Содержание


1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды.. 3

2. Компоненты и виды любви по Э Фромму. 4

3. Эмоциональная близость и причины избегания эмоциональной близости  6

4. Динамики любви. 7

5. Состояние влюбленности и ее отличие от любви. 9

6. Закономерности выбора партнера. 10

7. Понятие семьи, типы семей. 11

8. Типы дисфункциональных семей. 12

9. Стадии жизненного цикла семьи. 13

10. Задачи и проблемы семьи на разных стадиях. 15

11. Конфликты в семье. 19

12. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками) 21

13. Взаимоотношения между детьми в семье. 22

14. Формирование личности  ребенка в семье. 23

15. Стили семейного воспитания. 25

16. Завершение эмоциональных отношений. 28

Список литературы.. 30


1. Межличностные эмоциональные отношения и их виды


Семьи без межличностных эмоциональных отношений не бывает. В лучшем случае такую семью можно назвать деловым партнерством по совместной эксплуатации жилья и обучению детей социальным навыкам.

Воспитание детей и семейные отношения основаны на чувствах. Именно эмоциональные отношения между членами семьи создают почву для уверенности в себе и удовлетворенности своей частной жизнью.

Что-либо чувствовать – это качество, которое человека делает человеком. Чувства бывают разные – положительные и негативные, сильные и слабые, крепкие и мимолетные. Что-либо чувствовать – это не стыдно, это присуще любому человеку[1].

Конечно, одни и те же события или действия у разных людей вызывают разные чувства. В этом тоже нет ничего удивительного. Именно это делает нашу жизнь насыщенной и интересной. Именно это дает нам надежду на удовлетворение одной из главных потребностей человека – потребности в эмоциональном контакте. Из этого эмоционального контакта вырастают межличностные отношения. В отсутствии эмоционального контакта межличностные отношения сохнут и умирают.

Эмоциональные отношения психологи представляют на два вида, на одном полюсе которой  стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения (любовь), а на другом - далекие, холодные и враждебные. В  случае применительно к воспитанию детей основными средствами воспитания являются внимание  и поощрение, во втором - строгость и наказание. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств  родительской любви, имеет меньше шансов на  высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый  положительный образ «Я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве недоставало родительского внимания  и тепла.


2. Компоненты и виды любви по Э Фромму


В книге “Искусство любви” известный философ Эрих Фромм. пишет: «Любовь - не сентиментальное чувство, испытать которое может всякий человек независимо от уровня достигнутой им зрелости.

В своей работе Фромм выделяет пять компонентов, присущих каждому виду любви[2]. Это давание, забота, ответственность. уважение и знание.  Способность любви давать предполагает достижение “высокого уровня продуктивной ориентации”, в которой человек преодолевает нарциссистское желание эксплуатировать других и накоплять и приобретает веру в свои собственные человеческие силы, отвагу полагаться на самого себя в достижении своих целей. “ Чем более недостает человеку этих черт, тем более он боится отдавать себя, - и, значит, любить “, - считает Фромм.  То, что любовь означает заботу, наиболее очевидно в любви матери к своему ребенку. Никакое ее заверение в любви не убедит нас, если мы увидим отсутствие у нее заботы о ребенке, если она пренебрегает кормлением, не купает его, не старается полностью его обиходить, но когда мы видим ее заботу о ребенке, мы всецело верим в ее любовь. “ Любовь - это активная заинтересованность в жизни и развитии того, что мы любим “.  Другой аспект любви - ответственность - есть ответ на выраженные или невыраженные потребности человеческого существа. Быть “ответственным” значит быть в состоянии и готовности “отвечать”. Любящий человек чувствует ответственность за своих ближних, как он чувствует ответственность за самого себя. В любви между взрослыми людьми ответственность касается, главным образом, психических потребностей другого человека.  Ответственность могла бы легко вырождаться в желание превосходства и господства, если бы не было уважения в любви. “Уважение - это не страх и благоговение, это способность видеть человека таким, каков он есть, осознавать его уникальную индивидуальность”. Таким образом, уважение предполагает отсутствие эксплуатации. Уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание “. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания “тайны человека”, а знание - как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть.

Существует несколько видов любви, которые Фромм называет “объектами”: братская любовь, материнская любовь, эротическая любовь, любовь к себе и любовь к Богу.[3]

Под братской любовью Фромм понимает любовь между равными, которая основывается на чувстве, что все мы - одно. “ Любовь начинает проявляться только когда мы любим тех, кого не можем использовать в своих целях, “ - пишет Фромм.

Материнская любовь, которую я бы назвала любовью родительской, не деля ее на любовь отца и любовь матери; по Фромму, - это любовь к беспомощному существу.

Эротическая любовь, как то, что наиболее часто мы подразумеваем под словом “любовь” будет рассмотрена ниже.

О любви к себе Э.Фромм говорит как о чувстве, не испытывая которого, невозможно любить кого-то другого.

Любовь к Богу Фромм трактует как связующую нить человеческой души, как основу всех видов любви, способных в ней уместиться, как прародительницу родительской и эротической любви. Он говорит о ее сложной структуре и взаимосвязях со всеми гранями человеческого сознания. Но в этом, я считаю, с ним можно поспорить, так как существуют люди, за всю жизнь не познающие и не ощущающие потребности в любви к Богу, однако они становятся замечательными родителями, любящими супругами, великолепными друзьями. Возможно потому, что они исповедуют совсем другую религию - религию Любви.


3. Эмоциональная близость и причины избегания эмоциональной близости


Проявление близости предполагает заботу, сочувствие, стремление лучше узнать друг друга, физическое влечение, самоотверженность, стремление удовлетворить свои и чужие запросы, открытость, слова, которых никогда и никому не говорили до этого.

Если человек достиг такого рода эмоциональной близости с кем-то, то он достиг высшей степени близости. Такие отношения предопределяются четырьмя факторами.

