Содержание
1. Культура Киевской Руси................................................................................ 3
2. Магия в первобытной культуре..................................................................... 8
Список литературы........................................................................................... 13
1. Культура Киевской Руси
Культура народа неразрывно связана с его историей. Отправным моментом развития русской культуры (возникшей на основе культуры восточнославянской) является эпоха возвышения городов (IX–X вв.), ставших сначала центрами союзов племен, а затем основой первых русских государств – земель-волостей.
Славяне издревле были земледельческим народом. В южной части ареала их расселения было распространено пашенное земледелие. Основным орудием труда были соха и плуг. Выращивались пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. В северных лесистых районах восточнославянской территории долгое время сохранялось подсечно-огневое земледелие. О развитости земледелия свидетельствуют частые находки при археологических раскопках железных наральников (наконечников для сох), мотыг, серпов, кос и прочего сельскохозяйственного инвентаря. Об уровне земледелия у славян красноречиво говорит тот факт, что в языке соседей славян, венгров, сравнительно поздно перешедших от кочевого скотоводства к оседлому образу жизни, вся земледельческая терминология заимствована из славянских языков.
Среди огородных культур самой популярной в Древней Руси была репа. Она заменяла в рационе средневекового человека нишу современной картошки. Кроме того, имели широкое распространение капуста, лук, чеснок, хмель и технические культуры: лен, конопля.
Разводили славяне и скот. Наибольшей популярностью пользовался крупный рогатый скот и свиньи (весьма популярное домашнее животное в средневековой Европе). В меньшей степени был распространен мелкий рогатый скот – овцы и козы. При археологических раскопках найдены останки разнообразной домашней живности – кур, кошек, собак. Лошадь древними славянами использовалась редко, но по мере развития общества и становления государства значение ее в жизни человека сильно возросло: ее использовали в качестве упряжного животного и для верховой езды.
Важной сферой хозяйственной деятельности восточного славянства была охота. Она не только служила подспорьем в хозяйстве земледельца, но имела промысловое значение. На рынках Византии высоко ценились меха бобров, куниц, соболей, белок, привезенные из славянских земель. Меха были одной из основных статей экспорта.
Восточнославянские языки относятся к славянской группе индоевропейской языковой семьи. Считается, что в глубокой древности они составляли некое единство, один язык. Затем восточнославянская ветвь распалась на ряд близких друг другу племенных диалектов. Разница между языком различных племенных объединений была не очень сильна, представитель племени полян вполне мог понимать, например, кривича, но не без труда. С возникновением русского государства возникла потребность в выработке среднего наречия, одинаково понятного для всех племен. Потребность эта была обусловлена необходимостью центральной власти поддерживать связь с регионами. И такой диалект сложился на основании диалекта полян, жителей столичного Киева. В него кроме южных по происхождению слов (таких, например, как «вол», «брехати», «лепый») вошли и много северных («лошадь», «векша», «изба», «обилье»). Этот усредненный диалект, так называемое киевское койне, стал основой древнерусского литературного языка.
Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, по некоторым данным утверждение это не совсем верно. Так, например, болгарский автор Х в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведенные на славянский язык греческие богослужебные книги. С тех пор кириллица распространилась по всему славянскому миру, а после крещения Руси вошла в обиход и восточнославянского населения.
Азбука – не единственное приобретение, которое Русь получила вместе с христианством. Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определен путь развития России на много столетий вперед. Христианство, развивавшееся в одном из самых культурных государств средневекового мира – Византии, вобрало в себя огромный потенциал, унаследовав достижения многих цивилизаций. Эта религиозная система по многим параметрам превосходила традиционное славянское язычество. Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви» (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, Василия Великого), жития святых. Книги эти были написаны в основном на древнеболгарском языке. Болгария приняла христианство раньше, чем Русь, и к концу Х в. там было сделано большое количество переводов необходимой в церковном обиходе литературы. Этот язык, (который часто именуется церковнославянским) хотя и отличался от древнерусского весьма существенно, но был хорошо понятен русским читателям. Он стал официальным языком богослужения в русской православной церкви и оказал огромное влияние на литературный язык Древней Руси.
Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы – «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион, оратор, писатель, церковно-политический деятель.
Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Именно его стараниями бы возведен на киевскую кафедру митрополит Иларион. Ярослав организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе первую русскую библиотеку. Большое внимание князь уделял развитию православия на Руси. При нем были канонизированы первые русские святые – князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Культ святых Бориса и Глеба активно пропагандировался и имел важное политическое значение для своего времени: по мнению академика Д. С. Лихачева, он призван был укрепить единство Руси. Кроме того, культ способствовал возвеличиванию и самого Ярослава, т. к. он приходился братом «невинно убиенным» князьям и выступал как мститель за них. С подачи и под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространенные в общественном сознании Древней Руси.
Больших высот достигла в Х–XI вв. архитектура. Ее развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви – строились прежде всего храмы. Самая первая кирпичная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г.
