Содержание

Введение. 3

1. Понятие управленческого учета на предприятии и его элементы.. 4

2. Основные цели управленческого учета на предприятии. 7

3. Сущность управленческого учета. 8

4. Предмет,  объекты  и методы управленческого учета. 10

Заключение. 12

Практическая часть. 14

Задача 1. 14

Задача 10. 17

Список литературы.. 19


















Введение

Для принятия управленческих решений для внутренних пользователей не достаточно одной только бухгалтерской отчетности. На выходе в результате обработки  бухгалтерской информации выделяют три группы отчетов:

-         отчеты для внешних пользователей, которые формируются на базе финансового учета;

-         отчеты для целей периодического планирования и контроля;

-         отчеты для принятия решений в нестандартных ситуациях и в выборе политики организации.

Первые два отчета используются собственниками и управленцами предприятия разного уровня и для них недостаточно  бухгалтерской отчетности, здесь нужна отчетность несколько другая, например, о  капитальных вложениях, о ценах  скидках, о рентабельности. В данных ситуациях нельзя использовать чисто бухгалтерскую информацию, так как она не является достоверной. Здесь  и появляется необходимость возникновения управленческого учета в организации. Таким образом, необходимость ведения управленческого учета наряду с бухгалтерским  учетом, в любой организации вполне очевидна.

В связи с актуальностью вопросов  управленческого учета на предприятиях тема сущности, объектов и предмета управленческого учета взята в качестве исследования в данной работе.

Целью работы выступает исследование вопросов сущности, предмета и объекта управленческого учета в организации.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    определить  понятие и определение управленческого учета;

2)    рассмотреть основные цели управленческого учета;

3)    рассмотреть сущность управленческого учета на предприятиях;

4)     изучить предмет, объекты и методы управленческого учета.




1. Понятие управленческого учета на предприятии и его элементы

Современный управленческий учет на предприятии -  это вид деятельности в рамках одной организации, которая обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации [1, с. 15].

Этот процесс включает в себя выявление, сбор, измерение, подготовку, анализ, интерпретацию, передачу и прием информации, необходимой  управленческому персоналу для принятия решения и выполнения его функций.

Управленческий учет- это система и область исследования одновременно являющаяся важным элементом в системе управления предприятием.

Управленческий учет- то связующее звено между  учетным процессом и управлением предприятием.

Институт дипломированных бухгалтеров управления (CIMA) определяет управленческий учет как предоставление информации, необходимой руководству для таких целей, как [1,8 и др.]:

- выработка политики;

- планирование и контроль деятельности предприятия;

- принятие альтернативных решений;

- раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционеры и другие);

- раскрытие данных служащим;

- обеспечение сохранности активов.

По более четкому определению CIMA, управленческий учет представляет собой деятельность по обеспечению руководства учетной информацией, которая необходима ему для управления предприятием с максимально возможной степенью эффективности. Установленных правил по поводу того, как эта деятельность осуществляется, не существует, однако развитие теории и установившейся практики в течение ряда лет повысило роль управленческого учета, и в этой рабочей тетради мы это рассмотрим.

Информация, которую обеспечивает управленческий учет, может быть представлена в любой форме по выбору руководства, так как основное назначение этой информации - дать возможность руководству управлять предприятием с наибольшей степенью эффективности. Улучшение, достигнутое в управлении компанией в результате использования информации, часто называется "ценностью информации".

Информация управленческого учета может быть [10, с. 189]:

- "количественной" (т.е. связанной с цифрами, как, например, документация по товарным запасам, управленческие отчеты и т.д.);

- "качественной" (т.е. информация нефинансового характера, которая дополняет картину, привлекая внимание руководства к соответствующим проблемам, не имеющим денежного выражения).

Иногда качественные факторы игнорируются руководителями. Это происходит, когда данные, подготовленные в качестве вспомогательного материала для принятия решения, указывают непосредственно на одно решение. Подобная практика порочна, так как качественные аспекты решений являются такими же важными, как и количественные, и самые квалифицированные решения могут быть приняты только при учете всей имеющейся в распоряжении информации.

В настоящее время большинство предприятий имеет в рамках своей финансовой структуры самостоятельные отделы управленческого учета, которые обеспечивают руководство необходимой информацией управленческого учета. В небольших компаниях функции управленческого учета и финансового учета могут выполняться одним отделом, и проведение различий между этими функциями может вызвать затруднение.

