Содержание

 

Введение.. 2

1. Анализ внешней среды... 4

1.1 Экономическая компонента. 4

1.2 Правовая компонента. 5

1.3 Политическая компонента. 6

1.4 Социальная компонента. 6

1.5 Технологическая компонента. 7

1.6 Технология анализа изучения отдельных компонент. 7

1.7 Система отслеживания внешней среды.. 8

2. Анализ непосредственного окружения.. 9

2.1 Анализ потребителей. 10

2.2 Анализ поставщиков. 11

2.3 Анализ конкурентов. 12

2.4 Анализ рынка рабочей силы.. 13

3. Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами. 13

3.1 Метод SWOT- анализа. 14

3.2 Матрица возможностей. 17

3.3 Матрица угроз 18

3.4 Составление профиля среды.. 19

4. Анализ внешней среды автобусного предприятия №5. 20

4.1 Краткая характеристика организации. 20

4.2 Анализ внешней среды предприятия. 21

4.3 Мероприятия выхода из кризиса. 26

Заключение.. 30

Список литературы... 32


Введение

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения необходимость эффективного менеджмента. Частный сектор экономики понял это довольно рано, о чем говорит повышающийся, не смотря ни на что, управленческий профессионализм. Между тем, улучшение качества менеджмента требуется и на государственных предприятиях.

На сегодня государство устранилось от большинства областей народного хозяйства, однако есть сферы, из которых оно уходить, по всей видимости, не собирается. Очевидно, это относится и к сфере городского общественного транспорта, несмотря на его явную убыточность. Как вполне справедливо полагают чиновники, лучше уж датировать общественный транспорт, чем жить при его отсутствии в городе. Однако являются ли издержки транспортных предприятий минимальными, и на сколько их может уменьшить изменение менеджмента компаний – вот вопросы, которые показались нам интересными.

Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы, а внешняя среда – источник, питающий организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне.

Динамизм и высокая степень неопределенности факторов внешней среды значительно осложняют процедуры разработки и принятия управленческих решений. Поэтому руководители как зарубежных, так и отечественных предприятий остро ощущают потребность в систематической, оперативной и всесторонней информации о состоянии и возможных изменениях, происходящих во внешней среде. Вместе с тем в реальной практике большинство российских предприятий не уделяет должного внимания факторам внешней среды, что в значительной мере обусловлено недостаточной разработанностью теоретических и методологических основ организации ее исследования с учетом национальной, региональной и отраслевой специфики.

Необходимо отметить, что значительное количество разработок в области исследования внешней среды организации уделяет основное внимание изучению лишь отдельных ее факторов. В месте с тем, современная рыночная ситуация требует комплексного исследования внешней среды на основе интеграции разнообразных экономических, социально-политических, правовых и технологических аспектов.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение, наряду с внутренней средой, изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и задач, при их достижении, а также для более эффективного использования своего потенциала.

Актуальность темы обусловлена тем, что современная внешняя среда предприятий характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде – основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности.

В качестве объекта исследования мы решили выбрать Автобусный парк № 5, который в настоящее время является самым крупным филиалом Государственного Унитарного предприятия “Пассажиравтотранс”.

Целью данной работы является анализ внешней среды автотранспортного предприятия. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-       Раскрыть сущность анализа внешней среды организации;

-       Рассмотреть основные факторы макро- и микроокружения;

-       Рассмотреть основные методы анализа внешней среды;

-       Проанализировать внешнюю среду транспортного предприятия Автобусный парк № 5.

1. Анализ внешней среды

Для начала необходимо определиться с самим понятием термина «внешняя среда», под которым понимается совокупность субъектов и сил, находящихся за пределами организации, и оказывающих какое-либо влияние на ее деятельность. В научной литературе существует достаточно много точек зрения по поводу структуры внешней среды. Но наиболее широко распространен подход, согласно которому во внешней среде любых организаций выделяют два уровня: микросреда или непосредственное окружение и макросреда[1].

Макроокружение создает общие условия нахождения организации во внешней среде. В большинстве случаев макроокружение не имеет специфического характера, применительного к отдельно взя­той организации. Хотя степень влияния состояния макроокруже­ния на различные организации различна, что связано с различиями, как в сферах деятельности, так и с внутренним потенциалом орга­низаций.

1.1 Экономическая компонента

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ре­сурсы. Совершенно очевидно, что это является жизненно важ­ным для организации, так как доступ к ресурсам очень сильно определяет состояние входа в организацию. Изучение экономики предполагает анализ ряда показателей: величины валового нацио­нального продукта, темпов инфляции, уровня безработицы, про­центной ставки, производительности труда, норм налогообложе­ния, платежного баланса, норм накопления и т.п. При изучении экономической компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень экономического развития, добывае­мые природные ресурсы, климат, тип и уровень развитости конку­рентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы.

Для стратегического управления при изучении перечисленных показателей и факторов представляют интерес не значения показа­телей как таковые, а в первую очередь то, какие возможности для ведения бизнеса это дает. Также в сферу интереса стратегического управления входит и вскрытие потенциальных угроз для фирмы, которые заключены в отдельных составляющих экономической компоненты. Очень часто бывает так, что возможности и угрозы идут в жесткой связке. Например, низкая цена рабочей силы, с одной стороны, может привести к снижению издержек. Но, с дру­гой стороны, она таит в себе угрозу снижения качества труда.

Анализ экономической компоненты ни в коем случае не должен сводиться к анализу отдельных ее составляющих. Он должен быть направлен на комплексную оценку ее состояния. В первую оче­редь, это фиксация уровня риска, степень напряженности конку­ренции и уровень деловой привлекательности.

