Стратегия рыночной конкуренции
Позиция 1.
1. Приведите три определения конкуренции. Укажите литературный источник, из которого они взяты.
Конкуренция – экономическое соперничество за право получения большей доли определенного вида ограниченных ресурсов. (липсиц)
Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, являясь атрибутом рынка. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития.
Конкуренция – состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
2. О каких предлагаемых фирмой и конкурентами выгодах идет речь? Приведите пять выгод фирмы и пять выгод конкурента.
конкурент |
фирма |
Оформление товара в кредит |
Заказ товара по телефону |
Бесплатная доставка товара |
Скидки |
Продлен гарантийный срок |
Консультации по использованию |
Персональный подбор продукта |
Бесплатная сборка на дому |
Два продукта по цене одного |
Возможность возврата в течение определенного срока |
3. Что понимается под эффективностью действия фирмы? Приведите пример.
С позиций стратегического управления эффективность деятельности организации определяется не столько как текущая прибыльность использования производственного потенциала, а скорее как процесс самоорганизации фирмы, обеспечивающий постоянный рост собственного капитала предприятия, в том числе рациональное и эффективное использование имеющихся ресурсов.
Позиция 2.
1. Дайте характеристику рынка монополистической конкуренции (три позиции).
Рынок монополистической конкуренции имеет следующие характеристики:
· На рынке присутствует относительно большое количество не слишком крупных производителей (фирм);
· Фирма продает не одинаковую, а «дифференцированную» продукцию и тем самым становится своеобразным монополистом своей марки товара;
· Власть предприятия на рынке ограничена наличием производителей аналогичных продуктов и значительной свободой входа в отрасль.
2. В чем различие (три различия) между ценовой конкуренцией и конкуренцией, основанной на качестве и сервисе? Приведите по одному примеру из отечественной и зарубежной практики.
· Конкуренция по качеству и сервису проявляется в стремлении захватить часть рынка конкурента путем выпуска новых или модифицированных видов товара, охватывая при этом все многообразные средства, которые широко используются фирмами на этапе реализации продукции (реклама, льготы, услуги производственного характера, послепродажный сервис и т.д.). Ценовая конкуренция проявляется в том, что организация стремится основным средством захватить часть рынка конкурента путем снижения (иногда повышения) цен на товары.
· Роль ценовой конкуренции при решении проблем сбыта считалась определяющей на первых этапах развития маркетинга. Конкуренция по качеству и сервису получили преимущественное развитие на современном этапе развития рынка.
· Использующие неценовую конкуренцию фирмы внешне соблюдают установленные на рынке цены; использующие ценовую конкуренцию – устанавливают цены на свою продукцию сами таким образом, чтобы завоевать преимущество перед конкурентами в глазах потребителей.
Примеры:
· Компания «Ford» предлагает автомобили по прейскурантной цене, отмечая, что они имеют ряд наиболее популярных дополнительных преимуществ: усиленные замки для окон и дверей, обогреватель для заднего стекла и т.д.
· Качественная бытовая техника в магазинах «Эльдорадо» продается по более низким ценам, чем в других магазинах, обеспечивая рост числа покупателей.
3. Причины (назовите пять) недобросовестной конкуренции. Приведите из Закона Российской Федерации, регламентирующего конкуренцию, виды недобросовестной конкуренции.
Основные причины недобросовестной конкуренции:
1) Нестабильность и разбалансированность экономики, находящейся в кризисе;
2) Неполнота и противоречивость законодательного регулирования;
3) Неэффективность налоговой и в целом фискальной политики государства;
4) Желание извлечь суперприбыль;
5) Явления социально-психологического характера: появление новых жизненных стандартов, утрата нравственных ориентиров; неготовность к жизни в условиях рынка; атрофия массового протеста к различным видам отклоняющегося поведения.
Виды недобросовестной конкуренции:
1) Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации;
2) Введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств, качества товара;
3) Некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;
4) Изготовление ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью граждан, имуществу граждан или юридических лиц, окружающей среде либо вред чести, достоинству или деловой репутации указанных лиц, а также посягающей на общественные интересы, принципы гуманности и морали.
5) Продажа товара с незаконным использованием результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг;
6) Получение, использование, разглашение научно - технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.
Позиция 3.
1. Чем обусловлен выбор потребителем товара длительного пользования на рынке?
Выбор потребителем товара длительного пользования на рынке обусловлен наличием у данных товаров следующих свойств и критериев: долговечность, надежность, своеобразная экономия средств (покупаешь один раз – пользуешься долго), практичность.
2. Почему на рынке представлено несколько разновидностей товара? Назовите пять причин.
Представление нескольких разновидностей товара обусловлено рядом причин:
1) Каждый производитель вкладывает в свой товар свою, сугубо индивидуальную идею, имеет свой секрет по его изготовлению.
2) Возможности каждого товара в удовлетворении набора нужд конкретного потребителя различны.
3) Производитель стремится получить дополнительную прибыль путем улучшения качества и модификации товара, пытаясь выделить его из числа других.
4) Покупатели имеют разные материальные возможности для покупки товара.
5) Разные ресурсы и технологии для изготовления товара.
3. Какие факторы обеспечивают победу в конкуренции марочных товаров? Приведите четыре фактора с примером для подтверждения.
Торговая марка, по сути, - обещание продавца постоянно предоставлять покупателю специфический набор качеств, ценностей, услуг. Победу марочных товаров в конкуренции обеспечивают следующие факторы:
1) Прежде всего, торговая марка вызывает в памяти определенные характеристики. Так, марка «Mercedes» ассоциируется с дорогим, высококачественным, конструктивно оснащенным, надежным, престижным, скоростным автомобилем.
2) Торговая марка есть отражение системы ценностей производителя. «Mercedes» стремится к представительности, высокой безопасности, престижу.
3) Торговая марка представляет определенную культуру. «Mercedes» - олицетворение немецкой культуры: организованность, эффективность, высокое качество.
4) Также торговая марка предлагает определенную индивидуальность. Она предоставляет дифференциацию своих товаров от товаров и услуг конкурентов. Марка «Mercedes» означает высокую технологию, представительность, успех. Именно на эти блага должна быть ориентирована стратегия данной торговой марки.
Позиция 4.
1. Назовите пять факторов, используя которые фирма обеспечивает продажу по низким ценам.
Продажу по низким ценам фирма обеспечивает, используя следующие факторы:
1) Покупка ресурсов по низким ценам для изготовления товара.
2) Продажа на местном рынке (нет затрат на транспортные перевозки).
3) Использование переработки материалов.
4) Использование стратегии прорыва (низких цен) для достижения большей доли рынка.
