Содержание
Введение................................................................................................................... 3
1. Понятие и значение мер пресечения................................................................... 4
2. Основания и процессуальный порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при выборе меры пресечения............................... 6
3. Виды мер пресечения.......................................................................................... 9
4. Процессуальный порядок избрания, отмены и изменения меры пресечения 24
Заключение............................................................................................................ 26
Список литературы............................................................................................... 27
Введение
Особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения занимают меры пресечения. Под мерами пресечения понимают принудительные меры, временно ограничивающие права личности, применяемые лицом, производящим дознание: следователем, прокурором и судом к обвиняемым (в исключительных случаях к подозреваемым при наличии предусмотренных в законе оснований с целью лишить их возможности скрыться от дознания, предварительного следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу или продолжить преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.
Меры пресечения как вид мер уголовно-процессуального принуждения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут применяться.
Важнейшими условиями законного и обоснованного применения мер пресечения являются следующие: меры пресечения применяются лишь к лицам, в отношении которых имеются доказательства в совершении ими преступления (обвиняемый, а в исключительных случаях - подозреваемый); лишь на ограниченный срок.
Цель работы – изучить сущность и содержание мер пресечения.
Задачи работы – дать понятие и определить значение мер пресечения; указать основания и процессуальный порядок применения мер пресечения, обозначить обстоятельства, учитываемые при выборе меры пресечения; рассмотреть существующие виды мер пресечения; изучить вопрос, касающийся процессуального порядка избрания, отмены или изменения меры пресечения.
1. Понятие и значение мер пресечения
Под мерами пресечения понимаются меры уголовно-процессуального принуждения, применяемые при наличии оснований и в порядке, установленном законом, уполномоченными на то должностными лицами к обвиняемому, подсудимому, а в исключительных случаях - к подозреваемому с целью помешать им скрыться от дознания, следствия и суда, воспрепятствовать установлению истины по делу, продолжать преступную деятельность, а также для обеспечения исполнения приговора.
В виде общего правила меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется. Статья 89 УПК устанавливает, что лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить одну из мер пресечения при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда: или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу: или будет заниматься преступной деятельностью: меры пресечения могут применяться в целях обеспечения исполнения приговора. Эти обстоятельства, подтвержденные доказательствами, и образуют основания для избрания меры пресечения.
Поскольку обстоятельства, названные в ст. 89 УПК, как правило, носят прогностический характер, применение мер пресечения возможно при вероятности наступления указанных обстоятельств - предположения о том, что обвиняемый скроется, будет продолжать преступную деятельность, помешает установлению истины. Однако это предположение должно базироваться на достаточно убедительных доказательствах, позволяющих сделать вывод о наличии оснований, указанных в законе. Так, основанием для вывода о том, что обвиняемый скроется, могут служить достоверно установленные путем доказывания сведения об увольнении его с работы, выписка его с места жительства или вообще отсутствие такового и т. п. Основанием для предположения, что обвиняемый будет продолжать преступную деятельность, может служить наличие у него преступных связей, отношение к содеянному, данные о прошлых судимостях и т.п. Основанием полагать, что обвиняемый помешает установлению истины, могут служить данные о его попытке подкупить, подговорить, запугать свидетелей, потерпевших, воздействовать на экспертов, уничтожить или сфальсифицировать вещественные доказательства и т. п.
Таким образом, основаниями избрания мер пресечения являются указанные в законе обстоятельства (ст. 89 УПК), подтвержденные такой совокупностью доказательств, которая дает возможность обоснованно предположить, что лицо, находясь без воздействия меры пресечения, может совершить одно из указанных в законе действий.
Важное значение при избрании меры пресечения имеет учет обстоятельств, перечисленных в ст. 91 УПК. Данная норма, помимо обстоятельств, названных в ст. 89, указывает также на тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.
Следовательно, при решении вопроса об избрании меры пресечения обстоятельства, указанные в ст. 91, имеют значение данных, которые могут подтвердить основания избрания меры пресечения или вызвать сомнения в их наличии. В частности, в совокупности с другими данными состояние здоровья, преклонный возраст обвиняемого, наличие семьи, постоянного места жительства и работы может свидетельствовать о том, что нет основания опасаться уклонения его от следствия. При решении вопроса о том, какую меру пресечения следует избрать обвиняемому, также учитываются указанные выше обстоятельства.
Важное значение имеет и то, что при избрании меры пресечения закон предоставляет право выбора того или иного решения так как избрание меры пресечения является правом, а необязанностью лица, ведущего судопроизводство. Исходя из конкретных обстоятельств дела и личности обвиняемого, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор или суд могут вообще не избирать меру пресечения или избрать менее строгую.
