СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................ 3

1.  Финансовый менеджмент в транснациональных корпорациях................................................................................................... 4

1.1. Характеристика транснациональных корпораций.............. 4

1.2.  Особенности риска в международных финансовых отношениях...................................................................................................... 7

2.  Международные стандарты финансовой отчетности 8

2.1. Цели финансовой отчётности.................................................................... 8

2.2.  Основополагающие допущения международных стандартов............ 9

2.3.  Качественные характеристики информации........................................ 10

2.4.  Элементы финансовой отчётности........................................................ 12

3. Основные тенденции развития фондового рынка и его влияние на управление финансами............................................ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................... 17

Список используемой литературы.............................................. 18

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ........................................................................................ 19

2.1. Задание:..................................................................................................... 19

2.2. Решение.................................................................................................... 20

Выводы........................................................................................................ 47

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В последнее время в русский экономический лексикон все настойчивее входит термин “финансовый менеджмент”, и, как следствие, его трактуют по - разному: управление активами и пассивами; составление бизнес - плана; анализ финансовой отчетности; разработка ценовой политики и т. д. Поскольку термин “финансовый менеджмент” в переводе означает “управление финансами”, то небезынтересно узнать, как его трактуют в США, Европе. Финансовый менеджмент - наука и искусство принимать инвестиционные решения и находить для этого финансовые источники.

Долгое время в нашей стране менеджмент не изучался и не рассматривался как серьезный экономический инструмент. В настоящее время с вхождением в рыночную экономику появилась надежда, что финансовый менеджмент привнесет в экономику предприятия новую систему ценностей, изменит приоритеты в развитии предпринимательства.

Для оптимального функционирования финансового менеджмента необходимы определенные условия хозяйствования.

1). Частная собственность на средства производства и землю.

2). Самофинансирование предпринимательской деятельности.

3). Свобода ценообразования.

4). Рынок труда, капитала, товаров.

5). Четкое финансовое и хозяйственное законодательство.

Целью данной работы является раскрытие международных аспектов финансового менеджмента.

1.                 Финансовый менеджмент в транснациональных корпорациях


1.1. Характеристика транснациональных корпораций


Международные операции становятся все более важными для отдельных фирм и для национальной экономики. Транснациональная корпорация - это фирма, которая действует в двух или более странах.

Компании становятся международными по следующим причинам:

1) поиск новых рынков;

2) поиск источников сырья;

3) поиск новых технологий,

4) поиск путей повышения эффективности производства,

5) обход торговых и иных барьеров;

6) диверсификация.

Некоторые проблемы, связанные именно с международной средой, увеличивают сложность работы менеджера в транснациональной корпорации и часто заставляют его менять способы, которыми оценивают и сравнивают альтернативные варианты действий. Шесть главных факторов отличают управление финансами фирмы, которая оперирует в нескольких странах, oт управления финансами, которое практикуют фирмы, действующие только в пределах одной страны[1].

1. Различные валюты. Потоки денежных средств от различных подразделений транснациональной корпорации будут выражаться в равных валютах. Следовательно, анализ обменных курсов, а так же влияние колебаний ценности валют должны быть включены в финансовый анализ.

2. Разнообразие экономических и юридических систем. Каждая страна, в которой действует такая  фирма, имеет свои собственные неповторимые

политические  и  экономические, институты, и институциональные различия между странами могут создать существенные трудности, когда корпорация попытается  координировать  и,  контролировав  операции  своих  дочерних  компаний по всему миру. Например, различия в налоговом законодательстве между странами могут привести к тому, что экономическая сделка будет иметь удивительно неодинаковые экономические результаты после уплаты налогов в зависимости от того, где эта сделка произошла.

3. Языковые различия. Способность общаться является критически важной при всех деловых сделках, и здесь жители США часто находятся в худшем положении, поскольку мы, как правило, владеем хорошо только английским языком, в то время как деловые люди из Европы обычно знают несколько языков, включая английский Таким образом, они могут входить на наш рынок более легко, чем мы проникаем на их рынки. Важность этого фактора не может быть чересчур переоценена.

4. Культурные различия. Даже внутри географических регионов, которые давно рассматриваются как относительно однородные, разные страны имеют неповторимое культурное наследие, которое формирует ценности и влияет на роль бизнеса в обществе. Транснациональные корпорации обнаруживают, что такие вопросы, как определение подходящих целей фирмы, отношение к принятию риска, отношения с наемными работниками, способность отсекать неприбыльные операции и т. д., могут варьировать весьма значительно от страны к стране.

5. Роль правительства. Большинство традиционных моделей в области финансов предполагает существование конкурентного рынка, на котором условия торговли определяются самими участниками. Вследствие своей власти устанавливать основные правила поведения правительство вовлечено в рыночный  процесс, но его участие минимально. Таким образом, рынок является как первичным барометром успеха, так и индикатором действий, которые должны быть предприняты для сохранения своей конкурентоспособности. Такой взгляд на рыночный процесс обоснованно правилен для США и некоторых других главных западных индустриальных стран, но он неточно описывает ситуацию в большинстве стран мира. Часто условия, в которых конкурируют компании, действия, которые следует предпринять или избегать, условия торговли по разнообразным сделкам определяются не на месте совершения этих рыночных операций, а посредством прямых переговоров между правительством принимающей страны и транснациональной корпорацией. Этот политический процесс является жизненно важным, и его нужно рассматривать как таковой. Таким образом, наши традиционные финансовые модели должны быть пересмотрены, чтобы включить в них политические и др. внеэкономические аспекты процесса принятия решения.

6. Политический риск. Отличительная характеристика страны состоит в том, что она осуществляет суверенитет над народом и собственностью на определенной территории. Следовательно, страна свободна накладывать ограничения на перевод ресурсов корпорации и даже проводить экспроприацию активов иностранной фирмы без выплаты компенсации. Это называется политическим риском, и он имеет тенденцию оставаться преимущественно постоянной, а не переменной величиной, которую можно изменить путем переговоров. Политический риск меняется от страны к стране, и его следует прямо включать в любой финансовый анализ[2].

Финансовые прогнозы более сложны для транснациональной корпорации, поскольку колебания валютных ресурсов делают весьма затруднительным оценивание в долларах результатов зарубежной операции. До августа 1971 г. в мире действовала система фиксированных валютных курсов, в которой доллар США был привязан к золоту, и к нему были привязаны другие валюты. После августа 1971 г. мировая денежная система изменилась в направлении системы плавающих курсов, когда ставки обмена основных валют свободно колеблются вместе с изменением рыночной конъюнктуры и в принципе не ограничены какими-либо рамками между народных соглашений. Центральный банк каждой страны хотя и вмешивается в деятельность валютного рынка, покупая н продавая свою валюту для сглаживания колебаний курсов обмена валют, но лишь в ограниченной степени. Представление кредита является более рисковым в международном контексте, поскольку в дополнение к нормальному  риску неплатежей транснациональная корпорация должна позаботиться об отслеживании изменений валютных курсов в период между датой совершения продажи и датой получения платежа. Политика работы с клиентами особо важна для транснациональной корпорации по двум причинам:

1) значительная часть торговли США осуществляется с менее развитыми странами, и в этой ситуации продажа в кредит является необходимым условием для ведения бизнеса,

2) правительства таких стран, как Япония, чье экономическое благополучие зависит от экспорта, помогают своим промышленным фирмам конкурировать на мировых рынках за счет предоставления кредитов иностранным потребителям[3].