5) Продажа непосредственно товара по низким ценам, а сервисного обслуживания по данному товару – по высоким.
2. Каким образом и по каким параметрам фирма обеспечивает на рынке превосходство своего товара?
Превосходство своего товара фирма может обеспечить на рынке по параметрам, которые имеют ценность для потребителя. Такими параметрами могут быть: надежность, привлекательность внешнего вида, высокая гарантия, хорошие эксплуатационные характеристики, долговечность. Однако наиболее высоким будет превосходство, если фирма представит на рынок высококачественную новинку.
3. Какие преимущества должна в большей степени наращивать компания по мере развития?
Основными преимуществами, которые компания по мере развития должна в большей степени наращивать, являются:
· хороший имидж компании;
· превосходство отдельных товаров в качестве и марочное превосходство;
· сеть выгодных контактов.
Позиция 5.
1. Изделие обладает (по некоторым показателям) свойствами, превышающими потребности покупателя. Как это обстоятельство сказывается на конкурентоспособности товара?
Удовлетворение потребителя – функция и ожиданий и реальных эксплуатационных характеристик продукта. Если характеристики продукта превышают мысленно представляемые, степень удовлетворения потребителя возрастает, он абсолютно доволен. Высокая степень удовлетворения или восторг формируют не только рациональное предпочтение, но и эмоциональную привязанность к определенной торговой марке, лежащие в основе лояльности потребителя. Таким образом, товар становится более конкурентоспособным.
2. Почему изучение конкурентоспособности товара должно осуществляться непрерывно и систематически? Назовите пять причин.
Изучение конкурентоспособности товара должно осуществляться систематически и непрерывно по следующим причинам:
1) Изучая конкурентоспособность своего продукта, фирма получает информацию, которая становится основой для создания стратегии борьбы с конкурентами и модернизации данного товара.
2) Каждый товар имеет свой жизненный цикл, на каждой стадии которого конкурентоспособность различна и требуется принятие определенных для каждой стадии мер. Жизненный цикл продукта продолжается какой-то определенный отрезок времени, после чего товар уже не будет отвечать требованиям потребителей.
3) Компании должны ставить перед собой цели непрерывного изучения конкурентоспособности товара для наиболее полного удовлетворения потребителей, поскольку те из них, кто ощущает простую удовлетворенность, легко соблазняются другими, более выгодными предложениями.
4) Из-за непрерывного изменения социально-экономической, демографической и другой обстановок в стране и в мире в целом нужды потребителей и их требования к товару постоянно меняются.
5) Фирмы-конкуренты также постоянно стремятся к улучшению качества своей продукции, и если компания прекратит изучать конкурентоспособность своего товара и вносить какие-либо изменения и дополнения в продаваемый продукт, она останется далеко позади своих конкурентов.
3. В чем отличие продажной цены от цены потребления? Как эти два показателя могут быть использованы при оценке конкурентоспособности товара?
Рассмотрим на примере. За какую-то определенную цену (цена потребления) можно купить малину на рынке, но если собирать малину самостоятельно, то на первый взгляд цена (цена продажи) окажется гораздо ниже. Цена малины на рынке может показаться более высокой, однако, если подсчитать время и усилия, затраченные на сбор ягод, то другой вариант покажется более дорогостоящим. Ценность каждого варианта (а, следовательно, конкурентоспособность продаваемого товара) можно понять при сопоставлении удобства экономии времени со свежестью продукта и хорошим времяпрепровождением. Выбор какого-либо определенного товара зависит в том числе от конкретных потребностей имеющегося времени, которое можно потратить на покупку.
Позиция 6.
1. Какие преимущества и недостатки влечет применение новой технологии? Приведите пять по каждой позиции.
Применение новой технологии влечет следующие преимущества:
1) Новая технология позволяет придать товару новые привлекательные отличительные свойства: надежность, комфортность, долговечность и т.д.
2) Возможно увеличение доли рынка данной компании, ее клиентской базы.
3) Предоставляет предпринимателям нескончаемый поток новых привлекательных возможностей.
4) Предприятие получает возможность значительно уменьшить издержки при производстве и продаже продукта.
5) Фирма может позиционировать себя как организация, которая идет в ногу со временем и удовлетворяет потенциальные потребности покупателей, вызывая их восхищение.
Недостатки применения новой технологии:
1) Некоторые новые технологии отрицательно воздействуют на состояние окружающей среды.
2) Затраты на разработку нововведений могут оказаться выше расчетных. Развитие новых технологий зачастую требует терпения, значительных инвестиций и поддержки венчурных компаний.
3) Сокращение жизненного цикла товаров: если новинка пользуется большим успехом, конкуренты быстро копируют ее.
4) Применение новой технологии связано с большим риском: только 10% всех новых товаров являются действительно оригинальными и могут быть названы мировыми новинками.
5) Со времени создания новой технологии до ее внедрения может пройти много времени. За это время компания может потерять немало своих и привлеченных денег.
2. Каковы возможные варианты развития маркетингового использования технологии фирмы? Источник.
При развитии маркетингового использования технологии фирмы возможны следующие варианты:
1) Несмотря на то, что поведение фирмы на рынке характеризуется некоторой только ей одной свойственной комбинацией стратегических идей (которые значительно коррелируются с имеющимися возможностями фирмы), выбор маркетинговой стратегии диктуется определенными правилами.
В первую очередь, он зависит от того, в рамках стандартного или специализированного бизнеса лежит рыночная ниша фирмы (продуктовая дифференциация). При стандартном бизнесе компания занимается выпуском стандартных товаров, и тогда важной характеристикой, определяющей содержание её стратегии, становится масштаб дела: от глобального до локального (рыночная дифференциация).
2) Во втором случае фирма сосредотачивается на производстве редко встречающихся (или вообще отсутствующих на рынке) товаров и/или услуг (продуктовая дифференциация).
При этом она может:
а) придерживаться маркетинговой стратегии адаптации к особым запросам рынка,
б) придерживаться противоположной линии - вместо приспособления себя к требованиям рынка попытаться изменить сами эти требования (рыночная дифференциация). (Портер)
3. Назовите шесть факторов, которые обусловливают необходимость перехода фирмы к новой технологии.
Необходимость перехода компании к новой технологии обуславливают следующие факторы:
1) Развитие научно-технического прогресса.
2) Сокращение жизненного цикла товара: товар больше не отвечает требованиям и нуждам потребителей.
3) Продукт конкурентов обладает характеристиками, значительно превосходящими характеристики товара данной фирмы, и спрос на этот товар падает.
4) Выход фирмы на новые сегменты рынка.
5) Изменение нужд потребителя в связи с изменением социально-экономической обстановки в стране.