 1. Доверие. Оно дарит атмосферу свободы. Отсутствуют взаимные упреки, критика, напряженность. Если люди не умеют доверять, то они страдают чувством подозрительности. Что бы вы не говорили и не делали, какие бы искренние чувства вы ни проявляли, недоверчивый человек все - равно заподозрит неладное, обвинит вас в нечестности или хитрости. Основой доверия становятся честность и уважение друг к другу.

2. Открытость. Каждый чувствует, что может быть самим собой, сбросить все свои маски. Близкие люди и радость, и горе делят всегда пополам. Если в отношениях не будет честности и открытости, то не будет ни расположения, ни его плодов, возможными станут лишь кислая падалица ревности, взаимных обвинений и нападок. Оба близких друг другу человека должны чувствовать, что их переживания значимы и что им уделяют внимание. Из таких отношений и вырастает уважение друг к другу.

3. Свобода. Даже при самых близких отношениях вы — не собственность друг друга. Каждый волен двигаться в любом направлении, будь то вместе или врозь. Независимость должна быть признана. И никаких упреков или недоверия. Если отношения отмечены честностью, открытостью и доверием, то нет нужды быть подозрительным или излишне требовательным. Каждый должен иметь возможность развивать свои собственные вкусы, таланты и способности, не испытывая давления со стороны другого.

 4. Время. Чтобы возникла близость, требуется время, и нельзя его торопить. В большинстве своем пары приходят к близости только после нескольких лет супружества, а некоторым этого достичь так никогда и не удается. Подобная эмоциональная близость, при отсутствии физической, возможна и даже желательна.

Эмоциональная близость требует большей отдачи и большей работы над собой и своими отношениями.

Рассмотрим причины избегания близости. Достичь близости, ничем не поступившись, практически невозможно. А иногда за нее приходится платить болью и обидой разрыва. Но зато и наградой в наших отношениях с другими нам служит возрастающее самоуважение, чувства того, что ты любим, что о тебе заботятся, тебя защищают радость и покой доверия. Все это перевешивает боль. Некоторые люди проходят по жизни, так и не узнав, что такое близость. О, они хотят ее, но неспособны пожертвовать тем, что для этого необходимо. Близкие отношения могут не выдержать давления родителей или сверстников, разрушиться из-за того, что не сбылись ваши надежды или ожидания, из-за вмешательства посторонних, секса, из-за переоценки системы ценностей, разницы во взглядах или от ощущения, что вас используют.


4. Динамики любви

Если однажды, роком или ненароком, человек влюбляется по самые уши, то очень часто начинает преследовать стойкое убеждение, будто любимый человек совершенно не слышит.

Так как динамика любовных отношений у мужчин и женщин несколько разнится, то и не удивительно, что подобное проявление чувства в большей мере свойственно мужчинам[4]. И как только они не получили должного отклика от объекта своей влюбленности, на них и нападает стойкое убеждение, что вновь и вновь признаваться в любви надо при каждом удобном случае. Мне трудно сказать определенно, с чем это связано и почему признание в любви приобретает столь маниакальные формы. Очевидно лишь то, что подобная линия поведения будет наименее эффективна или даже разрушительна.

Во взаимоотношении полов две вещи парадоксальным образом всегда предполагаются как обязательные: любовь и секс. Обязательства, предполагаемые из секса, означают, что секс обязывает другого человека на дальнейшее развитие отношений. Обязательства, которые предполагаются от любви, говорят о том, что уже одно признание в любви требует какого-то продолжения отношений.

Сексуальные предписывания свойственны женскому менталитету, а любовные – мужскому. И если женщина пошла на сексуальную связь с мужчиной, то это ей кажется гарантией, обеспечивающей какое-то продолжение их отношений. В свою очередь, если мужчина признается в любви женщине, он также считает ее обязанной на ответное действие. Такой стиль мышления не является уникальным для того или иного пола, эти предписания очень сильно пропитывают обе стороны, и, например, мужчина, который вступил в сексуальную связь с женщиной, и сам очень часто начинает считать себя обязанным на дальнейшее развитие этих отношений (как честный человек, обязан на ней жениться, например).

Эти представления в подавляющем большинстве случаев бессознательны, и хотя человек их осознает, он не имеет представления, откуда это берется, и почему именно так, а никак не иначе. Важно лишь знать то, что мужчины и женщины очень часто выстраивают свою линию поведения именно на основе этих представлений.



5. Состояние влюбленности и ее отличие от любви


Любовь путают с влюбленностью, между тем, в отличие от любви, влюб­ленность представляет собой состояние острой эмоциональной не­устойчивости, непрерывных колебаний между чувством взаимнос­ти, вызывающим эйфорию и блаженство, и мучительной неуве­ренностью и ревностью. Обычно влюбленность переживается как очень сильное чувство, связанное с возникновением душевной бли­зости с другим человеком. В ней находит разрешение тоска человека по защищенности, по избавлению от риска ответственности, его потребность в любовном отношении к себе.

Два человека, ранее чужие друг другу, внезапно чувствуют, что преграда между ними исчезает и они могут ощущать себя как единое целое. Момент единства становится одним из самых воз­буждающих и радостных в жизни. Но интенсивное чувство страст­ной влюбленности — еще не доказательство силы любви, нередко это лишь доказательство исходного одиночества этих людей. До возникновения влюбленности они чувствовали себя одиноко. Ощу­щение отчужденности вызывало у них тревогу, делало их такими беспомощными, что, испытав радость единства с кем-то, они пре­исполняются восторгом (катарсис)..