1.2 Правовая компонента

Анализ правового регулирования, предполагающий изучение зако­нов и других нормативных актов, устанавливающих правовые нормы и рамки отношений, дает организации возможность опреде­лить для себя допустимые границы действий во взаимоотно­шениях с другими субъектами права и приемлемые методы отстаивания своих интересов. Изучение правового регу­лирования не должно сводиться только к изучению содержания правовых актов. Важно обращать внимание на такие аспекты пра­вовой среды, как действенность правовой системы, сложившиеся традиции в этой области и процессуальная сторона практической реализации законодательства.

При изучении правовой компоненты макроокружения стратеги­ческое управление интересует степень правовой защищенности, динамизм правовой среды, уровень общественного контроля за де­ятельностью правовой системы общества. Очень важными являют­ся выяснение степени обязательности действия правовых норм, а также того, распространяется ли их действие на все организации или же существуют исключения из правил, и, наконец, уяснение того, насколько неотвратимо применение санкций к организации в случае нарушения ею правовых норм.

1.3 Политическая компонента

Политическая составляющая макроокружения должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отноше­нии развития общества и о средствах, с помощью которых госу­дарство намерено проводить в жизнь свою политику[2]. Изучение по­литической компоненты должно концентрироваться на выяснении того, какие программы пытаются провести в жизнь различные пар­тийные структуры, какие группы лоббирования существуют в орга­нах государственной власти, как правительство относится к различ­ным отраслям экономики и регионам страны, какие изменения в законодательстве и правовом регулировании возможны в результа­те принятия новых законов и новых норм, регулирующих экономи­ческие процессы. При этом важно уяснить базовые характеристики политической системы: какая идеология определяет политику пра­вительства, насколько стабильно правительство, насколько оно в состоянии проводить свою политику, какова степень общественно­го недовольства и насколько сильны оппозиционные политические структуры.

1.4 Социальная компонента

Изучение социальной компоненты макроокружения направлено на то, чтобы уяснить влияние на бизнес таких социальных явлений и процессов, как отношение людей к работе и качест­ву жизни, как существующие в обществе обычаи и верова­ния, как разделяемые людьми ценности, как демографи­ческая структура общества, рост населения, уровень образования, мобильность людей и т.п. Особенность со­циальной компоненты состоит в том, что она влияет как на другие компоненты макроокружения, так и на внутреннюю среду организации. Еще одной отличительной особенностью социальных про­цессов является то, что они изменяются относительно медленно, но приводят ко многим очень существенным изменениям в окружении организации. Поэтому организация должна серьезно отслеживать возможные социальные изменения.

Процессы, протекающие в социальной компоненте внешнего окружения, оказывают воздействие, как на вход организации, так и на ее выход. Именно эта компонента оказывает наибольшее влия­ние на формирование потребительских предпочтений, от которых очень сильно зависит направленность и величина потребительско­го спроса, а следовательно, и возможность фирмы реализовать свою продукцию.

1.5 Технологическая компонента

Анализ технологической компоненты позволяет своевременно уви­деть те возможности, которые развитие науки и техники открывает для производства новой продукции, для усовершенствова­ния производимой продукции и для модернизации техноло­гии изготовления и сбыта продукции. Прогресс науки и техники несет в себе огромные возможности и не менее огромные угрозы для фирм. Многие организации не в состоянии увидеть открываю­щиеся новые перспективы, так как технический потенциал для осу­ществления коренных изменений преимущественно создается за пределами отрасли, в которой они функционируют. Опоздав с мо­дернизацией, они теряют свою долю рынка, что может привести к крайне негативным для них последствиям.

Отслеживание процесса развития технологий важно не только в связи с тем, что необходимо вовремя начать использование новых технологических достижений, но также и в связи с тем, что органи­зация должна предвидеть и спрогнозировать момент отказа от ис­пользуемой технологии. Это означает, что процесс изучения техно­логической компоненты макроокружения должен способствовать выбору таких решений, которые позволяют не опоздать с началом технологического обновления и не задержаться слишком долго с использованием когда-то передовой технологии и с производством когда-то нового продукта.

1.6 Технология анализа изучения отдельных компонент

Изучая различные компоненты макроокружения, очень важно всегда иметь в виду следующие два момента. Первое — это то, что все компоненты макро окружения сильно влияют друг на друга. Из­менения в одной из компонент обязательно приводят, к тому, что происходят изменения в других компонентах макроокружения. Поэтому их изучение и анализ должны вестись не по отдельности, а системно, с отслеживанием не только собственно изменений в отдельной компоненте, но и с уяснением того, как эти изменения скажутся на других компонентах макроокружения.

Второе — это то, что степень воздействия отдельных компонент макроокружения на различные организации различна. В частнос­ти, степень влияния зависит от размера организации, ее отраслевой принадлежности, территориального расположения и т.п. Считает­ся, что крупные организации испытывают большую зависимость от макроокружения, чем мелкие. Чтобы учитывать это при изучении макроокружения, организация должна определить для себя, какие из внешних факторов, относящихся к каждой из компонент макро­окружения, оказывают значительное влияние на ее деятельность. Кроме того, организация должна составить список тех внешних факторов, которые являются потенциальными носителями угроз для организации. Также необходимо иметь список тех внешних факторов, изменения в которых могут открыть дополнительные возможности для организации.