На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма. Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмы этого типа называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма, перекрещиваясь, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.
Еще вчера языческая, а ныне соперничающая с самой Византией в вопросах веры Русь остро нуждалась в монументальном подтверждении своего высокого статуса. Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю-Царьграду. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится величественный Софийский собор (1037 г.).
В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура уже с первых шагов своего развития обнаруживает заметные черты своеобразия, это проявилось и двоеверии – причудливом сплаве, который образовало греческое православие и славянское язычество, и в многоглавии первых русских соборов, и в эпосе, и в самом строе повседневной жизни, оставшемся неизменным у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры, питавшей своими корнями зарождавшуюся культуру русскую, позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития[1].
2. Магия в первобытной культуре
Само определение магии во многом спорно. Один из самых талантливых магов и оккультистов ХХ века, Алистер Кроули, дает такое определение: «Магия - это наука и искусство вызывать изменения для вступления в соответствие с Желанием»[2].
С. Каннингем, специалист по кельтской магии и колдовству, предлагает следующее определение: «Магия - это управление естественными энергиями для произведения необходимых эффектов, это контроль над своей жизнью, взятый в собственные руки»[3].
Магия - это обряды, связанные с верой в способность человека сверхъестественным путем воздействовать на людей, животных, явления природы, а также на воображаемых духов и богов[4].
Человек издревле был окружен внешним миром, который постоянно показывал к человеку свое враждебное отношение. Поэтому человек всегда искал (и ищет до сего времени) защиты от внешних воздействия, а где их можно найти, кроме как в своем внутреннем мире. Именно поэтому образовалось такое понятие, как «магия». В моем понимании, магия - это воздействие на окружающий мир при помощи внутренних сил, заложенных в человеке. Магия - это не обязательно обряд, хотя именно через обряд легко реализуется внутренний потенциал человека. Обряд - это ключ к внутренним ресурсам, поэтому многие прибегают к нему, чтобы легче достичь тех результатов, которые необходимы магу.
В период первобытности человек не выделял магию как нечто сверхъестественное, считая ее нормальным явлением жизни и природы. Он принимал ее как должное, ставил в один ряд с другими явлениями - рождением детей, дождем, сменой времен года.
Как же появилась магия? Как уже было сказано, для первобытных людей магия была частью жизни, причем не просто частью жизни, занятием или профессией, но способом существования. В ее основу были положены два постулата. Первое: желаемого результата можно достичь, имитируя его. Второе: вещи, находившиеся однажды в контакте, могут влиять друг на друга и после того, как их разъединили, как если бы контакт между ними все еще сохранялся. Своими действиями маг может контролировать силы природы для собственной выгоды и в ущерб своим врагам. Для этого он использует магические обряды, заклинания, различные предметы, которым придается таинственная способность влиять на события. Именно из таких предметов позже разовьются амулеты, талисманы, обереги. Несложно проследить связь их с таким интересным явлением, как фетишизм. В сознании первобытного человека не было четких границ между различными явлениями, и порой трудно отделить магию от, скажем, культа предков или почитания тотема. Считается, что вера в магию предшествовала религии или поклонению богам, и это явления появилось одновременно с возникновением человека. Самая важная функция магии в первобытном обществе - ее использование для контроля над природой ради блага племени. В соответствующее время магия должна побуждать идти дождь, светить солнце и дуть ветер. Считается, что существование и процветание племени полностью зависит от должного выполнения этой функции. Соответственно, в первобытных племенах колдуны, исполняющие роль творцов погоды, являются исключительно важными личностями, они нередко становятся вождями племени. Впрочем, если какая-то неудача в их мастерстве вызовет недовольство народа, они легко могут поплатиться жизнью. В первобытном земледелии следует отметить магическое значение игр. Игра и магическое действие взаимно дополняют друг друга. При этом в игре (если рассматривать ее как ритуал) может принять участие любой член племени, тогда как собственно магическое действие - прерогатива специалиста.
Первобытную магию можно разделить на два типа. Это имитационная, или гомеопатическая магия, и контагиозная, или симпатическая. Контагиозная магия предполагает, например, существование связи между человеком и отделенными от него частями тела - зубами, волосами, ногтями. Чтобы навредить человеку, колдун стремится добыть какую-нибудь часть тела человека или что-то, находившееся в соприкосновении с ней - капли пота, слюны, остатки его еды, а уж кровь человека во все времена считалась сильнейшим магическим реагентом. Добытые предметы обычно уничтожаются в сопровождении обряда, призывающего силы природы и духов предков убить или покалечить врага, столь неосмотрительно позволившего колдуну завладеть этими предметами. При подобных обрядах часто используется след человека, поэтому у многих племен по сей день принято уничтожать свои следы, если приходится передвигаться по вражеской территории. Отсюда же происходят и сохранившиеся у многих народов (давно миновавших первобытную стадию развития) обычай закидывать куда-нибудь подальше выпавший молочный зуб ребенка, часто с пожеланием мышке, ящерке или еще какому-нибудь мелкому животному взять зуб себе и дать ребенку взамен новый, крепкий зуб. Самый распространенный пример гомеопатической, или имитационной, магии - практика создания магической фигурки человека, которому колдун желает навредить. Разрезая, прокалывая или как-то иначе повреждая фигурку, он считает, что наносит вред своему врагу, которого фигурка олицетворяет. Нередко у первобытных племен владеющий секретом изготовления таких фигурок колдун за определенную плату помогает своим соплеменникам расправляться с соперниками. Как правило, этот вид магии употребляется исключительно для нанесения вреда. Считается, что изготовление восковых фигурок и причинение им вреда - основное занятие колдунов, практикующих Вуду. Это, да еще столь любимые производителями фильмов ужасов ожившие мертвецы зомби, вот, пожалуй, и все, что возникает в памяти при слове «Вуду» у среднего человека. На самом деле, Вуду - это смесь религии и колдовской системы, основанная на культе предков и возникшая на острове Гаити во времена колониального рабства.
