, но и качественные изменения.

Главной движущей силой возникновения и постоянного развития оффшорного бизнеса является противоречие между желанием правительств контролировать экономическую ситуацию в своих странах и нежеланием граждан быть подконтрольными и отдавать часть своей прибыли в виде налогов. Если говорить о РФ, то бесконтрольные финансово-экономические взаимоотношения российских предприятий и частных лиц с оффшорными компаниями  при бездействии или неверных действиях властей уже привели к невосполнимому оттоку капиталов и обнищанию государства. Под угрозу поставлены не только экономическая безопасность страны, но и жизненно важные интересы будущих поколений.

Сегодня, в условиях, когда интересы государства требуют принятия жестких мер по увеличению налоговых поступлений в бюджет и пресечению незаконного вывоза за рубеж российского национального богатства, проблемы, связанные с оффшорными зонами и в целом с оффшорным бизнесом, в России являются одними из самых актуальных. От их успешного решения во многом зависит экономическая безопасность страны. 

Цель работы – рассмотрение вопроса связанного с оффшорным бизнесом.

1.      История возникновения оффшорного бизнеса

В той или иной форме на протяжении всей истории человечества у различных стран и народов прослеживаются попытки активизации международной торговли, и привлечения иностранных капиталов за счет создания на части своих территорий особых, благоприятных в налоговом отношении условий хозяйствования. Процесс этот начался еще в период процветания финикийцев, затем центром свободной торговли была столица Первого Афинского морского союза – остров Делос. Что же касается средневековья, то в связи с этим периодом истории упоминают итальянские города Ливорно и Триест, а также югославский Шибеник, а история института доверительной собственности  траста восходит к временам крестовых походов. В XVIII веке зоны свободной торговли появились в Гибралтаре и Бангкоке. В 30-х гг. ХХ века начали формироваться оффшорные юрисдикции в Люксембурге, Панаме и на Нидерландских Антильских островах.

Однако современная история оффшорного бизнеса началась во второй половине прошлого века при активном участии Соединенного Королевства. Британские оффшорные центры стали развиваться в 60-х гг. в качестве налоговых убежищ для состоятельных британцев, которые стремились уклониться от уплаты налогов, составлявших тогда 80-90%. В роли таких центров выступали небольшие островные государства – колониальные владения или зависимые территории Великобритании. По мере развития мировой экономики все большее число стран стало создавать на своей территории оффшорные зоны, привлекая финансовые организации и частных лиц меньшими налогами, минимальным регулированием предпринимательской деятельности и строгими законами о конфиденциальности, надежно закрывающими двери перед расследованиями.

Естественно, что стремление к созданию оффшорных зон возникло не вдруг, а было подготовлено исторически процессами интернационализации мировой экономики. Основной причиной возникновения повышенного «спроса» на оффшорные зоны в 60-х гг. ХХ века стало качественно новое содержание экономической интеграции, которое она получила благодаря развитию международных рынков ссудных и производительных капиталов. Произошло это в результате бурного развития во второй половине ХХ века транснациональных корпораций, когда их экспансия и быстрый рост международного товарообмена потребовали не только значительного увеличения финансовых ресурсов, но и свободного доступа к ним в любом месте на планете. Такая потребность породила вненациональные рынки капитала, способствовала резкой интернационализации банковской деятельности. Это, в свою очередь, способствовало возникновению повышенного спроса на посреднические финансовые операции и услуги по использованию различий норм, регулирующих деятельность финансовых компаний и налогообложение их доходов в различных частях света.

Позитивное значение для становления оффшорных зон и связанных с ними способов ведения финансово-хозяйственной деятельности имела начавшаяся в середине ХХ века научно-техническая революция. Без ее достижений, воплотившихся в развитии передовых информационных технологий и средств связи, было бы невозможно эффективное функционирование многих оффшорных структур. Например, обычным для оффшорного бизнеса является ситуация, когда фирма зарегистрирована в одной стране, деятельность ведет в другой (других), банковский счет открыт в третьей, а владелец проживает в четвертой.

