Содержание



1. Формирование и развитие экологического законодательства России. 3

2. Понятие  источников экологического права. 11

3. Система источников экологического права. 14

3. 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права — источники экологического права. 14

3.2. Конституция Российской Федерации — источник экологического права. 15

3.3.Конституционные Федеральные законы — источники экологического права  15

3. 4. Федеральные законы — источники экологического права. 16

3.5. Указы Президента РФ — источники экологического права. 18

3.6.Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права. 19

3.7.Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права  19

Задача 1. 21

Задача 2. 23

Задача 3. 25

Список использованной литературы: 26


1. Формирование и развитие экологического законодательства России.


Как известно, Россия до 1917 г. была страной крестьянской. Издревле крестьяне, используя различные суеверия, народные приметы и др., при­меняли разумное экологопользование, хотя и не было никаких специаль­ных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию экологи­ческих отношений.

Существовавшие веками приметы, правила, традиции, которые пере­давались из поколения в поколение, обычно строго соблюдались. Так, нельзя было собирать кедровые и лесные орехи, разного рода ягоды (зем­лянику, чернику, бруснику, клюкву и т. п.), мед от диких пчел (бортниче­ство), сеять и убирать урожай, косить травы и т. п. ранее наступления оп­ределенных календарных дней.

Формирование экологического права прошло три основных этапа: воз­никновение, становление и развитие в рамках «земельного права в широком смысле»; развитие в рамках природоресурсовых отраслей и современ­ный период развития, выход за рамки природоресурсовых отраслей.

Первый этап охватил 1917—1968 годы до принятия Основ законода­тельства о земле, которые отделили иные природоресурсовые отрасли (горное, лесное, водное) право от экологического права. Второй этап — период с 1969 г. по 1988 г. Это были годы создания многочисленных зако­нодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, За­кон об охране и использовании животного мира и др.), и годы коллектив­ного признания экологического права как правовой общности. Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по советско­му экологическому праву.

Учебные заведения стали переходить к обучению по курсу «Экологи­ческое право».

Рассмотрим эти этапы.

Первым нормативно-правовым актом новорожденного пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», который, хотя и носил экономический характер (менял систему экономических отношений по землепользованию), но уже создавал основу для отношений экологичес­ких, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и создавал условия для охраны земель. В первые годы Советской власти была создана основа для эколого-правового регулирования отно­шений природопользования, однако, она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению ис­пользования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Дек­реты: от 27 мая 1918 г. «О лесах», от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и пра­ве на охотничье оружие», от 30 апреля 1919 г. «О недрах земли», от 23 ию­ня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общего­сударственного значения», от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» и др.

В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разгра­ничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характеpa. Так, в Гражданском кодексе (1922 г.) в ст. 21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования, а в уставах всех юриди­ческих лиц земля проводилась обязательной внебалансовой статьей и указывалась только в натуральном измерении.

Несмотря на разрозненный, некомплексный подход к правовому ре­гулированию экологопользования, уже в те годы прослеживались тенден­ции, которые, в основном, были направлены:

а) на бережное использование природных объектов. Так, согласно ст. 61 ЗК РСФСР (1922 г.) землепользователи, ведущие хищническое, исто­щающее землю хозяйство, могли быть по ходатайству земельного обще­ства или по почину земельных органов лишены этих земель на срок не бо­лее одного севооборота без замены их другими землями в порядке, уста­новленном для рассмотрения земельных споров;

б) на создание такого режима использования природных объектов, ко­торый бы не осуществлялся за счет другого и во вред другому.

Например, в ст. 106 Декрета ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах» указыва­лось, что расчистка лесных площадей в защитных лесах не может быть раз­решена ни при каких условиях, т. е. использование земель в данном виде ле­сов для иных нужд (сельскохозяйственного, промышленного землепользо­вания) запрещалось. Вместе с тем в данном разрозненном, некомплексном правотворчестве зарождались основные принципы экологического права: создание приоритетов и рациональное использование природных объектов. Зарождался, например, приоритет земель сельскохозяйственного назначе­ния, и  статьях 110,111 указанного Декрета были определены условия обра­щения лесных площадей в земли сельскохозяйственного назначения.