Двое уединяются для того, чтобы защищать, поддерживать и радоваться друг другу. Здесь мы обнаруживаем то, что достойно быть названо любовью. Оба партнера постепенно отказываются от спроецированного каждым из них образа, который был вначале источником привлекательности, отказываются для того, чтобы встретиться с гораздо более привлекательной реальностью, таящейся в каждом из них. Они готовы признать и уважать "инаковость" друг друга. Каждый из них ценит видение и таинственную судьбу другого и всеми силами содействует их развитию и осуществлению. Каждый рассматривает как свою особую привилегию возможность содействовать росту и реализации видения и судьбы другого. Любовь есть высокое побуждение индивидуума к росту и зрелости, к тому, чтобы стать чем-то внутри себя, стать неким миром, стать миром внутри себя ради другого. Это великое, почти непомерное требование, нечто такое, что избирает нас и призывает к великому. Любовь заключается в том, что двое уединяются для того, чтобы защищать.


6. Закономерности выбора партнера


Уметь определять по внешности психически-совместимых людей, можно самостоятельно выбирать партнеров, отношения с которыми будут гармоничными.

Люди боятся знать правду, и носит их по жизни, как тех мотыльков. Не понимают, что они закономерные существа в пространстве среди звезд, и подвластны времени, а время это и расстояние, и скорость, и энергия. И психика, и душа человека - это энергетическая субстанция, и каждый человек имеет свою энергетику, которая типична у каждого типа. Поэтому одни люди притягиваются, других отталкивает друг от друга, поэтому и отношения между людьми определенных типов складываются именно в определенной закономерности, поэтому и гармония возможна только между совместимыми партнерами, когда объединяется и взаимодействует их энергетика.

Психические закономерности - когда психика обоих имеет потребности, которые не в состоянии удовлетворить с этим партнером, и потому люди нервничают, раздражаются и устают, а обвиняют в этом друг друга.

Конечно, не со всеми можно создавать семью. Имеет значение и культурный уровень, и образование, и вкусы, и общность интересов, и симпатия, конечно. Поэтому специалисты определяют только, совместимы ли партнеры, а выбор, однако остается за ними.

Все отношения сперва привлекают и заинтересовывают по определенным закономерностям, втягивают партнеров в водоворот то приятных ощущений, то непонятных обид и проблем. И стараясь решить проблемы, партнеры много думают друг о друге, ищут пути к согласию, и только тогда, когда почувствуют, что будто загнаны в глухой угол, что уже болеть начинают от постоянных стрессов и депрессий, вот тогда уже находят тот единственно правильный выход - расставание.

Конечно, не со всеми можно создавать семью. Имеет значение и культурный уровень, и образование, и вкусы, и общность интересов, и симпатия, конечно. Поэтому специалисты определяют только, совместимы ли партнеры, а выбор, однако остается за ними.


7. Понятие семьи, типы семей


Семья - это  сплав 3  любовей: супружеской,  родительской  и  детской.  Любовь не  отделима от долга,  верности, самодисциплины , общности  интересов  и целей, ответственности, взаимного уважения, гордости друг за  друга. 

Хорошая  семья - один  из  важнейших  компонентов  человеческого  счастья. 

Каков  же тип  семьи  существует  в  современном  обществе?  В современных  условиях  семью  характеризует:

во-первых,  социально-классовый  признак - семья  рабочего  (фермера,  кооператора,  арендатора),  представителя  интеллектуального  труда;

во-вторых, - городская,  сельская  (по  типу  поселения);

в-третьих, однонациональная, многонациональная  (по  национальному  признаку);

 в-четвёртых,  по  времени  существования  (семья  молодоженов,  молодая  семья,  семья,  ждущая  ребёнка,  семья  среднего  супружеского  возраста, семья  старшего  супружеского  возраста,  пожилая  супружеская  семья и  т.д.); в-пятых, по количеству членов семьи (бездетные семьи, многодетные семьи,  многодетные  семьи  и  т.д.)[5]

Если  первых  три  типа  семьи  характеризуются  довольно  просто,  то  два  последних  имеют  много  различий.

Большинство семей  проходит  ряд  этапов,  последовательность  которых  складывается  в  семейный  цикл,  или  жизненный  цикл  семьи.  Выделяется  различное  число  фаз  этого  цикла:  образование  семьи - вступление  в  первый  брак;  начало  деторождения - рождение  первого  ребёнка;  окончание  деторождения - рождение  последнего  ребёнка;  «пустое  гнездо» - вступление  в  брак  (и  выделение  из  семьи)  последнего  ребёнка;  прекращение  существования  семьи - смерть  одного  из  супругов. На  каждом  этапе семья  обладает  специфическим  социальными  и  экономическими  характеристиками.  Жизненный  цикл  семьи,  который  иногда  называют  моделью  развития  семьи,  исследуется  по  шкале  возраста  супругов  либо  возраста  семьи,  под  которым  понимается  продолжительность  брака  супружеской  четы,  образующей  ядро  семьи.  Нормальная  последовательность  фаз  семейного  цикла  может  нарушаться  вследствие  смерти  какого-либо  из  членов  семьи,  разделения  или  воссоединения  родственников  или  прекращения  брака,  вступления  во  второй  брак  и  т.д.


8. Типы дисфункциональных семей


В дисгармоничных семьях равновесие во взаимоотношениях используется только для того, чтобы избежать изменения, развития и появления связанных с этим возможных тревог и потерь. Равновесие престает быть формой адаптации семьи к задачам оптимального выполнения внешних и внутренних функций. Семейные узы оказываются лишь способом сохранения некоторого равновесия, на деле препятствующего развитию личности членов семьи и их взаимоотношений.

Выделяют следующие типы дисфункциональных семей:

1.     Несбалансированные семейные структуры (например, проблемные типы семьи по Д. Олсону, 100% обследованных семей наркоманов).

2.     Структуры, несущие в себе аутсайдеров, то есть людей с низким со-циометрическим статусом. Например, один из детей рассматривается родителями как нелюбимый (64% обследованных семей наркоманов).