Важно, чтобы не только обеспечивалось выполнение целей мер пресечения, но и чтобы допущенное ограничение прав гражданина соответствовало действительно необходимому его ограничению.
По смыслу закона меры пресечения применяются с целью воспрепятствовать обвиняемому совершить действия, указанные в ст. 89 УПК.
В большинстве своем меры пресечения применяются главным образом на предварительном расследовании и в судебном разбирательстве. Мера пресечения может быть применена к осужденному, в отношении которого вынесен обвинительный приговор, до вступления его в законную силу, чтобы обеспечить возможность его исполнения. Меры пресечения могут применяться по решению уполномоченного на то в законе органа или должностного лица: лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (судьи) (ст. 92 УПК).
О применении меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь и прокурор выносят мотивированное постановление, а суд - мотивированное постановление или определение. В этом постановлении (определении) указывается преступление, в котором подозревается или обвиняется данное лицо, а также основания для избрания меры пресечения и выбор ее вида.
Постановление или определение объявляется лицу, в отношении которого
оно вынесено.
2. Основания и процессуальный порядок применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при выборе меры пресечения
Применение меры пресечения при наличии к тому оснований – не только право, но и обязанность лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда. Мера пресечения должна быть назначена, если есть достаточные данные о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться, воспрепятствовать установлению истины или продолжить преступную деятельность.
Необходимо использовать меры пресечения определяется также с учетом тяжести предъявленного обвинения, личности подозреваемого или обвиняемого, рода их занятий, возраста, состояния и здоровья, семейного положения. Эта группа обстоятельств имеет значение и для выбора конкретной меры пресечения (ст. 91 УПК РФ).
Таким образом, основанием для избрания меры пресечения служат сведения об обстоятельствах уголовного дела, которые позволяют предположить возможность нарушения обвиняемым (подозреваемым) своих процессуальных обязанностей. Отдельные из этих обстоятельств могут представлять собой установленные факты ненадлежащего поведения обвиняемого или подозреваемого (попытка скрыться с места жительства, уничтожить уличающие документы, угрозы свидетелям), другие могут характеризовать личность обвиняемого или подозреваемого (прошлая судимость, наличие или отсутствие постоянного места жительства и работы, злоупотреблением алкоголем или наркотикам и т.п.), третьи могут быть связаны с квалификацией предъявленного обвинения (имеет значение тяжесть инкриминируемого преступления, возможность назначения за него лишения свободы, максимально возможный срок лишения свободы).
Поскольку вывод о необходимости конкретной меры пресечения имеет характер прогноза, то его правомерность зависит от достоверности положенных в его основу сведений и от правильности оценки. Факты, свидетельствующие о противодействии обвиняемого следствию и суду, о личности обвиняемого и его намерениях, могут быть установлены с помощью как доказательств, так и данных оперативно-розыскного характера. В случаях, указанных в законе[1], возможность ненадлежащего поведения обвиняемого (подозреваемого) презюмируется без каких-либо подтверждающих ее данных. Предполагается, что тяжесть инкриминируемого преступления и серьезность грозящего наказания могут побудить лицо скрыться или помешать установлению истины по делу. В подобной ситуации одна из мер пресечения – заключение под стражу – применяется по мотивам лишь одной опасности преступления.
Применяет меру пресечения то должностное лицо или орган, в производстве которого находится уголовное дело, поскольку именно на него возложена ответственность за всестороннее, полное, объективное и своевременное исследование обстоятельств дела. При этом лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд выносят мотивированное постановление, а суд – определение, содержащее указание на преступление, в котором подозревается или обвиняется конкретное лицо, и основания для избрания меры пресечения. Те же органы и лица вправе отменить меру пресечения, когда в ней отпадает необходимость, или изменить ее на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела[2].
При разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, а также об избрании той или иной из них, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд учитывают тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.
Тяжесть предъявленного обвинения определяется с учетом категорий преступлений в Уголовном кодексе (ст. 15 УК РФ). Учитывается субъективная сторона преступления, роль обвиняемого в преступлении, если оно совершено в соучастии, характер и размер вреда, причиненного преступлением, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Личность обвиняемого, подозреваемого, характеризуемая в социальном плане, степень ресоциализации, наличие судимости, признание особо опасным рецидивистом и пр. влияют на выбор вида меры пресечения. Принимается во внимание род занятий лица, его профессия, источники существования. Несовершеннолетие или престарелый возраст обвиняемого, как правило, препятствуют применению заключения под стражу. Наличие тяжелого заболевания обвиняемого, его инвалидность может препятствовать применению строгих мер пресечения как по причине нецелесообразности, так и из соображений гуманности. Семейное положение обвиняемого подлежит учету потому, что применение меры пресечения может повлечь тяжелые последствия для лиц, которых содержит обвиняемый, или оставление его детей без присмотра. Заключение под стражу, как правило, не применяется к беременным женщинам, кормящим матерям, одиноким матерям, многодетным родителям. Другие обстоятельства могут относиться как к содержанию обвинения, так и к личности обвиняемого[3].
