Содержание

Введение. 3

1. Природа электронных денег. 4

2. Типы электронных расчетно-платежных систем. 8

2.1. Система на базе карт. 8

2.2. Система на базе сетей. 9

3. Государственное регулирование рынка электронных денег. 11

Заключение. 15

Список литературы.. 17



































Введение

Целью данной работы является изучение понятия «электронные деньги», типов электронных расчетно-платежных систем, а также ознакомление с принципами государственного регулирования электронных денег.

 На протяжении последних десятилетий ничто не развивалось так стремительно, как компьютерные технологии и электронные коммуникации. В настоящее время информационные технологии и в первую очередь Интернет широко применяются в бизнесе. Прогресс в информационных технологиях сделал возможным появление современных платежных систем, использующих последние технологические достижения и позволяющих осуществлять банковские платежи, не выходя из дома, расплачиваться в магазине пластиковой карточкой и приобретать товары через Интернет. С  развитием современных платежных систем связано возникновение так называемых «электронных», или «цифровых» денег (electronic money, elektronic cash, digital cash)[1]. В последние десятилетия электронные деньги получили распространение во многих странах, прежде всего в Западной Европе и США. Развиваются системы электронных денег и в таких странах «третьего мира» как Бразилия, Гонконг, Индия, Сингапур, Таиланд и др. При этом в одних странах чаще всего находят применение смарт-карты (smart-cards) или чиповые карты (chip-cards), т.е. многоцелевые пластиковые карты со встроенными микропроцессами (микросхемами), которые могут использоваться их владельцами в масштабе всего государства, а в других – только в пределах определенных регионов и городов. Гораздо менее распространены на практике электронные системы удаленных платежей и расчетов, которые сейчас функционируют или испытываются в Австралии, Австрии, Великобритании, Италии, Колумбии и США.

    Но, несмотря на то, что электронные деньги довольно длительное время функционируют во внутреннем денежном обращении многих экономически развитых и развивающихся стран, происхождение, сущность, функции, формы, виды и важнейшие свойства этих денег, механизм их выпуска в обращение и изъятия из активного денежного оборота исследованы недостаточно[2].

1. Природа электронных денег

    Электронными деньгами называют цифровую наличность в электронной форме, используемую в сетевых расчетах. Они представляют собой электронные купюры в виде совокупности двоичных кодов, существующих на том или ином носителе [смарт-карта (система MONDEX)и HDD (системы DigiCash, Netcash, CyberCoin, PayCash, Wetmoney)], перемещаемых в виде цифрового конверта по сети[3].

    В настоящее время сложились два подхода – широкий и узкий к определению понятия «электронные деньги». В самом широком толковании термин «электронные деньги» (и разные его эквиваленты) применяется по отношению к следующим пяти видам денежных компонентов и платежей, каждый из которых имеет свои особенности, хотя и выполняется плательщиками в диалоговом режиме: 1. Выписывание счетов по кредитным карточкам, с помощью которых сейчас в Интернете осуществляется около 80% продаж товаров и услуг индивидуальным потребителям; 2. Накопление задолженности по электронным торговым счетам; 3. Хранение денег на электронных счетах; 4. Оформление счетов по электронным дебетовым картам; 5. Перевод денег с помощью электронных чеков.

    Вместе с тем термин «электронные деньги» часто употребляется и в более узком значении. Как отмечают некоторые российские экономисты в современной зарубежной и отечественной экономической литературе обозначились три тесно взаимосвязанных подхода к определению понятия «электронные деньги» - (в их суженном понимании) – экономический, правовой и технологический, которые характеризуют различные стороны электронных денег. 

  Экспертами Европейского Центрального банка под электронными деньгами в широком смысле понимается «электронный запас денежной стоимости (electronic store of monetary value) на техническом устройстве, который может быть широко использован для осуществления платежей компаниям иным, нежели эмитент, без обязательного использования при трансакции банковских счетов, но действуя как предоплаченный инструмент на предъявителя (predail bearer instrument)».

    Таким образом, электронные деньги, с одной стороны рассматривают как запас денежной стоимости, которая хранится в электронном виде на некотором устройстве и может циркулировать в этом виде в платежной системе в качестве средства платежа. Этот подход к определению электронных денег как денежной стоимости, имеющей специфическую форму, связанный с некоторой технологией хранения этой стоимости (в данном случае – в электронном виде), можно назвать технологическим.

