Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

1.Сущность содержания коммерческой работы в розничном предприятии……4

1.1.Содержание коммерческой работы в розничном предприятии……………..4

1.2.Особенности коммерческой работы на рынке продовольственных товаров………………………………………………………………………………14

2.Состояние коммерческой работы в мелкорозничной торговой сети ЧП «Гаврилова Т.С.»…………………………………………………………………...16

2.1. Характеристика розничного торгового предприятия и анализ основных показателей эффективности коммерческой деятельности………………………16

2.2.Коммерческая деятельность по закупкам товаров……………………….…..19

2.3.Формирование ассортимента и управление товарными запасами плодоовощной продукции и его оценка………………………………………..…22

2.4.Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров……………….23

3.Пути улучшения ассортимента………………………………………………….25

Заключение………………………………………………………………………….26

Список литературы…………………………………………………………………27

Введение

В последнее время широкое распространение получила приверженность здоровому образу жизни, что невозможно без здорового питания. При этом трудно переоценить роль фруктов и овощей.

Вообще, продовольственные товары – товары частого и повседневного спроса покупателей. Каждый день тысячи людей сталкиваются с необходимостью выбора и приобретения продуктов питания. Задача торговых предприятий так организовать свою коммерческую работу, чтобы максимально облегчить и ускорить процесс покупки для потребителей.

В то же время переход к рыночной экономике, появление большого разнообразия организационно – правовых форм предприятий, вовлечение в сферу деятельности торговли значительной части населения, развитие конкуренции, широкое распространение частной инициативы и предпринимательства способствуют развитию мелкорозничной торговой сети.

Целью данной работы является обоснование целесообразности продажи плодоовощных товаров через мелкорозничную торговую сеть. В рамках поставленной цели возникает ряд задач, а именно показать преимущество торгово – технологического процесса на всех этапах на предприятии мелкой розницы перед более крупными предприятиями.

В данной работе раскрываются организация и технология продажи продовольственных товаров, правила торговли через сеть мелкой розницы, а так же особенности торгово-технологического процесса в мелкорозничной торговой сети, реализующей плодоовощные товары. Теоретическая часть подтверждается примерами, изученными в процессе ознакомления с коммерческой деятельностью в мелкорозничной торговой сети по продаже овощей и фруктов.

1.Сущность содержания коммерческой работы в розничном предприятии.

1.1.Содержание коммерческой работы в розничном предприятии.

 Торгово–технологический процесс на розничном предприятии.

Торгово-технологический процесс на предприятии торговли представляет собой комплекс взаимосвязанных торговых (коммерческих) и технологических операций и является завершающей стадией всего торгово-технологического процесса товародвижения.

На этой стадии к осуществлению торгово-технологического процесса товародвижения подключаются покупатели.

Структура торгово-технологического процесса, последовательность выполнения различных операций, зависят от степени хозяйственной самостоятельности торгового предприятия, применяемого метода продажи товаров, типа, размера торговой точки и других факторов.

Большую роль в торгово-технологическом процессе играют коммерческие операции. Их своевременность и качество выполнения влияет на широту и глубину ассортимента предлагаемых товаров, бесперебойность торговли ими и в целом на качество обслуживания покупателей. К числу таких операций относят определение спроса покупателей, составление заявок на завоз товаров, формирование оптимального ассортимента, организацию рекламы и информации.

В самостоятельных торговых предприятиях характер коммерческих операций более сложный, чем в магазинах, не обладающих хозяйственной самостоятельностью.

Торгово-технологический процесс в мелкорозничной торговли можно разделить на три основные части:

-   операции с товарами до предложения их покупателю;

-   операции непосредственного обслуживания покупателей;

-   дополнительные операции по обслуживанию покупателей.

На качество торгового обслуживания существенное влияние оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:

-   разгрузку транспортных средств;

-   доставку товаров в зону приемки;

-   приемку товаров по количеству и качеству;

-   доставку товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал;

-   хранение товаров (в специально арендуемых помещениях);

-   подготовку товаров к продаже;

-   перемещение товаров;

-   выкладку товаров на торговом оборудовании.

