Содержание
1.Нормативно-правовые документы, регулирующие профессиональное обучение государственных служащих. 3
2. Профессиональная переподготовка специалистов. 10
Список литературы.. 15
1. Нормативно-правовые документы, регулирующие профессиональное обучение государственных служащих
Профессиональное образование государственных и муниципальных служащих регулируется федеральным и региональным законодательством, указами Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами Министерства образования Российской Федерации. Общие вопросы организации государственной службы, права и обязанности государственных и муниципальных служащих в Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95. Этим законом закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы (ст. 5).
Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности.
Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности. Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается системой профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий (ст. 10). Им гарантируются подготовка и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения (ст. 15).
На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих (ст. 28).
Таким образом, систематическая профессиональная подготовка является юридически обязательной частью (элементом) прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
В современных условиях значение этой работы возрастает, так как в органах власти требуется новый тип служащего, способного на основе и в области закона проявлять самостоятельность, творчество и предприимчивость, быть компетентным в рамках права, экономики, управления и психологии. Служащий должен уметь взаимодействовать с негосударственными структурами, общественными движениями и населением.
Государственная служба — это профессия, поэтому к ее исполнению необходимо людей специально готовить, создавать условия для непрерывного профессионального образования.
Правовые основы профессионального образования государственных служащих установлены в Федеральном законе Российской Федерации от 31.07.95 «Об основах государственной службы Российской Федерации». В статье 6 данного закона определены требования к уровню профессионального образования служащих с учетом группы и специализации должностей.
В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» также введены квалификационные разряды как показатель соответствия уровня профессиональной подготовки служащих квалификационным требованиям к должностям соответствующих групп (ст. 7).[1]
Для уточнения требований к уровню образования государственных служащих Федеральным законом Российской Федерации от 18.02.99 № 35-ФЗ были внесены изменения в статью 6 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». В законе теперь записано, что для ведущих и старших государственных должностей государственной службы необходимо иметь высшее профессиональное образование по специальности «Государственное и муниципальное управление» либо по специализации государственных должностей государственной службы или образование, считающееся равноценным.
Нормативно-правовое регулирование учебы государственных служащих осуществляется в настоящее время на основе государственного заказа. В положении о нем, утвержденном Правительством Российской Федерации (постановление от 30.12.94 № 1462), определен порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих, порядок взаимодействия между федеральными органами по поводу заказа, а также их взаимоотношения с соответствующими образовательными учреждениями.
Практическое значение для организации обучения государственных и муниципальных служащих имеют положения, изложенные в указе Президента РФ от 7.02.95 № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих». В этом указе органам государственной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ежегодно формировать на основе выявляемой потребности заказ на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации, а также служащих органов местного самоуправления с последующим размещением его на договорной основе в региональных кадровых центрах Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАГС) и других учебных учреждениях, реализующих профессионально-образовательные программы обучения государственных и муниципальных служащих. В указе Президента Российской Федерации записано, что переподготовка и повышение квалификации государственных служащих субъектов Российской Федерации и служащих органов местного самоуправления осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Правовое регулирование сроков обучения государственных служащих определено постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.94 № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти». Повышение квалификации проводится не реже 1 раза в 5 лет. При этом в зависимости от групп должностей и форм обучения устанавливаются следующие сроки повышения квалификации: от 2 до 6 недель — с отрывом от государственной службы и от 6 месяцев до 1 года — без отрыва от службы.
Нормативно-правовое регулирование профессионального обучения государственных служащих осуществляется также с помощью норм, содержащихся в указах Президента Российской Федерации «О мерах по усилению социальной защищенности работников центральных органов федеральной исполнительной власти и повышению их профессионального уровня» (1993 г.), «Об утверждении Положения о повышении квалификации и переподготовке федеральных государственных служащих, увольняемых из аппарата органов государственной власти Российской Федерации в связи с ликвидацией или реорганизацией этих органов, сокращением штата» (1994 г.), «О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы» (1996 г.), «Об утверждении Положения о проведении аттестации федерального государственного служащего» (1996 г.) и др.
Принципиальное значение в нормативно-правовом регулировании профессионального обучения государственных служащих федеральной государственной службы имеет указ Президента Российской Федерации от 3.09.97 № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих», который предусматривает:
обязательную профессиональную переподготовку лиц, впервые назначенных на государственные должности федеральной государственной службы не ниже заместителя начальника отдела, в течение первого года работы в указанных должностях;
обязательное повышение квалификации (не реже 1 раза в 3 года) лиц, замещающих руководящие должности.
В данном документе установлено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации служащих, перечисленных в указе Президента Российской Федерации, осуществляются в Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей образовательных учреждениях, а также в Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.
