Содержание
Введение___________________________________________________________ 3
Система органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации_________________________________________________________ 4
Федеральные органы государственного управления (исполнительной власти) 6
Судебная власть в Российской Федерации_____________________________ 10
Законодательство об органах государственной власти Челябинской области 15
Заключение_______________________________________________________ 20
Список использованных источников__________________________________ 21
Введение
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Для построения правового государства необходима хорошо организованная система органов государственной власти.
Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.
Существуют различные органы государственной власти благодаря которым осуществляется управление государством. Но для достижения демократического развития общества необходимо четкое разграничение органов государственной власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.
Система органов законодательной (представительной) власти в Российской Федерации
Законодательные (представительные) органы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с провозглашенным Конституцией принципом разделения властей самостоятельны. Они образуются на федеральном уровне, в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах — субъектах федерации.
Несмотря на конституционную обособленность законодательной и исполнительной власти современная система представительных органов в России окончательно не установилась. Она противоречива и характеризуется двумя основными тенденциями: корпоративной и парламентской.
Корпоративная организация законодательных (представительных) органов государственной власти возникла на основе известного принципа социалистической демократии “Советы — работающие корпорации”[1]. Суть его составляет соединение законодательной и исполнительной государственной работы, слияние управления с законотворчеством. Этот принцип впервые получил отражение в Конституции РСФСР 1918 г., которая провозгласила высшим органом РСФСР Всероссийский Съезд Советов, а в период между съездами — Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) — высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, который объединяет и согласует работу по законодательству и управлению (ст. 31, 32).
Принцип—“Советы—работающие корпорации” был положен в основу организации и деятельности не только ВЦИК. но и Верховных Советов СССР и РСФСР, а после выборов 1990 г. — Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, Верховных Советов республик, краевых, областных Советов. Принимая правовые акты, Советы всех ступеней были призваны непосредственно, а также через свои органы и депутатов организовывать их исполнение. Считалось, что при этом ликвидируется свойственная парламентаризму независимость депутатов от избирателей, оторванность их от населения. Депутатская работа не являлась профессиональной. Депутаты избирались населением и осуществляли свои полномочия, не порывая. с производственной или служебной деятельностью. Они непрерывно были связаны с избирателями, трудовыми коллективами, общественными организациями, периодически отчитывались о своей работе и работе Советов перед избирателями, несли ответственность перед ними. Это обеспечивало близость каждого Совета и всей системы представительных органов власти к народу.
Анализируя особенности представительных органов власти социалистического государства, В. И. Ленин отмечал, что они тем и отличаются от буржуазных парламентов, что депутаты Советов “должны сами работать, сами исполнять свои законы, сами проверять то, что получается в жизни, сами отвечать непосредственно перед своими избирателями”[2].
Осуществляя государственную власть. Советы народных депутатов обеспечивали практическое единство законодательства, управления и контроля.
Парламентская организация законодательных (представительных) органов государственной власти Федерации и ее субъектов стала развиваться после прекращения в сентябре 1993 г. функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, полномочий народных депутатов[3]. Акт Президента — противоречил действовавшей в то время Конституции. Это подтвердил Конституционный Суд РФ решением от 28 сентября 1993 г. [4] Впоследствии Президент приостановил деятельность Конституционного Суда, а также прекратил осуществление полномочий Советов народных депутатов всех уровней, кроме республиканских[5]. Советы в краях, областях, автономной области, автономных округах и городах республиканского значения заменялись представительными органами (собраниями, думами и т. д.) в составе 15—50 депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Срок полномочий представительных органов устанавливался в два года, а сами полномочия ограничивались: их исполнительные и распорядительные функции передавались соответствующей администрации; бюджеты утверждались по согласованию с руководителем администрации; в случае самороспуска или неработоспособности советов из-за отсутствия необходимого кворума их функции поручались администрации.
Конституция России, принятая в декабре 1993 г., наделила законодательные (представительные) органы исключительным правом принятия законов, утверждения бюджета, предоставила возможность контролировать деятельность правительства и Других исполнительных органов, ратифицировать международные договоры и т. д. Начался нелегкий процесс повышения роли представительных органов, расширения их компетенции, углубления принципа разделения властей, укрепления законодательной власти.
Выборы (формирование) законодательных органов государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляются на разных принципах.
