СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

КАФЕДРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И УЧЕТА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Дисциплина: Демография

Тема: демография как наука, ее структура и связь с другими науками

Выполнила:                                       Ст. Гр. 235 Трунаева

Проверил:                                          Шевцова Е.В.

Новосибирск - 2003

Содержание

 

 

 

 

 

Введение. 3

1. Понятие демографии как науки.. 4

2. Предмет демографии.. 4

3. Задачи демографии.. 6

4. Методы исследования в демографии.. 8

5. Структура демографии и связь с другими науками.. 9

Заключение. 13

Список литературы.. 14

 

 

 

Введение

Демография — наука не новая. Ей уже более 300 лет. Но она все еще остается новой (в смысле — малоизвестной) наукой для большинства на­ших граждан. Правда, в последние годы положение меняется. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Расширяется преподавание демографии на социологических, юридиче­ских и других гуманитарных факультетах университетов (правда, по-преж­нему в стране нет ни одного учебного заведения, готовящего специали­стов-демографов).

В обществе все процессы взаимосвязаны. Демографические процессы развиваются под воздействием других социальных процессов: экономических, политических и прочих. В свою очередь, и демографические процес­сы оказывают влияние на ход всех других общественных процессов.

Знание демографии, умение читать демографическую информацию необходимо и предпринимателям. Для успеха своего дела они должны уметь прогнозировать спрос на производимые ими товары и оказываемые услу­ги. А этот спрос в немалой степени зависит от состава населения (и его будущих изменений) по полу, возрасту, от числа и размеров семей, числа детей в семье и т. п. В ряде западных стран, особенно в США, демография для предпринимателей быстро развивается как отдельное направление демографической науки, которое даже получило особое наименование — демографика (demographics).

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение демографии в целом, как науки о народонаселении.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

-       Дать понятие демографии, как науки;

-       Определить предмет, задачи и методы демографии;

-       Описать структуру демографии и ее связь с другими науками.

1. Понятие демографии как науки

Слово «демография» образовано из двух греческих слов: «демос» — на­род — и «графо» — пишу, то есть, если трактовать это словосочетание бук­вально, оно будет означать «народоописание», или описание населения. Но демография с самого начала своей истории никогда не ограничивалась лишь описанием, ее предмет всегда был шире и глубже[1].

Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на такие явления человеческой жизни, как рождаемость, смертность, брачность и прекращение брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов; она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структуры населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и демографических структур.

В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов на планете в целом, в отдельной стране или группе стран; на отдельных территориях или в отдельных группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях демография оценивает их наиболее вероятные изменения в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

2. Предмет демографии

Подлинной целью исследования для любой науки является раскрытие законов (причинно-следственных связей) развития в той области бытия, которая составляет ее предмет. В свою очередь, познание законов развития немыслимо без предварительного установления (выявления) закономерностей, т.е. объективно существующих, повторяющихся, устойчивых связей между явлениями, этого развития. Именно в закономерностях проявляют­ся законы развития (хотя зафиксировать это проявление возможно далеко не всегда и чаще всего не просто. Именно этим и занимается любая наука).

Теперь, наконец, можно сформулировать определение предмета демографии таким образом: предметом демографии являются законы естественного воспроизводства населения[2].

Можно было бы к этому еще добавить: в их общественно-исторической обусловленности. Но можно и не добавлять, потому что законы об­щественного развития (а законы демографического развития — неотъем­лемая часть законов общественного развития) иначе как в общественно-ис­торической обусловленности познать невозможно. Такое добавление дела­ется обычно как бы для подстраховки, с целью лишний раз подчеркнуть по преимуществу социальный характер демографических процессов и ука­зать на место демографии среди общественных наук.

Население в демографии также понимается специфически. Это не любая совокупность людей, но совокупность людей, самовоспроизводящаяся в процессе смены поколений. Т. е. это достаточно большая численность людей, обладающая богатой структурой, необходимой для непрерывного возобновления этой совокупности. Способность к самовоспроизводству — главное качество, определяющее население именно как демографическую категорию, отличающее его от других совокупностей людей, например, та­ких, как производственный коллектив, жильцы дома и т. п.