Важное место в нормативно-правовой базе профессионального обучения государственных и муниципальных служащих занимают постановления Правительства Российской Федерации, приказы Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, регулирующие вопросы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Среди них следует выделить:
Федеральный закон Российской Федерации от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
постановление Правительства Российской Федерации от 26,06.95 № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»;
приказ Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 25.12.95 № 1700 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и переподготовки) федеральных государственных служащих»;
приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 5.12.96 № 423 «О внесении дополнений в приказ Госкомвуза России от 25.12.95 № 1700»;
постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 27.12.95 № 12 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов»;
государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки специалистов по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление» (третий уровень профессионального образования), утверждены Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 3.08.96 (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 061000).
Для совершенствования дополнительного и профессионального образования федеральных государственных служащих Министерство образования Российской Федерации своим приказом от 31.07.2000 утвердило новую редакцию государственного образовательного стандарта дополнительного профессионального образования (повышения квалификации и профессиональной переподготовки) федеральных государственных служащих.
В этом стандарте сформулированы базовые требования к направлениям дополнительного профессионального образования и содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ, сроки, порядок организации повышения квалификации, профессиональной переподготовки государственных служащих, общие нормативы учебной нагрузки, требования к образовательным учреждениям, реализующим программы дополнительного профессионального образования государственных служащих.
В государственном стандарте даны определение и общая характеристика дополнительного профессионального образования государственных служащих. Кроме того, отмечены следующие положения.
Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих (профессиональная переподготовка и повышение квалификации) — образование на базе высшего или среднего профессионального образования, осуществляемое в образовательных учреждениях высшего, среднего или соответствующего дополнительного профессионального образования, для роста профессионализма и повышения квалификации федеральных государственных служащих, подготовки их к выполнению новых трудовых функций.
Гражданину, претендующему на должность государственного служащего, необходимо иметь уровень профессионального образования, соответствующий квалификационным требованиям к данной должности. При этом требуется представить документы, подтверждающие его квалификацию.
Государственный служащий обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для решения профессиональных задач, соответствующих его должностным обязанностям.
Повышение квалификации (профессиональная переподготовка) государственных служащих проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 5 лет.
Дополнительное профессиональное образование федеральных государственных служащих учитывается при прохождении ими аттестации и переводе на другие должности.
Для повышения квалификации и профессиональной переподготовки федеральных государственных служащих устанавливаются образовательные программы четырех видов: краткосрочные программы повышения квалификации объемом от 72 до 100 учебных часов, направленные на повышение квалификации по отдельным видам профессиональной деятельности и решение соответствующих профессиональных задач; среднесрочные программы повышения квалификации объемом от 100 до 500 учебных часов, направленные на комплексное повышение квалификации со специализацией по должности; программы профессиональной переподготовки объемом от 500 до 1000 учебных часов, осуществляемые с целью адаптации государственных служащих к новым экономическим условиям и ведению новой профессиональной деятельности; программы дополнительного к высшему профессионального образования, осуществляемые в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки лиц для присвоения дополнительной квалификации, формируемые по заказам министерств, ведомств и органов управления образованием, в том числе с учетом международных требований и стандартов, и утверждаемые Министерством образования Российской Федерации, объемом свыше 1000 учебных часов.
Для реализации образовательных программ дополнительного профессионального образования федеральных государственных служащих устанавливаются следующие сроки непрерывного обучения: при повышении квалификации — от 2 до 6 недель с полным или частичным отрывом от государственной службы и от 6 недель до 6 месяцев без отрыва от государственной службы; при профессиональной переподготовке — от 3 до 6 месяцев с отрывом от государственной службы и от 6 месяцев до 1 года без отрыва от государственной службы.
Допускается дистанционная технология обучения при освоении отдельных образовательных модулей соответствующих модульных образовательных программ с обязательной сдачей зачета по каждому модулю, если иное не оговаривается условиями реализации конкретной образовательной программы.
К важнейшим нормативным документам, регулирующим дополнительное профессиональное образование государственных служащих, принятым в последние годы, следует также отнести приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» и постановление Правительства от 14.02.2001 №109 «Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».
В этих документах изложены условия, организация и содержание профессиональной переподготовки, порядок государственной итоговой аттестации служащих, порядок размещения, финансирования и исполнения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти.[2]
2. Профессиональная переподготовка специалистов
Для обеспечения эффективной деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также повышения квалификации государственных служащих указом Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих» от 3.09.97 № 983 предусмотрена система непрерывной профессиональной подготовки государственных служащих.
Под непрерывной профессиональной подготовкой имеется ввиду целенаправленный, осуществляемый в течение всей служебной деятельности непрерываемый процесс повышения квалификации государственного служащего в пределах имеющегося у него уровня профессионального образования либо достижения им более высокого образовательного уровня (образовательного ценза) в интересах государственной службы.