Федеральные формируются на основе Конституции и федеральных законов. Органы законодательной власти субъектов Федерации избираются в соответствии с региональным законодательством. Во втором случае выборы, как правило, проводятся по одномандатной мажоритарной системе. Может использоваться и смешанная система выборов. Однако в настоящее время она допускается лишь на экспериментальной основе с согласия Центральной избирательной комиссии. Указанное ограничение не распространяется на проведение выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти республик.
Федеральные органы государственного управления (исполнительной власти)
Органы государственного управления именуются в законах органами исполнительной власти.
Согласно Конституции эту власть Российской Федерации осуществляет Правительство России[6], с участием министерств и иных федеральных органов (комитетов, агентств, департаментов, служб, управлений) [7].
Правительство России
Правительство России состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатели правительств республик в составе России входят в федеральное правительство по должности.
Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. [8]
Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели. Если она трижды не согласится с предложенной кандидатурой. Президент может распустить Думу, определить время проведения новых выборов и самостоятельно назначить Председателя Правительства.
Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он же предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В соответствии со ст. 113 Конституции Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу, руководствуясь принципами федерализма, разделения властей, гласности.
Компетенция Правительства
В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение норм Конституции, конституционных и федеральных законов, других актов Федерального Собрания, указов Президента. Контролирует исполнение этих актов, принимает меры к устранению допущенных нарушений.
Осуществляет меры по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.
Обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе, в пределах своей компетенции издает нормативно-правовые и иные акты. По предметам совместного ведения оно согласовывает принимаемые решения с правительствами республик, администрациями других субъектов Федерации, рассматривает и учитывает их предложения.
Правительство издает постановления и распоряжения. Постановлениями оформляются решения, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам оформляются в виде распоряжений.
Акты российского Правительства обязательны к исполнению на всей территории Федерации. Они не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента.
Председатель определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, руководит заседаниями, распределяет обязанности между заместителями, представляет Правительство в международных отношениях, осуществляет другие полномочия, предоставленные Конституцией и законами. Оно временно исполняет обязанности Президента в случае отсутствия последнего или невозможности исполнения им полномочий по иным причинам.
Срок полномочий Правительства определяется периодом полномочий Президента. Перед вновь избранным Президентом Правительство в соответствии с Конституцией России[9] должно сложить свои полномочия.
Существуют случаи, когда Правительство прекращает свою деятельность раньше положенного срока. Например, при отставке, решение о которой принимается Президентом по собственной инициативе либо по инициативе самого Правительства. В последнем случае Президент вправе отклонить заявление.
Основанием для отставки может быть недоверие Правительству, выраженное Государственной Думой. Президент вправе согласиться или не согласиться с выраженным недоверием. При повторном выражении недоверия в течение трех месяцев Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Думу.
Вопрос о недоверии перед Государственной Думой вправе поставить Председатель Правительства. Если в доверии отказывают, то в течение семи дней после отказа Президент принимает решение об отставке или о роспуске Думы.
После отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования в новом составе.
Федеральные органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции
К федеральным органам исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции относятся министерства и иные государственные органы
Федеральные министерства являются центральными органами отраслевого управления в областях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В отдельных случаях министерства могут выполнять некоторые функции межотраслевого управления. Отраслевыми являются, например, министерства топлива и энергетики, образования, культуры. Межотраслевыми — министерство экономики, финансов, по делам национальностей и региональной политике.
К иным федеральным органам исполнительной власти относятся государственные комитеты, комитеты, а также структуры, которые называют “ведомствами”. Это федеральные службы, агентства, федеральные агентства, департаменты, федеральные надзоры, управления, главные управления.
Государственные комитеты и комитеты — это органы межотраслевого управления. Например, Государственный комитет по вопросам архитектуры и строительства. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Некоторые комитеты осуществляют отраслевое управление, например. Комитет РФ по кинематографии. Другие выполняют как отраслевые, так и межотраслевые функции, например. Комитет РФ по машиностроению осуществляет государственное регулирование в машиностроительной промышленности и межотраслевую координацию в области машиностроения.
Ведомства, как правило, — органы отраслевого управления. Таковы, например, государственная налоговая служба. Российское космическое агентство, служба лесного хозяйства.
