Содержание

Введение. 2

1. Понятие культуры в теории управления. 4

2. Механизмы внедрения ценности, морали и идеологии в системы управления:  теоретический аспект. 7

3. Краткая характеристика организации ООО «Роспечать». 10

4. Понятие  культурных ценностей  как регулятора управленческих отношений в ООО «Роспечать». 11

5. Понятие морали и нравственности как регулятора управленческих отношений в ООО «Роспечать». 14

6. Идеология  как регулятор управленческих отношений в ООО «Роспечать»  17

Заключение. 25

Список литературы.. 27

Приложение 1. 28
















Введение

Объективные условия, в которых придется действовать человеку в XXI в., диктуют новые формы мышления, поведения и сотрудничества людей. Соответственно по-новому должен быть развит и организован субъективный фактор. Время, в которое мы живем,— это время динамичных перемен. Все процессы развиваются быстро и очень противоречиво.

Поэтому нарастает осознание того, что в центре всех этих угроз лежит угроза разрушения человека, его связей с обществом, оскудение духовности и культуры.

Противоречие между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности мира, таящая в себе возможности нарастающих сегодня социальных взрывов и катастроф. Видимо, это кардинальная проблема, стоящая перед миром, от решения которой во многом зависят темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы.

Усугубление этого противоречия ведет к деградации-личности, к усилению апатии и отчаяния человека, к укреплению ложных ценностей в духовном мире, что и является, в конечном счете, причиной антисоциального поведения, нарастающей агрессивности, возникающих военных конфликтов, межнациональной розни, терроризма и т. п.

Понимание проблемы, выявление текущих тенденций развития порождает и новые методы их решения. Они появляются в сфере управления, носят стратегический и тактический характер.

Таким образом, актуальность темы современных ценностей, морали и идеологии в процессе управления вполне очевидна.  В связи с чем данная тема была выбрана для рассмотрения в качестве объекта исследования курсовой работы. Целью курсовой работы выступает исследование  понятий ценности, морали и идеологии как регуляторов управленческих отношений в ООО «Роспечать».

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    рассмотреть понятие культуры в теории управления;

2)    рассмотреть понятие ценности как регулятора управленческих отношений;

3)    рассмотреть понятие морали и нравственности как регулятора управленческих отношений;

4)    рассмотреть понятие идеологии как регулятора управленческих отношений;

5)    рассмотреть основные механизмы внедрения ценностей, морали и идеологии в системы управления.

В соответствии с поставленными задачами курсовая работа разбита на соответствующие разделы.





















1. Понятие культуры в теории управления

Ответить на вопрос, что такое культура достаточно тяжело. Культура весьма разнообразна в своих явлениях. Культура – это то, что  нас окружает. Существует около 500 определений культуры. Основные из них[1,5 и др.]:

- культура- совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей;

- культура- это высокий уровень развития цивилизации, умение.

Культура- это такое сложное  явление, что ему трудно дать однозначное определение. Впервые слово культура мы встречаем  у римского  историка Като и оно означает «возделывание, обработка почвы, земли». В этом значении понятие культура сохранилось как слово. А применительно к человеку слово культура было использовано Цецероном. Он  употребляет его применительно к возделыванию души человека[8, с. 122].

В научный обиход слово «культура»  как понятие было введено в 17 веке. Это время развития современной науки.

Концепция культуры отражается в ее составляющих[1, с. 45]:

- система материальных  и  духовных ценностей человека (все, что было накоплено, что сохранилось сейчас), что составляет величайшие ценности, то, что апробировано временем;

- это деятельность человека по созданию этих ценностей;

- потребление этих ценностей, означающее изменение, развитие человека, усвоение того социокультурного опыта, который был накоплен предшествующими поколениями (знания и опыт, приобретаемые  на протяжении многих поколений)

Отличительным признаком, разделяющим человека от животного мира, является культура. Существует много мне6ний о происхождении человека. Культура- это  водораздел. Творчество отличает человека от животных. Творчество  возникло не сразу, а в ходе развития мыслительной деятельности: но бывают  случаи потерь человеком человеческого облика. Мир как бы разделен на  2 части: мир природный, естественный, а есть мир искусственный, вторая природа. Этот второй мир и есть культура, но не весь полностью (например, открытие радиоактивности, создание атомной бомбы).

В концепции культуры выделяют ее несколько основных функций[5, 7 и др.]:

- адаптивная: посредством культуры человек приспосабливается к окружающему миру.;

- передача  социального опыта;

- информационно- познавательная функция культуры, познание другой культуры;

- коммуникативная: через коммуникации происходит диалог с другими народами, это функция общения;

 - регулятивная;

- гуманистическая.