Непрерывная профессиональная подготовка на государственной службе включает:
обязательную профессиональную подготовку лиц, впервые принятых на государственную службу;
обязательное повышение квалификации, т. е. периодическое обучение (не реже 1 раза в 5 лет) по дополнительным или основным профессиональным образовательным программам для поддержания квалификации всего контингента государственных служащих на уровне, достаточном для эффективного исполнения должностных полномочий;
обязательную профессиональную переподготовку, т. е. обучение лип, в отношении которых предполагаются должностные перемещения (назначение на государственную должность иного профиля, замещение более высокой должности и др.);
направление на подготовку (стажировку) за рубеж лиц в возрасте не старше 40 лет (для военнослужащих, уволенных в запас в связи с реформой Вооруженных сил Российской Федерации, - не старше 45 лет), замещающих государственные должности федеральной государственной службы.
Переподготовка является одним из видов дополнительного профессионального образования. В соответствии с «Положением о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов» она осуществляется с целью получения специалистами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности.
Под переподготовкой государственных служащих следует рассматривать процесс теоретического обучения и совершенствования умений и навыков в новых для государственного служащего областях и направлениях деятельности.
Ее организация предполагает тесное и заинтересованное взаимодействие всех субъектов этой деятельности: органов государственного управления всех уровней, государственных служащих и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.
Органы государственного управления выступают в роли заказчика. Располагая анализом кадрового состава и перспективой его движения, они на основе долгосрочных целевых программ подготовки кадров должны формировать образовательному учреждению объем и структуру государственного или регионального заказа на их переподготовку.
Основанием для этого является Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» и соответствующие правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.[3]
Законодательством устанавливаются квалификационные требования к замещению должностей государственной службы, что в некоторых случаях предполагает необходимость дополнительного профессионального образования.
Федеральный закон определяет безусловную необходимость освоения государственными служащими программы профессиональной переподготовки в следующих случаях:
при необходимости должностных перемещений (назначение на государственную должность иного профиля, замещение более высокой должности), требующих получения более углубленных знаний в конкретных областях деятельности;
для лиц, впервые принятых на государственную службу, если они немеют базового профессионально-управленческого образования или ранее не состояли на государственной службе.
Образовательная деятельность учреждений дополнительного профессионального образования по реализации программ профессиональной переподготовки государственных служащих также осуществляется в строгом соответствии с федеральными нормативными актами.
Одним из таких документов является «Государственный образовательный стандарт дополнительного профессионального образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации № 2370 от 31.07.2000.
Освоение служащим программ переподготовки завершается государственной итоговой аттестацией, по результатам которой выдается диплом установленного образца, удостоверяющий право специалиста на ведение профессиональной деятельности в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям.
Программы профессиональной переподготовки предусматривают освоение слушателями учебной нагрузки в объеме 540 часов. Общая продолжительность обучения составляет 1 год.
Для обучения по программе профессиональной переподготовки в региональные академии государственной службы принимаются лица, имеющие высшее и среднее профессиональное образование. Обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета и на платной основе. На бюджетные места принимаются государственные служащие по направлению федеральных органов государственного управления и администраций субъектов Российской Федерации. Лицам, прошедшим обучение по данной образовательной программе, вручаются государственные дипломы о профессиональной переподготовке, удостоверяющие их право на ведение профессиональной деятельности.
Второе высшее образование по программе ускоренного и сокращенного обучения осуществляется в течение примерно 2.5 лет.
Первое высшее образование на базе среднего профессионального осуществляется по ускоренной и сокращенной форме обучения в течение 3,5 лет.
Прием государственных служащих на обучение по программам второго и первого высшего образования на платной основе осуществляется в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти и местного самоуправления, а также на основе индивидуальных договоров с физическими лицами.
По всем трем специальностям и образовательным программам профессиональной переподготовки обучение ведется по заочной и очно-заочной формам обучения.[4]
Список литературы
1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 6.09.2000 № 2571 «Об утверждении Положения о порядке и условиях профессиональной переподготовки специалистов».
2. Постановление Правительства от 14.02.2001 №109 «Об утверждении Положения о государственном заказе на профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.94 № 1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти».
4. Указ Президента РФ от 7.02.95 № 103 «О государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих».
5. Указ Президента РФ от 3.09.97 № 983 «О дополнительных мерах по подготовке государственных служащих».
6. Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95.
7. Доронина И. В., Черноскутов В. Е. Стимулировании и развитие персонала: Учеб. – методич. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2002. - 102 с.
8. Государственная служба: сб. нормат. Документов. – М.6 дело, 1999.
[1] Федеральный закон «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31.07.95.
[2] Государственная служба: сб. нормат. Документов. – М.6 дело, 1999.
[3] Государственная служба: сб. нормат. Документов. – М.6 дело, 1999.
[4] Доронина И. В., Черноскутов В. Е. Стимулировании и развитие персонала: Учеб. – методич. Комплекс. – Новосибирск: СибАГС, 2002. - 102 с.