3.     Структура, стабилизирующаяся на основе дисфункции одного из ее членов. Такие структуры поляризованы по принципу: "здоровые члены семьи" -"козел отпущения" или "больной" член семьи (89% обследованных семей наркоманов).

4.     Коалиции через поколения, которые помогают членам семьи, чувствующим слабость, справиться с теми, кто кажется им сильнее. Коалиция позволяет ее членам совладать с низким самоуважением, уменьшить тревогу и контролировать третью сторону. Например, когда один из родителей (мать) образует коалицию с ребенком против другого (отца); когда бабушка (дедушка) образует коалицию с ребенком против родителей и так далее (67% обследованных семей наркоманов).

5.     Скрытая коалиция, когда ее наличие не признается членами семьи. Обычно она возникает на основе совместного секрета через идентификацию двух членов семьи и часто выражается в подкреплении симптоматического поведения (42% обследованных семей наркоманов).

6.     Перевернутая иерархия, когда по каким-либо причинам статус ребенка в семье становится больше, чем статус одного или обоих родителей. Например, отец с дочерью могут вести себя как супруги и относиться к матери и остальным членам семьи как к младшим. Другой случай, когда один из родителей заболевает, и тогда ребенок может выступать в роли родителя по отношению к больному и остальным детям [66] (41% обследованных семей наркоманов).

9. Стадии жизненного цикла семьи


Дж. Зибах определяет развитие семьи как закономерную последовательность изменений, протекающих во времени, в процессе которых появление тех или иных качеств функционирования или организации, обусловленных предыдущей стадией, определяет качества последующей стадии (1986). Существует много вариантов деления жизненного цикла семьи на стадии, этапы, периоды. Э. Дюваль (1957), Э. К. Васильева (1975), Дж. Зибах (1986) и другие авторы в качестве основных признаков, определяющих стадию развития семьи, используют факт наличия или отсутствия в семье детей, их количество, а также их возраст.

В качестве примера рассмотрим, как представляет развитие жизненного цикла семьи Э. Дюваль (1957). Она выделяет задачи, характерные для различных стадий жизненного цикла, что может быть полезным при проведении семейной психотерапии (см. табл. 1).

Таблица 1. Развитие жизненного цикла семьи (по Э. Дюваль)

Стадия

Задачи, связанные с развитием семьи

1

Супружеские пары без детей

Брак, удовлетворяющий обоих супругов. Урегулирование вопросов, касающихся беременности и желания стать родителями

2

Появление в семье детей (возраст старшего ребенка -30 месяцев)

Появление детей. Адаптация к ситуации их появления и забота о правильном развитии младенцев. Организация семейной жизни, удовлетворяющая потребности как родителей, так и младенцев

3

Семьи с детьми-дошкольниками (возраст старшего ребенка от 2,5 до 6 лет)

Адаптация к основным потребностям и склонностям детей-дошкольников с учетом необходимости содействия их развитию. Преодоление трудностей, связанных с усталостью и отсутствием личного пространства

4

Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет)

Присоединение к семьям с детьми школьного возраста. Побуждение детей к достижению успехов в учебе

5

Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет)

Установление равновесия между свободой и ответственностью. Создание круга интересов, не связанных с родительскими обязанностями, и проблемы карьеры

6

Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет дом)

Ритуализация освобождения молодых людей от родительской опеки. Сохранение духа поддержки как основы семьи

7

Средний возраст родителей (от "пустого гнезда" до ухода на пенсию)

Перестройка супружеских отношений. Сохранение родственных связей со старшим и младшим поколениями

8

Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов)

Решение проблемы тяжелой утраты и одинокой жизни. Сохранение связей и адаптация к старости. Адаптация к уходу на пенсию.



10. Задачи и проблемы семьи на разных стадиях


Закономерность чередования стадий прослеживается в большинстве семей, однако сроки смены одной стадии другой весьма вариативны. Это связано как с личностными особенностями членов семьи, так и с влиянием факторов внешней среды.

1-я стадия продолжается в среднем около 9-12 месяцев. Она характеризуется состоянием эйфории, доминирующими, а иногда и сверхценными идеями любовного содержания, усилением полового влечения. Все представляется влюбленным в розовом свете, недостатки партнера игнорируются. К концу этой стадии отношение друг к другу становится более критичным, замечаются недостатки, на которые ранее не обращали внимания. При этом нередко отношения прерываются. Однако если за это время люди стали по-настоящему близки и дороги друг другу, принимается решение вступить в брак, цель которого - укрепление отношений. Незапланированная, случайная беременность может служить своеобразным катализатором развития отношений. Довольно часто заключение брака и образование новой семьи напрямую связано с беременностью и ожиданием родов. Сам по себе ребенок при этом нередко не представляет для молодой женщины особой ценности, а лишь является средством решения личных проблем. В этом случае наблюдаются трудности формирования раннего диалога матери и младенца. Они значительно усугубляются, если ребенок не оправдывает возложенных на него надежд. Воспитание такого младенца, как правило, осуществляется по типу гипопротекции, характеризуется бессознательным или осознаваемым непринятием малыша матерью. Отмечаются неразвитость родительских чувств и воспитательная неуверенность.

На этой стадии кандидаты в супруги, как правило, очень нуждаются в психотерапии. Полагаем, что такая психотерапия, направленная на преодоление конфликтов, налаживание взаимопонимания между мужчиной и женщиной, их родственниками, имеющая целью заключение счастливого брака, вполне заслуживает названия "семейная психотерапия". Перинатальным аспектом ее является работа, направленная на предупреждение случайной беременности или беременности как средства манипуляции.