Деятельность некоторых ведомств имеет межотраслевую направленность. Особое место среди них занимают надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.
Органом специальной компетенции является Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий государственное управление банковской деятельностью и регулирующий отношения в сфере денежного обращения, безналичных расчетов, валютного регулирования. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение бюджетов всех уровней,
Руководители федеральных органов исполнительной власти имеют статус министров, однако называются по-разному. Министерства возглавляют министры, государственные комитеты и комитеты — председатели, федеральные службы — директора. Положения о федеральных органах исполнительной власти утверждаются Президентом или по его поручению — Правительством.
Некоторые федеральные органы исполнительной власти подчинены непосредственно Президенту — министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, главное управление охраны, служба внешней разведки, федеральная служба контрразведки. Федеральные органы исполнительной власти функционируют на принципах единоначалия коллегиальности. Единоначалие обеспечивает единство федеральной исполнительной власти.
Коллегиальность — возможность коллегиального обсуждения и принятия решений.
Федеральные министры издают приказы и инструкции, дают указания, государственные комитеты принимают постановления, а их председатели — приказы и инструкции. Такие же акты издают руководители других федеральных органов исполнительной власти.
Органы государственного управления (исполнительной власти) субъектов федерации
В единую систему исполнительной власти в Российской Федерации входят помимо федеральных также органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые осуществляют кроме собственных полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а равно полномочия, переданные федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Федерации.
В республиках России к их числу относятся: советы министров (правительства), министерства, государственные комитеты, ведомства, а также другие органы специальной компетенции, подведомственные непосредственно республиканским правительствам.
В краях, областях и автономных образованиях исполнительную власть осуществляют администрации (правительства). В Москве и Санкт-Петербурге подобные органы состоят из главы администрации (мэра), возглавляемого им правительства и подчиненных ему других управленческих структур. К последним относят комитеты, управления, отделы, службы, а также территориальные подразделения, именуемые, например, в Москве префектурами.
В большинстве республик России правительства формируются президентами с согласия представительных (законодательных) органов власти. Там, где нет президентов, формирование правительства осуществляется непосредственно высшим законодательным органом.
Главы администраций краев, областей, городов федерального значения и автономных образований, если они не избраны населением, назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента по представлению Председателя Правительства России.
Полномочия основных исполнительных органов власти субъектов Федерации аналогичны полномочиям Правительства России с тем отличием, что реализуются на региональном уровне. Они разрабатывают и осуществляют программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой, распоряжаются и управляют имуществом, относящимся к собственности субъекта Федерации, осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительства и администрации субъектов Федерации разрабатывают и представляют на утверждение представительному (законодательному) органу бюджет, обеспечивают его исполнение и отчитываются об этом. Они представляют интересы территорий в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Федерации, а также в соответствии с законодательством могут вступать в отношения с органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.
Эти органы обладают правом законодательной инициативы. Законопроекты, касающиеся введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, изменения финансовых обязательств субъектов Федерации, а также проекты других актов, предусматривающих расходы за счет бюджета, могут быть внесены в представительный орган лишь при наличии заключения правительства или администрации либо непосредственно от их имени. Главы администраций в установленном порядке подписывают и обнародуют законы, принятые представительными органами. Законы до истечения срока, установленного для их подписания, могут быть возвращены главой администрации в представительный орган для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.
Исполнительные органы издают постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования. Постановления и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Федерации.
Правительства республик, не получившие доверия в республиканских представительных органах, должны уходить в отставку. Органы, имеющие право выражать недоверие, указываются в республиканском законодательстве. Например, согласно Конституции Республики Татарстан к ним относятся Президент и Верховный Совет[10].
Положения о выражении недоверия главе администрации могут предусматриваться в законодательных актах субъектов Федерации. Механизм выражения недоверия и возникающие при этом последствия различны и определяются с учетом исторических, национально-культурных и иных местных традиций.
Судебная власть в Российской Федерации
Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.
В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные и иные суды.
Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.
В новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент Российской Федерации", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".
Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.
В судебную систему России входят все судебные органы:
- Конституционный Суд РФ;
- Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;
- Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
Совокупность указанных судебных органов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.
В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.
Конституционный суд РФ
Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.
В СССР долгие годы функционировала система, в которой основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР - Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик - Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.
