Содержание
Введение. 3
1. Налог на операции с ценными бумагами: объекты налогообложения, ставки, льготы. 4
2. Виды доходов по государственным и корпоративным ценным бумагам. 6
3. Налоги с доходов по корпоративным ценным бумагам выплачиваемые юридическими и физическими лицами. 8
4. Налоги с доходов по государственным ценным бумагам выплачиваемые юридическими и физическими лицами. 10
Заключение. 14
Список литературы.. 16
Введение
Для России в настоящий момент не менее актуальной является проблема стимулирования инвестиций населения в реальный сектор экономики. Данная задача могла бы быть выполнена не только паевыми, но и акционерными инвестиционными фондами, контролирующими предприятия получатели денежных средств, но только при условии устранения многократного налогообложения средств инвесторов.
До настоящего времени налоги на российском рынке ценных бумаг выполняют исключительно фискальную функцию. В то же время нельзя не принимать во внимание, что в большинстве развитых стран налогообложение рынка капиталов выполняет в первую очередь роль регулятора, способного влиять на инвестиционную активность и на распределение инвестиционных ресурсов между различными отраслями экономики.
Государство в рамках декларируемой налоговой политики должно четко разделить два объекта налогового регулирования на финансовом рынке основы налогообложения и льготы для отдельных инструментов и операций. Основным способом стимулирования тех или иных инвестиционных процессов, кредитно-финансовых отношений, операций на фондовом рынке должно являться установление льгот, связанных с правилами вычетов убытков, кратности налогообложения, налоговых ставок и т.д. Но при этом установленный режим налогообложения должен основываться на фундаментальных нормах, сформулированных в соответствии с принципами, перечисленными выше.
Целью моей работы - рассмотрение особенностей налогообложения доходов по ценным бумагам.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить виды доходов по ценным бумагам;
2. Изучить налоги, связанные с получениями доходов по ценным бумагам и операциям связанных с ними;
1. Налог на операции с ценными бумагами: объекты налогообложения, ставки, льготы.
Налог на операции с ценными бумагами, введенный в 1991 году соответствующим законом в размере, пропорциональном цене договора купли-продажи ценных бумаг, начиная с 1996 года, по сути, был заменен сбором с эмитентов. Объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом, по ставке 0,8 % процента номинальной суммы выпуска.
Налог на операции с ценными бумагами – устанавливается на акции АО, облигации, производные и другие ценные бумаги, эмиссия которых требует государственной регистрации.
Объект налогообложения — номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. При увеличении уставного капитала АО путем увеличения номинальной стоимости акций налогообложению подлежит разница между заявленной эмитентом суммой выпуска акций нового номинала и величиной уставного капитала до его увеличения.
Не является объектом обложения данным налогом номинальная сумма выпуска ценных бумаг АО, осуществляющих первичную эмиссию ценных бумаг, под которой понимается выпуск акций при учреждении АО.
Налог уплачивается за счет прибыли (дохода), остающейся в распоряжении предприятия (банка). В случае продажи акций при формировании уставного капитала по цене, превышающей их номинальную стоимость, сумма разницы между фактической ценой продажи и номинальной стоимостью в состав прибыли (дохода) АО (банков), подлежащей налогообложению, не включается. Указанная разница является добавочным капиталом и ее нельзя направлять на нужды потребления.
Налог взимается в размере 0,8% номинальной суммы выпуска. [1]
В случае отказав регистрации эмиссии налог не возвращается. Плательщики налога (эмитент ценных бумаг) исчисляют сумму налога самостоятельно, исходя из номинальной суммы выпуска. Сумма налога перечисляется в доход федерального бюджета. Налог на операции с ценными бумагами, осуществленные в иностранной валюте, исчисляется в рублях в пересчете по курсу, устанавливаемому ЦБ РФ и действующему на дату регистрации эмиссии.
Налог не распространяется на операции с казначейскими обязательствами. Налог на операции с государственными ценными бумагами РФ взимается с покупателя этих ценных бумаг в форме платы с каждой сделки по ставке в размере 1 руб. с каждой 1000 руб., а полученный по ним доход (в т.ч. дисконт) подлежит освобождению от уплаты налога на прибыль. [2]
2. Виды доходов по государственным и корпоративным ценным бумагам
Для целей налогообложения финансовый результат операций на рынке ценных бумаг (срочном рынке) должен определяться путем расчета налоговой базы по операциям реализации ценных бумаг.