3. Виды мер пресечения
Закон предусматривает следующие виды мер пресечения:
1) подписка о невыезде,
2) личное поручительство,
3) поручительство общественной организации,
4) заключение под стражу,
5) залог,
6) наблюдение командования воинской части,
7) отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а также под надзор администрации закрытых детских учреждений, если несовершеннолетний там воспитывается (ст. 93-96, 99, 394УПК).
При разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, а также избрании той или иной из них, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд (судья) учитывают помимо обстоятельств, которые могут послужить основанием для решения о применении меры пресечения (ст. 89 УПК), также тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.
Избранная мера пресечения должна быть соразмерна тем целям, которые ставятся при избрании меры пресечения конкретному подозреваемому или обвиняемому. Поэтому закон дает возможность выбора мер пресечения, указывая их виды от менее к более строгим.
Подписка о невыезде. Подписка о невыезде состоит в отобрании у обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не отлучаться с места жительства или временного нахождения без разрешения лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (ст. 93 УПК). Местом временного нахождения лица будет пункт его пребывания вне постоянного места жительства (нахождение в длительной командировке, на учебе, лечении и т. д.).
Эта мера пресечения может быть применена в отношении подозреваемого или обвиняемого в преступлении, не представляющем большой общественной опасности, а также при отсутствии оснований опасаться, что, оставаясь на свободе, он скроется от органов, ведущих расследование, суда или воспрепятствует установлению истины. В самой подписке указывается место жительства или временного пребывания, с которого обвиняемый не может отлучаться без разрешения.
Нарушение подписки может при определенных условиях повлечь более строгую меру пресечения, о чем обвиняемый ставится в известность. В подписке указывается время, на которое она избирается.
Нецелесообразно применение этой меры пресечения в отношении лиц, трудовая деятельность которых связана с длительными разъездами (шофер на загранрейсах, проводник поездов дальнего следования, дипкурьер и т. п.). Подписка о невыезде практически неприменима к военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении. Они не имеют возможности оставить воинскую часть без разрешения командования, а стало быть, и самостоятельно явиться по вызову. Нельзя применить подписку о невыезде и в отношении лиц, не имеющих постоянного места жительства. Подписка о невыезде одна из наиболее часто применяемых мер пресечения.
Подписку о невыезде следует отличать от подписки о явке к следователю или в суд, которая мерой пресечения не является, а заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову и сообщать о перемене места жительства[4].
Личное поручительство. Личное поручительство состоит в принятии на себя заслуживающими доверия лицами (не менее двух) письменного обязательства о том, что они ручаются за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (ст. 94 УПК).
Эта мера пресечения применяется по ходатайству поручителей или с их согласия. Они могут и отказаться от поручительства.
Избирая эту меру пресечения, следователь или суд должен доверять поручителям, а те в свою очередь - тому, за кого ручаются. Они должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведение и его явку по вызовам следователя, суда. Поручителям сообщается о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения и об ответственности в случае совершения обвиняемым действий, для предупреждения которых избрана эта мера пресечения. В этом случае на каждого поручителя по определению суда может быть наложено денежное взыскание (ст. 232 УПК). К ним могут быть применены и меры общественного воздействия. Вопрос о направлении материалов в отношении поручителей в суд или на рассмотрение общественности решает орган, в производстве которого находится уголовное дело, с учетом конкретных обстоятельств, личности поручителей, тяжести последствий, которые наступили ввиду невыполнения поручителем своих обязательств.
Поручительство общественной организации состоит в выдаче ею письменного обязательства о том, что общественная организация (профсоюзная, кооперативная либо трудовой коллектив) ручается за надлежащее поведение и явку обвиняемого (подозреваемого) по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора и суда (ст. 95 УПК).
Поручительство общественной организации. По своей сущности общественное поручительство не отличается от личного.
