СОДЕРЖАНИЕ
Теоретические вопросы:
1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность…………………………………………………………………………………………3
11. Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения………………………………………………………………………….4
21. Валютный контроль и обязательная продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация………………………………………………………………………….....5
Задачи:
Задача № 1…………………………………………………………………………………………11
Задача № 11………………………………………………………………………………………..12
Задача № 21………………………………………………………………………………………..15
Список использованной литературы………………………………………………………….17
1. Характеристика органов специальной компетенции, осуществляющих финансовую деятельность
Органы государственного управления специальной компетенции в зависимости от степени участия в финансовой деятельности можно подразделить на две группы:
- государственные органы, осуществляющие финансовую деятельность в связи с выполнением своих основных функций и задач. Это все министерства и ведомства, органы управления, хозяйствующие субъекты. Управляя порученным участком государственной деятельности, они: а) тратят бюджетные ассигнования; б) создают на своих предприятиях прибыль, которая в свою очередь перераспределяет в бюджет. Они утверждают сметы подведомственных учреждений, распределяют в пределах своей компетенции, имеющиеся финансовые ресурсы и бюджетные ассигнования, создают накопления, часть которых в свою очередь перераспределяется в бюджет и другие федеральные внебюджетные фонды. Их функции и полномочия в области финансов определяются специальными нормативными актами;
- государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной. Эти органы созданы специально для осуществления финансовой деятельности и финансового контроля. 1
Один из специальных органов, осуществляющих финансовую деятельность государства, — Центральный банк РФ, который, являясь органом государственного управления, объективно осуществляет государственное руководство в области банковской деятельности.
Именно на Центральный банк возложена функция эмиссии денег, он определяет вместе с Правительством политику государства в области денег и денежного обращения. Центральный банк РФ контролирует и направляет деятельность коммерческих банков, в том числе выдает лицензии на их деятельность, устанавливает объем уставного капитала и резервного фонда, который, кстати, хранится на расчетных счетах Центрального банка. Через расчетно-кассовый центр (РКЦ) Центральный банк контролирует все расчеты коммерческих банков. В период перехода к рынку финансовая деятельность государства приобретает все большее значение.
Такими специальными органами являются:
Счетная палата — постоянно действующий орган финансового контроля, образуемый Федеральным Собранием и подотчетный ему. Основной задачей Счетной палаты является организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.
Федеральное казначейство следит в целом за проведением бюджетной политики и осуществлением эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения республиканского бюджета, за накоплением и использованием как бюджетных, так и внебюджетных фондов, следит за государственной казной, за всеми денежными накоплениями во всех государственных карманах.
Основным органом, занимающимся аккумуляцией денежных средств, является налоговая служба, которая состоит из центрального республиканского органа госуправления (Министерство РФ по налогам и сборам) и государственных налоговых инспекций в субъектах Федерации.
Для усиления государственного влияния, контроля, слежения рублем, соблюдением законности в области финансовой деятельности образована Федеральная служба налоговой полиции, одной из основных задач которой является предупреждение коррупции в области финансовой деятельности, в том числе и в органах налоговой инспекции. Финансовой деятельностью занимаются и таможенные органы, которые в настоящее время аккумулируют примерно четвертую часть бюджетных средств.
11. Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения
Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения определяется положениями части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а именно ст. 217 НК РФ, устанавливает, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие виды доходов физических лиц: доходы в денежной и натуральной формах, получаемые от физических лиц в порядке наследования или дарения, за исключением вознаграждения, выплачиваемого наследникам (правопреемникам) авторов произведений науки, литературы, искусства, а также открытий, изобретений и промышленных образцов. 1
Правовое регулирование взимания налога на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения определяется Законом Российской Федерации от 12 декабря 1991 года «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения».
В соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ освобождены от уплаты налога на доходы физических лиц доходы, не превышающие 2000 руб. в год, полученные в виде подарков от организаций или индивидуальных предпринимателей, и не подлежащие обложению налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.12.91 г. N 2020-1 (в ред. от 30.12.2001 г.) «Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения» (Закон N 2020-1).
В случае нотариального удостоверения договора дарения в соответствии с этим Законом квартира подлежит обложению налогом на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения.
