Содержание

1. Теоретическая часть применения оплаты труда работников бюджетных организаций. 3

2. Практическая часть применения оплаты труда в НГУ.. 5

Список литературы.. 10

1. Теоретическая часть применения оплаты труда работников бюджетных организаций

За последние десять лет в области оплаты труда произошли значительные изменения. Сфера государственного регулирования в вопросах организации оплаты труда значительно сократилась. Это вызвано развитием многоукладной экономики, появлением частных и смешанных форм собственности, которые стали играть ведущую роль в экономике страны. Предприятия, акционерные общества и товарищества теперь самостоятельно осуществляют формирование собственных финансовых средств, в т.ч. и средств, направляемых на выплату заработной платы. В этой связи им предоставлено право самостоятельно устанавливать системы заработной платы, размеры тарифных ставок, должностных окладов, различные виды выплат.

В организациях, финансируемых из бюджета, бюджетных учреждениях системы заработной платы устанавливаются в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами. Таким образом, регулирование оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется государством.

Большая часть бюджетных учреждений приходится на отрасли социальной сферы - это образование, здравоохранение, социальное обслуживание населения, физическая культура и спорт, культура, наука и др. Вместе с тем организации, финансируемые из бюджета, имеются практически во всех отраслях экономики. Особенностью отраслей бюджетной сферы является то, что основная категория работников - это специалисты с высшим профессиональным образованием.

Оплата труда работников организаций бюджетной сферы производится на основе Единой тарифной сетки. Единая тарифная сетка была введена в 1992 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации, принятым на основании Указа Президента Российской Федерации. Должности работников организаций бюджетной сферы, включая руководителей, специалистов и рабочих, распределены по 18 разрядам Единой тарифной сетки. Отнесение к разрядам Единой тарифной сетки произведено на основе межотраслевого сопоставления различий в сложности выполняемых функций и квалификации работников.

В 1999 году система организации оплаты труда по Единой тарифной сетке утверждена законодательно. Принят Федеральный закон "Об упорядочении оплаты труда работников организаций бюджетной сферы" от 4 февраля 1999 г. N 22-ФЗ, согласно которому тарифная ставка первого разряда ЕТС устанавливается федеральным законом. Также определено, что формирование средств на оплату труда работников бюджетной сферы, предусматриваемых федеральным и территориальными бюджетами, осуществляется с учетом параметров Единой тарифной сетки. Позднее, в 2001 году, принят Федеральный закон "О тарифной ставке (окладе) первого разряда Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы" от 25 октября 2001 г. N 139-ФЗ.[1]

Анализируя условия оплаты труда по Единой тарифной сетке, можно сделать вывод, что ЕТС выполнила задачи, поставленные перед ней в условиях высокой инфляции. С помощью Единой тарифной сетки осуществлялось повышение оплаты труда всех категорий работников бюджетной сферы, проводимое в связи с ростом потребительских цен. Тем самым поддерживались соотношения в дифференциации тарифных ставок (окладов) по разрядам ЕТС.

Вместе с тем уже на начальном этапе применения условий оплаты труда на основе ЕТС стало очевидным, что Единая тарифная сетка не может в полной мере учитывать многообразие особенностей труда по всем профессиям и должностям работников. Подтверждением этому фактору явилось то, что на протяжении всего времени применения ЕТС в Минтруд России неоднократно обращались министерства и ведомства по поводу изменения тарификации работников отдельных типов учреждений и отраслей, имея в виду повышение разрядов оплаты труда.