6) Желание фирмы получить дополнительную прибыль.
Позиция 7.
1. Какие условия (назовите не менее четырех) на российском рынке непродовольственных товаров оказывают наибольшее воздействие на интенсивность конкуренции? Расположите в порядке угасания воздействия. Факторы, влияющие на интенсивность конкуренции: 1) Борьба с существующими конкурентами за место на рынке. 2) Угроза от новых конкурентов. 3) Зависимость от покупателей. 4) Зависимость от поставщиков. 5) Угрозы со стороны заменителей.
2. Какие шаги можно ожидать от фирмы, которая «почувствовала» угрозу появления на рынке новых товаров взамен существующих? Укажите не менее пяти шагов.
От фирмы, которая «почувствовала» угрозу появления на рынке новых товаров взамен существующих можно ожидать следующие действия:
1) Более эффективно использовать каналы сбыта;
2) Произвести стимулирование покупок;
3) Разработать псевдомодификации товаров, т.е. не требующие больших затрат изменения внешнего вида изделия, его упаковки. Таким образом создается впечатление новых товаров;
4) Избегать проявления прямой конкуренции;
5) Осваивать новые рынки;
6) Поиск новых дополнительных направлений применения товаров, т.е. комплекс мероприятий по продлению жизненного цикла товаров.
3. Назовите не менее четырех особенностей соперничества между существующими компаниями, занятыми выпуском винно-водочных изделий.
Соперничество между компаниями, занятыми выпуском винно-водочных изделий, осуществляется по ряду параметров:
1) Различное соотношение параметра цена-качество;
2) Различная география продаж;
3) Компании выпускают винно-водочную продукцию под разными торговыми марками;
4) Разное оформление продукции;
5) Фирмы соперничают в методах продвижения продуктов, в том числе реклама;
6) Уровень уплаты налогов различен.
Позиция 8.
1. Компания в вагонах поставляет легковые автомобили своим клиентам. Назовите ее основные функции (не менее шести), в том числе возможные. Используя конкретные термины (важнейшие функции, рентабельность, продукция, доля участия в рынке, технология), определите цель данного предприятия.
Основные функции компании, поставляющей в вагонах легковые автомобили заключаются в следующем:
1) погрузка автомобилей;
2) обеспечение вагонами;
3) обеспечение безопасности перевозок;
4) доставка автомобилей в определенное место, в определенное время и в установленных количествах;
5) создание более эффективных каналов товародвижения;
6) оформление документов на станциях отправления и прибытия.
Цель данного предприятия состоит в том, чтобы, выполняя важнейшие функции, произвести эффективное продвижение продукции от фирмы-производителя до клиентов в определенные сроки и места, обеспечивая тем самым рентабельность производства фирмы-изготовителя и конкурентное преимущество и увеличивая долю рынка предприятия.
2. Укажите шансы и опасности компании (по четыре каждой), поставляющей в вагонах легковые автомобили.
Шансы |
Опасности |
Сохранность внешнего вида |
Угон |
Возможность доставки товара из одного пункта в другой |
Кража запчастей |
Экономия доставки |
Крушение вагона (повреждение автомобиля) |
Расширение сбытовых каналов |
Доставка не в нужное место (время) |
3. Сформулируйте стратегии (в трех вариантах) компании, поставляющей в вагонах легковые автомобили.
Стратегия – это путь (комплекс деятельности), который фирма выбирает для достижения своей цели.
1) Как компания, поставляющая легковые автомобили в вагонах, данное предприятие может следовать стратегии превращения продукции в товар, то есть преодоления расстояния между производителем и потребителем. Взаимосвязанными сторонами этого процесса можно считать:
· формирование каналов распределения;
· организацию реального движения товаров.
2) По-другому стратегию данного предприятия можно сформулировать как осуществление деятельности по обеспечению высокоспециализированного сервиса, что включает в себя доставку продукции, оформление соответствующих документов, оказание сопутствующих услуг (автосервис).
3) Третьим вариантом можно считать стратегию посредника, в функции которого, кроме всего прочего, входят:
· исследование рынка и запросов покупателей;
· осуществление политики в сбытовой деятельности;
· участие в планировании товарного ассортимента;
· принятие риска за функционирование канала.
Позиция 9.
1. Что вы понимаете под механизмом стратегии конкуренции?
В целом все деловые стратегии сводятся к достижению конкурентного (стратегического) преимущества, которое должно быть таким, чтобы его можно было использовать как можно дольше. Механизм стратегии конкуренции состоит в способе обеспечении доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, а также завоевании прочных позиций на рынке.
2. Как каналы сбыта оказывают влияние на выработку и претворение в жизнь стратегии конкуренции?
· Участники канала сбыта занимаются поиском покупателей и ведут с ними переговоры от лица производителей. Таким образом они берут часть расходов компании-производителя на себя, чем дают возможность вложить сэкономленные средства в совершенствование товара и производства.
· Система каналов сбыта в значительной степени формирует политику предприятия, служит фундаментом всех долгосрочных отношений.
· Каналы сбыта делают товар /услугу доступной для пользования или потребления.
· Через каналы сбыта осуществляется разработка и распространение обращений к покупателям.
Так как в общем виде стратегия конкуренции фирмы может быть определена как выделение ее сравнительного преимущества по отношению к другим фирмам, то приведенные факторы оказывают влияние на выработку и претворение в жизнь стратегии конкуренции.
3. В чем смысл высказывания японского бизнесмена (изложите в трех предложениях), президента электронной компании «Омрон»: «Используй на благо все трудности»? Источник.
Трудности можно представить как возможность для творческой деятельности, особенно, если принимать решения уже на стадии разработки изменения, а не просто осуществлять чьи-то идеи. В этом процессе можно многому научиться и стать сильнее.
Позиция 10.
1. Назовите, каких стратегий придерживаются фирмы: «КамАЗ», «МакДональдс», «Хендэ», «Красноярский алюминиевый завод», «Норильский никель».
1) Сделать спрос и предложение сбалансированными - по цене, качеству, прибыли, рентабельности.
2) Исключить возможность возникновения предложений на КамАЗовском рынке товаров и услуг вне собственной сертифицированной товаропроводящей сети, установить единые для всех жесткие правила игры. Активная борьба с "серыми" производителями на рынке, выпускающими и сбывающими нелицензированную продукцию низкого качества. Заслон тому - только сертифицированная продукция через сертифицированную торгово-сбытовую сеть с полной гарантией производителя за ее качество, а также за последующее гарантийное и сервисное обслуживание.
3) Главный конвейер должен работать ровно столько, сколько этого требует рынок.