Основы функционирования культуры как регулятора управленческх отношений в следующем[6, с. 75]:

- материальное основание  культуры. Способ взаимодействия  человека   культурой. Материальное основание культуры определяет ее свойства, основные стороны. Например, у народов, которые занимались скотоводством, эталоном красоты женских ног были слегка округлые ноги. В основе  такой традиции лежали утилитарные ценности. Другой пример: тучность человека- это знак принадлежности к высшему обществу, богатству и роскоши;

- характеристика семейных отношений и отношений общины. Например, до сих пор  существует множество  таких понятий как многоженство, полигамия, моногамия, однополые браки и так далее;

 - способ политической организации: каждая культура имеет свои особенности;

 - этические нормы этики и морали. Например, до сих пор у маленьких государств существует закон гостеприимства. Другой  пример отношение к родителям на «Вы» или Домострой- первый свод этических правил;

- господствующая мифология и религия;

- господствующие представления о мире, космосе, времени, пространстве;

- эстетические начала культуры. Эстетика- наука о красоте, эстетические представления - это то, что  человек считает красивым;

- способ и времяпрепровождения.

Очень часто  понятие культуры функционирует наряду с понятием цивилизации.

Цивилизация первоначально означала принадлежность к  Римской империи (цивилизованный, значит гражданский). Сегодня это понятие более широко[4, с. 196]:

- цивилизация тоже самое, что и культура;

- цивилизация как  ступень развития человеческого общества: дикость, стадо, общество и, наконец, цивилизация;

- цивилизация как заключительный этап развития культуры;

- цивилизация как локально - исторический тип культуры.

2. Механизмы внедрения ценности, морали и идеологии в системы управления:  теоретический аспект

Социальная аномия (от французского anomie — беззаконие, неорганизованность) — болезненное состояние общественной жизни, ценностно-нормативный вакуум, характерный для переходных и кризисных периодов развития общества, когда старые нормы и ценности уже не работают, а новые отсутствуют или еще не полностью сложились. В периоды возрастания социальной аномии резко ослабляется нормативное социальное регулирование, вследствие непоследовательности, противоречивости и неопределенности государственной политики социально-экономического и духовного развития.

Явление социальной аномии тесно связано с глобальным противоречием современного мира — резким отставанием темпов социального прогресса от научно-технического, которое во многом обусловливает болезни общества, порождает девиантное поведение людей в нем.

“Много ли в обществе отклонений от нормы?” — ставят pиторический вопрос авторы очень интересной и своевременной книги о социальном управлении. И отвечают на него: “Конечно, очень много. От самых незначительных отклонений в повседневной жизни, которые мы просто не замечаем, до самых серьезных отклонений в сфере политики, экономики, межличностных отношений, духовной жизни, которые мы можем охарактеризовать не иначе, как преступления.

“Почему же общество допускает все эти отклонения и не производит “генеральную чистку”, позволившую бы создать абсолютно “правильные” социальные отношения?” — дальше спрашивают те же авторы. И совершенно правильно отвечают: “Построение абсолютно правильных, “чистых” социальных отношений, институтов, структур просто невозможно. Отклонения от нормы всегда будут иметь место в том или ином виде. И это закономерно, но при одном важном условии. И условие это таково! Общество должно максимально точно осознавать свои общие и частные цели, уметь формулировать их и убеждать в их правильности своих членов”.

Этот принцип общественной жизни касается как больших общностей, целой нации или даже человечества в целом, так и любой организации и даже малой группы, семьи.

Пути лечения социальной аномии известны. Два из них представляются приоритетными и очевидными.

Первый — государство, оставаясь главным субъектом управления, меняет свое поведение в обществе, строит свои отношения с ним все в большей мере на основе научного управления, соблюдения не только правовых норм, но и социальных и нравственных. Поэтому оно все в большей мере развивает гражданское общество, передает функции социального контроля общественным институтам, неформальным образованием, делегирует им права, полномочия, ресурсы, повышая тем самым их самоуправленческие возможности. Последние в своей деятельности в качестве приоритетов взаимоотношения с гражданами, населением выдвигают новый тип отношений — договорных, хозяйственных, мотивационных, социальных, а не только политических и административно-командных.

Второй — возрастание роли общества в целом как субъекта управления, когда общество в целом включает в механизм регулирования свой коллективный разум, создает интеллектуальные и нравственные системы управления, способные сбалансировать разные интересы его различных структур.

