Содержание
1. Формирование и развитие экологического законодательства России. 3
2. Понятие источников экологического права. 11
3. Система источников экологического права. 14
3. 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права — источники экологического права. 14
3.2. Конституция Российской Федерации — источник экологического права. 15
3.3.Конституционные Федеральные законы — источники экологического права 15
3. 4. Федеральные законы — источники экологического права. 16
3.5. Указы Президента РФ — источники экологического права. 18
3.6.Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права. 19
3.7.Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права 19
Задача 1. 21
Задача 2. 23
Задача 3. 25
Список использованной литературы: 26
1. Формирование и развитие экологического законодательства России.
Как известно, Россия до 1917 г. была страной крестьянской. Издревле крестьяне, используя различные суеверия, народные приметы и др., применяли разумное экологопользование, хотя и не было никаких специальных нормативно-правовых актов, посвященных регулированию экологических отношений.
Существовавшие веками приметы, правила, традиции, которые передавались из поколения в поколение, обычно строго соблюдались. Так, нельзя было собирать кедровые и лесные орехи, разного рода ягоды (землянику, чернику, бруснику, клюкву и т. п.), мед от диких пчел (бортничество), сеять и убирать урожай, косить травы и т. п. ранее наступления определенных календарных дней.
Формирование экологического права прошло три основных этапа: возникновение, становление и развитие в рамках «земельного права в широком смысле»; развитие в рамках природоресурсовых отраслей и современный период развития, выход за рамки природоресурсовых отраслей.
Первый этап охватил 1917—1968 годы до принятия Основ законодательства о земле, которые отделили иные природоресурсовые отрасли (горное, лесное, водное) право от экологического права. Второй этап — период с 1969 г. по 1988 г. Это были годы создания многочисленных законодательных актов, вовлекающих в сферу регулирования экологические связи природных объектов (Закон об охране атмосферного воздуха, Закон об охране и использовании животного мира и др.), и годы коллективного признания экологического права как правовой общности. Третий период начался в 1989 г., когда было издано первое пособие по советскому экологическому праву.
Учебные заведения стали переходить к обучению по курсу «Экологическое право».
Рассмотрим эти этапы.
Первым нормативно-правовым актом новорожденного пролетарского государства по регулированию внутренних отношений в России явился Декрет от 26 октября (8 ноября) 1917 г. «О земле», который, хотя и носил экономический характер (менял систему экономических отношений по землепользованию), но уже создавал основу для отношений экологических, поскольку устанавливал изъятие земли из товарных отношений, а значит, и создавал условия для охраны земель. В первые годы Советской власти была создана основа для эколого-правового регулирования отношений природопользования, однако, она не имела целостного характера, поскольку основное внимание уделялось правовому обеспечению использования отдельных разрозненных объектов. Так, были приняты Декреты: от 27 мая 1918 г. «О лесах», от 27 мая 1919 г. «О сроках охоты и праве на охотничье оружие», от 30 апреля 1919 г. «О недрах земли», от 23 июня 1921 г. «Об управлении лечебными местностями (курортами) общегосударственного значения», от 16 сентября 1921 г. «Об охране памятников природы, садов и парков» и др.
В принимаемых нормативно-правовых актах осуществлялся курс на исключение объектов природы из системы товарных отношений, разграничение их статуса, отграничение от объектов имущественного характеpa. Так, в Гражданском кодексе (1922 г.) в ст. 21 говорилось, что владение землей допускается только на праве пользования, а в уставах всех юридических лиц земля проводилась обязательной внебалансовой статьей и указывалась только в натуральном измерении.
Несмотря на разрозненный, некомплексный подход к правовому регулированию экологопользования, уже в те годы прослеживались тенденции, которые, в основном, были направлены:
а) на бережное использование природных объектов. Так, согласно ст. 61 ЗК РСФСР (1922 г.) землепользователи, ведущие хищническое, истощающее землю хозяйство, могли быть по ходатайству земельного общества или по почину земельных органов лишены этих земель на срок не более одного севооборота без замены их другими землями в порядке, установленном для рассмотрения земельных споров;
б) на создание такого режима использования природных объектов, который бы не осуществлялся за счет другого и во вред другому.