1.7 Система отслеживания внешней среды

Для результативного изучения состояния компонент макроокружения в организации создается специальная система отслеживания внешней среды. Данная система должна осуществлять как проведение специальных наблюдений, связанных с какими-то особыми событиями, так и проведение регулярных (обычно один раз в год) наблюдений за состоянием важных для организации внешних факторов. Проведение наблюдений может осуществляться множеством различных способов. Наиболее распространенными способами наблюдения являются: анализ материалов, опубликованных в периодической печати, книгах, других информационных изданиях; участие в профессиональных конференциях; анализ опыта деятельности организации; изучение мнения сотрудников организации; проведение собраний и обсуждений внутри организации.[3]

Изучение компонент макроокружения не должно заканчиваться только констатацией того, в каком состоянии они пребывали ранее или пребывает сейчас. Важно также вскрыть тенденции, которые характерны для изменения состояния отдельных важных факторов и попытаться предсказать тренды развития этих факторов, чтобы предвидеть то, какие угрозы могут ожидать организацию и какие возможности могут открыться перед ней в будущем.

Система анализа макроокружения дет необходимый эффект, если она поддерживается высшим руководством и обеспечивает его необходимой информацией, если она тесно связана с системой планирования в организации и, наконец, если работа аналитиков, работающих в этой системе, сочетается с работой специалистов по стратегическим вопросам, которые в состоянии проследить связь между данными о состоянии макроокружения и стратегическими задачами организации и оценить эту информацию с точки зрения угроз и дополнительных возможностей реализации стратегии организации.

 

2. Анализ непосредственного окружения

Изучение непосредственного окружения организации направлено на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми орга­низация находится в непосредственном взаимодействии. При этом важно подчеркнуть, что организация может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия и тем самым активно участвовать в формировании дополнительных возможностей и в предотвращении угроз ее дальнейшему существованию.

2.1 Анализ потребителей

Анализ потребителей как компоненты непосредственного окруже­ния организации в первую очередь имеет своей задачей составле­ние профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организа­цией. Изучение покупателей позволяет организации лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься покупате­лями, на какой объем продаж может рассчитывать организация, в какой мере покупатели привержены продукту именно данной орга­низации, насколько можно расширить круг потенциальных покупа­телей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может быть составлен по следующим ха­рактеристикам: географическое местоположение; демографические характеристики (возраст, образование, сфера деятельности и т.п.); социально-психологические характеристики (положение в обществе, стиль поведения, вкусы, привычки и т.п.); отношение покупателя к продукту (почему он покупает дан­ный продукт, является ли он сам пользователем продукта, как оце­нивает продукт и т.п.)[4].

Изучая покупателя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность выбора про­давца нужного ему товара, то его сила торговаться существенно ниже. Если же наоборот, то продавец должен стремиться заменить данного покупателя другим, который имел бы меньше свободы в выборе про­давца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того, насколько существенно для него качество покупаемой продукции.

Существует ряд факторов, определяющих торговую силу потребителя, которые обязательно должны быть вскрыты и изучены в процессе анализа. К числу таких факторов относятся: соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя; объем закупок, осуществляемых покупателем; уровень информированности покупателя; наличие замещающих продуктов; стоимость для покупателя перехода к другому продавцу; чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей сто­имости осуществляемых им закупок, от его ориентации на опреде­ленную марку, от наличия определенных требований к качеству товара, от величины его дохода.

При измерении показателя важно обращать внимание на то, кто платит, кто покупает и кто потребляет, так как необяза­тельно все три функции выполняет одно и то же лицо.

2.2 Анализ поставщиков

Анализ поставщиков направлен на выявление тех аспектов в дея­тельности субъектов, снабжающих организацию различным сырьем, полуфабрикатами, энергетическими и информационными ресурсами, финансами и т.п., от которых зависит эффективность работы организации, себестоимость и качество производимого ор­ганизацией продукта.

Поставщики материалов и комплектующих изделий, если они обладают большой конкурентной силой, могут поставить организа­цию в очень высокую зависимость от себя. Поэтому при выборе поставщиков важно глубоко и всесторонне изучить их деятель­ность и их потенциал, с тем чтобы суметь построить такие отноше­ния с ними, которые обеспечивали бы организации максимум силы во взаимодействии с поставщиками. Конкурентная сила поставщи­ка зависит от следующих факторов: уровень специализированности поставщика; величина стоимости для поставщика переключения на других клиентов; степень специализированности покупателя в приобретении определенных ресурсов; концентрированность поставщика на работе с конкретными клиентами; важность для поставщика объема продаж.

При изучении поставщиков материалов и комплектующих в первую очередь следует обращать внимание на следующие харак­теристики их деятельности: стоимость поставляемого товара; гарантия качества поставляемого товара; временной график поставки товаров; пунктуальность и обязательность выполнения условий по­ставки товара.

2.3 Анализ конкурентов

Изучение конкурентов, т.е. тех, с кем организации приходится бо­роться за покупателя и за ресурсы, которые она стремится полу­чить из внешней среды, чтобы обеспечить свое существование, за­нимает особое и очень важное место в стратегическом управлении. Такое изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого построить свою стратегию конкурентной борьбы[5].

Конкурентная среда формируется не только внутриотрасле­выми конкурентами, производящими аналогичную продукцию и реализующими ее на одном и том же рынке. Субъектами конку­рентной среды являются и те фирмы, которые могут войти на рынок, а также те, которые производят замещающий продукт. Кроме них на конкурентную среду организации оказывают за­метное влияние покупатели ее продукта и поставщики, которые, обладая силой к торгу, могут заметно ослабить позицию органи­зации.

Многие фирмы не уделяют должного внимания возможной угрозе со стороны вновь пришедших на их рынок и поэтому про­игрывают в конкурентной борьбе именно им. Об этом очень важно помнить и заранее создавать барьеры на пути вхождения потенциальных пришельцев. Такими барьерами могут быть углубленная специализация в производстве продукта, низкие из­держки за счет эффекта масштаба производства, контроль над каналами распределения, использование местных особенностей, дающих преимущество в конкуренции, и т.п. Однако очень важно хорошо знать то, какие барьеры могут остановить или по­мешать потенциальному пришельцу выйти на рынок, и воздви­гать именно эти барьеры.