В этих случаях переворачивается уродливая пирамида: “общество — для государства” в сторону “государство — для общества”. Это возможно только в случае, если деятельность общества и государства обретает современный смысл, прежде всего духовный и нравственный.

К сожалению, многовековая история России многострадальна. Это история скрытой и открытой конфронтации между структурами государственного управления и обществом. В российской истории либо власть “давила” свой народ, либо народ “давил” свою власть. Согласие, соединение этих сторон в обществе наступало лишь тогда, когда внешний враг или природные катаклизмы угрожали самому бытию российского общества, в экстремальных ситуациях его жизни и развития.

В отличие от стран Запада государство в России всегда отличалось чрезмерной самостоятельностью в своих решениях и действиях, склонностью к административному давлению, насилию и единовластию. Именно оно определяло, что народ должен делать, как себя вести, что говорить, о чем думать и мечтать. Именно власть, правящая элита во многом определяла историю России, была ее движущей силой. История народа принадлежит царю, подчеркивал еще Н.М. Карамзин. И лишь когда правители и бюрократы далеко выходили за рамки народного терпения, в России поднимались народные смуты, возникали бунты и революции, создавалась неуправляемость.

Сегодня, как никогда раньше, в социальном управлении приоритетными ориентирами должны стать духовно-нравственные ценности общества, его культура, коллективный разум. Ошибаются те, кто считает, что монополией на управление обладают только чиновники, органы управления, его аппарат, которые всегда правы. “Я знаю кого-то, — говорил в свое время Талейран, — кто умнее Наполеона, Вольтера с компанией, умнее всех министров настоящих и будущих, этот кто-то — общественное мнение”.

Умение учитывать общественное мнение общества в целом, которое и выражает коренные жизненные интересы граждан, сегодня является важнейшей функцией социального управления, которая наряду с целеполаганием определяет его эффективность и рациональность. Поэтому, формируя цели управления, создавая его организационные структуры, собирая информацию для принятия управленческих решений, коллективные субъекты управления, отдельные управляющие всегда должны помнить, что их деятельность, в конечном счете, должна быть направлена на благо общества, человека, на утверждение гуманизма и высших ценностей жизни — защиты жизни, чести и достоинства каждой личности. В противном случае управленческое воздействие лишается смысла, теряет свое общественное содержание и выходит за рамки социального поведения, возвращаясь к истокам и принципам поведения в животном мире.

3. Краткая характеристика организации ООО «Роспечать»

Общество с ограниченной ответственностью «Рознично - оптовая служба Печати» учреждено в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», другими правовыми актами для осуществления  производственной и хозяйственной деятельности, выполнения работ и осуществления торговли, а также услуг,  предусмотренных предметом и основными задачами деятельности общества.

Местонахождение общества (почтовый адрес): г. Новосибирск, ул. Потанинская, 3А.

Общество является юридическим лицом и осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Уставом и локальными нормативными актами Общества. Общество имеет печати со своим наименованием, расчетный счет в рублях и иностранной валюте в учреждениях банков.

Целями деятельности Общества являются расширение рынка товаров и услуг, а так же извлечение прибыли.    

Общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления следующих видов деятельности:

-    оптово- розничные поставки, периодические поставки печати населению;

-         юридическое и финансовое  обслуживание;

-         производство и реализация товаров народного потребления и продукции производственно-технического назначения;

         Общество может осуществлять внешнеэкономическую деятельность и другие виды деятельности, не запрещенные законом.

4. Понятие  культурных ценностей  как регулятора управленческих отношений в ООО «Роспечать»

Основным понятием культуры сотрудников в ООО «Роспечать» является понятие культурных ценностей. Культурные ценности - совокупность представлений и мнений человека об окружающем мире, в соответствии с которыми он строит свой образ жизни и цели[1,4 и др.].

Особенность науки управления как самостоятельного направления в современном познании мира во многом объясняется тем, что ее важнейшим системообразующим компонентом (наряду с политическим, экономическим, социологическим и др.) является сфера духовной жизни людей, состояние общественного и индивидуального сознания. Любой субъект управления действует не только в определенной социально-экономической, политической, но и в духовной среде. Последняя отличается большой самостоятельностью и во многом определяет аналитические, информационные, организационные и другие возможности субъектов управления.

Эффективность управленческой деятельности в ООО «Роспечать»,  как и всякой деятельности, управленческой в особенности, обусловлена субъективным фактором. Поэтому качество субъективности, мера познания объективной реальности во многом зависят от состояния духовной культуры в организации, ее отдельных субъектов, начиная от государства и кончая каждым отдельным человеком. И значимость субъективного фактора в управлении возрастает и будет возрастать. Это связано с увеличением объема интеллектуальной собственности, повышением значимости информационного ресурса в управлении, с появлением интеллектуальных систем управления.