Например, в ст. 106 Декрета ВЦИК от 27 мая 1918 г. «О лесах» указывалось, что расчистка лесных площадей в защитных лесах не может быть разрешена ни при каких условиях, т. е. использование земель в данном виде лесов для иных нужд (сельскохозяйственного, промышленного землепользования) запрещалось. Вместе с тем в данном разрозненном, некомплексном правотворчестве зарождались основные принципы экологического права: создание приоритетов и рациональное использование природных объектов. Зарождался, например, приоритет земель сельскохозяйственного назначения, и статьях 110,111 указанного Декрета были определены условия обращения лесных площадей в земли сельскохозяйственного назначения.
Появились первые элементы регулирования, направленные на оптимальное размещение природных объектов. Так, согласно ст. 112 Декрета «О лесах» местные органы Советской власти при проектировании перемещений лесных площадей в фонд сельскохозяйственного пользования в местностях с невысоким процентом лесистости были обязаны обратить в лесные угодья имеющиеся пространства неудобных для землепользования почв в размерах проектируемого размещения.
В 20-х годах появляется тенденция к комплексному правотворчеству в сфере экологопользования, учитывающему единую и неделимую взаимосвязь природных объектов. Например, в постановлении ВЦИК от 30 октября 1922 г. «О введении в действие Земельного кодекса» указывалось, что Лесной кодекс (проект которого в это время разрабатывался) следует рассматривать как продолжение Земельного кодекса; в 1929 г. в Узбекской и Туркменской республиках были приняты Земельно-водные кодексы, а в Белорусской ССР — Водно-мелиоративный кодекс.
Комплексному подходу в правовом регулировании экологопользования способствовало и придание земле статуса единого государственного фонда, который постепенно прочно занимает место в основных нормативных документах. Так, в ст. 8 Крестьянского наказа, составившего основу Декрета «О земле», было сказано, что «...вся земля по ее отчуждении поступает в общенародный земельный фонд»; в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, принятой на III Всероссийском Съезде Советов и вошедшей в качестве составной части в Конституцию РСФСР 1918 г., земельный фонд объявлялся всенародным достоянием; в Положении «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию» в ст. 1 было закреплено, что «... вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считается единым государственным фондом».
Но так как в сфере экологопользования правовое регулирование осуществлялось преимущественно с позиций экономических интересов и главным предметом внимания было размещение и развитие производительных сил страны по экономическим зонам, а основным объектом правового регулирования являлась земля, и в первую очередь — в качестве пространственного базиса, то растительный мир, дикая фауна и иные природные компоненты брались под защиту закона лишь в той степени, в какой она была экономически выгодна государству. Поэтому теории горного, водного, лесного права практически рассматривались как составные части земельного права в широком смысле.
В конце 50-х — начале 60-х годов были приняты республиканские законы об охране природы во всех союзных республиках, началась разработка нового законодательства, регулирующего сферу экологопользования.
Изменение отношения общества к сфере экологопользования шло двумя путями: с одной стороны, принимались все новые нормативные акты, конкретизирующие правовой статус тех или иных природных объектов, а с другой — происходила определенная систематизация правового регулирования с учетом природной целостности используемых земель. Так, были приняты Положения об охоте и охотничьем хозяйстве, заповедниках и заказниках, охране рыбных запасов и регулировании рыболовства в водоемах СССР и др. Вместе с тем в указанных Положениях предусматривалась возможность ограничения экологопользования в целях сохранности соседних природных объектов.
Развитие законодательства об экологопользовании постепенно приводит к дифференциации его по видам сфер экологопользования, и с принятием в 1968 г. Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, происходит обретение горной, водной, лесной и другими природоресурсовыми отраслями права самостоятельного статуса путем принятия соответствующего законодательства.