2-я стадия. Молодожены начинают жить вместе. Каждый из них имеет определенные привычки, взгляды на обязанности и стереотипы взаимоотношений мужа и жены. Строя семью, каждый опирается на свой опыт, полученный в семьях родителей. Зачастую эти представления противоречивы, что приводит к конфликтам. Только начав совместную жизнь, молодожены с удивлением отмечают, что избранник (избранница) сильно 1 отличается от того образа, который они себе создали. То, в какой степени отличаются ожидания от реальности, определяет уровень конфликтности отношений. Родители молодоженов с обеих сторон нередко нарушают границы незрелого супружеского дона (супружеской подсистемы), убеждая своих детей в том, что только их семьи достойны подражания. Конфронтация нарастает. Беременность и рождение ребенка в этой ситуации, как правило, не укрепляют, а расшатывают семью. Надежды на то, что рождение ребенка поможет улучшить отношения, обычно не сбываются. Как справедливо отмечает К. Витакер (1989), "беременности мать ослабляет связь с отцом и все больше и больше занимается значимым другим, растущим в ее утробе", а "непривязанный" отец находит себе иную привязанность - деньги, любовницу, новый автомобиль, собственную мать или алкоголь. Когда ребенок рождается, мать привязывается к нему еще сильнее. Отец еще в большей степени вынужден привязаться к чему-то на стороне, пока ребенку не исполнится года полтора. И тогда мать поворачивается к отцу, а его нет рядом. У нee развивается "чувство одиночества". В подобной ситуации ранний диалог матери с младенцем характеризуется достаточной глубиной и взаимопониманием, однако неразрешенные конфликты с мужем, его компенсаторное поведение делают женщину тревожной, эмоционально неустойчивой, что сказывается и на отношениях в диаде мать-младенец. Часто это выражается в необоснованных невротических опасениях за состояние здоровья ребенка, может появиться фобия его утраты. При этом возможно формирование как неустойчивого типа воспитания, так и потворствующей гиперпротекции. Если ребенок очень похож на отца, с которым мать находится в состоянии конфликта, вероятно развитие эмоционального отвержения.

Семейный психотерапевт, работающий с семьей, находящейся на этой стадии развития, должен стремиться способствовать скорейшему наступлению следующей стадии.

3-я стадия знаменуется окончанием противостояния. Иногда это происходит постепенно, иногда - стремительно. Во втором случае после очередного серьезного конфликта, приведшего обоих супругов к пропасти окончательного разрыва, они внезапно осознают невозможность существования друг без друга. Страх потерять супруга заставляет идти на уступки, принимать его таким, какой он есть на самом деле - со всеми недостатками и достоинствами. Чтобы улучшить отношения, партнеры уже не столько пытаются изменить другого, сколько меняют себя. Совместными усилиями определяются и принимаются семейные роли, права и обязанности каждого из супругов. В этот период они начинают больше понимать, уважать друг друга. Отношения постепенно становятся все более и более конструктивными. Вызывающие столько трений сознательные или неосознанные безуспешные попытки создать копию родительской семьи наконец-то оставлены. Начинается строительство по-настоящему новой семьи, имеющей свои вкусы, ритуалы, обычаи, традиции. Начинается взросление семьи, укрепление ее внешних границ от внешних посягательств. Совместное творчество увлекает, сплачивает еще больше. И вершиной этого творчества может стать совместное желание иметь ребенка, а также деятельность, направленная на достижение этой цели. Новорожденный в такой семье желанен, любим. Для родителей он представляет самостоятельную ценность, а не средство манипуляции, позволяющее решать какие-то личные проблемы. Стабильность родительских отношений, пронизанных взаимопониманием, любовью и благодарностью друг к другу, - главный гарант безопасности младенца. В этой стадии условия формирования раннего диалога младенца и матери наиболее благоприятны. Именно при рождении ребенка в этой стадии правомерно говорить скорее не о диаде, а о триаде: мать-младенец-отец. Это связано с тем, что в данном случае отец не чувствует себя лишним и обычно так же, как и мать, устанавливает ранний диалог с ребенком. Условия благоприятны для формирования гармоничного семейного воспитания.

 4-я стадия характеризуется стабильностью и всеми особенностями, характерными для заключительного этапа предыдущей стадии развития малыша: через некоторое время после его рождения, приносящего столько радости, у супругов возникает желание иметь еще одного ребенка. В периоде зрелой семьи рождение детей происходит в ситуации, благоприятной для формирования раннего диалога младенца с родителями, для гармоничного воспитания.

5-я стадия, как уже указывалось, часто совпадает с периодом личностного кризиса середины жизни одного или обоих супругов. К этому времени дети подросли, отношения между супругами стали привычными, рутинными, потеряли остроту. бессознательный страх того, что оставшаяся половина жизни будет сплошь состоять из выполнения семейных и служебных обязанностей, которые порядком надоели, заставляет предпринимать попытки каких-то изменений. Человек нередко пытается выйти за рамки своего жизненного сценария, поменяв работу, семью, место и даже страну проживания.

Если до этого семейная жизнь протекала гладко и супруг был достаточно внимателен к своей "половине", то он своевременно понимает, что с любимым человеком происходит неладное, помогает ему справиться с кризисом. В противном случае возникает реальная угроза разрыва. Попытка предотвратить его с помощью беременности и родов, которые иногда предпринимаются одним из супругов (чаще женщиной) или (реже) с обоюдного согласия, к успеху почти никогда не приводят. Ранний диалог с родившимися в этой ситуации детьми имеет недостатки, во многом напоминающие отмеченные у рожденных в стадии добрачных отношений, аналогичные отклонения семейного воспитания.

В отличие от других стадий, в этот период супруги, испытывающие личный кризис и нередко стоящие на грани развода, довольно часто сами обращаются за помощью к психотерапевту. Методики семейной психотерапии, ориентированной на супружескую пару и ее психологические проблемы, призванные помочь супругам преодолеть кризисную ситуацию и достигнуть гармонии во взаимоотношениях, довольно хорошо разработаны.

