Вариант 3

Ревизия и контроль оперший с основными средствами. 2

Ситуация 1. 13

Ситуация 2. 14

Ситуация 3. 15

Ситуация 4. 16

Ситуация 5. 17

Ситуация 6. 18

Список литературы.. 19


Ревизия и контроль оперший с основными средствами

Одним из наиболее важных элементов управления предприятием (организацией) является внутренний контроль со стороны менеджмента или совета директоров.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией участников предприятия) имеет основной целью подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также нарушений правовых актов. Цель же внутреннего контроля — помочь исполнительному органу управления или совету директоров в осуществлении контроля эффективности деятельности различных звеньев управления коммерческой организацией.[1]

Функционирование системы внутреннего контроля призвано сводить к минимуму различного рода риски в деятельности организации. Таким образом, основные цели функционирования системы внутреннего контроля:[2]

1.            сохранение и эффективное использование разнообразных ресурсов и потенциалов коммерческой организации;

2.            своевременная адаптация организации к изменениям во внутренней и внешней среде;

3.            обеспечение эффективного функционирования организации и ее устойчивости, а также максимального развития в условиях многоплановой конкуренции.

В каждой организации можно по-своему рационализировать систему внутреннего контроля (СВК) исходя из внутренних и внешних условий, а также степени развития компании. Но существует ряд общих методов повышения эффективности функционирования СВК.

Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организацией, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и главного бухгалтера (бухгалтера) и иных лиц, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами установлена ответственность за их осуществление.

Проверка представляет собой единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности проверяемой организации.

Цель ревизии или проверки (далее - ревизия) - осуществление контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обоснованностью, наличием и движением имущества и обязательствами, использованием материальных и трудовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Основной задачей ревизии является проверка финансово-хозяйственной деятельности организации по следующим направлениям:[3]

соответствие осуществляемой деятельности организации учредительным документам;

обоснованность расчетов сметных назначений;

исполнение смет расходов;

использование бюджетных средств по целевому назначению;

обеспечение сохранности денежных средств и материальных ценностей;

обоснованность образования и расходования государственных внебюджетных средств;

соблюдение финансовой дисциплины и правильность ведения бухгалтерского учета, и составление отчетности;

обоснованность операций с денежными средствами и ценными бумагами, расчетных и кредитных операций;

полнота и своевременность расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;

операции с основными средствами и нематериальными активами;

операции, связанные с инвестициями;

расчеты по оплате труда и прочие расчеты с физическими лицами;

обоснованность произведенных затрат, связанных с текущей деятельностью, и затрат капитального характера;

формирование финансовых результатов и их распределение.

Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации проводится путем осуществления:

проверки учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов по форме и содержанию в целях установления законности и правильности произведенных операций;

проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ (оказанных услуг) и т.п.;

организации в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации проведения встречных проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, использования внебюджетных средств, доходов от имущества, находящегося в федеральной собственности, - сличения имеющихся в ревизуемой организации записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными, находящимися в тех организациях, от которых получены или которыми выданы денежные средства, материальные ценности и документы. Контрольно-ревизионный орган при необходимости проведения встречных проверок в организациях, расположенных на территории других субъектов Российской Федерации, обращается по этому вопросу в контрольно-ревизионные управления Министерства финансов Российской Федерации в соответствующих субъектах Российской Федерации, которые обязаны обеспечить в кратчайшие сроки проведение встречных проверок и направление материалов проверок контрольно-ревизионному органу, по просьбе которого произведены проверки. При этом в обращениях должны быть указаны полные наименования организаций и идентификационные номера налогоплательщиков (ИНН), в которых необходимо провести встречные проверки, их юридические адреса, телефоны, счета в учреждениях банка организаций, а также перечень вопросов, подлежащих проверке;

организации процедур фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций, обследований, контрольных запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов и готовой продукции, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз и т.п.;

проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, сопоставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, арифметической проверки первичных документов;

проверки использования и сохранности бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов и других государственных средств, доходов от имущества, находящегося в государственной собственности;

проверки в необходимых случаях организации и состояния внутреннего (ведомственного) контроля.