С введением части 2 ст. 2 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в 1968 г. правила о том, что горные, лесные и водные отношения регулируются специальным законодательством Союза ССР и союзных республик, в стране начинается общесоюзное законотворчество по приданию данным отраслям соответствующего статуса, и вскоре принимаются Основы водного законодательства (1970 г.), законодательства о недрах (1975 г.), лесного законодательства (1977 г.). В 1980 г. были приняты два союзных Закона — об охране и использовании животного мира и об охране атмосферного воздуха.
В соответствии с Основами во всех союзных республиках были приняты земельные, водные, лесные кодексы и кодекс о недрах, а в соответствии с указанными двумя законами были приняты аналогичные Законы в РСФСР: Закон об охране и использовании животного мира и Закон об охране атмосферного воздуха. Такие же законы были приняты и в некоторых других союзных республиках.
Правоприменительная практика вскрывала все новые проблемы, которые отражались в принимаемых законодательных и иных нормативно-правовых актах. Так, были приняты специальные Постановления Правительства СССР о порядке рекультивации земель и передаче рекультивируемых земель землепользователям предприятиями, проводившими работы с нарушением почвенного покрова, о порядке разработки и утверждения схем комплексного использования и охраны вод, о порядке отпуска леса на корню, об упорядочении отстрела диких копытных животных" и др. В начале 70-х годов правительством были приняты меры, оказавшие определенное влияние на экологизацию хозяйственной и общественной жизни в стране: в составе министерств и ведомств были выделены соответствующие подразделения по обеспечению экологизации производственной деятельности подведомственными предприятиями, распределена компетенция по обеспечению охраны окружающей среды между ведомствами, произведено соответствующее финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных работ и т. п.
С введением в действие Конституции СССР 1977 года дело охраны окружающей среды обрело конституционный статус (ст. 18, 42 Конституции СССР), и охрана окружающей среды стала конституционной обязанностью советских граждан (ст. 67 Конституции СССР), а с закреплением соответствующего положения в законе о трудовых коллективах данная обязанность стала неотъемлемой частью их деятельности.
Основы законодательства о здравоохранении регламентируют конституционное право граждан на окружающую среду, и на их основе принимаются наряду с природоохранительными охраняющие человеческое здоровье нормативно-правовые акты.
Одновременно с этим происходит дифференцированное развитие природоресурсовых отраслей права (земельного, горного, водного, лесного, воздушного и фаунитического). Они обогащаются значительным числом специальных нормативно-правовых актов, наряду с которыми принимаются и дифференцированные меры ответственности за нарушение. Так, в 1985 г. был введен Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, где определены около 50 составов административных правонарушений в области экологопользования (ст. 46—47, 50 — 87 КоАП РСФСР).
Данная дифференциация правового регулирования выявила главное противоречие — разрозненное правовое обеспечение целостной экологической системы страны. Возникла тенденция объединения разрозненных отраслей права (земельного, горного, лесного, водного и др.) в интегрированную отрасль — природоресурсовое право, которое в качестве учеб природную среду. Эти платежи должны выплачиваться из хозрасчетного дохода предприятия, и если предприятие превышает ПДВ вредных веществ, то с него взимается повышенная (в кратном размере по отношению к экономическому нормативу) плата (п. 15 указанного Постановления).
Если приоритетным направлением в экологопользовании было максимальное получение природных компонентов (каменного угля, древесины, воды и т. п,), то на новом этапе правового регулирования экологопользования приоритет смещается на противозатратный характер эксплуатации природных объектов, который должен быть обусловлен противозатратным подходом в использовании природного сырья.
Принимая во внимание значительную трудоемкость и дороговизну выполнения экологических мероприятий, труднодоступность их для единичных экологопользователей, в п. 4 указанного Постановления говорится о том, что следует всемерно использовать возможности кооперации между предприятиями-экологопользователями различных отраслей, расположенными на одной территории, объединение их усилий в сооружении и эксплуатации природоохранных объектов общего назначения с тем, чтобы обеспечивать наиболее экономичное и эффективное решение вопросов рационального использования природных ресурсов и предотвращение загрязнения природной среды.