1.2.  Особенности риска в международных финансовых отношениях

Иностранные инвестиции похожи на внутренние инвестиции, но при этом политический и валютный риски должны быть учтены.

Политический риск – это риск того, что иностранное правительство предпринимает какие-либо действия, которые приведут к уменьшению стоимости инвестиций, тогда как валютный риск - это риск потерь вследствие колебаний доллара относительно иностранных валют. Инвестиции в международные проекты капиталовложений подвергают инвестирующую фирму валютному и политическому риску. Релевантные потоки денежных средств в бюджете иностранных капиталовложений - это потоки долларовой наличности, которые могут быть переведены в материнскую компанию. Фирмы США нередко обнаруживают, что можно привлечь долгосрочный капитал по более низкой ставке за пределами США, путем продажи своих облигаций на международных рынках капитала. Международные облигации могу быть либо иностранными облигациями, которые являются точно такими же как и мерные облигации, за исключением того, что их выпускает в обращение иностранная компания, либо еврооблигациями, т.е. облигациями, продаваемыми в иностранных государствах, но выраженными в валюте страны происхождения компании-эмитента[4].


2.     Международные стандарты финансовой отчетности

2.1. Цели финансовой отчётности


Международные стандарты носят рекомендательный характер и страны могут самостоятельно принимать решения об их использовании. Но поскольку МСФО это, по сути, обобщённая практика учёта наиболее развитых учётных систем в мире (американской и европейской), то совершенно очевидно, что их слепое копирование зачастую может негативно сказаться на национальной практике бухучёта. Поэтому принципиальной основой перехода на международные стандарты, прежде всего, должно быть признание общих Принципов подготовки и составления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). Принципы подготовки и составления финансовой отчётности сформулированы в виде отдельного документа. Данный документ не является стандартом и не содержит обязательных требований и рекомендаций. Если какие-нибудь положения стандартов противоречат Принципам, то применяются положения стандарта. В то же время, по мнению КМСФО, при разработке будущих и пересмотре существующих стандартов число расхождений будет последовательно уменьшаться.

В соответствии с Принципами «цель финансовой отчётности состоит в предоставлении информации о финансовом положении, результатах деятельности и изменениях в финансовом положении компании. Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений». К пользователям финансовой отчётности Принципы относят инвесторов, работников, займодавцев, поставщиков и других торговых кредиторов, покупателей, правительства и их органы, общественность.

Помимо целей, концептуальные основы определяют общие принципы составления финансовой отчётности, правила признания и оценки отдельных элементов финансовой отчётности. Общие принципы международных стандартов были приняты Правлением в апреле 1989 г. и их можно разделить на 2 группы: основополагающие допущения и качественные характеристики информации.

2.2.  Основополагающие допущения международных стандартов[5]


Международные стандарты основаны на 2 основных допущениях:

·        Метод начисления (accrual basis) означает, что хозяйственные операции отражаются в момент их совершения, а не по мере получения или выплаты денежных средств и их эквивалентов. Таким образом, операции будут учитываться в том отчётном периоде, в котором они возникли. Данный принцип даёт возможность получить объективную информацию о будущих обязательствах и будущих поступлениях денежных средств, т.е. позволяет прогнозировать будущие результаты предприятия. Возможное неполучение части объявленных к получению денежных средств может корректироваться своевременным начислением резерва на сомнительные долги за счёт уменьшения финансовых результатов отчётного периода.

·         Непрерывность деятельности (going concern) предполагает, что предприятие продолжит свою деятельность в обозримом будущем. А поскольку у предприятия нет намерения ликвидироваться или существенно сокращать масштабы деятельности, то его активы будут отражаться по первоначальной стоимости без учёта ликвидационных расходов. В противном случае финансовая отчетность должна составляться на другой основе, и эта основа должна быть раскрыта.


2.3.  Качественные характеристики информации


Для того чтобы информация могла использоваться на международном уровне, она должна отвечать следующим качественным характеристикам:

·        Понятность (understandability) информации означает, что она доступна для понимания пользователям, обладающим достаточными знаниями в области бухгалтерского учёта. Следует отметить, что информация о сложных вопросах, требующая раскрытия в финансовой отчетности не должна исключаться только из-за того, что она может не отвечать требованию понятности для некоторых пользователей;

·        Уместность или значимость (relevance) информации предполагает, что она будет влиять на экономические решения пользователей. Уместность информации определяется ее характером и существенностью. В одних случаях характера информации достаточно для ее раскрытия, независимо от существенности. В других случаях большое значение имеет существенность, когда пропуск или искажение информации может повлиять на экономические решения пользователей отчетности.

·        Надёжность или достоверность (reliability) информации имеет место в том случае, если она не содержит существенных ошибок и искажений и является беспристрастной. Достоверная информация должна удовлетворять следующим требованиям:

·        Правдивое представление (faithful representation) – информация должна правдиво раскрывать хозяйственные операции в финансовой отчетности;

·        Приоритет содержания над формой (substance over form) – информация должна принимать во внимание, прежде всего, экономическую сущность фактов хозяйственных операций, а не юридическую форму;

·        Нейтральность (neutrality) т.е. ненацеленность информации на интересы определённых групп пользователей;

·        Осмотрительность (prudence) – это очень важное требование, которое заключается в консервативной оценке активов и пассивов. Активы и доходы не должны быть переоценены, а обязательства и пассивы недооценены, т.е. активы отражаются по наименьшей из возможных оценок, а обязательства – по наибольшей. Иными словами, учитываются потенциальные убытки, а не потенциальные прибыли;

·        Полнота (completeness) – в отчётности должны получить отражение все существенные с точки зрения пользователей отчетности факты хозяйственной деятельности за отчётный период.

·        Сопоставимость или сравнимость (comparability) информации должна обеспечивать сопоставимость данных финансовой отчётности, как с предшествующими периодами, так и по отношению к другим компаниям. Это означает, необходимо раскрывать все изменения в учётной политике таким образом, чтобы данное требование выполнялось.

Международные стандарты устанавливают определённые ограничения уместности и надежности информации:

·        Своевременность (timeliness) связана с необходимостью должного соотнесения надёжности и уместности информации. С одной стороны, для соответствия требованию уместности необходимо полностью собрать информацию по всем имевшимся фактам хозяйственной деятельности. С другой стороны, получение полной и надёжной информации может привести к задержке при предоставлении финансовой отчётности и, соответственно, повлиять на уместность информации. Поэтому рекомендуется найти оптимальное сочетание между этими двумя требованиями;

·        Соотношение между выгодами и затратами (balance between benefit and cost) означает, что выгоды от информации не должны превышать затраты на её получение, причём процесс соотнесения выгод и затрат требует профессиональной оценки;

·        Соотношение между качественными характеристиками (balance between qualitative characteristics) должно быть предметом профессиональной оценки бухгалтера и подчиняться задаче удовлетворения потребностей пользователей финансовой отчётности.

В результате последовательного применения качественных характеристик информации и при условии соответствия бухгалтерским стандартам обеспечивается достоверное и объективное представление отчетности.

2.4.  Элементы финансовой отчётности[6]


Элементы финансовой отчётности – это экономические категории, которые связаны с предоставлением информации о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности. Выделяются 5 элементов финансовой отчётности.