Рассмотрим подробнее порядок проведения ревизии и контроля по операциям с основными средствами. Основными источниками информации об основных средствах служат первичные документы: акты приема-передачи в эксплуатацию основных средств, накладные на внутреннее перемещение и др. Проверка правильности ведения аналитического учета может быть сплошной или выборочной.

Прежде всего, необходимо проверить, как ведется аналитический учет основных средств. Такой учет организуется по отдельным объектам, каждому из которых присваивается инвентарный номер на весь период его эксплуатации. Пообъектный учет ведется в инвентарных карточках или книгах. Ревизору необходимо проверить, как ведутся карточки или книги, а также правильность присвоения шифра амортизационных отчислений и наличие всех справочных данных.

При проверке учета, отчетности и использования основных средств необходимо установить:[4]

- обеспечен ли контроль за наличием и сохранностью основных средств;

- правильно ли отнесены предметы к основным средствам и сгруппированы согласно классификации, принадлежности и характеру участия в производственном процессе;

- правильно ли произвели оценку основных средств в учете;

- правильно ли оформлены и отражены в учете операции по поступлению и выбытию основных средств;

- правильно ли начислены и отражены в учете износ и ремонт основных средств;

- правильно ли отражены данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете и отчетности;

- приняты ли меры по обеспечению сохранности основных средств. Для этого необходимо установить, назначены ли приказом руководителя предприятия материально-ответственные лица, отвечающие за сохранность основных средств (есть ли письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности);

- соответствуют ли должности материально-ответственных лиц Перечню должностей и работ предприятия;

- созданы ли условия для обеспечения сохранности материальных ценностей (шкафы, сейфы, закрываемые помещения и т.д.);

- оборудовано ли помещение пожарно-охранной сигнализацией;

- организован ли порядок вывоза материальных ценностей с территории предприятия;

- проводились ли инвентаризации. Ревизор проверяет, как и когда была проведена последняя инвентаризация, какие были выявлены ошибки и как они исправлены. Если инвентаризация основных средств не проводилась более двух-трех лет, то аудитор может потребовать ее проведения. Это позволит более качественно провести последующую проверку.

При проверке отчетности по основным средствам ревизору необходимо проверить:[5]

- соответствие форм бланков утвержденным формам;

- соответствие записей сводного аналитического учета записям в главной книге и балансе;

- соответствие записей синтетического учета записям в главной книге и балансе;

- правильность записей в форме N 5 годового отчета о наличии и движении основных средств;

- правильность бухгалтерских проводок по учету основных средств;

- ведение учета на забалансовых счетах 001 "Арендованные основные средства" и 005 "Оборудование, принятое для монтажа".

От правильности оценки основных средств зависит правильность отражения финансовых результатов, расчетов с бюджетом по налогу на имущество и правильность составления бухгалтерской отчетности.

В соответствии с ПБУ 6/97 "Учет основных средств", утвержденным приказом Минфина России от 3 сентября 1997 г. N 65н, основные средства отражаются в учете по первоначальной стоимости, которая включает в себя сумму фактических затрат на приобретение, сооружение и изготовление.[6]

При проверке сначала надо детально рассмотреть, насколько правильно сформирована первоначальная стоимость поступивших основных средств, а также восстановительная и остаточная стоимость, числящихся на балансе предприятия основных средств. От этого зависят показатели себестоимости и финансовых результатов деятельности предприятия в той части, которая определяется суммой начисленной амортизации и списанием с баланса отдельных объектов основных средств.

Первоначальная стоимость зданий и сооружений должна быть определена на основе сметной стоимости строительства (при подрядном способе выполнения строительных работ) или фактической стоимости их возведения (при хозяйственном способе).

Сюда включаются затраты на проектно-изыскательные работы, на приобретение оборудования (включая расходы по доставке, монтажу, установке) и т.п. Не включаются в фактические затраты на приобретение основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением основных средств.[7]

Первоначальной стоимостью основных средств, полученных безвозмездно, в том числе по договору дарения, признается их рыночная стоимость на дату оприходования. Организация определяет рыночную стоимость на основе действующих цен на данный или аналогичный вид активов на дату их принятия к учету, при этом цена должна быть документально подтверждена или установлена путем проведения экспертизы.