Очень большой конкурентной силой обладают производите­ли замещающей продукции. Особенность трансформации рынка в случае с появлением замещающего продукта состоит в том, что, если им был убит рынок старого продукта, то он уже обычно не поддается восстановлению. Поэтому для того чтобы суметь достойно встретить вызов со стороны фирм, производя­щих замещающий продукт, организация должна иметь доста­точный потенциал для перехода к созданию продукта нового типа.             

2.4 Анализ рынка рабочей силы

Анализ рынка рабочей силы направлен на то, чтобы выявить его потенциальные возможности в обеспечении организации кадрами, необходимыми для решения ею своих задач[6]. Организация должна изучать рынок рабочей силы как с точки зрения наличия на этом рынке кадров необходимой специальности и квалификации, необ­ходимого уровня образования, необходимого возраста, пола и т.п., так и с точки зрения стоимости рабочей силы. Важным направле­нием изучения рынка рабочей силы является анализ политики профсоюзов, оказывающих влияние на этот рынок, так как в ряде случаев они могут сильно ограничивать доступ к необходимой для организации рабочей силе.


3. Методы анализа внешней среды и выработка стратегии взаимодействия организации с ее элементами.

Среду обитания организации условно можно разделить на две части: внешняя по отношению к организации среда (макроокруже­ние и непосредственное окружение) и внутренняя среда. Задача менеджмента состоит в том, чтобы обеспечивать поддержание баланса между организацией и внешней средой путем создания продукта и его обмена во внешней среде на необходимые для обес­печения жизнедеятельности организации ресурсы. В процессе взаимодействия организации с внешней средой стратегическое управление интересует прежде всего то, как должна вести себя ор­ганизация в долгосрочной перспективе, чтобы в условиях конку­рентного взаимодействия с другими организациями добиваться поддержания баланса в обмене с внешней средой, а следовательно, обеспечивать устойчивое существование организации.

Во внешней среде постоянно протекают динамичные процессы изменений, постоянно что-то исчезает и что-то появляется. Одна часть из этих процессов открывает новые возможности для организации, создает для нее благоприятные условия. Другая часть, на­оборот, создает дополнительные трудности и ограничения. Для того чтобы успешно выживать в долгосрочной перспективе, орга­низация должна уметь предвидеть то, какие трудности могут воз­никнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Поэтому стратегическое управление при изучении внешней среды концентрирует внимание на выяснении того, какие угрозы и какие возможности таит в себе внешняя среда. Но для того чтобы успешно справляться с угрозами и действен­но использовать возможности, отнюдь не достаточно только одно­го знания о них. Можно знать об угрозе, но не иметь возможности противостоять ей и тем самым потерпеть поражение. Также можно знать об открывающихся новых возможностях, но не обладать потен­циалом для их использования и, следовательно, не суметь получить отдачи от них.

Таким образом, анализ среды, как он проводится в стратегичес­ком управлении, направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к орга­низации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организа­ция, для выработки эффективной стратегии ее взаимодействия  с внешним окружением. Именно для решения этой задачи и разработаны определен­ные приемы анализа среды, которые используются в стратегичес­ком управлении.

3.1 Метод SWOT- анализа

Применяемый для анализа среды метод SWOT (англ. SWOT) — сила (strength), слабость (weakness), возможности (opportunities) и угрозы (threats) — является широко признанным подходом, позво­ляющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внеш­ними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполага­ет сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для форму­лирования стратегии организации.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде[7].

Сильные стороны: выдающаяся компетентность; адекватные финансовые ресурсы; высокая квалификация; хорошая репутация у покупателей; известный лидер рынка; изобретательный стратег в функциональных сферах деятель­ности организации; возможность получения экономии от роста объема производ­ства; защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления; подходящая технология; преимущества в области издержек; преимущества в области конкуренции; наличие инновационных способностей и возможности их реализации; проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны: нет ясных стратегических направлений; ухудшающаяся конкурентная позиция; устаревшее оборудование; более низкая прибыльность потому, что...; недостаток управленческого таланта и глубины владения про­блемами; отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и ком­петентности; плохое отслеживание процесса выполнения стратегии; мучение с внутренними производственными проблемами; уязвимость по отношению к конкурентному давлению; отставание в области исследований и разработок; очень узкая производственная линия; слабое представление о рынке; конкурентные недостатки; ниже среднего маркетинговые способности; неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности: выход на новые рынки или сегменты рынка; расширение производственной линии; увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах; добавление сопутствующих продуктов; вертикальная интеграция; возможность перейти в группу с лучшей стратегией; самодовольство среди конкурирующих фирм; ускорение роста рынка.

Угрозы: возможность появления новых конкурентов; рост продаж замещающего продукта; замедление роста рынка; неблагоприятная политика правительства; возрастающее конкурентное давление; рецессия и затухание делового цикла; возрастание силы торга у покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкуса покупателей; неблагоприятные демографические изменения.

Организация может дополнить каждую из четырех частей спис­ка теми характеристиками внешней и внутренней среды, которые отражают конкретную ситуацию, в которой она находится.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих свя­зей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис.1)[8].





Возможности

1.

2.

3.

Угрозы

1.

2.

3.

Сильные стороны

1.

2.

3.



ПОЛЕ СИВ




ПОЛЕ СИУ


Слабые стороны

1.

2.

3.