·        Активы – это средства или ресурсы, контролируемые предприятием и являющиеся результатом прошлых событий и источником будущих экономических выгод. Активы отражаются в балансе при условии, если существует вероятность будущих экономических выгод и стоимость активов может быть надёжно измерена. При определении актива право собственности на него не является основным. Так, например, арендованная собственность является активом, если организация будет контролировать выгоды от её использования.

·        Обязательства – это существующая на отчётную дату задолженность, возникшая из событий прошлых периодов, погашение которой приведёт к оттоку ресурсов предприятия. Обязательства отражаются в балансе, только когда существует вероятность будущего оттока ресурсов, воплощающих экономические выгоды, в результате погашения существующего обязательства, и величина такого погашения может быть надёжно измерена.

·        Собственный капитал – это оставшаяся доля активов предприятия после вычета всех обязательств.

·        Доходы – это увеличение экономических выгод предприятия за отчётный период, что приводит к расширению активов и уменьшению обязательств, результатом чего является рост собственного капитала (исключая вклады собственников в уставной капитал). Доход включает выручку, полученную в результате основной (уставной) и неосновной деятельности предприятия.

·        Расходы – это сокращение экономических выгод, которое выражается в уменьшении или потере стоимости активов или увеличении обязательств, приводящих к уменьшению собственного капитала (исключая изъятия собственников из уставного капитала). При отражении расходов действует правило соответствия (matching concept) – расходы признаются в отчётном периоде, только если они привели к доходам данного периода.

Международными стандартами предполагаются различные варианты оценки активов и обязательств предприятия.

·        Фактическая стоимость приобретения или первоначальная стоимость (historical cost): для активов – это стоимость их приобретения, а для обязательств – сумма, полученная в обмен на обязательство. Первоначальная стоимость выражается в фактических ценах в момент совершения сделки.

·        Текущая или восстановительная стоимость (current cost): для активов – это средства, которые необходимо заплатить, если бы они приобретаются в настоящий момент, для обязательств – сумма, которую нужно заплатить для погашения обязательства в настоящий момент.

·        Возможная стоимость продажи или реализационная или ликвидационная стоимость (realizable or settlement value): для активов – это сумма денежных средств, которые можно получить в результате их продажи, а для обязательств – это стоимость их погашения при нормальных условиях функционирования предприятия.

·        Дисконтированная или приведённая стоимость (present value): для активов – это дисконтированная стоимость будущих чистых притоков денежных средств в условиях нормального функционирования предприятия, для обязательств – дисконтированная стоимость будущих оттоков денежных средств при погашении обязательств в условиях нормального функционирования предприятия.

Также могут использоваться ещё два варианта оценки. Это рыночная стоимость (market value), т.е. сумма, которая может быть получена в результате продажи активов на рынке и справедливая или «честная» стоимость (fair value), т.е. величина, по которой активы могут быть обменены между осведомлёнными и желающими это сделать сторонами в ближайшем будущем.


3. Основные тенденции развития фондового рынка и его влияние на управление финансами

Мировая экономическая среда и структура стремительно менялись в течение последних десятилетий.

Значительный рост международной торговли и быстрый приток международного капитала, растущий темп научно-технического прогресса и переход от коммунистической системы к рыночной экономике в Восточной Европе сопровождали эти изменения[7].

Международные потоки капитала постоянно увеличивались. Этот рост способствовал глобализации финансовых рынков ведущих международных центров. Более тесные взаимосвязи между международными центрами произвели финансовую революцию, суть которой состоит в увеличении числа и роли финансовых институтов, финансовой интеграции и быстром темпе финансовых инноваций.

В результате этих перемен фондовый рынок претерпел значительные изменения, которые характеризуются следующими основными тенденциями:

·        концентрация и централизация финансовых капиталов;

·        интернационализация и глобализация фондовых рынков;

·        повышение уровня организованности фондовых рынков и усиление государственного контроля за ними;

·        секьюритизация финансовых активов;

·        развитие финансовых инноваций;

·        компьютеризация фондового рынка.

Тенденция к концентрации и централизация финансовых капиталов заключается в вовлечении на фондовый рынок новых участников и выделении среди них ведущих профессионалов рынка, как на основе концентрации их собственных капиталов, так и путем централизации капиталов при слиянии крупных участников рынка.

Тенденция к интернационализации и глобализации фондовых рынков заключается в интеграции национальных рынков в мировой путем международного движения капитала и формирования глобальной рыночной инфраструктуры[8].

Тенденция к повышению уровня организованности фондовых рынков и усилению государственного контроля за ними заключается в повышении надежности рынков и степени доверия к ним со стороны инвесторов, а также в фискальной заинтересованности государства - главного участника рынка.

Тенденция к секьюритизации финансовых активов заключается в регулировании финансовых потоков путем перехода денежных средств из традиционных форм в форму ценных бумаг, что обеспечивает доходность и ликвидность активов.

Тенденция к развитию финансовых инноваций заключается в создании новых финансовых инструментов, новых систем торговли и новой инфраструктуры рынка.

Тенденция к компьютеризации фондового рынка заключается в автоматизации процессов обслуживания рынка и способов торговли путем создания и использования локальных и глобальных распределенных сетей.

Последняя из отмеченных тенденций, опираясь на стремительное развитие информационных технологий, оказывает значительное влияние на формирование других основных тенденций развития современного фондового рынка, что находит свое отражение в ускорении и усилении процессов глобализации фондового рынка и повышении его эффективности[9].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Финансовый менеджмент имеет дело с непрерывным кругооборотом капитала, каждая стадия которого требует сбалансирования с материальными и трудовыми ресурсами.

Главной целью финансового менеджмента является повышение благосостояния владельцев предприятия и персонала. Отсюда вытекают определенные задачи финансового менеджмента.

1). Формирование финансовых ресурсов необходимых размеров.

2). Финансовое планирование.

3). Инвестирование финансовых средств в наиболее эффективные области предпринимательства.

4). Снижение инвестиционных рисков.

5). Осуществление финансового учета, контроля и анализа.

Список используемой литературы


1.         Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.: Перспектива, 1996. – 405с.

2.         Николаева О., Шишкова Т. Международные стандарты финансовой отчетности. – 2001. – 420 с.

3.         Салманов А.Э., Голофастова Н.Н. Дополнительные возможности метода финансового менеджмента: Анализ «Затраты – объем производства (продаж) – Прибыль»// Аваль. – 2001, – № 1.

4.         Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии (финансовый менеджмент)// Менеджмент в России и за рубежом. – 2002, – № 4.

5.         Смелова Т.А. Анализ финансов предприятия// «Финансовая газета», 2000. – № 12.

6.         Смелова Т.А. Стратегия финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Сборник научных трудов Волгоградского ГТУ. – Волгоград, – 2002.

7.         Карева Инесса Александровна. Финансовый менеджмент предпринимательской деятельности коммерческих банков: Дис… канд. Экон. Наук: 08.06.02 / Донецкий национальный ун-т. — Донецк, 2002.

8.         Финансовый менеджмент: учебник для Вузов по экон. спец./ Н.Ф. Самсонов, А.П. Баранникова, А.А. Володин и др. /Под редакцией Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

9.         Крылова П. Что такое Финансовый менеджмент?// «Финансовая газета», 1995, – № 1.

10.    Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 480 с.: ил.

РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ


2.1. Задание:

Планируется создание предприятия по выпуску товара Х.

Организационно-правовая форма – акционерное общество.

Уставный капитал будет создан за счет эмиссии акций номиналом 100 рублей, объем эмиссии 1000 акций. Размещение выпуска планируется завершить к 1.12.2004 года. Планируется распределение средств, полученных в результате эмиссии, к 1.01.2005 г. следующим образом:

Направление расходов в % от уставного капитала,

Приобретение патентов, лицензий

Приобретение зданий

Приобретение оборудования

Аванс работникам

Приобретение авторских программных продуктов

Денежные средства

Объем продаж в январе 280 шт. по цене 24 рубля. Темпы роста объема продаж по кварталам: 1 – 100%, 2 – 115%, 3 – 120%, 4 – 80%. Оплата за товар осуществляется следующим порядком: 100% за наличные.

Для производства единицы товара требуется – материалов группы А-ниц по цене 20 руб. за ед. Электроэнергия (на 1000 шт.) – 600 кВт. По цене 78 коп/кВт. Оплата коммунальных услуг 1000 руб./месяц. Тара и упаковка 2 руб. за единицу товара.

На текущее потребление используется не более 25% от прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Запланирована выплата дивидендов по простым акциям в размере 45% от прибыли, остающейся в распоряжении организации.


2.2. Решение

1. Составление калькуляции затрат за январь


Таблица 1.

Перечень затрат за отчетный период

Наименование показателя


Тыс. руб.

1. Объем реализации в январе, тыс. шт.

280

280

2. Цена единицы, руб.

24

24

3. Структура прямых затрат в январе, %:

основные материалы

100

60

4388,7

2633,2

4. основная зарплата рабочих-сдельщиков

8

351,1

5. основная зарплата рабочих-повременщиков

1

43,9

6. эксплуатация машин и механизмов,

31

1360,5

7. в том числе оплата труда

2

27,21

8. амортизация

29

394,5

9. Общехозяйственные расходы, в % от прямых затрат:

32

1404,4

10. в том числе административно-хозяйственные расходы

50

702,2

11. в том числе заработная плата

25

175,5

12. амортизация

70

491,5

13. материальные затраты

5

35,1

14. расходы по организации производства

20

877,7

15. в том числе амортизация

90

790,0

16. материальные затраты

5

43,9

17. расходы по обслуживанию рабочих

30

1316,6

18. в том числе материальные затраты

2

26,3

19. рентабельность производства в январе, %

16

20. доля дебиторской задолженности, погашаемая через 2 месяца, %

45

21. норма амортизации по активной части основных производственных фондов, %

10

22. Норма амортизации по пассивной части основных производственных фондов, %

3

23. нематериальные активы (патенты), срок полезного пользования, лет

3


А) Определение выручки (без НДС): цена · объем = 24 · 280 = 6720 тыс. руб.

Б) Определение себестоимости = выручка · 100/(100 + рентабельность) =

= 6720 · 100/(100 + 16) = 5793,1 тыс. руб.

В) распределение себестоимости на прямые затраты и накладные; по статьям и элементам.

Распределение себестоимости на прямые и накладные затраты распределяются по формуле:

Прямые затраты =

Себестоимость · 100

(1)

100 + % накладных расходов

Таким образом, прямые затраты составят:

ПЗ = 5793,1· 100/(100 + 32) = 4388,7 тыс. руб.

Накладные: 32% от прямых затрат. Итого: 4388,7 · 0,32 = 1404,4 тыс. руб.

По заданию необходимо оформить распределение затрат по статьям и элементам. Сделаем это, используя следующую матричную таблицу:

Таблица 2.

Распределение затрат по статьям и элементам

Статьи

Элементы

материалы

Заработная плата

Соц. страхование

Амортизация

Прочие

Всего

Прямые затраты, в т.ч.

4388,7

Основные материалы





2633,2

Основная заработная плата рабочих

–        сдельщика

–        повременщика



351,1

43,9

Эксплуатация машин и механизмов

27,2

394,5

938,8

1360,5

Накладные расходы, в т.ч.

1404,4

Административно-хозяйственные затраты

35,1

175,5

491,5

702,2

Обслуживание рабочих

26,3

1290,3

1316,6

Организация производства

43,9

790

43,9

877,7

Прочие

Всего:

105,3

202,7

1676

2273

5793,1


Г) выделить постоянные и переменные затраты.

Постоянные затраты в калькуляции затрат будут выделены подчеркнутым шрифтом, переменные затраты – курсивом.


2.     Управление активами

2.1. Управление внеоборотными акивами

А) на основе суммы амортизации по статье эксплуатации машин и механизмов определить первоначальные стоимости нового и бывшего в употреблении оборудования.

В таблице 3 приводятся исходные условия для определения первоначальной стоимости активов и амортизации.

Таблица 3.

Условия постановки на учет внеоборотных активов

Вариант

Вид внеоборотных активов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

На, %

На, %

Тп,

Тп,

Тп,

Тп,

Тп,

Тп,

Тп,

13

3,4

4,2

10

50

7,5

6

5

<20

2,0

доля

0,02

0,15

0,05

0,05

0,2

0,4

0,03

0,05

0,05

стоимость

394,5

2959

986

986

3945

6704

503

986

986


Примечание: пассивная часть фондов числится на балансе 15 лет, оборудование 2,5 года, вычислительная техника 1 год, мебель 2 года, лицензия и программные продукты 0,5 года.

1 – административное здание;

2 – производственное здание;

3 – мебель, в том числе 30% составляет мебель общежития;

4 – общежитие;

5 – оборудование;

6 – вновь поступившее высокотехнологичное оборудование;

7 – вычислительная техника;

8 – авторские программные продукты;

9 – лицензия.

Так как в таблице 1 приведена сумма амортизации за январь месяц, то первоначальная стоимость может быть определена обратным счетом по формуле:

∑А =

На ·Цп = (1/Тп) · Цп;

(2)

Цп =

А· Тп = А/На

(3)

Отсюда можно подсчитать первоначальную стоимость бывшего в употреблении оборудования:

Цп = 394,5/0,1 = 3945 тыс. руб.

Доля нового оборудования составляет 40% общей суммы амортизации.

Общая сумма амортизации складывается из трех составляющих: амортизация по основному оборудованию, амортизация по общехозяйственному оборудованию и по организации производства:

∑А = 394,5 + 491,5 + 790 = 1676 тыс. руб.

Тогда амортизация нового оборудования равна:

Ан = 0,4 • 1676 = 670,4 тыс. руб.

И соответственно стоимость нового оборудования равна:

Цпн = 670,4/0,1 = 6704 тыс. руб.

Б) определить балансовую стоимость на начало и конец года по всем видам основных фондов и нематериальных активов.

Балансовая стоимость активов определяется по формулам:

Фкг = Фнг – Аг, (4)

Фнг = ∑Фн – ∑Аг, (5)

где Фкг(нг) – балансовая стоимость фондов на начало (конец) года; н – время, прошедшее с момента постановки на учет, в годах.