Первоначальная стоимость основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, отличное от денежных средств, равна стоимости обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском балансе.

Если объект основных средств прошел хотя бы одну переоценку, которая изменила его стоимость, то новая стоимость называется восстановительной. Восстановительная (рыночная) стоимость основных средств - это стоимость их строительства или приобретения по действующим рыночным ценам на определенную дату.

Изменение первоначальной (восстановительной) стоимости основных средств допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов. Увеличение (уменьшение) первоначальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал предприятия.

В условиях рынка и инфляции целесообразно предоставить право предприятиям самим определять восстановительную стоимость основных средств экспертным путем, исходя из существующих рыночных цен и ожидаемых индексов инфляции, так как в условиях рыночной экономики принятие правительством решений по вопросам переоценки какого-либо имущества противоречит здравому смыслу.

Ревизору необходимо проверить:

- наличие факта создания комиссии по приемке основных средств и оформлению ее результатов;

- договоры купли-продажи основных средств (при покупке у физических лиц) с указанием стоимости объекта;

- протокол договорной цены (при внесении основных средств учредителями);

- первоначальную стоимость, указанную в актах приемки-передачи основных средств;

- правильность произведения переоценки основных средств;

- правильность отражения первоначальная стоимости после достройки, дооборудования, реконструкции или частичной ликвидации объектов;

- правильность определения инвентарной стоимости законченных строительством объектов (письмо Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций").

При проверке порядка аналитического учета основных средств на предприятии следует убедиться, что он ведется по видам и отдельным инвентарным объектам с использованием инвентарных карточек.

На основе инвентарной картотеки на каждую классификационную группу основных средств (по отраслям, признаку использования, видам основных средств) заводят карточку учета движения основных средств (форма N ОС-12). В карточке за каждый месяц указывают наличие основных средств на начало месяца, поступление и выбытие основных средств, сумму износа и затраты на капитальный ремонт.

Проверке должно быть подвергнуто наличие документального оформления операций по синтетическому и аналитическому учету движения основных средств, соответствующего типовым формам.

Ревизору необходимо проверить:[8]

- правильность норм амортизационных отчислений;

- правильность ведения аналитического учета;

- правильность составления бухгалтерских проводок по амортизации основных средств;

- наличие и правильность ведения инвентарной картотеки;

- документальное оформление операций движения основных средств.

Для учета ремонтного фонда в Плане счетов предусмотрен счет 96 "Резервы предстоящих расходов". Если приказом об учетной политике предусмотрено формирование ремонтного фонда, то предприятие ежемесячно начисляет в этот фонд необходимые суммы в соответствии с нормативом, самостоятельно утвержденным предприятием, и включает их в издержки производства. В бухгалтерском учете ежемесячно делается проводка:

Дебет 20 (23, 26) Кредит 96 - направлены средства на формирование ремонтного фонда.

По мере завершения ремонта фактические затраты предприятия относятся на уменьшение ремонтного фонда. Остатки созданного резерва на ремонт основных средств по состоянию на 31 декабря отчетного года закрываются и присоединяются к прибыли.

Если средств в ремонтном фонде зарезервировано недостаточно, то сумму превышения затрат на ремонт можно отразить как расходы будущих периодов. В дальнейшем по мере накопления в фонде средств затраты списываются на издержки производства.

Предприятия, не создающие ремонтный фонд, фактические затраты, связанные с проведением ремонта, включают в издержки производства (себестоимость).