Для того, чтобы обеспечить высокий уровень обслуживания покупателей, необходимо постоянно изучаться спрос на товары, который служит основанием для составления заявок на завоз товаров. Работники обязаны обеспечить квалифицированную приемку поступающих товаров. Должны быть созданы все условия для рационального хранения товаров и подготовки их к продаже. Существенно облегчается процесс непосредственного обслуживания покупателей, если товары надлежащим образом подготовлены к продаже, рационально подобран их ассортимент и они правильно размещены на торговом оборудовании.[2,8-12]

Сущность и задачи товароснабжения розничной торговой сети.

Важным условием обеспечения розничного товарооборота, повышения культуры торговли и качества торгового обслуживания населения,  создания в торговой сети широкого и устойчивого ассортимента товаров является улучшение товароснабжения.

Под товароснабжением розничной торговой сети  в широком смысле понимают комплекс коммерческих, организационных, торгово – технологических операций, направленных на доведение товаров до конечного звена технологической цепи товародвижения – розничного торгового предприятия.

Под товароснабжением розничной торговой сети в узком смысле понимают процесс завоза товаров в торговую сеть.

Таким образом, товароснабжение является завершающей стадией процесса товародвижения. При рациональной организации товароснабжения обеспечивается своевременное доведение товаров до каждого розничного торгового предприятия.

Перед товароснабжением розничной торговой сети поставлен ряд важных задач:

-         организовать ритмичное поступление товаров в розничную торговую сеть в  широком ассортименте и в необходимом количестве;

-         осуществить завоз товаров на розничные торговые предприятия с учетом спроса населения и изменения конъюнктуры торговли;

-         обеспечить условия для широкого формирования ассортимента;

-         завозить товары розничным торговым предприятиям без непосредственного участия их работников, оперативно и с наименьшими затратами.

Рациональная организация снабжения розничной торговой сети товарами предполагает обеспечение бесперебойной торговли и выполнения плана розничного товарооборота при минимальных затратах труда и средств и высокой эффективности торговой деятельности.

Товароснабжение розничной торговой сети во многом зависит от источников поступления товаров, ибо это влияет на формирование ассортимента на розничных торговых предприятиях, размер товарных запасов, звенность товародвижения, издержки обращения и т.д. В результате товароснабжение должно обеспечивать широкий ассортимент товаров, содействовать сокращению путей товародвижения, способствовать ускорению товарооборачиваемости и снижению уровня издержек обращения.

Рациональная организация товароснабжения предусматривает широкое использование централизованной доставки товаров. Ее сущность состоит в том, что завоз товаров осуществляется в централизованном порядке силами и средствами поставщиков по заявкам покупателя в согласованные графики и сроки.[2,76-86]

Формирование ассортимента.

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, осуществляемый с учетом целого ряда факторов. Эти факторы можно подразделить на общие (не зависящие от конкретных условий работы того или иного торгового предприятия) и специфические (отражающие конкретные условия работы данного торгового предприятия).

Среди специфических факторов, оказывающих влияние на формирование ассортимента продовольственных товаров, можно выделить:

-         тип торгового предприятия;

-         размер торгового предприятия;

-         техническая оснащенность ;

-         условия товароснабжения;

-         численность и состав обслуживаемого населения;

-         транспортные условия;

-         наличие других розничных торговых предприятий в зоне деятельности данного магазина.

В качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, выступает покупательский спрос. Все действия по организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия направлены на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения.

На спрос также оказывают влияние факторы социального и экономического характера:

-         размеры денежных доходов населения;

-         численность населения;

-         уровень розничных цен;

-         деятельность предприятий общественного питания;

-         объем привозов продуктов животноводства и растениеводства из других регионов;

-         географические и климатические особенности проживания населения;

-         национальные и исторические особенности труда и быта данного района.

Экономически обоснованная и установленная для магазинов номенклатура товаров оказывает, в конечном итоге, положительное влияние на экономические показатели торгово-хозяйственной деятельности предприятий. Широта ассортимента товаров, заложенная в номенклатуру, создает нормальные условия для организации товароснабжения и выполнения расчетных показателей товарооборота, способствует тем самым повышению средней стоимости покупки, росту объема товарооборота с 1 кв.м площади торгового зала. [3,145]

Формирование ассортимента товаров в магазинах с учетом перечисленных выше факторов позволяет обеспечить удовлетворение покупательского спроса, повышение экономической эффективности предприятия и уровня торгового обслуживания населения.

Приемка продовольственных товаров.