Это связано с тем, что подарок передается в собственность физическому лицу по нотариально удостоверенному договору, что соответствует п. 1 ст. 5 Закона N 2020-1; согласно ст. 2 Закона N 2020-1 квартира входит в перечень объектов обложения налогом на имущество, переходящее в порядке дарения; стоимость подарка (квартиры) превышает 80-кратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда, которая в 2001 г. составляла 100 руб., т.е. 8000 руб. Таким образом, работник должен уплатить за подарок налог на доходы со стоимости квартиры, составляющей 1500 тыс. руб., по ставке 13% и налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, со стоимости квартиры, превышающей 8000 руб. 2
В случае оформления сделки в регистрационной плате подаренная квартира не подлежит обложению налогом с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, так как сделка оформлена в учреждении юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество, в связи с чем согласно п. 28 ст. 217 главы 23 НК РФ стоимость ее в сумме 1300 тыс. руб. за минусом 2000 руб. подлежит обложению налогом по ставке 13%.
МНС России изменения в приказ МНС России от 14.10.99 N АП-3-08/326 «Об утверждении форм налоговых уведомлений». В частности, изложена в новой редакции форма налогового уведомления на уплату налогов на имущество физических лиц и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Основание: приказ МНС России от 14.10.2002 N БГ-3-04/566.
Содержащееся в абзаце пятом статьи 4 Закона Российской Федерации "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" положение об освобождении инвалидов I и II групп от налогообложения имущества в виде жилого дома, переходящего в их собственность в порядке наследования, не может пониматься как исключающее такую льготу в отношении имеющего тот же правовой статус имущества в виде квартиры. Правоприменитель впредь не может придавать этому положению какое-либо иное значение, расходящееся с его конституционно - правовым смыслом.
21. Валютный контроль и обязательная продажа части валютной выручки: понятие и их правовая регламентация
Поступления в иностранной валюте в пользу предприятий и организаций за экспорт товаров (работ, услуг), а также выручка от реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту на территории России подлежат обязательному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках России. Следует отметить, что под сокрытой выручкой в иностранной валюте понимается выручка, не зачисленная на счета в уполномоченных банках на территории РФ, не зависимо от того, что она нашла отражение в бухгалтерском учете предприятия.
Уполномоченные банки открывают каждому предприятию и организации параллельно два вида счетов:
- транзитный валютный счет – для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте;
- текущий валютный счет – для учета средств, остающихся в распоряжении предприятий и организаций после обязательной продажи части валютной выручки.
Предприятия и организации независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностранного капитала, осуществляют продажу 75% валютной выручки от экспорта товаров (работ, услуг) на внутреннем валютном рынке Росси через уполномоченные банки по рыночному курсу. 1
При зачислении валютной выручки на транзитный валютный счет предприятия уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня извещает об этом предприятие, а последнее дает поручение этому банку на обязательную продажу валюты и на перечисление оставшейся части на свой текущий валютный счет. Уполномоченный банк должен продать полученную от предприятия иностранную валюту в течение семи рабочих дней.
Оставшаяся после обязательной продажи часть валютной выручки может быть реализована на валютном рынке по курсу рубля, устанавливаемому предприятием по согласованию с уполномоченным банком, или использована на оплату закупаемых предприятием за границей товаров и на другие нужды.
С текущего валютного счета отечественные предприятия и организации могут получить наличную иностранную валюту или приобрести чеки в иностранной валюте, но только на расходы, связанные с загранкомандировками своих сотрудников (не ранее чем за три банковских дня до их убытия в командировку).
Контроль за экспортом начинается с момента оформления экспортером и обслуживающим его коммерческим банком паспорта сделки, в котором содержатся основные данные контракта (реквизиты экспортера и иностранного контрагента, сумма сделки, валюта цены и платежа, форма расчетов и другие). В связи с последующей обработкой приводимых в многочисленных паспортах сделок сведений на электронных машинах, эти данные кодируются согласно выработанному классификатору. По поставкам товаров в страны СНГ паспорта сделок не оформляются.
Паспорт сделки (далее сокращенно - ПС) - базовый документ валютного контроля, оформляемый Экспортером в Банке и содержащий сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления этого контроля, изложенные в стандартизированной форме.
Учетная карточка таможенно-банковского контроля (далее сокращенно - УК) - возвратный документ, формируемый таможенными органами для направления в Банки и содержащий часть сведений на грузовой таможенной декларации (далее - ГТД), необходимых Банкам для осуществления контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров.
По каждому заключенному Экспортером контракту оформляется один ПС, подписываемый одним уполномоченным банком, на транзитный валютный счет, в котором в последующем должна поступить от импорта нерезидента вся валютная выручка от экспорта товаров по данному контракту. ПС оформляется в двух экземплярах. Экспортер одновременно с заполненным и подписанным от его имени ПС представляет в Банк оригинал или заверенную лицом, имеющим право первой подписи по счету Экспортера, и скрепленную печатью Экспортера копию контракта, на основании которого был составлен ПС.