Принимая во внимание, что внешнеэкономическая деятельность является для предприятий и кооперативов важной составной частью всей работы, в п. 28 указанного Постановления предусматривается усиление международной кооперации по созданию и освоению производства прогрессивных технических средств и материалов, необходимых для предотвращения загрязнения природной среды и обеспечения рационального использования природных ресурсов.
Совершенствование эколого-правовых нормативных актов является главной задачей регулирования экологических правоотношений.
Однако намеченные этапы перестройки этих отношений осуществляются пока медленно. Так, была намечена подготовка проекта Закона СССР об охране природы к 1 октября 1989 г., который так и не был принят.
В 1990—1991 годах была закончена разработка Государственной программы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на период до 2005 года.
В 1991 г. был опубликован и проект Государственной экологической программы РСФСР, которая содержала много интересных идей и предложений, реализация которых могла бы значительно улучшить экологическое положение страны.
Важным этапом в совершенствовании экологического законодательства является принятие 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, которая в статьях 42 и 58 закрепила объектом своего регулирования охрану окружающей среды в целом, а не только природной среды, как было до этого.
В статьях 8, 9, 36 Конституции РФ сказано, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
После принятия Конституции РФ важной тенденцией является принятие новых прогрессивных законодательных и иных нормативно-правовых актов, направленных на регулирование природоресурсовых отношений, экологизацию природоресурсовых нормативно-правовых актов, а также хозяйственного, гражданского, административного, уголовного и других отраслей российского законодательства и, конечно, в первую очередь, экологического законодательства.
Действующее законодательство «не технологично, излишне абстрактно, декларативно, не соответствует Конституции РФ и ряду работающих актов других отраслей права»
2. Понятие источников экологического права.
Эколого-правовые нормы, институты и экологическое право как отрасль права являются содержанием эколого-правового регулирования.
Правовые нормы об охране окружающей среды должны устанавливаться только законом, который обязан соответствовать Конституции РФ (ст. 15). Это в равной мере относится и к Указам и Распоряжениям Президента РФ, Постановлениям и Распоряжениям Правительства РФ и др. Однако на практике в России, ее субъектах принимаются нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды, противоречащие Конституции РФ и Федеральным законам.
Проблема обеспечения их соответствия Конституции РФ стоит в нашем государстве очень остро;
б) по структуре отраслей. Если эколого-правовые нормы составляют экологическое право как отрасль права, то нормативно-правовые акты составляют отрасль законодательства. Отрасль права имеет только вертикальную структуру, а отрасль законодательства может иметь наряду с вертикальной и горизонтальные структуры. Например, наряду с земельным законодательством Российской Федерации существует земельное законодательство и других субъектов РФ;
в) по структуре первичных элементов, составляющих норму права и нормативный акт. Если норма права имеет постоянную структуру (гипотезу, диспозицию и санкцию), то нормативно-правовой акт может содержать бесконечное многообразие внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы, части статей и т. п. Соответственно в одном пункте, статье закона и другом элементе нормативно-правового акта может содержаться не сколько правовых норм либо одна правовая норма может содержаться в нескольких нормативно-правовых актах и статьях, пунктах закона[1].
Таким образом, источники экологического права представляют собой нормативно-правовые акты, содержащие эколого-правовые нормы. Они должны отвечать следующим требованиям:
1. Нормативно-правовой акт должен иметь объективно выраженную форму — в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным органом.
2. Не всякий документ может быть нормативно-правовым актом, а лишь принятый уполномоченным на то государственным органом либо негосударственной организацией, которой делегированы права на принятие данных нормативно-правовых актов.
3. Принятые уполномоченными органами государства нормативно-правовые акты должны иметь такую форму, которая определена законом. Так, Государственная Дума принимает Федеральные законы, Федеральные конституционные законы и Постановления; Правительство Российской Федерации — Постановления и Распоряжения;
Президент Российской Федерации издает Указы и Распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие федеральные органы исполнительной власти издают приказы и инструкции и т. п.