Транспортные средства, доставившие товары, должны быть без задержки приняты и разгружены. Разгрузку следует осуществлять с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Приемка должна проводиться лицами, на которых возложена материальная ответственность. Приемке и оприходованию подлежат только качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству в магазине осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству». Установленные этими инструкциями нормы применяются во всех случаях, если в стандартах, технических условиях или других обязательных правилах не предусмотрен иной порядок приема товара.

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов – фактур, товарно-транспортных и других сопроводительных документов. Если товары поступили без сопроводительных документов, то составляется акт с указанием в нем отсутствующих документов, а товары принимаются на ответственное хранение.

Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, следует принимать в момент их доставки. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и по количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц – одновременно со вскрытием тары, но не позднее 10 дней, а скоропортящиеся товары – не позднее 24 часов с момента получения товара.

Если в процессе приемки будет выявлена недостача, то составляют акт за подписями лиц, принимавших товар. К акту прилагают копии сопроводительных документов и другие материалы, предусмотренные правилами приемки товаров. Претензии о недостаче товаров направляют поставщику в сроки, предусмотренные договором.

Приемка товаров по качеству осуществляется в течение 10 дней с момента их получения, при иногородней поставке срок приемки составляет 20 дней.

В процессе приемки работники торговой точки выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товара установленным требованиям. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные товары, то результаты приемки оформляют актом. [2,98-102]

Организация и технология хранения товаров.

На предприятиях мелкорозничной торговой сети наличие товарного запаса должно обеспечивать бесперебойную торговлю на малых площадях. Процесс хранения товаров предусматривает их правильное размещение и укладку, создание оптимального режима, наблюдение и текущий уход за товарами. Трудности размещения товаров на хранение вызвано там, что на весьма ограниченной площади палаток, киосков, павильонов приходиться хранить товары, требующих различных режимов хранения. Сохранность количества и качества товаров в процессе их хранения должны обеспечить материально – ответственные лица.

Размещаемые на хранение товары группируют по признаку однородности режимов хранения. При этом учитывают их физико-химические и биологические свойства, правила товарного соседства и санитарно – гигиенические требования.

В процессе хранения товаров, в магазине могут возникнуть товарные потери, размеры которых при рациональной организации хранения можно свести к минимуму.

Действующие нормы естественной убыли установлены на реализуемые вразвес продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении товаров в магазине,  а также при подготовке к продаже и продажи товаров вследствие: усушки, распыла, раскрошки, утечки и других.

Действующие нормы естественной убыли товаров являются предельными и применяются в тех случаях, когда при проверке фактического наличия товаров окажется  недостача против учетных остатков.

Недостача товаров в пределах установленных норм естественной убыли списываются с материально-ответственных лиц по тем ценам, по которым товар был оприходован.

Большинство мелкорозничных предприятий торговли не имеют условий для хранения значительных запасов товаров и подготовки их к продаже, поэтому эффективность работы этих предприятий во многом зависит от организации снабжения товарами. Товароснабжение должно быть ритмичным, мелкими партиями, планомерным, чтобы обеспечивать бесперебойную торговлю в соответствии с потребностями покупателей.[2,104-109]

Подготовка товаров к продаже.

Перед началом торговли товары надо полностью подготовить к продаже. Подготовка заключается в распаковке товаров, сортировке, очистке, фасовке, упаковке и маркировке.

Розничные торговые предприятия выполняют значительный объем разнообразных работ, связанных подготовкой каждой единицы товара к продаже и отпуску их покупателю. По товарам простого ассортимента, поступающим в упакованном и расфасованном виде, подготовительные операции сводятся к минимуму: образцы товаров просматриваются по внешнему виду, группируются, освобождаются от упаковки, снабжаются укрупненными ценниками и направляются в торговый зал для выкладки и предложения покупателям.

Доля таких товаров, подготовленных промышленностью, растет. Вместе с тем все большая часть товаров поступает в розничную торговлю неподготовленной к отпуску: в крупногабаритной таре, навалом.

Значительная часть продовольственных товаров требует фасовки и упаковки в потребительскую тару.

По всем товаром комплектуется торговый ассортимент.

Таким образом, предварительная подготовка товаров к продаже повышает общую культуру торговли, способствует ускорению процесса продажи и увеличению пропускной способности магазина, росту розничного товарооборота, повышению производительности труда, уменьшению товарных потерь, снижению издержек обращения.[1,252-253]

Технология продажи товаров.

