Содержание
Местное самоуправление в Испании. 3
Список литературы.. 10
Местное самоуправление в Испании
О территориальном устройстве Государства
Территориальное устройство Государства включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные Сообщества. Все эти образования пользуется автономией при ведении своих дел.
Государство гарантирует эффективное осуществление принципа солидарности, закрепленного в статье 2 Конституции, заботясь об установлении справедливого и адекватного экономического равновесия между различными частями испанской территории и уделяя особое внимание островным территориям.
Различия в Уставах разных автономных Сообществ ни в коем случае не должны давать им экономических или социальных преимуществ.
Все испанцы имеют одинаковые права и обязанности на всей территории Испании.
Никакие власти не могут принимать мер, которые прямо или косвенно препятствуют свободе передвижения и выбора местожительства лиц и свободе перемещения имущества по всей территории Испании.[1]
Об органах местного самоуправления
Конституция гарантирует автономию муниципиев. Они обладают всей полнотой прав юридического лица. Руководство и управление ими осуществляются соответствующими муниципальными советами, состоящими из алькальдов и советников. Советники избираются жителями муниципия свободным всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием в порядке, установленном законом. Алькальды избираются советниками или жителями муниципия. Закон определяет условия проведения открытых заседаний совета.
Провинция является местным образованием, пользующимся правами юридического лица. Она представляет собой объединение определенного количество муниципиев на основании территориального принципа для осуществления государственной деятельности. Любое изменение границ провинций должно быть одобрено Генеральными Кортесами посредством принятия соответствующего органического закона.
Руководство и автономное управление провинциями осуществляется Собранием представителей или другими представительными органами.
Допускается образование объединений муниципиев, отличных от провинций.
В архипелагах каждый остров имеет также соответствующее самоуправление в виде Кабильдосов или Советов.
Местные бюджеты должны располагать достаточными средствами для выполнения функций, возлагаемых законом на соответствующие представительные органы самоуправления, и формируются в основном из местных налогов, а также из участия в налоговых сборах Государства и автономных Сообществ.[2]
Об автономных Сообществах
В осуществление права на автономию, признаваемую в статье 2 Конституции, граничащие друг с другом провинции, имеющие общие исторические, культурные и экономические особенности, островные территории и провинции, представляющие собой единую историческую область, могут получить самоуправление и образовать автономные Сообщества в соответствии с положениями настоящего раздела и соответствующими Уставами.
Могут обращаться с ходатайством о предоставлении автономии все заинтересованные Собрания представителей или соответствующие межостровные органы, так же, как и две трети муниципиев, население которых составляет по меньшей мере большинство избирательного состава в каждой провинции или острове. Ходатайство об этом должно быть оформлено в течение шести месяцев после принятия первого решения по этому вопросу заинтересованными местными Собраниями представителей.
Ходатайство, в случае негативного решения, может быть представлено вновь лишь по прошествии пяти лет.
Генеральные Кортесы посредством конституционного закона и руководствуясь национальными интересами могут:
а) разрешать образование автономного Сообщества, даже если его тeppитория не превышает территорию одной провинции и не соблюдаются условия.
б) разрешать или принять , при необходимости, Устав об автономии для территорий, не входящих в провинции,
в) подменять местные Собрания представителей в представлении ходатайства.
Ни в коем случае не допускается образование федерации автономных Сообществ.
Уставы могут устанавливать условия, принципы и порядок заключения соглашений между автономными Сообществами для осуществления ими совместной деятельности и оказания друг другу услуг, так же, как и порядок осведомления об этом Генеральных Кортесов. Вез всех остальных случаях соглашения о сотрудничестве между автономными Сообществами заключаются с разрешения Генеральных Кортесов.
Проект Устава разрабатывается ассамблеей, состоящей из членов Собрания представителей или межостровного органа заинтересованных провинций, и из депутатов и сенаторов, избранных от них, и направляется в Генеральные Кортесы для его рассмотрения в качестве закона.
К ведению автономных Сообществ могут относиться следующие предметы:
1) Создание собственных органов самоуправления.
2) Изменение границ муниципалитетов, находящихся на их территории и вообще осуществление функций, связанных с деятельностью местных органов власти, относящихся к ведению органов государственного управления, передача которых разрешается законодательством о местном самоуправлении.
3) Территориальное, градостроительное и жилищное строительство.
4) Строительство в рамках интересов и территории автономного Сообщества.
5) Железные и шоссейные дороги, полностью проходящие на территории автономного Сообщества, транспорт и проводная связь на них (также на территории автономного Сообщества).
6) Гавани, спортивные порты и аэродромы и вообще все сооружения подобного рода, не связанные с коммерческой деятельностью.
7) Земледелие и животноводство, в соответствии с общим направлением экономического развития.
8) Леса и лесное хозяйство.
9) Деятельность по охране окружающей среды.
10) Проектирование, строительство и эксплуатация гидроресурсов, каналов и орошаемых земель, представляющих интерес для автономного Сообщества, минеральные и термальные воды.
11) Рыболовство во внутренних водах, промысел ракушек и водное хозяйство, охота и речное рыболовство.
12) Местные ярмарки.
13) Экономическое развитие автономного Сообщества в соответствии с целями, определенными общенациональной экономической политикой.
14) Ремесла.
15) Музеи, библиотеки и музыкальные консерватории, представляющие интерес для автономного Сообщества.
16) Охрана памятников, представляющих интерес для автономного Сообщества.
17) Развитие культуры, науки и преподавания языка автономного Сообщества.
18) Развитие и организация туризма на территории автономного Сообщества.
19) Развитие спорта и досуга.
20) Социальное обеспечение.
21) Здравоохранение и гигиена.