ПОЛЕ СЛВ



ПОЛЕ СЛУ

Рис. 1. Матрица SWOT

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые сторо­ны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части мат­рицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в кото­рые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возмож­ности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, ко­торые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

В отношении тех пар, которые были выбраны с поля СИВ, сле­дует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, ко­торые появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара находится на поле СИУ, то стратегия должна предполагать использование силы орга­низации для устранения угрозы. Наконец, для пар, находящихся на поле СЛУ, организация должна вырабатывать такую стратегию, ко­торая позволила бы ей как избавиться от слабости, так и попытать­ся предотвратить нависшую над ней угрозу.

Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неис­пользованная возможность может стать угрозой, если ее использу­ет конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может открыть перед организацией дополнительные возможности в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу.

3.2 Матрица возможностей

Для успешного анализа окружения организации методом СВОТ важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени-влияния на стратегию организации.

Для оценки возможностей применяется метод позиционирова­ния каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис.2).

Вероятность использования

возможности

Влияние

сильное

умеренное

малое

Высокая

ПОЛЕ ВС

ПОЛЕ ВУ

ПОЛЕ ВМ

Средняя


ПОЛЕ СС


ПОЛЕ СУ


ПОЛЕ СМ


Низкая


ПОЛЕ НС


ПОЛЕ НУ


ПОЛЕ НМ


Рис. 2. Матрица возможностей

Матрица строится следующим образом: сверху по горизонтали откладывается степень влияния возможности на деятельность орга­низации (сильное, умеренное, малое); слева по вертикали отклады­вается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая, средняя, низкая). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля ВС, ВУ и СС, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля СМ, НУ и НМ, практически не заслуживают внимания организации. Исполь­зовать возможности, попавшие на оставшиеся поля, можно, если у организации имеется достаточно ресурсов.

3.3 Матрица угроз

Похожая матрица составляется для оценки угроз (рис. 3). Сверху по горизонтали откладываются возможные последствия для орга­низации, к которым может привести реализация угрозы (разруше­ние, критическое состояние, тяжелое состояние, «легкие ушибы»). Слева по вертикали откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая, средняя, низкая).

Вероятность реализации угрозы


Возможные последствия


разрушение


критическое состояние


тяжелое состояние


«легкие ушибы»


Высокая


ПОЛЕ ВР


ПОЛЕ ВК


ПОЛЕ ВТ


ПОЛЕ ВЛ


Средняя


ПОЛЕ СР


ПОЛЕ СК


ПОЛЕ СТ


ПОЛЕ СЛ


Низкая


ПОЛЕ HP


ПОЛЕ НК


ПОЛЕ НТ


ПОЛЕ НЛ


Рис. 3. Матрица угроз

Те угрозы, которые попадают на поля ВР, ВК и СР, представля­ют очень большую опасность для организации и требуют немед­ленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поле ВТ, СК и HP, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что ка­сается угроз, находящихся на полях НК, СТ и ВЛ, то требуется внимательный и ответственный подход к их устранению. Хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения. Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации. Необходимо внимательно отсле­живать их развитие.

3.4 Составление профиля среды

Наряду с методами изучения угроз, возможностей, силы и слабости организации для анализа среды может быть применен метод со­ставления ее профиля. Данный метод удобно применять для со­ставления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.

Метод составления профиля среды состоит в следующем. В таб­лицу профиля среды (рис. 4) выписываются отдельные факторы среды. Каждому из факторов экспертным образом дается оценка[9]:

-       важности для отрасли по шкале: 3 — большая, 2 — умерен­ная, 1 — слабая;

-       влияния на организацию по шкале: 3 — сильное, 2 — умерен­ное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;

-       направленности влияния по шкале: +1 — позитивная, -1 — негативная.

Факторы среды


Важность для отрасли, А


Влияние на организацию, В


Направленность влияния, С


Степень важности, D=A-B-C


1.










2.










3.










...










Рис. 5. Таблица профиля среды

Далее все три экспертных оценки перемножаются и получается интегральная оценка, показывающая степень важности фактора для организации. По этой оценке руководство может заключить, какие из факторов среды имеют относительно более важное значение для их организации и, следовательно, заслуживают самого серьезного внимания при разработке стратегии, а какие факторы заслуживают меньшего внимания.


4. Анализ внешней среды автобусного предприятия №5

4.1 Краткая характеристика организации

Свою деятельность парк начал с 1967 года, производственная мощность парка рассчитана на эксплуатацию 500 единиц подвижного состава.

Основным направлением производственной деятельности парка является эффективное использование подвижного состава для наиболее полного обеспечения потребностей населения в пассажирских перевозках.

Географическая сфера всех перевозок, которые осуществляет парк, распространяется на следующие районы города – Заельцовский, Дзержинский, Калининский, Железнодорожный и Центральный.

Основные факторы, повлиявшие на необходимость анализа внешней среды в отчетном году, характеризуются следующими особенностями:

-       отсутствие необходимой поставки подвижного состава;

-       ограниченность в финансовых ресурсах..

За отчетный период было снято с эксплуатации “по выработке” 52 автобуса; производилось списание лишь не подлежащих ремонту. Поступило 15 новых автобусов, из них 13 – MAN200, по пробегу полностью самортизированных и 2 – МАЗ103. 100% износ имеют 114 единиц подвижного состава, что составляет 34,2% от списочного состава.

Проанализируем внешнюю среду данного автотранспортного предприятия. При анализе будем ориентироваться прежде всего на непосредственное окружение организации: потребители; конкуренты; поставщики; рабочая сила и собственники.

4.2 Анализ внешней среды предприятия.