Продажа товаров - завершающая стадия торгово-технологического процесса. Характер и структура операций по продаже товаров зависят, в первую очередь, от  ассортимента реализуемых товаров и методов их продажи. Так, на выбор товаров повседневного спроса покупатель затрачивает значительно меньше времени, чем на товары периодического или редкого спроса.

Размещение ассортимента товаров в торговом зале и обеспечение покупателей необходимой информацией представляют собой результат подготовительной работы магазина.

Размещение рабочего запаса товаров и выкладка его на торговом оборудовании – наиболее трудоемкая операция в технологическом процессе, особенно в мелкорозничной торговой сети. Товары размещают на оборудовании рабочего места продавца, чтобы продавец мог их легко отбирать; размещение запасов товаров подчинено условиям работы продавца.

Основные принципы размещения продовольственных товаров в торговых залах:

·        весь ассортимент товаров размещается равномерно по торговой площади;

·         площадь под отдельные товарные группы (наименования) товаров отводится в зависимости от доли этих товаров  в продаже и их оборачиваемости;

·        однородные товары размещаются концентрировано;

·        новые товары при их размещении выделяются особо;

·        за каждой товарной группой закрепляется постоянное место;

·        товары размещаются  с соблюдением правил товарного соседства.

Размещение товаров на торговом оборудовании подчинено двум задачам: более эффективно использовать выставочную площадь и предоставить удобства для покупателей при выборе товаров.[2,253-255]

Существенно различается содержание операций по продаже товаров в магазинах, применяющих различные методы продажи.  Метод продажи - совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям. На предприятиях мелкорозничной торговой сети, торгующих продовольственными товарами, в основном используется метод продажи через прилавок.

Продажа товаров через прилавок  обслуживания включает выполнение следующих операций:

-встреча покупателя и выявление его намерения;

-предложение и показ товаров;

-помощь в выборе товаров и консультация;

-предложение сопутствующих и новых товаров;

-проведение операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, отмериванием;

-расчетные операции, упаковка и выдача покупок.

На выполнение технологических операций, связанных с нарезкой, взвешиванием, затрачивается много труда и времени. На качество их выполнения, а следовательно, и на уровень обслуживания покупателей существенно влияет квалификация торгового персонала, а так же организация и обслуживание рабочего места продавца.

Торговля по предварительным заказам удобна для покупателей, так как позволяет экономить время на приобретение товара. По предварительным заказам продают непродовольственные товары сложного ассортимента и продовольственные товары. Заказы могут быть приняты по месту работы или на дому  у покупателей. Заказанные товары доставляют на дом или вручают в местах заказа.

Находящиеся в продаже товары должны иметь четко обозначенные на товаре или упаковке цены, а образцы выставленных товаров – ценники. Работники мелкорозничной сети должны соблюдать установленные правила торговли и обслуживания покупателей. [1,260]

1.2.Особенности коммерческой работы на рынке продовольственных товаров.

Коммерческая работа на рынке продовольственных товаров во многом подчинена общим правила проведения торгово - технологичих операций. Однако на всех этапах коммерческой работы с продовольственными товарами существует ряд дополнений и уточнений.

Так, при формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых предприятиях следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости. А в отдельных случаях – консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов, поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.

При формировании в розничной торговой сети ассортимента продовольственных товаров необходимо учитывать фактор их взаимозаменяемости. В случае отсутствия в продаже нужного продукта или покупателя не удовлетворяет качество предложенного продукта, он, как правило не откладывает покупку, а ищет замену, покупая продукт с аналогичной пищевой ценностью.

Кроме того, на продовольственные товары спрос комплексный, т.е. при совершении покупки приобретаются товары, дополняющие друг друга.

Учитывая постоянство требований и комплексность спроса на товары из рациона питания, необходимо при формировании ассортимента уделять им первоочередное значение.[3,144-145]

Необходимо также отметить, что на спрос и потребление многих товаров (в особенности продуктов питания) оказывает влияние сезонность их производства (мяса, фруктов, овощей и т.п.). Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Так, в зимний и весенний периоды увеличивается спрос на овощные и фруктовые консервы, заменяющие свежие плоды и овощи; весной и в начале лета при недостатке картофеля увеличивается продажа креп и макаронных изделий.