Для того чтобы управленческий учет вносил положительный вклад, он должен входить в систему управленческой информации (MIS) предприятия. MIS представляет собой систему, созданную компанией для охвата всей информации (учетной и прочей), необходимой руководству для управления предприятием с максимальной эффективностью. Например, на производственном предприятии MIS будет получать информацию о размещении материальных запасов от отдела хранения, в то время как в функцию управленческого учета будет входить сбор информации, позволяющей производить расчет затрат (для предприятия) по каждому виду товара, имеющегося в наличии на этих складах. Управленческий учет, таким образом, является только частью, хотя и очень важной, системы MIS предприятия. Поэтому, чтобы приносить пользу в полном объеме, управленческий учет должен успешно взаимодействовать с другими подсистемами компании [3, с. 280].

Если управленческий учет не будет находиться во взаимодействии с другими элементами MIS предприятия, то он не сможет получать всю информацию, необходимую ему для выполнения своей роли должным образом.

Каждое предприятие будет иметь свой подход к управленческому учету, придавая ему больше или меньше значения, чем другие. В некоторых компаниях управленческий учет даже невозможно выделить из общей системы учета, но его можно обнаружить, проследив, откуда берут начало бухгалтерские отчеты администрации, используемые руководством.

По тому, как руководители предприятий, не связанные с бухгалтерским учетом, выполняют свои основные обязанности больше всего видно, обеспечивает ли управленческий учет информацию, необходимую им для эффективного управления предприятием, и взаимодействует ли он с другими участками в рамках этого предприятия. Речь идет о руководителях тех отделов, которые обеспечивают управленческий учет большей частью необработанных данных и которые используют отчеты и информацию, предоставленные управленческим учетом.

Заметим  также, что управленческий учет необходим как некоммерческому или государственному предприятию, так и коммерческим производителям продукции или организациям, предоставляющим услуги. Если какая-нибудь благотворительная организация намерена осуществить эффективное планирование на будущее и увеличить до максимального предела отдачу от своих ресурсов то, чтобы помочь своим руководителям достичь этих целей, ей необходима качественная информация управленческого учета.

2. Основные цели управленческого учета на предприятии

Тремя основными целями управленческого учета являются [1,2 и др.]:

- определение затрат;

- принятие решения;

- планирование и контроль.

Определение затрат представляет собой процесс, начинающийся со сбора всей информации, относящейся к затратам, возникающим при покупке или производстве готовой продукции или услуг предприятием, предназначенных для перепродажи с прибылью (или свободного распределения в случае с благотворительной организацией). Собрав необходимую информацию о затратах на производство, следует найти способ проанализировать общую величину затрат, чтобы достаточно точно определить индивидуальную себестоимость каждого изделия или услуги, предлагаемых предприятием (включая некоммерческие компании).

Принятие решения является одной из ключевых функций управления. Каждый день руководители сталкиваются с необходимостью принимать ряд решений, каждое из которых может непосредственно влиять на результаты деятельности их компании. Очевидно, что в интересах предприятия необходимо, чтобы его руководители получали всякое содействие, способствующее принятию ими решения.

Управленческий учет призван облегчить процесс принятия решения, обеспечивая его информацией, относящейся к каждому решению (количественной и качественной), в той форме, в какой она может быть легко использована руководителями. Важно запомнить, что управленческий учет может только помочь руководителям в принятии ими решения. Он не заменяет и не может заменить суждения и опыта, применяемого ими в этих случаях. Однако он является очень полезным инструментом, помогающим в этом процессе, и хорошие руководители используют его с максимальной отдачей.

Планирование и контроль заключаются в составлении будущих планов предприятия, и краткосрочных и перспективных, основанных на прошлом опыте и любой другой имеющейся информации. Это включает данные, полученные на основе определения затрат и сравнения фактических показателей предприятия с плановыми. Если фактические результаты не соответствуют запланированному уровню эффективности производства, то на основе данной проверки руководство может внести коррективы. Простым примером планирования и контроля является составление сметы, используемой предприятиями для контроля своей деятельности в течение ближайшего периода.

Все три упомянутые выше цели управленческого учета тесно взаимосвязаны. Например, при принятии решения о производстве или покупке комплектующего изделия для своей продукции руководство компании рассмотрит расходы на производство этого компонента (определение затрат) и его решение (принятие решения) будет отражено в годовых сметах предприятия (планирование и контроль.