Появились первые элементы регулирования, направленные на опти­мальное размещение природных объектов. Так, согласно ст. 112 Декрета «О лесах» местные органы Советской власти при проектировании пере­мещений лесных площадей в фонд сельскохозяйственного пользования в местностях с невысоким процентом лесистости были обязаны обратить в лесные угодья имеющиеся пространства неудобных для землепользова­ния почв в размерах проектируемого размещения.

В 20-х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере экологопользования, учитывающему единую и неделимую взаимо­связь природных объектов. Например, в постановлении ВЦИК от 30 ок­тября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса» указывалось, что Лесной кодекс (проект которого в это время разрабатывался) следует рассматривать как продолжение Земельного кодекса; в 1929 г. в Узбекс­кой и Туркменской республиках были приняты Земельно-водные кодек­сы, а в Белорусской ССР — Водно-мелиоративный кодекс.

Комплексному подходу в правовом регулировании экологопользова­ния способствовало и придание земле статуса единого государственного фонда, который постепенно прочно занимает место в основных норма­тивных документах. Так, в ст. 8 Крестьянского наказа, составившего ос­нову Декрета «О земле», было сказано, что «...вся земля по ее отчуждении поступает в общенародный земельный фонд»; в Декларации прав трудя­щегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском Съезде Советов и вошедшей в качестве составной части в Конституцию РСФСР 1918 г., земельный фонд объявлялся всенародным достоянием; в Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» в ст. 1 было закреплено, что «... вся зем­ля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом».

Но так как в сфере экологопользования правовое регулирование осу­ществлялось преимущественно с позиций экономических интересов и главным предметом внимания было размещение и развитие производи­тельных сил страны по экономическим зонам, а основным объектом пра­вового регулирования являлась земля, и в первую очередь — в качестве пространственного базиса, то растительный мир, дикая фауна и иные природные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой она была экономически выгодна государству. Поэтому теории горного, водного, лесного права практически рассматривались как со­ставные части земельного права в широком смысле.

В конце 50-х — начале 60-х годов были приняты республиканские зако­ны об охране природы во всех союзных республиках, началась разработка нового законодательства, регулирующего сферу экологопользования.

Изменение отношения общества к сфере экологопользования шло двумя путями: с одной стороны, принимались все новые нормативные акты, конкретизирующие правовой статус тех или иных природных объ­ектов, а с другой — происходила определенная систематизация правово­го регулирования с учетом природной целостности используемых земель. Так, были приняты Положения об охоте и охотничьем хозяйстве, запо­ведниках и заказниках, охране рыбных запасов и регулировании рыбо­ловства в водоемах СССР и др. Вместе с тем в указанных Положениях предусматривалась возможность ограничения экологопользования в це­лях сохранности соседних природных объектов.

Развитие законодательства об экологопользовании постепенно при­водит к дифференциации его по видам сфер экологопользования, и с принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, происходит обретение горной, водной, лесной и дру­гими природоресурсовыми отраслями права самостоятельного статуса путем принятия соответствующего законодательства.

С введением части 2 ст. 2 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1968 г. правила о том, что горные, лесные и водные отношения регулируются специальным законодательством Сою­за ССР и союзных республик, в стране начинается общесоюзное законо­творчество по приданию данным отраслям соответствующего статуса, и вскоре принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), законо­дательства о недрах (1975 г.), лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты два союзных Закона — об охране и использовании живот­ного мира и об охране атмосферного воздуха.

В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приня­ты земельные, водные, лесные кодексы и кодекс о недрах, а в соответст­вии с указанными двумя законами были приняты аналогичные Законы в РСФСР: Закон об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. Такие же законы были приняты и в неко­торых других союзных республиках.

Правоприменительная практика вскрывала все новые проблемы, ко­торые отражались в принимаемых законодательных и иных норматив­но-правовых актах. Так, были приняты специальные Постановления Правительства СССР о порядке рекультивации земель и передаче ре­культивируемых земель землепользователям предприятиями, проводив­шими работы с нарушением почвенного покрова, о порядке разработ­ки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод, о порядке отпуска леса на корню, об упорядочении отстрела диких ко­пытных животных" и др. В начале 70-х годов правительством были приняты меры, оказа­вшие определенное влияние на экологизацию хозяйственной и обще­ственной жизни в стране: в составе министерств и ведомств были вы­делены соответствующие подразделения по обеспечению экологиза­ции производственной деятельности подведомственными предприя­тиями, распределена компетенция по обеспечению охраны окружаю­щей среды между ведомствами, произведено соответствующее фи­нансирование и материально-техническое обеспечение природоо­хранных работ и т. п.