Разница лишь в том, что в этом случае в качестве поручителей выступают общественная организация или трудовой коллектив. Решение о поручительстве принимается на правомочном собрании членов организации или трудового коллектива (не менее 2/3 членов общественной организации), если за поручительство голосовало большинство участников собрания. Такое решение вправе принять и выборный орган общественной организации. Правовым документом, подтверждающим решение коллектива, общественной организации, является протокол общего собрания (заседания выборного органа). Протокол проверяется следователем и приобщается к уголовному делу. Об удовлетворении или отклонении ходатайства выносится мотивированное постановление, о чем сообщается общественному поручителю.
Общественная организация, дающая поручительство, должна быть поставлена в известность о существе дела, по которому избрана данная мера пресечения. Она вправе отказаться от своего поручительства.
Общественная организация не несет ответственности, если обвиняемый (подозреваемый) совершит действия, для предотвращения которых избрана эта мера пресечения. Но каждый факт нарушения общественного поручительства должен быть предметом общественного обсуждения[5].
Заключение под стражу. Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, состоящая в лишении свободы обвиняемого (подозреваемого), подсудимого (ст. 96-98 УПК). Ее применение представляет собой самое острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22) прав и свобод человека и гражданина РФ. В Международном пакте о гражданских и политических правах установлено, что никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей.
Никто не должен быть лишен свободы иначе как на том основании и в соответствии с такой процедурой, которая установлена законом.
Арестованный, подозреваемый или обвиняемый изолируется от общества, содержится в специально охраняемом помещении с соблюдением установленного режима. Поэтому применение меры пресечения содержания под стражей обусловлено определенным сроком и особыми условиями. За заведомо незаконный арест виновные несут предусмотренную уголовным законом ответственность (ст. 178 УК).
Согласно ст. 22 Конституции РФ мера пресечения содержание под стражей допускается только по судебному решению. Но до приведения уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией РФ сохраняется прежний порядок ареста и содержания под стражей (ч. 2 п. 6 разд. 2 Конституции), т. е. сохраняют свое действие существующая процедура, процессуальные правила избрания этой меры пресечения. В стадии предварительного расследования арест производится с санкции прокурора, а в судебных стадиях - по судебному решению. Однако законодатель уже сейчас применение заключения под стражу в качестве меры пресечения и продление срока содержания под стражей поставил под судебный контроль (ст. 220 - 220 УПК).
Заключение под стражу применяется по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше одного года (применение этой меры пресечения в таком случае крайне редко).
Основания для избрания данной меры пресечения должны быть тщательно проверены, учтена личность, род занятий, возраст, состояние здоровья обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства. При совершении наиболее тяжких преступлений, перечисленных в ч. 2 ст. 96 УПК, заключение под стражу в качестве меры пресечения может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления. Фактически учитывается не только это, но и то, что в этом случае всегда есть основание полагать, что обвиняемый скроется от следствия и суда или будет заниматься преступной деятельностью, или препятствовать установлению истины.
При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях (ст. 96 УПК). В этом важная гарантия того, что применение столь строгой меры пресечения будет обоснованным, а в отношении несовершеннолетних станет возможным лишь в исключительных случаях, если необходимость ареста вызывается тяжестью совершенного преступления и имеются основания, указанные в ст. 91, 96, 122 УПК (ст. 393 УПК).
Право санкционировать арест принадлежит прокурорам, перечисленным в ч. 4 ст. 96 УПК. К ним относятся прокуроры, возглавляющие прокуратуры, начиная от Генерального прокурора РФ до районных и городских прокуроров, и заместители прокуроров, действующие на правах прокуроров областей.
Грубым нарушением закона признается как необоснованный арест, так и оставление обвиняемого на свободе, когда заключение под стражу является необходимой мерой, обеспечивающей выполнение требований ст. 89 УПК. Ответственность за это несут как прокурор, решивший вопрос о санкции, так и должностные лица, производящие расследование.
Конституционные гарантии прав личности и эффективность уголовного судопроизводства требуют строгого соблюдения установленных законом сроков содержания обвиняемых (подозреваемых) под стражей (ст. 97, 90 УПК).
Содержание под стражей обвиняемого не может продолжаться более двух
месяцев. Прокурор района, городской прокурор и приравненные к ним прокуроры в случае невозможности закончить расследование и при отсутствии оснований для изменения меры пресечения могут продлить этот срок до трех месяцев. Дальнейшее продление срока может быть осуществлено лишь ввиду особой сложности дела прокурором области, края, республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа или приравненным к ним прокурором до шести месяцев. Генеральному прокурору Российской Федерации и его заместителям предоставлены полномочия по продлению сроков содержания под стражей обвиняемых лишь в исключительных случаях по делам о тяжких преступлениях. Генеральный прокурор имеет право продлить срок содержания обвиняемых под стражей до полутора лет, а его заместители - до одного года
Вопрос о содержании обвиняемых под стражей на срок свыше одного года предварительно рассматривается на коллегии Генеральной прокуратуры РФ.