Так зарождался оффшорный бизнес. В настоящее время существенно увеличилось число стран, резиденты которых стремятся надежно сокрыть от посторонних глаз принадлежащие им активы (деятельность) и не желают делиться с собственным правительством. Значительно расширился диапазон их имущественного положения, а также удлинился и перечень причин, которые привлекают их в оффшорный бизнес.[1]


2.      Понятие оффшорной зоны, оффшорной компании и оффшорного бизнеса

На территории России вправе  осуществлять предпринимательский бизнес компании, имеющие регистрацию за рубежом. Можно выделить три группы таких компаний, а именно:

-                   Предпринимательские фирмы, учрежденные обычным способом в различных иностранных государствах;

-                   Предпринимательские фирмы, учрежденные в так называемых оффшорных экономических зонах;

-                   Транснациональные компании, действующие посредством филиалов, зарегистрированных в России.

В целом, зарегистрированные за рубежом предпринимательские фирмы имеют право беспрепятственно действовать на  территории Российской Федерации на основании полученных ими лицензий и других разрешительных документов для выполнения видом предпринимательской деятельности, которые требует обязательного лицензирования. В остальных случаях они вправе осуществлять свою деятельность без лицензии.

Такие фирмы могут создавать в России свои представительства, которые, согласно российскому законодательству, вправе лишь представлять интересы субъектов бизнеса и осуществлять их защиту. Все свои предпринимательские функции, включая проведение финансовых операций и уплату налогов, подобные формы осуществляют за пределами России. Непосредственно на территории России указанные субъекты предпринимательского бизнеса занимаются лишь поисками контрагентов и клиентов, оказывают услуги через Интернет и выполняют разовые поручения единичных клиентов (например, в области консультирования или проведения экспертизы). Разновидностью таких предпринимательских фирм, действующих на территории Российской Федерации, являются оффшорные компании.

Нередко авторы вводят и употребляют термин «оффшор», который применяется ими как в значении оффшорная зона, так и для характеристики происходящих в ней процессов. Так «оффшор – термин, применяемый для характеристики мировых финансовых центров, а также для некоторых видов банковских операций».

Другое, более полное определение этого термина можно найти в «Большом энциклопедическом словаре»: «оффшор (англ. Off-shore – находящийся на расстоянии от берега, вне территории страны) – территории, представляющие льготный режим (снижение налогов, освобождение от валютного контроля и т.п.) для финансово-кредитных операций с иностранными участниками и в иностранной валюте».

Однако суть рассматриваемых явлений точнее и подробнее раскрывается теми экономистами, которые оперируют понятиями «оффшорная зона», «оффшорная компания» и «оффшорная деятельность». Под оффшорной компанией понимается предпринимательская фирма, зарегистрированная на особых территориях, называемых оффшорными зонами. В свою очередь оффшорная зона представляет собой территориально обособленный регион, район, область или остров (полуостров), в котором не действуют некоторые правила и нормы страны юрисдикции, то есть той страны, в пределах которой создается данный оффшор. А под «оффшорной деятельностью» понимается деятельность фирм и компаний вне юрисдикции какого-либо государства (территории).[2]

Наиболее полным является следующее понимание оффшорного бизнеса и оффшорной компании: «оффшорный бизнес» - это бизнес, осуществляющийся за пределами данной юрисдикции, имеющий зарубежные по отношению к ней источники дохода и поэтому подлежащий в ней льготному налогообложению.

 «Оффшорная компания» - это термин, характеризующий особый организационно-юридический статус предприятия, который обеспечивает ему максимальное снижение налоговых потерь (в большинстве случаев – до нуля). Такой статус обычно связан с требованием проведения деловых операций за пределами юрисдикций, где данная оффшорная компания официально зарегистрирована.