Действовавший до декабря 2001 года диапазон тарифных коэффициентов первого и последнего разрядов 1 к 10,07 не давал возможности для существенного увеличения тарифных ставок (окладов) начальных и средних тарифных разрядов ЕТС. В связи с этим было принято решение об изменении ее параметров - сокращении диапазона тарифных коэффициентов до соотношения 1 к 4,5. Такое решение позволило повысить размер тарифных ставок (окладов) в среднем в 1,89 раза. В больших размерах (в среднем в 2 раза) были повышены размеры тарифных ставок (окладов) основных категорий работников учреждений бюджетной сферы - учителей, врачей, специалистов учреждений культуры и других. Благодаря принятым решениям размер средней заработной платы работников бюджетных организаций вырос примерно в 1,6 раза. Значительно улучшилось соотношение заработной платы работников бюджетных организаций и работников производственных отраслей, которое приблизилось к 70 процентам.[2]


2. Практическая часть применения оплаты труда в НГУ

Оплата труда работников Университета, замещающих должности, предусмотренные штатными расписаниями Университета в пределах объемов финансирования за счет средств федерального бюджета основываются на единых принципах материального обеспечения работников государственных высших учебных заведений, установленных Единой тарифной сеткой (далее — ETC), введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 г. № 785 «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки» и состоит из окладов (ставок),  доплат, надбавок и других выплат стимулирующего и компенсационного    характера,    предусмотренных    действующим законодательством и настоящим Положением. На цели дополнительного материального  стимулирования   указанных  категорий  работников Университет вправе использовать свои бюджетные средства.

В соответствии с постановлением Министерства труда Российской Федерации от 4 марта 1993 г. № 48 «Об утверждении разъяснения «О порядке установления доплат и надбавок работникам учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании» размеры доплат и надбавок стимулирующего характера, в том числе за выполнение работ, не входящих в круг основных обязанностей работника,   максимальными   размерами   не   ограничиваются   и устанавливаются персонально для каждого работника в зависимости от качества и объема выполняемых работ.

Для усиления материальной заинтересованности работников в выполнении планов и договорных обязательств, повышения эффективности и качества работы в Университете устанавливаются персональные надбавки и доплаты, действуют системы премирования, выплат вознаграждения по итогам работы за год, другие формы материального поощрения, которые предельными размерами не ограничиваются.

Установление систем оплаты труда и форм материального поощрения, утверждения премирования, выплате вознаграждения по итогам работы за год и иным формам материального регулярного и единовременного (разового) стимулирования всех работников Университета, независимо от финансовых источников образования их должности, производится администрацией Университета по решению Ученого Совета НГУ.

Оплата труда производится за индивидуальные и коллективные результаты работы. При этом оплата труда каждого из работников:

производится пропорционально отработанному времени, исходя из должностного оклада, либо в зависимости от выработки, исходя из сдельных расценок, а также доплат и надбавок, предусмотренных соответствующими нормативными актами и настоящим Положением;

в соответствии со ст. 77 Трудового Кодекса Российской Федерации зависит от личного трудового вклада работника, качества труда и максимальным размером не ограничивается и не может быть ниже установленного для занимаемой им должности размера оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой (ст. 78 Трудового Кодекса РФ).

Для отдельных работников Университета может быть установлен индивидуальный режим рабочего времени и времени отдыха, а также проводится суммированный учет рабочего времени. Предусмотренные названным постановлением принципы оплаты могут применяться при условии наличия достаточного количества бюджетных и внебюджетных средств.

Индексация оплаты труда работников Университета производится в порядке, установленном Законом РФ от 24 октября 1991г. № 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РФ» и в соответствии со ст. 30 Федерального закона № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Изложенные в настоящем разделе положения принципы оплаты труда на основе Единой тарифной сетки также применяются и для работников Университета, должности которых введены за счет внебюджетных средств.

Ректор   Университета    несет   материальную   и  иную ответственность за своевременную и правильную оплату труда работников.

Должностной оклад работников Университета, существенными условиями труда которых предусмотрено, что занимаемые ими должности введены за счет средств бюджета, формируется из оклада по соответствующему разряду оплаты труда единой тарифной сетки и повышения к нему, предусмотренных нормативно-правовыми актами.

На момент принятия и введения настоящего Положения действуют нормы тарифной сетки, установленные постановлением Правительства РФ от 18 марта 1999г. №309 «О повышении тарифных ставок (окладов) единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы».