Таким образом, балансовая стоимость фондов равна:

Фнг = 15·(394,5 + 2959 + 986) + 2·986  + 2,5·(3945 + 6704) + 1·503 + 0,5·(986 + 986) – ((0,034·394,5 + 0,042·2959 + 1/10·986) · 15 + 2 · 1/50·986 + (1/7,5·3945 + 1/6·6704) · 2,5 + 1/5·503 + (1/20·986 + 0,02·986) · 0,5) = 65092,5 + 1972 + 26622,5 + 503 + 986 – ((13,413 + 124,278 + 98,6) · 15 + 2 · 19,72 + (526 + 1117,3) · 2,5 + 100,6 + (49,3 + 19,72) · 0,5) = 95176 – 3544,365 – 39,44 – 4108,25 – 100,6 – 34,51 = 87348,835 тыс. руб.

 Фкг = 87348,835 – (13,413 + 124,278 + 98,6 + 19,72 + 526 + 1117,3 + 100,6 + 49,3 + 19,72) = 70348,828 –  24827,172 = 85279,904 тыс. руб.

  Рассчитаем амортизацию по вновь вводимым основным фондам нелинейными методами начисления амортизации.

Метод суммы чисел (кумулятивный метод)

Амортизация рассчитывается по двум вариантам: повышение сумм амортизации в первые годы и понижение. Сумма амортизации i-года определяется по формуле:

Аi = (кi/К) ·100%, (6),

Где Аi – сумма амортизации i-года, определенная методом суммы чисел, кi – составляющая кумулятивного числа, выбранная последовательно слева направо (справа налево), К – кумулятивное число.

Кумулятивное число рассчитывается по формуле:

К = ∑кi · 100%, (7)

В данной работе срок полезного использования активом составляет шесть лет. Тогда К = 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 = 21.

Рассчитаем амортизацию:

Таблица 4.

Повышение сумм амортизации

Понижение сумм амортизации

А1 = 6704·1/21= 319,23 тыс. руб.

А2 = 6704·2/21= 638,46 тыс. руб.

А3 = 6704·3/21= 957,69 тыс. руб.

А4 = 6704·4/21= 1276,92 тыс. руб.

А5 = 6704·5/21= 1596,15 тыс. руб.

А6 = 6704·6/21= 1915,38 тыс. руб.

А1 = 6704·6/21= 1915,38 тыс. руб.

А2 = 6704·5/21= 1596,15 тыс. руб.

А3 = 6704·4/21= 1276,92 тыс. руб.

А4 = 6704·3/21= 957,69 тыс. руб.

А5 = 6704·2/21= 638,46 тыс. руб.

А6 = 6704·1/21= 319,23 тыс. руб.

Метод уменьшаемого остатка

Сумма годовой амортизации по методу уменьшаемого остатка определяется по формуле:                    Аi = к · На · Фо, (8), где

Аi – сумма амортизации i-года, определенная методом уменьшаемого остатка, к – коэффициент регрессии, Фо – остаточная стоимость активов на начало года.

Рассчитаем амортизацию:

Таблица 5.

к = 1

к = 2

А1 = 1·0,16·6704 = 1072,64 тыс. руб.

А2 = 1·0,16·(6704 – 1072,64) = 1·0,16· 5631,36 = 901 тыс. руб.

А3 = 1·0,16·(5631,36 – 901) = 1·0,16· 4730,36 = 756,86 тыс. руб.

А4 = 1·0,16·(4730,36 – 756,86) = 1·0,16· 3973,5 = 635,76 тыс. руб.

А5 = 1·0,16·(4730,36 – 635,76) = 1·0,16· 4094,6 = 655,14 тыс. руб.

А6 = 1·0,16·(4094,6 – 655,14) = 1·0,16· 3439,46 = 550,31 тыс. руб.

А1 = 2·0,16·6704 = 2145,28 тыс. руб.

А2 = 2·0,16·(6704 – 2145,28) = 2·0,16· 4558,72 = 1458,79 тыс. руб.

А3 = 2·0,16·(4558,72 – 1458,79) = 2·0,16· 3099,93 = 991,98 тыс. руб.

А4 = 2·0,16·(3099,93 – 991,98) = 2·0,16· 2107,95 = 674,54 тыс. руб.

А5 = 2·0,16·(2107,95 – 674,54) = 2·0,16· 1433,41 = 458,69 тыс. руб.

А6 = 2·0,16·(1433,41 – 458,69) = 2·0,16· 974,72 = 311,91 тыс. руб.

Результаты расчетов по пяти вариантам амортизации заносятся в следующую таблицу:

Таблица 6.

Метод

Год

Линейный

Суммы чисел лет

Уменьшаемого остатка

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 1

Вариант 2

1

670,4

319,23

1915,38

1072,64

2145,28

2

670,4

638,46

1596,15

901

1458,79

3

670,4

957,69

1276,92

756,86

991,98

4

670,4

1276,92

957,69

633,76

674,54

5

670,4

1596,15

638,46

655,14

458,69

6

670,4

1915,38

319,23

550,31

311,91

Итого:

4022,4

6403,83

6403,83

4569,71

6041,19

Сравним теперь полученные амортизации графически. Для этого на одном графике сравним с линейным методом понижающие амортизацию методы, а на другом ускоренные.

Г) по новому оборудованию рассчитать три варианта лизинга.

При расчете арендной платы по договору лизинга учитывается возможность перераспределения арендной платы в течение аренды с учетом финансового положения лизингополучателя. Срок договора лизинга 5 лет. Процент по лизингу 2,7%.

Стоимость оборудования, взятого по договору лизинга сроком на 5 лет, составила 6704 тыс. руб. Таким образом, ежегодно по этому договору будет выплачиваться сумма, равная  6704/5 + 6704 · 0,027 = 1521,8 тыс. руб.

В работе нужно рассмотреть три варианта приобретения оборудования по договору лизинга:

1)    амортизация в составе арендной платы распределяется равномерно.

Это означает, что каждый год нужно будет выплачивать сумму, равную

1521,8 – 4022,4/5 = 717,32 тыс. руб.

2)    первые два года в арендную плату включается более 50% суммы амортизационных отчислений:

1 год = 2 год = (3043,6 – 4022,4 · 0,52)/2 = 951,952/2 = 475,976 тыс. руб.

3 год = 4 год = 5 год = (1521,8 · 3 – (4022,4 · 0,48))/3 = (4565,4 – 1930,752)/3 = 878,216 тыс. руб.

3)    последние два года в арендную плату включается более 50% суммы амортизационных отчислений:

1 год = 2 год = 3 год = 1521,8 – 4022,4 · 0,48/3 = 878,216 тыс. руб.

4 год = 5 год = 1521,8 – 4022,4 · 0,52/2 = 475,976 тыс. руб.

Выводы по разделу:

1.     Амортизацию оборудования лучше исчислять традиционным линейным способом, так как сумма получается наименьшая.

2.     Что же касается приобретения оборудования по договору лизинга, то однозначно сказать нельзя. Лучше поступать так, как удобно предприятию на данный момент.

2.2.         Управление оборотными активами

1) По статье материалы основные (калькуляция) определить затраты по материалу гр. А, рассчитать потребность в оборотных средствах в запасах материала А.

В работе использован метод АВС для группировки материальных затрат, поэтому примерно 80% материальных затрат относится к группе А.

Затраты на материалы группы А составят:

2633,2 · 0,8 = 2106,56 тыс. руб.

Для определения потребности в оборотном капитале используется следующая формула:

О = Ц·Д·З, (9), где

О – потребность в оборотном капитале под запасы материала,

Ц – цена единицы материала,

Д – дневная потребность в материале,

З – производственный запас

Д = Г/360, (10), где

Г – годовая потребность в материале.

