Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
Всероссийский Заочный Финансово-Экономический Институт
Кафедра политологии
Курсовая работа на тему:
«Экономический рост»
Выполнил: студент 2 курса
спец-ти менеджмент организации
группы № 8
Вороненко Маргарита
Проверил: преподаватель
Мохов И.А.
Курск 2008
Содержание
Введение 3
1 Сущность экономического роста, его типы и показатели 4
1.1 Понятие и сущность экономического роста 4
1.2 Показатели экономического роста 5
1.3 Типы экономического роста 7
2 Государственное регулирование экономического роста 9
2.1 Государственное регулирование экономического роста 9
2.2 Фискальная политика государства 10
2.3 Дискреционная фискальная политика 12
2.4 Недискреционная фискальная политики 13
3 Особенности современного экономического роста в России 16
3.1 Показатели экономического роста в 2007-2008гг. 16
Практикум 21
Заключение 23
Список литературы 25
Введение
Экономический рост есть увеличение объема создаваемых полезностей а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Сам по себе экономический рост противоречив. Так, можно добиться увеличения производства и потребления, материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни. Такой рост или неустойчив или вообще лишен смысла. Поэтому экономический рост имеет смысл тогда, когда он сочетается с социальной стабильностью. Такой рост предполагает достижение ряда сбалансированных целей: увеличения продолжительности жизни, снижения заболеваемости и травматизма; повышения уровня образования и культуры; более полного удовлетворения потребностей и рационализации потребления; социальной стабильности и уверенности в своем будущем; преодоления нищеты, достижения максимальной занятости; защиты окружающей среды и повышения экологической безопасности; снижения преступности.
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах. В этом и заключается актуальность данной темы.
Цель данной курсовой работы состоит в том, чтобы изучить, что такое экономический рост.
Задачи курсовой работы - изучить:
1) сущность экономического роста, его типы и показатели;
2) государственное регулирование экономического роста;
3) особенности современного экономического роста в России.
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
1.1. Понятие и сущность экономического роста
Проблема экономического роста многоаспектна и, наряду с чисто экономическими сторонами, связана с вопросами социологического, политического, нравственного и общечеловеческого характера. Вместе с тем не вызывает сомнений, что растущая экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности и решать социально-экономические проблемы как внутри страны, так и на международной арене. Возможности обеспечения высоких темпов экономического роста особенно расширились в связи с развертыванием в середине XX в и ее дальнейшим углублением.
Рост есть одна из составляющих экономического развития, характеризующаяся положительной динамикой экономики, количественным и качественным совершенствованием произведенного ВВП.[1]
Экономический рост — наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения и др. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Но нужно иметь в виду, что не любое увеличение и улучшение означает экономический рост. Целью производства и экономического роста является повышение благосостояния населения страны, поэтому только развитие производства, направленное на максимальное удовлетворение потребностей, можно считать экономическим ростом. Экономический рост подразумевает такое увеличение ВВП, которое сопровождается расширением ассортимента выпускаемых товаров и услуг, повышением их качества, приспособлением структуры выпускаемых товаров к структуре общественных потребностей.
Национальное хозяйства развивается постоянно, но периоды быстрого роста, подъема могут перемежаться периодами спада; сокращения объемов производства. Поэтому экономический рост представляется как отражение общей тенденции, отражающей положительные изменения в экономическом развитии. Это означает, что в отдельные периоды экономический рост может характеризоваться отрицательной величиной.
Таким образом, даже спад представляет собой специфическую форму развития, создающую основу для будущего экономического роста. Несмотря на ограниченные возможности показателя экономического роста фокусировать весь спектр хозяйственного развития, международная практика все же использует его в качестве важнейшего показателя развития народного хозяйства.[2]
Сущность и значение экономического роста заключаются в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы — противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей. Экономический рост позволяет одновременно увеличивать наличные ресурсы, текущее потребление, а также новые дополнительные вложения в дальнейшее развитие производства.
1.2. Показатели и факторы экономического роста
Измерение экономического роста осуществляется с помощью показателя темпа прироста реального национального дохода или реального ВВП в целом или на душу населения. Темп прироста реального национального дохода выглядит следующим образом:
X= (Yt-Yt-1):Yt-1 (1)
где х — темп прироста реального национального дохода, Yt — реальный национальный доход текущего года, Yt- 1 — реальный национальный доход предшествующего года.