Дальнейшее продление срока не допускается, содержащийся под стражей обвиняемый подлежит немедленному освобождению.
Если мера пресечения избрана в отношении подозреваемого, то ему должно быть предъявлено обвинение не позднее десяти суток с момента ее применения или с момента его задержания. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения отменяется.
Материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения предельного срока содержания под стражей.
Время ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела при исчислении срока содержания под стражей в качестве меры пресечения не учитывается. Это правило установлено для того, чтобы следователь, прокурор не ограничивали время ознакомления обвиняемого и его защитника с делом ввиду окончания срока содержания под стражей.
При возвращении судом на новое расследование дела, по которому срок содержания обвиняемого под стражей истек, а по обстоятельствам дела мера пресечения в виде содержания под стражей изменена быть не может, продление срока содержания под стражей производится прокурором, осуществляющим надзор за следствием, - в пределах одного месяца с момента поступления к нему дела.
Дальнейшее продление указанного срока производится с учетом времени пребывания обвиняемого под стражей до направления дела в суд в порядке и пределах, установленных ст. 97 УПК.
В срок содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения в период дознания или предварительного следствия включается время фактического нахождения лица под стражей с момента задержания в порядке ст. 122 УПК и до направления прокурором дела в суд.
В этот срок, таким образом, включается срок (пять суток) с момента передачи дела следователем прокурору или его заместителю с обвинительным заключением до передачи дела прокурором или его заместителем в суд (ст. 214 УПК). В срок содержания под стражей включается также время нахождения обвиняемого или подозреваемого в психиатрическом лечебном учреждении при производстве судебно-психиатрической экспертизы (ст. 188 УПК): время нахождения лица под стражей до прекращения или приостановления уголовного дела, если было отменено постановление о прекращении дела или дело было возобновлено.
Начальник места предварительного заключения обязан не позднее семи суток до истечения срока содержания под стражей письменно уведомить об этом должностное лицо или орган, в производстве которого находится дело, а также прокурора, осуществляющего надзор за соблюдением законности в местах предварительного заключения.
О продлении срока содержания под стражей следователь или лицо, производящее дознание, выносят соответствующее постановление и направляют его прокурору, который свое согласие выражает резолюцией на постановлении следователя. Правильной представляется практика, когда прокурор свое решение облекает в форму мотивированного постановления, поскольку здесь речь идет об ограничении важнейшего конституционного права гражданина на свободу.
В ряде случаев для применения заключения под стражу в качестве меры пресечения требуются особые гарантии неприкосновенности. Вопрос о задержании, аресте депутата Совета Федерации или депутата Государственной Думы решается по представлению генерального прокурора РФ соответствующей палатой Федерального собрания (ст. 98 Конституции РФ, ст. 18 Закона о статусе депутата. Судья не может быть заключен под стражу без согласия соответствующей квалификационной коллегии судей. Заключение судьи под стражу допускается не иначе как с санкции Генерального прокурора РФ или лица, исполняющего его обязанности, либо решением суда (ст. 16 Закона о статусе судей в РФ).
Заключение под стражу является единственной мерой пресечения, которая засчитывается в срок назначенного судом наказания.
Орган дознания, следователь, прокурор и суд обязаны при наличии у арестованного несовершеннолетних детей, оставшихся без надзора, передать их на попечение родственникам, другим лицам или учреждениям. Они должны также принять меры по охране его жилища и имущества, о чем уведомить заключенного.
О применении заключения под стражу выносится мотивированное постановление (судом - определение), в котором указываются, в каком преступлении обвиняется или подозревается лицо, и основания для избранной меры пресечения. Постановление (определение) объявляется арестованному. Оно составляется в четырех экземплярах: один приобщается к делу, другой – к наблюдательному производству, а остальные направляются вышестоящему прокурору и начальнику места предварительного заключения.
С постановлением об избрании меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого вправе знакомиться и защитник, который принял на себя обязанность оказывать помощь своему подзащитному. Защитник обязан использовать все указанные в законе средства и способы защиты, направленные на смягчение участия подозреваемого или обвиняемого, в том числе ходатайствовать об отмене или изменении избранной меры пресечения, а также обжаловать решение прокурора об избрании меры пресечения вышестоящему прокурору (ст. 220 УПК).