В настоящее время сформировалась широкая область применения оффшорных компаний: банковский и страховой бизнес, операции с недвижимостью, судовладение и международные перевозки, лицензионная и научная деятельность, строительство, производство и т.п. Что касается производственной деятельности, то ее осуществляют так называемые контактные оффшорные компании, которые, не имея своих собственных производительных мощностей, заказывают производственные услуги в других компаниях, а сами занимаются обеспечением основного производства (разработка товара, сбыт, реклама, поиск рыночных ниш и т.д.).[3]

3.      Структура управления и владения оффшорной компанией

Оперативное управление компанией, а точнее, ее активами производится директором или, в случае номинального директора, поверенным на основании доверенности. Какие могут быть активы у вновь испеченной оффшорной компании? Банковский счет. То есть вопрос сводится к управлению банковским счетом. Как правило, большинство банков допускают управление счетом по факсу или с помощью программного обеспечения для персонального компьютера – по модему. Для этого существуют специальные способы защиты от несанкционированного доступа к счету.

 











Рисунок 1.  Структура владения и управления оффшорной компанией

1 – взаимоотношения с официальными властями оффшорной юрисдикции; 2 – текущая информация; 3 – конкретные инструкции; 4 – непосредственное управление счетом реальным владельцем по доверенности; 5 – исполнение инструкций по управлению счетом; 6 – уровень доступа к конфиденциальной информации.[4]


4.      Развитие оффшорного бизнеса в РФ

  Массовое развитие оффшорного бизнеса в России началось с конца 1991 года в связи с отменой монополии государства на внешнеэкономическую деятельность. Первыми  обратили внимание на оффшорный бизнес наиболее удачливые российские бизнесмены и организованная преступность. Причем практически сразу оффшорный бизнес в России стал развиваться в трех формах, которые имеют место в настоящее время.

Первая форма -  стихийное использование оффшорных компаний. В данном случае в ходу самые примитивные варианты использования оффшорных компаний.

Вторая форма ведения оффшорного бизнеса связана с возникновением и деятельностью российских секретарских компаний. Основной бизнес таких фирм заключается в продаже уже готовых оффшорных компаний (приложение А), варианты дальнейшего использования которых разрабатываются их владельцами.

Третья форма, в которой российскими юридическими и физическими лицами  ведется оффшорный бизнес, связана с появлением и активной деятельностью на российском рынке международных оффшорных секретарских компаний. Уже в 1992 г. в России работали крупные международные секретарские компании, которые накопили к этому времени огромный опыт успешной работы в условиях противодействия хорошо разработанным налоговым законодательствам многих, и, прежде всего, высокоразвитых стран. Благодаря им эффективный оффшорный бизнес в РФ стал доступен всем желающим. 

Если проанализировать направления развития оффшорного бизнеса в РФ, то следует отметить, что в России, как и во всем мире, использованием оффшорных структур стремятся обеспечить защиту активов, имущественное планирование и использование трастов, обеспечение конфиденциальности и отмывание «грязных» денег.  При этом в качестве самостоятельного направления использования оффшорных компаний российскими гражданами и предприятиями следует выделить незаконный вывоз капиталов за рубеж. Необходимо также признать и то, что именно незаконный вывоз капитала и отмывание «грязных» денег являются главными, тесно связанными между собой направлениями развития оффшорного бизнеса России.

Под разговоры о том, что реформируемая экономика нуждается в иностранных инвестициях, страна превратилась в мировую «прачечную» по отмыванию преступно заработанных средств. Дошло даже до публичных призывов «амнистировать» незаконно вывезенные из страны денежные средства, если они будут возвращены в РФ. Инвестиций это не прибавило, но подобная «всеядность» российских властей не прошла даром – «Россия находится в специальном списке стран, считающихся международными центрами отмывания денег».

Еще одним обстоятельством, усугубляющим ситуацию с оффшорным бизнесом в РФ, особенно в части неконтролируемого экспорта капиталов, является деятельность на территории РФ прибалтийских банков, вседозволенности и безнаказанности которых  удивляются даже эксперты секретарских компаний.

Очень эффективным методом незаконного вывоза капиталов является работа через оффшорную структуру, созданную российским экспортером для ведения от ее имени внешнеторговых операций. Вот как  выглядит схема, ставшая настоящим бичом российской экономики: «основная часть продукции уходит по бартеру за сырье, топливо, энергию… основная масса финансовых средств аккумулируется за границами России, экспортные потоки в основном идут через посреднические фирмы в оффшорных зонах, часто учредителями таких фирм  выступают высшие должностные лица предприятий или их родственники».