Тесно переплетается предмет демографии с другой близкой ей наукой — социальной гигиеной — главным образом при изучении проблем смертно­сти и продолжительности жизни. Многие выдающиеся специалисты-медики были и являются выдающимися учеными и в области проблем демографии (С.А. Новосельский, В.В. Паевский, С.А. Томилин, П.И. Куркин, А.М. Мерков, Е.А. Садвокасова, М.С. Бедный и др.). Тем не менее, различие между предметами двух смежных наук — социальной гигиены и демографии — су­ществует, и оно достаточно четко. Демография изучает воспроизводство на­селения, социальная гигиена — его здоровье. Соответственно различаются и цели изучения смертности. В демографии она изучается как компонент вос­производства населения, в социальной гигиене — как обратный показатель здоровья населения. Конечно, размежевание предметов наук — не самоцель; естественно, на каких-то участках познания их интересы могут пересекать­ся, но если при этом происходит взаимообогащение знаниями, то такое пере­сечение наук можно только приветствовать.

3. Задачи демографии

Главная задача любой науки — познание законов развития (движения) в определенной части общества и природы. Но наряду с этим у каждой нау­ки имеются и практические задачи. Есть они и у демографии. Их три: 1) изучение тенденций и факторов демографических процессов; 2) разра­ботка демографических прогнозов; 3) разработка мероприятий демографи­ческой политики[3].

1. Выявление подлинных тенденций демографических процессов — во­все не простая задача, как может показаться. Нужно уметь оценить достоверность статистической информации и выбрать подходящие для каждого случая показатели (или сконструировать их). Различные показатели, в за­висимости от их индивидуальных свойств, могут совершенно по-разному характеризовать направление и интенсивность одного и того же процесса. К примеру, в один и тот же период времени одни показатели рождаемости могут свидетельствовать о ее снижении, в то время как другие совсем нао­борот — о ее росте.

Не меньшее значение имеет изучение факторов демографических процессов. Говоря о факторах, чаще всего подразумевают причины явлений и процессов. В статистике, с которой демография состоит в давнем родстве, напротив, предпочитают говорить о факторах, а не о причинах. Это потому, что статистика пытается установить причинно-следственные связи путем измере­ния корреляционных зависимостей между явлениями. При этом зачастую остается неясным, какое из взаимосвязанных явлений — причина, а ка­кое — следствие (они все могут быть следствием причин, оставшихся вне пределов наблюдения). В отличие от философии статистика всегда имеет дело с видимыми, измеряемыми предметами (явлениями) и процессами, в которых причинно-следственные связи устанавливаются не непосредст­венно, а по их внешним индикаторам (показателям).

Такими внешними индикаторами, признаками причин (следами причин) и являются факторы (факторные признаки). Когда механизм причинно-следственной связи достаточно хорошо известен, нет необходимости говорить о факторах процесса, можно говорить непосредственно о при­чинах (хотя можно и ошибиться, и это часто бывает, когда за причину принимают нечто похожее на нее, отвечающее собственным представле­ниям о ней). О факторах в статистике говорят обычно в тех случаях, когда роль той или иной причины определена недостаточно или вообще только предполагается. Таким образом, фактор есть статистически наблюдае­мое отражение причины. В отличие от причины фактор всегда наблюда­ем (измеряем). В этом и состоит различие между ними. И это обстоятельст­во нисколько не принижает значение фактора как элемента, ступени на пути к познанию причины.

2. На основе изучения тенденций демографических процессов и причинно-следственных связей демографических процессов с другими обще­ственными процессами демографы разрабатывают прогнозы будущих из­менений численности и структуры населения. Эти прогнозы нужны не только самим демографам для оценки вероятного характера демографического развития. Очень немногие за пределами узкого круга демографов знают, что именно на демографические прогнозы в большой степени опи­рается планирование всего народного хозяйства: производства товаров и услуг, жилищного и коммунального строительства, трудовых ресурсов, подготовки кадров специалистов, школ и детских дошкольных учрежде­ний, дорог и средств транспорта, военно-призывного контингента и проч. Демографические прогнозы охватывают фактически весь хозяйственный и военный потенциал страны. Вот поэтому в недавнем прошлом они храни­лись за семью печатями. Их даже не разрешалось разрабатывать без специ­ального разрешения «органов». В немалой степени по той же причине по­добные прогнозы сегодня мало кому известны за пределами очень узкого круга специалистов, хотя, думается, должны быть предметом обсуждения широкого круга общественности.

3. Ну и, наконец, на основе познания реальных тенденций демографиче­ских процессов, на основе установления их причинно-следственных связей с другими общественными процессами, на основе демографических (а так­же социально-экономических, военно-политических и других) прогнозов и планов определяются цели и меры демографической и социальной полити­ки.