С введением в действие Конституции СССР 1977 года дело охраны окружающей среды обрело конституционный статус (ст. 18, 42 Консти­туции СССР), и охрана окружающей среды стала конституционной обя­занностью советских граждан (ст. 67 Конституции СССР), а с закрепле­нием соответствующего положения в законе о трудовых коллективах данная обязанность стала неотъемлемой частью их деятельности.

Основы законодательства о здравоохранении регламентируют кон­ституционное право граждан на окружающую среду, и на их основе при­нимаются наряду с природоохранительными охраняющие человеческое здоровье нормативно-правовые акты.

Одновременно с этим происходит дифференцированное развитие природоресурсовых отраслей права (земельного, горного, водного, лес­ного, воздушного и фаунитического). Они обогащаются значительным числом специальных нормативно-правовых актов, наряду с которыми принимаются и дифференцированные меры ответственности за нару­шение. Так, в 1985 г. был введен Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, где определены около 50 составов административ­ных правонарушений в области экологопользования (ст. 46—47, 50 — 87 КоАП РСФСР).

Данная дифференциация правового регулирования выявила главное противоречие — разрозненное правовое обеспечение целостной экологи­ческой системы страны. Возникла тенденция объединения разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного, водного и др.) в интегри­рованную отрасль — природоресурсовое право, которое в качестве учеб природную среду. Эти платежи должны выплачиваться из хозрасчетного дохода предприятия, и если предприятие превышает ПДВ вредных ве­ществ, то с него взимается повышенная (в кратном размере по отношению к экономическому нормативу) плата (п. 15 указанного Постановления).

Если приоритетным направлением в экологопользовании было максимальное получение природных компонентов (каменного угля, дре­весины, воды и т. п,), то на новом этапе правового регулирования экологопользования приоритет смещается на противозатратный характер экс­плуатации природных объектов, который должен быть обусловлен проти­возатратным подходом в использовании природного сырья.

Принимая во внимание значительную трудоемкость и дороговизну выполнения экологических мероприятий, труднодоступность их для еди­ничных экологопользователей, в п. 4 указанного Постановления гово­рится о том, что следует всемерно использовать возможности кооперации между предприятиями-экологопользователями различных отраслей, рас­положенными на одной территории, объединение их усилий в сооруже­нии и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения с тем, чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предот­вращение загрязнения природной среды.

Принимая во внимание, что внешнеэкономическая деятельность является для предприятий и кооперативов важной составной частью всей работы, в п. 28 указанного Постановления предусматривается усиление международной кооперации по созданию и освоению производства про­грессивных технических средств и материалов, необходимых для предот­вращения загрязнения природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов.

Совершенствование эколого-правовых нормативных актов являет­ся главной задачей регулирования экологических правоотношений.

Однако намеченные этапы перестройки этих отношений осуществля­ются пока медленно. Так, была намечена подготовка проекта Закона СССР об охране природы к 1 октября 1989 г., который так и не был принят.

В 1990—1991 годах была закончена разработка Государственной про­граммы охраны окружающей среды и рационального использования при­родных ресурсов на период до 2005 года.

В 1991 г. был опубликован и проект Государственной экологической программы РСФСР, которая содержала много интересных идей и предло­жений, реализация которых могла бы значительно улучшить экологичес­кое положение страны.

Важным этапом в совершенствовании экологического законо­дательства является принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, которая в статьях 42 и 58 закрепила объектом своего регулирова­ния охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого.

В статьях 8, 9, 36 Конституции РФ сказано, что земля и другие природ­ные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципаль­ной и иных формах собственности.

После принятия Конституции РФ важной тенденцией является принятие новых прогрессивных законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование природоресурсовых от­ношений, экологизацию природоресурсовых нормативно-правовых ак­тов, а также хозяйственного, гражданского, административного, уголов­ного и других отраслей российского законодательства и, конечно, в пер­вую очередь, экологического законодательства.