Ситуация 1

Сверяя остатки денежных средств в конце каждого месяца, по выпискам банка и учетным регистрам, ревизор расхождений не выявил. Но, проверяя ежемесячные обороты по движению денежных сумм, на расчетном счете ревизор пришел к выводу, что невозможно выйти на конечные и начальные остатки, которые указаны в выписках банка. Что должен предпринять ревизор в дайной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизору необходимо определить, в каком периоде возникло данное нарушение, для этого необходимо проверить ежемесячные обороты по движению денежных средств за предыдущие периоды. Далее ревизор должен установить преднамеренность данного нарушения, в случае необходимость попросить дать письменные разъяснения ответственных лиц. Определить конкретные суммы расхождений на начало и конец месяца. Возможно данное нарушение возникло в предыдущем периоде вследствие невнесения в учетные регистры каких либо записей, поскольку регистры накопительные, то нарушение может отражаться и в данном периоде. По результатам проведенной проверки аудитор должен дать письменное разъяснение бухгалтеру организации о методах устранения данного нарушения. Ревизор также должен обеспечить необходимые условия для недопущения повторения данных ошибок в последующих периодах.

 Ситуация 2

В процессе проверки было выявлено, что на склад предприятия поступила плита ДСП на 500 тыс. руб., а оприходовано только на 400 тыс. руб. При этом материал был оплачен наличными и с разрешения поставщика частично с рассрочкой платежа в течение 2-х месяцев. Из не оприходованного ДСП была произведена неучтенная продукция, реализована за наличный расчет со склада фабрики. Выручка от реализации неучтенной продукции была частично направлена на оплату поставщику не оприходованного ДСП.

Какие действия ревизора в данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизор имеет дело с типичным примером «Черной кассы», в этой связи ему необходимо определить степень участия должностных лиц организации к данной операции. В случае если такая операция имела место быть, то она должна быть отражена в учетных регистрах. Ревизор должен внести в акт проверки данный факт нарушения, а также рекомендовать бухгалтерии провести дооприходование поступившего ДСП, а также изготовленной из него продукции, провести пересчет налога на прибыль организации и, если это нарушение произошло в прошлом отчетном периоде, представить в налоговый орган уточненную декларацию.

Кроме того в данной хозяйственной ситуации был нарушен лимит расчета наличными, он установлен в размере 60 000 руб. по одной операции. Для устранения данного нарушения можно рекомендовать разбить данную сумму на несколько договоров.

Ситуация 3

Ревизор установил, что за отдельными должностными лицами в течение полугодия числятся суммы дебиторской задолженности, значительно превышающие их должностные оклады. Причем, погашение задолженности производится только путем удержания сумм из заработной платы, авансовые отчеты не составлялись.

Как должен поступить ревизор в данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизору необходимо определить когда, по какому документу и с какой целью были выданы данные денежные средства. Для этого необходимо определить, не налагались ли на данных работников штрафные санкции, выдавались ли данным работника авансы или кредиты, имеются ли у данных работников подотчетные суммы, отчеты по которым не предоставлены. Поскольку у должностных лиц производят удержания, а не наоборот, то злоупотребления в данной ситуации не усматривается.

Ситуация 4

Ревизор, проверяя калькуляционную ведомость себестоимости готовой продукции, обратил внимание на несоответствие итогов по статьям затрат с расчетами при определении себестоимости за июль месяц. Так, согласно расчету в журнале-ордере №10 затраты по статье «Сырье и основные материалы» показаны в размере 418 949 руб., а в калькуляционной ведомости - 40 740 руб., по статье «Основная заработная плата производственных рабочих» меньше на 7150 руб. Имеются отклонения и по другим статьям. Общий итог по журналу-ордеру № 10 больше итого калькуляционной ведомости, на сумму 498 400 рублей.

Что должен предпринять ревизор в данной ситуации?

Ответ:

При таком большом несоответствии в суммах речи о различиях в методе оценки не может быть и речи. В данном случае ревизору необходимо проверить внесение первичных документов в Журнал-ордер №10 на предмет описок и опечаток. Проверить Расчетную ведомость по заработной плате основных производственных рабочих, возможно, была учтена депонированная заработная плата. В случае необнаружения ошибок в вышеуказанных документах, необходимо установить ответственных лиц и потребовать письменных разъяснений по данной ситуации.

Ситуация 5

При проверке на складе обнаружены излишки материалов, которые образовались из-за забракованной продукции на сумму 200 тыс. руб. Стоимость этих материалов нигде не отражена.

