Содержание

1.Нормативно-правовые документы, регулирующие профессиональное обучение государственных служащих. 3

2. Профессиональная переподготовка специалистов. 10

Список литературы.. 15

1. Нормативно-правовые документы,  регулирующие профессиональное обучение государственных служащих

Профессиональное образование государственных и муниципальных служащих регулируется фе­деральным и региональным законодательством, указами Президента Российской Федерации, поста­новлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства об­разования Российской Федерации. Общие вопросы организации государственной службы, права и обязанности государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации опреде­ляются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95. Этим законом закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы (ст. 5).

Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практиче­скими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности.

Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Реализация принципа профессионализма и компетентности на государст­венной службе обеспечивается системой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» на госу­дарственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий (ст. 10). Им гарантируются подготовка и повыше­ние квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения (ст. 15).

На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих (ст. 28).

Таким образом, систематическая профессиональная подготовка является юридически обязатель­ной частью (элементом) прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.

В современных условиях значение этой работы возрастает, так как в органах власти требуется новый тип служащего, способного на основе и в области закона проявлять самостоятельность, твор­чество и предприимчивость, быть компетентным в рамках права, экономики, управления и психоло­гии. Служащий должен уметь взаимодействовать с негосударственными структурами, общественны­ми движениями и населением.

Государственная служба — это профессия, поэтому к ее исполнению необходимо людей специ­ально готовить, создавать условия для непрерывного профессионального образования.

Правовые основы профессионального образования государственных служащих установлены в Федеральном законе Российской Федерации от 31.07.95 «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации». В статье 6 данного закона определены требования к уровню профессионально­го образования служащих с учетом группы и специализации должностей.

В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» также введены квалификационные разряды как показатель соответствия уровня профессиональной подго­товки служащих квалификационным требованиям к должностям соответствующих групп (ст. 7).[1]

Для уточнения требований к уровню образования государственных служащих Федеральным за­коном Российской Федерации от 18.02.99 № 35-ФЗ были внесены изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». В законе те­перь записано, что для ведущих и старших государственных должностей государственной службы необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и му­ниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.

Нормативно-правовое регулирование учебы государственных служащих осуществляется в на­стоящее время на основе государственного заказа. В положении о нем, утвержденном Правительст­вом Российской Федерации (постановление от 30.12.94 № 1462), определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, порядок взаимодействия между федеральными органами по поводу за­каза, а также их взаимоотношения с соответствующими образовательными учреждениями.

Практическое значение для организации обучения государственных и муниципальных служа­щих имеют положения, изложенные в указе Президента РФ от 7.02.95 № 103 «О государственном за­казе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих». В этом указе орга­нам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ежегодно формиро­вать на основе выявляемой потребности заказ на переподготовку и повышение квалификации госу­дарственных служащих субъектов Российской Федерации, а также служащих органов местного само­управления с последующим размещением его на договорной основе в региональных кадровых цен­трах Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) и других учебных учреждениях, реализующих профессионально-образовательные программы обуче­ния государственных и муниципальных служащих. В указе Президента Российской Федерации запи­сано, что переподготовка и повышение квалификации государственных служащих субъектов Россий­ской Федерации и служащих органов местного самоуправления осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Правовое регулирование сроков обучения государственных служащих определено постановле­нием Правительства Российской Федерации от 13.09.94 № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной вла­сти». Повышение квалификации проводится не реже 1 раза в 5 лет. При этом в зависимости от групп должностей и форм обучения устанавливаются следующие сроки повышения квалификации: от 2 до 6 недель — с отрывом от государственной службы и от 6 месяцев до 1 года — без отрыва от службы.

Нормативно-правовое регулирование профессионального обучения государственных служащих осуществляется также с помощью норм, содержащихся в указах Президента Российской Федерации «О мерах по усилению социальной защищенности работников центральных органов федеральной ис­полнительной власти и повышению их профессионального уровня» (1993 г.), «Об утверждении Поло­жения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, уволь­няемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата» (1994 г.), «О квалификационных требованиях по го­сударственным должностям федеральной государственной службы» (1996 г.), «Об утверждении Поло­жения о проведении аттестации федерального государственного служащего» (1996 г.) и др.

Принципиальное значение в нормативно-правовом регулировании профессионального обучения государственных служащих федеральной государственной службы имеет указ Президента Россий­ской Федерации от 3.09.97 № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служа­щих», который предусматривает:

обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела, в течение первого года работы в указанных должностях;

обязательное повышение квалификации (не реже 1 раза в 3 года) лиц, замещающих руково­дящие должности.