З = Т + С + Р, (11), где

Т – текущий запас материала,

С – страховой запас материала,

Р – подготовительный запас материала.

Т = 50% · Iср, (12) где

Iср – средневзвешенный интервал между поставками материала. Интервал между поставками определяется на основе данных, приведенных в таблице 7.

Iср = ((IiVi))/Vi, (13), где

Ii – интервал между очередными поставками,

Vi – объем очередной поставки.

С = 50% · Т, (13).

Р = ПР + ТЗ, (14), где

ПР – время на погрузочно-разгрузочные работы, определяется по данным таблицы 8.

ТЗ – время технологической подготовки материала, определяется по данным таблицы 9.

Таблица 7.

График поставки материалов группы А

Дата

Объем

Дата

Объем

Дата

Объем

19.01

34

11.05

31

01.10

30

03.02

24

20.06

31

21.10

32

25.02

32

11.07

29

10.11

26

04.03

35

01.08

36

30.11

30

02.04

22

25.08

37

15.12

29

25.04

32

13.09

25

30.12

35


Таблица 8.

Время погрузочно-разгрузочных работ

Средний объем поставки

28

28,1 – 29

29,1 – 30

> 30

Время погрузочно-разгрузочных работ

0,5

0,6

0,7

0,8


Таблица 9.

Условия формирования запасов

вариант

Условия

Вариант 7

Время технологический подготовки, дн.

2,9

Подсчитаем потребность в оборотных средствах.

Так как средний объем поставки равен (34 + 24 + 32 + 35 + 22 + 32 + 31 + 31 + 29 + 36 + 37 + 25 + 30 + 32 + 26 + 30 + 29 + 35)/18 = 550/18 = 30,56 единиц, то время погрузочно-разгрузочных работ будет равно 0,8.

ПР = 0,8 дн.

ТЗ = 2,9 дн.

Р = 0,8 + 2,9 = 3,7 дн.

Iср = (15·334 + 22·24 + 8·32 + 30·35 + 23·22 + 16·32 + 40·31 + 21·31 + 20·29 + 24·36 + 19·37 + 18·25 + 20·30 + 20·32 + 20·26 + 15·30 + 15·29 + 2·35)/550 = 10565/550 = 19,2 дн.

Т = 0,5·19,2 = 9,6 дн.

С = 0,5·9,6 = 4,8 дн.

З = 9,6 + 4,8 + 3,7 = 18,1 дн.

Годовая потребность в материале группы А на 5% меньше годового объема поставок. Значит,

Г = 0,95·550 = 522,5 единиц.

Д = 522,5/360 = 1,45 единиц.

Цена i-единицы материала равна 20 руб. Тогда

О = 20·1,45·18,1 = 524,9.

2) по материалу А на основе графиков поставок рассчитать расходы и затраты на основе методов ЛИФО, ФИФО, СРЕДНЕЙ.

В соответствии с ПБУ 5/01 разрешено списывать затраты одним из следующих методов:

·        По себестоимости каждой единицы;

·        По средней себестоимости;

·        По себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (ФИФО)

·        По себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (ЛИФО).

В курсовой работе будут рассмотрены три последних способа.

Годовая потребность в материале равна 522,5 единиц. Запас на начало года составляет (524,9/4·0,5) = 65 единиц. Базисные темпы роста цены на материалы группы А увеличиваются ежемесячно на 1%. Объем производства совпадает с объемом реализации и меняется  поквартально (см. таблицу 10).

Таблица 10.