В случае нарушения формы принятого закона он должен быть отменен.
4. Наконец, для того чтобы тот или иной нормативный акт стал источником экологического права, он должен быть принят в условиях установленной процессуальной формы правотворчества. Например, для изменения Конституции Российской Федерации или принятия новой Конституции необходимо, чтобы это решение было поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Тогда в соответствии с Федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, которое либо подтверждает неизменность Конституции РФ, либо разрабатывает проект новой Конституции РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании (части 2 и 3 ст. 135 Конституции РФ)[2].
Не может считаться нормативно-правовым актом решение компетентного органа, если оно принято по конкретному делу и в отношении конкретных лиц. Так, не считаются нормативно-правовым решения Правительства о финансировании того или иного объекта, выделении материально-технических средств на проведение природоохранных работ и т. п.
5. Указанные выше дефекты законодательства свидетельствуют о нарушении положений Конституции РФ о ее соотношении с другими нормативно-правовыми актами, что снижает эффективность действия экологического законодательства.
При нереальной организации законотворческой работы этот недостаток легко устранить, достаточно провести действенную экспертизу всех законопроектов о соответствии их Конституции РФ и Федеральным законам. Экспертиза должна быть организована в Федеральном Собрании, администрацией Президента РФ и Правительством РФ высококвалифицированными и независимыми экспертами.
Вопрос об источниках экологического права представляет собой значительную трудность, обусловленную огромным многообразием и численностью нормативно-правовых актов, которые приняты и принимаются в стране. Например, ежегодный прирост юридической информации только на общесоюзном уровне составлял более 10 млн. знаков, а на республиканских уровнях он намного выше, поскольку республиканское законодательство богаче и многообразнее в силу своей конкретизированности.
3. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА
Система экологических нормативно-правовых актов, являющихся источниками экологического права, по существу является системой законодательства и находится в постоянном совершенствовании в связи с проводимой в России подготовкой и принятием целого ряда федеральных законов в области охраны окружающей среды.
3. 1. Общепризнанные принципы и нормы международного права — источники экологического права
Иерархия эколого-правовых нормативных актов представляет собой много уровней, прежде всего международный. Так, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Использование норм международного договора для правового урегулирования имеет важное значение, потому что в качестве субъекта земельных правоотношений могут выступать иностранные юридические и физические лица.
В соответствии с ч. 3 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на обращение в межведомственные (международные) органы по защите прав и свобод человека при соблюдении определенных условий: наличия соответствующего международного договора РФ и исчерпания всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты нарушенных прав. Так, Арбитражный процессуальный кодекс РФ закрепляет приоритет правил, установленных международным договором РФ перед «внутренним» процессуальным законом (ст. 3 АПК).
В соответствии с Конституцией РФ общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами с РФ она осуществляет свои суверенные права и юрисдикцию на своем континентальном шельфе и исключительной экономической зоне.
3.2. Конституция Российской Федерации — источник экологического права
Далее следует конституционный уровень, являющийся ведущим началом всего нормотворчества. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ст. 15).
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией РФ, Федеральным договором о разграничении предметов ведения и полномочий (ст. 11).
Вслед за Федеративным договором Конституция РФ вводит в научный оборот трехзвенное определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и природы: природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (п. «д» ст. 72 Конституции РФ)
3.3.Конституционные Федеральные законы — источники экологического права
Третьим после конституционного уровня являются конституционные Федеральные законы, которые принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (ст. 65, 66, 68, 70, 84, 114, 118, 128 и 135).
Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый конституционный Федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию (ст. 108).
3. 4. Федеральные законы — источники экологического права
Уровнем источников экологического права является уровень Федеральных законов.
Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Затем принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации.[3]
Ст. 106 Конституции РФ устанавливает перечень Федеральных законов, которые после принятия их Госдумой подлежат обязательному рассмотрению их Советом Федерации.