Экономический рост может измеряться как в физическом выражении (физический рост), так и в стоимостном (стоимостной рост). Использование любого из названных способов предполагает очищение показателей экономического роста от инфляционной составляющей. Для этой цели измерение физического прироста дается в ценах предшествующего периода. При исчислении стоимостного Прироста национального дохода (или ВВП) его величина делится на индекс роста цен за отмеченный период.[3]
Для экономического роста необходимо, чтобы был задействован его потенциал, т.е. использованы необходимые ресурсы. Такими ресурсами в первую очередь являются факторы производства, которые используются в определенном сочетании, образуя органическое единство.
В экономической литературе выделяют три фактора производства: труд, землю и капитал. Сегодня обращают внимание еще на два фактора, от которых в современном мире все в большей мере зависит экономический рост: предпринимательская способность и научно-технический прогресс (НТП). Факторы экономического роста могут подразделяться на:
1) факторы предложения (природные ресурсы, трудовые ресурсы, капитал, технологии);
2) факторы спроса (уровень экономической активности, циклические колебания):
3) факторы распределения (мотивация труда, социальная стабильность).
В любом случае рост экономики в первую очередь зависит от возможностей производства и связан с использованием основных видов производственных ресурсов — трудовых, капитальных, природных (земельных), — имеющихся в ограниченном количестве.
1.3. Типы экономического роста
В зависимости от того, какие факторы играют доминирующую роль в экономике на данный момент, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.
Экстенсивный тип экономического роста предполагает повышение темпов национального производства за счет наращивания физических факторов производства, т.е. увеличение выпуска продукции дополнительных ресурсов: средств производства, рабочей силы, дополнительных финансовых ресурсов.[4]
Основным его критерием является неизменность средней производительности труда в обществе:
Yt/Nt = Yt-1/Nt-1 (2)
где Yt, Yt-1 - реальный ВНП В настоящем и предшествующих периодах;
Nt, Nt-1 - число занятых в соответствующих периодах.
Совершенствование применяемых факторов производства на основе технического прогресса, наиболее оптимального их размещения, изменения их качественных параметров характеризует интенсивный тип экономического роста, основным критерием которого выступает рост средней производительности труда в обществе:
Yt/Nt > Yt-1/Nt-1 (3)
Или превышение темпов роста объемов производства над ростом численности занятых
(Yt - Yt-1)/ Yt-1> (Nt - Nt-1)/ Nt-1 (4)
Экстенсивный и интенсивный типы экономического роста могут сочетаться, когда увеличение масштабов производства происходит на новой технологической и технической основе. Поэтому особо выделяют тот тип экономического роста, который в данный момент преобладает в народном хозяйстве. Если доля реального ВВП, полученного в результате интенсивных факторов роста, превышает 50%, то для экономики в целом характерен преимущественно интенсивный тип роста. И наоборот, если удельный вес прироста реального ВВП в тех же условиях менее 50% от общего прироста ВВП, — значит, экономическая динамика характеризуется преимущественно экстенсивным типом развития.
2. Государственное регулирование экономического роста
2.1 Государственное регулирование экономического роста
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста, и следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом, могут стимулировать этот процесс.
1. Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения факторов спроса. Обычно они объясняют низкие темпы роста неадекватным уровнем совокупных расходов, которые не обеспечивают необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику “дешевых денег”) как средство стимулирования капиталовложений. При необходимости финансово-бюджетная политика может использоваться для ограничения правительственных расходов и потребления, с тем, чтобы высокий уровень капиталовложений не приводил к инфляции.[5]
2. В противоположность кейнсианцам, сторонники «экономики предложения» делают упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. В частности, они призывают к снижению налогов как к средству, стимулирующему сбережения и капиталовложения, поощряющему трудовые усилия и предпринимательский риск. Например, снижение или отмена налога на доход от процентов приведет к увеличению отдачи от сбережений. Аналогичным образом, если облагать подоходным налогом суммы, идущие на выплаты по процентам, это приведет к ограничению потребления и стимулированию сбережений. Некоторые экономисты выступают за введение единого налога на потребление в качестве полной или частичной замены личного подоходного налога. Смысл этого предложения состоит в ограничении потребления и стимулировании сбережений. В отношении капиталовложений эти экономисты обычно предлагают уменьшить или отменить налог на прибыли корпораций, в частности предоставить значительные налоговые льготы на инвестиции. Было бы правомерно сказать, что кейнсианцы уделяют больше внимания краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня реального ВНП, воздействия на совокупные расходы. В отличие от них, сторонники “экономики предложения” отдают предпочтения долгосрочным перспективам, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости и полной загрузке производственных мощностей.