Обжалование в суд ареста или продления срока содержания под стражей. В ст. 33 Декларации прав и свобод человека и гражданина арестованный и его защитник имеют право обжаловать в суд незаконно избранную, по их мнению, меру пресечения. Процедура обжалования и судебного рассмотрения жалобы на незаконное и необоснованное заключение под стражу или продление срока содержания под стражей предусмотрена ст. 220 и 220 УПК.
Жалоба приносится в суд лицом, содержащимся под стражей, его защитником или законным представителем непосредственно либо через лицо, производящее дознание, следователя или прокурора.
Администрация места содержания лица под стражей по получении адресованной суду жалобы этого лица на арест или продление срока содержания под стражей обязана немедленно и, во всяком случае, не позднее двадцати четырех часов с момента ее получения направить жалобу в соответствующий суд с уведомлением о том прокурора.
Лицо, производящее дознание, следователь и прокурор обязаны в течение двадцати четырех часов направить в суд поступившую жалобу вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность применения заключения под стражу в качестве меры пресечения или продления срока содержания под стражей, а при необходимости - также и со своими объяснениями. В случае если жалоба была принесена через администрацию места содержания под стражей, прокурор обязан направить в суд указанные материалы и объяснения в течение двадцати четырех часов с момента получения от администрации места содержания лица под стражей уведомления о подаче этим лицом жалобы.
Принесение жалобы впредь до ее разрешения не приостанавливает действие постановления о применении заключения под стражу в качестве меры пресечения и не влечет освобождения лица из-под стражи, если это не найдет нужным сделать лицо, производящее дознание, следователь или прокурор.
Судебная проверка законности и обоснованности применения этой меры пресечения, а равно и продления срока содержания под стражей производится судьей по месту содержания лица под стражей, но, во всяком случае, не тем судьей, который будет рассматривать дело по существу с тем, чтобы вынесение решения не влияло на внутреннее убеждение суда о доказанности вины обвиняемого.
Судья проверяет законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей не позднее трех суток со дня получения материалов, подтверждающих законность и обоснованность этой меры пресечения.
Судебная проверка производится в закрытом заседании с участием прокурора, защитника, если он участвует в деле, а также законного представителя лица, содержащегося под стражей. Судья вызывает в заседание арестованного. Неявка без уважительных причин сторон, своевременно извещенных о дне рассмотрения жалобы, не препятствует судебной проверке.
Судебная проверка в отсутствие арестованного допускается лишь в исключительных случаях, когда он ходатайствует о рассмотрении жалобы в его отсутствие либо по собственной инициативе отказывается от участия в заседании.
В начале заседания судья объявляет, какая жалоба подлежит рассмотрению, представляется явившимся на заседание лицам, разъясняет им права и обязанности. Затем заявитель, если он участвует в рассмотрении жалобы, обосновывает ее, после чего заслушиваются другие явившиеся на заседание лица.
В результате судебной проверки судья выносит одно из следующих постановлений: 1) об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу и об освобождении лица из-под стражи; 2) об оставлении жалобы без удовлетворения.
В случае если в заседание не представлены материалы, подтверждающие законность и обоснованность ареста или продления срока содержания под стражей, судья выносит постановление об отмене этой меры пресечения и об освобождении лица из-под стражи.
Постановление судьи должно быть мотивированным. Судья вправе одновременно с вынесением постановления об отмене меры пресечения в виде заключения под стражу избрать любую другую предусмотренную вагоном меру пресечения.
Копия постановления судьи направляется прокурору и заявителю, а в случае принятия решения об освобождении лица из-под стражи - также по месту содержания заключенного под стражей для немедленного исполнения. Если арестованный участвует в заседании, он в указанном случае освобождается судьей из-под стражи немедленно в зале судебного заседания.
Если жалоба оставлена без удовлетворения, повторное рассмотрение судьей жалобы того же лица по тому же делу в порядке, предусмотренном ст. 220 УПК, допускается, если заключение под стражу в качестве меры пресечения было вновь избрано после ее отмены или изменения лицом, производящим дознание, следователем или прокурором.
Залог. Залог составляют деньги или ценности, вносимые в депозит суда обвиняемым, подозреваемым либо другим лицом или организацией для обеспечения явки обвиняемого, подозреваемого по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (ст. 99 УПК). Постановление об избрании этой меры пресечения должно быть санкционировано прокурором.
Сумма залога определяется органом, избравшим эту меру пресечения, в соответствии с обстоятельствами дела. Ее могут внести кроме обвиняемого (подозреваемого) его родственники, друзья, организации. При внесении залога залогодатель должен быть поставлен в известность о сущности дела, по которому избрана данная мера пресечения. О принятии залога составляется протокол, копия которого вручается залогодателю.