4) Все без исключения региональные склады изначально должны создавать условия приобретения камазовской продукции во всех регионах России по единым прейскурантным ценам. Причем любой потребитель камазовской продукции и услуг должен знать и помнить: ОАО "КАМАЗ" несет полную ответственность за качество своей продукции, которая приобретается через фирменную сбытовую сеть.
6) Контроль качества поступающих на КАМАЗ комплектующих и материалов, а также соблюдению всех технологических процессов.
7) Каждое изделие, включаемое в план НИОКР, проходит оценку как с точки зрения производителя, так и с точки зрения потребителя. Вся эта работа проводится с использованием самых современных методов оценки экономической эффективности, качества и конкурентоспособности планируемых изделий, при активном взаимодействии торгово-финансовой компании и департамента развития и внедрения новых разработок.
II. Стратегия, избранная компанией МакДональдс (McDonalds):
1) Расширить общий рынок посредством новых возможностей: · Новые Пользователи · Новое Использование · Больше Использования
2) Защитить долю рынка следующими способами: · Упреждающая Защита · Защита-Контратака · Защита-Окружение · Расширение Доли Рынка
III. Компания «Хенда» выбирает следующую стратегию концнтрации: она сосредоточилась на машинах малого и сверхмалого класса и увеличивает инвестиции в производство с целью укрепить свои позиции на рынке.
IV. Предприятие «Красноярский алюминиевый завод» приняло решение увеличить уставный капитал ОАО "КрАЗ" путем размещения дополнительных акций в пределах объявленных обыкновенных акций. В данный момент идет разработка стратегии диверсификации. Источник: "ИА "Финмаркет" /НАУФОР/, 29.06.1999"
V. Следуя избранной стратегии по достижению лидирующих позиций на рынке цветных металлов, а также мировым стандартам в области корпоративного управления, компания «Норильский никель» проводит большую работу по обеспечению прозрачности внутренних процессов. Политика открытости реализуется в тесном партнерстве с различными проверяющими организациями, в числе которых и крупные аудиторские фирмы, и собственные контрольно-ревизионные подразделения «Норильского никеля». 2. Как вы понимаете стратегию сфокусированной дифференциации? Объясните на конкретных примерах (четыре примера).
Преимущество получает та компания, которая предлагает нечто лучшее, новое или быстрое. «Лучшее» означает, что товар/услуга компании превосходит продукт ее соперников. «Новое» - разработка решения, которого не существовало ранее; часто это связано с большим риском, чем просто доработка товара, но итоговый результат может быть значительно выше. «Быстрое» предполагает уменьшение затрат времени на изготовление и доставку продукта или услуги потребителю. При сфокусированной дифференциации компания будет продвигать те немногие отличия ее товара, которые являются наиболее привлекательными для целевого рынка.
Примеры.
· Даже в тех случаях, когда конкурирующие товары выглядят примерно одинаково, покупатели по-разному реагируют на имидж компании или торговой марки. Одна из основных причин выдающегося успеха торговой марки «Marlboro» на мировом рынке – образ «ковбоя Мальборо» - яркий персонаж, которому удалось затронуть сердца большинства курящих.
· Одна автомобильная компания дифференцирует свои автомобили как долговечные, тогда как конкуренты делают акцент на экономичности, комфортабельности и плавности хода.
· Компания розничной торговли «Wal-Mart» дифференцировала супермаркеты, введя в штатное расписание должность «приветствующего покупателей» - человека, который первым здоровается с посетителями при входе в супермаркет, помогает найти требуемые товары, делает небольшие подарки детям.
· Компания «Bayer» заявляет, что ее аспирин быстрее проникает в кровь.
3. Насколько целесообразно проведение одновременно двух стратегий: сосредоточения на издержках и дифференциации?
Стратегия низких издержек может стать основным методом борьбы лишь на тех рынках, где товары стандартны и не подлежат дифференциации. Для осуществления конкурентного преимущества по издержкам, можно использовать методы: максимально упростить технологию производства; упростить дизайн товара; заменить использование дорогостоящих материалов на более дешевые товарозаменители; сократить маркетинговое обеспечение; уменьшить транспортные расходы; максимально сузить ассортимент и номенклатуру, сфокусировав внимание на самых эффективных.
Стратегия дифференциации является наиболее эффективной для рынков, где потребительские запросы и предпочтения являются разнообразными и не удовлетворяются стандартными товарами. Для того чтобы стратегия была успешной, фирма должна тщательно изучить запросы и поведение потребителей. Сущностью этой стратегии является нахождение на пути быть единственным продавцом уникальных по свойствам товаров. Благодаря успешной дифференциации фирма может получить конкурентное преимущество.
Дифференцировать товар или услугу можно следующим образом: предлагать товар с большими возможностями, с более длительным сроком действия; предлагать товар, требующий меньше профилактических затрат, более удобный в эксплуатации, с большим сроком гарантии; повысить стандарты по изготовлению товара по сравнению с товарами конкурентов; предлагать товар, в большей степени отвечающий требованиям потребителя; дать преимущество в обслуживании. Для осуществления такой стратегии необходимы немалые затраты, которые в будущем по плану должны окупиться.
Значит, проведение фирмой одновременно двух стратегий – сосредоточения на издержках и дифференциации – нецелесообразно.
Позиция 11.
1. При каких условиях применяют стратегии, связанные с сегментацией рынка?
Стратегии, связанные с сегментацией рынка, применяют при следующих условиях:
· Потребительские запросы и предпочтения являются разнообразными и не удовлетворяются стандартными товарами.
· Фирма должна тщательно изучить запросы и поведение потребителей. При этом должны предлагаться такие признаки дифференциации, которые отвечают запросам покупателей, ценятся ими или являются запоминающимися.
· Когда стратегия фирмы заключается в ориентации лишь на какой-либо сегмент или нишу рынка, которые могут быть определены исходя из географических параметров, уровня дохода потребителей и т.д. При этом цель предприятия состоит в том, чтобы наилучшим образом обслужить покупателя на данном рыночном сегменте.
· Рынок слишком большой, чтобы полностью охватить его.
· При маневрировании вокруг соперника, поиске и занятии свободных рыночных ниш.
2. Дайте определение диверсификации. Укажите предпосылки для ее осуществления. Виды диверсификации. Источник.
Диверсификация – продажа нового товара на ново рынке, то есть сочетание развития товара и расширения рынка. (Практический маркетинг: Что продается? – МиМ, 1999.
Предпосылки для осуществления диверсификации:
· Отрасль не дает фирме возможностей для дальнейшего роста;
· Возможности роста становятся для фирмы значительно привлекательнее;
· Фирма уверена в прекрасных перспективах роста бизнеса, который пока отсутствует в портфеле компании.