Порядок бухгалтерского учета отдельных операций не должен зависеть от особенностей конкретного вида ценных бумаг, времени владения ими и целей инвестирования.
Следует исключить практику, при которой финансовые результаты сходных операций с ценными бумаги, приобретаемыми с целью получения инвестиционного дохода или приобретаемыми с целью получения дохода от их реализации, в налоговом учете могут отличаться, проведя при этом четкое различие между несколькими видами доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль:
· доход, полученный от реализации ценных бумаг, который складывается из прибыли в виде положительной разницы между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги;
· доход в форме процентов или дивидендов, полученных по ценной бумаге;
· доход, полученный в форме положительной разницы от переоценки ценных бумаг.
В расчете налога на доходы, полученные по государственным ценным бумагам Российской Федерации, государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации и ценным бумагам органов местного самоуправления, подпункт “б” пункта 1.2 Приложения 1 к письму Госналогслужбы России от 30.04.97 № ВЕ-6-36/337 изложить в следующей редакции[3]:
(тыс. руб.)
Показатели |
По данным плательщика (владельца ценных бумаг) |
По данным налоговой инспекции |
1 |
2 |
3 |
б) Доход, образующийся у продавца (владельца) ценной бумаги, подлежащей налогообложению, — |
|
|
Всего |
|
|
в том числе: |
|
|
1. Доход по процентным облигациям в виде части накопленного купонного дохода*, рассчитываемого в порядке, установленном в п. 2б письма Банка России, Минфина России и Госналогслужбы России от 4.02.97 № 408/10/ВЕ-6-05/103 |
|
|
2. Доход по беспроцентным облигациям |
|
|
в том числе: |
|
|
2.1. Доход от реализации (выбытия) облигаций данной категории — всего |
|
|
в том числе: |
|
|
— образовавшийся до даты вступления в силу Закона |
|
|
— образовавшийся с даты вступления в силу Закона |
|
|
2.2. Доход в виде положительного сальдо от переоценки беспроцентных облигаций — всего |
|
|
в т.ч. по облигациям, находящимся на балансе налогоплательщика с даты вступления в силу Закона |
|
|
3. Налоги с доходов по корпоративным ценным бумагам выплачиваемые юридическими и физическими лицами
Примечательно, что именно руководство Центрального банка Российской Федерации впервые подняло вопрос о необходимости изменения порядка налогообложения процентов по корпоративным облигациям организаций других сфер экономики, поскольку действующий порядок приводит к двойному обложению процентов (один раз - в составе прибыли организации, осуществившей заимствование, второй раз - в составе доходов организации, приобретшей облигации и, следовательно, имеющей право на получение процентов).
Избыточная налоговая нагрузка вынудила организации обращаться к более дешевым ресурсам, вызвав неоправданно высокий спрос на банковские кредиты.
В результате налоговой политики, основанной на дифференциации налогообложения доходов в зависимости от их видов и двойном налогообложении процентов по корпоративным облигациям организаций небанковского сектора и дивидендов, были сформированы условия, при которых реальный сектор экономики фактически был отрезан от важных источников финансирования. Одновременно сложилась монополия банковской сферы на право распоряжения финансовыми ресурсами. [4]
Длящиеся уже второй год попытки изменить ситуацию с налогообложением процентов по корпоративным облигациям, которые улучшили бы инвестиционный климат в реальном секторе экономики, в очередной раз потерпели неудачу. Новое руководство Министерства Российской Федерации по налогам и сборам отказалось от позиции, которую занимало предыдущее руководство и сочло более правильным сохранить существующий порядок двойного налогообложения процентов по корпоративным облигациям.
Возможность налоговых уклонений при игре на разнице в ставках налогообложения различных видов доходов была реальна и широко использовалась в первую очередь в банковском секторе. Здесь проценты по ценным бумагам разрешалось относить на уменьшение налогооблагаемой базы, и в связи с существовавшей до 21 января 1997 года разницей в ставках налога на проценты по корпоративным ценным бумагам по сравнению с общей ставкой налога на прибыль (ставка налога на доходы в виде процентов по корпоративным ценным бумагам организаций составляла 15 процентов, ценным бумагам банков - 18 процентов) произошел резкий всплеск интереса, например, к банковским векселям, которые практически вытеснили обычные банковские кредиты.
4. Налоги с доходов по государственным ценным бумагам выплачиваемые юридическими и физическими лицами
В целях повышения привлекательности государственных ценных бумаг были широко использованы налоговые методы.