В случае уклонения обвиняемого (подозреваемого) от явки по вызову лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда, внесенный залог обращается в доход государства определением суда, вынесенным в порядке, предусмотренном ст. 323 УПК.
Залог как мера пресечения возможен только на добровольных началах.
Залогодатель вправе отказаться от примененной меры пресечения при определенных условиях (предстоящий выезд за границу, призыв в армию и т. д.).
Наблюдение командования воинской части. Наблюдение командования воинской части - мера пресечения, которая применяется только в отношении обвиняемых (подозреваемых), являющихся военнослужащими, и состоит в принятии мер, предусмотренных уставом Вооруженных Сил, для того, чтобы обеспечить надлежащее поведение и их явку по вызовам лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда (ст. 100 УПК).
Данная мера пресечения практически применяется лишь в отношении военнослужащих срочной службы, которые обычно находятся на казарменном положении. На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или лиц суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул, не могут отлучаться из подразделения без разрешения командования, лишаются увольнения в городской отпуск.
О применении данной меры пресечения лицо, производящее дознание, следователь, прокурор выносят постановление, а суд - определение. При этом согласия командования воинской части не требуется.
В постановлении излагается существо дела, по которому избрана данная мера пресечения. Получив постановление, командование в письменной форме сообщает органу, избравшему эту меру пресечения, об установлении наблюдения.
В законе не сказано об ответственности командования воинской части за невыполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по наблюдению, но этот вопрос может решаться исходя из положений уставов Вооруженных Сил.
Отдача несовершеннолетнего под присмотр родителей, опекунов, попечителей, а воспитывающихся в закрытых детских учреждениях - под надзор администрации этих учреждений. Эта мера пресечения состоит в принятии на себя кем-либо из указанных лиц письменного обязательства обеспечить явку несовершеннолетнего к следователю и в суд, а также его, надлежащее поведение.
Указанная мера пресечения применяется по просьбе или с согласия родителей, опекунов, попечителей. От руководителей закрытых детских учреждений (приемников-распределителей, спецшкол и пр.) согласия не требуется, они не вправе отказаться от поручения.
В постановлении следователя или определении суда об отдаче под присмотр указываются существо обвинения и основания избрания меры пресечения. О принятии под присмотр дается подписка, в которой берущий на себя обязательство обеспечить условия, при которых несовершеннолетний будет вести себя надлежащим образом, с тем, чтобы цель меры пресечения была достигнута.
Родителю, опекуну, попечителю разъясняются характер преступления, в котором обвиняется или подозревается несовершеннолетний, а также ответственность за невыполнение взятого обязательства. Каждый из них может отказаться от дальнейшего его исполнения.
В случае нарушения принятой на себя обязанности родители, опекуны, попечители несут ответственность в соответствии с ч. 2 ст. 94 УПК. Эта мера не применяется к представителям администрации закрытых детских учреждений, являющихся должностными лицами. В зависимости от характера нарушения принятого обязательства, его последствий они могут нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность[6].
4. Процессуальный порядок избрания, отмены и изменения меры пресечения
При разрешении вопроса о необходимости применить меру пресечения, а также об избрании той или иной из них, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор, суд учитывают тяжесть предъявленного обвинения, личность подозреваемого или обвиняемого, род его занятий, возраст, состояние здоровья, семейное положение и другие обстоятельства.
Изменение обстоятельств может вызвать изменение или отмену избранной меры пресечения. Особенно важно выяснять и учитывать эти обстоятельства при применении меры пресечения в виде заключения под стражу[7].
Любая мера пресечения имеет строго целевое назначение. Она отменяется, когда в ней отпадает дальнейшая необходимость, или заменяется на более строгую или более мягкую, когда это вызывается обстоятельствами дела. Отмена или изменение меры пресечения производится мотивированным постановлением лица, производящим дознание, следователя или прокурора, постановлением судьи, а в судебном заседании - мотивированным определением суда[8].
Отмена или изменение меры пресечения, избранной по указанию прокурора, допускается в стадии предварительного расследования только с санкции прокурора (ст. 101 УПК) или судом.
В случае дачи прокурором письменного указания об отмене или изменении меры пресечения оно должно быть немедленно исполнено лицом, производящим расследование (ст. 211, 212 УПК).
Мера пресечения, избранная судом при направлении дела на дополнительное расследование, не связывает следователя при производстве следствия. Исходя из конкретных обстоятельств дела, следователь вправе как отменить, так и изменить избранную судом меру пресечения.
Мера пресечения отменяется во всех случаях прекращения уголовного дела, оправдания подсудимого либо постановления обвинительного приговора с условным осуждением, с отсрочкой исполнения приговора несовершеннолетнему, без назначения наказания или с освобождением от наказания.