Действующее законодательство «не технологично, излишне абстракт­но, декларативно, не соответствует Конституции РФ и ряду работающих актов других отраслей права»

2. Понятие  источников экологического права.


Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как от­расль права являются содержанием эколого-правового регулирования.

Правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавли­ваться только законом, который обязан соответствовать Конституции РФ (ст. 15). Это в равной мере относится и к Указам и Распоряжениям Пре­зидента РФ, Постановлениям и Распоряжениям Правительства РФ и др. Однако на практике в России, ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Конституции РФ и Федеральным законам.

Проблема обеспечения их соответствия Конституции РФ стоит в на­шем государстве очень остро;

б)  по структуре отраслей. Если эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. Отрасль права имеет только верти­кальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вер­тикальной и горизонтальные структуры. Например, наряду с земельным законодательством Российской Федерации существует земельное зако­нодательство и других субъектов РФ;

в)  по структуре первичных элементов, составляющих норму права и нормативный акт. Если норма права имеет постоянную структуру (гипо­тезу, диспозицию и санкцию), то нормативно-правовой акт может содер­жать бесконечное многообразие внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы, части статей и т. п. Соответственно в одном пункте, статье зако­на и другом элементе нормативно-правового акта может содержаться не сколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах и статьях, пунктах закона[1].

Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:

1.  Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетент­ным органом.

2.  Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на при­нятие данных нормативно-правовых актов.

3.  Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает Федеральные законы, Федераль­ные конституционные законы и Постановления; Правительство Россий­ской Федерации — Постановления и Распоряжения;

Президент Российской Федерации издает Указы и Распоряжения; фе­деральные министерства и ведомства, а также другие федеральные орга­ны исполнительной власти издают приказы и инструкции и т. п.

В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.

4.  Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал ис­точником экологического права, он должен быть принят в условиях ус­тановленной процессуальной формы правотворчества. Например, для изменения Конституции Российской Федерации или принятия новой Конституции необходимо, чтобы это решение было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Тогда в соответствии с Федеральным конститу­ционным законом созывается Конституционное Собрание, которое ли­бо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституцион­ным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголо­совало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (части 2 и 3 ст. 135 Конституции РФ)[2].

Не может считаться нормативно-правовым актом решение компе­тентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовым решения Правительства о финансировании того или иного объекта, выделении материально-технических средств на проведение природоохранных ра­бот и т. п.

5. Указанные выше дефекты законодательства свидетельствуют о на­рушении положений Конституции РФ о ее соотношении с другими нормативно-правовыми актами, что снижает эффективность действия эко­логического законодательства.

При нереальной организации законотворческой работы этот недоста­ток легко устранить, достаточно провести действенную экспертизу всех законопроектов о соответствии их Конституции РФ и Федеральным за­конам. Экспертиза должна быть организована в Федеральном Собрании, администрацией Президента РФ и Правительством РФ высококвалифи­цированными и независимыми экспертами.

Вопрос об источниках экологического права представляет собой значи­тельную трудность, обусловленную огромным многообразием и численно­стью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются в стране. Например, ежегодный прирост юридической информации только на общесоюзном уровне составлял более 10 млн. знаков, а на республикан­ских уровнях он намного выше, поскольку республиканское законодатель­ство богаче и многообразнее в силу своей конкретизированности.


 

3. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА


Система экологических нормативно-правовых актов, являющихся ис­точниками экологического права, по существу является системой зако­нодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федераль­ных законов в области охраны окружающей среды.

3. 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права — источ­ники экологического права

Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней, прежде всего международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила между­народного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Использование норм международного договора для правового урегу­лирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта зе­мельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.

В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные (международные) органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нару­шенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом (ст. 3 АПК).

В соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами с РФ она осуществляет свои суверенные права и юрисдикцию на своем конти­нентальном шельфе и исключительной экономической зоне.

3.2. Конституция Российской Федерации — источник экологического права

Далее следует конституционный уровень, являющийся ведущим нача­лом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую юридичес­кую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Зако­ны и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами го­сударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором о раз­граничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).

Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в науч­ный оборот трехзвенное определение экологической деятельности че­ловека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользова­ние, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопас­ности (п. «д» ст. 72 Конституции РФ)

3.3.Конституционные Федеральные законы — источники экологического права

Третьим после конституционного уровня являются конституционные Федеральные законы, которые принимаются по вопросам, предусмот­ренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).

Конституционный закон считается принятым, если он одобрен боль­шинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Сове­та Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый конституционный Федеральный за­кон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108).

3. 4. Федеральные законы — источники экологического права

Уровнем источников экологического права является уровень Феде­ральных законов.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой большин­ством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые зако­ны передаются на рассмотрение Совета Федерации.[3]

Ст. 106 Конституции РФ устанавливает перечень Федеральных зако­нов, которые после принятия их Госдумой подлежат обязательному рас­смотрению их Советом Федерации.

Право законодательной инициативы закреплено в ст. 104 Консти­туции РФ. Основополагающие положения экологопользования закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в ее составе и законодатель­ных актах других субъектов РФ. На основе и во исполнение конституционных законов, принятых РФ, республики в составе РФ и другие субъекты РФ принимают нормативные акты, регулирующие различные аспекты экологопользования, относя­щиеся к их компетенции.

19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружаю­щей природной среды»[4]. Этот Закон состоит из преамбулы, 15 разде­лов и 94 статей.

Раздел I. Общие положения (ст. 1—10);раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду (ст. 11 — 14);раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды (ст. 15—24);раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды

(ст. 25-34);раздел V. Государственная экологическая экспертиза (ст. 35—39); раздел VI. Экологические требования при размещении, проектирова­нии, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 40—44);раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (ст. 45—57); раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации (ст. 58, 59);раздел IX. Особо охраняемые природные территории и объекты (ст. 60-67);раздел X. Экологический контроль (ст. 68—72);раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследо­вания (ст. 73—77);

раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей при­родной среды (ст. 78—80);  раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения(ст. 81-85);раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим право­нарушением (ст. 86—91);раздел XV, Международное сотрудничество в области охраны окружа­ющей природной среды (ст. 92—94).

Указанный Закон является первым систематизированным норма­тивно-правовым актом, появления которого давно ждала юридическая общественность России. Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обус­ловленные особенностями природных объектов. Однако многие поло­жения этого Закона требуют серьезных корректив. Он, прежде всего, противоречит Конституции РФ, принятой в 1993 г., которая объектом правового регулирования определяет не природную среду, а окружаю­щую среду в целом. Изменилась структура власти и управления, изме­нился сам подход к определению экологической безопасности и эколо­гического ущерба, нуждаются в закреплении права субъектов РФ в области охраны окружающей среды, в совершенствовании — экономи­ческий механизм ответственности за экологические правонарушения и многие другие.

Новая Конституция Российской Федерации значительно расширила круг взаимоотношений в сфере взаимодействия общества и природы, обозначив объектом правоотношений окружающую среду в целом (см. ст. 42 и 58 Конституции РФ). Поэтому в проекте Федерального закона «Об охране окружающей среды», который подготовлен в Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, идет речь не толь­ко о компонентах природной среды (земле, недрах, лесах, водах, расти­тельном и животном мире, атмосферном воздухе и т. п.), а о всей сово­купности материальных (в том числе и природных) и культурно-истори­ческих объектов, которые составляют среду обитания человека и обеспе­чивают условия его жизнедеятельности и состояние здоровья. Субъекта­ми правоотношений при таком подходе должны выступать субъекты хо­зяйственной и иной деятельности, органы государственного контроля (надзора) и управления, а также граждане, право которых на благоприят­ную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ[5].

Качество окружающей среды зависит от хозяйственной и иной дея­тельности огромного числа субъектов правоотношений по ее использо­ванию и охране. Вот почему в круг отношений, регулируемых новым за­конодательным актом, который будет принят вместо уже устаревшего Закона от 19 декабря 1991 г., должны входить нормы права, регулирую­щие государственное устройство и территориальное деление, отношения собственности, а также в области налогов и финансов, права граждан и общественных объединений; отношения в социальной, экономической и хозяйственной сферах государственной жизни1.

