Содержание
10. Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных обществах 3
Задача 5 7
Библиографический список 10
10. Особенности организации бухгалтерского дела в хозяйственных обществах.
1. Положением ведения бухгалтерского учета является обязательность его для предприятий и предпринимателей. Это означает установление для любого субъекта - юридического лица обязанности осуществления такого учета на базе единых методологических основ, определенных в Положении от 20 марта 1992 года, и иных актов, содержащих обязательные требования к порядку его организации и ведения. На правовом языке - это мера возможного и должностного поведения, которая может быть охарактеризована как абсолютное право и вместе с тем обязанность вести бухгалтерский учет своего имущества и хозяйственной деятельности по установленным правилам.
Требование сплошного учета означает, что правомерным является только такое его ведение, когда все хозяйственно-финансовые операции находят отражение в бухгалтерских документах. Если учет ведется выборочно, он не признается достоверным и контролирующими органами должен быть отвергнут с применением соответствующих последствий (снижение расходов, включаемых в себестоимость, увеличение налогового платежа, а в соответствующих случаях и ответственность за искажение представленных данных).
Требование непрерывности учета близко по содержанию с ведением сплошного учета, разница заключается в том, что он соизмеряется со сроками ведения. Учет нельзя вести с временными перерывами, он должен быть постоянным, адекватным по времени всем совершаемым хозяйственным операциям. Нарушение этого требования повлечет те же последствия, что и нарушение требования сплошного учета.
Требование документальности учета означает письменный учет, облеченный в форму документа, имеющего обязательные реквизиты (подписи, даты, назначение операции, ее смысл).
Требование взаимосвязанности отражения учетных операций означает, что всякий документ должен корреспондировать с предыдущим и последующим документом. В частности, бухгалтерские проводки ведутся методом двойной записи. Разночтений в корреспондирующих записях и документах не должно быть. Если они допущены, то подлежат исправлению. Если за этим стоит попытка запутать учет, стремление скрыть или исказить проведенную операцию, то последствием будет восстановление ее истинного значения и помимо санкций (например, установление надлежащего взыскания излишне полученных в результате завышения цены сумм налога) могут применяться и меры ответственности (штраф).
2. В п. п. 5-6 Положения о бухгалтерском учете названы обязательные “технологические” правила ведения учета. Как оценить их с правовых позиций?
Соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества означает, что объявленная предприятием (в рамках обязательных правил ведения бухгалтерского учета) самостоятельная организация бухгалтерского учета должна выдерживаться в течение отчетного года без каких-либо изменений. Все принимаемые изменения должны быть объяснены в годовой бухгалтерской отчетности.
Правильность отнесения доходов и расходов к отчетным периодам означает, что в учетных документах не может применяться конгломеритный способ привлечения разных по времени имущественных и финансовых акций. Сопоставление их должно иметь одинаковые временные границы. Иной подход не даст объективного отражения затрат и результатов хозяйственной деятельности. Установленные временные границы - квартал, год должны составить ту картину, которая обеспечит правильное взыскание налогов и неналоговых платежей, позволит выявить объекты налогообложения, исходные величины взносов во внебюджетные фонды.
3. В Положении о бухгалтерском учете имеется раздел о требованиях к документированию хозяйственных операций. Известно, что форма любых хозяйственных акций. являясь способом выражения и закрепления соответствующих действий, приобретает в бухгалтерском учете особое значение, поскольку весь он состоит из документов. Законодатель, устанавливая соответствующую форму действий, совершаемых в хозяйственном обороте, определяет обычно и последствия ее нарушения. К сожалению, в Положении о бухгалтерском учете и отчетности не содержится таких прямых указаний. Лишь в отношении документов о приемке, выдаче товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетных, кредитных и финансовых обязательств с позиций одного реквизита - подписи главного бухгалтера, сделаны прямые указания о недействительности таких документов в отсутствие требуемой подписи. Тем не менее, оценивая совокупность требований, предъявляемых к бухгалтерским документам, можно сделать вывод о том, что их несоблюдение делает документ порочным, недействительным, вследствие чего не должна приниматься к учету зафиксированная в нем операция.
Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерская отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии с установленными порядком и сроками до передачи их в архив.
4. Положение о бухгалтерском учете и отчетности устанавливает требование денежной оценки имущества и любых хозяйственных операций. Это требование, собственно, вытекает из сущности и смысла бухгалтерского учета и отчетности. Вне стоимостных категорий они не могут выполнить своего назначения. Вопрос состоит в том, как осуществить стоимостную оценку приобретаемого имущества, принять к учету валютные средства.
Исходным является правило об учете имущества по его фактической стоимости, исходя из затрат на его приобретение, фактических расходов на строительство. Эта цена имущества, зафиксированная в учетных бухгалтерских документах, не может изменяться (исключая процессы амортизации или, напротив, достройки, дооборудования, реконструкции и т.п.) она должна переносить свою стоимость на продукцию в установленном порядке. Переоценка приобретенного имущества допускается только в меру проведения соответствующих мероприятий государством . В частности, переоценка основных фондов (средств) проводилась по постановлению Правительства РФ от 14 августа 1992 года №585 и касалась всех предприятий, независимо от форм собственности. Аналогично проводилась переоценка по постановлению от 25 ноября 1993 г. Переоценка осуществляется на основе единых методических и установленных норм. В рассматриваемом случае устанавливались коэффициенты пересчета балансовой стоимости по группам основных фондов, на базе которых и была осуществлена их переоценка.
5. Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности предприятие проводит инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. Инвентаризация представляет собой выявление фактического наличия имущества в сравнении с данными бухгалтерского учета. Она может проводиться по усмотрению предприятия, когда необходимо выявит действительное положение материальных и денежных средств.
6. В системе бухгалтерского учета особое место занимает План счетов. Он представляет собой схему взаимодействующих между собой учетных данных, соединенных в разделы и их подразделения (счета). Соединенные группы фактов хозяйственной деятельности в каждом конкретном подразделении (счете) могут быть связаны с другими корреспондирующими подразделениями (счетами) и отражают движение имущества и денежных средств по определенной схеме (плану), выражающему поступление имущества и его направление.
Такие же подразделения в целях удобства анализа могут быть введены и по другим счетам.
Счета и субсчета служат в том числе и задачам аналитического учета, характеризующего положение дел на отдельных участках хозяйствования. [4.c.45]
Задача 5.
ОАО «Север» приобретает и продает товары по договору купли-продажи на сумму 590000 руб., в т.ч. НДС 90000 руб. Покупная стоимость товаров составляет 413000 руб., в т.ч. НДС 63 000 руб. Расходы, связанные с продажей товаров составляют 40000 руб.
Товары продаются юридическим лицам. Оплата поступает на расчетный счет организации.
В соответствии с учетной политикой организации моментом реализации для целей исчисления налоговой базы по НДС является отгрузка товаров.
Организация приняла решение заменить договор купли-продажи договором комиссии и реализовать товары сторонних организаций по данному договору.
Расходы, связанные с продажей товаров составляют 40000 руб.
Комиссионное вознаграждение с НДС по договору комиссии составляет 15 процентов выручки от продаж с НДС.
Задание:
Дайте понятие договора купли – продажи и договора комиссии? В чем отличия этих договоров? Кто является сторонами этих договоров?
Сравните результаты деятельности при использовании двух договоров? Какой из договоров выгоднее для организации? Рассчитайте рентабельность деятельности организации при использовании договора купли-продажи и договорам на счетах бухгалтерского учета.
Решение
По договору комиссии
Д004 = 590000 руб. отражено стоимость товаров
15% - сумма комиссии
Д76 К90 = 590000*15/100 = 88500 руб. отгружена сумма комиссионного вознаграждения
18*100/118 = 15,25- НДС
Д90 К68 = 88500*15,25/100 = 13496,25 руб. отражена сумма задолженности перед бюджетом по НДС с суммы комиссионного вознаграждения
К004 = 590000 руб. с забалансового счета списана стоимость проданных товаров.
Д51 К 62 = 590000 руб. поступило от покупателей.
Д 44 К76 = 40000 расходы связанные с продажей
Д68 К76 = 90000 – 13496,25 = 76503,75 руб. погашение задолженности перед бюджетом
Д90 К 44 = 40000 списаны издержки связанные с продажей
Д90 К99 = 88500-13496,25-40000 = 35003,75 руб. отражен финансовый результат от реализации - прибыль.
По договору купли продажи
Д51 К90 = 590000 руб. отражена стоимость товаров реализованного по отпускным ценам с учетом НДС
Д90 К68 = 90000 – 63000 = 27 000 руб. Начислена задолженность перед бюджетом по НДС с разницы между покупной и продажной стоимостью товара
Д90 К 41 = 413000 руб. списана фактическая себестоимость реализованного товара
Д44 К 76 = 40000 руб.отражены расходы связанные с продажей
Д90 К44 = 40000 руб. списаны расходы связанные с продажей
Д90 К99 = 590000-27000-413000-40000 = 110000 руб. отражен финансовый результат от реализации - прибыль.
Рентабельность по договору комиссии = 35003,75/590000 = 0,06
Рентабельность по договору купли-продажи = 110000/590000 = 0,19
Договор комиссии – договор о посреднической деятельности, где одна сторона обязуется по поручению другой стороны за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
Договор купли-продажи – договор о продаже товаров где организация само продает свой товар другим лицам без посредника.
Отличия
1. Не владея Договор купли-продажи, является публичным
2. По договору комиссии комиссионер обязуется реализовать права, принадлежащие комитенту, продать товар который владеет комитент
3. Комиссионер имеет право получить вознаграждение
4. Комиссионер действует от своего имени данным товаром
Выгоднее осуществлять сделку по договору купли продажи, так как прибыль, полученная организацией больше.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 22 декабря 1995. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М.: Международный центр финансово-экономического развития. 1998.
2. Состав бухгалтерских проводок. М.: Приор. 2003 г.
3. Богатая И.Н., Хахонова О.П. Бухгалтерский учёт. – Ростов н/Д: Издательский цент "МарТ", 2003. – 751с.
4. Бородина В.В. Бухгалтерский учёт: Учебное пособие для вузов. – М.: Книжный мир, 2002. – 298с.
5. Козлова Е.П. Бухгалтерский учёт в организациях. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 798с.
6. Пипко В. А., Бережной В. И. и др. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие /Под общ. ред. В. А. Пипко - М.: ФБК- пресс,2001. - 510 c.