    В сентябре 2000 г. Европейским парламентом была принята Директива 2000/46/ЕС, направленная на регулирование деятельности в сфере электронных денег. В статье 3b, указанной директивы записано, что электронные деньги – это денежная стоимость, представляющая собой требование к эмитенту, которая:

1) хранится на электронном устройстве; 2) эмитируется после получения средств в размере, не меньшем этой стоимости; 3) принимается в качестве средства платежа иными, нежели эмитент предприятиями.

    Это определение позволяет рассматривать электронные деньги как особое требование к их эмитенту и характеризует правовой аспект их эмиссии и обращения.

    В официальных российских документах термин «электронные деньги» не встречается. Наиболее близким к понятию электронных денег является термин «предоплаченный финансовый продукт», определение которого содержится в Указаниях ЦБ РФ № 276-У и № 277-У, принятым в 1998г. В соответствии с данными документами, под предоплаченными финансовыми продуктами понимаются денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме. Данное определение также характеризует правовую сторону функционирования электронных денег.

    Правовой подход, рассматривающий функционирование электронных денег как совокупность правовых отношений, в соответствии с которым электронные деньги определяются как денежное обязательство эмитента, а в процессе обращения выступают как денежное требование к нему, позволяют провести аналогии между электронными деньгами и дорожными чеками, векселями или беспроцентным займом.

    Определение электронных денег как предоплаченного финансового продукта, которое содержится в вышеупомянутых Указаниях ЦБ РФ и прослеживается в первом из рассматриваемых определений Банка международных расчетов, характеризует экономическую сторону их функционирования, поэтому данный подход называют экономическим.

    Таким образом, существует три подхода к определению понятия «электронные деньги»: экономический, правовой и технологический. Однако все три подхода взаимосвязаны и характеризуют различные стороны электронных денег.

    Наиболее полное определение, учитывающее все особенности электронных денег, должно звучать следующим образом:

    Электронные деньги – это предоплаченный финансовый продукт, который:

1) представляет собой денежное обязательство эмитента; 2) выпускается  после получения эмитентом денежных средств в размере, не меньшем выпускаемой стоимости; 3) не требует использования при трансакции банковских счетов;         4) принимается в качестве средства платежа экономическими субъектами иными, нежели эмитент; 5) информация о размере денежной стоимости хранится в электронной форме на устройстве во владении держателя.

     Технология электронной наличности позволяет оплачивать товары и услуги в виртуальной экономике, передавая ее от одного компьютера к другому.  «Электронные купюры» в виде уникальных идентификаторов в объявленной ценностью выпускаются коммерческим банком и представляют собой отражение определенной суммы реальных денег, которые переводятся перед этим в банк-эмитент. Электронные наличные деньги подобно реальным деньгам анонимны и могут использоваться многократно, а номера цифровых банкнот уникальны. Они могут передаваться от одного лица другому, минуя банк (но в пределах системы). При покупке при помощи электронных наличных денег реальные деньги списываются с банковского счета, принимая форму электронных купюр, поэтому электронные наличные деньги не могут увеличить количество денег в обращении, т.е. создавать угрозу роста инфляции. При оплате товара или услуг цифровые деньги передаются продавцу, который либо передает их участвующему в системе банку для зачисления реальных денег на свой расчетный счет, либо расплачивается ими со своими партнерами. При совершении покупок продавец может проверить подлинность номера цифровых наличных денег в банке-эмитенте.

    По определению Банка международных расчетов (г. Базель), электронные деньги – это «хранимая стоимость (stored value) или предоплаченные продукты (prepaid products), где запись об имеющихся в распоряжении потребителя средствах или стоимости хранится на устройстве, находящемся во владении потребителя». Электронные деньги могут «использоваться для осуществления платежей через POS-терминалы, прямых перечислений между двумя устройствами или через открытые компьютерные сети, такие как Интернет»[4].






2. Типы электронных расчетно-платежных систем

    Большинство экономистов выделяют два вида электронных денег: на базе карт (card-based) и на базе сетей (network-based). Ч. Фридман добавляет к этим двум группам еще «устройства доступа» (access devices) – торговые автоматы (automayed teller machines, ATM) и системы дистанционных банковских услуг по телефону или через компьютер (home banking). Однако такие электронные деньги, подчеркнул он, концептуально ничем не отличаются от традиционных средств платежа и не создают для центральных банков никаких новых проблем в области денежной политики[5].