Кроме Закона «Об охране окружающей природной среды» были примя­ты Закон. РФ «О безопасности» (5 марта 1992 г.); Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»' (19 апреля 1991 г.); «Ос­новы законодательства РФ об охране здоровья граждан»2 (22 июля 1993 г.) и некоторые другие, подробная характеристика которых будет дана в соответ­ствующих главах настоящего учебника.

3.5. Указы Президента РФ — источники экологического права

Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не от­носятся к подзаконным нормативным актам.

В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 дека­бря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружа­ющей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому разви­тию».

3.6.Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права

Среди источников экологического права особое место занимают Ука­зы Президента РФ. Конституция РФ не относит их к подзаконным нор­мативным актам. Указами Президента регулируются экологические об­щественные отношения.

Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами ис­полнительной власти, можно подразделить на три основные группы:

а) правительственные нормативно-правовые акты;

б)  межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;

в)  ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами

и ведомствами.

3.7.Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологиче­ского права

В республиках, входящих в состав РФ, роль источников экологичес­кого права выполняют Конституции республик, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресур­сов и об охране окружающей среды. В роли источников также выступают нормативные Указы Президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные Постановления и Распоряжения Правительств в субъектах РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об ос­новных началах организации государственной власти в субъектах РФ» были проведены выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти в субъектах РФ. Принимаемые этими органами законодательные и иные нормативно-правовые акты затем представля­ются на подпись главе администрации (правительства). Этими же орга­нами осуществляется контроль за исполнением принятых ими норма­тивно-правовых актов[6].

Органами исполнительной власти в субъектах РФ является админист­рация (правительство) соответствующих субъектов РФ. Руководство их деятельностью осуществляет глава соответствующей администрации, ко­торый, как правило, назначается Президентом РФ. В совместном веде­нии РФ и ее субъектов находятся вопросы разграничения государствен­ной собственности на природные ресурсы, природоресурсовое законода­тельство и законодательство об охране окружающей среды (ст. 72 Консти­туции РФ).

Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты с учетом Федеральных законов: Земельного кодекса РФ от25 апреля 1991 г.; Закона от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружаю­щей природной среды», Федерального закона от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.



Задача 1.


По решению мэрии на окраине  города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население  района выразило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном участке оказались отрицательными.

Несмотря на это строительство  объекта началось, городское общество охраны природы обратилось  по просьбе населения в арбитражный суд с иском, в котором опираясь на  заключение научной  экологической  экспертизы просило отменить решение мэрии на строительство  зоопарка.

Является ли проведенная экспертиза разновидностью  экологической экспертизы. Какую юридическую силу  имеет ее заключение. На каких принципах основывается экологическая экспертиза.


Решение.

В    Российской    Федерации    осуществляются    государственная

 экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ст. 4 ФЗ РФ «Об Экологической экспертизе») тем самым, проведенная экспертиза не относится к  экологической экспертизе.

В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» Экологическая экспертиза основывается на принципах:             

   -  презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;                                  

   -  обязательности    проведения    государственной     экологической экспертизы  до  принятия  решений  о реализации объекта экологической экспертизы;                                                         

  -   комплексности оценки  воздействия на  окружающую природную  среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;                

  -   обязательности  учета  требований  экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;                                

  -   достоверности    и    полноты    информации,   представляемой  на экологическую экспертизу;                                           

  -   независимости    экспертов    экологической    экспертизы     при осуществлении   ими   своих   полномочий   в   области  экологической экспертизы;                                                         

  -   научной  обоснованности,  объективности  и  законности заключений экологической экспертизы;                                           

   -  гласности, участия общественных организаций (объединений),  учета общественного мнения;                                               

  -   ответственности    участников    экологической    экспертизы    и заинтересованных    лиц    за    организацию,   проведение,  качество  экологической экспертизы.                                           

Задача 2.


При сбыте незаконно  пойманной рыбы, жители города  Волгоград были задержаны на Центральном городском рынке  торгующих свежемороженой  осетриной и стерлядью работниками волжской природоохранной прокуратуры. В ходе следствия выяснилось, что  торговцы закупили рыбу оптом у браконьеров. Всего было куплено 100 кг осетрины (по 40 руб. за кг) и 62 кг стерляди (по 35 руб. за кг.)