Поэтому уже сегодня степень управляемости общественными делами  в организациии ОО «Роспечать» во многом зависит от действенности таких регуляторов, как: культура, традиции, нормы морали, идеология, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т. п. Роль и значение этих регуляторов не только постоянно возрастают, но и меняют сам характер управленческих отношений в организации, которые все в большей мере освобождаются от жесткого воздействия и регулирования (правового, административно-командного, финансово-экономического, фискального, информационно-манипулятивного и т. п.) и обусловливаются культурными, научными, нравственными регулятивами.

Только соблюдение необходимых пропорций между формальными и неформальными санкциями в организации, между мерами правовой ответственности, наказания и духовными регуляторами  жизни (культура, традиции, нормы морали, творчество, внутренняя мотивация и др.) позволит преодолеть неорганизованность в деятельности ООО «Роспечать.

Сначала кратко охарактеризуем трудовой потенциал организации. На рисунке 1 (приложение 1) отображена организационно- производственная структура ООО «Роспечать».

Как видно из рисунка 1, в организации на сегодня работает 58 человек. Большая часть сотрудников имеет возраст свыше 50 лет. Персонал в административном корпусе работает с первых дней основания организации.

В ООО «Роспечать» квалифицированные сотрудники работают только в административном корпусе обслуживания. Организация  труда этого подразделения имеет определенные особенности, так как на рынке периодической печати этот вид продукции должен быть поставлен бесперебойно в течение всего дня.

Текучесть кадров существует только на этом подразделении по причинам нарушения  трудовой дисциплины, либо нарушения финансовой дисциплины, то есть присвоение средств предприятия в личных целях.

В целом же персонал организации можно охарактеризовать как стабильный сплоченный коллектив, преимущественно с работниками высшего образования.

Понятие ценности для коллектива ООО «Роспечать» неразрывно связано с понятием знания. Но само по себе знание не может выступать в качестве регулирующего поведения. Оно должно не только воплотиться в цель, в программу деятельности, но и стать убеждением данного человека (социальной группы, социального института, общества в целом). Только тогда знание становится не разрушительной силой, а обретает новое качество — положительной регуляции общественной деятельности, в том числе управленческой. Это требует решения экономических, политических, юридических проблем с учетом их нравственных последствий. Это стало сегодня цивилизованной стратегией управления, которая в ООО «Роспечать» опирается на такие принципы[10, с. 122]:

- Приоритет личности, свобода совести, права человека.

- Сильное государство как гарант прав и свобод; эффективное правительство.

- Демократия как волеизъявление народа, порядок и законность; единство России на базе сочетания всех интересов.

Эти принципы в ООО «Роспечать» опираются на традиции духовности и общегуманистические ценности, принятые мировым сообществом.

         В процессе  управления персоналом руководители предприятия ООО «Роспечать» используют следующие основные принципы:

1)    выработка коллективного принятия решен я на основе  мнений руководителей отделов и непосредственных исполнителей;

2)    принцип оптимального распределения полномочий или принятия управленческий решений;

3)    принцип сочетания  прав, обязанностей и ответственности;

4)    принцип осуществления системы поощрений и наказаний, то есть стимулирования и мотивации труда работников организации.

Благодаря следованию вышеназванных  идеологических принципов в ООО «Роспечать» создается  дружественная атмосфера, так как каждый сотрудник в итоге заинтересован в результатах своего труда в целом для всей организации. Благополучие каждого сотрудника  организации связано напрямую с результатами всего предприятия.

Объединяющим стержнем в духовно-нравственном воздействии и регулировании, в эффективном управлении  в ООО «Роспечать» является наличие сильных плодотворных идей. Идеи в системе духовных ценностей являются началом объединяющим, обеспечивающим целостный взгляд на мир всех членов и сотрудников организации.

5. Понятие морали и нравственности как регулятора управленческих отношений в ООО «Роспечать»

В практике управления ООО «Роспечать» необходимо учитывать духовность и мораль как регуляторов управленческих отношений. В организации нельзя ставить цели, достигаемые любыми средствами. Если цели безнравственны, несут людям зло, разрушают основную ценность  деятельности — человеческую жизнь, игнорируют или не учитывают смысл человеческого общежития — гуманизм, тогда целеполагание как основной инструмент управленческого воздействия  в ООО «Роспечать» обессмысливается, становится ущербным и антигуманным. Гений и злодейство — несовместимы. Уровень и качество нравственного регулирования как показатель состояния духовной культуры организации  в целом, ее зрелости всегда обеспечивали надежность, эффективность системы управления в ООО «Роспечать», сбалансированность и гармоничность деятельности организации[9, с. 49].