В мае 1990 г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР[11]. Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т. д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому Закону "О Конституционном Суде РФ", новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"[12].
Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.
Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д.
Верховный суд РФ
Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.
Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.
В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР[13], Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор".
Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.
Арбитражный суд РФ
В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.
Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.
Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией РФ[14], Законом Российской Федерации[15], а также Арбитражном процессуальным кодексом[16]. Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.
Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону "Об арбитражном суде", высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.
Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т. е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.
К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом "Об арбитражном суде", Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.
В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.
Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.
Законодательство об органах государственной власти Челябинской области
Как государственное образование область имеет собственную полноценную систему государственных органов, создаваемую ею самостоятельно. В ч. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации четко указывается, что государственную власть в субъектах Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Система государственных органов области входит в систему государственных органов Российской Федерации, но это вхождение особо. Оно строится не на основе практики деконцентрации, когда государственный центр делегирует властные полномочия своим структурным подразделениям в регионах и на местах, а на основе практики децентрализации, когда властные полномочия от одного государственного субъекта — Российской Федерации — передаются другим государственным субъектам — регионам. Государственная децентрализация — необходимый атрибут федеративной организации. Поскольку государственные органы области не являются органами федерального центра на местах, то естественно их формирование самой областью, а не центром.
Конституционно закрепленная федеральная децентрализация не абсолютна, иначе федеративное государство не смогло бы нормально функционировать. Однако рамки государственной иерархии четко заданы общероссийской Конституцией — она устанавливает, что только в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции Российской Федерации). С другой стороны, общероссийская Конституция предусматривает цивилизованное направление Федерацией деятельности субъектов по учреждению государственных органов последних. Субъекты Федерации создают собственные государственные органы, исходя из основ конституционного строя Федерации и задаваемых Федерацией общих принципов организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации, ч. 2 ст. 8 Устава области).
Система государственных органов Челябинской области функционирует в рамках республиканской формы правления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (преамбула, ч. 1 ст. 8 Устава области).[17] Законодательная (представительная) власть представлена в области Законодательным собранием Челябинской области,[18] которое вправе законодательствовать по всем вопросам, отнесенным к компетенции Челябинской области и требующим законодательного урегулирования. Исполнительная власть — Главой администрации области, высшим должностным лицом исполнительной власти; Правительством области — исполнительно-распорядительным коллегиальным органом и иными органами исполнительной власти. Глава администрации области и Правительство области в рамках исполнительной власти наделены общей компетенцией, то есть правом решать любые вопросы в сфере исполнительно-распорядительной деятельности в пределах полномочий области, даже прямо не отнесенные к их ведению, если упомянутые вопросы прямо не отнесены при этом к компетенции иных органов и должностных лиц. Иные органы исполнительной власти области являются специализированными и действуют строго в пределах определенных для них полномочий. Судебная власть в области помимо федеральных судов представлена Уставным судом Челябинской области.
Законодательный (представительный), орган государственной власти Челябинской области (далее - законодательный (представительный) орган области) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Челябинской области (далее - область).[19]
Единую систему исполнительных органов государственной власти Челябинской области (далее - область) составляют Правительство Челябинской области (далее - Правительство области) - высший исполнительный орган государственной власти области, возглавляемое высшим должностным лицом области - Губернатором Челябинской области (далее - Губернатор области), иные исполнительные органы государственной власти области.[20]
На судебную систему возлагаются особые функции, отличные от функциональных обязанностей представительных и исполнительных органов государства. Такое разграничение диктуется конституционным принципом разделения государственной власти, являющегося своеобразным символом правового государства, а также стремлением к прозаическому разделению властных полномочий.
Ю. И. Скуратов выделяет следующие функции судебной власти: осуществление правосудия от имени и властью государства (часть 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации); судебный контроль (надзор) за законностью, обоснованностью применения мер процессуального принуждения (эта функция нашла отражение в статьях 22, 23, 25 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают, что судебное решение является единственным основанием применения органами, осуществляющими следствие, дознание, оперативно-розыскную деятельность, наиболее важных мер процессуального принуждения (арест, обыск, ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений)); толкование правовых норм (статья 125 Конституции Российской Федерации); удостоверение фактов, имеющих юридическое значение: признание гражданина недееспособным, умершим, объявление безвестно отсутствующим, установление родственных отношений (статьи 29, 42, 45 и другие Гражданского кодекса Российской Федерации); ограничение конституционной и иной отраслевой право субъектности граждан России. Названные функции имеют характер внешних проявлений. Наряду с ними Ю. И. Скуратов выделяет «внутренние» функции, обращенные к системе судебных органов (судебный надзор за решением судов, судебное управление и другие).