На первом этапе (до 21 января 1997 год - момента вступления в силу поправок в Закон "О налоге на прибыль предприятий и организаций", внесенных Федеральным законом 13-фз от 10 января 1997 года) действовал порядок, в соответствии с которым проценты по государственным ценным бумагам не облагались налогом на прибыль (доход). При этом во избежании существенного увеличения расходов бюджета на обслуживание госдолга (то есть на выплату процентов по нему) государственные заимствования осуществлялись в том числе в форме выпуска так называемых государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО).
В соответствии с установленным порядком в целях налогообложения для ГКО доходом признается любая положительная разница между ценой приобретения и ценой реализации ценных бумаг (установлено постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 февраля 1993 г. № 107 "О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций"). С выходом постановления Правительства Российской Федерации от 12 мая 1998 года № 439 "О Генеральных условиях эмиссии и обращения государственных федеральных облигаций" - аналогичный порядок распространяется на любые государственные федеральные облигации, в условиях выпуска которых не определено право на получение процентного дохода. Норма, приравнивающая к процентному доходу любую положительную разницу между ценой реализации и ценой приобретения по облигациям, по которым условиями выпуска проценты не установлены, была включена в составе 4-х изменений в Инструкцию Госналогслужбы № 37.
Особенности определения дохода по ГКО оказали исключительно большое воздействие на процесс формирования налоговой политики в сфере обложения доходов по ценным бумагам.
Решение о выпуске ГКО было принято в условиях обострившейся потребности в источниках финансовых ресурсов, что определило стремление сделать их максимально привлекательными для инвесторов. В это время был принят Указ Президента Российской Федерации N 2270 от 22 декабря 1993 года "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней", согласно которому была предоставлена льгота по доходам по государственным ценным бумагам.[5]
Проценты по ГКО не выплачивались, но сами облигации размещались со скидкой. Доходом была признана разница между ценой покупки и продажи ГКО на вторичном рынке либо ценой их погашения. Одновременно в целях повышения привлекательности облигаций для каждого владельца и облегчения размещения последующих выпусков разница между ценой реализации (погашения), включая реализацию на вторичном рынке, была признана дисконтом (хотя такая разница никакого отношения к дисконту в его классическом понимании не имеет). В результате использования термина, адекватного понятию процента к отношениям, которые не могут с экономической точки зрения рассматриваться, как аналогия проценту любая положительная разница в ценах при совершении операций с ГКО на вторичном рынке выводилась из-под налогообложения. Одновременно доходность по ГКО была принята в качестве базовой при определении доходности по другим видам ценных бумаг (например, ОФЗ, облигации сберзайма), что на более поздних этапах сделало крайне опасным внесение любых изменений в налогообложения доходов по ГКО, поскольку это могло резко изменить ситуацию на всем рынке государственного долга, повысить расходы на обслуживание госдолга по другим видам госценных бумаг и существенно увеличить расходную часть бюджета.
Учитывая описанную путаницу с понятием дисконта, возникшую на самых ранних этапах становления рынка ГКО, и в целях предотвращения ситуаций, связанных с налоговыми уклонениями, разница между ценой реализации и ценой приобретения в отношении всех остальных ценных бумаг, включая государственные (кроме ГКО), не признавалась в налоговых целях дисконтом (следовательно, в целях налогообложения не приравнивалась к проценту). Последствия признания разницы между ценой реализации и ценой приобретения ГКО дисконтом (разновидностью процентного дохода) обернулись, по нашему мнению, большими косвенными потерями бюджета.
В результате предоставления налоговой льготы по беспроцентным облигациям сформировалась возможность для конструирования практически неподконтрольного канала крупномасштабных налоговых уклонений. Механизм функционирования такого канала учитывает общепринятую практику отнесения на уменьшение налогооблагаемой базы банков сумм резервов, создаваемых под ссудную и приравненную к ней задолженность (величина указанных резервов может достигать 100 процентов суммы выданного кредита).
На базе ценных бумаг типа ГКО с участием российских организаций и их дочерних структур (фирм-нерезидентов) достаточно легко монтируется механизм безналогового откачивания государственных ресурсов в коммерческие структуры: убытки сбрасываются туда, где они исключаются из налогооблагаемой базы, доходы - туда, где они выводятся из-под налогообложения.