Отсюда виден широкий круг знаний, привлекаемых к решению демографических проблем. Рамки предмета демографии, которые некоторые ученые называют «узкими», вовсе не ограничивают комплекса методов, используемых в демографии для познания закономерностей и законов демографического развития.

4. Методы исследования в демографии

Демография в исследовании своего предмета — естественного воспроизводства населения — использует различные методы, основные из кото­рых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические[4]. Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди или события, но сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий. Такие совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится установить и измерить объективно существу­ющие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отноше­ние к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. В демографии используются и другие статистические методы, в частности выборочный и индексный методы, метод средних величин, методы выравнивания, табличный и другие.

Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характе­ристиках. Выше уже говорилось о том, что еще Граунт открыл возмож­ность на основе данных о числе родившихся и умерших определить численность и возрастной состав населения. Это пример математической взаимосвязи между демографическими параметрами населения. Сегодня в демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных, полученных путем непосредственного наблюдения, можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизвод­ства населения. В некоторых случаях с помощью математических моделей можно получить более достоверные данные, чем с помощью непосредственного статистического учета. Кстати, к разряду математического моде­лирования в демографии относятся и уже упоминавшиеся в связи с именем Граунта вероятностные таблицы смертности, а также и демографические прогнозы, которые представляют собой один из видов математического моделирования.

Наконец, в последнюю четверть века (у нас в стране, а на Западе уже бо­лее полувека) в демографии все активнее используются социологические методы исследования так называемого демографического поведения, т.е. субъективных установок, потребностей, мнений, планов, принятия реше­ний, действий по отношению к демографическим аспектам жизни людей, семей, общественных групп.

5. Структура демографии и связь с другими науками

Структура демографической науки. При рассмотрении предмета исследования в демографии выделяют: изучение процессов брачности и прекращения брака, демографической функции семьи и воспроизводства брачной и семейной структуры населения; рождаемости и ее социальной обусловленности; смертности и ее социальной обусловленности; воспроизводства населения, роста его численности, взаимосвязей демографических процессов и структур.

При общих методологических подходах к исследованию каждая из этих областей имеет свои особенности как в концептуальном, так и в методическом отношении.

Выделяют следующие разделы демографии[5].

Демографическая теория – трактовка движущих сил воспроизводства населения, его обусловленности экономическими, социальными, социально-психологическими и другими факторами, объяснения исторических тенденций развития режимов воспроизводства, смены типов воспроизводства населения.

Чистая (формальная) демография – рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием.

Аналитическая демография – изучение взаимосвязей между демографическими явлениями, их детерминации социальными, экономическими, социально-психологическими и другими процессами.

Историческая демография исследует воспроизводство населения в прошлом и занимает особое место в структуре демографии.

Социологическая демография (социальная демография) – научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов.

Военная демография – научная дисциплина, исследующая роль демографического фактора в военном деле и военной экономике с количественной и качественной сторон. Как самостоятельные разделы в военной демографии выделяют исследование мобилизационных возможностей воюющих государств, в частности мобилизационных резервов для вооруженных сил (ВС) и экономики; военных потерь населения, вызванных войнами миграций; изучение влияния войн на воспроизводство населения и его здоровье; демографических последствий военных действий.

Внутри демографии сти­хийно выделяются такие отрасли, как демографическая статистика (или иначе — статистика населения), экономическая, математическая, истори­ческая, этническая, социологическая демографии (вероятно, это не полный перечень подобных дисциплин). Из названий этих отраслей можно видеть, что они образуются на стыках демографии с другими, смежными науками и выражают связь предмета демографии с методами смежных наук, чьи предметы выступают в демографии в качестве факторов.

Таким образом, демография связана со многими научными дисциплинами, и на границах этих связей возникает новая наука.

Демографическая статистика — старейшая отрасль демографии (пожалуй, и всей системы статистических наук). Ее частным предметом явля­ется изучение статистических закономерностей воспроизводства населе­ния (не будем каждый раз говорить о естественном воспроизводстве населения, но будем его подразумевать). В задачу демографической статистики входит разработка методов статистического наблюдения и измере­ния демографических явлений и процессов, сбор и первичная обработка статистических материалов о воспроизводстве населения[6].

Определенной ступени развития достигла математическая демография, предметом которой является разработка и применение математиче­ских методов для изучения взаимосвязей демографических явлений и про­цессов, их моделирования и прогнозирования. В числе демографических моделей — вероятностные таблицы смертности, брачности, рождаемости, модели стационарного и стабильного населения, имитационные модели демографических процессов и т. п.