3. Экономисты разных теоретических направлений рекомендуют и другие возможные методы стимулирования экономического роста. Например, некоторые ученые пропагандируют индустриальную политику, посредством которой правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных отраслей и способствующие перемещению ресурсов из низко производительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования и разработки, стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и росту производительности труда.
При всей многочисленности и сложности возможных методов стимулирования экономического роста большинство экономистов едины в том, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей, - капиталоемкость и склонность к сбережениям нелегко поддаются мерам регулирования.
2.2 Фискальная политика государства
Фискальная (лат. fiscalis — казенный) политика — совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Она значительно видоизменяется в зависимости от поставленных стратегических задач, как, например, антикризисное регулирование, обеспечение высокой занятости, борьба с инфляцией.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем в странах Запада используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.[6]
К прямым относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:
а) затраты на расширенное воспроизводство;
б) непроизводительные расходы государства;
в) развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.
г) проведение структурной политики;
д) содержание военно-промышленного комплекса и т.п.
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство стремится добиться, возможно, более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает предпринимателей от уплаты налогов с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов различают два вида фискальной политики государства: а) дискреционную и б) недискреционную.
2.3. Дискреционная фискальная политика
Дискреционная (лат. discrecio — действующий по своему усмотрению) политика означает следующее. Государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны. При этом правительство учитывает следующие проверенные на практике функциональные зависимости между финансовыми переменными величинами.
Первая зависимость: рост государственных расходов увеличивает совокупный спрос (потребление и инвестиции). Вследствие этого возрастает выпуск продукции и занятость трудоспособного населения. Важно учесть, что государственные расходы влияют на совокупный спрос так же, как и инвестиции (действуют как мультипликатор инвестиций, который разработал Дж. Кейнс): мультипликатор государственных расходов МG показывает, насколько возрастает валовой национальный продукт D ВНП в результате увеличения этих расходов DG:
DВНП=DG ´ MG (5)
Естественно, что при уменьшении государственных затрат G сокращается объем ВНП.
Другая функциональная зависимость показывает, что увеличение суммы налогов уменьшает личный располагаемый доход домашних хозяйств. В этом случае сокращаются спрос и объем выпуска продукции, и занятость рабочей силы. И наоборот: снижение налогов ведет к возрастанию покупательских расходов, выпуска продукции и занятости.
Изменение налогообложения дает мультипликационный эффект. Между тем мультипликатор налогов меньше мультипликаторов инвестиций и государственных расходов. Дело в том, что каждая единица прироста инвестиций (и государственных расходов) прямо воздействует на увеличение объема ВНП. При уменьшении же налогов растет располагаемый доход, однако, часть его идет на потребление, а оставшаяся доля расходуется на сбережения.
Указанные функциональные зависимости используются в дискреционной политике государства для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика различается на разных фазах цикла.
Например, при кризисе проводится политика экономического роста. В интересах роста ВНП увеличиваются государственные расходы, снижаются налоги, причем рост расходов сочетается с уменьшением налогов так, чтобы мультипликационный эффект государственных затрат был больше мультипликатора налогов. Итогом является уменьшение спада производства.
Когда происходит инфляционный рост производства (подъем, вызванный избыточным спросом), правительство проводит политику сдерживания деловой активности — сокращает государственные расходы, увеличивает налоги. Эти меры сочетаются таким образом, чтобы мультипликационный эффект уменьшения расходов был больше, чем мультипликатор роста налогов. В результате снижается совокупный спрос и соответственно уменьшается объем ВНП.