В данном документе установлено, что профессиональная переподготовка и повышение квали­фикации служащих, перечисленных в указе Президента Российской Федерации, осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведом­ственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Прави­тельстве Российской Федерации.

Важное место в нормативно-правовой базе профессионального обучения государственных и му­ниципальных служащих занимают постановления Правительства Российской Федерации, приказы Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и Министерства обще­го и профессионального образования Российской Федерации, регулирующие вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Среди них следует выделить:

Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузов­ском профессиональном образовании»;

постановление Правительства Российской Федерации от 26,06.95 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образо­вания (повышения квалификации) специалистов»;

приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.12.95 № 1700 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных госу­дарственных служащих»;

приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5.12.96 № 423 «О внесении дополнений в приказ Госкомвуза России от 25.12.95 № 1700»;

постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.95 № 12 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподго­товки специалистов»;

государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» (третий уровень профессио­нального образования), утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по высше­му образованию 3.08.96 (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000).

Для совершенствования дополнительного и профессионального образования федеральных госу­дарственных служащих Министерство образования Российской Федерации своим приказом от 31.07.2000 утвердило новую редакцию государственного образовательного стандарта дополнитель­ного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготов­ки) федеральных государственных служащих.

В этом стандарте сформулированы базовые требования к направлениям дополнительного про­фессионального образования и содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, сроки, порядок организации повышения квалификации, профессиональной переподготов­ки государственных служащих, общие нормативы учебной нагрузки, требования к образовательным учреждениям, реализующим программы дополнительного профессионального образования государ­ственных служащих.

В государственном стандарте даны определение и общая характеристика дополнительного профес­сионального образования государственных служащих. Кроме того, отмечены следующие положения.

Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих (про­фессиональная переподготовка и повышение квалификации) — образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего, среднего или соответствующего дополнительного профессионального образования, для роста профессионализма и повышения квалификации федеральных государственных служащих, подготов­ки их к выполнению новых трудовых функций.

Гражданину, претендующему на должность государственного служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к дан­ной должности. При этом требуется представить документы, подтверждающие его квалификацию.

Государственный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для ре­шения профессиональных задач, соответствующих его должностным обязанностям.

Повышение квалификации (профессиональная переподготовка) государственных служащих проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.

Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих учи­тывается при прохождении ими аттестации и переводе на другие должности.

Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки федеральных государствен­ных служащих устанавливаются образовательные программы четырех видов: краткосрочные про­граммы повышения квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач; среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности; программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности; программы дополнительного к высшему профес­сионального образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к ми­нимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, фор­мируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с уче­том международных требований и стандартов, и утверждаемые Министерством образования Россий­ской Федерации, объемом свыше 1000 учебных часов.

Для реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих устанавливаются следующие сроки непрерывного обуче­ния: при повышении квалификации — от 2 до 6 недель с полным или частичным отрывом от госу­дарственной службы и от 6 недель до 6 месяцев без отрыва от государственной службы; при профес­сиональной переподготовке — от 3 до 6 месяцев с отрывом от государственной службы и от 6 меся­цев до 1 года без отрыва от государственной службы.

Допускается дистанционная технология обучения при освоении отдельных образовательных моду­лей соответствующих модульных образовательных программ с обязательной сдачей зачета по каждому модулю, если иное не оговаривается условиями реализации конкретной образовательной программы.

К важнейшим нормативным документам, регулирующим дополнительное профессиональное об­разование государственных служащих, принятым в последние годы, следует также отнести приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» и постановление Правитель­ства от 14.02.2001 №109 «Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».

В этих документах изложены условия, организация и содержание профессиональной переподго­товки, порядок государственной итоговой аттестации служащих, порядок размещения, финансирова­ния и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение ква­лификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.[2]

2. Профессиональная переподготовка специалистов

Для обеспечения эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также повышения квалификации государственных служащих указом Президента Россий­ской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3.09.97 № 983 предусмотрена система непрерывной профессиональной подготовки государственных служащих.

Под непрерывной профессиональной подготовкой имеется ввиду целенаправленный, осущест­вляемый в течение всей служебной деятельности непрерываемый процесс повышения квалификации государственного служащего в пределах имеющегося у него уровня профессионального образования либо достижения им более высокого образовательного уровня (образовательного ценза) в интересах государственной службы.

Непрерывная профессиональная подготовка на государственной службе включает:

обязательную профессиональную подготовку лиц, впервые принятых на государственную службу;

обязательное повышение квалификации, т. е. периодическое обучение (не реже 1 раза в 5 лет) по дополнительным или основным профессиональным образовательным программам для поддержа­ния квалификации всего контингента государственных служащих на уровне, достаточном для эффек­тивного исполнения должностных полномочий;

обязательную профессиональную переподготовку, т. е. обучение лип, в отношении которых предполагаются должностные перемещения (назначение на государственную должность иного профиля, замещение более высокой должности и др.);

направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц в возрасте не  старше 40 лет (для воен­нослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных сил Российской Федерации, - не старше 45 лет), замещающих государственные должности федеральной государственной службы.

Переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования. В соответствии с «Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» она осуществляется с целью получения специалистами дополнительных знаний, умений и на­выков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.

Под переподготовкой государственных служащих следует рассматривать процесс теоретическо­го обучения и совершенствования умений и навыков в новых для государственного служащего об­ластях и направлениях деятельности.

Ее организация предполагает тесное и заинтересованное взаимодействие всех субъектов этой деятельности: органов государственного управления всех уровней, государственных служащих и об­разовательных учреждений дополнительного профессионального образования.

Органы государственного управления выступают в роли заказчика. Располагая анализом кадро­вого состава и перспективой его движения, они на основе долгосрочных целевых программ подго­товки кадров должны формировать образовательному учреждению объем и структуру государствен­ного или регионального заказа на их переподготовку.

Основанием для этого является Федеральный закон «Об основах государственной службы Рос­сийской Федерации» и соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[3]

Законодательством устанавливаются квалификационные требования к замещению должностей государственной службы, что в некоторых случаях предполагает необходимость дополнительного профессионального образования.

Федеральный закон определяет безусловную необходимость освоения государственными слу­жащими программы профессиональной переподготовки в следующих случаях:

при необходимости должностных перемещений (назначение на  государственную должность иного профиля, замещение более высокой должности), требующих получения более углубленных знаний в конкретных областях деятельности;

для лиц, впервые принятых на государственную службу, если они немеют базового профес­сионально-управленческого образования или ранее не состояли на государственной службе.

Образовательная деятельность учреждений дополнительного профессионального образования по реализации программ профессиональной переподготовки государственных служащих также осуще­ствляется в строгом соответствии с федеральными нормативными актами.

Одним из таких документов является «Государственный образовательный стандарт дополни­тельного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства образования Рос­сийской Федерации № 2370 от 31.07.2000.

Освоение служащим программ переподготовки завершается государственной итоговой аттеста­цией, по результатам которой выдается диплом установленного образца, удостоверяющий право спе­циалиста на ведение профессиональной деятельности в соответствии с установленными квалифика­ционными требованиями по должностным категориям.

Программы профессиональной переподготовки предусматривают освоение слушателями учеб­ной нагрузки в объеме 540 часов. Общая продолжительность обучения составляет 1 год.

Для обучения по программе профессиональной переподготовки в региональные академии госу­дарственной службы принимаются лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. Обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета и на платной основе. На бюджет­ные места принимаются государственные служащие по направлению федеральных органов государ­ственного управления и администраций субъектов Российской Федерации. Лицам, прошедшим обу­чение по данной образовательной программе, вручаются государственные дипломы о профессио­нальной переподготовке, удостоверяющие их право на ведение профессиональной деятельности.

Второе высшее образование по программе ускоренного и сокращенного обучения осуществляет­ся в течение примерно 2.5 лет.

Первое высшее образование на базе среднего профессионального осуществляется по ускоренной и сокращенной форме обучения в течение 3,5 лет.

Прием государственных служащих на обучение по программам второго и первого высшего об­разования на платной основе осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми с органа­ми государственной власти и местного самоуправления, а также на основе индивидуальных догово­ров с физическими лицами.


По всем трем специальностям и образовательным программам профессиональной переподготов­ки обучение ведется по заочной и очно-заочной формам обучения.[4]


Список литературы




1.                      Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».

2.                      Постановление Правитель­ства от 14.02.2001 №109 «Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональ­ную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».

3.                      Постановле­ние Правительства Российской Федерации от 13.09.94 № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной вла­сти».

4.                      Указ Президента РФ от 7.02.95 № 103 «О государственном за­казе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих».

5.                      Указ Президента РФ от 3.09.97 № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служа­щих».

6.                      Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95.

7.                      Доронина И. В., Черноскутов В. Е. Стимулировании  и развитие персонала: Учеб. – методич. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2002. -  102 с.

8.                      Государственная служба: сб. нормат. Документов. – М.6 дело, 1999. 



[1] Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95.


[2] Государственная служба: сб. нормат. Документов. – М.6 дело, 1999. 


[3] Государственная служба: сб. нормат. Документов. – М.6 дело, 1999. 


[4] Доронина И. В., Черноскутов В. Е. Стимулировании  и развитие персонала: Учеб. – методич. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2002. -  102 с.