Какие должны быть действия ревизора в данной ситуации?

Ответ:

В данной ситуации ревизору необходимо установить лиц ответственных за списание бракованных изделий, а также определить принятые на предприятии методы оценки брака. Потребовать от ответственных лиц первичные документы по учету брака, а также письменные разъяснения о причинах несвоевременного предоставления документов в бухгалтерию для обработки. При своевременном предоставлении документов должностными лицами необходимо проверить степень их обработки, зачастую такие ситуации возникают из-за несвоевременной обработки документов.

Ситуация 6

Ревизор, проверяя акты инвентаризации, сличительные ведомости и протоколы инвентаризационных комиссий установил, что в актах имеются исправления по отдельным материалам, первые записи зачеркнуты так, что их нельзя прочитать. В сличительных ведомостях сделан зачет пересортицы с грубым нарушением Методических указаний по инвентаризации. Недостачи материалов перекрывались излишками других материалов, не входящих в данную группу. Разницу в стоимости списывали на счет 26 «Общехозяйственные расходы». Сличительные ведомости подписаны председателем и членами инвентаризационной комиссии.

Какие дальнейшие действия ревизора в данной ситуации?

Ответ:

Ревизору необходимо определить состав инвентаризационной комиссии, а также кто и с какой целью вносил исправления в инвентаризационную ведомость. При внесении исправлений в учетные регистры должна быть проставлена фамилия и подпись лица внесшего исправления. Если зачеркивания в сличительных ведомостях произведено без ведома инвентаризационной комиссии, то такое зачеркивание является подлогом для сокрытия фактов кражи имущества.

По приведенному примеру ревизор должен дать письменный отчет руководителю предприятия, в котором должен дать разъяснения о несоответствии  действий инвентаризационной комиссии требованиям законодательства, а соответственно о не квалифицированности ее членов. Ревизор должен внести предложение расформировать действующую инвентаризационную комиссию и признать результаты инвентаризации недействительными. Ревизор должен рекомендовать бухгалтерии сторнировать все исправительные записи по результатам инвентаризации. По приказу руководителя предприятия новая инвентаризационная комиссия вновь проведет инвентаризацию, результаты которой должны быть внесены в регистры бухгалтерского учета.

Список литературы

1.      Венедиктов В.И. Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах (практическое руководство) изд. 2-ое исправленное и дополненное. – М.: Институт новой экономики, 1995. – 176с.

2.      Каковкина Т.В. «Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации». Финансы. 2002, №8, с.70-71

3.      Криницкий Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизации бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 1990, 120 с.

4.      Мацкевичус И.С., Лакис В.И. Ревизия в системе экономического контроля. – М.: Финансы и статистика, 1998, 224 с.

5.      Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: учебное пособие для студентов обучающихся  по спец. «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003, 520 с.

6.      Овсянников Л.Н. «Финансовый контроль как система». Финансы 2000, №12, с. 66-68.

7.      Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: учебник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002, 320 с.

8.      Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987,127 с.

9.      Стукова С.А. Система производственного учета и контроля. – М.: Финансы и статистика, 1988,223 с.


[1] Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987,17 с.

[2] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: учебник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002, 25с.


[3] Родионова В.М., Шлейников В.И. Финансовый контроль: учебник. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 2002, 26 с.


[4] Суйц В.П. Внутрипроизводственный контроль.- М.: Финансы и статистика, 1987,87 с.


[5] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: учебное пособие для студентов обучающихся  по спец. «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003, 366. с.


[6] Каковкина Т.В. «Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации». Финансы. 2002, №8, с.70-71


[7] Мельник М.В., Пантелеев А.С., Звездин А.П. Ревизия и контроль: учебное пособие для студентов обучающихся  по спец. «Бухучет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Мировая экономика», «Налоги и налогообложение». – М.: ИД ФБК-ПРЕСС,2003, 369.с.


[8] Венедиктов В.И. Ревизия и контроль в акционерных обществах и товариществах (практическое руководство) изд. 2-ое исправленное и дополненное. – М.: Институт новой экономики, 1995. – 83с.