2.4. Недискреционная фискальная политики
Второй вид фискальной политики — недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На фазе подъема, естественно, растут доходы фирм и населения. Но при прогрессивном налогообложении еще быстрее увеличиваются суммы налогов. В этот период сокращается безработица, улучшается благосостояние малообеспеченных семей. Следовательно, уменьшаются выплаты пособий по безработице и иные социальные расходы государства. В итоге снижается совокупный спрос, а это сдерживает экономический рост.[7]
На фазе кризиса налоговые поступления автоматически уменьшаются и, тем самым сокращается сумма изъятий из доходов фирм и домашних хозяйств. Одновременно возрастают выплаты социального характера, в том числе пособия по безработице. Значит, увеличивается покупательная способность населения, что помогает преодолению спада экономики.
Из сказанного видно, сколь большое место занимает налогообложение в финансовом регулировании макроэкономики. В связи с этим одним из главных направлений фискальной политики государства является совершенствование налогового законодательства и практики сбора налогов.
Возьмем для примера наиболее важную разновидность налогов — подоходный налог, который устанавливается на доходы физических лиц и на прибыль фирм. Как определяется величина этого налога?
Сначала подсчитывается валовой доход – сумма всех доходов, полученных физическими и юридическими лицами из разных источников. Из валового дохода по законодательству обычно разрешается вычитать: а) производственные, транспортные, командировочные и рекламные расходы; б) различные налоговые льготы (необлагаемый минимум доходов). Таким образом, облагаемый налогом доход — это разница между валовым доходом и указанными вычетами.
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
· твердые, которые устанавливаются на единицу объекта независимо от его стоимости (например, автомашину);
· пропорциональные, т.е. единый процент уплаты налогов независимо от размеров доходов;
· прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
Практика показывает, что при чрезвычайно высоких ставках налогов подрываются материальные стимулы к труду и новаторству.
Как известно, в 70-е годы неоконсерваторы выдвинули теорию предложения. Ее авторы установили, что рост налогообложения оказывает неблагоприятное воздействие на динамику производства и доходов. Увеличение налогов за счет повышения их ставок на определенном этапе не компенсирует сокращения поступлений в государственный бюджет из-за быстрого сужения налогооблагаемых доходов, а затем это может сопровождаться также сокращением общей суммы бюджетных доходов. В итоге высокие налоги оказывают сдерживающее воздействие на предложение капитала, труда и сбережения.[8]
Основной задачей хозяйственной политики представители теории предложения считают определение оптимальных ставок налогообложения и налоговых льгот и выплат. Снижение налогов рассматривается в качестве средства, способного обеспечить долгосрочный экономический рост и борьбу с инфляцией. Оно усилит стремление получать большие доходы, окажет стимулирующее влияние на рост производства и увеличит покрытие денежной массы товарами.
3. Особенности современного экономического роста в России.
3.1 Показатели экономического роста в 2007-2008гг.
Экономический рост в
России достиг максимального значения за последние шесть лет: в первом квартале
2007 объем ВВП вырос на 7,9% по сравнению с аналогичным периодом 2006. Уверенный рост отмечен в
строительстве, производстве и торговле. Этот результат особенно впечатляет в
свете того, что Россия очень мало обязана им нефти и газу. Хотя к концу года
экономический рост замедлился, сохраняющийся внутренний спрос позволил
сохранить показатель не ниже 6,7
процентов, достигнутых в
Сильный внутренний спрос
выгоден ряду обрабатывающих отраслей. В первом квартале
Объём российского ВВП в 2007 году составил 32 987,4 млрд рублей, что по рыночному курсу составляет более 1280 млрд долларов (10-е место в мире). По ППС ВВП России в 2005 году составлял только 13,7 % от американского (данные глобального раунда сопоставления ВВП), но уже в 2007 году увеличился до 15,2 % (рост ВВП в 2006 году — 7,4 %, в 2007 — 8,1 %; в США в 2006 — 2,9 %, в 2007 — 2,0 %), а по паритету покупательной способности — 2103,3 млрд долларов, на душу населения — 14 800 долларов, паритет покупательной способности — 15,68 рублей за 1 доллар США. По ВВП (ППС) в 2007 российская экономика была на 6-м месте в мире.
Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил 8,1 %, а промышленного производства — 6,3 %, инфляция за год — 11,9 %. Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 году составил (в фактически действовавших ценах) 578,2 млрд долларов США (14 791,2 млрд рублей), в том числе экспорт — 355,2 млрд долларов (9085,4 млрд рублей), импорт — 223,1 млрд долларов (5705,8 млрд рублей). Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару — 14,15 %, к евро — 4,2 %).