Кризис морали в субъектах управления в ООО «Роспечать», появление “двойной морали” — всегда верный признак разложения властных отношений в руководстве, управленческих в частности, и их неизбежного падения.

Нравственность, мораль как важнейшие регуляторы деятельности ООО «Роспечать» вместе  с интеллектуальным фактором пронизывают всю систему управления.

Ниже представлен анализ интеллектуальной  составляющей морали и  нравственности  в организации ООО «Роспечать».

Таблица 1

Система кадровых показателей в ООО «Роспечать» в 2002- 2003 годах

№ п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2002 год

2003 год

 Динамика

1

Текучесть кадров

чел




2

Образовательный состав:






неполное среднее

%

1

1

-


общее среднее

%

2

1

-1


среднеспециальное

%

5

1

-4


незаконченное высшее

%

7

5

-2


высшее

%

85

92

+7

3

Возрастной состав






до 18 лет

%

-

-

-


18-25 лет

%

-

-

-


26-36 лет

%

10

9

-1


37-50 лет

%

45

52

+7


свыше 50 лет

%

45

39

-6

4

Средний возраст работающих

лет

40

40

-

5

Структура персонала по полу






женщины

%

85

90

+5


мужчины

%

15

10

-5

6

Распределение по стажу






до 1 года

%

3

3

-


1-3 года

%

2

2

-


3-5 лет

%

10

11

+1


5-10 лет

%

15

9

-6


свыше 10 лет

%

70

75

+5

Как видно из таблицы 1, персонал организации полностью соответствует существующим нормам интеллектуального развития, так как большинство  ( более 80 %) работников имеют высшее образование и стаж работы. Тенденция роста этих показателей в 2003 году может свидетельствовать только о росте  осте нравственности и  развитии моральных убеждений всех сотрудников

Структура нравственного сознания сотрудников организации ООО «Роспечать», судя по опросам, сводится к представлениям о смысле и целях человеческой жизни, справедливости, достоинстве, нравственных идеалах, знаниях моральных норм, этических принципов, что позволяет личности, общественному институту, социальной группе правильно ориентироваться в окружающем мире, облагораживать свои коренные потребности и интересы, мотивы и побуждения, словом, запускать, как говорят психологи, идейно-психологические механизмы нравственного сознания и поведения (совесть, долг, ответственность, честь, достоинство, любовь к ближнему, к отечеству и т. п.).

Нравственность для сотрудников организации — могучий регулятор общественной  и личной , а также трудовой деятельности, следовательно, управленческой деятельности. Она не может быть заменена ничем другим: ни правом, ни финансами, ни административно-карательными мерами. Наоборот, нравственность воздействует на все сферы деятельности организации, и чем шире и богаче область ее проявления, тем меньше нужда в “силовых” методах управления в ООО «Роспечать»[3,7 и др.].

Признаком снижения  нравственности в ООО «Роспечать» можно считать резкое падение моральных устоев главного субъекта управления — руководства, которое в силу целого ряда причин перестает служить организации и ее деятельности, придерживается “двойной морали”, отрывает слово от дела, демонстрирует “цинизм и делячество”. В этих условиях происходит утрата нравственных ценностей в деятельности сей организации в целом; руководство  перестает быть нравственными образцами для подражания всем членам коллектива , теряют доверие персонала, что приводит к доминированию  группового эгоизма и , как следствие, снижению эффективности  функционирования организации  в целом.

Кризис духовно-нравственных ценностей  в организации ООО «Роспечать» может  проявиться в преобладании мещанских интересов, в уходе работников организации в мир частных интересов, в расширении зоны отклоняющегося поведения и т. п. Восстановление нравственных ценностей  в ООО «Роспечать» может быть  связано с возрождением общественных интересов всех сотрудников организации, осознанием зависимости судьбы каждого в отдельности от деятельности  всей организации в целом. Защитить свои права и нравственное достоинство нельзя без защиты прав  организации и системы управления на ней.

 Таким образом, необходимо принять как условие эффективной деятельности -нравственно-ценностное воздействие на сотрудников и регулирование, которые охватывают все стадии управленческой деятельности, всю ее систему и являются определяющими в ООО «Роспечать»

6. Идеология  как регулятор управленческих отношений в ООО «Роспечать»

Идеология наряду с нравственностью является неотъемлемой частью духовной жизни  и деятельности ООО «Роспечать», регулятором управленческих норм. Все субъекты управления в ООО «Роспечать», не только не могут не учитывать этого неоспоримого факта, но в целях эффективного управления должны постоянно заботиться о своевременном развитии и обновлении тех идей, которые используются ими в управлении. Более того, идеологическая сфера регулирования трудовой деятельностью  неразрывно связана с научным управлением[5, с. 48].