Историческая демография изучает состояние и динамику демографических процессов в истории стран и народов, а также историю развития са­мой демографической науки.

К исторической демографии примыкает этническая демография, изучающая этнические особенности (факторы) воспроизводства населения. Известно, что этнические особенности бытового уклада жизни народов, обычаи, традиции, структура семейных отношений оказывают существен­ное влияние на уровень рождаемости (число детей в семье), на состояние здоровья и среднюю продолжительность жизни, особенности брачности и прочности брака.

Экономическая демография исследует экономические факторы воспроизводства населения. Под экономическими факторами здесь понимает­ся вся совокупность экономических условий жизни общества, их влияние на темпы роста населения, уровень рождаемости и смертности, брачности, на формирование и устойчивость семьи и т. п.

Довольно быстро в последнюю четверть века развивается социологическая демография, изучающая влияние социологических и социаль­но-психологических факторов на волевые, субъективные действия людей в демографических процессах.

Можно было бы назвать еще ряд демографических отраслей (медицинская, политическая, юридическая, военная и др.). С другой стороны, в смежных с демографией науках уже существуют, хотя еще не всегда четко определены, научные отрасли экономических, социологических, истори­ческих и других наук, для которых воспроизводство населения, различные его аспекты выступают в качестве факторов, воздействующих на процес­сы, составляющие предмет исследования этих наук. Можно пояснить это утверждение следующим примером. Социальная мобильность, т.е. переме­щения людей в социальной структуре общества, оказывает влияние на их решение, скажем, родить или нет в ближайшие годы еще одного ребенка, писать диссертацию или поберечь свое здоровье. В этом случае социальная мобильность рассматривается как фактор в демографическом исследова­нии. Напротив, число детей в семье, само наличие семьи могут способство­вать — или в современном обществе, скорее, мешать карьере — особенно женщины. В этом случае демографическая компонента является фактором социальной мобильности, которая входит в предмет исследования социо­логии.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основы демографии как науки. Были решены следующие задачи:

-       Дано понятие демографии, как науки;

-       Рассмотрены предмет, задачи и методы демографии;

-       Изучена структура демографии и ее связь с другими науками.

Итак, Демография - (Demography) (буквально «народоописание», от греческих слов demos-народ и grapho-пишу) – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс. Демография как наука создана как потребность в решении проблем связанных с населением.

Так, в первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, без преу­величения можно сказать, демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается, прежде всего, в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой сегодня вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечест­венной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжите­льности жизни населения, особенно мужского и сельского. С 1992 г. насе­ление России не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. За прошедшие с 1992 г. шесть лет оно сократилось почти на 2 млн. человек, или на 1,3%, что может показаться небольшой цифрой. Однако при этом надо учесть, что убыль населения в некоторой мере компенсировалась миг­рационным притоком населения из-за рубежа. За счет же естественной убыли, т.е. превышения числа умерших над числом родившихся, страна уменьшилась за указанный период на самом деле на 4,2 млн. человек.

Это не полный перечень демографических проблем нашей страны, но, думается, и названных цифр достаточно, чтобы оценить характер ситуа­ции.

Таким образом, демография призвана направлять и стимулировать эффективное развитие народонаселения.

Список литературы

1.     Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. — М. Дело, 1995.

2.     Архангельский В.Н. Воспроизводство населения России. — М. Гардарика, 1998.

3.     Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. — М. Высшая школа, 1997.

4.     Сови А. Общая теория населения. Тт. 1—2. — М., 1977.

5.     Томилин С.А. Демография. — М. Инфра-М, 2003.

6.     Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования, публицистика. — М. Лион, 1996.

7.     Эченике В.Х. США: Демография и бизнес. Научно-аналитический обзор. — М. Инфра-М, 1999.


[1] Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. — М. Дело, 1995. – с. 37.

[2] Томилин С.А. Демография. — М. Инфра-М, 2003. – с. 17.

[3] Томилин С.А. Демография. — М. Инфра-М, 2003. – с. 27.

[4] Современная демография. Под ред. А.Я. Кваши и В.А. Ионцева. — М. Дело, 1995. – с. 41.

[5] Эченике В.Х. США: Демография и бизнес. Научно-аналитический обзор. — М. Инфра-М, 1999. – с. 56 – 61.

[6] Урланис Б.Ц. Народонаселение: исследования, публицистика. — М. Лион, 1996. – с. 34.