С подписанием ПС Экспортер принимает на себя ответственность за:
- полное соответствие сведений, приведенных в ПС, условиям контракта, на основании которого был составлен данный ПС;
- зачисление в полном объеме и в установленные сроки выручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен данный ПС, на транзитный валютный счет Экспортера в Банке, в который он представляет ПС для оформления.
Банк рассматривает представленные ему документы (проверяет соответствие данных ПС условиям контракта, соответствие подписи на ПС образцу подписи в карточке образцов подписей лиц, имеющих право первой подписи по счету Экспортера) и подписывает представленные Экспортером экземпляры ПС.
Наличие хотя бы одного из следующих условий является для Банка основанием для отказа в подписании ПС. Такими условиями являются:
- несоответствие данных, содержащихся в контракте, сведениям, указанным в ПС;
- несоответствие предусмотренных контрактом валютных операций требованиям действующего законодательства Российской Федерации;
- оформление ПС с нарушениями установленных требований;
- наличие в контракте условий, предусматривающих зачисление валютной выручки по нему на счета предприятий или лиц, не являющихся Экспортерами по данному контракту в;
- отсутствие в контракте условий, предусматривающих зачисление выручки на счет Экспортера в уполномоченном банке Российской Федерации;
- отсутствие в контракте каких-либо сведений, необходимых для составления ПС в установленном порядке.
При отказе в подписании ПС Банк возвращает Экспортеру представленные им документы и при этом может дать Экспортеру рекомендации по оформлению ПС и внесению изменений в условия контракта, связанные с оформлением ПС.
Дальнейшее оформление и использование дополнительных листов к ПС осуществляется в порядке, предусмотренном для самих ПС.
Следующим этапом валютного контроля является таможенное оформление экспортных товаров.
Заблаговременно до представления таможенным органам экспортных товаров к таможенному оформлению Экспортер в порядке, согласованном с Банком, получает в последнем ксерокопии с хранящихся в Банке оригинала ПС и дополнительных листов к нему, если таковые были подписаны Банком, (далее вместе - ПС), заверенные Ответственным лицом Банка и скрепленные печатью Банка.
Декларант до предъявления товаров к таможенному оформлению снимает копию с подготовленной ГТД на экспортируемые товары.
Таможенные органы принимают экспортные товары к таможенному оформлению только при предъявлении им в дополнение к прочим документам, предусмотренным таможенным законодательством Российской Федерации, ксерокопии ПС, заверенной Ответственным лицом Банка и скрепленной печатью Банка, а также копии с ГТД на оформляемый груз.
Таможенные органы сверяют соответствие данных, содержащихся в ПС, данным, заявленным в ГТД, и другим имеющимся в их распоряжении документов, а также соответствие подписи Ответственного лица Банка, заверившего копию ПС, и оттиска печати Банка образцам в полученных от Банка России карточках с образцами подписей Ответственных лиц уполномоченных банков и оттиска печати Банка. 1
В случае отсутствия расхождений между вышеуказанными документами, и при выполнении всех иных требований таможенного законодательства Российской Федерации должностное лицо таможенного органа, осуществляющее таможенное оформление товаров, подписывает копию ПС и копию ГТД и ставит на указанных документах свою личную номерную печать.
Подписанные должностным лицом таможенного органа копии ПС вместе с экземпляром ГТД остаются в делах таможни.
Копия с ГТД на товары, поставленные на экспорт, с подписью должностного лица таможенного органа и оттиском его личной номерной печати передается Экспортеру.
Следующий этап - передача в Банки сведений об отгрузках экспортных товаров.
Экспортер в 10-дневный срок со дня выпуска товаров таможенными органами представляет в Банк копию ГТД, полученную от таможенного органа, оформившего выпуск товаров.
На основании данных ГТД Государственный таможенный комитет Российской Федерации составляет УК, объединяемые в Реестре по установленной форме.
Каждая УК содержит информацию по одной произведенной отгрузке, и УК группируются в Реестры по принципу календарной последовательности ожидаемого поступления валютной выручки от экспорта товаров на транзитные счета Экспортеров.
ГТК России по каналам специальной связи (т.е. используя услуги Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации и/или Федерального управления фельдъегерской связи Российской Федерации при Министерстве связи Российской Федерации) направляет Реестры в двух экземплярах в соответствующие Банки.
Все поступившие в Банк от ГТК России Реестры (независимо от наличия счетов Экспортеров в данном банке и любых иных обстоятельств) регистрируются в Журнале.
Со всех поступивших в Банк Реестров, содержащих информацию по отгрузкам его клиентов, Банк снимает ксерокопии, которые разделяются на УК и в течение трех банковских дней направляются соответствующим Экспортерам для целей идентификации сумм, поступающих на счета Экспортеров в Банке, по отношению к конкретным отгрузкам, указанным в Реестрах.
Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств с транзитного на текущий валютный счет и на обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров) не позднее, чем за 10 дней до контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, на основе полученных от Банка выписок со своих транзитных валютных счетов, а также иной банковской и коммерческой информации, имеющейся в распоряжении Экспортеров, обязаны представить в Банк свой вариант заполнения ранее полученной от Банка УК (заполненную ксерокопию УК, подписанную руководителем, имеющим право первой подписи по счету и скрепленную печатью Экспортера) с ссылками на реквизиты конкретных банковских документов (выписок со счета аккредитивов, инкассовых поручений и т.п.).
Если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа, Экспортер вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в Банк расчет курса валюты цены к валюте платежа с необходимыми пояснениями. Банк проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и реальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случае согласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валюте цены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы по указанному курсу.
При поступлении на транзитный валютный счет Экспортера в Банк валютной выручки от экспорта товаров в поручении о переводе поступившей суммы или ее части на свой текущий валютный счет и продаже части экспортной выручки на внутреннем валютном рынке в порядке обязательной продажи (если данное требование относится к поступившей сумме) Экспортер отдельной строкой указывает реквизиты (номер и дату) ПС и УК (при поступлении аванса - только ПС, при отсутствии УК - ПС и ГТД), по которым поступила экспортная выручка.
Экспортеры (как правило, вместе с поручением на перевод средств с транзитного на текущий валютный счет и на обязательную продажу части валютной выручки от экспорта товаров) не позднее, чем за 10 дней до контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, на основе полученных от Банка выписок со своих транзитных валютных счетов, а также иной банковской и коммерческой информации, имеющейся в распоряжении Экспортеров, обязаны представить в Банк свой вариант заполнения ранее полученной от Банка УК (заполненную ксерокопию УК, подписанную руководителем, имеющим право первой подписи по счету и скрепленную печатью Экспортера) с ссылками на реквизиты конкретных банковских документов (выписок со счета аккредитивов, инкассовых поручений и т.п.).
Если валюта цены по контракту не совпадает с валютой платежа, Экспортер вместе со своим вариантом заполнения УК представляет в Банк расчет курса валюты цены к валюте платежа с необходимыми пояснениями. Банк проверяет указанный расчет с точки зрения соответствия условиям контракта и реальности закладываемых в расчет показателей (курсов и т.п.) и в случае согласия учитывает в дальнейшем в УК в качестве поступившей сумму в валюте цены, полученную в результате пересчета фактически поступившей суммы по указанному курсу. 1
В случае несогласия с представленным Экспортером расчетом Банка указывает в УК и всех прочих документах валютного контроля фактически поступившую сумму в валюте платежа.
Указание Банком в графе «Инф Б/ КВ» УК кода валюты, отличного от коды валюты, указанного ГТК России в графе «Инф Т/ КВ», является для органов валютного контроля основанием для проведения проверки по данному случаю.
В случаях, когда валютная выручка от экспорта товаров поступает в Банк в неполном объеме (т.е. разница между фактически поступившей суммой и суммой, указанной Экспортером в ГТД, превышает суммарную банковскую комиссию) или с нарушением указанного в Реестре срока, Экспортер имеет право обратиться в МВЭС России или уполномоченные МВЭС России органы для получения письменного подтверждения обоснованности недополучения или задержки получения им валютной выручки от экспорта товаров либо представить в Банк письменное подтверждение Банка России об освобождении его от обязательного зачисления валютной выручки на счета в уполномоченные банки Российской Федерации.
При наличии указанных письменных подтверждений Экспортер отражает сумму, являющуюся обоснованно непоступившей, в графе «Обоснов.» заполняемой им УК и направляет оригиналы указанных подтверждений в Банк в приложении к своему варианту заполнения УК при подаче его в Банк.
Банк, проверив правильность отнесения Экспортером поступивших сумм к отдельным УК и сверив даты, указанные Экспортером, с фактическими датами поступления этих сумм на транзитный валютный счет Экспортера, но не позднее контрольного срока возврата Реестра в ГТК России, заполняет все без исключения графы второго экземпляра Реестра независимо от полноты и своевременности поступления валютной выручки от экспорта товаров.
Суммы обоснованно непоступившей валютной выручки от экспорта товаров, письменно подтвержденные Банком России, МВЭС России или ТПП России, после проверки полномочий лиц, подписавших подтверждения, заносятся в соответствующую графу УК.