Такое положение будет существовать до тех пор, пока не будут законодательно оформлены экономические и правовые аспекты сотрудничества российских предприятий и компаний, зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях. В данной ситуации  страдает не только государство, но и само предприятие, поскольку цели криминального обогащения отдельных лиц вступают в противоречие не только с интересами государства, но и с целями процветания самого предприятия.

В настоящее время с легкой руки СМИ к «российским оффшорам» относят всевозможные административно-территориальные образования, представляющие те или иные налоговые льготы зарегистрированным в них предприятиям. Причем число таких территорий в последнее время постоянно растет. Более того, «в России идет процесс формирования своеобразного рынка – рынка корпоративных и  финансовых услуг на базе льготных налоговых регионов». К указанным территориям в настоящее время можно причислить следующие: Ингушетию, Калмыкию, свободную экономическую зону «Алтай», эколого-экономический регион «Алтай», Агинский национальный округ в Бурятии, Шаховской район Московской области, города Курск и Углич, так называемые «наукограды» и закрытые административно-территориальные образования. Всего, по данным налоговой полиции, в России насчитывается около 40 оффшорных зон.[5]

 

Заключение

Сегодня можно с уверенностью говорить о том, что оффшорный бизнес является планетарным явлением, имеющим огромное влияние на экономико-политическую ситуацию во всем мире. В настоящий момент уже достаточно четко сформировались как общие направления развития оффшорного бизнеса, так и конкретные способы использования оффшорных структур в интересах частных лиц и организаций. В то же время стало ясно, что цели, которые преследуются при создании подобных структур, не всегда совпадают с интересами государства, а в некоторых случаях носят откровенно криминальный характер. Не замечать или недооценивать это нельзя. К каким отрицательным последствиям приводит данный подход, можно легко убедиться на опыте РФ.

Страны с открытой экономикой раньше России столкнулись с «обратной» стороной оффшорного бизнеса, поэтому раньше приступили к разработке контрмер. В мире уже накоплен большой положительный опыт по регулированию процессов, происходящих в оффшорном бизнесе. Однако данный опыт не был учтен при реформировании российской экономики: экономика стала небывало открытой, а меры, направленные на упорядочение взаимодействия российских граждан и предприятий с иностранными оффшорными образованиями, приняты не были.

Таким образом, существующие на сегодня законодательные акты и ведомственные инструкции не в состоянии защитить экономические интересы страны. Только специализированное антиоффшорное законодательство, построенное на основе анализа ситуации, сложившейся  в настоящее время с оффшорным бизнесом в РФ, и учитывающие мировой опыт, накопленный в данной области, способно обеспечить национальные интересы России. Принятие антиоффшорного законодательства является остроактуальной мерой, направленной на обеспечение экономической безопасности страны. Без этого «у России может просто не оказаться будущего».

 

Список литературы



1.                     Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах – СПб.: Нева, 2002. – 375 с.

2.                     Балашов. Оффшорный бизнес за рубежом и в России.  - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. – 462 с.

3.                     Даукаев И.М. Как создать собственную компанию в зонах льготного налогообложения.  – М.: Бизнес, 2004. – 301 с.

4.                     Данько Т.П. Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие – М.: Дело, 2003. – 387 с.

5.                     Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. / Никосия - Хельсинки: Практик-Ханикомб, 2003. – 382 с.

6.                     Рубин Ю.Б. Основы бизнеса.  – М.: ИНФРА-М, 2003. – 296 с.





[1] Данько Т.П. Окрут З.М. Свободные экономические зоны: Учебное пособие – М.: Дело, 2003. –  С. 39


[2] Рубин Ю.Б. Основы бизнеса.  – М.: ИНФРА-М, 2003. –  С. 88


[3] Оффшорный бизнес за рубежом и в России. Налоги, финансы, инвестиции. / Никосия - Хельсинки: Практик-Ханикомб, 2003. – 82 с.


[4] Апель А., Гунько В., Соколов И. Обналичивание и оффшорный бизнес в схемах – СПб.: Нева, 2002. –  С.60


[5] Балашов. Оффшорный бизнес за рубежом и в России.  - М.: ИНФРА-ДАНА, 2003. –  С. 129