Проблема сглаживания сезонности в потреблении пищевых продуктов решается путем создания сезонных запасов соответствующих товаров, что особо следует учитывать при формировании ассортимента.

При работе с плодоовощными  товарами особое внимание следует уделять рациональной организации товароснабжения, что обусловлено малым сроком хранения этих товаров и даже приемка должна не позднее 24 часов с момента получения товара.

Продовольственные товары с длительным сроком хранения, хранят при температуре 10-18С и относительной влажности воздуха 60-70%.

Товары, воспринимающие посторонние запахи, должны быть изолированы от товаров, обладающих острыми запахами.

Для размещения гастрономических товаров используют холодильное оборудование. Температуру и относительную влажность воздуха в помещениях контролируют с помощью термометров и психрометров. При повышенной влажности помещение проветривают, отапливают или используют влагопоглащающие средства. При пониженной – воздух в помещениях увлажняют.

Плодоовощные товары относятся к товарам простого ассортимента. При поступлении их в упакованном и расфасованном виде, подготовительные операции сводятся к минимуму: образцы товаров просматриваются по внешнему виду, группируются, освобождаются от упаковки, снабжаются укрупненными ценниками и направляются в торговый зал для выкладки и предложения покупателям.

2.Состояние коммерческой работы в мелкорозничной торговой сети ЧП «Гаврилова Т.С.»

2.1. Характеристика розничного торгового предприятия и анализ основных показателей эффективности коммерческой деятельности

В последнее время активно воплощается в жизнь рациональное, наиболее удобное для населения размещение торговой сети за счет строительства крупных предприятий торговли в сочетании с развитием сети небольших, расположенных непосредственно в жилых районах магазинов для продажи товаров первой необходимости.

Рациональное размещение розничных торговых предприятий сокращает время покупателей на приобретение товаров, способствует увеличению объема товарооборота и рентабельной работе предприятий торговли.

Территориальное размещение розничной торговой сети должно отвечать следующим требованиям:

-         доступности ( при невозможности размещения предприятия в пределах пешеходной доступности следует учитывать удобство транспортной связи);

-         экономической обоснованности;

-         равномерности и др.

Как можно будет убедиться, изучив практическую часть работы, для реализации плодоовощных товаров наиболее подходит мелкорозничная торговая сеть.[2,20-21]

ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» раскрывает основные понятия мелкорозничной торговли.

Мелкорозничная сеть – это торговая сеть, осуществляющая розничную торговлю через павильоны, киоски, палатки, а также передвижные средства развозной и разностной торговли.

Развозная торговля осуществляется вне стационарной розничной сети с использованием специализированных или специально оборудованных транспортных средств.

Разностная торговля – розничная торговля путем непосредственного контакта продавца с покупателем на дому, на улице, в учреждениях, организациях и предприятиях.

Павильон – оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарного запаса, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск – не имеет торгового зала и помещения для хранения товара, строение рассчитано на одно рабочее место продавца на площади которого храниться товарный запас.

Палатка – сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещения для хранения товаров, рассчитано на одно или несколько рабочих мест, запаса на один день торговли.

Мелкорозничное предприятие размещают в местах наибольшего сосредоточения населения. Они также располагаются там, где магазины отсутствуют и их строительство не целесообразно.

При размещении мелкорозничных торговых точек учитывается:

-         их профиль,

-         наличие других предприятий торговли,

-         плотность населения,

-         транспортные условия

-         другие факторы.

Через мелкорозничную сеть производится продажа продовольственных и непродовольственных товаров (кроме товаров технически сложного ассортимента и товаров, требующих определенных условий продажи). Запрещается реализация скоропортящихся товаров при отсутствии средств охлаждения.

Каждое предприятие мелкорозничной торговли открывается с разрешения органа исполнительной власти и на отведенном ему месте, на право торговой деятельности приобретается лицензия.

Физические лица, реализующие товары через мелкорозничную сеть, должны быть зарегистрированы как граждане – предприниматели и иметь лицензию на право торговой деятельности.