При отсутствии у Банка каких-либо из предусмотренных инструкцией №19 документов, необходимых для идентификации сумм (включая вариант заполнения УК, поручение об обязательной продаже иностранной валюты и/или переводе с транзитного на текущий валютный счет Экспортера с ссылкой на конкретные ПС и УК (ГТД), и при невозможности однозначно отнести поступившие средства к конкретной УК из отсылаемого в ГТК России Реестра на основании товаросопроводительных и/или товарораспорядительных документов (по документарным операциям) Банк при заполнении УК не учитывает эти средства в качестве поступивших и проставляет «О» в графах УК «Сумма Б» и строке «Инф Б».
Наличие в межбанковских документах («ключеванном» телексе, SWIFT - послании, авизо, выписке и т.п.), направляемых иностранным банком в российский Банк и подтверждающих зачисление средств на корреспондентский счет Банка в пользу Экспортера, реквизитов контракта (ПС или УК) или иной информации о назначении платежа само по себе не является для Банка достаточной информацией для отнесения суммы к конкретной УК.
Объяснения Экспортера по поводу непоступления средств по конкретной УК или соответствующие сведения из межбанковских документов, облегчающие по мнению Банка работу органов валютного контроля, могут быть изложены в краткой форме в графе УК «Особые отметки».
Во избежание повторного занесения одной и той же суммы в УК по разным экспортным отгрузкам, Банк ведет отдельный учет сумм, указанных в качестве поступивших во вторых экземплярах Реестров, возвращенных в ГТК России.
В тех случаях, когда по отдельной отгрузке поступившая до контрольного срока возврата Реестра сумма полностью (за исключением суммарной банковской комиссии) совпадает с суммой, указанной в графе «сумма Т» конкретной УК или отличается от нее на сумму, засчитанную в качестве обоснованно не поступившей (имеется письменное подтверждение МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов, Банка России), информация о полученных суммах переносится в УК, хранящиеся в соответствующих Досье, а сама УК подписывается Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка. 1
Если поступившие по данному УК суммы вместе с суммами, засчитанными в качестве обоснованно непоступивших, составляют сумму меньшую, чем указана в графе «Сумма Т» конкретной УК, Банк в графе УК «Особые отметки» нарастающим итогом независимо от контрольного срока ведет учет поступления средств по данному УК с указанием дат поступлений до тех пор, пока сумма всех поступивших средств вместе с суммой, засчитанной в качестве обоснованно непоступившей (в соответствии с письменным подтверждением МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов или Банка России), не составят сумму, указанную в графе «Сумма Т» (с учетом суммарной банковской комиссии по операции). В этом случае Банком заполняются все графы УК с указанием в графе «Инф Б» срока поступления последней суммы, а сама УК подписывается Ответственным лицом Банка и скрепляется печатью Банка.
После возврата в ГТК России заполненного второго экземпляра Реестра отнесение поступающих сумм к конкретным УК осуществляется Банком на основании реквизитов (номеров и дат) ПС и УК, указываемых Экспортером в поручениях на обязательную продажу иностранной валюты и/или перевод средств с транзитного на текущий валютный счет Экспортера.
Заполненная Экспортером УК, копия ГТД, письма МВЭС России, уполномоченных МВЭС России органов, Банка России и иные документы, получаемые Банком в соответствии с инструкцией №19, после регистрации в Журнале направляются Банком в соответствующее Досье.
По истечении даты, указанной в графе ПС «Последний платеж», но не ранее даты заполнения всех УК, находящихся в Досье, указанное Досье «закрывается», т.е. сдается в архив Банка для последующего хранения в течение не менее 5 лет с даты сдачи в архив.
Досье, не сданные в архив по истечении 180 дней с даты, указанной в графе ПС «Дата последнего платежа по контракту» по причине непоступления в полной сумме валютной выручки по какой-нибудь УК из данного Досье, могут быть сданы Банком в архив с предварительным направлением письменного извещения в Главное территориальное управление Банка России о факте непоступления валютной выручки от экспорта товаров с приложением копий всех документов соответствующего Досье.
Передача Банками в ГТК России сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров
После заполнения второго экземпляра Реестра, но не позднее контрольного срока, указанного в графе «Контрольный срок возврата реестра», Банк по каналам специальной связи направляет второй экземпляр Реестра, подписанный Ответственным лицом Банка и скрепленный печатью Банка, в ГТК России с регистрацией отправки в Журнале.
Не допускается отсылка в ГТК России Реестров с незаполненными Банком графами.
Неполучение от Экспортера каких-либо сведений о характере поступивших сумм (включая его вариант заполнения УК, поручения о продаже валюты или перечислении на текущий счет с ссылкой на конкретные ПС и УК ГТД), письменные подтверждения МВЭС России или уполномоченных МВЭС России органов, Банка России) или непоступление самих сумм не может служить для Банка основанием для задержки возврата Реестра в ГТК России.