2.1. Система на базе карт

    Данная система является более развитой формой цифровой наличности. В эту платежную систему входят смарт-карты (smart-cards), или карты с хранимой стоимостью (stored-value cards, SVC, то же самое, что предоплаченные – prepaid-карты), или электронные кошельки (e-purses). Все они представляют собой пластиковые карты со встроенным микропроцессором, на который записан эквивалент денежной стоимости, заранее оплаченной эмитенту, которым может являться как банк, так и небанковская организация. Наиболее известный пример электронных денег на базе карт, эмитированных банковскими организациями, - карты Mondex. С помощью специального электронного бумажника можно проверить остаток на карте и перевести денежную стоимость на другую карту, а с помощью специальной приставки – послать по телефону и т.д.   

    Другая широко распространенная система – Visa Cash. Во многих странах существуют свои системы электронных платежей на базе смарт-карт.

    В настоящее время смарт-карты, выпущенные небанковскими организациями и позволяющие осуществлять платежные операции, достаточно широко распространены. Это телефонные, транспортные, медицинские и другие карточки. Однако большинство из них являются одноцелевыми, т.е. позволяющими оплачивать услуги (товары) только в пользу одной компании. Как только появляется возможность расплатиться, например телефонной карточкой (как это сделали некоторые компании Японии) или карточкой городского транспорта (как это практикуется в Нью-Йорке) за товары или услуги других компаний, например, в супермаркете, такой платежный инструмент переходит в разряд электронных денег.

    Если в будущем такие карты станут приниматься многими фирмами, то клиринг и расчеты по ним будут проводиться уже не через банки, а через бухгалтерские книги компаний-эмитентов. Функционирование таких карт означает, что «банковские» (т.е. поддающиеся регулированию центральных банков) деньги используются только как исходное звено стоимостной цепочки: покупатель карты платит за нее либо наличностью, либо банковским чеком. При дальнейших же трансакциях необходимость поддерживать соответствующие остатки на банковских счетах (и даже просто информировать финансовые учреждения о совершении операций) отпадает, и, следовательно, сокращается потребность коммерческих банков в средствах, хранимых на резервных или расчетных счетах в центральных банках.

   Главное преимущество электронных денег заключается в гораздо более низкой стоимости трансакции по сравнению с наличными деньгами и чеками. По утверждению ведущих экономистов, электронные деньги, например смарт-карты, могут значительно сократить такие издержки наличных денег как учет, хранение, транспортировка и обеспечение безопасности.

    Считается, что со временем электронные деньги на базе карт могут вытеснить традиционную наличность и чеки.


2.2. Система на базе сетей

    Во многих странах успешно развиваются системы электронных денег на базе сетей, идея которых предложена американским специалистом по криптографии, основателем DigiCash Дэвидом Чоумом еще в конце 70-х годов и стала реально осуществима с развитием криптографических алгоритмов шифрования с открытым ключом и слепой подписи.  Из наиболее известных систем сетевых денег (network money) следует отметить CyberCash, DigiCash, FirstVirtual, а также российские PayCash и WebMoney. Для проведения платежей с использованием сетевых денег, необходимо установить специальное программное обеспечение, обычно бесплатное. Сетевые деньги используются, как правило, для платежей в Интернет-магазинах, виртуальных казино и биржах, а также для оплаты других товаров и услуг, заказ которых происходит через Интернет.

    До тех пор, пока сетевые деньги работают по принципу предоплаты, их воздействие на объем денежной базы состоит главным образом в увеличении скорости оборота денег и снижении потребности в расчетных операциях через Центральный Банк. В то же время некоторые экономисты отмечают, что и в этой группе развиваются денежные субституты, потенциально опасные для монополии центральных банков – «подарочные деньги» (gift money), используемые для приобретения товаров в Интернет-магазинах (в США – Flooz, Beenz, Cybergold, в Великобритании - iPoints). Клиенты получают эти «деньги», не после предоплаты и не на основе средств, внесенных на банковский депозит, а в качестве придя за покупку товаров (услуг у определенных онлайн-торговцев, входящих в ту или иную систему). В офлайновом секторе экономики сходные формы существуют уже давно – «зеленые» или клетчатые марки, выдаваемые в некоторых продовольственных магазинах, а также «наградные мили», начисляемые авиакомпаниями часто летающим пассажирам, но в киберпространстве у них есть шанс на более масштабное развитие[6].