Павильоны, киоски должны иметь вывеску, в которой указывается их наименование, профиль, режим работы, организационно-правовая форма, номер лицензии и дата ее выдачи. Часы торговли определяются собственником предприятия.[4,4-7]

ЧП «Гаврилова Т.С.» - коммерческое предприятие, осуществляющее мелкорозничную торговлю овощами и фруктами. Для осуществления торговой деятельности предприниматель Гаврилова Т.С. арендует 4 киоска у              ООО «Land Star», расположенных на микрорынке «Станиславский» Ленинского района г. Новосибирска.

Право на ведение торговой деятельности подтверждается «Свидетельством о государственной регистрации предпринимателя, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица». Регистрация произведена Новосибирской городской регистрационной палаты, заверена печатью и подписью регистрационной палаты.

На основании «Свидетельства» предприниматель зарегистрирован в налоговой инспекции по месту жительства. При постановки на учет налогоплательщику Гавриловой Т.С. присвоен ИНН, выдано свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица.

Помимо постановки на учет в налоговой инспекции Гаврилова Т.С. зарегистрирована в пенсионном фонде Ленинского района г. Новосибирска, в фонде обязательного медицинского страхования.

Для осуществления продажи овощей и фруктов получено разрешение на их реализацию, выданное администрацией Ленинского района г. Новосибирска.

Реализация товаров не может осуществляться без санитарно-эпидемиологического заключения. В государственную санитарно-эпидемиологическую службу РФ был представлен список реализуемой продукции в ЧП «Гаврилова», который был утвержден Центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора Ленинского района г.Новосибирска и выдано заключение, что розничная торговля овощами и фруктами в ЧП «Гаврилова» соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: «Санитарно-эпидемиологические требованиям к организациям торговли, обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов».

2.2.Коммерческая деятельность по закупкам товаров.

Основным поставщиком овощей и фруктов в ЧП «Гаврилова» является     ООО «Программа-Импульс», который снабжает продукцией отечественного производства и зарубежных фирм. Завоз плодоовощных товаров осуществляется силами и средствами поставщика в рамках централизованного снабжения. Перечень товаров, реализуемых через киоски ЧП «Гаврилова» отражается в расходных накладных.

Вся реализуемая продукция сертифицирована, что подтверждено сертификатами соответствия.

Приемка товаров.

По возможности транспортные средства, доставившие овощи и фрукты, принимаются и разгружаются без задержки. Разгрузка осуществляется с соблюдением общих правил выполнения погрузочно-разгрузочных работ.

Предварительная приемка проводиться предпринимателем Гавриловой Т.С., а окончательная – материально - ответственными лицами в каждом киоски. Приемке и оприходованию подлежат только качественные товары, отвечающие требованиям стандартов и технических условий.

Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями «О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно- технического назначения и товаров народного потребления по качеству».

Приемка товаров по количеству заключается в сверке массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями счетов – фактур, товарно-транспортных и других сопроводительных документов. Приемку товаров по количеству проводят в определенные сроки. Так товары, поступившие без тары, в открытой или поврежденной таре, принимаются в момент их доставки. Товары, поступившие в исправной таре, по массе брутто и по количеству мест принимают в момент получения их от поставщика, по массе нетто и количеству товарных единиц – одновременно со вскрытием тары.

В процессе приемки работники торговой точки выявляют качество и комплектность товаров, а также соответствие тары, упаковки и маркировки товара установленным требованиям. Если при приемке будут обнаружены недоброкачественные товары, то результаты приемки оформляют актом.

Договор с поставщиком предусматривает условия при которых возможна уценка товара до цены поставщика.

В киосках ЧП « Гаврилова» продажа овощей и фруктов осуществляется через прилавок, материальная ответственность – индивидуальная, с ежедневным подведением результатов работы. Каждый киоск снабжен контрольно-кассовой машиной и электронными весами.

Деятельность мелкорозничной сети осуществляется в соответствии с федеральными и региональными нормативными и законодательными актами, регулирующими торговлю. Так, например, реализация овощей и фруктов проводится в соответствии с «Правилами продажи отдельных видов товаров» (с изменениями на 06.02.2002г.)

В киосках соблюдаются санитарные, противопожарные и другие требования, средства измерения содержаться в образцовом состоянии, метрологическая поверка проводиться 1 раз в год.

Информация в ценниках на реализуемые товары содержит следующие данные:

-         наименование предприятия;

-         наименование товара;

-         страна – изготовитель;

-         фирма – изготовитель;

-         цена за единицу веса или штуку.