Расписки Главного центра специальной связи Министерства связи Российской Федерации, подтверждающие отправку Реестров и иных документов, направляемых Банком ГТК России в соответствии с инструкцией №19, подшиваются (подклеиваются) с обратной стороны Журнала по мере их передачи Банку.
Полученные от Банков Реестры обрабатываются в вычислительном центре ГТК России с целью подготовки оперативных и статистических сведений, необходимых для осуществления валютного контроля.
Указанная информация направляется ГТК России в подотчетные ему таможенные органы, Федеральной службе валютного и экспортного контроля, Государственной налоговой службе Российской Федерации, Банку России, Прокуратуре Российской Федерации и может быть использована ими в пределах их компетенции для проведения расследований случаев нарушения норм валютного регулирования, применения установленных законодательством Российской Федерации санкций к Банкам и Экспортерам, а также к ответственным лицам Банков и сотрудникам Экспортеров. 1
Права и обязанности Банков при осуществлении функций агентов валютного контроля по валютным операциям Экспортеров Банк, подписавший ПС, вправе за выполнение функций агента валютного контроля по контракту, на основании которого составлен ПС, взимать с Экспортера плату, размер которой не должен превышать 0,15% от суммы контракта. Указанная плата взимается Банком не ранее поступления в Банк первой суммы экспортной выручки по данному контракту. В остальном порядок взимания указанной платы определяется Банком по договоренности с Экспортером. Не менее чем за один месяц до вступления в силу предусмотренного 19 инструкцией порядка осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров уполномоченный банк обязан направить для регистрации в Банк России список Ответственных лиц Банка в трех экземплярах вместе с тремя экземплярами карточек с образцами их подписей и оттиском печати уполномоченного банка, заверенными нотариально.
Задача № 1
Условие задачи:
При рассмотрении дела об оплате векселя при наступлении указанного в векселе срока суд установил, что вексель был выдан покупателем поставщику в оплату за отгруженный товар. Однако товар так и не был доставлен векселедателю. Поставщик тем не менее предъявил иск к оплате, ссылаясь на безусловный характер вексельного обязательства.
Дайте понятие векселя.
Дайте понятие трассанта, трассата, авалиста и индоссанта.
Каким должно быть решение суда?
Решение задачи:
Вексель – ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определённую сумму денег владельцу векселя (векселедержателю).
Трассант – векселедатель переводного векселя (тратты). Отвечает за акцепт и платёж по векселю. Подпись трассанта является обязательным реквизитом переводного векселя. Трассант может сложить с себя ответственность за акцепт, однако всякое условие, по которому он слагает с себя ответственность за платёж, считается ненаписанным. 1
Трассат – лицо (должник), обязанное уплатить по переводному векселю (тратте). Указание трассата является обязательным реквизитом переводного векселя. Трассат становится ответственным лицом только после акцепта векселя в силу которого он принимает на себя обязательство оплатить его в установленный срок.
Авалист – поручитель, который принимает ответственность за выполнение обязательств по векселю или чеку каким-либо физическим или юридическим лицом (акцептантом, векселедателем, индоссаментом). Увеличивается надёжность векселя.
Индоссант – лицо, совершающее передаточную надпись на ценной бумаге, удостоверяющую передачу прав по этому документу другому лицу. Каждый индоссант по векселю отвечает за акцепт и за платёж, индоссант по чеку – за платёж.
Решение суда должно быть следующим. Так как, вексель это ценная бумага, удостоверяющая безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определённую сумму денег владельцу векселя (векселедержателю). То суд должен вынести решение об удовлетворении требований поставщика.
Задача № 11
Условие задачи:
Коммерческий банк «Акцепт» обратился в Главное Управление Центрального Банка РФ с просьбой выдать лицензию на осуществление банковской операции: купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной форме.
Дайте понятие банковских операций.
Назовите требования, предъявляемые к коммерческим банкам, имеющим намерение получить разрешение на куплю-продажу иностранной валюты в наличной и безналичной форме.
Каким критериям должен соответствовать КБ «Акцепт» для получения вышеназванной лицензии?
Ответ обоснуйте нормами действующего законодательства.
Решение задачи:
Банковская операция – это сделка, совершаемая кредитной организацией или Банком России в соответствии с принципом исключительной правоспособности на основании закона и лицензии.
К банковским операциям относятся: 1
1) привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
2) размещение указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи привлеченных средств от своего имени и за свой счет;
3) открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;
4) осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков - корреспондентов, по их банковским счетам;
5) инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;
6) купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
7) привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;
8) выдача банковских гарантий;
9) осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).
