Содержание

Введение. 3

1. Содержание и принципы банковского надзора в РФ.. 4

2. Направления банковского надзора. 8

3. Критерии определения финансового состояния банков. 12

4. Практическое задание. 14

Заключение. 16

Список литературы.. 17

 

Введение


Состояние и перспективы развития кредитной системы име­ют важное значение для национальных экономик ведущих промышленно развитых стран.

В связи с этим кредитно-банковская, сфера служит объектом тщательного надзора и регулирования со стороны правительст­венных органов и, в частности, центрального банка. Однако в каждой стране имеются свои специфические особенности кон­троля за деятельностью кредитных институтов, что обусловлено особенностями исторического развития и действием различных политико-экономических факторов.

Во всех экономически развитых государствах регулирование банковской системы имеет приоритетное значение. Банкам в рыночной экономике отводится одновременно роль ведущих хозяйственных агентов и важнейших каналов воздействия на макроэкономические процессы. Исключительно важно их значение в поддержании стабильного социального климата. В большинстве стран банковский надзор рассматривается как одна из важнейших функций центрального банка и/или министерства финансов. Особенно велико его значение, в периоды нестабильного развития денежно-кредитных рынков.

В России в последнее десятилетие банковский надзор (в той форме, в которой он существует во всем мире) прошел путь от "младенчества" до "зрелости", постоянно обогащаясь новыми формами и инструментами. Но еще многое в этой области предстоит сделать.

Целью данной работы является выявление проблем и перспектив развития банковского надзора в России.

Для достижения поставленной цели мы решим несколько задач: рассмотрим особенности банковского надзора в РФ, основные его направления, представим критерии определения финансового состояния банков.



1. Содержание и принципы банковского надзора в РФ


Основной целью банковского регулирования и надзора в России, как и в других странах, является поддержание стабильности банковской системы, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Конкретные задачи, которые ставятся перед надзорными органами в каждый данный период времени, не­посредственно определяются этой главной целью осуществления надзора за кредитными организациями и современным состоянием банковской сферы и социально-экономической ситуацией в стране в целом. На начальном этапе создания банковской системы в России к кредитным организациям предъяв­лялись относительно либеральные требования. Это объяснялось неразвито­стью самой системы банковского надзора и задачей ускоренного формирова­ния коммерческого банковского сектора, обусловленной, прежде всего поли­тическими целями. Позднее основной акцент в деятельности надзорных орга­нов был перенесен на обеспечение надлежащего качества работы функциони­рующих кредитных организаций, их ликвидности и платежеспособности. В настоящее время в связи с обострением во всем мире проблемы обращения криминальных денег перед ЦБ РФ также поставлена задача разработки сис­темы мер по предотвращению отмывания «грязных» денег через коммерче­ские банки нашей страны.

Приближение стандартов банковского надзора в России к международ­ным является закономерным результатом развития российской банковской системы. Сложившаяся к настоящему времени в нашей стране система надзо­ра за деятельностью кредитных организаций в значительной степени отвечает международным требованиям.

Все большее соответствие мировым стандар­там совершенствуемых Банком России процедур создания новых кредитных организаций, надзора за банками достигается путем постепенного ужесточе­ния требований, предъявляемых к кредитным организациям.

В последнее время изменена структура управления процессами регули­рования и надзора за банковской деятельностью, заложен фундамент системы раннего реагирования, введены новые более жесткие экономические нормативы для кредитных организаций, устанавливается особый надзор за круп­нейшими банками федерального уровня.[1]

Решение большинства про­блем банковского надзо­ра видится в усилении сис­темного подхода, преодоле­нии обособленности отдельных подразделений надзорного бло­ка, дальнейшем совершенствова­нии их деятельности.

Коротко охарактеризуем воз­можные направления совершен­ствования банковского надзора на системной основе, имея в виду основные документы Базельского комитета (Банк России принял решение присоединить­ся к ним летом 1997 г.).

Базельские принципы эффективного надзора

Стабильность функциониро­вания банковской системы во многом зависит от эффективнос­ти работы регулирующих органов.

Совершенствование банков­ского надзора в России должно соответствовать мировым нор­мам и принципам (хотя бы пото­му, что многое в экономических реформах, в том числе в бан­ковской сфере, делается нами по примеру государств с развитой рыночной экономикой). В этих странах его становление было непростым, накоплен значитель­ный опыт, который мы можем использовать.

Эффективные принципы бан­ковского надзора получили зак­репление в документах Базельского комитета по банковскому надзору*. Многие из этих поло­жений в том или ином виде по­лучили отражение в нормативных актах Банка России и в россий­ском законодательстве. Однако эффективность надзора обеспе­чивает именно целостная систе­ма надзорных мероприятий.

