Уважаемый председатель и члены Государственной аттестационной комиссии!

Вашему вниманию представляется дипломная работа Поддымникова Владимира Викторовича на тему: «Совершенствование системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на примере Октябрьского района г. Новосибирска».

Тематика исследования, выбранная для данной дипломной работы, является весьма актуальной в силу следующих причин. Конституция РФ исходит из того, что Россия будет развиваться на базе согласия всех основных слоёв общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанности их признания, соблюдения и защиты (ст. 2). Значит, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан какими-либо лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.

Таким образом, можно определить, что правоохранительная деятельность — это деятельность государственных органов, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью, а так же их предупреждение и профилактика. Эта деятельность осуществляется только на основании закона и в соответствии с законом, лицами, состоящими на службе в правоохранительных органах и имеющих специальную профессиональную подготовку.

Государство — сложная социальная система, состоящая из таких взаимосвязанных элементов как публичная власть, граждане (народ), территория и ее границы, бюджетно-налоговая база и ресурсы, официальное представительство в мировом сообществе. Их упрочение и стабильность, динамизм в меняющихся общественных условиях требуют больших усилий.

ХХ век вошел в историю человечества не только своими выдающимися научно-техническими открытиями и достижениями, но и как век, вписавший в книгу истории целый ряд черных страниц — кровопролитнейшие войны и революции, государственный бандитизм (примерами могут служить: Афганистан, Чечня, Косово и т.д.) и терроризм.

В XXI веке велика вероятность возрастания техногенных катастроф, терроризма и информационных войн. Роль государства в решении этого вопроса первостепенна. Задача обеспечения безопасности может быть эффективно решена только в рамках единой государственной политики как на всех уровнях управления.

Сложная экономическая ситуация в стране, нестабильность социально-экономической обстановки, рост техногенных катастроф и терроризма на фоне роста преступности в стране ставит на первый план проблему безопасности населения. В условиях реформирования системы органов власти на всех уровнях, создания эффективной нормативно-правовой системы и гражданского общества  проблема обеспечения безопасности жизнедеятельности и охраны общественного порядка является наиболее актуальной.

Особая роль в этом принадлежит правоохранительным органам. Поэтому повышение эффективности деятельности правоохранительных органов является актуальной задачей.

Все вышесказанное обуславливает актуальность выбранной темы дипломной работы.

Объектом исследования в дипломной работе выступает Октябрьский район как муниципальное образование мэрии г. Новосибирска, предметом исследования — система обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка в Октябрьском районе г. Новосибирска.

Цель дипломной работы – разработка рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения безопасности жизнедеятельности и общественного порядка на примере Октябрьского района г. Новосибирска.

2. Основным подразделением правоохранительных органов, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности, является милиция общественной безопасности. К полномочиям милиции общественной безопасности относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д. Рассматриваемая деятельность милиции регулируется нормами административного права. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами, неподчиненными в служебном отношении милиции государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными – служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

3. Среди зарубежных стран лидерами по обеспечению общественной безопасности являются ФРГ, Израиль и США.

Так, в ФРГ на правительственном уровне органы, обеспечивающие общественную безопасность, предложили вместо упора на технические средства объединить соседей общей идеей совместной безопасности. Программа была настолько популярной, что ее поддержали Совет немецких городов, Союз городских общин, полиция и страховые конторы. Гражданам внушались, например, следующие постулаты и правила поведения: защищайте свой дом от чужаков, проверяйте их, записывайте номера их машин или спрашивайте их о целях и причинах пребывания на вашей территории.

В Израиле основной идеей обеспечения общественной безопасности является технология гражданской самообороны, согласно которой идеальный гражданин не ограничивается информированием полиции или обыском подозрительных лиц (шофер автобуса, к примеру, обязан обыскать любого вошедшего в салон араба), в его задачу входит и непосредственное задержание – желательно без риска для окружающих (примерно 40% населения имеет разрешение на ношение и хранение личного оружия). Результативность этой системы такова, что, например, в настоящее время израильтянам удается предотвращать более 90% готовящихся терактов.

В США система обеспечения общественной безопасности также поставлена на прочную идеологическую основу. У рядового демократического американца появилось много поводов рассуждать не «против полиции», а вместе с ней. А именно: благодаря разумно спланированному информационному потоку, тонкой мотивации, люди поставлены перед необходимостью решать какие-то задачи вместе с правоохранительными органами. Например, всем известна теперешняя, так называемая, «программа защиты свидетелей» в США. Человек, давший показания, благодаря которым уличены преступники, чтобы не опасаться мести, может изменить свою фамилию, место жительства, работу, получить новую документально подтвержденную биографию-легенду, в некоторых случаях – изменить внешность. Все это финансируется из госбюджета.

4. Анализ деятельности органов, обеспечивающих систему общественной безопасности похволяет сделать следующие выводы. В течение последних лет основное внимание органов внутренних дел  На плановой основе был организован контроль за выполнением на местах. Итоги работы органов внутренних дел во взаимодействии с муниципальными структурами и общественными формированиями постоянно находятся под контролем, на основе которого принимаются дополнительные меры.