Право законодательной инициативы закреплено в ст. 104 Конституции РФ. Основополагающие положения экологопользования закреплены в Конституции РФ, в конституциях республик в ее составе и законодательных актах других субъектов РФ. На основе и во исполнение конституционных законов, принятых РФ, республики в составе РФ и другие субъекты РФ принимают нормативные акты, регулирующие различные аспекты экологопользования, относящиеся к их компетенции.
19 декабря 1991 г. был принят Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды»[4]. Этот Закон состоит из преамбулы, 15 разделов и 94 статей.
Раздел I. Общие положения (ст. 1—10);раздел II. Право граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду (ст. 11 — 14);раздел III. Экономический механизм охраны окружающей природной среды (ст. 15—24);раздел IV. Нормирование качества окружающей природной среды
(ст. 25-34);раздел V. Государственная экологическая экспертиза (ст. 35—39); раздел VI. Экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию предприятий, сооружений и иных объектов (ст. 40—44);раздел VII. Экологические требования при эксплуатации предприятий, сооружений, иных объектов и выполнении иной деятельности (ст. 45—57); раздел VIII. Чрезвычайные экологические ситуации (ст. 58, 59);раздел IX. Особо охраняемые природные территории и объекты (ст. 60-67);раздел X. Экологический контроль (ст. 68—72);раздел XI. Экологическое воспитание, образование, научные исследования (ст. 73—77);
раздел XII. Разрешение споров в области охраны окружающей природной среды (ст. 78—80); раздел XIII. Ответственность за экологические правонарушения(ст. 81-85);раздел XIV. Возмещение вреда, причиненного экологическим правонарушением (ст. 86—91);раздел XV, Международное сотрудничество в области охраны окружающей природной среды (ст. 92—94).
Указанный Закон является первым систематизированным нормативно-правовым актом, появления которого давно ждала юридическая общественность России. Он регулирует основные взаимосвязанные отношения общества и природы и специфические отношения, обусловленные особенностями природных объектов. Однако многие положения этого Закона требуют серьезных корректив. Он, прежде всего, противоречит Конституции РФ, принятой в 1993 г., которая объектом правового регулирования определяет не природную среду, а окружающую среду в целом. Изменилась структура власти и управления, изменился сам подход к определению экологической безопасности и экологического ущерба, нуждаются в закреплении права субъектов РФ в области охраны окружающей среды, в совершенствовании — экономический механизм ответственности за экологические правонарушения и многие другие.
Новая Конституция Российской Федерации значительно расширила круг взаимоотношений в сфере взаимодействия общества и природы, обозначив объектом правоотношений окружающую среду в целом (см. ст. 42 и 58 Конституции РФ). Поэтому в проекте Федерального закона «Об охране окружающей среды», который подготовлен в Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, идет речь не только о компонентах природной среды (земле, недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе и т. п.), а о всей совокупности материальных (в том числе и природных) и культурно-исторических объектов, которые составляют среду обитания человека и обеспечивают условия его жизнедеятельности и состояние здоровья. Субъектами правоотношений при таком подходе должны выступать субъекты хозяйственной и иной деятельности, органы государственного контроля (надзора) и управления, а также граждане, право которых на благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией РФ[5].
Качество окружающей среды зависит от хозяйственной и иной деятельности огромного числа субъектов правоотношений по ее использованию и охране. Вот почему в круг отношений, регулируемых новым законодательным актом, который будет принят вместо уже устаревшего Закона от 19 декабря 1991 г., должны входить нормы права, регулирующие государственное устройство и территориальное деление, отношения собственности, а также в области налогов и финансов, права граждан и общественных объединений; отношения в социальной, экономической и хозяйственной сферах государственной жизни1.
Кроме Закона «Об охране окружающей природной среды» были примяты Закон. РФ «О безопасности» (5 марта 1992 г.); Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»' (19 апреля 1991 г.); «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан»2 (22 июля 1993 г.) и некоторые другие, подробная характеристика которых будет дана в соответствующих главах настоящего учебника.