Виды диверсификации:
1. Концентрическая, т.е. пополнение своей номенклатуры изделиями, которые с технической и/или маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы.
2. Горизонтальная, т.е. пополнение своего ассортимента изделиями, которые никоим образом не связаны с выпускаемыми ныне, но могут вызвать интерес существующей клиентуры.
3. Конгломератная, т.е. пополнение ассортимента изделиями не имеющими никакого отношения ни к применяемой фирмой технологии, ни к ее нынешним товарам и рынкам.
3. Какими основными способами фирма проникает на международный рынок? Факторы ее успеха там. Назовите четыре основных фактора.
Если фирма приняла решение о выходе на международный рынок, следующий шаг – выбор оптимального способа проникновения:
1) косвенный экспорт;
2) прямой экспорт;
3) лицензирование;
4) совместные предприятия;
5) прямые инвестиции.
Факторы успеха фирмы на международном рынке опосредованы выполнением следующих условий:
· формировать наиболее предпочтительную, с точки зрения своей результативности, структуру стратегического потенциала;
· рационализировать обеспеченность элементов стратегического потенциала требуемыми ресурсами;
· адаптироваться к условиям национальной экономики страны базирования.
Позиция 12.
1. При каких условиях фирма применяет стратегию отступления? Приведите не менее четырех примеров.
Иногда фирмы осознают, что имеющиеся ресурсы не позволяют эффективно защищать целостность своей территории, а противник активно наступает сразу на нескольких фронтах. Лучший выход из такого положения – отступление. Планируемое отступление – отнюдь не паническое бегство, а расставание с территориями, которые защитить невозможно и нецелесообразно, и концентрация ресурсов на перспективных направлениях. За последние несколько лет этим методом успешно воспользовались такие компании, как «Heinz», «General Mills», «Del Monte», «General Electrics». Так, в стратегии отступления выделялись: немедленный уход с рынка, медленный уход, обеспечивающий получение прибыли, сокращение доли на рынке до определенного минимума и т.д.
2. Чем отличается стратегия диверсификации от стратегии дифференциации? Приведите не менее пяти примеров.
Стратегия дифференциации является наиболее эффективной для рынков, где потребительские запросы и предпочтения являются разнообразными и не удовлетворяются стандартными товарами. Сущностью этой стратегии является нахождение на пути быть единственным продавцом уникальных по свойствам товаров, т.е. происходит развитие и продвижение существующего товара. Стратегия диверсификации предполагает продажу нового товара на новом рынке – разработка товара и расширение рынка.
Примеры.
· В судостроении японские фирмы избрали стратегию дифференциации и предлагают широкий выбор высококачественных судов по высоким ценам.
· Стратегия преуспевающих скандинавских судоверфей - сфокусированная дифференциация: они выпускают в основном специализированные типы судов, такие как ледоколы или круизные лайнеры. При их изготовлении применяются специализированные технологии, и продаются эти суда по весьма высокой цене, чтобы оправдать расходы на рабочую силу, которая в странах Скандинавии ценится дорого.
· Фирма «Вирджин», которая была известна в основном как поставщик продуктов для авиакомпаний, использовала стратегию диверсификации, начав продажу напитка «Вирджин-кола» для молодежи.
· Компания «Ли и Перринс» (продажа приправ к холодным блюдам) стала предлагать использовать соусы и при приготовлении горячих блюд (расширение рынка).
· К продаваемому под торговой маркой «Вискас» корму для кошек было предложено добавление – овощные кусочки (развитие товара).
3. Возможно ли проведение одновременно стратегий вертикальной интеграции и противодействующего маркетинга? Ожидаемые последствия такого сочетания стратегий.
Проведение одновременно стратегий вертикальной интеграции и противодействующего маркетинга возможно, но не целесообразно, потому что
вертикальная интеграция происходит, когда компания начинает производство ресурсов и комплектующих для своего ключевого направления деятельности (интеграция «назад»), либо создает или приобретает предприятия для дальнейшей переработки основной продукции или сбытовые структуры для ее продвижения на рынок (интеграция «вперед»), а противодействующий маркетинг направлен на убеждение людей отказаться от потребления определенных продуктов. Ожидаемые последствия заключаются в возникновении дополнительных бессмысленных затрат на противодействующий маркетинг вместо вложения денежных средств в развитие ключевого направления деятельности, что приведет к торможению его развития.
Позиция 13.
1. Дайте характеристику «дойным коровам» на рынке. Источник.
«Дойные коровы» - это бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка.
· «Дойные коровы» занимают лидирующее положение в относительно зрелой области, прибыли даёт больше, чем необходимо для поддержания её доли на рынке;
· Со временем рост отрасли замедлился;
· Они обеспечивают организации достаточную прибыль для того, чтобы удерживать на рынке свои конкурентные позиции;
· Поток денежной наличности в этих позициях хорошо сбалансирован;
· Могут приносить очень большие доходы организации.
· Для «дойных коров» необходим жёсткий контроль капиталовложений и передача избытка денежной выручки под контроль высшего руководства предприятия.
2. Почему «дети» названы «трудными»? Приведите пример из российской действительности.
«Трудные дети» (вопросительные знаки) занимают малую долю на рынке в развивающейся отрасли, для поддержания их или увеличения доли на рынке нужны значительные средства, на которое предприятие может пойти, если видит, что сможет в перспективе успешно конкурировать на этом рынке.
Это сочетание обстоятельств требует увеличения инвестиций с целью защиты своей доли рынка и гарантирования выживания на нем. Сами же эти бизнес-области с трудом генерируют доход организации из-за небольшой доли на рынке. Лидерами стали продукты быстрого питания (супы, каши), исчезли с рынка – сухие растворимые соки.
3. Что представляет собой область стратегической деятельности? Назовите области стратегической деятельности районного потребительского общества (не менее пяти наименований).
Область стратегической деятельности представляет собой область, в которой фирма осуществляет свою стратегию. При стратегическом подходе к развитию организации текущий процесс реализации стратегии оказывает активное обратное влияние на содержание стратегического анализа и стратегического выбора.
Области стратегической деятельности районного потребительского общества:
1. Заготовка, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.
2. Услуги.
3. Сельская промышленность.
4. Кредитно-страховая деятельность.
5. Оптовая и розничная торговля.
6. Общественное питание.
7. Лизинг.
8. Строительство.
9. Образовательная деятельность.
10. Внешнеэкономическая деятельность.
Позиция 14.
1. Что вы понимаете под позицией стратегической деятельности? Приведите пример.