6-я стадия - заключительная стадия развития семейных отношений, на которой может родиться ребенок. Если семья сумела пережить кризис, иногда отношения между супругами становятся еще более близкими и доверительными, чем до него. Именно в этой ситуации может возникнуть желание родить еще одного ребенка. Так появляются на свет дети, имеющие сибсов, которые старше их на 5-10 лет. Новорожденные любимы, их появление на свет радует всех, включая сестер и братьев. Семейная ситуация благоприятствует формированию раннего диалога, семейное воспитание таких детей чаще всего происходит адекватно, реже - по типу потворствующей или доминирующей гиперпротекции.

Таким образом, формирование типа семейного воспитания во многом зависит от стадии развития семейных отношении, во время которой был зачат ребенок, протекала беременность, произошло родоразрешение: на 1-й, 2-й, 5-й стадиях чаще возникают отклонения в семейном воспитании, а на 3-й и 6-й стадиях условия благоприятствуют формированию гармоничного стиля воспитания.

11. Конфликты в семье


Негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии между супругами, называется дисгармонией, дестабилизацией семейной структуры. Семейный конфликт представляет собой сложное явление. Причинами его, с одной стороны, являются нарушения в системе взаимоотношений - их ригидность, конкурентный характер, формальность, неравенство, с другой - искажения в личных установках, ролевых ожиданиях, способах перцепции.

А теперь рассмотрим основные моменты характерные для возникновения и проявления семейного конфликта. Все трудности, с которыми сталкивается семья можно разделить по длительности и силе их действия[6].

·         сверхсильные раздражители. Например, смерть одного из членов социального статуса. Болезнь близкого и т. п.

·         длительные(хронические раздражители). К таким трудностям относятся, например физическая и психическая нагрузка в быту, на производстве, трудности в связи с решением жилищных проблем, длительный и устойчивый конфликт между членами семьи

выделяются еще два типа

·         Трудности, связанные с резкой сменой образа жизни семьи. Это психические трудности которые возникают на границе смены этапов жизненного цикла, о которых говорилось выше. Такие переходы сопровождаются резким изменением образа жизни.

·         Трудности связанные с их суммированием и наложением друг на друга. например, необходимость практического решения проблеме в начале второго этапа то есть после появления в семье первого ребенка, завершение образования, освоение профессии, уход за ребенком, первичное обзаведение имуществом, решение семейной проблемы.

По источнику возникновения семейные проблемы разделяют на три типа.

Связанные с этапами жизни семьи, то есть трудности первичные, которые переживаются всеми семьями в более или менее острой форме, адаптация к друг другу, формирование отношений с родственниками на первом этапе; проблемы воспитания и ухода за ребенком ведение трудоемкого домашнего хозяйства на втором. Эти трудности в определенные моменты жизни семьи приводят к кризисам. первый кризис возможен в конце первого года совместной жизни. Второй между третьим и седьмым годами. Третий между семнадцатью и двадцатью пятью годами.

Трудности, обусловленные неблагоприятными вариантами жизненного цикла - это, те которые возникают при отсутствии в семье одного из её членов (супругов, детей). Причинами могут быть развод, длительная разлука супругов, наличие внебрачного ребёнка.


12. Взаимоотношения между супругами и старшими родителями (бабушками, дедушками)


Рассматривать семью нужно  как систему, в которой все ее члены взаимосвязаны, и изменения в одном составляющем приводит к изменению всей системы в целом.

Молодые люди, вступившие в брак, выходят из двух разных семей с разными стилями жизни и внутрисемейного общения. Эти две семьи нельзя сбрасывать со счетов, так как они оказывают влияние на молодую семью, несмотря на проживание в отдельных квартирах, в разных городах и странах.

Хотелось бы процитировать яркие и точные слова американского психотерапевта Карла Витакера: "Он думает, что женился на этой женщине. На самом деле он вступил в брак с другой семьей. Он должен завоевать и отнять у них эту женщину, поскольку ее биологическая связь со своей семьей гораздо сильнее, чем психосоциальная связь с ним. То же самое можно сказать и про другую сторону. Она думает, что завладела им, а на самом деле она просто стала дочерью второго сорта для его родителей, которые хотят воспользоваться ею для продолжения своей семьи, но не хотят отвечать за нее как за члена своей семьи."

 После заключения брака неизбежно возникает соревнование в том, какую же из родительских семей будет воспроизводить молодая семья. Семья мужа хочет, чтобы его новая семья была такой же как у них, а семья жены ждет, что все в молодой семье будет соответствовать Их привычному укладу ( в первую очередь способ воспитания детей).

Кроме того, на символическом уровне семья родителей одного из супругов пытается "усыновить" другого супруга, сделать его как бы еще одним своим ребенком или, наоборот, воспринимает его как грабителя, похитившего их чадо и борется с ним.

Не всегда описанные выше отношения проявляются так ярко и необходимо отметить, что они осуществляются не на сознательном, а на бессознательном уровне. Если молодым супругам не удалось установить с родительскими семьями друг друга равные отношения, исключающие усыновление, то бессознательные игры продолжаются и после появления внуков. Две пары бабушек и дедушек стоят перед проблемой какому роду принадлежит внук (внучка) - его или ее. Оценивается внешнее сходство, проявления темперамента и характера.

Итак, гармоничный брак подразумевает установление с родительскими семьями равных отношений (без усыновления-удочерения и борьбы с похитителем), затем становление равных отношений сверстников между супругами, а не родительско-детских, и создание истинного союза двух семей, тех семей, откуда вышли он и она.

В свою очередь, гармоничные отношения между старшими родителями (это "калька" с французского grands-parents) и младшими родителями залог становления отношений между дедушками-бабушками и внуками. Тем более, что то как обращение с родителями, служит примером для подражания детям. Когда они вырастут, велика вероятность, что с нами они будут вести себя так же, как мы ведем себя с нашими родителями, их бабушками-дедушками.