5. Анализ динамики преступности по Октябрьскому району г. Новосибирска и по г. Новосибирску в целом за 2002-2003 г. дал следующие результаты. Оперативная обстановка на территории Октябрьского района остается нестабильной, происходит увеличение общего вала регистрируемой преступности. Количество зарегистрированных преступлений по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 788 преступлений или на 23%. Общий массив зарегистрированной преступности увеличился с 3336 до 4124 преступлений. Расследовано 2993 преступлений (1227 преступлений дополнительно выявлено и поставлено на учет, удельный вес при этом составил 41 %). Приостановлено 1015 преступлений, что выше АППГ на 184 преступления или 22%. Процент расследованных за 12 месяцев 2003 года составила 74%, это на 1% выше аналогичного периода прошлого года (за АППГ – 74%), и выше средне городского на 18% (средне городская раскрываемость составила 56%). Увеличение объема регистрируемой преступности произошло за счет выявлений преступлений компетенции МОБ и составило 1872 преступления, что на 838 преступлений или 81% больше АППГ. Расследовано 1507 преступлений, что на 660 преступлений больше АППГ (дополнительно выявлено в ходе расследования 669 преступлений, удельный вес составил 44%). Процент расследованных по линии МОБ составил 81%, за АППГ – 96%, средне городской показатель 63%. За 2003 г. по линии криминальной милиции зарегистрировано 2252 преступления, что на 2% или на 50 преступлений меньше чем за АППГ. Расследовано 1486 преступлений (дополнительно выявлено в ходе расследования 558 преступлений, удельный вес составил 37%), процент расследованных составил 69%, что на 3% выше АППГ и на 20% выше средне городского.

Наилучший процент количества расследованных преступлений был достигнут в 2001 г. и составил 78. В 2003 г. тенденция увеличения процента расследованных преступлений сохранилось. и составило 74 в АППГ-74. За 2003 год всеми службами управления привлечено к административной ответственности 31314 человек.

6. В 2003 г. финансирование деятельности по обеспечению общественной безопасности в городе осуществлялось в полном объеме в установленном порядке по представленным финансовым заявкам УВД города, ГУВД Новосибирской области по статьям, финансирование которых осуществляется из средств городского бюджета.

7. Воспитание и формирование профессионально-грамотного кадрового ядра остается одной из приоритетных задач не только кадрового аппарата, а в первую очередь руководителей подразделений. Вызывает беспокойство состояние дисциплины и законности, которая продолжает оставаться на низком уровне. Необходимо серьезно подойти к данному направлению деятельности, принять необходимые меры по реализации Концепции кадровой политики МВД России, Директивы МВД РФ № 1-96 г. и приказа МВД РФ № 426 – 96г.

8. В качестве рекомендаций по совершенствованию системы обеспечения безопасности жизнедеятельности можно выдвинуть следующие положения.

1) Прежде всего следует изменить ситуацию с двойным подчинением, в котором находится сейчас основное подразделение, обеспечивающее безопасность жизнедеятельности – милиция общественной безопасности (МОБ). МОБ подчиняется как МВД, так и местной администрации: это приводит к тому, что зачастую распоряжения глав местной администрации противоречат Законам МВД РФ. Такое положение усугубляется материальной зависимостью милиции общественной безопасности от местной администрации. В связи с этим необходимо предоставить возможность МОБ использовать часть финансовых средств, полученных в процессе административной деятельности, на свои нужды, например, на материально-техническое оснащение.

Двойное подчинение приемлемо в период постепенного перехода милиции общественной безопасности к муниципальной. Наше же мнение – МОБ должна подчиняться либо МВД, либо быть муниципальной и подчиняться органам власти местного самоуправления. К тому же, милиция общественной безопасности со своей разветвленной, экономически ёмкой инфраструктурой вряд ли будет по карману местной администрации. Более того при полном переходе МОБ на муниципальную основу, неизбежно снизится взаимодействие служб, которое просто необходимо (допустим уголовный розыск, участковые инспектора милиции и следствие и т.д.)

2) Необходимо внедрять комплекс мер, направленных на изменение отношения рядовых граждан к службам, обеспечивающим общественную безопасность. В этом смысле для России, как представляется, наиболее приемлемым будет опыт США. У граждан США отношение к правоохранительным органам коренным образом отличается от отношения граждан России. Главное — работа в правоохранительных органах США престижна, т.к. и личных доход, и физическое и нравственное состояние сотрудников правоохранительных органов США в целом выше, чем в России. Следовательно, без повышения заработной платы вкупе с жестким отбором сотрудников в ряды правоохранительных органов не обойтись.