3. Сущность управленческого учета

Процесс управления предусматривает своевременное получение менеджером достоверной информации для принятия оптимальных решений. Формирование и предоставление такой информации есть главной задачей управленческого учета, возникновение которого и развитие связаны именно с потребностями менеджмента [6, с. 98].

На определенном этапе экономического развития традиционный бухгалтерский учет (счетоводство) уже не удовлетворяет усложненные требования управления предприятием.

Со временем возникло новое направление деятельности учетчиков, которое представляет собой синтез счетоводства, калькулирования, анализа, прогнозирования, экономико-математических методов, где бухгалтер становится полноправным и уважаемым членом управленческой команды.

Такой бухгалтер должен уметь использовать учетные данные для планирования и контроля деятельности предприятия, интерпретировать информацию в зависимости от ее характера и сущности управленческих решений, которые принимаются на ее основе.

Развитие рыночных отношений обуславливает рост потребности в информации, необходимой для планирования, контроля и принятия управленческих решений.

Исходя из этого растет интерес бухгалтеров и менеджеров к управленческому учету, возможностей его применения на их предприятиях.

Представим себе  процесс управления бизнесом как очередность таких этапов, как [7,8 и др.]:

-         Планирование;

-         Организация и мотивация;

-         Контроль;

-          Корректировка

В  системе учета им соответствует такая последовательность:

- Бюджеты, расчеты, прогнозы;

- Первичные документы;

- Учетные реестры;

-Отчеты об исполнении.

Управленческий учет является составной частью процесса управления позволяющего получать информацию для таких целей как:

- определение стратегии и планирование будущих операций организации;

- контролирование ее текущей деятельности;

- оптимизация использования ресурсов;

- оценка эффективности деятельности;

- снижение уровня субъективности в процессе принятия решений.

Конечной целью управленческого учета является помощь руководству в достижении стратегических целей предприятия. Поэтому управленческий учет является необходимым для осуществления управленческого контроля.

Управленческий контроль это процесс влияния руководства на членов организации с целью осуществления ее стратегии.

Проектирование управленческого контроля охватывает [10, с. 45]:

- определение общей цели предприятия и ее промежуточных целей;

- определение центров ответственности;

- разработка показателей деятельности для мотивации и согласование цели;

- измерение фактических показателей деятельности и составление отчетности.

4. Предмет,  объекты  и методы управленческого учета

Предметом управленческого учета  является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции,  которые связаны с финансами, выходят за рамки управленческого учета.

Объектами управленческого учета выступают [5, с 55]:

- издержки ( текущие и капитальные как в целом по предприятию, так и по отдельным обособленным подразделениям - по центрам  ответственности;

- результаты хозяйственной деятельности как по предприятию в целом, так и по отдельным структурны элементам и подразделениям;

- внутреннее ценообразование;

- бюджетирование и внутренняя отчетность

Важнейшей функцией управленческого учета является калькулирование.

Методы, которые используются в управленческом учете  подразделяют на [8, с. 49]:

1)        методы бухгалтерского учета: метод двойной записи, документирование и инвентаризация;

2)         индексный метод - для оценки развития предприятия в периодах времени;

3)         приемы экономического анализа:  факторный анализ, отклонение от факторов;

4)        математические методы: методы математической статистики, линейного программирования.

Заключение

В ходе выполнения данной работы была достигнута основная ее цель, поставленная во введении, и решены все задачи. А именно были исследованы теоретические аспекты такого понятия, как управленческий учет. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе:

1)     Современный управленческий учет на предприятии -  это вид деятельности в рамках одной организации, которая обеспечивает управленческий персонал информацией, используемой для планирования, управления и контроля за деятельностью организации;

2)    Управленческий учет представляет собой деятельность по обеспечению руководства учетной информацией, которая необходима ему для управления предприятием с максимально возможной степенью эффективности;

3)    Каждое предприятие будет иметь свой подход к управленческому учету, придавая ему больше или меньше значения, чем другие. В некоторых компаниях управленческий учет даже невозможно выделить из общей системы учета, но его можно обнаружить, проследив, откуда берут начало бухгалтерские отчеты администрации, используемые руководством;

4)    Тремя основными целями управленческого учета являются: определение затрат; принятие решения; планирование и контроль;

5)    Процесс управления предусматривает своевременное получение менеджером достоверной информации для принятия оптимальных решений. Формирование и предоставление такой информации является главной задачей управленческого учета, возникновение которого и развитие связаны именно с потребностями менеджмента;

6)    Предметом управленческого учета  является производственная деятельность организации в целом и ее отдельных структурных подразделений. Хозяйственные операции,  которые связаны с финансами, выходят за рамки управленческого учета;

7)    Объектами управленческого учета выступают: издержки; результаты хозяйственной деятельности как по предприятию в целом, так и по отдельным структурны элементам и подразделениям; внутреннее ценообразование; бюджетирование и внутренняя отчетность.