Идеология на основе науки позволяет правильно понять прошлое деятельности организации, разобраться в настоящем, предвидеть будущее ее функционирование Производство и воспроизводство  — результат духовной деятельности всего коллектива в ООО «Роспечать», но прежде всего руководства.

История развития организации ООО «Роспечать» — это история развития идей, на которых основаны правовые нормы ее функционирования. К их числу относятся, в частности,  общественно-политические взгляды  руководства  в организации

Наличие определенного качества идей и ценностно-нравственных регуляторов в деятельности организации позволяют ей сохранять свою целостность, устанавливать необходимый баланс интересов сотрудников и руководства, добиваться общественного согласия между ними, гармонизировать интересы всей организации ООО «Роспечать»  главного субъекта управления — руководства.

Принципиальным является вопрос о соотношении интеллекта и нравственности в управлении в организации. Ответ на него очень сложен, но ясно одно, что нравственная составляющая, по мнению большинства опрошенных  (более 67 % ) является приоритетным. Управление или хаос, катастрофа или ее предотвращение, конфликт или его цивилизованное разрешение, оптимальное или ущербное  управленческое решение — это не только интеллектуальные задачи руководства каждый день, но и  его нравственная позиция, каждого управляющего.

На мой взгляд, противоречия в самой системе регулирующего воздействия в организации, недостаток инновационных идей и решений приводят, прежде всего, к нарушениям баланса между мерами оперативно-технического регулирования руководства  и его концептуальными, стратегическими формами, что является одним из острейших противоречий современного управления в ООО «Роспечать».

С понятием идеологии тесно связано понятие влияние и власти в теории управления.

         Влияние в ООО «Роспечать» -  любое поведение руководства, которое вносит изменения   поведение, отношения, ощущения всех членов персонала.

Власть- возможность влиять на поведение других или возможность получить желаемые результаты или обладание средствами для достижения желаемых результатов в организации.

         В основе влияния  руководства  в ООО «Роспечать»  на людей лежат два признака:

-психологическое неравенство между руководством и подчиненными;

- социальная природа человека,  зависимость от других людей, в частности, о  руководства.

         Оба признака свидетельствуют о том, что основной характеристикой  руководства, то есть влиятеля, является его моральное превосходство над персоналом людьми.

Основными инструментами влияния в ООО «Роспечать»  выступают[1, c.56]:

-         информация;

-         ресурсы;

-         поддержка (делегирование полномочий).

Основа для влияния руководства  появляется тогда, когда влияющий имеет под контролем что- то необходимое исполнителю. Таким образом, достаточно легко выявить влиятеля.  Если у одного человека есть что-то, что способно удовлетворить потребность другого, то, скорее всего, первый  сможет стать влиятелем над другим. Такова картина процесса влияния как формального, так и неформального

Для выявления влиятеля  в организации необходимо обратить внимание на то, каким методом воздействует человек на сотрудников . На рисунке 2 отображены основные виды и методы влияния на  сотрудников в ООО «Роспечать».

 









Рис. 2. Методы  влияния на  сотрудников в ООО «Роспечать»[5, c.98]

При влиянии, основанном на принуждении в организации, влияние происходит через страх, сотрудник  верит, что влияющий имеет возможность ему указывать.

При влиянии, основанном на вознаграждении в организации ООО «Роспечать», влияние происходит через положительное материальное подкрепление, исполнитель при том верит, что влияющий может  удовлетворить его  насущную потребность. Материальные потребности касаются непосредственно заработной платы и вознаграждения сотрудников в организации.  В таблице 2 представлено штатное расписание о всех сотрудников организации с размером получаемой заработной платы .