Сбыть незаконную рыбу перекупщикам не удалось.  Вся рыбная продукция была конфискована в пользу государства.

Имеется ли в действиях  перекупщиков состав  экологического правонарушения. Решите дело.


Решение.


Правонарушение представляет собой юридический факт, порож­дающий охранительное правоотношение. Такое правоотношение возникает в момент совершения соответствующего правонарушения и не зависит от того, обнаружен этот факт или нет, стал ли он пред­метом разбирательства и рассмотрения компетентными органами или нет.

О правонарушении можно говорить только тогда, когда имеются все элементы, из которых оно складывается: объект правонаруше­ния, объективная сторона, вина, субъективная сторона и субъект, т. е. налицо состав правонарушения.

Специфика правонарушения, совершенного в области природо­пользования и охраны окружающей среды, позволяет определить его как экологическое правонарушение и заключается в следующем:

1. Объектом экологического правонарушения выступают общест­венные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей[среды.

2. С объективной стороны экологическое правонарушение пред­ставляет собой так же, как любое правонарушение, противоправное деяние, совершенное путем действия (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр)

С понятием «противоправность» непосредственно связано поня­тие «общественная опасность», степень которой влияет и на вид ответственности, применяемой за совершение данного правонару­шения.

3. Третьим признаком состава правонарушения является вина, которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности)

4.                 Субъектом экологического правонарушения могут быть гражда­не (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица.

В данном случае  состав экологического правонарушения отсутствует.


Задача 3.


При проверки санитарного состояния города было обнаружено нарушение правил эксплуатации очистных сооружений. Городская ТЭЦ-1 загрязняет дымом и сажей атмосферный воздух города.

Назовите органы государства осуществляющие контроль за состоянием окружающей среды города и их  полномочия. Каковы права и обязанности городской администрации по охране окружающей среды и какими нормативными актами они установлены. Какие органы осуществляют государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха и воздухо-охранной деятельностью на предприятиях.


Решение.


В соответствии со ст. 64 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» Контроль в области охраны окружающей  среды  (экологический контроль)  проводится  в целях обеспечения органами государственной власти  Российской  Федерации,  органами   государственной   власти субъектов  Российской Федерации,  органами местного самоуправления, юридическими и физическими  лицами  исполнения  законодательства  в  области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов,  в области  охраны  окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности.             Государственный контроль в области охраны окружающей  среды (государственный     экологический     контроль)     осуществляется федеральными   органами   исполнительной    власти    и    органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 65 ФЗ РФ Об охране окружающей среды») В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете вредных  воздействий на атмосферный воздух и их источников Правительство Российской Федерации  Постановление от 21 апреля 2000 г. N 373 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется  Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по охране  окружающей  среды,  Министерством  здравоохранения Российской Федерации,   Государственным   комитетом   Российской   Федерации  по  статистике и их территориальными органами.                          

Список использованной литературы:


Нормативные правовые акты

Конституция РФ. – М., 1997.

Водный кодекс РФ. – М., 2001.

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды»

Федеральный закон   от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ  Об экологической экспертизе

Положение о государственном учете вредных  воздействий на атмосферный воздух и их источников Постановление Правительства Российской Федерации  от 21 апреля 2000 г. N 373



Научная литература


1.                 Ахиджанов Ф.Х. Экологическое право. Общая часть. – М., 1995.

2.                 Боголюбов С.А. Экологическое право. – М., Спарк, 1998 – 375 с.

3.                 Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – 453 с.

4.                 Дубовник О.Л. Экологическое право. – М., 2002 – 285 с.

5.                 Ерофеев  Б. Экологическое право. – М., 1999. – 725 с.

6.                 Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – 648 с.

7.                 Краснова И.О.  – Экологическое и земельное право. – М., 2001. – 435с.

8.                 Кузнецова Н.В. Экологическое право. – М., 2001. – 375 с.

9.                 Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии. – СПб., Питер, 2001. – 265 с.

10.            Окунева Л.Т. Экологическое право. – Липецк, 2000. – 647с.



[1] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 36.

[2] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – С. 15.

[3] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – С. 18.

[4] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 42.

[5] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК,  2003 – С. 19.

[6] Краснова И.О.  – Экологическое и земельное право. – М., 2001. – С. 27.