Внешняя среда оказывает большое влияние на работу предприятия. Можно выделить внешнюю среду прямого и косвенного воздействия. Мы решили рассмотреть внешнюю среду прямого воздействия, так как она наиболее сильно влияет на работу предприятия. К таким факторам относят те, которые непосредственно влияют на операции организации: поставщиков (материалов, энергии, оборудования, комплектующих, капитала, финансовых средств), трудовые ресурсы, потребителей, конкурентов и собственников.

Автобусный парк постоянно нуждается в продукции и услугах других организаций и тратит на это большие суммы денег, в частности: на топливо (49186т.р.), электроэнергия (1685), теплоэнергия (1740), резина (3698), смазочные (2532), запасные части (8800), материалы (1179), капитальный ремонт (5143), прочие (1183). В общем материальные затраты составляют около трети всех расходов предприятия. Это достаточно много, тем более, нужно учитывать, что цены на покупаемую предприятием продукцию постоянно растут.

Составим матрицу SWOT-анализа предприятия.

SWOT анализ

Сильные стороны

1.       высококвалифицированный персонал;

2.       устойчивое положение на рынке данных услуг;

3.       удобное месторасположение.

Слабые стороны

1.     зависимость от услуг других организаций;

2.     недостаточное финансирование предприятия.

3.     устаревшее оборудование и транспорт.

Возможности

1.     выгодные договора с отечественными и европейскими производителями городского транспорта;

2.     регулярное обновление подвижного состава предприятия.


Угрозы

1.  снижение прибыли, потому что появляется много коммерческих АТП;

2.  угроза предоставления льгот на проезд в муниципальном транспорте.


Матрица SWOT-анализа

В отличие от первой таблицы, описывающей сильные и слабые стороны организации и влияние внешнего окружения, матрица SWOT-анализа позволяет перейти непосредственно к набору мероприятий, которые обязательно необходимо реализовать при решении нашей проблемы[10].


Сильные стороны

1.     высококвалифицированный персонал;

2.     устойчивое положение на рынке данных услуг;

3.     удобное месторасположение.

Слабые стороны

1.     зависимость от услуг других организаций;

2.     недостаточное финансирование предприятия;

3.     устаревшее оборудование и транспорт.

Возможности

1.     выгодные договора с отечественными и европейскими производителями городского транспорта;

2.     регулярное обновление подвижного состава предприятия.


-       Организовать четкую систему планирования и распределения средств предприятия, для их успешной работы.



-       Предоставление льгот сотрудникам предприятий, от которых зависит АТП.


Угрозы

1.     снижение прибыли, потому что появляется много коммерческих АТП;

2.     угроза предоставления льгот на проезд в муниципальном транспорте.

-       Открыть новые муниципальные маршруты.

-       Ввод в эксплуатацию всего подвижного состава предприятия.

-       Ввести дифференцированные цены на проезд в муниципальном транспорте в зависимости от категории пассажира.



Таким образом, в результате проведенного SWOT-анализа транспортного предприятия удалось выявить сильные, слабые стороны предприятия, а также возможности и угрозы.

Так как предприятие является государственным и основным видом его деятельности является оказание транспортных услуг населению, то оно во многом зависит от финансирования со стороны государства[11]. К сожалению, автобусный парк находится в тяжелом финансовом положении, так как из бюджета выделяется недостаточно средств (в прошлом году было выделено 72752,0) и предприятие не всегда имеет возможность вовремя оплачивать труд работников, покупать необходимые запасные части, материалы и агрегаты. В последнее время чтобы улучшить свое финансовое положение парк начал увеличивать количество заказных, экспрессных и маршрутных такси на линиях, начал заниматься коммерческой и прочей деятельностью и доля доходов от этих сфер деятельности постоянно растет.

Трудовые ресурсы

Как мы уже писали раньше, к элементам внешней среды предприятия можно отнести и трудовые ресурсы. Несмотря на свойственную рыночному хозяйству безработицу, существует постоянный дефицит высококвалифицированных кадров. Пятый автобусный парк не является здесь исключением. Вдобавок к этому на предприятии осуществляется нехватка и простых рабочих. Общая численность парка на начало года составила 1439 человек, общая укомплектованность – 78,63%.

-       по водителям 79,77%;

-       по кондукторам 91,23%.

Укомплектованность на 1 автобус:

-       линейных водителей – 1,57 чел.;

-        кондукторов – 1,93 чел.

Укомплектованность по водителям снизилась на 0,14 чел., по кондукторам возросла на 0,54 чел.

Очень велик оборот кадров; по парку он составил 33,01%, по водителям – 32,85%, по ремонтным рабочим – 37,35%, по кондукторам – 32,69%. К основным причинам большой текучести кадров, в частности водителей, можно отнести: неудовлетворенность заработной платой; износ подвижного состава и отсутствием запчастей; неудовлетворенность изменением графиков работы.

Уделяется внимание подготовке и повышению квалификации кадров. За прошлый год обучены смежным профессиям – 3 чел., подготовлено и переподготовлено водителей – 11 чел., повысили квалификацию 35 чел.. Также предприятие оплачивает обучение своих работников, в основном руководителей среднего и высшего звеньев, которые в свою очередь будут вынуждены работать на предприятии не менее трех лет. Конечно, такие масштабы обучения и повышения квалификации для такого большого предприятия недостаточны. В парке ощущается нехватка дипломированных специалистов, в основном из-за низкой оплаты труда, хотя замещенность ими (специалистами) достаточно велика[12]:

-       всего по парку – 90%

-       служба эксплуатации – 91,07%

-       техническая служба – 93,18%

-       экономическая служба – 100%

-       бухгалтерия – 92,86%.