    Сетевые деньги могут значительно сэкономить  расходы по безналичным платежам. Удобство расчетов для потребителя и низкая стоимость трансакций для продавца при наличии хорошей системы защиты делают электронные деньги достаточно привлекательными. Об этом свидетельствует большое количество проектов систем электронных денег, которые разрабатываются и внедряются в последнее время в разных странах.

    Безусловно, с внедрением систем электронных денег связано множество проблем: в первую очередь необходимо обеспечить достаточную степень защиты таких систем, анонимность расчетов. Однако практика показывает, что эти системы динамично развиваются, занимая все большую долю рынка.


3. Государственное регулирование рынка электронных денег

    В начале XXI века для центральных банков, находящихся на вершине могущества, прозвучал первый, пока еще негромкий звонок с напоминанием о том, что многие сотни лет общество обходилось без них, и эволюция электронных денег, появившихся на стыке веков, может возродить былую ситуацию. Насколько близка такая возможность, и какие меры могут принять государства, желающие сохранить центральные банки в качестве органов денежного регулирования? На этот счет существует две противоположные точки зрения.

    Б. Фридман, положивший начало дискуссии, утверждает, что будущее центральных банков в опасности, поскольку их монополизм в сфере денежно-кредитной эмиссии и проведения итоговых расчетов теряет свою прежнюю значимость в результате бурного развития информационных технологий («немного толку оттого, что ты монополист, если мало кому нужен предмет твоего монопольного владения»). Он выделяет наиболее важные современные тенденции в этой сфере.

    Во-первых, появляются признаки эрозии спроса на традиционные банковские деньги в качестве средства расчетов между контрагентами. Во-вторых, происходят кардинальные изменения в кредитовании нефинансового сектора, в результате которых банковские депозиты перестают быть главной основой ссуд, предоставляющих торгово-промышленным компаниям и населению. В-третьих, формируются усовершенствованные механизмы частного клиринга, которые со временем могут заменить систему окончательных расчетов через банки.

    Многие элементы данной концепции нашли свое развитие в работах М. Кинга, Б. Коэна и О. Иссинга. Особенно энергично пессимистический взгляд Б. Фридмэна поддержан в исследовании М. Кинга. Главную угрозу для центральных банков М. Кинг видит в том, что в недалеком будущем рост вычислительной мощности компьютеров и пропускной способности коммуникационных каналов приведет к бурному развитию частных систем электронных расчетов в режиме реального времени. По его мнению, нет никаких принципиальных препятствий к наступлению эры «бартерной экономики», когда расчеты по сделке между двумя контрагентами будут производиться посредством моментального перевода определенного набора финансовых активов в электронного счета покупателя на электронный счет продавца.

    Б. Коэн развивает другие аспекты концепции Б. Фридмэна – денежный и кредитный. При рассмотрении наиболее перспективных (в смысле вытеснения традиционных денег) форм частной цифровой наличности он делает акцент на сетевые деньги (network money), а именно на такую разновидность, как «подарочные».

    По мнению Б. Коэна, цифровая наличность частных эмитентов выйдет на широкую экономическую арену, если ее начнут использовать для предоставления ссуд. Базой для «виртуального кредитования» может стать временно невостребованные пассивы – те сетевые деньги, владельцы которых трансформируют их в традиционную наличность не сразу, а через некоторое время. В дальнейшем такие деньги смогут циркулировать в киберпространстве неопределенно долго, никак не отражаясь в балансах коммерческих банков и не требуя проведения итоговых расчетов через центральные банки. Достигнув, таким образом, зрелости, частные электронные деньги постепенно завоюют все экономическое пространство.Следует отметить, что Б. Коэн отводит на этот процесс больше времени (не менее полувека, а то и все следующее столетие), чем Б. Фридман и М. Кинг (их срок гораздо меньше – четверть века).