Необходимо проводить различие между стратегической позицией компании в целом и стратегической позицией конкретной сферы деятельности. Текущая стратегическая позиция конкретной сферы деятельности отмечается на стратегической сетке. Будущая стратегическая позиция - это желаемая позиция. Путь из настоящего в будущее - стратегия отдельного вида бизнеса. Решение, касающееся желаемой будущей стратегической позиции, - это стратегическое решение, принимаемое на основе бизнес-цели.
Например, позицией стратегической деятельности фирмы может быть ускорение оборота капитала, что возможно достичь увеличением уровня рентабельности и сокращением инвестиций. В свою очередь рентабельность может быть увеличена путем повышения доходов или снижения расходов.
(Источник: Виссема Х. Стратегический менеджмент и предпринимательство, 2000).
2. На какие результаты выводит фирму стратегический анализ Мак-Кинсея? Приведите три возможных варианта.
Без стратегического анализа хозяйственной, финансовой и инвестиционной привлекательности предприятия невозможно обоснованно выбрать ни тактическую, ни стратегическую политику фирмы, которая обеспечила бы ей устойчивый рост.
1) Стратегический анализ выводит фирму на общую оценку сильных и слабых сторон компании, что позволяет их изменять;
2) Формулирование целей компании;
3) Выработка дальнейшей стратегии фирмы.
3. В чем преимущество и недостатки стратегического анализа? Назовите три признака каждого.
Преимущества:
1)Методы стратегического финансового анализа позволяют оценить внутренние темпы развития предприятия и будущую эффективность действующей деловой стратегии роста фирмы.
2) Определение стратегического оценивания в сравнении с оперативным управленческим решением по ключевым характеристикам деятельности фирмы (предназначению предприятия, основным приоритетам в менеджменте, оценке эффективности, учету фактора времени, персонал-менеджменту).
3)Процесс стратегического управления обеспечивает реализацию цели, поддающуюся принципиальной корректировке либо предполагает наличие альтернативных путей развития предприятия.
Недостатки:
1) Результаты стратегического анализа могут отражать субъективную оценку анализирующих.
2) Каждая из предложенных альтернатив требует специфической маркетинговой стратегии.
3) Необходимость частого проведения стратегического анализа в связи с изменением внешней ситуации.
Позиция 15.
1. Какие преимущества имеет фирма при проведении сконцентрированной стратегии? Приведите не менее пяти примеров.
Сфокусированная стратегия заключается в ориентации лишь на какой-либо сегмент или нишу рынка, которые могут быть определены исходя из географических параметров, уровня дохода потребителей и т.д. При этом цель предприятия состоит в том, чтобы наилучшим образом обслужить покупателя на данном рыночном сегменте. Примерами могут послужить успешное ведение дел компаний:
1) корейские фирмы "Хёндэ" ("Hyandai") и "Дэу" ("Daewoo") сосредоточились на машинах малого и сверхмалого класса;
2) тайваньские фирмы добились успеха в выпуске дешевой кожаной обуви в одном секторе;
3) итальянские фирмы – успех в выпуске модельной кожаной обуви;
4) В производстве шоколада американские фирмы ("Хёрши", «М энд М»/ «Марс » и др.) конкурируют за счет того, что выпускают и продают сравнительно небольшой набор разновидностей шоколада для определенных потребителей.
5) швейцарские фирмы ("Линдт", "Шпрюнгли", "Тоблер/Якобс" и др.) торгуют в основном изысканными и дорогими продуктами через узкие и специализированные каналы сбыта.
2) Укажите источник литературы по стратегической модели М.Портера. В чем, на ваш взгляд, основное достоинство модели как средства стратегического анализа?
Рассматривая такие факторы как наличие рабочей силы, обилие природных ресурсов, протекционистская политика правительства, различия в практике управления фирмами и др., Портер пришел к выводу, что ни один из них, взятый в отдельности, не позволяет достаточно убедительно ответить на вопрос, что же именно определяет успех или неуспех фирмы в конкуренции. Отвечая на этот вопрос, он исходит из основополагающего принципа - конкурентоспособность отражает продуктивность использования ресурсов. Принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. (Портер М. Международная конкуренция: пер. с англ./ под ред В.Д. Щетенина. – М.: Международные отношения, 1996).
3. Расшифруйте слово «болото» относительно выбора стратегии фирмой. Назовите известные вам предприятия (не менее четырех), находящихся в «болоте».
Слово «болото» можно расшифровать как отсутствие стратегии. В настоящий момент в «болоте» находятся следующие предприятия: завод имени Кузьмина, завод имени Коминтерна, завод «Комета», муниципальные предприятия пассажирских перевозок, «Роснефть».
Позиция 16.
1. Фирма вышла на совершенно новый сегмент рынка. Почему она стала обладателем конкурентного преимущества высокого порядка? Приведите шесть доказательств.
1)у фирмы появляется возможность удовлетворять новые потребности;
2) покупатели отдают предпочтение как новинке вашей продукции, а не товарам конкурентов, что обеспечивает повышение объемов сбыта и прибыли;
3) при привлечении большого числа покупателей происходит снижение издержек фирмы;
4)потребительские запросы и предпочтения являются разнообразными и не удовлетворяются стандартными товарами
5) имеются перспективы роста;
6) можно найти товару новое применение без затрат (продлить его жизненный цикл).
2. Как связано с конкурентным преимуществом размещение производства бытовой электроники в странах Азии?
Дешевая рабочая сила, иногда дешевое сырье обеспечивает снижение стоимости бытовой электроники, улучшения параметра цена-качество, что приводит к тому, что фирмы, изготавливающие бытовую электронику приобретают конкурентное преимущество.
3. Какие условия необходимо соблюдать для создания конкурентного преимущества высокого порядка? Приведите четыре условия.
1) внедрение новой технологии, производство новых и совершенствование старых товаров;
2) обеспечение полного удовлетворения нужд клиента;
3) развитие хорошей репутации фирмы;
4) Умение предприятия быть гибким.
Позиция 17.
1. Какие элементы включает в себя «цепочка ценностей» покупателей? Источник.
«Цепочка ценностей» покупателей включает в себя следующие элементы:
ценность продукта, ценность услуг, ценность персонала, ценность имиджа.
2. Что сложнее осуществить для фирмы: создать или удержать конкурентное преимущество?
Следует определить, по какому признаку осуществляется конкурентное преимущество. Если оно - по созданию нового товара, то удержать конкурентное преимущество сложнее, поскольку обычно новинки очень быстро копируются конкурентами. Если речь идет, к примеру, об имидже компании, то его сложнее создавать.
3. Итальянские фирмы, производящие керамические плитки, успешно конкурируют на международном рынке. Расположите в порядке приоритетности цепочки ценностей конкурентного преимущества этих фирм.