Базельский комитет вырабо­тал 25 основных принципов над­зора, затрагивающих все эта­пы "жизненного цикла" банков и всю систему взаимоотноше­ний между ними и надзорными органами.

Для направленного ведения банковского надзора должны быть законодательно опреде­лены одна или несколько организаций, например, Цен­тральный банк и (или) специа­лизированные агентства (бюро, ведомства, комитеты), работаю­щие под эгидой и в тесном кон­такте с Центральным банком и (или) Министерством финансов. Эти организации должны иметь, с одной стороны, четко опреде­ленные функции, с другой сто­роны, конкретные полномочия. Для выполнения поставленных задач они должны быть опера­тивно независимыми и иметь в своем распоряжении достаточ­ные ресурсы. Законодатель обя­зан создать правовое поле, в рамках которого функционируют органы банковского надзора, начиная от положения о лицен­зировании банковских учрежде­ний и постоянном наблюдении за их деятельностью до стадии лик­видации, а также дать критерии оценки надежности и устойчиво­сти банков. Нормативным под­креплением обеспечиваются и санационные процедуры.

Одним из базельских прин­ципов является необходимость лицензирования банковской деятельности. Подход к выда­че разрешения должен быть же­сткий. Организации, которые не подпадают под определенные критерии, не имеют права зани­маться банковским бизнесом. При рассмотрении заявок на выдачу лицензий органы банков­ского надзора внимательно ана­лизируют минимальные размеры уставного капитала и структуру собственности банка; состав и персоналии директоров и выс­ших менеджеров; оперативный финансовый план; организацию внутреннего управления; план развития банка на ближайшую перспективу.

После выдачи лицензии орга­ны банковского надзора должны иметь право пересмотра или от­клонения любых предложений по передаче другим сторонам круп­ных пакетов акций, устанавливая для таких процедур определен­ные критерии.

Базельский комитет четко определил правила и нормы контроля в целях выявле­ния проблемности на воз­можно более ранних этапах. Органы надзора должны: определять минимальный размер уставного капитала; отслеживать, а в определен­ных случаях ограничивать макси­мальные границы рисков ликвид­ности, платежеспособности, ва­лютных, кредитных (в том числе и кредиты инсайдерам), процен­тных, рыночных и других рисков; контролировать адекватность создаваемых ресурсов рискам, связанным с банковской деятель­ностью.

Особое внимание уделяется нейтрализации рисков, связанных с качеством управления бан­ками. Так, органы надзора дол­жны:

·                   "удостовериться в том, что банки обладают системами ин­формирования руководства, ко­торые позволяют последнему вы­явить концентрацию рисков в рамках портфеля активов" (п. 9);

·                   "убедиться в том, что конт­ролируемый банк обладает чет­кой системой управления при допущении риска (включающей соответствующее наблюдение за правлением и высшим управле­нием)";

·                   "выявить у банков наличие внутренней системы контроля, которая соответствовала бы типу и масштабу их деятельнос­ти" (п. 14).

Базельский комитет считает, что органы надзора должны под­держивать высокие этические стандарты в финансовом секто­ре, не допуская преднамеренное или непреднамеренное исполь­зование банка криминальными структурами.

Наряду с возможностью по­лучения, обработки и анализа необходимой информации от банков, органы надзора должны обладать правом проведения проверок на местах (инспекти­рование) и прибегать к ус­лугам внешних аудиторов.[2]

2. Направления банковского надзора


В современной экономической науке принято различать три вида контроля: предварительный, текущий и последующий (заключительный). Банковский контроль также подразделяется на эти три вида.

Предварительный контроль осуществляется органом надзора до фактического осуществления операций. Такой контроль производится:

·  до начала работы кредитной организации, т.е. в процессе государственной регистрации и лицензирования кредитных организаций;

·  в ходе ее функционирования в предусмотренных законодательством случаях, когда требуется согласование или получение права на совершение отдельных операций, например, при расширении деятельности кредитной организации, увеличении уставного капитала и др.

Текущий контроль необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации. В процессе текущего контроля надзорные подразделения проверяют выполнение кредитной организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденции развития банков, проводят диагностирование проблем банка на раннем этапе их возникновения.

Заключительный контроль ставит целью предотвращение ошибок в будущем. Данный вид контроля не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но дает информацию подразделению надзора о том, какие недостатки характерны для кредитной организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций.

Вышеуказанные виды контроля применяются также по отношению к отдельной банковской операции или комплексу операций.

Кроме видов контроля выделяют также методы банковского надзора. Основными методами реализации функций банковского надзора являются камеральный надзор и инспектирование на местах.