13. Взаимоотношения между детьми в семье


Как правило, взаимоотношения между детьми в семье носят различный характер. И по этому поводу выделяют следующие рекомендации для родителей:

Первое. Не стравливайте детей по принципу старший - младший. Не стремитесь любить их в соответствии с этой нелепой иерархией. Но и уравниловки здесь не получится, даже если у вас близняшки. Каждый из ваших детей - отдельная личность, и ему нужна индивидуальная любовь. Дети обязательно оценят ваш дифференцированный подход. И тогда им не из-за чего будет соперничать: ведь каждый ребенок получит от родителей именно то, что нужно лично ему.

Второе. Никогда не связывайте детей друг с другом насильно. Лучший способ избежать конфликтов сестер (да и братьев ) - это опять-таки позволить им быть самостоятельными личностями и вести самостоятельную жизнь. И если они захотят время от времени встречаться - сами и решат, как часто это делать. Не навязывайте детям общество друг друга "под страхом родительского проклятия". А самим детям рекомендую вовремя начать самостоятельную жизнь и не быть "сиамскими близнецами", даже если это была воля родителей.

Третье. Если ваши дети - близнецы (не сиамские, конечно, а самые обычные), не стремитесь делать их одинаковыми во всем. Даже у совершенно похожих близняшек, казалось бы, с одинаковым характером обязательно обнаружатся различные интересы, и они найдут себе применение в разных областях жизни, не соперничая между собой: к этому их подтолкнет естественное стремление обрести именно свое лицо, а не быть чьей-то копией. Поэтому удержитесь от соблазна одевать и одаривать их одинаково - это обычно умиляет родителей, но не на пользу детям. Избавьте их от необходимости соперничать - в первую очередь в интимном плане, если это девочки.


14. Формирование личности  ребенка в семье


Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)

Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка, тем самым, оказывая прямое влияние на формирование его личности.

Формирование личности человека происходит не в идеальных условиях. Какими бы хорошими людьми не были родители супругов, они имеют те или иные недо­статки характера и стиля поведения, которые так или иначе могут передаваться детям в процессе семейного общения, влияния, подражания, т. е. не путем генетиче­ской наследственности, а через механизмы социального наследования. Социализация и воспитание в семье по­нимаются нами как стихийное и часто неосознанное подражание или заимствование манер, взглядов, уста­новок родителей.

На производстве деятельность родителей подчиняет­ся системе формальных и неформальных групповых норм, правил приличия, этикета и т. д. Внешне поведе­ние родителей может быть вполне социально приемле­мым, так как оно подчиняется бытующей морали, пра­вилам и нормам взаимоотношений. Однако внешняя социальная форма поведения супругов может резко расходиться с действительными их качествами и свойства­ми. Она, т. е. форма поведения, является ролевым, за­данным поведением в том или ином коллективе или малой группе. Служебные роли и обязанности задают определенный стандарт поведения. Множественность ро­лей, которые исполняют родители в обществе (руково­дитель группы, член партбюро, болельщик, рыболов, руководитель семинара,   командировочный, зритель, участник спортивных соревнований и т. д. и т. п.), нала­гают на их поведение особые черты. Однако семейное поведение родителей значительно отличается от всех других ролей и типов поведения в иных ситуациях. Это поведение меньше всего задано внешними стандартами, образцами, моделями, обязательными нормами и прави­лами поведения и наиболее адекватно психологической сущности родителей.

Поэтому поведение родителей в семье иногда выхо­дит из-под самоконтроля и тогда, когда рядом с ними находятся дети. И эти дефекты поведения родителей, де­фекты их собственного воспитания, недостатки характе­ра так или иначе будут улавливаться и восприниматься детьми. Опыт семейных взаимоотношений—и положи­тельные, и отрицательные моменты — становится решаю­щим для человека, когда он начинает строить свою семью. Поэтому не случайно, по наблюдениям некото­рых психологов, большая часть счастливых браков за­ключается выходцами из благополучных, счастливых семей.


15. Стили семейного воспитания


Отношения в семье можно представить в виде формулы:

система семейных отношений = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Мы рассмотрим отношения родителей и детей. Эти отношения принято называть стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания в значительной мере зависит психическое и в целом - общее развитие ребенка.

Воспитание по типу Золушки. Родители, придерживающиеся этого стиля воспитания, чрезмерно придирчивы к своим детям, требуют от них беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения семейным традициям. Они враждебны или недоброжелательны к ребенку, не дают ему нужной ласки, теплоты. Забитые, робкие, вечно под страхом наказания и оскорблений, многие из таких детей вырастают в дальнейшем неряшливыми, пугливыми, не способными постоять за себя. В некоторых случаях у детей появляется стремление к самоутверждению через агрессивность и конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям. Эти дети, обостренно переживая несправедливое отношение к ним родителей и других взрослых, много фантазируют, уходят в мир фантазий, вместо того, чтобы активно действовать.

Пошаговый контроль родителей за действиями ребенка исключает не только возможность свободы для него, но и исключает доверие между детьми и родителями. В условиях недоверия и ограничения свободы подавляется поисковая активность детей, гасится инициатива и воображение. Чем старше становится ребенок, тем большую нетерпимость он проявляет к требованиям родителей. На этой почве возникают конфликты, иногда с плачевным исходом. У детей развивается чувство неполноценности, отверженности.

Воспитание постоянной опекой. Родители тепло относятся к своим детям, но контролируют каждый их шаг, не позволяют им ничего, что могло бы вызвать недовольство взрослых. Постоянная опека приводит к тому, что ребенок лишен самостоятельности. Его инициатива подавляется, он не может проявить свои способности. Среди таких детей вырастают зависимые, необщительные, инфантильные, неприспособленные к жизни, эгоцентричные люди. Они привыкают к тому, что за них кто-то все решает, и им не остается ничего другого, как подчиняться чужой злой воле.