    О. Иссинг также разделяет точку зрения Б. Фридмана и поддерживает М. Кинга и Б. Коэна на потенциально высокую опасность электронных денег для главных денежных регуляторов. Однако, если мнение Б. Коэна отличается умеренностью лишь в отношении сроков наступления судного дня, то О. Иссинг идет дальше – он полагает, что центральные банки еще могут побороться за место под солнцем, если вовремя примут соответствующие меры. О. Иссинг предлагает следующие мероприятия: 1. Пруденциальный надзор. Центральные банки включат эмитентов электронных денег в круг учреждений, подчиняющихся требованиям пруденциального надзора (показатели финансовой устойчивости, правила управления рисками и т.п.); 2. Целостное и прозрачное правовое регулирование, техническая безопасность, защита от криминальных злоупотреблений. Права и обязанность участников денежного обращения (эмитентов, торговцев, клиентов) должны быть четко сформулированы и обеспечены юридическими санкциями; для гарантии безопасности и защиты от злоупотреблений следует ввести адекватные технические и организационные меры предосторожности. Важно также использовать стойкие алгоритмы шифрования и защищенные протоколы передачи данных через Интернет, а также разработать стандарты платежных систем. Разработкой стандартов для банков для достижения совместимости различных схем занимается Европейский комитет по банковским организациям. Первые шаги делаются и частными организациями. Для сетевых денег пока единого стандарта не существует. Для ограничения риска потерь может применяться страхование эмиссии подобно страхованию депозитов; 3. Отчетность для денежной статистики. Эмитенты цифровой наличности обязаны сообщать в центральные банки статистические данные, необходимые для расчета параметров денежного регулирования; 4. Конвертируемость. Центральный банк обязует эмитентов электронных денег по первому требованию клиента обменивать новые деньги на традиционные по номиналу; 5. Резервные требования. Центральный банк имеет право вводить в отношении эмитентов электронных денег обязательное резервирование такое же, как в отношении банков.

    Оптимисты входят в «лагерь Ч. Гудхарта» - они считают, что слухи о кончине центральных банков сильно преувеличены. Ч. Гудхарт убежден: «Многие финансовые институты могут исчезнуть или кардинально изменить свою роль, но традиционные деньги и центральные банки относятся к тем, кто с наибольшей вероятностью выживет в следующем тысячелетии». Он аргументирует двумя тезисами. Во-первых, никакие успехи информационно-технологической революции не приведут к полному исчезновению спроса на обычную наличность. Во-вторых, даже если допустить чисто теоретическую возможность такого развития событий, центральные банки все равно смогут использовать свой главный регулирующий инструмент – краткосрочные процентные ставки и тем самым определяющим образом влиять на динамику цен и функционирование экономики.

    Я разделяю мнение Ч. Гудхарта и считаю, что электронные деньги не смогут в полной мере вытеснить традиционные (по-крайней мере, в России), т.к. в российских условиях пути развития и степень распространения электронных денег будут определяться спецификой отечественной экономики. Хотя развитие информационных технологий в России находится на достаточно высоком уровне, потенциальное количество их пользователей и объемы трансакции будут, скорее всего, гораздо ниже, чем на Западе. Причинами этого являются, в частности, низкий уровень заработной платы, нестабильность российской финансовой системы, недоверие к ней широких слоев населения, отсутствие надлежащей инфраструктуры и малая вероятность изыскания частными эмитентами достаточных ресурсов для ее создания. Кроме того, такие особенности функционирования отечественных предприятий, как «расшивка неплатежей», «оптимизация налогообложения» и другие могут также внести специфику в развитие платежных систем, в части которых участниками может быть сделан акцент на построении систем взаимозачетов между предприятиями или изобретении схем ухода от налогов. В Российских условиях необходимо особое внимание уделить вопросам безопасности потребителя и защите от финансовых махинаций.

     Одним из новых методов регулирования в эпоху электронных денег, который успешно используется в настоящее время центральными банками Канады, Австралии и Новой Зеландии, может стать так называемая «канальная» система регулирования процентных ставок, при которой центральный банк регулярно устанавливает ночную (overnight) процентную ставку исходя из которой рассчитывается депозитная и кредитная ставки по операциям с коммерческими банками. Такая система останется достаточно эффективной даже при радикальных технологических изменениях, например появлении электронных денег.

Заключение

    Одной из важнейших экономических категорий современной науки о деньгах, банках и кредите являются «электронные деньги», которые в середине 90-годов начали активно вводиться в обращение вновь создаваемыми виртуальными частными банками, электронными расчетно-платежными системами и иными коммерческими структурами, функционирующими в глобальной сети Интернет  в режиме реального времени (on-line).

    Выделяют два вида электронных денег: на базе карт (card-based) и на базе сетей (network-based).