По просьбе покупателя продавец предоставляет сертификат качества на реализуемый товар и декларацию о соответствии.

 Организация хранения и подготовка товаров к продаже.

Задача работников мелкорозничной торговой сети ЧП «Гаврилова Т.С.» заключается в доведении до покупателей товаров, поступивших на реализацию, без снижения их качества и с наименьшими потерями.

Характерными особенностями хранения овощей и фруктов в киосках, входящих в мелкорозничную торговую сеть ЧП «Гаврилова Т.С.», являются:

·        хранение небольших партий товаров и, как правило, в распакованном виде;

·        хранение широкого ассортимента товаров различных товарных групп, зачастую требующих различных условий хранения;

·        быстрая обновляемость товаров.

С целью улучшения внешнего вида плодоовощных товаров перед выкладкой их на торговом оборудовании производится предварительная подготовка товаров: распаковка, сортировка, облагораживание.

В целом, из–за отсутствия помещений  для хранения и малой площади торгового предприятия - ЧП «Гаврилова Т.С.» не имеет условий для хранения значительных запасов товаров и подготовки их к продаже, поэтому эффективность работы этого предприятий во многом зависит от организации снабжения товарами. За годы многолетней работы Гавриловой Т.С. удалось наладить ритмичное, планомерное товароснабжение мелкими партиями,  что обеспечивает бесперебойную торговлю в соответствии с потребностями покупателей.

2.3.Формирование ассортимента и управление товарными запасами плодоовощной продукции и его оценка

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых предприятиях – сложный процесс, осуществляемый с учетом целого ряда факторов.

На формирование ассортимента товаров, реализуемых через мелкорозничную торговую сеть ЧП «Гаврилова Т.С. », оказывают влияние ряд факторов:

-         месторасположение мелкорозничной торговой сети (то что киоски, арендуемые частным предпринимателем, находятся между крупным транспортным узлом и жилым массивом определило профиль торгового предприятия, так как, в первую очередь должен быть удовлетворен спрос на продовольственные товары потребителей, возвращающихся домой);

-         покупательский спрос (все действия по организации коммерческой деятельности розничного торгового предприятия должны быть направлены на максимальное удовлетворение спроса населения, вместе с тем при наличии на микро рынке большого числа предприятий, реализующих хлебобулочные изделия, вино - водочную продукцию, полуфабрикаты, спрос на фрукты и овощи до последнего времени был удовлетворен не полностью;

-         консервативность (потребитель зачастую привыкает к определенным видам продукта, вследствие чего в ассортименте описываемого торгового предприятия всегда присутствуют яблоки, бананы, груши);

-         сезонность производства (так в зависимости от времени года на витрине киоска появляются: зимой – мандарины, хурма, картофель, летом – виноград, персики, абрикосы; кроме того, зимой увеличивается объем сухофруктов и соков, а летом объем продаж свежих овощей и фруктов, что так же учитывается при формировании ассортимента);

-         размеры денежных доходов населения (вследствие удаленности от центральной части города, ассортимент сформирован таким образом, чтобы удовлетворить потребности потребителей со средним и более низкими доходами; так опыт показывает, что такие продукты как ананас, нектарин, сладкий болгарский перец (зимой), дорогостоящие сорта яблок – пользуются незначительным спросом);

-         торговая площадь (небольшая торговая площадь не позволяет динамично расширять ассортимент предлагаемых товаров).

Овощи и фрукты относятся к товарам простого ассортимента, поэтому они имеют незначительное количество разновидностей.

В тоже время действия торгового предприятия направлены на максимальное удовлетворение спроса населения и вместе с тем на активное воздействие на спрос в сторону его расширения. Так, например, для расширения ассортимента зимой 2004г. была завезена пробная партия сушеных фруктов в сахаре, которые впоследствии заняли прочное место по объему продаж.

2.4.Коммерческая деятельность по розничной продаже товаров.

Деятельность по продаже плодоовощных товаров является заключительным этапом коммерческой работы ЧП «Гаврилова Т.С.». Этому процессу предшествуют отслеживание динамически изменяющегося спроса покупателей, поиск и тщательный отбор поставщиков, формирование ассортимента, действия по приемке, хранению и подготовке к продаже овощей и фруктов.