1) Традиции итальянской керамики (около 1000 лет);
2) Почитание итальянской керамики во всем мире;
3) Хорошее соотношение цена-качество;
4) Разнообразие видов керамики;
5) Большое количество торговых марок;
6) Эстетическая привлекательность продукции.
Позиция 18.
1. Вторая мировая война оказала влияние на создание конкурентного преимущества США. К какой составляющей конкурентного преимущества следует отнести это событие (войну)? Фирмы каких отраслей США в большей мере получили конкурентное преимущество?
Войну следует отнести к составляющей конкурентного преимущества – случаю.
Конкурентное преимущество получили фирмы следующих отраслей:
Металлургия, автостроение, самолетостроение, танкостроение, артиллерийские заводы, заводы, производящие боеприпасы, а также текстильная и пищевая отрасли промышленности.
2. Приведите примеры разрушительного влияния государственной политики на конкурентные преимущества: Японии, Южной Кореи, России, Дании.
Япония: С целью разгрузки Тихоокеанского пояса половина всех «технополисов» - новых центров науки и наукоемких производств – создается в периферийной зоне острова Хонсю, что несколько замедляет их развитие.
Южная Корея: слабая антимонопольная политика привела к тому, что, например, крупнейшая в Южной Корее нефтеперерабатывающая компания «SK Corp» имеет показатель продаж в 10% годового объема рынка нового полиэтилена повышенной температуры, который оценивается в 450 млн долларов. К 2005 году она собирается довести составить конкуренцию американской компании «Dow Chemical».
Россия: высокое и неэффективное налогообложение, отсутствие борьбы с монополиями, высокие тарифы на перевозки, энерготарифы, вмешательство государства во внутренние дела предприятий.
Дания: В связи с ухудшением экологической обстановки в мире в Дании проводят государственную экологическую политику, которая препятствует развитию отрасли животноводства.
3. Каким образом взаимодействуют параметры факторов и спроса?
Факторы представляют собой материальные (вещественные) и нематериальные условия, необходимые для формирования конкурентного преимущества в самом производственном процессе фирмы, а также в стране ее базирования.
К параметрам спроса, в первую очередь, относятся такие, как требовательность покупателей к качеству товаров и услуг; эластичность спроса по цене, уровню дохода, перекрестная эластичность; степень осознания различными социальными группами актуальности той или иной потребности, национальные традиции и обычаи; фазы жизненного цикла спроса и другие параметры, характеризующие спрос, величину спроса и их динамику.
Таким образом, в зависимости от конкретных значений (параметров) факторов и спроса фирма может получить либо благоприятные, либо неблагоприятные для создания и поддержания конкурентного преимущества условия производства.
Позиция 19.
1. Каким образом невыгодность отдельных факторов в стране способствует созданию конкурентного преимущества? Приведите конкретные примеры по странам: Голландия, Япония, Южная Корея, Россия.
Отсутствие полезных ископаемых и некоторых других природных ресурсов приводит к развитию прогресса (Голландия, Япония, Южная Корея). В Голландии малое количество земельных угодий, поэтому голландцы стремятся лучше обработать имеющиеся участки земли. От этого в стране во много раз повысилась урожайность.
Невыгодные факторы расположения России способствуют созданию конкурентного преимущества: таежные удаленные районы привлекают туристов (Алтай, Саяны, озеро Байкал)
2. Что означают факторы более высокого порядка? Их роль на конкретных трех примерах) в создании конкурентного преимущества.
К факторам более высокого порядка можно отнести:
· гибкость, многочисленность
· удовлетворение потребителя
· приспособляемость к особому рынку (узкая специализация)
· высокая производительность
· опережение в нововведениях
· цепочка ценностей потребителя
· естественный рост фирмы в ходе цикла жизни часто сопряжен с последовательной сменой стратегий.
Примеры.
1) Если предприятие имеет гибкость, оно способно быстро перестроится под сложившуюся ситуацию из предшествующей стратегии в текущую, под новые условия работы, под изменение системы организации производства и сбыта и т.д.
2) Фирма всегда будет выигрывать, получать сверхприбыль и сможет вернуть вложенные средства, если будет поставлять на рынок новые продукты и услуги хорошего качества. Компания «Sony» осознает, что продуктам свойственно развиваться, и лучшее, что может сделать компания, - возглавить процесс изменений.
3) Важно показать, какую пользу покупатель может извлечь из покупки товара и в какой степени товар отвечает его запросам: «продавай не кусок мяса, а вкус приготовленного бифштекса».
3. В России огромные сельскохозяйственные угодья. Почему фирмы страны не конкурируют в глобальных масштабах? Рассмотрите на конкретном виде продукта.
То, что фирмы страны не конкурируют в глобальных масштабах, обусловлено следующими причинами:
1) Большое количество сельскохозяйственных угодий России находится в областях рискованного земледелия. То есть возможно, что в какой-нибудь сезон пшеница не взойдет или урожай будет плохим.
2) Отсутствие передовых технологий по посеву и сборке урожая пшеницы.
3) Небольшое количество квалифицированных специалистов, выполняющих работы по возделыванию земель и низкая мотивация к высококачественному труду в сельском хозяйстве.
4) Отсутствие государственной поддержки.
5) Низкое качество пшеницы, ее неспособность вырастать во всех регионах.
Позиция 20.
1.Какие факторы оказывают влияние на объем, характер и структуру внутреннего спроса?
На объем, характер и структуру внутреннего спроса оказывают влияние факторы: демографической, экономической, природной среды, технологической и социально-культурной среды.
2. Военные расходы в России и их влияние на конкурентное преимущество страны (в выпуске бронетехники).
Бронетехника является специфическим товаром, она не относится к товарам массового потребления. Поэтому в данной отрасли государственные расходы на выпуск бронетехники и государственный заказ на данный продукт являются определяющими в производстве. Низкие государственные расходы и государственный заказ могут приводить к отсутствию конкурентного преимущества.
3. Как фирма влияет на переключение внутреннего спроса на зарубежные рынки? Приведите конкретные примеры.
Фирма влияет на переключение внутреннего спроса на зарубежные рынки различными способами:
· Компания производит продукцию в совей стране, адаптируя товар к зарубежному рынку.
· Зарубежный отдел продаж позволяет производителю воспользоваться эффектом непосредственного присутствия на рынке и осуществлять контроль за исполнением маркетинговых программ. Зарубежный отдел продаж осуществляет реализацию и распределение продукции, иногда на него возлагают функции организации, хранения и продвижения товаров, демонстрационного и обслуживающего центра.
· Для поиска зарубежных клиентов компания использует торговых представителей.