Камеральный надзор – текущий контроль на постоянной основе. Механизмом реализации камерального надзора является предоставление кредитной организацией различных видов регулярной отчетности Банку России.

Инспектирование на местах – комплекс взаимосвязанных целенаправленных мероприятий, реализуемых уполномоченным подразделением Центрального банка РФ непосредственно в кредитной организации для определения соответствия выполняемых операций действующему законодательству и нормативным актам Банка России, для проверки достоверности представляемой отчетности, а также с другими целями, определяемыми Банком России.[3]

Более полно виды, формы и методы инспекционных проверок классифицируются на рис. 1


Рис. 1. Виды, формы и методы инспекционных проверок

Банковский надзор осуществляется последовательно и состоит из следующих этапов: лицензирование; проверка отчетности, предоставляемой банками; инспектирование (ревизия) на местах; контроль за соблюдением банками требований надзорных органов.

Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Второй этап надзорной деятельности – дистанционный (документарный) надзор, или проверка отчетности, предоставляемой банками. Постоянный контроль за деятельностью, осуществляемый органами надзора, позволяет заранее выявить проблемы, которые могут вызвать риск неплатежеспособности банков, их банкротство.

Проверка степени достоверности передаваемой надзорным органам информации, формирование максимально точного представления о положении банка, качестве его менеджмента могут быть обеспечены только в ходе проверки на месте. Этим определяется значение третьего этапа надзора за функционированием кредитных учреждений, инспектирования (ревизии) на местах. В связи с трудоемкостью проведения ревизий на местах органы надзора осуществляют их периодически, (они могут быть плановыми, регулярными и внеочередными) и устанавливают характер инспекций, которые в зависимости от целей и масштабов проверки могут быть общими, ограниченными и специальными.

Во время общей проверки анализируются различные аспекты деятельности банка и главные области риска. Как правило, выявляются соблюдение банком законов, правильность составления отчетов, наличие эффективной системы управления и производится оценка общего финансового состояния банка.

Завершающий этап надзора за банками – контроль за соблюдением банками в строго определенные сроки предписаний органов надзора по устранению обнаруженных недостатков. Набор неофициальных и официальных мер воздействия на банки во всех странах достаточно широк.

К неофициальным мерам воздействия относятся: гарантийное письмо неблагополучного банка надзорному органу с признанием конкретных недостатков и определением способа их устранения; письменное соглашение между органом надзора и банком об исправлении выявленных существенных негативных аспектов его деятельности.

Официальные меры воздействия включают в себя: предупреждение; директивы по устранению недостатков; штрафные санкции; приказ о снятии с должности руководителя банка; передача банка под опеку надзорного органа; организацию слияния или поглощения; лишение лицензии на проведение банковских операций; ликвидацию кредитного учреждения.

Ликвидация кредитного учреждения используется как крайняя мера, поскольку это затрагивает непосредственные интересы вкладчиков. В целях защиты их интересов во многих странах организованна система страхования депозитов.

Располагая достаточно широким диапазоном мер воздействия на банки, органы надзора предпочитают поддерживать постоянные неофициальные контакты с банками для регулярного обсуждения их планов, общих направлений их деятельности, возникающих затруднений. Такие контакты создают для банков возможность по собственной инициативе информировать органы надзора о своих проблемах.[4]



3. Критерии определения финансового состояния банков


В целях совершенствования методики банковского надзора за деятельностью банков и обеспечения лучших условий применения к ним адекватных мер надзорного реагирования все банки с точки зрения финансового состояния подразделяются на две категории с выделением в рамках каждой категории двух классификационных групп, а именно:

1-я категория. Финансово стабильные банки.

·        Группа 1. Банки без признаков финансовых затруднений.

·        Группа 2. Банки, имеющие отдельные недостатки в деятельности.

2-я категория. Проблемные банки.

·        Группа 3. Банки, испытывающие серьезные финансовые трудности.

·        Группа 4. Банки, находящиеся в критическом финансовом положении.

Отнесение банков к той или иной классификационной группе производится на основании данных отчетности и другой информации за прошедший период (месяц).

Величина капитала банка, качество его активов непосредственно связаны с доходностью (или прибыльностью) банка. При анализе рентабельности банка органы надзора проверяют достоверность документального оформления доходов, правильности формирования резервов на покрытие возможных убытков, начисления процентов, уплаты налогов и выплаты дивидендов, качество доходов по источникам их происхождения и регулярности поступления. На базе отчетной документации доходность может быть определена как отношение чистой прибыли после налогообложения до выплаты дивидендов к общей. Для расчетов по текущим обязательствам банки должны иметь наличность или другие ликвидные активы в достаточном объеме.