3.5. Указы Президента РФ — источники экологического права
Статьей 90 Конституции РФ установлено, что Указы Президента РФ занимают особое место среди источников экологического права и не относятся к подзаконным нормативным актам.
В качестве примера можно привести Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» Указ Президента РФ от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 г. «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию».
3.6.Подзаконные нормативно-правовые акты органов исполнительной власти как источники экологического права
Среди источников экологического права особое место занимают Указы Президента РФ. Конституция РФ не относит их к подзаконным нормативным актам. Указами Президента регулируются экологические общественные отношения.
Подзаконные нормативно-правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти, можно подразделить на три основные группы:
а) правительственные нормативно-правовые акты;
б) межведомственные нормативные акты, принимаемые органами управления (регулирования) межведомственной компетенции;
в) ведомственные нормативные акты, принимаемые министерствами
и ведомствами.
3.7.Нормативно-правовые акты субъектов РФ как источники экологического права
В республиках, входящих в состав РФ, роль источников экологического права выполняют Конституции республик, а также законодательные акты по отдельным вопросам использования и охраны природных ресурсов и об охране окружающей среды. В роли источников также выступают нормативные Указы Президентов республик (там, где они выбраны), а также нормативные Постановления и Распоряжения Правительств в субъектах РФ.
В соответствии с Указом Президента РФ от 22 октября 1993 г. «Об основных началах организации государственной власти в субъектах РФ» были проведены выборы в представительные (законодательные) органы государственной власти в субъектах РФ. Принимаемые этими органами законодательные и иные нормативно-правовые акты затем представляются на подпись главе администрации (правительства). Этими же органами осуществляется контроль за исполнением принятых ими нормативно-правовых актов[6].
Органами исполнительной власти в субъектах РФ является администрация (правительство) соответствующих субъектов РФ. Руководство их деятельностью осуществляет глава соответствующей администрации, который, как правило, назначается Президентом РФ. В совместном ведении РФ и ее субъектов находятся вопросы разграничения государственной собственности на природные ресурсы, природоресурсовое законодательство и законодательство об охране окружающей среды (ст. 72 Конституции РФ).
Субъекты РФ принимают законодательные и другие нормативно-правовые акты с учетом Федеральных законов: Земельного кодекса РФ от25 апреля 1991 г.; Закона от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», Федерального закона от 27 января 1995 г. «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» и др.
Задача 1.
По решению мэрии на окраине города был выделен земельный участок для строительства нового зоопарка. Население района выразило категорический протест против такого строительства и добилось проведения научной экспертизы. Выводы научной экспертизы относительно допустимости строительства зоопарка на отведенном участке оказались отрицательными.
Несмотря на это строительство объекта началось, городское общество охраны природы обратилось по просьбе населения в арбитражный суд с иском, в котором опираясь на заключение научной экологической экспертизы просило отменить решение мэрии на строительство зоопарка.
Является ли проведенная экспертиза разновидностью экологической экспертизы. Какую юридическую силу имеет ее заключение. На каких принципах основывается экологическая экспертиза.
Решение.
В Российской Федерации осуществляются государственная
экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза (ст. 4 ФЗ РФ «Об Экологической экспертизе») тем самым, проведенная экспертиза не относится к экологической экспертизе.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об экологической экспертизе» Экологическая экспертиза основывается на принципах:
- презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;
- обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;
- комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;
- обязательности учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;
- достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;
- научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;
- гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения;
- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.
Задача 2.
При сбыте незаконно пойманной рыбы, жители города Волгоград были задержаны на Центральном городском рынке торгующих свежемороженой осетриной и стерлядью работниками волжской природоохранной прокуратуры. В ходе следствия выяснилось, что торговцы закупили рыбу оптом у браконьеров. Всего было куплено 100 кг осетрины (по 40 руб. за кг) и 62 кг стерляди (по 35 руб. за кг.)