3) Наконец, представляется необходимым применить комплекс мер по изменению отношения рядовых граждан к преступности. Здесь можно выделить два направления. Первое – пропаганда. На всех уровнях радио, телевидение и печатные СМИ должны внедрять в массовое сознание понимание того, что всякого рода преступность, в том числе и терроризм – это каждодневная опасность. Второе – воспитательные программы. Начиная со школы, на специальных занятиях людям всех возрастов необходимо рассказывать о том, какие предметы и что в поведении людей можно считать подозрительными. К подозрительным предметам относятся любые бесхозные вещи – от листа бумаги до автомобиля. К подозрительному поведению относится то, что, пожалуй, 90% россиян спишут на усталость или наркотическое опьянение – нервозность, стеклянный взгляд, капли пота, выступившие от волнения и т.п. Здесь необходимо вспомнить положительный опыт ФРГ – гражданам этой страны с детства внушают простые правила: защищайте свой дом от чужаков, проверяйте их, записывайте номера их машин или спрашивайте их о целях и причинах пребывания на вашей территории. Таким образом, граждане начинают понимать, что общественная безопасность – это проблема не только правоохранительных органов, но также и проблема каждого гражданина, которую этот гражданин должен решать совместно с правоохранительными органами.

9. В заключение отметим следующее. Любое государство должно иметь государственные органы, для выполнения деятельности по охране законности и правопорядка, защите прав и свобод человека, борьбе с преступностью. Такие органы получили название «правоохранительные». К правоохранительным органам относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел, контрразведки, таможенного контроля, налоговой полиции, юстиции.

Общественная безопасность — это не работа исключительно силовых структур или исключительно милиции. Это работа всех органов муниципального, федерального, областного значения.

В завершении работы можно сделать вывод, что для полноценного функционирования системы обеспечения безопасности и жизнедеятельности необходимы значительные финансовые средства и человеческие ресурсы, а в настоящее время ни того, ни другого нет, не только в УВД Октябрьского района г. Новосибирска, но и во всем Российском государстве.

Для общего представления приведем структуру органов, обеспечивающих общественную безопасность (см. раздаточный материал):












Основным подразделением органов внутренних дел, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности, является милиция общественной безопасности. К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д. Рассматриваемая деятельность милиции регулируется нормами административного права. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами, неподчиненными в служебном отношении милиции государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными – служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Одним из направлений исследования был анализ криминогенной обстановки в районе как результата работы системы обеспечения общественной безопасности. Результаты этого анализа в табличной и графической формах представлены в раздаточном материале.

Таблица 3

Динамика преступлений за 2001 – 2003 гг.

Год

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего совершено

3253

3336

4124

Раскрыто

2533

2418

2993

% расследованных

78

77

74

Рис. 1. Динамика преступлений за 2001 – 2003 гг.

Как видно из этих представлений, динамика преступности за последние три года остается приблизительно на одном уровне. Это дает основания прогнозировать стабилизацию криминогенной обстановки в течение ближайших 2-3 лет.

Однако, остановить лавинообразное возрастание преступности органам общественной безопасности становиться все труднее и труднее. Причин тому множество: начиная от ставшей уже банальной нехватке материальных и людских ресурсов, заканчивая проблемами с кадровым составом соответствующих служб, отношением гражданского населения с правоохранительным органам и т.п. Например, ситуация с образовательным уровнем сотрудников правоохранительных органов на данный момент следующая:

По данным на начало 2004 г. 70% сотрудников, занимающих офицерские должности, имеют высшее образование, 30% – среднетехническое.

Рядовой состав сотрудников: 5% с высшим образованием, 15% – со средне-техническим, 85% – со средним.

Большинство сотрудников – как занимающих офицерские должности, так и рядовой состав – имеют высшее и средне-техническое образование по специальностям, не связанным с работой в милиции.

Основываясь на обобщении зарубежного опыта обеспечения общественной безопасности и на исследованиях настоящей дипломной работы, можно выдвинуть несколько рекомендаций по совершенствованию работы системы правоохранительных органов в Октябрьском районе г. Новосибирска и в России вообще.

Основным подразделением органов внутренних дел, обеспечивающим безопасность жизнедеятельности, является милиция общественной безопасности. К полномочиям милиции общественной безопасности в процессе производства по делам об административных правонарушениях, относятся обеспечение общественного порядка и общественной безопасности на улицах, площадях, объектах транспорта и других общественных местах, контроль за соблюдением установленных правил, нормативов и стандартов, действующих в сфере безопасности дорожного движения; контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию России и т.д. Рассматриваемая деятельность милиции регулируется нормами административного права. В процессе осуществления этой деятельности ее субъекты вступают в административно-правовые отношения с гражданами, неподчиненными в служебном отношении милиции государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, государственными – служащими, служащими (представителями) общественных организаций, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

В заключении отметим, что общественная безопасность – это не работа исключительно силовых структур или исключительно милиции. Это работа всех органов муниципального, федерального, областного значения.


Спасибо за внимание! Я готов ответить на Ваши вопросы.

Структура органов, обеспечивающих общественную безопасность

 











Динамика преступлений за 2001 – 2003 гг.

Год

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Всего совершено

3253

3336

4124

Раскрыто

2533

2418

2993

% расследованных

78

77

74

Рис. 1. Динамика преступлений за 2001 – 2003 гг.