При оценке или выведении рейтинга банка важно, чтобы использовалась стандартная система, которая бы одинаково воспринималась всеми банковскими супервизорами. С 1978 г. внедрена единая оценочная система CAMEL, составленная по заглавным буквам основных критериев банковского надзора:

С – capital adeguacy (достаточности капитала).

A – asset guality (качество активов), определяет степень «возвратности активов» и внебалансовых статей, а также финансовое воздействие проблемных кредитов;

M – management (качество управления).

E – earnings (доходность или прибыльность), определяет достаточность доходов для будущего роста банка;

L – liguiditi (ликвидность).

Система определяет, достаточно ли ликвиден банк, чтобы выполнить обычные и неожиданные обязательства. В соответствии с этой рейтинговой системой общая оценка состояния банка (от 1–прочное состояние до 5– неудовлетворительное состояние) является средней арифметической из баллов, определяемых по 5 вышеназванным критериям. Предварительная рейтинговая оценка дается в процессе документарного надзора, а окончательная – лишь после завершения инспекции на месте.

Меры надзорного реагирования в зависимости от значимости данного банка для экономики страны (региона) могут включать требование к участникам банка об изыскании реальных источников рекапитализации, о замене руководителей и/или главного бухгалтера банка, стимулирования мероприятий по реорганизации банка либо направлению в Центральный банк Российской Федерации ходатайства об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.[5]

4. Практическое задание


Составить алгоритм банковского надзора на стадии лицензирования.


Создание нового банка обычно регулируется общим или специальным банковским законодательством. В большинстве стран необходимо специальное разрешение (лицензия) на открытие банка. Лицензирование (первый этап надзора) имеет целью ограничить совершение банковских операций только теми юридическими лицами, которые имеют разрешение на их проведение от уполномоченного органа.

Лицензирование

 

Заключение


Суммируя вышесказанное, можно сделать выводы относи­тельно перспектив развития и совершенствования банковского надзора.


1. Надзор за банковской сис­темой в широком плане распада­ется на три взаимосвязанных бло­ка: макроэкономический анализ, мониторинг банковской системы, надзор за отдельным банком.

2. Надзор должен быть наце­лен в первую очередь на макси­мальное укрепление обществен­ного доверия к банковской сис­теме, предотвращение массовых банкротств банков.

3. Центр тяжести банковско­го надзора следует перенести на возможно более ранние стадии обнаружения проблем банков.

4. Надзорная практика долж­на учитывать различные этапы жизненного цикла банка — лицен­зирование, достижение зрелости, прекращение деятельности, рас­сматривая их как элементы еди­ной системы. Для реализации по­ставленных целей необходимо вы­работать новые подходы к отчет­ности банков. Документация дол­жна позволять выявить первые признаки неплатежеспособности банков и при этом быть понятной и неперегруженной. В этой связи возможно более широкое внедре­ние нетрадиционных экономико-статистических методов монито­ринга.

5. Совершенствование надзор­ной практики должно опираться на соответствующие структурные преобразования, модернизацию методов деятельности, макси­мальную координацию усилий всех подразделений надзорного блока.


Список литературы


1.                 Банковский контроль и аудит / Сибирский институт финансов и банковского дела: Учеб. пособие / Н.В. Фадейкина, Е.К. Болгова, М.Н. Скурихин, А.В. Брыкин; Под общей ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002.

2.                 «Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н. Антипова. Москва, 1996.

3.                 «Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996.

4.                 Сухов М.И. Банковский надзор: общеэкономические аспекты // Деньги и кредит. – 2000 – №8 – с. 6-9.

5.                 Шенг Э. Банковский надзор: Принципы и практика / Рабочие материалы ИЭР Мирового банка. Отдел финансов, промышленности и энергетики. - Вашингтон, 1990.



[1] «Надзор, инспектирование и аудит коммерческих банков России» Сборник статей, часть 1.Составитель: Л.А.Познякова. ЦПП ЦБ РФ ,1996.

[2] См: «Банковский надзор: зарубежный опыт и проблемы его применения в России». Сборник статей. Составитель: О.Н. Антипова. Москва, 1996.

[3] Шенг Э. Банковский надзор: Принципы и практика / Рабочие материалы ИЭР Мирового банка. Отдел финансов, промышленности и энергетики. - Вашингтон, 1990. с. 51.

[4] Сухов М.И. Банковский надзор: общеэкономические аспекты // Деньги и кредит. – 2000 – №8 – с. 6-9.

[5] Банковский контроль и аудит / Сибирский институт финансов и банковского дела: Учеб. пособие / Н.В. Фадейкина, Е.К. Болгова, М.Н. Скурихин, А.В. Брыкин; Под общей ред. д-ра экон. наук, проф. Н.В. Фадейкиной. – М.: Финансы и статистика, 2002. с. 145 – 149.