Результаты российской экономики в 2007 году продемонстрировали ускорение роста по отношению к 2005—2006 годам. При этом ускорение происходило на фоне снижения влияния топливно-энергетического сектора на экономику, то есть рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы (хотя их влияние ещё высоко), а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей. В общем экономика России в 2007 году выросли на 8,6. [12]
Одним из главных факторов высоких экономических показателей в России являются увеличение внутреннего спроса, который подстегивают рост реальных доходов населения и увеличение объемов инвестиций. В то же время, в 2008 году темпы роста несколько снизятся из-за общих тенденций замедления в мировой экономике. Это, в свою очередь, может привести к спаду инвестиций и спроса и, как следствие, к снижению объемов экспорта из ряда стран СНГ.
Экономический рост в России в 2008 году составит около 7%, несмотря на мировой финансовый кризис. Россия будет сохранять высокие темпы экономического роста. В 2008 году он составит около 7%, а до 2020 года будет расти темпами до 6% в год.[13]
В январе-феврале 2008 года рост промышленного производства составил 6,0 %, а инфляция была равна 3,5 %. Розничная торговля прибавила 16,3 %, строительство 30,2 (построено 60,7 тыс. квартир общей площадью 5,8 млн м²).[14]
По состоянию на 10 октября 2008 года международные (ранее — золотовалютные) резервы Центрального банка составляли 530,6 млрд долларов. По сравнению с 1 января 2008 года, когда объём международных резервов России составлял 476,391 млрд долларов, этот показатель увеличился на 11,4 %.
Ранее власти РФ прогнозировали рост ВВП по итогам года на уровне 7,8%. Однако к 1 декабря Минэкономразвития и Минфин уточнят прогнозные показатели роста, которые в том числе связаны и с динамикой цен на нефть. По новым предварительным расчетам Минэкономразвития, рост ВВП в 2008 году будет на уровне 7,3%. Международный валютный фонд на днях понизил свой прогноз по росту российской экономики в текущем году до 6,8% с 7,0% и в 2009 году - до 3,5 с 5,5%.[15]
Российские власти пока не уточняли прогноз по ВВП на 2009 год (первоначально - 6,7%). Однако новый прогноз по среднегодовой цене на нефть марки Urals на следующий год - 50 долларов за баррель вместо первоначальных 95 долларов.
Практикум
Год |
Количество труда (часы) |
Производительность труда (долл. в час) |
Реальный объем ВВП (долл.) |
1 |
800 |
50 |
40000 |
2 |
1000 |
50 |
50000 |
3 |
1000 |
60 |
60000 |
1. Рассчитать реальный объем ВВП
1) 800*50 = 40000 долл.
2) 1000*50 = 50000 долл.
3) 1000*60 = 60000 долл.
2. Рассчитать темпы роста во втором и третьем году
Цепной метод:
2-ой год: 50000/40000*100% = 125%
125%-100% = 25% - увеличение темпов экономического роста на 25%
3-ий год: 60000/50000*100% = 120%
120%-100% = 20% - увеличение темпов экономического роста на 20%
Базисный метод:
2-ой год: 50000/40000*100% = 125%
125%-100% = 25% - увеличение темпов экономического роста на 25%
3-ий год: 60000/40000*100% = 150%
150%-100% = 50% - увеличение темпов экономического роста на 50%
3. Какие факторы экономического роста были определяющими в эти годы? Рассчитайте их влияние на экономический рост.
В данной ситуации приведены два фактора, влияющие на экономический рост:
1) количество труда
(1000-800)*50 = 10000 долл.
2) производительность труда
(60-50)*1000 = 10000 долл.
Во втором году главным определяющим фактором, влияющим на экономический рост, является количество труда. В третьем году главным определяющим фактором, влияющим на экономический рост, является производительность труда. И увеличение количества труда, и увеличение производительности труда привели к экономическому росту.
4. Экономическую динамику во втором году можно охарактеризовать как экстенсивный тип экономического роста. Это достигается за счет увеличения количества труда с 800 в первом году до 1000 во втором. Расширение производства и как следствие рост экономики достигается за счет создания новых рабочих мест.