Постановление об отмене или изменении меры пресечения объявляется обвиняемому, а в случаях, предусмотренных ст. 94, 95, 99, 100, 394 УПК, также поручителям, залогодателям, командованию воинской части, родителям, опекунам, попечителям или администрации детского учреждения.
При этом ему также вручается копия данного документа, разъясняется сущность применяемой меры пресечения, связанные с ней обязанности обвиняемого (подозреваемого), а также последствия их невыполнения. В частности, должна быть разъяснена возможность изменения меры пресечения на более строгую (ст. 92, 93 УПК РФ)[9].
В случае незаконного применения заключения под стражу в качестве меры пресечения причиненный гражданину ущерб возмещается государством в полном объеме[10].
Заключение
Меры пресечения как вид мер уголовно-процессуального принуждения носят превентивный характер. Это проявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваны предупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельность лиц, к которым они могут применяться.
Меры пресечения имеют уголовно-процессуальную природу и не могут рассматриваться как наказание лица за совершение преступления. Они применяются к лицам, еще не признанным виновными. Если мерам пресечения и присуще принуждение, то в отличие от наказания оно не служит элементом кары. Меры пресечения не имеют целью исправление и перевоспитание обвиняемых, тогда как уголовное наказание данную цель преследует.
Применение меры пресечения при наличии тому оснований – не только право, но и обязанность лица, производящего дознание, следователя, прокурора, суда. Мера пресечения должна быть назначена, если есть достаточные данные о том, что обвиняемый (подозреваемый) может скрыться.
Меры пресечения всегда имеют принудительный характер, даже в том случае, когда они избраны по ходатайству обвиняемого.
Меры пресечения различают по степени строгости. При этом самой строгой мерой является заключение под стражу, а наименее строгой – подписка о невыезде.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (1993 г.).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М., 1997 год.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2002.
4. Башкатов Л.Н., Ветрова Г.Н., Донценко АД., Зажицкий В.И., Шестаков В.И. Уголовный процесс / Под ред. Проф. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002.
5. Громов Н.А., Пономаренков В.А., Францифоров Ю.В. Уголовный процесс России: Учебник. М.: Юрайт-М, 2003.
6. Карнаухов С.С. Сборник по вопросам уголовного процесса. М.: ЮРАЙТ, 2004.
7. Коваленко Н.И., Кулагин Е.В. Уголовный процесс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2003.
8. Колпачный В.Д. Уголовно-процессуальное право. М.: ЛИГА-ПРЕСС, 2003.
9. Павлова О.П. Уголовный процесс Российской Федерации. М.: НОРМА, 2004.
10. Никитин Е. Правовая защита граждан от несанкционированного проникновения в их частную жизнь // Защита информации, №4, 2003.
11. Рогов Т.Ю. Уголовное процессуальное право. М.: «Юристъ», 2003.
12. Уголовное процессуальное право / Под ред. Б.И. Козлова. М.: «Юристъ», 2003.
13. Уголовное процессуальное право. Учебник под ред. И. В. Шмарова. М.: «ИНФРА-М», 2003.
14. Ульянова Л.Т. Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: ИНФРА-М, 1997.
15. Фаддеева Т.А. Уголовный процесс Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003.
[1] См.: ст. 96 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.
[2] Башкатов Л.Н., Ветрова Г.Н., Донценко АД., Зажицкий В.И., Шестаков В.И. Уголовный процесс / Под ред. Проф. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 147-149.
[3] Уголовное процессуальное право. Учебник под ред. И. В. Шмарова. М.: «ИНФРА-М», 2003. С. 127.
[4] Фаддеева Т.А. Уголовный процесс Российской Федерации. М.: Юристъ, 2003. С. 102-103.
[5] Ульянова Л.Т. Уголовный процесс / Под ред. К.Ф. Гуценко. М.: ИНФРА-М, 1997. С. 90-91.
[6] Коваленко Н.И., Кулагин Е.В. Уголовный процесс Российской Федерации. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 29-30.
[7] Карнаухов С.С. Сборник по вопросам уголовного процесса. М.: ЮРАЙТ, 2004. С.153.
[8] Рогов Т.Ю. Уголовное процессуальное право. М.: «Юристъ», 2003. С. 383.
[9] Башкатов Л.Н., Ветрова Г.Н., Донценко АД., Зажицкий В.И., Шестаков В.И. Уголовный процесс / Под ред. Проф. А.И. Долговой. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М), 2002. С. 149.
[10] Павлова О.П. Уголовный процесс Российской Федерации. М.: НОРМА, 2004. С. 115.