Воспитание по типу кумира семьи. При таком стиле воспитания выполняются все требования и малейшие капризы ребенка. Вся семья стремится удовлетворить его желания и прихоти. Дети растут своевольными, упрямыми, не признающими запретов, не задумывающиеся о материальных и иных возможностях родителей. Эгоизм, безответственность, неспособность отсрочить получение удовольствия, потребительское отношение к окружающим - вот следствия такого воспитания.

Воспитание равнодушием. Ребенок не получает в семье ни тепла, ни внимания, он предоставлен сам себе, никем не контролируется. Никто не формирует в нем навыки социальной жизни, не обучает его пониманию "что такое хорошо, а что такое плохо". У таких детей возможны серьезные нарушения поведения. Это воспитание, на почве которого произрастают многие формы нарушения, вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно было бы охарактеризовать как безнадзорность. Для исправления прежних плодов воспитания требуются значительные усилия.

Воспитание подарками. Существует и такой стиль воспитания, когда родители не занимаются достаточное время своими детьми, отделываясь от них подарками. Дети, воспитывающиеся таким образом, вместо того, чтобы получить от родителей ласку, тепло и заботу, получают от них суррогаты любви. Родители перепоручают воспитание своих детей родственникам, репетиторам или случайным людям, лишь бы дети не мешали им делать карьеру, работать. Такое воспитание отражается на психике ребенка, он не чувствует себя счастливым, нужным близким людям. Как правило, такие дети впоследствии сдают своих родителей в дома престарелых, лишая их своей заботы на старости лет.

Воспитание доверием. Родители предоставляют детям определенную самостоятельность, относятся к ним тепло, уважают их человеческое достоинство, позволяют часто самим регулировать свое поведение, готовы прийти на помощь, снисходительны к ошибкам, воспитывают социально адаптированных, независимых детей, способных к сотрудничеству и творчеству. Ребенку, особенно младшего школьного возраста, нужна поддержка старших, вера в то, что если он сегодня не умеет что-то делать, то завтра это у него обязательно получится.


16. Завершение эмоциональных отношений


Эмоциональные отношения супругов, как правило, проходят последовательно пять стадий. Они испытываются и мужем и женой, но для определенности опишем их в женском восприятии, поскольку у женщин эмоции проявляются более рельефно.

1) Первая стадия - период глубокой страстной влюбленности человека, когда он полностью находится под влиянием положительной установки ("герой"): супруг безраздельно занимает все внимание, окрашивая собой в радужные тона восприятие действительности, не покидая ни на минуту сознания любящего человека.

2) На второй стадии наступает некоторое охлаждение: образ любимого все реже всплывает в его отсутствие, однако одно только его появление вызывает сильный прилив положительных эмоций, любви, нежности к нему.

3) На третьей стадии происходит дальнейшее остывание эмоционального отношения. Теперь уже в его отсутствие она испытывает своеобразный психологический дискомфорт, чувствует себя плохо, всяческие "черные" мысли лезут в голову.

Если же на этой стадии не снизить интенсивность общения, начинается четвертый период, когда присутствие супруга вызывает неосознанное раздражение, когда те или иные его особенности - во внешности, поведении, привычках - воспринимаются уже как недостатки, и создаются предпосылки для размолвок. Человек начинает попадать под влияние отрицательной установки ("преступник"). Каждое слово, жест или поступок супруга воспринимается теперь с недоброжелательных, враждебных позиций, невинная оплошность его рассматривается как умышленное злодеяние: она ищет и находит злой умысел во всем его поведении, нынешнем и прошлом. Ей хочется уйти от него, постылого. При нем ее покидают всякие силы, ничего не хочется делать. Но как только он - "с глаз долой", равновесие восстанавливается.

5) На пятой стадии человек полностью находится под влиянием отрицательной установки. Теперь супруг опять целый день не выходит из головы, но это уже не тот ангел, каким он был несколько месяцев назад, теперь он наконец открыл свое "подлинное" лицо "гнусного и расчетливого злодея".

Теперь забыты все его приятные слова и поступки, зато явственно выступает и вырастает до гигантских размеров, выстраивается в единую - и бесконечную - цепочку все отрицательное в нем, совместная жизнь "теряет всякий смысл". Этот этап наиболее опасен и сопровождается обычно соответствующими отношениями, когда уже хочется бежать не от него, а к нему, чтобы сразиться с ним да побольнее уколоть его, чтобы "всю правду в глаза ему" - и о нем, и о его родных и друзьях. Общение затем временно прекращается, супруги отдыхают друг от друга, и постепенно тускнеют обиды, мелкими начинают казаться разделявшие их рвы, возвращается первый этап их взаимоотношений - во всяком случае, высший для данной пары.

Конечно, трудно провести четкую границу между двумя соседними стадиями у одного и того же человека, а тем более нельзя отождествлять положение, состояние, самочувствие, поведение на оной и той же стадии у разных людей. В первый год в периоды спада эмоционального притяжения могут еще не возникать ссоры, дело может ограничиться лишь глубокими вздохами одного и тихими слезами другой. В последующем начинается уже неосознанный поиск поводов для ссоры.


Список литературы

1.     Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. – М.: Просвещение, 1988.

2.     Василев К. Любовь.  - М.: Прогресс, 1999.

3.     Василев С. Психология любви.  - М.: Интерпринт, 1999

4.     Жуховицкий Л. Счастливыми не рождаются...  - М.: Просвещение, 1999.

5.     Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. – М.: Академия, 2002.

6.     Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000

7.     Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990.




[1] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000 – с 159.


[2] Фромм Э. Искусство любви. Минск: Полифакт, 1990. – с 25.

[3] Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. – М.: Эксмо, 2000 – с 144.

[4] Василев К. Любовь.  - М.: Прогресс, 1999.  – с 68.


[5] Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособ. / Под ред. Силяева. – М.: Академия, 2002. – с 89.

[6] Анзорг Л. Дети и семейные конфликты. – М.: Просвещение, 1988. – с 37.