Кредитная организация помимо перечисленных в части первой настоящей статьи банковских операций вправе осуществлять следующие сделки:
1) выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
2) приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме;
3) доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами;
4) осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
6) лизинговые операции;
7) оказание консультационных и информационных услуг.
Кредитная организация вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России в соответствии с федеральными законами.
Кредитной организации запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.
Осуществление банковских операций производится только на основании лицензии, выдаваемой Банком России в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Лицензии, выдаваемые Банком России, учитываются в реестре выданных лицензий на осуществление банковских операций.
Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России ("Вестнике Банка России") не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.
В лицензии на осуществление банковских операций указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.
Лицензия на осуществление банковских операций выдается без ограничения сроков ее действия.
Осуществление юридическим лицом банковских операций без лицензии влечет за собой взыскание с такого юридического лица всей суммы, полученной в результате осуществления данных операций, а также взыскание штрафа в двукратном размере этой суммы в федеральный бюджет. Взыскание производится в судебном порядке по иску прокурора, соответствующего федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на то федеральным законом, или Банка России.
Банк России вправе предъявить в арбитражный суд иск о ликвидации юридического лица, осуществляющего без лицензии банковские операции.
Граждане, незаконно осуществляющие банковские операции, несут в установленном законом порядке гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность. 1
Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций в Банк России в установленном им порядке представляются следующие документы:
1) заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций в заявлении также указываются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа кредитной организации, по которому осуществляется связь с кредитной организацией;
2) учредительный договор (подлинник или нотариально удостоверенная копия), если его подписание предусмотрено федеральным законом;
3) устав (подлинник или нотариально удостоверенная копия);
4) бизнес-план, утвержденный собранием учредителей (участников) кредитной организации, протокол собрания учредителей (участников), содержащий решения об утверждении устава кредитной организации, а также кандидатур для назначения на должности руководителя кредитной организации и главного бухгалтера кредитной организации. Порядок составления бизнес-плана кредитной организации и критерии его оценки устанавливаются нормативными актами Банка России;
5) документы об уплате государственной пошлины и лицензионного сбора;
6) копии документов о государственной регистрации учредителей - юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, а также подтверждения органами Государственной налоговой службы Российской Федерации выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами за последние три года;
7) документы (согласно перечню, установленному нормативными актами Банка России), подтверждающие источники происхождения средств, вносимых учредителями - физическими лицами в уставный капитал кредитной организации;
8) анкеты кандидатов на должности руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации. Указанные анкеты заполняются этими кандидатами собственноручно и должны содержать сведения, установленные нормативными актами Банка России, а также сведения:
- о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования (с представлением копии диплома или заменяющего его документа) и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее одного года, а при отсутствии специального образования - опыта руководства таким подразделением не менее двух лет;
- о наличии (отсутствии) судимости. 1
Задача № 21
Условие задачи:
Гражданин России Копылов К. А. решил провести отпуск у родственников на Украине. На таможенном посту он предъявил 11.000 долларов США, пять именных акций Внешторгбанка, пять облигаций муниципального займа г. Новосибирска, сберегательный сертификат банка «Сибакцептбанк» на сумму 25.000 руб. и вексель коммерческого банка на сумму 250.000,00 рублей. Ему было предложено заполнить соответствующие бланки и представить разрешения на вывоз валютных ценностей.
Дайте понятие валютных ценностей в соответствии с действующим законодательством.
Каков порядок ввоза-вывоза иностранной валюты и иностранных ценностей, а также ценных бумаг из России и в Россию?
Должен ли Копылов предоставить какие-либо документы на таможенном посту в вышеназванном случае?
Решение задачи:
Валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги (п. 5 ст. 1 Федерального закона о валютном регулировании и валютном контроле). 1
На основании Письма Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 7 марта 2003 г. № 01 – 06/9654 «О вывозе наличной иностранной валюты физическими лицами».
В связи с принятием Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 28-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 Закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» (опубликован в «Российской газете» 5 марта 2003 года, N 42) при осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля вывозимой физическими лицами наличной иностранной валюты с 15.03.2003. 2
1. В соответствии с Федеральным законом устанавливается единый порядок вывоза из Российской Федерации наличной иностранной валюты физическими лицами (резидентами и нерезидентами). Нормативные правовые акты Банка России и ГТК России, определяющие порядок вывоза физическими лицами наличной иностранной валюты, действуют в части, не противоречащей Федеральному закону.
2. Физические лица (резиденты и нерезиденты) могут единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США, без представления разрешительных документов.