Местонахождение торговой сети ЧП «Гаврилова Т.С.» определило качественный состав покупателей продукции – это, чаще всего, люди, спешащие домой, поэтому все операции по продаже фруктов и овощей производятся четко и быстро:

-встреча покупателя и выявление его намерения;

-предложение и показ товаров;

-при необходимости, помощь в выборе товаров и консультация;

-предложение новых товаров;

-проведение операций взвешивания;

-расчетные операции, упаковка и выдача покупок.

Благодаря многолетней работе Гавриловой Т.С. по подбору и обучению кадров, процесс покупки овощей и фруктов не занимает у потребителя много времени, а продавцы всегда могут предложить заменяющий товар при отсутствии необходимого.

3.Пути улучшения ассортимента.

ЧП «Гаврилова Т.С.» - яркий пример успешного развития малого и среднего бизнеса в новых экономических условиях России. Работа предприятия основана на четкой и грамотной организации торгово-технологического процесса, а также неукоснительному следованию требованиям законодательно – нормативной базы. Деятельность созданной Гавриловой Т.С. мелкорозничной торговой сети по реализации фруктов и овощей направлена не только на сиюминутное получение прибыли, но и, в первую, на создание максимально комфортных условий для удовлетворения потребностей покупателей и на стабильное развитие предприятия.

Для успешного развития в заданном направлении в адрес ЧП «Гаврилова» можно выдвинуть следующие предложения:

1.                        Увеличить, в целом, долю отечественной продукции и, в частности, продукции Новосибирской и соседних с ней областей в общей массе реализуемой продукции.

2.                        Расширить ассортимент, путем увеличения площади торгового предприятия за счет аренды более крупных помещений (например, павильонов) и поиска новых поставщиков.

3.                        Повысить эффективность использования торгового оборудования при выкладке плодоовощных товаров.

4.                        Совершенствовать управление торгово-технологическим процессом (что связано с оперативным получением и обработкой достоверной информации о состоянии и динамики торгово-технологического процесса на предприятии с применением автоматизированных средств).

Заключение

Хотя спрос на плодоовощные товары и подвержен сезонным  колебаниям, тем не менее, в течение всего года он остается на довольно высоком уровне.

Для реализации фруктов и овощей населению наиболее подходят мелкорозничные торговые предприятия. Такие предприятия, несмотря на очевидные недостатки (недостаточные площади для хранения товаров и подготовки их к продаже, меньшие возможности по контролю качества поступающей продукции, сложность формирования товарного запаса и организации режима хранения) имеют ряд существенных преимуществ перед более крупными торговыми предприятиями, реализующими овощи и фрукты.

Во первых,  мелкорозничная торговая сеть – кратчайший путь от поставщика к покупателю. Завезенный товар уже через несколько минут после разгрузки может быть продан потребителю.

Во вторых, с помощью мелкорозничной торговой сети удается максимальное приближение товаров повседневного и частого спроса к потребителям. Так открытию киоска не предшествует капитальное строительство и значит при необходимости возможно размещение этого торгового предприятия в более удобном для покупателей месте.

В третьих,  сравнительно небольшие арендная плата и коммунальные затраты позволяют поддерживать уровень цен на плодоовощные товары на 10% - 20% ниже, чем в более крупных торговых предприятиях. Невысокая стоимость товаров зачастую является главным фактором при выборе потребителем места совершения покупки.

В четвертых, наличие небольших площадей для хранения  запасов товаров приводит к тому, что всегда реализуются свежие овощи и фрукты, что очень привлекательно для покупателя.

Таким образом, мелкорозничные торговые предприятия вносят существенный вклад по снабжению населения плодоовощными товарами.

Список литературы

1.                         Барчук И.Д. Технология торговых процессов. Москва: Экономика,1979. – 295с.

2.                         Моргун А. Ф. Технология торговых процессов. Москва: Экономика,1986. – 384с.

3.                         Панкратов Ф.Г.,серегина Т.К. Коммерческая деятельность. М., 1997. – 328с.

4.                         Рубцова Л.И., Чеботарева В.Н. Продавец мелкорозничной торговой сети. Ростор-на-Дону: Феникс,2001. – 128с.

5.                         ГОСТ Р 51773 – 2001 Розничная торговля. Классификация предприятий.

6.                         ГОСТ Р 51303 – 99 Торговля. Термины и определения.