Таблица 2

Штатное расписание ООО «Роспечать» в 2003 году

№ п/п

Наименование работников

Численность

Разряд

Тарифный коэффициент

Месячный оклад

Премии

Годовой фонд

на единицу

всего

на единицу

всего

на единицу

всего

1

Генеральный директор

1

18

10,07

5035

5035

2014

2014

84588

84588

2

Директор по производству

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

3

Помощник директора по общим вопросам

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

4

Директор по экономике и финансам

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

5

Начальник юридического отдела

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

6

Начальник отдела кадров

1

16

8,17

4085

4085

1634

1634

68628

68628

7

Главный бухгалтер

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

8

Ведущий бухгалтер

1

11

4,51

2255

2255

902

902

37884

37884

9

Бухгалтер 1 категории

1

9

3,53

1765

1765

706

706

29652

29652

10

Кассир

1

6

2,44

1220

1220

488

488

20496

20496

11

Начальник сметно-экономического отдела

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

12 

Заместитель начальника отдела

1

16

8,17

4085

4085

1634

1634

68628

68628

 13

Инженер 1 категории

1

12

5,1

2550

2550

1020

1020

42840

42840

 14

Начальник коммерческого отдела

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

 15

Коммерческий отдел

4

12

5,1

2550

10200

1020

4080

42840

171360

 16

Зам директора по производству

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

 17

Начальник ПТО

1

15

7,36

3680

3680

1472

1472

61824

61824

 18

Зам начальника ПТО

1

13

5,76

2880

2880

1152

1152

48384

48384

 19

Диспетчер

1

13

5,76

2880

2880

1152

1152

48384

48384

 20

Главный инженер

1

16

8,17

4085

4085

1634

1634

68628

68628

 21

Линейный персонал

12

10

3,99

1955

23460

782

9384

32844

394128

 22

Ведущий

2

11

4,51

2255

4510

902

1804

37884

75768

 23

Старший

7

10

3,99

1955

13685

782

5474

32844

229908

 24

Рабочие

7

9

3,53

1765

12355

706

4942

29652

207564

25 

Главный энергетик

1

17

9,07

4535

4535

1814

1814

76188

76188

 26

Отдел главного энергетика

5

14

6,51

3255

16275

1302

6510

54684

273420

 27

Секретарь- референт

1

16

8,17

4085

4085

1634

1634

68628

68628

 

ИТОГО

58

-

-

-

-

-

-

1565004

2686404


Законное влияние  в ООО «Роспечать» предполагает влияние через традиции, при этом сотрудник  верит, что влияющий имеет право  отдавать приказания, и его долг - подчиняться.

Влияние примера предполагает влияние с помощью харизмы (влияние, основанном  не на  логике, а на силе личностных качеств или способности лидера).

Влияние эксперта  предполагает влияние через  разумную веру, при этом сотрудник  верит, что влияющий обладает  специальными экспертными знаниями, которые помогут удовлетворить его потребность.

Все рассмотренные выше моральные и нравственные устои  в ООО «Роспечать» оказывают непосредственное влияние на конечные финансовые результаты деятельности организации, которые представлены ниже.

Рассмотрим основные показатели деятельности ООО «Роспечать» (таблица 3). Данные в таблице взяты из бухгалтерских балансов, отчетов о прибылях и убытках и приложений к ним за соответствующие периоды.

Таблица 3

Основные технико-экономические показатели ООО «Роспечать»

Показатель

2002 г.

2003 г.

Отклонение в единицах

Отклонение в %

Тенденция

Выручка от реализации продукции, работ, услуг, тыс.р.

6841

9343

2502

37

Себестоимость реализации продукции, работ, услуг, тыс.р.

6208

8569

2361

38

Прибыль (убыток) отчетного периода, тыс.р.

633

647

14

2

Рентабельность продукции, работ, услуг, %

9,2

6,9

-2,3

-25

Среднесписочная численность, чел.

45

56

11

24

Средняя заработная плата одного работника в год, тыс.р.

39

48

9

23

Существующие в настоящее время в организации установившиеся моральные и нравственные нормы оказывают определенное влияние на конечные финансовые результаты деятельности организации ООО «Роспечать»

Данные таблицы 3 наиболее наглядно представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Основные технико-экономические показатели работы ООО «Роспечать» в 2002- 2003 годах

Как видно из рисунка 3 и таблицы 3 в ООО «Роспечать» в 2003 году наблюдался рост всех основных экономических показателей деятельности:

-         в 2003 году по сравнению с 2002 произошел рост выручки от реализации на 2502 тыс.р. или на 36,5 %.;

-         прибыль в 2003 увеличилась всего на 14 тыс. р., что сказалось на уменьшении показателя рентабельности продукции, который снизился на 2,3 % и составил в 2003 г.  составил 6,9 %;

-         при этом произошел рост себестоимости продукции  на 38 %, что также является одной из причин снижения значения рентабельности;

-         в 2003 году произошел рост среднесписочной численности работающих на 24 %, соответственно рост средней заработной платы на 23 %;

-         темп роста значения прибыли не существенно большой, всего 2 %.


