Древние люди были особыми. Сейчас мы утеряли их культурное наследие, ибо прогресс погубил в нас связь с окружающим. Именно эта связь с окружающим миром помогала древнему человеку выжить в этом же самом мире. Однако воздействовал он на окружающий мир именно с помощью своих внутренних сил, которые и использовали связь с внешним миром. Древний человек органично вписывался в мир, который он населял, но потом утратил эту способность, отчего утратил свои магические способности.
Итак, как я предполагаю, практически все древнейшие люди владели теми или иными магическими способностями, которые зависели только от открытого в их обществе внутреннего потенциала, ведь одни общества могли открыть больше своих внутренних возможностей, другие же меньше. Практически все проявления культуры таких людей можно считать также и магическими проявлениями. Например, рисунки на стенах пещер наверняка не были просто упражнениями в художественных навыках, ибо жизнь тогда была намного суровей, чтобы позволить себе тратить время попусту. С помощью рисунка древний человек открывал свой потенциал и воздействовал на внешний мир тем или иным способом.
Что же тогда говорить о таких грандиозных проявлениях древней культуры, как Стоунхендж, египетские пирамиды и пирамиды майя и ацтеков, плато Наска, истуканы острова Пасхи и др. Многочисленные курганы, менгиры, дольмены, разбросанные по всему миру, свидетельствуют только о магических способностях тех, кто их строил, или, по крайней мере, тех, кто управлял строительством, ибо что можно сказать о проявлениях древних, которым нет достойного объяснения в наше время. Свои магические способности человек проявлял через то, что он творил, ибо в основе своей магия - вещь созидающая.
Итак, возникновение магии я отношу к враждебности внешнего мира по отношению к древнему человеку, который нашел в себе силы противостоять этим враждебным воздействиям. Впоследствии с приходом научно-технического прогресса человеку не столь необходимы стали свои внутренние силы, поэтому он постепенно стал забывать об их существовании. Но где-то подсознательно у каждого из нас все еще существует вера в чудесное. Кстати, даже наука есть в какой-то мере один из аспектов магии.
Все древние культуры использовали в своей практике те или иные ритуалы. Как уже было сказано, ритуал - это ключ к высвобождению внутренних сил, заключенных в человеческом существе. Где же находятся эти силы?
Ритуал есть высвобождение внутренних сил для воздействия на внешний мир. Человек утратил способность прямого воздействия, поэтому ему необходим ритуал.
В первобытном мире ритуалы были развиты особенно хорошо. Не было ни одного события, которое не обслуживалось тем или иным ритуалом, который мог быть незначительным, но все же ритуалом. Из древнего мира ритуалы перешли в наш мир, оставшись в каждой религии, даже в мировых. Практически все люди ежедневно совершают ритуалы, даже не задумываясь об этом, ибо все это сидит в их бессознательном. Но теперь эти ритуалы не воздействуют на внешний мир, по крайней мере, не так ярко, ибо связи с внешним миром утеряны, и только в их восстановлении видится мне возвращения магии, как повседневного аспекта человеческой жизни[5].
Список литературы
1. Введение в культурологию. / Под ред. Е.В. Попова. М.: Культура, 1999.
2. Гуревич П.С. Культурология. М.: «Наука», 1996.
3. Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: Издательство «Питер», 2002.
4. Культурология ХХ века. Словарь. / Под ред. А.А.Радугина. М.: Культура, 1997.
5. Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Издательство «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ».
6. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Издательство «Питер», 2002.
[1] Введение в культурологию. / Под ред. Е.В. Попова. М.: Культура, 1999. С. 129-134.
[2] Культурология ХХ века. Словарь. / Под ред. А.А.Радугина. М.: Культура, 1997. С. 109.
[3] Круглова Л.К. Основы культурологии. СПб.: Издательство «Питер», 2002. С. 98.
[4] Советский энциклопедический словарь / Под ред. А.М. Прохорова. М.: Издательство «СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ». С. 737.
[5] Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М.: Издательство «Питер», 2002. С. 50-51.