Судебные органы, действующие на территории Челябинской области, можно классифицировать по двум основаниям: по принадлежности к уровню государственной власти и по функциональному назначению.
В зависимости от уровня государственной власти следует различать федеральные суды: областной, районные, военные, арбитражный, являющиеся частью иерархической федеральной судебной системы, территориально расположенные в границах субъекта Федерации и имеющие вышестоящие судебные инстанции; суды субъектов Федерации: уставный, мировые судьи, которые Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в дальнейшем Федеральный конституционный закон от 31.12.96) отнес к судьям общей юрисдикции субъектов Российской Федерации).
Функциональная градация судебных органов также предполагает их дробление на две группы:
Суды общей юрисдикции, в ведении которых находятся гражданские, административные и уголовные дела (областной, районные, мировые судьи). К категории судов этой группы относятся и военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах России;
Специальные суды (областной арбитражный суд, уставный суд), которым подведомственны специфические вопросы, установленные законодательством.
Систему федеральных судов общей юрисдикции в Челябинской области возглавляет областной суд. В соответствии со статьей 20 Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. суды данного разряда рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Областной суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к районным судам, действующим на территории Челябинской области. Вышестоящим судом по отношению к областному суду выступает Верховный Суд Российской Федерации.
Судьи областного суда назначаются на должность Президентом России по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации, основанному на заключении квалификационной коллегии судей облсуда и согласованному с Законодательным собранием Челябинской области. Председатель областного суда и его заместители назначаются на должности в том же порядке с единственным изменением, касающимся заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации (статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.96 г.).
Закон РСФСР «О судоустройстве РСФСР» от 8 июля 1981 года, действующий в части, не противоречащей Федеральному конституционному закону от 31.12.96 г., устанавливает, что областной суд функционирует в составе: президиума; судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам.
Федеральные районные суды в пределах своей компетенции рассматривают гражданские и уголовные 'дела в качестве суда первой и второй инстанции. В случаях, предусмотренных законодательными актами, районные суды рассматривают дела об административных правонарушениях. Кроме того, суды данного уровня изучают и обобщают судебную практику, оказывают правовую, организационно-методическую помощь мировым судьям, так как являются по отношению к ним непосредственно вышестоящей судебной инстанцией.
Судьи федеральных районных судов (в том числе председатели и из заместители) назначаются на должность в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 31.12.96 г. Президентом России в порядке, аналогичном для судей областного суда.
На основании статьи 23 Закона РСФСР «О судоустройстве РСФСР» районные суды действуют в составе судей и народных заседателей.
В систему судов общей юрисдикции входят также военные суды, возглавляемые Военной коллегией Верховного Суда России. На основании статьи 22 Федерального конституционен) закона от 31.12.96 г. военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, а также в других органах и формированиях, где предусмотрена военная служба. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Полномочия, порядок образования и деятельности военных судов устанавливаются федеральным конституционным законом, который должен быть принят. До его появления в отношении военных судов в соответствии с Федеральным законом «О некоторых вопросах организации и деятельности военных судов и органов военной юстиции» от 3 декабря 1994 года* и Федеральным конституционным законом от 31.12.96 г. применяется Положение о военных трибуналах (в редакции Закона СССР «О внесении изменений и дополнений в Положение о военных трибуналах» от 25 июня 1980 года ) в части, не противоречащей этим актам.
Областной арбитражный суд рассматривает дела в качестве суда первой и апелляционной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации имеют вышестоящую судебную инстанцию в лице федеральных арбитражных судов округов, которые созданы в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в количестве десяти судов. Данным актом установлены полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Федерации.
В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум. Могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникших из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникших из административных правоотношений.