Заключение

Особенность социального управления как самостоятельной отрасли социальной жизни состоит в том, что оно является сферой духовной жизни людей, во многом зависит от состояния общественного и индивидуального сознания. Поэтому степень управляемости общественными делами определяется такими регуляторами общественной жизни, как: культура, традиции, идеология, нормы морали, целостность мышления и т. п. Зависимость эта возрастает по мере повышения зрелости самого общества, развития социального прогресса.

В ходе выполнения данной работы в качестве объекта исследования была использована организация ООО «Роспечать».

Понятия морали и  ценностей  в ООО «Роспечать» невозможно рассматривать без понятия культуры в организации.

Концепция культуры  в организации отражается в ее составляющих.

- система материальных  и  духовных ценностей сотрудников  (все, что было накоплено, что сохранилось сейчас), что составляет величайшие ценности, то, что апробировано временем.;

- это деятельность сотрудников  по созданию этих ценностей;

- потребление этих ценностей, означающее изменение, развитие сотрудника, усвоение того социокультурного опыта, который был накоплен.

Основным понятием культуры сотрудника в организации является понятие культурных ценностей. Культурные ценности - совокупность представлений и мнений человека об окружающем мире, в соответствии с которыми он строит свой образ жизни и цели.

Степень управляемости общественными делами во многом зависит от действенности таких регуляторов, как: культура, традиции, нормы морали, идеология, зрелость сознания, научность и целостность мышления и т. п. Роль и значение этих регуляторов не только постоянно возрастают, но и меняют сам характер управленческих отношений, которые все в большей мере освобождаются от жесткого воздействия и регулирования (правового, административно-командного, финансово-экономического, фискального, информационно-манипулятивного и т. п.) и обусловливаются культурными, научными, нравственными регулятивами.

Нравственность, мораль как важнейшие регуляторы общественной жизни наряду с интеллектуальным фактором пронизывают всю систему управления в ООО «Роспечать».

Нравственность — могучий регулятор общественной жизни, а следовательно, управленческой деятельности в организации. Она не может быть заменена ничем другим: ни правом, ни финансами, ни административно-карательными мерами. Наоборот, нравственность воздействует на все сферы общественной жизни, и чем шире и богаче область ее проявления, тем меньше нужда в “силовых” методах управления.

Идеология в организации  позволяет правильно понять прошлое, разобраться в настоящем, предвидеть будущее. Производство и воспроизводство идей — результат духовной деятельности руководства организации.

В управлении организацией очень важно соблюдать баланс между мерами административно-правового, властно-силового и духовно-нравственного регулирования. Нарушение такого баланса обычно приводит к распространенному сегодня в нашем обществе явлению социальной аномии. Пути лечения этой социальной болезни известны: становление гражданского общества и возрастание его роли как главного субъекта управления.









Список литературы

1)    Алешина И.В. Поведение потребителей: Учеб. пособ. - М.: ФАИР_-ПРЕСС, 1999. – 384 с.

2)    Атаманчук Г.В. Об идеологии российской государственности //Власть и нравственность: согласие, благополучие, безопасность. М., 1997

3)    Афонин Ю.А., Иванов В.Н., Мельников С.Б. и др. Россия: объединяющая идея, путь выхода из кризиса, улучшение жизни каждого. М.— Самара, 1997

4)    Джунусов М.С. Национализм. Словарь-справочник. М., 1998.

5)    Иванов В.Н., Мальцев В.А., Чартаев М.А. Россия: к концепции развития общества и политической власти. М.- Н. Новгород, 1996.

6)    Ильин И.Л. Путь к очевидности. М., 1993.

7)    Кольев А.К. Идеология абсурда. Симптомы и лечение. М., 1995.

8)    Кравченко С.А., Мнацарян М. О., Покровский Н. С. Социология: парадигмы и темы. М., 1997.

9)    Основные направления среднесрочной программы социально-экономического развития России //Экономическая наука современной России. 1998. № 1.

10)                      Системные проблемы России. Путь в XXI век /Рук. авт. кол. Д.С. Львов. М., 1999.


 







Приложение 1

Организационная структура ООО «Роспечать»

Надпись: Юридический отдел – 1 ч.Надпись: Директор по экономике и финансам – 1 ч.Надпись: Помощник директора по общим вопросам – 1 ч.Надпись: Директор по производству – 1 ч.Надпись: Отдел кадров – 1 ч.Надпись: Отдел внутреннего учета – 4 ч.Надпись: Секретарь- референт – 1 ч.Надпись: Сметно-экономический отдел – 3 ч. 










                                                                                                            

 





Линейный персонал – 12 ч.

 
                                                                 

 






Рис. 1. Организационная структура ООО «Роспечать»