Более наглядно это можно проиллюстрировать на следующем условном примере. Предположим, что российский банк предоставил кредит иностранной организации - дочерней структуре этого банка, расположенной вне территории Российской Федерации. Далее предположим, что эта дочерняя организация не возвращает кредит российскому банку. Одновременно она приобретает на сумму кредита ГКО и предлагает российскому банку купить ГКО. Российский банк соглашается приобрести ГКО, но с очень большой скидной.
Эффект безналогового откачивания государственных средств, как видно из приведенного примера, целиком перекладывается на российский бюджет, если нерезидент привлекает кредит в российском банке и формирует свои убытки в пределах полученного кредита. При этом убытки нерезидента от операций с российскими ценными бумагами типа ГКО в стране его регистрации перекрываются доходом в виде невозвращенного кредита. Эти операции не затрагивают интересы иностранных государств, так как операции с такими ценными бумагами не влекут у них бюджетных потерь и, следовательно, являются приемлемыми. Российский же банк имеет возможность отнести на уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль сумму невозвращенного заемщиком кредита. Одновременно в составе необлагаемых доходов банка будут отражаться доходы, образовавшиеся в виде положительной разницы по операциям с ценными бумагами типа ГКО.
Учитывая последствия сложившейся схемы налоговых уклонений были предложены и внесены изменения в законодательство, касающиеся порядка налогообложения доходов по государственным ценным бумагам. В частности, был установлен налог на доходы в виде процентов по государственным ценным бумагам по поставке 15 процентов. Несмотря на необходимость введения такого налога в условиях существования ГКО в целях хотя бы частичной компенсации косвенных потерь бюджета в связи со всевозможными схемами налоговых уклонений, решение об установлении налогообложения было встречено крайне негативно.
Заключение
Воплощение в жизнь основных идей, изложенных в настоящей Концепции, неразрывно связано с принятием части II Налогового кодекса. Многолетнее обсуждение этого документа в Государственной Думе продемонстрировало чрезвычайную сложность и многообразие возникающих при этом проблем. Стремление найти их решение путем независимого рассмотрения фрагментов Налогового кодекса, регулирующих отдельные налоги, несомненно, может оживить и ускорить обсуждение. Однако существует опасность потерять в результате такого рассмотрения целостную картину налогообложения тех или иных отраслей экономики.
В случае, когда речь идет о налогообложении рынка капиталов, утрата такой целостности и единства чревата непредсказуемыми последствиями для финансовой системы. Кроме того, кардинальное изменение условий налогообложения рынка ценных бумаг и срочного рынка не позволяет использовать стандартные методы оценки последствий таких изменений для бюджетной системы. В связи с этим масштабная налоговая реформа невозможна без тесного сотрудничества государственной власти и участников данного рынка.
Эффективная налоговая система по своей сути должна отражать и учитывать множество интересов: государственных всех уровней бюджетной системы, частных граждан-инвесторов, общеэкономических инвестиционных компаний и фондов, профессиональных участников рынка ценных бумаг, всех субъектов хозяйственной деятельности.
Единственным условием устранения перечисленных недостатков налоговой системы является правильная организация законотворческого процесса, а также тесное взаимодействие налогоплательщиков и органов, уполномоченных регулировать вопросы налогообложения. В этих условиях возникает необходимость активного участия всех заинтересованных сторон и структур в конкретизации, развитии и реализации положений настоящей концепции.
Для достижения указанных целей при Комитете по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы должна быть создана постоянно действующая рабочая группа по вопросам совершенствования законодательства в сфере налогообложения рынка капиталов
Список литературы
1. Закон РСФСР «О налоге на операции с ценными бумагами» от 25.10.95.
2. Закон РФ «О рынке ценных бумаг» от 22.04.96г. №39-ФЗ
3. Закон РФ «Об акцизных обществах» от 25.12.95г. №208
4. Закон РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" от 12.12.1991 г. № 2023-1.
5. «Современный финансово-кредитный словарь» /П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.265
[1] Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.265
[2] О рынке ценных бумаг: Закон РФ от 22.04.96г. №39-ФЗ
[3] О рынке ценных бумаг: Закон РФ от 22.04.96г. №39-ФЗ
[4] Современный финансово-кредитный словарь/П.р. М. Г. Лапусты, П.С. Никольского. - М.:ИНФРА-М, 2002, с.265
[5] О рынке ценных бумаг: Закон РФ от 22.04.96г. №39-ФЗ