Поквартальный график продаж, в % к первому кварталу

Квартал

Пер-

вая бук-

ва фамилии

1

2

3

4

К

100%

115%

120%

80%

Метод средней себестоимости

Месяц

Покупка 

Расход

Остаток




20·65 = 1300

Январь

20·34 = 680

11,7·23,9 = 280

680 + 1300 = 1980/83 = 23,9

71,3·23,9 = 1704

Февраль

20,2·56 = 1131,2

12,6 ·22,3 = 281

1704 + 1131,2 = 2835,2/127,3 = 22,3

114,7·22,3 = 2557,8

Март

20,4·35 = 714

12,8·21,9 = 280

2557,8 + 714 = 3271,8/149,7 = 21,9

127,8·21,9 = 2798,8

Апрель

20,6·54 = 1112,4

15·21,5 = 322,5

2798,8 + 1112,4 = 3911,2/181,8 = 21,5

166,8·21,5 = 3586,2

Май

20,8·31 = 644,8

15·21,4 = 322

3586,2 + 644,8 = 4231/197,8 = 21,4

182,8·21,4 = 3911,9

Июнь

21·31 = 651

15· 21,3 = 322

3911,9 + 651 = 4562,9/213,8 = 21,3

198,8·21,3 = 4234,4

Июль

21,2·29 = 614,8

16·21,3 = 340,8

4234,4 + 614,8 = 4849,24/227,8 = 21,3

211,8·21,3 = 4511,3

Август

21,4·73 =1562,2

16·21,3 = 340,8

4511,3 + 1562,2 = 6073,5/284,8 = 21,3

268,8·21,3 = 5725,4


Сентябрь

21,6·25 = 540

16·21,3 = 340,8

5725,4 + 540 = 6265,4/293,8 = 21,3

277,8·21,3 = 5917,1

Октябрь

21,8·52 = 1133,6

10,5·21,4 = 224,7

5917,1 + 1133,6 = 7050,7/329,8 = 21,4

319,3·21,4 = 6833

Ноябрь

22·56 = 1232

10,4·21,5 = 224

6833 + 1232 = 8065/375,3 = 21,5

364,9·21,5 =7845,4

Декабрь

22,2·64 =1420,8

10,4·21,6 = 224,6

7845,4 + 1420,8 = 9266,2/428,9 = 21,6

418,5·21,6 = 9039,6

Итого

11436,8

3503,2

9039,6


Метод ФИФО

Месяц

Покупка 

Расход

Остаток




20·65 = 1300

Январь

20·34 = 680

20·14 = 280

20·51 = 1020

20·34 = 680

Февраль

20,2·56 = 1131,2

20·14 = 280

20·37 = 740

20,2·56 = 1131,2

Март

20,4·35 = 714

20·14 = 280

20·23 = 460

20,2·56 = 1131,2

20,4·35 = 714

Апрель

20,6·54 = 1112,4

20·16 = 320

20·7 = 140

20,2·56 = 1131,2

20,4·35 = 714

20,6·54 = 1112,4

Май

20,8·31 = 644,8

20·7 + 9·20,2 = 322

20,2·47 = 949,4

20,4·35 = 714

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

Июнь

21·31 = 651

16·20,2 = 323,2

20,2·31 = 626,2

20,4·35 = 714

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

Июль

21,2·29 = 614,8

16,6·20,2 = 335,3

20,2·14,4 =303

20,4·35 = 714

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

21,9·29 = 614,8

Август

21,4·73 =1562,2

20,2·14,4 + 20,4· 2,2 = 335,76

20,4·32,8 = 669,12

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

21,9·29 = 614,8

21,4·73 = 1562,2

Сентябрь

21,6·25 = 540

16,5·20,4 = 336,6

20,4·16,3 = 332,52

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

21,2·29 = 614,8

21,4·73 = 1562,2

21,6·25 = 540

Октябрь

21,8·52 = 1133,6

11·20,4 = 224,4

20,4·5,3 = 108,12

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

21,2·29 = 614,8

21,4·73 = 1562,2

21,6·25 = 540

21,8·52 = 1133,6

Ноябрь

22·56 = 1232

5,3·20,4 + 5,6·20,6 = 223,48

20,6·48,4 = 997

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

21,2·29 = 614,8

21,4·73 = 1562,2

21,6·25 = 540

21,8·52 = 1133,6

22·56 = 1232

Декабрь

22,2·64 =1420,8

11·20,6 = 226,6

20,6·37,4 = 770,4

20,6·54 = 1112,4

20,8·31 = 644,8

21·31 = 651

21,2·29 = 614,8

21,4·73 = 1562,2

21,6·25 = 540

21,8·52 = 1133,6

22·56 = 1232

22,2·64 = 1420,8

Итого

11436,8

3487,34

9682


Метод ЛИФО

Месяц

Покупка 

Расход

Остаток




20·65 = 1300

Январь

20·34 = 680

14·20 = 280

20·51 = 1020

20·34 = 680

Февраль

20,2·56 = 1131,2

14·20 = 280

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·56 = 1131,2

Март

20,4·35 = 714

14·20,2 = 282,8

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

Апрель

20,6·54 = 1112,4

15,8·20,4 = 322,32

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

Май

20,8·31 = 644,8

15,6·20,6 = 321,36

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·31 = 644,8

Июнь

21·31 = 651

15,5·20,8 = 322,4

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·31 = 651

Июль

21,2·29 = 614,8

16·21 = 336

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·15 = 315

21,2·29 = 614,8

Август

21,4·73 =1562,2

15,8·21,2 = 334,96

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·15 = 315

21,2·13,2 = 279,8

21,4·73 =1562,2


Сентябрь

21,6·25 = 540

15,7·21,4 = 336

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·15 = 315

21,2·13,2 = 279,8

21,4·57,3 =1226,2

21,6·25 = 540

Октябрь

21,8·52 = 1133,6

10,4·21,6 = 224,64

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·15 = 315

21,2·13,2 = 279,8

21,4·57,3 =1226,2

21,6·14,6 = 315,4

21,8·52 = 1133,6

Ноябрь

22·56 = 1232

10,3·21,8 = 224,54

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·15 = 315

21,2·13,2 = 279,8

21,4·57,3 =1226,2

21,6·14,6 = 315,4

21,8·41,7 = 909

22·56 = 1232

Декабрь

22,2·64 =1420,8

10,2·22 = 224,4

20·51 = 1020

20·14 = 280

20,2·42 = 848,4

20,4·35 = 714

20,6·38,2 = 779,28

20,8·15,5 = 322,4

21·15 = 315

21,2·13,2 = 279,8

21,4·57,3 =1226,2

21,6·14,6 = 315,4

21,8·41,7 = 909

22·45,8 = 1007,6

Итого

11436,8

3489,42

8017,08

Результаты списания затрат материалы занесены в таблицу 11.




Таблица 11.

Сравнение методов списания затрат

Метод

Месяц

По средней

ФИФО

ЛИФО

Списано

Остаток

Списано

Остаток

Списано

Остаток

Январь

280

1704

280

1700

280

1700

Февраль

281

2557,8

280

1871,2

280

2431,2

Март

280

2798,8

280

7143

282,8

2862,4

Апрель

322,5

3586,2

320

3097,6

322,32

3641,68

Май

322

3911,9

322

3420,6

321,36

4286,48

Июнь

322

4234,4

323,2

3748,4

322,4

4615,08

Июль

340,8

4511,3

335,3

4040

336

4893,88

Август

340,8

5725,4

335,76

5254,32

334,96

6121,08

Сентябрь

340,8

5917,1

336,6

5457,72

336

6325,68

Октябрь

224,7

6833

224,4

6366,92

224,64

7234,08

Ноябрь

224

7845,4

223,48

8487,8

224,54

8241,48

Декабрь

224,6

9039,6

226,6

9682

224,7

8017,08

Д) расчет порового объема, запаса финансовой прочности, СВОР. Влияние методов списания на себестоимость, амортизации, материальных затрат на СВОР.

Пороговый объем рассчитывается по формуле:

V = И/(Ц – Иv), (15), где

V – пороговый объем;

И – постоянные издержки;

Ц – цена единицы изделия;

Иv – единичные переменные издержки.

И = 43,9 + 1360,5 + 702,2 – 35,1 + 1316,6 – 26,3 + 877,7 – 43,9 = 4195,6 тыс. руб.

Иv = (2633,2 + 351,1 + 35,1 + 26,3 + 43,9)/280 = 3089,6/280 = 11,03 руб.

V = 4195,6/(24 – 11,03) = 323,48 тыс. шт.

Запас финансовой прочности можно определить по формуле:

ЗПФ = ((В – Вп)/В) · 100%, (16), где

ЗПФ – запас финансовой прочности,

В – выручка от продаж,

Вп – пороговая выручка, рассчитывающаяся по формуле:

Вп = Иv/(1 – Иv/В), (17).

Вп = 3098,6/(1 – 3089,6/6720) = 5738,15 тыс. руб.

ЗПФ =  ((6720 – 5738,15)/6720) · 100% = 14,6 %

Сила воздействия операционного рычага показывает насколько процентов изменяется прибыль с изменением объема реализации на один процент.

СВОР = (В – Иv)/П, (18), где

СВОР – сила воздействия операционного рычага,

П – прибыль.

СВОР рассчитывается за три отдельных месяца, результаты заносятся в таблицу 12.

Таблица 12.

Расчет силы воздействия операционного рычага

Показатель

Январь

Февраль

Март

1

Выручка

6720

6720

6720

2

Переменные затраты

2984,3

2984,3

2984,3

3

Маржинальный доход

3735,7

3735,7

3735,7

4

Постоянные затраты

4195,6

4195,6

4195,6

5

Удельный вес постоянных затрат в суммарных затратах

0,58

0,58

0,58

6

Прибыль

- 459,9

- 459,9

-459,9

7

СВОР

- 8,12

- 8,12

-8,12




3. Управление источниками

А) составить баланс (активы) на начало и конец года.

Таблица13.

Форма № 1 Бухгалтерский баланс на 1 января 2004 года

(ед. измерения тыс. руб.)

Актив

Код строки

На начало года

На конец года

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04, 05)

100

1972

1972

В том числе:

Патенты, лицензии

111

1972

1972

Организационные расходы

112

Деловая репутация организации

113

Основные средства (01, 02, 03)

120



В том числе:

Земельные участки и объекты природопользования

121

Здания, машины и оборудование

122

16477,5

16477,5

Незавершенное строительство (07, 08, 16, 61)

130

Доходные вложения и материальные ценности (03)

135

В том числе: имущество для передачи в лизинг

136

Имущество, предоставляемое по договору проката

137

Долгосрочные финансовые вложения (06, 82)

140

В том числе: инвестиции и дочерние общества

141

Инвестиции в зависимые общества

142

Инвестиции в другие организации

143

Займы, предоставленные другим организациям на срок более 12 месяцев

144

Прочие долгосрочные финансовые вложения

145

Прочие внеоборотные активы

150

ИТОГО по разделу I.