Сбыть незаконную рыбу перекупщикам не удалось. Вся рыбная продукция была конфискована в пользу государства.
Имеется ли в действиях перекупщиков состав экологического правонарушения. Решите дело.
Решение.
Правонарушение представляет собой юридический факт, порождающий охранительное правоотношение. Такое правоотношение возникает в момент совершения соответствующего правонарушения и не зависит от того, обнаружен этот факт или нет, стал ли он предметом разбирательства и рассмотрения компетентными органами или нет.
О правонарушении можно говорить только тогда, когда имеются все элементы, из которых оно складывается: объект правонарушения, объективная сторона, вина, субъективная сторона и субъект, т. е. налицо состав правонарушения.
Специфика правонарушения, совершенного в области природопользования и охраны окружающей среды, позволяет определить его как экологическое правонарушение и заключается в следующем:
1. Объектом экологического правонарушения выступают общественные отношения в сфере рационального природопользования и охраны окружающей[среды.
2. С объективной стороны экологическое правонарушение представляет собой так же, как любое правонарушение, противоправное деяние, совершенное путем действия (незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников) или бездействия (невыполнения правил охраны недр)
С понятием «противоправность» непосредственно связано понятие «общественная опасность», степень которой влияет и на вид ответственности, применяемой за совершение данного правонарушения.
3. Третьим признаком состава правонарушения является вина, которая существует в двух формах: умысла (прямого и косвенного) и неосторожности (самонадеянности и небрежности)
4. Субъектом экологического правонарушения могут быть граждане (вменяемые физические лица, достигшие определенного возраста) и юридические лица.
В данном случае состав экологического правонарушения отсутствует.
Задача 3.
При проверки санитарного состояния города было обнаружено нарушение правил эксплуатации очистных сооружений. Городская ТЭЦ-1 загрязняет дымом и сажей атмосферный воздух города.
Назовите органы государства осуществляющие контроль за состоянием окружающей среды города и их полномочия. Каковы права и обязанности городской администрации по охране окружающей среды и какими нормативными актами они установлены. Какие органы осуществляют государственный контроль за состоянием атмосферного воздуха и воздухо-охранной деятельностью на предприятиях.
Решение.
В соответствии со ст. 64 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» Контроль в области охраны окружающей среды (экологический контроль) проводится в целях обеспечения органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. Государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (ст. 65 ФЗ РФ Об охране окружающей среды») В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников Правительство Российской Федерации Постановление от 21 апреля 2000 г. N 373 Государственный учет вредных воздействий на атмосферный воздух осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Министерством здравоохранения Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и их территориальными органами.
Список использованной литературы:
Нормативные правовые акты
Конституция РФ. – М., 1997.
Водный кодекс РФ. – М., 2001.
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ Об экологической экспертизе
Положение о государственном учете вредных воздействий на атмосферный воздух и их источников Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 373
Научная литература
1. Ахиджанов Ф.Х. Экологическое право. Общая часть. – М., 1995.
2. Боголюбов С.А. Экологическое право. – М., Спарк, 1998 – 375 с.
3. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – 453 с.
4. Дубовник О.Л. Экологическое право. – М., 2002 – 285 с.
5. Ерофеев Б. Экологическое право. – М., 1999. – 725 с.
6. Крассов О.И. Экологическое право. – М.: БЕК, 2001 – 648 с.
7. Краснова И.О. – Экологическое и земельное право. – М., 2001. – 435с.
8. Кузнецова Н.В. Экологическое право. – М., 2001. – 375 с.
9. Николаев А.В. Основы экологического права и проблемы экологии. – СПб., Питер, 2001. – 265 с.
10. Окунева Л.Т. Экологическое право. – Липецк, 2000. – 647с.
[1] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 36.
[2] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – С. 15.
[3] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – С. 18.
[4] Окунева Л. Экологическое право. – Липецк, 2000. – С. 42.
[5] Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: БЕК, 2003 – С. 19.
[6] Краснова И.О. – Экологическое и земельное право. – М., 2001. – С. 27.