Практическая часть

Задача 1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Менеджер компании считает, что цена продажи единицы продукции составит 320  руб., переменные затраты на единицу – 160 руб., а постоянные затраты за месяц – 120000 руб.

Требуется определить:

1)    Какова  критическая точка выпуска продукции?

2)    Какое количество продукции должно быть продано, чтобы компания за месяц получила 80000 руб. прибыли?

3)    По какой цене необходимо продавать продукцию, чтобы покрыть увеличение переменных затрат на 15 %  и сохранить прежний уровень маржинальной прибыли?

4)    Сколько продукции необходимо продать, чтобы получить прибыль 80000 руб., при условии, что цена продажи будет 300 руб. за единицу   постоянные затраты возрастут до 130000 руб. в месяц?

РЕШЕНИЕ

Занесем исходные данные задачи в таблицу 1.

Таблица 1

Исходные данные задачи 1

№ п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

Обозначение

Значение

1

Цена за единицу

Руб.

Р

320

2

Переменные издержки на единицу

Руб.

ПерЗ ед

160

3

Постоянные затраты на весь объем в месяц

Руб.

ПЗ мес

120000

1)    В точке безубыточности организации наблюдается полное равенство выручки от продаж и затрат (то есть не учитывается прибыль). Она определяется по формуле (1):

ТБУ = ПЗ мес/ (Р  ПерЗ ед),                         (1)

Подставляя значения в формулу (1), имеем:

ТБУ = 120000/ (320-160) = 750 ( ед.)

2)    Общая выручка  от продажи компании складывается из элементов, отображенных  в формуле (2):

ВР = ПЗ мес + ПерЗ мес + П,                       (2)

где    ВР – выручка от реализации, руб.

         ПерЗ мес – общая сумма переменных затрат на весь объем в месяц, руб.

         П – прибыль от продаж, руб.

         С другой стороны, выпуска от продажи равна:

ВР = Р * Q,                            (3)

где    Q -  количество проданной продукции, ед.

         Переменные затраты в месяц равны:

ПерЗ мес = ПерЗ ед * Q,                          (4)

         Подставляем (3) и (4)  в формулу (1), получаем:

Р * Q  = Пзмес +ПерЗед *Q + П,                      (5)

         Подставляем значения в формулу(5), получим:

320 * Q = 120000+160*Q+80000,

320*Q-160*Q=200000,

160*Q=200000,

Q = 1250 единиц

3)    Маржинальная прибыль есть  разница между  выручкой от продаж и суммарными переменными издержками.

Уровень маржинальной прибыли есть отношение маржинальной прибыли к  выручке от продаж (Умп).

Согласно формуле (3) выручка от продаж равна:

ВР = 320*1250 = 400000 ( руб.)

         Переменные затраты на весь объем  продаж равны:

ПерЗ мес = 160*1250 = 200000 (руб.)

         Уровень маржинальной прибыли равен:

200000/400000 = 0,5

         Уровень маржинальной прибыли в расчете на единицу объема продукции равен:

Умп = (Р – ПерЗ ед) / Р,                           (6)

         При росте переменных затрат на 15 % и постоянном уровне маржинальной прибыли, новое значение переменных затрат будет равно:

160+160*0,15 = 184 (руб.)

Тогда, согласно формуле (6):

0,5 = (Р – 184) /Р,

Р ( Р-184) = 0,5 Р,

Р2 –184 Р  - 0,5 Р = 0,

Р ( Р- 183,5) = 0,

Р = 183,5 руб.

4)    для решения используем формулу (5):

300*Q=130000+160*Q+80000,

300*Q-160*Q=210000,

140*Q = 210000,

Q = 1500 (ед.)