Президиум действует в составе председателя областного арбитражного суда, его заместителей, председателей судебных составов и судей. Судьи областного арбитражного суда, входящие в президиум этого суда, утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Арбитражные суды относят к категории специальных судов. Это связано с характеристикой сфер деятельности , судебных органов этой группы. Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров. При рассмотрении подведомственных споров арбитражные суды призваны обеспечить защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере у предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заключение
Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся сегодня в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счет правильной и рациональной организации управления этим обществом.
В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Для построения правового государства необходима хорошо организованная система органов государственной власти.
Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что органы государственной власти в Российской Федерации построены в соответствии с конституцией на демократических основах. В нашем государстве осуществляется теория разделения властей, но пока прежде всего в плане общего начала, при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий.
Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении.
Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, "разделение властей - отнюдь не панацея от всех бед. Необходимо общественное правосознание и многое другое". [21] Пока же мы можем констатировать лишь то, что закрепленная в конституции форма правления имеет серьезнейшие изъяны. В перспективе, если в нашей стране будут развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.
2. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
3. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 19 июня, 12 августа 2004 г.)
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)
5. Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)
6. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня 2004 г.).
7. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.)
8. Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13 апреля 1995 г. (с изменениями от 23 января 1997 г., 17 апреля 1997 г., 28 мая 1998 г., 27 января, 7 декабря 2000 г., 29 ноября 2001 г., 29 августа 2002 г.)
9. Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 194-ЗО "О законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области"
10. Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24 июня 2004 г. N 1231 "О структуре аппарата Законодательного собрания Челябинской области"
11. Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 200-ЗО "О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области"
12. Конституция Российской Федерации. Коментарий / Под общей ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. - М.: Юрид. лит., 1994.
13. Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: Юрид. лит., 1994.
14. Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2001. № 7.
15. Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1999г.
16. Коваленко А. И. Теория государства и права. - М., 1999.
17. Комментарии к гражданскому кодексу РФ. Часть1. Садиков. О. Н. - М.: Юринформцентр 1999г.
18. Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 2000г.
19. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юрист, 2001.
20. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994г.
21. Умнова И.А. Эволюция правового статуса края, области как субъекта Российской Федерации. //Государство и право. – 1994. - № 8-9. – С. 43.
22. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М., 1998
23. Чиркин В.Е. Модели современного федерализма: сравнительный анализ. //Государство и право. - 1994. - № 8-9. – С. 151.
24. Шуберт Т.Э. Конституционная безопасность России //Журнал российского права. – 1998. - № 4/5. - С. 58.
25. Эбзеев Б.С., Карапетян Л.М. Российский федерализм: равноправие и асимметрия конституционного статуса субъектов. //Государство и право. – 1995. - № 3. – С. 8.
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.17 с.342.
[2] Ленин В.И. Полн собр. соц. Т 33. с.48.
[3] Указ Президента РФ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”
[4] Российская газета. 1993. 29 сентября.
[5] Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. “О Конституционном суде РФ”.
[6] Конституция РФ. Ст. 110
[7] Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 190.
[8] Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" (с изм. и доп. от 31 декабря 1997 г., 19 июня 2004 г.).
[9] Конституция РФ. Ст.116
[10] Конституции Республики Татарстан. Ст. 111, 118.
[11] Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" (с изм. и доп. от 8 февраля, 15 декабря 2001 г., 7 июня 2004 г.)
[12] Комментарии к Конституции РФ. М. - 1999 г.
[13] Законо РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"
[14] Конституция РФ Ст. 118-125 и 127.
[15] Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 4 июля 2003 г., 25 марта 2004 г.)
[16] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ (с изм. и доп. от 28 июля 2004 г.)
[17] Устав (Основной Закон) Челябинской области от 13 апреля 1995 г. (с изменениями от 23 января 1997 г., 17 апреля 1997 г., 28 мая 1998 г., 27 января, 7 декабря 2000 г., 29 ноября 2001 г., 29 августа 2002 г.)
[18] Постановление Законодательного собрания Челябинской области от 24 июня 2004 г. N 1231 "О структуре аппарата Законодательного собрания Челябинской области"
[19] Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 194-ЗО "О законодательном (представительном) органе государственной власти Челябинской области"
[20] Закон Челябинской области от 27 ноября 2003 г. N 200-ЗО "О структуре исполнительных органов государственной власти Челябинской области"
[21] Чиркин В.Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты. //Советское государство и право. - 1990.-N8