22) Охрана и защита зданий и сооружений. Координация и осуществление других функций, связанных с местной полицией в порядке, устанавливаемом органическим законом.
По прошествии пяти лет и посредством изменения своих Уставов автономные Сообщества могут расширять постепенно свои полномочия.
Независимо от полномочий, которыми могут обладать автономные Сообщества, Государство считает развитие культуры своим долгом и предметом особого внимания и содействует культурному обмену между автономными Сообществами, с их согласия.
Предметы, специально не отнесенные настоящей Конституцией к ведению Государства, могут быть переданы автономным Сообществам в соответствии с их Уставами. К ведению Государства относятся все предметы ведения, не включенные Уставами в компетенцию автономных Сообществ. В случае спора государственные нормы преобладают над нормами автономных Сообществ по всем предметам, не относящимся к их исключительному ведению. В любом случае государственное законодательство дополняет законодательство автономных Сообществ.
Генеральные Кортесы могут и в отношении предметов, отнесенных к ведению Государства, предоставить всем или некоторым автономным Сообществам право принятия законодательных актов в рамках принципов, основ и условий, установленных конституционным законом. Независимо от полномочий судов, каждый рамочный закон устанавливает способ осуществления контроля со стороны Генеральных Кортесов над упомянутыми законодательными актами автономных Сообществ.
Государство может передавать или делегировать автономным Сообществам посредством принятия конституционного закона осуществление полномочий, относящихся к предметам государственного ведения, но которые, в силу своей природы, могут подлежать такому переводу или делегированию. В каждом случае закон предусматривает передачу соответствующих финансовых средств, так же, как и способы контроля, которые Государство оставляет за собой.
Государство может принимать законы, устанавливающие необходимые принципы для согласования нормативных положений автономных Сообществ, даже по отношению к предметам отнесенным к их ведению, если этого требуют общие интересы. Решение о такой необходимости принимают Генеральные Кортесы абсолютным большинством голосов в каждой Палате.
Не требуется истечения пятилетнего срока в случае, если ходатайство о предоставлении автономии было оформлено в срок и одобрено провинциальными Собраниями, или соответствующими межостровными органами, или посредством трех четвертей муниципалитетов каждой из заинтересованных провинций, составляющих не менее большинства от избирательного списка в каждой провинции при условии, если такое ходатайство одобряется на референдуме положительным голосованием абсолютным большинством голосов избирателей каждой провинции , в порядке, предусмотренном соответствующим конституционным законом.
Законодательное собрание, избираемое путем всеобщих выборов на основе пропорциональной системы представительства, гарантирующей также представительство различных районов территории,
Правительственный совет, выполняющий исполнительные и административные функции, его председателя, избираемого Собранием из числа его членов и назначаемого Королем. Председатель руководит Правительственным советом, является высшим должностным лицом в автономном Сообществе и представителем Государства в нем. Председатель и члены Правительственного совета несут политическую ответственность за свою деятельность перед Собранием.
Высший суд, без ущерба для юрисдикции Верховного Суда, является высшим судебным органом на территории автономного Сообщества. Уставы могут определять условия и формы участия автономных Сообществ в организации отправления правосудия на уровне округов. Все это действует в соответствии с конституционным законом о судебной власти , ее единстве и независимости. Соответствующие судебные инстанции в необходимых случаях заменяются судебными органами автономного Сообщества, созданными на той территории, на которой находится компетентный орган первой инстанции.
При объединении граничащих друг с другом муниципалитетов, Уставы могут образовывать собственные территориальные округа, обладающие полным правом юридического лица.
Представитель, назначаемый Правительством, руководит органами государственного правления на территории автономного Сообщества, и, при необходимости, координирует ее деятельность с деятельностью органов управления автономного Сообщества.
Если автономное Сообщество не выполняет обязательства , предусмотренные Конституцией или другими законами, либо его действия наносят серьезный ущерб общегосударственным интересам Испании, Правительство предупреждает председателя автономного Сообщества. Если ответа с его стороны не последует, Правительство может, с согласия абсолютного большинства Сената, принять необходимые меры для выполнения автономным Сообществом указанных обязательств в принудительном порядке, либо для защиты упомянутых общегосударственных интересов.
В осуществлении мер, Правительство может давать соответствующие распоряжения любым властям автономных Сообществ.
Автономные Сообщества пользуются финансовой автономией в целях развития и осуществления своих полномочий в соответствии с принципом координации деятельности с центральными финансовыми учреждениями и принципом солидарности всех испанцев.[3]
Список литературы
1. Испания. Конституционные и законодательные акты / Под ред. И.П.Ильинского. - М.Просвещение, 2000. – 164 с.
2. Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под общ. ред. члена-корр. РАН, проф. М. В. Баглая., д.ю.н., проф. Ю. И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л. М. Энтина. - М.: НОРМА—ИНФРА-М, 2003. – 497 с.
3. Мачулъская И.Г. Аналитический обзор российского и зарубежных моделей местного самоуправления. – Новосибирск: Проспект, 2001. – 268 с.
4. Савин В.А. Система органов власти и управления в Испании. - М.: Дело, 2002. – 326 с.
5. Хорлоф Э.М. Местные органы власти в Европе. – М.: Логос, 2002. – 295 с.
6. Черкасов А. Сравнительное местное управление: теория и практика. - М.: ФОРУМ—ИНФРА-М, 2003. – 277 с.
[1] Испания. Конституционные и законодательные акты / Под ред. И.П.Ильинского. - М.Просвещение, 2000. – С. 47
[2] Мачулъская И.Г. Аналитический обзор российского и зарубежных моделей местного самоуправления. – Новосибирск: Проспект, 2001. – С. 93
[3] Хорлоф Э.М. Местные органы власти в Европе. – М.: Логос, 2002. – С. 125