Экономическую динамику в третьем году можно охарактеризовать как интенсивный тип экономического роста. Это достигается за счет получения дополнительных потребительских стоимостей путем повышения производительности труда уже действующего рабочего места с 50 во втором году до 60 в третьем.
Заключение
Проблема экономического роста многоаспектна и, наряду с чисто экономическими сторонами, связана с вопросами социологического, политического, нравственного и общечеловеческого характера.
Экономический рост — наиболее употребляемый критерий экономического развития наряду с отраслевой структурой экономики, уровнем и качеством жизни населения и др. Обычно под экономическим ростом принято понимать количественное и качественное совершенствование произведенного ВВП. Но нужно иметь в виду, что не любое увеличение и улучшение означает экономический рост. Целью производства и экономического роста является повышение благосостояния населения страны, поэтому только развитие производства, направленное на максимальное удовлетворение потребностей, можно считать экономическим ростом.
Сущность и значение экономического роста заключаются в постоянном разрешении и повторении уже на новом уровне основной проблемы любой хозяйственной системы — противоречия между ограниченностью производственных ресурсов и безграничностью людских потребностей.
Для экономического роста необходимо, чтобы был задействован его потенциал, т.е. использованы необходимые ресурсы. Такими ресурсами в первую очередь являются факторы производства, которые используются в определенном сочетании, образуя органическое единство.
В зависимости от того, какие факторы играют доминирующую роль в экономике на данный момент, различают экстенсивный и интенсивный тип экономического роста.
Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста. Для этого государство применяет фискальную политику, которая представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию правительственных доходов и расходов. Фискальная политика включает дискреционную, когда государство сознательно регулирует свои расходы и налогообложение в целях улучшения экономического положения страны, и недискреционную, т.е. политику автоматических (встроенных) стабилизаторов. Автоматический стабилизатор – экономический механизм, который без содействия государства устраняет неблагоприятное положение на разных фазах делового цикла. Основными встроенными стабилизаторами являются налоговые поступления и социальные выплаты, осуществляемые государством.
На данный момент экономический рост в России в 2008 году составит около 7%, несмотря на мировой финансовый кризис. Россия будет сохранять высокие темпы экономического роста. В 2008 году он составит около 7%, а до 2020 года будет расти темпами до 6% в год.
Список литературы
Учебники, монографии, сборники научных трудов
1. Курс экономической теории. Учебное пособие/ научный редактор А.Г. Сидорович. - М.: МГУ ИМ. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2004 - 736с.
2. Макроэкономика. Теория и российская практика: Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Н.Н. Думной. - М.: КНОРУС - 2004 - 608с.
3. Макроэкономика: Учебник под общей редакцией профессора Э.Н. Сидоровича. - М.: МГУ Им. М.В. Ломоносова, Издательство «ДИС», 2003 - 416с.
4. Экономическая теория, Учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой, Т.В. Чечелевой. - М.: Издательство «Экзамен», 2005 - 592с.
5. Экономика в вопросах ответах: учеб. пособие/ Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Велби, издательство «Проспект», 2008 - 336с.
6. Экономическая теория: Учебник/ Под ред И.П. Николаевой, 2-е изд. доп. и перераб. - М.: ТК Велби, издательство «Проспект». 2006 - 376с.
7. Экономическая теория: Учебник для вузов/ А.Н. Романов, И. П. Николаева/ Всерос. Заоч. Фин. - экон. Ин-т. - М.: Финстатинформ, 1997. - 399с.
8. Экономическая теория: Учебник - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,1998 - 640с.
Статьи из журналов и газет
9. Агапов В.Н., Социально-экономическое развитие Российской Федерации на 2008г.// Вопросы экономики. 2008. №7
10. Илларионов А.И. долгосрочный экономический рост России// Экономист. 2008 №6
11. Узяков М.Н. Экономический рост в России: количественная и качественная составляющие// Экономист. 2008 №4
Сайты
12. Об основных параметрах прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2007 год и на период до 2009 года http://www.//news/liga.ru
13. Экономический бум в России - http://www.ino СМИ.ru
14. Эконометрический анализ влияния факторов бюджетно-налоговой политики на экономический рост в России.- http://www.urbaneconomics/ru
15. Показатели экономического роста в России - http://www.society.polbu.ru.