    В большинстве стран законодательство, регулирующее выпуск и обращение электронных денег, находится в стадии разработки. В США его подготовкой занимается Бюджетный комитет Конгресса, в Европе – комиссия по электронным деньгам Европейского парламента. Рекомендации и отчеты подготавливаются также Комиссией по платежным и расчетным системам Банка международных расчетов и экспертами центральных банков Групп десяти. В РФ данные вопросы относятся к компетенции Центрального банка РФ.

    При разработке национального законодательства необходимо решить, какие финансовые институты (или не только финансовые) будут иметь право эмиссии электронных денег. Если эмитентом электронных денег являются кредитные организации, это существенно облегчает контроль за объемом электронных денег в обращении со стороны Центрального банка. Однако высокий уровень начального капитала, который ограничивает развитие мелких платежных систем, использующих электронные  деньги.

    Во-первых, нужно обеспечить достаточный уровень безопасности потребителя и защитить его от финансовых махинаций. Для этого необходимо четко сформулировать и закрепить юридическими санкциями права и обязанности участников платежных систем, использующих электронные деньги (эмитентов и держателей, или потребителей), в частности обязать эмитентов обменивать электронные деньги на наличные или безналичные деньги по первому требованию клиента.

    В-вторых, придется скорректировать методы кредитно-денежной политики. Многими экономистами высказывается мнение о необходимости введения обязательных резервных требований по выпущенным в обращение электронным деньгам частных эмитентов. Однако эффективность такой меры является в определенной мере спорной. С одной стороны, резервы, перечисленные в центральный банк (или в любой другой контролирующий орган), дадут дополнительные рычаги для более эффективного управления денежной массой. С другой стороны, эмитенты электронных денег будут изобретать все новые способы, чтобы обойти существующее законодательство, или вывести операции за пределы юрисдикции государства с жесткими пруденциальными нормами.

    Среди других мер предлагается ввести в обязательное использование денег центрального банка при проведении расчетов в пользу государственных структур, в том числе при уплате налогов, а также осуществлении платежей самими этими организациями. Однако такой механизм будет иметь искусственный характер, и возможен будет только в том случае, если центральный банк останется «правительственным» банком. К тому же во многих странах государственный сектор не является существенной частью экономики.

    При рассмотрении мер по предотвращению негативных последствий распространения частных электронных денег нужно отметить, что государство само может начать выпускать электронные деньги и, как крайний случай, ввести собственную монополию на их выпуск, объявив электронные деньги законным платежным средством и наделив, например, центральный банк, эмиссионными полномочиями. Таким образом, можно решить проблемы коррупции, теневой экономики, уходя от налогов.

    Однако нужно отметить, что выпуск государством электронных денег и закрепление за ними статуса законного платежного средства связаны со значительными издержками и предполагают достаточно высокий уровень технологического развития.


Список литературы

1. Евсюков Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы // ЭКО. – 2002. - №5. – с.51 – 67.

2. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика,  2002. – 1168с.

3. Крупнов Ю.С. О природе электронных денег // Бизнес и банки. – 2003. - №5. – с.1 – 4.

4. Грачева М. Центральные банки в эпоху электронных денег // МЭМО. – 2002. - №3. – с. 58 – 70.

5. Платонов Е.И., Кузнецов В.А. Современная интерпретация понятия «Электронные деньги»:  модель денежных обязательств // Деньги и кредит. – 2002. - №9. – с.30 – 35.

6. Генкин А.С. Юридический статус электронных денег и электронных платежных систем // Бизнес и банки. – 2003. - №15. – 3 – 5.

7. Егизарян Ш.П. Электронные деньги в современной системе денежного оборота. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Финансовая академия при правительстве РФ. – М., 1999.

8. Имери Винс. Как сделать бизнес в Internet / Пер. с англ. – К.; М.; Спб: Диалектика, 1998.

9. Банковское дело: Учебник / Под ред. Г.Г. Коробовой. – М.: Юристъ, 2002. – 751с.

10. Афонина Д.Е. Электронные деньги. – СПБ.: Питер, 2001.







[1] Евсюков Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы // ЭКО. – 2002. - №5. – с.51.

[2] Евсюков Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы // ЭКО. – 2002. - №5. – с.56

[3] Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. – М.: Финансы и статистика,  2002. – 1110с.

[4] Евсюков Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы // ЭКО. – 2002. - №5. – с.65.

[5] Грачева М. Центральные банки в эпоху электронных денег // МЭМО. – 2002. - №3. – с. 60.

[6] Та же, стр 67