Намечается и ряд положительных тенденций, например: процент замещенности дипломированными специалистами постоянно растет (с 88,37% в прошлом году, до 90% в нынешнем), на предприятие в последние годы начали приходить молодые специалисты, которые закончили соответствующие ВУЗы, повышается заработная плата трудящихся.

На предприятии существует профсоюз, члены которого платят ему взносы в сумме 1% от заработной платы. 75% от полученной суммы остается в профячейке предприятия, а 25% отправляется в вышестоящую организацию. На самом деле профсоюз играет номинальную роль и реально не защищает работников предприятия. Функционирование этой структуры надо совершенствовать. Профсоюзы должны активнее сотрудничать с руководством предприятия и защищать работников по вопросам, связанным с условиями труда, уровнем заработной платы и социальной защиты. Сейчас же острие требований профсоюзов направлено, прежде всего, в сторону правительства.

Потребители

Следующий важнейший фактор внешней среды, о котором мы хотим рассказать – это потребители. Безусловно, их надо рассматривать как основу функционирования любого предприятия. Потребители решают, сможет ли фирма возместить свои издержки, получить прибыль и, следовательно, получить свое развитие.

Доходы предприятия от реализации билетной продукции на городских, пригородных маршрутных и автобусов-такси составили – 65223, что не на много меньше того, что выделило государство для деятельности автобусного парка. Но все-таки автобус остается социальным видом транспорта, на котором преимущественно ездят не очень богатые слои населения, поэтому государство постоянно регулирует размер платы за проезд. В городе есть огромное количество населения, которое имеет льготы на проезд в общественном транспорте. Это в свою очередь ведет к большим убыткам автобусного парка.

Наглядно об этом говорят следующие данные[13]:

Виды городских

автобусов

Доходы, тыс. руб.

Расходы, тыс. руб.

Социально значимые

40633

91895


Коммерческие


17199

49975


Всего


15560

17685


Городские


2666

5843

Пригородные


0

0

Город-пригород


1172

968

Междугородние


32624

26482

Маршрутные такси


4509

3349

Экспресс и заказные


114362

196197

Наибольшие убытки парк несет в социально значимом виде транспорта. Новой тенденцией является увеличение спроса на коммерческий вид перевозок и автобусы, работающие в режиме такси. Эти тенденции подталкивают парк к сокращению соц. транспорта и увеличению доли коммерческого.

Большой вред предприятию наносят конкуренты, также занимающиеся пассажироперевозками. К ним можно отнести: ЗАО “Третий парк”, Автобусный парк №1 и др.

4.3 Мероприятия выхода из кризиса

Теперь на основе анализа внешней среды следует сказать и о тех мерах, которые по-нашему мнению должно предпринять руководство парка. Во-первых, мы считаем, что благополучие любого предприятия зависит от наличия денежных средств и от постоянства их поступления на счета банков, в данном случае из бюджета. Нам кажется, что руководство парка должно активнее отстаивать интересы своего предприятия в кабинетах городских начальников и добиваться своевременного поступления из бюджета денежных средств. Это позволит парку увереннее себя чувствовать, без задержек выплачивать заработную плату сотрудникам и даст возможность делать среднесрочные планы развития парка. К чести нового руководства, нужно упомянуть о том, что работа в этом направлении уже началась. Государство в последнее время начало сокращать свои дотации парку, но вместе с этим стало выплачивать их регулярно.

Необходимо также, на наш взгляд, обратится к опыту частных компаний, в частности ЗАО ”Третий парк”, у этой компании четко отлажен механизм взимания выручки от водителей. Автобусному парку №5 надо ужесточить контроль за водителями маршрутных, экспрессных автобусов и авто-такси, возможно, установить в каждом из них кассовые аппараты. Эта мера приведет к увеличению выручки, что позволит решить другую проблему – низкий уровень заработной платы.

На наш взгляд, необходимо усилить контроль за расходом теплоэнергии, водоснабжения, электроэнергии, а самое главное за расходом горюче-смазочных и расходных (запчасти, шинные изделия) материалов, на которые тратится около трети всей выручки.

Следует обращать внимание и на изменяющуюся конъюнктуру рынка. Так как в последнее время доходы населения в нашей стране растут, все большим спросом начинают пользоваться экспресс автобусы и авто-такси. Поэтому парку надо направлять большее количество автобусов на такие коммерческие маршруты. Будет честным сказать о том, что руководители предприятия уже обратили внимание на эту тенденцию и сейчас новые автобусы, которые получает парк, в большинстве своем малогабаритны (ПАЗ и др.).

Итак, мы рассмотрели проблемы внешней среды и пути их решения. Теперь мы хотим коснуться внутренней среды предприятия. Основными ее переменными являются: цели; планирование; структуры; трудовые ресурсы; оборудование; материальные запасы; технология; культура организации.

Как нам кажется, с постановкой и понятием своей цели у руководства парка проблем нет, но большим упущением является отсутствие долгосрочного планирования. Как мы уже писали, под планированием понимают процесс определения целей и путей достижения. Оно охватывает различные уровни той или иной организации и во времени носит различной срочности характеры. В пятом автобусном парке, который мы рассматриваем, отсутствует долгосрочное планирование, сроком на 15-20 лет, определяющее общие цели фирмы и стратегию. На наш взгляд, наличие краткосрочного (текущее) планирования на год с детализацией по кварталам и месяцам недостаточно, наряду с ним должно быть как среднесрочное, так и долгосрочное.

Что касается структуры и контроля, то они, на наш взгляд, достаточно эффективны. Другого мнения мы придерживаемся по вопросу о мотивации.