Помимо указанной суммы физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из Российской Федерации ранее ввезенную в Российскую Федерацию наличную иностранную валюту в пределах суммы, указанной в таможенной декларации, подтверждающей ее ввоз в Российскую Федерацию.
3. Единовременный вывоз из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США, не допускается, за исключением случаев вывоза ранее ввезенной в Российскую Федерацию иностранной валюты в пределах суммы, указанной в таможенной декларации, подтверждающей ее ввоз в Российскую Федерацию.
4. При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, не превышающей в эквиваленте 3 000 (три тысячи) долларов США, указанная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
При единовременном вывозе из Российской Федерации физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 (три тысячи) долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит обязательному письменному декларированию.
5. До особого указания ГТК России при таможенном оформлении и контроле ввозимой физическими лицами наличной валюты не осуществлять оформление и выдачу физическим лицам удостоверений формы ТС-28.
На основании Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 28-ФЗ О внесении изменений и дополнений в статьи 6 и 8 закона Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле». 1
Физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности (за исключением наличной иностранной валюты) в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию, в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Физические лица - резиденты имеют право пересылать из Российской Федерации наличную иностранную валюту в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации совместно с Государственным таможенным комитетом Российской Федерации.
Физические лица - резиденты могут единовременно вывозить из Российской Федерации при соблюдении положений пункта 10 настоящей статьи наличную иностранную валюту в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 (десять тысяч) долларов США. При этом не требуется представление таможенным органам Российской Федерации документов, подтверждающих, что вывозимая наличная иностранная валюта была ранее переведена, ввезена или переслана в Российскую Федерацию или приобретена в Российской Федерации.
Копылов должен предоставить на таможенном посту следующие документы:
При осуществлении таможенного оформления и контроля вывозимой физическими лицами наличной иностранной валюты, ранее ввезенной на территорию Российской Федерации, в качестве основания для вывоза принимать:
- таможенные декларации формы ТД-6, оформленные при ввозе указанной валюты в Российскую Федерацию;
- удостоверения формы ТС-28 на ввоз валюты, оформленные до вступления в силу Федерального закона, с учетом установленного в данных удостоверениях срока вывоза ранее ввезенной наличной иностранной валюты.
Список использованной литературы
Нормативные правовые акты:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая в редакции закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ.
2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).
3. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
4. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
5. Закон РФ от 12.12.91 N 2020-I (ред. от 30.12.2001) «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
6. Инструкция ЦБ России №80-И от 06.04.99г. «О порядке обязательной продажи экспортной выручки юридическими лицами резидентами, осуществляющими возврат кредитов, и учета уполномоченными банками операций, связанных с использованием юридическими лицами – резидентами своих обязательств по кредитным договорам».
7. Совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) от 12.10.93г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».
Литературы:
1. Заикина О. «Новый порядок заполнения ГТД», Экономика и жизнь №16, апрель 1999 г.
2. Жданов А.А. Финансовое право РФ Учебное пособие. 2-е изд. – Москва: ТЕИС, 1999 г.
3. Пипко В. А., Булавина Л. Н. Настольная книга бухгалтера и аудитора / Под ред. академика Н. В. Бондаренко. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. С. 484.
4. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М. В. Карасева. – Юрист, 2002.
5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. А. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд., 2002.
1 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М. В. Карасева. – Юрист, 2002 г. С. 25 – 31.
1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).
2 Закон РФ от 12.12.91 N 2020-I (ред. от 30.12.2001) «О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения».
1 Инструкция ЦБ России №80-И от 06.04.99г. «О порядке обязательной продажи экспортной выручки юридическими лицами резидентами, осуществляющими возврат кредитов, и учета уполномоченными банками операций, связанных с использованием юридическими лицами – резидентами своих обязательств по кредитным договорам».
1 Совместная Инструкция ЦБ и Государственного Таможенного Комитета №19 и №01-20/10283 (соответственно) от 12.10.93г. «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров».
1 Заикина О. «Новый порядок заполнения ГТД», Экономика и жизнь №16, апрель 1999 г. С. 73.
1 Заикина О. «Новый порядок заполнения ГТД», Экономика и жизнь №16, апрель 1999 г. С. 75.
1 Заикина О. «Новый порядок заполнения ГТД», Экономика и жизнь №16, апрель 1999 г. С. 83.
1 Пипко В. А., Булавина Л. Н. Настольная книга бухгалтера и аудитора / Под ред. академика Н. В. Бондаренко. – М.: Финансы и статистика, 2001 г. С. 484.
1 Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».
1 Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».
1 Федеральный закон от 02.12.90 N 395-I (ред. от 21.03.2002) «О банках и банковской деятельности».
1 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».
2 Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г. Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-изд., 2002. – С. 463 – 488.
1 Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».