· Для организации продажи продажи продукции (а следовательно и переключения спроса) компания обращается к зарубежным дистрибьюторам, которые могут быть наделены исключительными или ограниченными правами представлять производителя в конкретной стране.
· Открывая супермаркеты в Мексике и Испании, компания «Sears» заключила контракты на поставку товаров с квалифицированными местными производителями.
Позиция 21.
1.Каким образом родственная отрасль оказывает влияние на конкурентоспособность основного производства на мировом рынке?
Наличие в национальной экономике развитых родственных и поддерживающих отраслей, то есть отраслей, обеспечивающих фирму необходимыми материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями и другими материальными средствами и необходимыми информационными объектами, является непременным условием создания и поддержания конкурентного преимущества каждой отдельной фирмы в стране по сравнению с фирмами других стран. Родственные отрасли могут выступать в качестве мощных конкурентов, выводя на рынок товары-субституты. Поэтому их можно считать стимуляторами научно-технического прогресса в отраслях и фирмах, которые они обслуживают.
2.Германия является мировым лидером в производстве оптики. Укажите, какие родственные и поддерживающие отрасли в этой стране способствовали успеху?
Родственные связи с отраслями:
· по производству стекла
· добычи песка
Поддерживающая отрасль - военная отрасль.
3.Для каких стран, конкурирующих на мировом рынке, характерным является недостаточное развитие родственных и поддерживающих отраслей? Каковы возможные последствия (для конкурентного преимущества) такого положения?
Позиция 22.
1. Как вы понимаете утверждение: «Ничто не вечно, кроме перемен» (Гераклит, 1500 до н.э.) в отношении глобальной стратегии?
Организации никогда не бывают статичными: в них всегда что-то меняется. Чтобы не просто выжить, а расти и развиваться, необходимо проводить коренные изменения и решать сложные проблемы, извлекать выгоду из изменения. Все организации живут и работают в двух временных периодах: в настоящем и будущем. Менеджерам приходится сейчас управлять обоими состояниями - сегодняшней ситуацией, которая является основой, и будущим. Они должны управлять изменением, создавая и реализуя стратегию.
2. Российская фирма экспортирует сырье в одну из стран Западной Европы. Можно ли утверждать, что фирма осуществляет стратегию глобальной конкуренции? Обоснуйте ответ.
Россия имеет большие запасы нефти на своей территории. При этом, выходя на мировой рынок, Россия осуществляет стратегию конкуренции. Она имеет большой процент в доле рынка нефти и является одним из основных поставщиков.
3. Почему развивается общественное движение в мире против глобализации экономики? Назовите не менее пяти причин.
1) Экологические последствия
2) потеря индивидуальности
3) Сложность перестройки экономических процессов
4) Высокая степень локализации некоторых отраслей
5) Болезненные социальные и этические проблемы
Позиция 23.
1. На какой стадии конкурентоспособности находится экономика Италии, Великобритании?
Экономика Италии и Великобритании находятся на стадии конкурентоспособности – богатства.
2. Какими признаками (назовите не менее четырех) характеризуется стадия нововведений в конкурентоспособности национальной экономики?
Это значит, что для выживания в условиях рынка фирма должна:
· развитие новых технологий;
· формирование наиболее предпочтительной, с точки зрения своей результативности, структуры стратегического потенциала;
· рациональность обеспечения элементов стратегического потенциала требуемыми ресурсами;
· адаптация к условиям национальной экономики страны базирования.
3. К какой стадии в развитии конкурентоспособности следует отнести период создания совместных с инофирмами организаций?
Период создания совместных с инофирмами организаций можно отнести к стадии выхода организации на мировой рынок – предпоследняя стадия в развитии конкурентоспособности.
Позиция 24.
Основные характеристики конкурентных стратегий |
Стратегия лидерства в снижении затрат |
Стратегия дифференциации |
Стратегия фокусирования на узкой нише рынка |
Стратегическая цель |
максимально возможное снижение издержек производства и реализации товара, что позволяет привлечь максимально возможное количество покупателей |
направлена на придание товару специфических черт, отличающих его от товара конкурента; |
ориентации лишь на какой-либо сегмент или нишу рынка, которые могут быть определены исходя из географических параметров, уровня дохода потребителей и т.д. |
Основа конкурентного преимущества |
Низкие затраты на производство, продвижение и реализацию продукции |
Уникальность товара |
Наилучшим образом обслужить покупателя на данном рыночном сегменте |
Ассортимент производимой продукции |
Узкий, сконцентрированы усилия на самых эффективных товарах |
Несколько видов товара /услуги |
Несколько видов товара/услуги |
Основной принцип организации производственной деятельности |
• максимально упростить технологию производства; • провести реинжиниринг основных производственных процессов; |
повысить стандарты по изготовлению товара по сравнению с товарами конкурентов; предлагать товар, требующий меньше профилактических затрат, более удобный в эксплуатации, с большим сроком гарантии; |
Направление усилий для обеспечения выпуска высококачественного продукта с удобными для сегмента эксплуатационными характеристиками |
Основной принцип организации маркетинговой деятельности |
• упростить дизайн товара; • сократить маркетинговое обеспечение; |
• изучить запросы и поведение потребителей. При этом должны предлагаться такие признаки дифференциации, которые отвечают запросам покупателей, ценятся ими или являются запоминающимися. предлагать товар с большими возможностями, с более длительным сроком действия; • предлагать товар, в большей степени отвечающий требованиям потребителя; • дать преимущество в обслуживании. |
Изучение структуры сегмента и его потребностей |
Методы поддержания стабильности стратегии |
• прибегнуть к вертикальной интеграции вперед или назад; |
Прочность входных барьеров в отрасль, достигнуть высокого уровня приверженности покупателей. |
создать на сегменте высокие барьеры и защитить себя от сил конкуренции |
Литература
1. Багиев Т.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В.Международный маркетинг.- СПб : Питер ,2001 -512 с.
2. Внешнеэкономическая деятельность предприятия /Под ред.проф. Л.Е. Стровского. – М.: ЮНИТИ ,1999
3. Герчикова И.Н.Международное коммерческое дело.-М.: ЮНИТИ , 1996
4. Карибжанов Е.С.,Махмутова Т.А. Международный маркетинг: Учебное пособие.- Алматы : «Тулга», 1997 –108 с.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. – М.:Бизнес-книга;ИМА-Кросс.Плюс, ноябрь 1995 - 702 с.
6. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов/ Г.А. Васильев, Л.А.Ибрагимов, Н.Г. Каменева и др.; Под редакцией Г.А. Васильева, Л.А. Ибрагимова.- М.: ЮНИТИ_ДАНА ,1999 -199 с.
7. Моисеева Н.К. Международный маркетинг М.: ЦЭиМ,1998