Ставки и оклады, определенные на основе Единой тарифной сетки, являются государственными гарантиями минимальных уровней оплаты труда всех работников при соблюдении определенной законодательством продолжительности рабочего времени, исчисляемой в порядке,  установленном  постановлением  Министерства труда  и социального развития Российской Федерации от 10 октября 1997г. №53 «Об утверждении разъяснения «О норме рабочего времени и порядке определения часовой тарифной ставки из установленной месячной тарифной ставки в 1998г.» и выполнения объема работы (норм труда).

Ст. 1 Федерального закона от 9 января 1997г. № 6-ФЗ»0 повышении минимального размера оплаты труда» с 1 января 1997г. установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 83 490 рублей (неденоминированных), величина которого согласно ст. 5 того же закона учитывается при исчислении налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых в соответствии с законодательством в зависимости от минимального размера оплаты труда.

Разряды оплаты труда работников в соответствии с единой тарифной сеткой определяются по результатам аттестации. Аттестация работников Университета осуществляются на основе требований квалификационных   характеристик,    утвержденных    федеральным (центральным)   органом   управления   высшим   профессиональным образованием по согласованию с Минтрудом России; по общеотраслевым должностям служащих и рабочих, которым ранее устанавливались месячные оклады - на основе  квалификационных требований, утверждаемых Минтрудом России; профессии рабочих тарифицируются в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих с 1 по 8 разряды единой тарифной сетки. Высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, предусмотренных перечнями, утверждаемыми федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием, могут устанавливаться тарифные коэффициенты, исходя из 9-10 разрядов единой тарифной сетки.

При аттестации работников используются нормы совместного  приказа  Министерства  образования  Российской  Федерации  и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 14 декабря 1995 г. №622/1646 «Об утверждении Рекомендаций по определению уровня квалификации педагогических и руководящих работников, требований к квалификации этих работников при присвоении им квалификационных категорий и внесения изменений в  приказ Министерства образования Российской  Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 31 августа 1995г. №463/1268», а именно:

«Наличие у работников квалификации «бакалавр», «специалист», «магистр» дает право на установление им разрядов оплаты труда по ETC, предусмотренных для лиц, имеющих высшее профессиональное образование.

Наличие у работников диплома о неполном высшем образовании права на установление разрядов оплаты труда по ETC, предусмотренных для лиц, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, не дает».

Изменения размеров должностных окладов (ставок) производится:

-                   Со дня назначения работника на должность;

-                   Увеличение стажа работы по специальности или в определенных должностях, представления соответствующего документа об образовании (при получении образования или восстановлении документа об образовании и о стаже работы), дающих право на повышение разряда оплаты труда, - согласно даты приказа по Университету;

-                   При  присвоении  государственных  почетных  званий (заслуженный деятель науки и техники, заслуженный изобретатель и т.п.)-со дня присвоения почетного звания;

-                   При присвоении квалификационной категории, согласно даты решения органа (учреждения), при котором создана аттестационная комиссии;

-                   При присуждении ученой степени или ученого звания со дня вынесения   решения   о   выдаче   соответствующего   документа государственного образца.[3]


Список литературы



1.                     Постановление  Правительства РФ «О повышении  тарифных ставок  (окладов) ЕТС по оплате труда  работников бюджетной сферы» от 6.11.01 г. №775.

2.                     ФЗ «О тарифной  ставке (окладе) 1 разряда ЕТС по оплате труда  работников организаций бюджетной сферы» от 26.10.01 г. №139-ФЗ.

3.                     Шадилова С.Н. Расчет заработной платы на предприятиях всех форм собственности. Практическое руководство. - М.: ИКЦ ДИС, 2003. -  376с.



[1] Постановление  Правительства РФ «О повышении  тарифных ставок  (окладов) ЕТС по оплате труда  работников бюджетной сферы» от 6.11.01 г. №775.


[2] ФЗ «О тарифной  ставке (окладе) 1 разряда ЕТС по оплате труда  работников организаций бюджетной сферы» от 26.10.01 г. №139-ФЗ.


[3] Шадилова С.Н. Расчет заработной платы на предприятиях всех форм собственности. Практическое руководство. - М.: ИКЦ ДИС, 2003. -  376с.