ОТВЕТ

1)    точка безубыточности рана 750 единиц;

2)    компания должна продаж 1250 единиц продукции, чтобы получить прибыль в размере 80 тыс. руб.;

3)    продукцию необходимо продавать по цене 183,5 руб., чтобы покрыть  увеличение переменных затрат компании на 15 %;

4)    компания должна продаж 1500 единиц продукции, чтобы получить прибыль 80 тыс. руб., при условии , что цена на продукцию равна 300 руб. за единицу.


 

 

Задача 10

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Предприятие имеет три производственных  подразделения и два обслуживающих. Расходы по содержанию склада распределены в соответствии с  объемом оказанных услуг по выдаче материалов каждому подразделению. Таким же образом расходы бойлерной распределены в зависимости от рассчитанного потребления энергии каждым подразделением.

Таблица 2

Расходы  предприятия в декабре

Подразделения предприятия

Значение, руб.

Производственные подразделения


Цех № 1

Цех № 2

Цех № 3

400000

800000

600000

Обслуживающие подразделения


Склад

Бойлерная

250000

400000

Всего

2450000

Расходы обслуживающих  подразделений распределяются следующим образом в таблице 3.

Таблица 3

Распределение расходов обслуживающих подразделений

Производственные подразделения

Склад, %

Бойлерная, %

Цех № 1

Цех № 2

Цех № 3

30

40

20

40

10

30

Обслуживающие подразделения



Склад

Бойлерная

-

10

20

-

ВСЕГО

100

100

         Составьте ведомость расходов где отражались бы эксплуатационные расходы трех производственных подразделений после перераспределения расходов обслуживающих подразделений на каждое производственное.

РЕШЕНИЕ

Ведомость расходов представлена в таблице 4.

Таблица 4.

Ведомость расходов  предприятия

№ п/п

Наименование

Производственные

Обслуживающие

Всего



Цех № 1

Цех № 2

Цех № 3

Склад

Бойлерная


1

Косвенные расходы, тыс. руб.

400

800

600

250

400

2450

2

Распределение косвенных расходов склада, %

30

40

20

0

10


3

Распределение косвенных расходов бойлерной, %

40

10

30

20

0


4

Распределение косвенных расходов  склада,  тыс.

75

100

50

(250)

25


5

Распределение косвенных расходов бойлерной, тыс.

170

42,5

127,5

85

(425)


6

Распределение косвенных расходов  склада,  тыс.

25,5

34

17

(85)

8,5


7

Распределение косвенных расходов бойлерной, тыс.

3,4

0,85

2,55

1,7

(8,5)


8

Распределение косвенных расходов  склада,  тыс.

0,51

0,68

0,34

(1,7)

0,17


9

Распределение косвенных расходов бойлерной, тыс.

0,068

0,017

0,051

0,034

(0,17)



ИТОГО

674,478

978,047

797,441

-

-

2449,966


Список литературы

1)    Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет: Учеб пособ. – М.: Финстатинформ, 1999. – 359 с.

2)    Друри К. Введение в управленческий и производственный учет: Учеб. пособ/ Пер с анг. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Аудит- ЮНИТИ, 1998. – 783 с.

3)    Керимов В.Э. Бухгалтерский учет на  производственных предприятиях: Учеб. пособ. – 3 изд., перераб., доп. – М.: Дашков и К, 2002. – 360 с.

4)    Керимов В. Э. Теория и практика организации управленческого учета на производственных предприятиях. – М.: Маркетинг, 2001. – 328 с.: ил.

5)    Русакова У. Ю. Учет затрат и калькулирование себестоимости промышленной продукции: Учеб.пособ. – Хабаровск: ДВГУПС, 2001. – 830 с.: ил.

6)    Справочное пособие директору производственного объединения (предприятия). В 2 томах. Т. 1. – М.: Экономика, 1997. – 512 с.

7)    Управленческий учет: Учеб. пособ./ Под ред. А.Д. Шеремета. – 2 изд., переаб., доп. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002. – 512 с.

8)    Учет затрат на производство продукции, учет готовой продукции и ее реализация. – М.: Сов.гум. ун-т, 2000. – 103 с.

9)    Фролова Т.В. Бюджетирование затрат в производстве: Учеб. пособ. – Новосибирск: СибУПК, 2002 .- 248 с.

10)                      Хорнгрен И.Т., Фостер Дж. Бухгалтерский учет: управленческий аспект/ Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 416 с.