Как мы уже писали, простые рабочие получают низкую заработную плату, не имеют возможности получать высокие премии и большую материальную помощь. Как правило, редко эта цифра превышает половину оклада. В свою очередь менеджеры высших и средних звеньев получают необоснованно высокие премии и материальную помощь, используя свое служебное положение и слабость профсоюза. Такая дифференциация в доходах создает напряженность во взаимоотношениях между менеджерами и рядовыми сотрудниками. На предприятии практически отсутствует возможность профессионального роста, очень мало людей, которые за прошлый год смогли повысить свою квалификацию. Мы считаем, что можно смело говорить об отсутствии продуманной кадровой политики у старого руководства парком. Это отрицательно сказалось на деятельности автобусного парка и серьезно затормозило повышение производительности труда. Новое руководство парка более активно занялось этой проблемой. Красноречивым является этот маленький факт: впервые за последние десять лет в этом году директор парка поздравил 8-ого марта всех женщин с праздником и выдал каждой из них по 100 рублей, несмотря на занимаемую ими должность.

Если говорить о мерах, которые надо предпринять для изменения сложившейся ситуации, то на наш взгляд, надо увеличивать размеры заработных плат простым рабочим, уменьшать дифференциацию в доходах. Надо больше внимания уделять профессиональному росту сотрудников, повышению их квалификации. Должна увеличиться роль профсоюза, он должен активнее бороться за права трудящихся, его роль не должна быть номинальной.

Все эти меры, как мы думаем, должны привести к уменьшению текучести кадров, снятию социальной напряженности и как следствие – стабильной работе парка.


Заключение

В результате проделанной работы был проведен анализ внешней среды автотранспортного предприятия.

При достижении данной цели были решены следующие задачи:

-       Описаны понятие и сущность анализа внешней среды организации;

-       Рассмотрены компоненты макросреды и непосредственного окружения;

-       Изучены основные методы анализа внешней среды;

-       Проанализирована внешняя среда транспортного предприятия Автобусный парк № 5.

Анализ среды – это очень важный для выработки стратегии организации и очень сложный процесс, требующий внимательного отслеживания происходящих в среде процессов, оценки факторов и установления связи между факторами и теми сильными и слабы­ми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать. Орга­низация изучает среду, чтобы обеспечить себе успешное продвиже­ние к своим целям, вырабатывает стратегию взаимодействия с элементами внешней среды, обеспечивающую ей наиболее комфортное сосуществование.

В процессе анализа внешней среды автотранспортного предприятия Автопарк №5 был использован метод SWOT-анализа. Если рассматривать предприятие с этой точки зрения, то можно сразу же увидеть много проблем, хотя по некоторым из них в последнее время наметились положительные тенденции. Предприятие является убыточным и выживает за счет денежных средств, получаемых от государства, а их (денежных средств) в свою очередь ощущается острая нехватка на предприятии, у государства на сегодняшний день есть огромная задолженность перед парком. Такое неустойчивое финансовое положение не дает возможности парку строить долгосрочные планы и, соответственно, планомерно развиваться. Наряду с этим не приходиться говорить и о больших зарплатах сотрудников. Из этого вытекает следующая проблема – неудокомплектованность и чрезмерная текучесть кадров.

Негативно на выручке парка сказывается присутствие конкурентов в этой сфере бизнеса. Основным из них является ЗАО “Третий парк”. Эта компания является частной и как следствие этого более эффективно работает. На этом предприятии четко отлажен механизм получения выручки (каждый водитель должен привести определенное количество денег, а всю остальную выручку может забрать себе).

Важную роль играют потребители с поставщиками. Здесь образовался своего рода замкнутый круг; так как автобус является социальным транспортом, государство не позволяет повышать стоимость проезда, а из-за того, что парк автобусов очень стар, постоянно повышаются тарифы на воду, электричество, отопление – предприятие вынуждено все больше и больше тратить денег на выплаты поставщикам.




Список литературы

1.           Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1999.

2.           Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. – М.: Фирма Гардарика, 1996.

3.           Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999.

4.           Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5.           Голубков Е. П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. – М.: Дело, 1995.

6.           Гончаров В.В. - Руководство для высшего управленческого персонала: В поисках совершенства управления. - МНИИПУ, 1997.

7.           Дурович А.П. - Маркетинг в предпринимательской деятельности. - Минск, 1997.

8.           Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999.

9.           Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1999.

10.      Менар К. - Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 1996.

11.      Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003.

12.      Забелин П. В., Анискин Ю. П. Стратегический маркетинг как основа программы преодоления кризисной ситуации на фирме // Маркетинг. – 1997. - №6 – С. 56-63.

13.      Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.



[1] Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 118-127.

[2] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. - с.124.

[3] Менар К. - Экономика организаций. - М.: Инфра-М, 1996. – с. 168.

[4] Барнетт Д., Уилстед У. Формулирование стратегии // Проблемы теории и практики управления. – 1992. - №1 – С. 125.

[5] Герчикова И. Н. Менеджмент: Учебник, 2-е изд. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995. – с.136.

[6] Ладанов И. Д. Практический менеджмент: В 3-х частях ч. 2. – М.: КПФ Ника, 1992. – с. 38.

[7] Виханский О. С. – Стратегическое управление, - М. : Гардарика, 1999. – с. 64.

[8] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с. 65.

[9] Виханский О.С. – Стратегическое управление, - М.: Гардарика, 1999. – с. 79.

[10] Кричевский А.И. Исследование систем управления: курс лекций. – Новосибирск: СибАГС, 1999. – с.78.

[11] Стратегическое планирование на транспртных предприятих: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003. – с.79.

[12] Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003. – с. 80.

[13] Стратегическое планирование на транспортных предприятиях: Науч. - аналитич. обзор. – М.: Инфра-М, 2003. – с.80.