190

17449,5

17449,5

II.ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы

210

2633,2

2633,2

В том числе: сырье, материалы и другие аналогичные ценности (10, 12, 13, 16)

211

2633,2

2633,2

Животные на выращивании, откорме (11)

212

Затраты в незавершенном производстве (20, 21, 23, 29, 30, 36, 44)

213

Готовая продукция и товары для перепродажи (16, 40, 41)

214

Товары отгруженные (45)

215

Расходы будущих периодов (31)

216

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (19)

220

527

527

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

230

В том числе:

Покупатели и заказчики (62, 76, 92)

231

Векселя к получению (62)

232

Задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

233

Авансы выданные (61)

234

Прочие дебиторы

235

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

240

1008

554,4

В том числе:

Покупатели и заказчики (62, 76, 92)

241

Векселя к получению (62)

242

Задолженность дочерних и зависимых обществ (78)

243

Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставной капитал (75)

244

Авансы выданные

245

Прочие дебиторы

246

Краткосрочные финансовые вложения (56, 59, 82)

250

В том числе:

Займы, предоставленные организациям на срок менее 12 месяцев

251

Собственные акции, выкупленные у акционеров

252

325,5

Прочие средства

253

Денежные средства

260

672

141,6

В том числе

Касса (50)

261

141,6

Расчетные счета (51)

262

672

Валютные счета (52)

263

Прочие денежные средства (55, 56, 57)

264

Прочие оборотные активы

270

ИТОГО по разделу II.

290

4840,2


БАЛАНС (сумма строк 190 + 290)

300

22289,7

21631,3

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (85)

410

13563,3

13563,3

Добавочный капитал (87)

420

Резервный капитал (86)

430

2034,4

2034,4

В том числе:

Резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

2034,4

2034,4

Резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

Фонд социальной сферы

440

Целевые финансирования и поступления (96)

450

Нераспределенная прибыль прошлых лет (88)

460

Непокрытый убыток прошлых лет (488)

465

Нераспределенная прибыль отчетного года (88)

470

Непокрытый убыток отчетного года (88)

475

ИТОГО по разделу III.

490

15597,7

15597,7

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (92, 95)


510

6033,6

6033,6

В том числе: кредиты банков, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

511

6033,6

6033,6

Займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты

512

Прочие долгосрочные обязательства

520

ИТОГО по разделу IV.

590

6033,6

6033,6

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты (90, 94)


610

В том числе: кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

611

Займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты

612

Кредиторская задолженность

620

658,3

В том числе: поставщики и подрядчики (60, 76)

621

658,3

Векселя к уплате (60)

622

Задолженность перед дочерними и зависимыми обществами (78)

623

Задодженность перед персоналом организации (70)

624

Задолженность перед государственными внебюджетными фондами (69)

625

Задолженность перед бюджетом (68)

626

Авансы полученные (64)

627

Прочие кредиторы

628

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов (75)

630

Доходы будущих периодов (83)

640

Резервы предстоящих расходов (89)

650

Прочие краткосрочные обязательства

660

ИТОГО по разделу V.

690

658,3

БАЛАНС (сумма строк 490 + 590 + 690)

700

22289,7

21631,3

Корректировка не понадобилась.

В) расчет дивидендных выплат:

–       по простым акциям – проценты от прибыли после налогообложения.

–       По привилегированным: стоимость их (в % от уставного капитала)∙уровень дивиденда.

–       ∑отразить в балансе на конец года (или «оплата» в карет движения денежных средств).

Так как предприятие не получило прибыли в отчетном периоде, то процент по простым акциям не выплачивается. Зато по привилегированным он равен:

13563,3∙0,12∙0,2 = 325,5 тыс. руб.

3. Управление денежными потоками

Таблица 14.

Карта движения наличных (реальных) денежных средств

Показатели

Январь

Февраль

Март

 Апрель

Май

Июнь

Выручка (денежная)

6720

6720

6720

7728

7728

7728

Расходы

5793,1

5793,1

5793,1

5793,1

5793,1

5793,1

Сальдо

926,9

926,9

926,9

1934,9

1934,9

1934,9

Сальдо накопительное

926,9

1853,8

2780,7

4715,6

6650,5

8585,4

Показатели

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Выручка (денежная)

8064

8064

8064

5376

5376

5376

Расходы

5793,1

5793,1

5793,1

5793,1

5793,1

5793,1

Сальдо

2270,9

2270,9

2270,9

- 417,1

-417,1

-417,1

Сальдо накопительное

10856,3

13127,2

15398,1

14981

14563,9

14146,8

Таблица 15.

Матрица финансовой стратегии

РФД

РХД

< 0

= 0

> 0

> 0

РФХД = 0

РФХД > 0

РФХД >>0

= 0

РФХД < 0

РФХД = 0

РФХД > 0

< 0

РФХД << 0

РФХД < 0

РФХД = 0

Так выглядит в общих чертах матрица финансовой стратегии. Применительно к нашей работе

РФД < 0.

РХД > 0.

Таким образом, получается, что наша организация находится в позиции равновесия, а именно “отец семейства”. Это означает, что темпы роста оборота ниже потенциально возможных, политика управления преимущественно консервативная, предприятие финансово-независимо, не использует возможности финансового рычага. При высоких темпах роста предприятие – успешно, при уходе с рынка – стареющее, повышенного риска.

Выводы


В заключении хотелось бы сказать, что предприятие может эффективно работать, если не будет снижать объемы производства и сократит затраты на закупку материалов. Потому что, проанализировав только год их деятельности, уже видно неэффективность использования материалов.

Возможно в этом виноваты поставщики: часто поставляют материалы. Тогда стоит договориться с ними о более редких поставках.

Или может виноваты руководители производства: можно выпускать гораздо больше продукции, чем они делают это сейчас.

Но в том или ином случае материал на складе залеживается, и если так пойдет и дальше, то он сгниет прежде чем доберется до производства. А это получается лишние траты на сырье и материалы. Можно работать более экономно.

 





[1] Финансовый менеджмент: теория и практика /под ред. Стояновой.-М.;Перспектива,1996-405с

[2] Карева Инесса Александровна. Финансовый менеджмент предпринимательской деятельности коммерческих банков: Дис… канд. Экон. Наук: 08.06.02 / Донецкий национальный ун-т. — Донецк, 2002.

[3] Дворецкая А.Е. Организация управления финансами на предприятии (финансовый менеджмент)// Менеджмент в России и за рубежом. – 2002, – № 4. – с. 96-103.

[4] Смелова Т.А. Анализ финансов предприятия// «Финансовая газета», 2000. – № 12.

[5] Николаева О., Шишкова Т. Международные стандарты финансовой отчетности. – 2001. – 420 с.

[6] Финансовый менеджмент: учебник для Вузов по экон. спец./ Н.Ф. Самсонов, А.П. Баранникова, А.А. Володин и др. /Под редакцией Н.Ф. Самсонова. – М.: Финансы: ЮНИТИ, 1999. – 495 с.

[7] Крылова П. Что такое Финансовый менеджмент?// «Финансовая газета», 1995, – № 1.

[8] Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 480 с.: ил.

[9] Смелова Т.А. Стратегия финансового оздоровления несостоятельных предприятий. Сборник научных трудов Волгоградского ГТУ. – Волгоград, – 2002.