СОДЕРЖАНИЕ

Вариант 2

1. Правоотношения и их участники. Охарактеризуйте налоговые и гражданские правоотношения……………………………………………………………………...3

2. Система правоохранительных органов: задачи, функции и принципы деятельности…………………………………………………………………………7

Задача………………………………………………………………………………...9

Список использованной литературы…………………………………………..10

1. Правоотношения и их участники. Охарактеризуйте налоговые и гражданские правоотношения

Для правоотношений характерно наличие субъективных прав и обязанностей у его участников (субъектов). Юридические нормы представляют одному участнику отношения права, а на другого отношения возлагают обязанность. Поэтому правоотношение можно рассматривать как юридическую связь между лицами, выражающуюся в их взаимных правах и обязанностях. Без взаимных прав и обязанностей нет самого правоотношения. Например, каждый студент находится в правовых отношениях с вузом. Студент вправе получать тот объем знаний, который в свою очередь, обязан предоставить ему вуз в соответствии с программой обучения. Права и обязанности участников правовых отношений составляют периодическое содержание правоотношений. Основные участники права (правоотношений) - физические лица и организации. Физические лица - это граждане, иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории конкретного государства. 1 К организациям относятся: государство в целом, государственные органы, общественные образования, хозяйственные объединения (юридические лица).

Чтобы быть участником правоотношений, необходимо обладать определенными юридическими качествами. Речь идет о правоспособности ( т.е. способности обладать правами и нести юридические обязанности ) и о деятельности, иначе говоря, своими действиями осуществлять права и исполнять юридические обязанности. У юридических лиц, организаций правоспособность и деятельность возникает с момента их образования.

Правоспособность физических лиц, по общему правилу, возникает с момента рождения; дееспособность - с момента достижения определенного возраста. Дееспособность связана также с психическим состоянием человека. По законодательству полная дееспособность наступает с 18 лет. Но имеются исключения из этого правила. Например, гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности с 16 лет, а по нескорым видам преступлений - с 14 лет. Дееспособность – способность своими действиями осуществлять права и обязанности. Дееспособность физических лиц возникает с достижением возраста, когда подросток приобретает способность сознавать значение своих поступков и руководить своими действиями. Полная дееспособность в России возникает с восемнадцати лет (в ряде других государств — с двадцати одного года). Однако в гражданском праве заключение мелких бытовых сделок разрешено с более раннего возраста.

Субъективные права и юридические обязанности:

Субъективное право – это мера возможного поведения субъекта в правоотношении, обеспеченная обязанностями других лиц. Признаки субъективного права: - это поведение возможное (этим правом можно воспользоваться или отказаться от использования); - это мера возможного поведения (это право ограничено определенными рамками); - осуществляется в интересах управомоченного, то есть того, кому оно принадлежит; - обеспечивается обязанностями других лиц. Юридическая обязанность – это предусмотренная нормами права мера необходимого, должного поведения субъектов в правоотношении, которому он должен следовать в интересах управомоченного лица. 1 Признаки юридической обязанности: - это необходимое, должное поведение (отказаться от юридической обязанности нельзя); - это мера должного, необходимого поведения (она ограничивается определенными рамками); - выполняется в интересах управомоченного, на целена удовлетворение интересов управомоченного; - ее исполнение обеспечивается государственным принуждением, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения наступает юридическая ответственность.

Объекты правоотношений:

Объект правоотношений – это то реальное благо, на использование и охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности. Существует два основных подхода к понятию объектов правовых отношений – монистический и плюралистический. Согласно монистическому подходу у всех правоотношений только один объект – это поведение человека, то есть деяния (действия или бездействия) субъектов правоотношений. Согласно плюралистическому подходу у правовых отношений существуют разнообразные объекты, это: - предметы материального мира (вещи); - продукты духовного творчества (произведения искусства, литературы, кино и т.д.); - личные неимущественные блага (жизнь, здоровье, честь, достоинство, репутация); - поведение участников правоотношений. Оно выражается в действии (активное поведение) и в бездействии (пассивное поведение); - результаты поведения участников правоотношений – те последствия, к которым приводит то или иное действие или бездействие.

Понятие и классификация юридических фактов

Обстоятельства которые предусмотрены в законе и иных источниках правовых отношений, называются юридическим фактом, независимо от проявления воли человека на вступление в правовое отношение (например: авторские права и соответственные правоотношения возникают у поэта независимо от того, думал ли он об этом, сочиняя стихотворение). В особую группу юридических фактов объединяются не правомерные действия людей. 1

По последствиям:

- правообразующие;

- правопрекращающие.

По форме проявление:

- положительные,

- отрицательные.

По связи с волей субъекта: события, действия, юридические акты, юридические поступки, противоправные действия, преступления.

Налоговые правоотношения

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется.

Гражданские правоотношения

Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников.

Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ). 1

2. Система правоохранительных органов: задачи, функции и принципы деятельности

Задачи деятельности правоохранительных органов

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. 1

Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Функции деятельности

- конституционного контроля;

- отправления правосудия;

- прокурорского надзора;

- расследования преступлений;

- оперативно – розыскной;

- исполнения судебных решений;

- оказания юридической помощи  и защиты по уголовным делам;

- предупреждения преступлений и иных правонарушений.

Принципы деятельности

Деятельность правоохранительных органов характеризуется специфическими принципами, реализация которых призвана обеспечить полноту, всесторонность и объективность их выводов и решений. К таким принципам, в частности, относятся: 1

- начало деятельности правоохранительных органов в каждом случае должно иметь повод – сообщение о совершении преступления или иного правонарушения либо необходимость предупредить преступление или другое существенное правонарушение. Во всех иных случаях правоохранительные ораны не вправе не вправе вмешиваться в жизнь граждан, в деятельность других органов государства, государственных, общественных и частных организаций;

- правоохранительные органы осуществляют свою деятельность только на основании закона и в соответствии с законом, а в некоторых случаях – и в определенной процессуальной форме. Любые произвольные действия недопустимы. Нарушение требований закона, допущенное в процессе правоохранительной деятельности, может оказаться само по себе правонарушением, влекущим дисциплинарную, административную и уголовную ответственность;

- правоохранительную деятельность могут осуществлять только лица, состоящие на службе в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую подготовку;

- решения правоохранительных органов являются мерами юридического воздействия, основанными на законе;

- законные и обоснованные решения, принятые правоохранительными органами подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами

- все решение правоохранительных органов могут быть обжалованы в установленном законом порядке.

Задача

Условие задачи:

Супруга инженера Беляева обратилась к директору АО «Вымпел», где работал ее муж, и просила оказать воздействие на ее мужа, который пропивает почти всю заработную плату. Директор распорядился заработную плату Беляева выдавать ежемесячно не ему, а его супруге.

Узнав об это Беляев обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с требованием отменить это распоряжение, так как в организации работает он, а не его супруга.

Может ли быть ограничена трудовая правоспособность работника при изложенных обстоятельствах? Как решить данный спор по существу?

Решение задачи:

Трудовая правоспособность работника при изложенных обстоятельствах не может быть ограничена, т.к. на основании ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается законом или трудовым договором. 1

В соответствии со ст. 3 ТК РФ никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника. На основании вышеуказанных норм распоряжение директора о том, чтобы заработную плату Беляева выдавать ежемесячно не ему, а его супруге, будет незаконно.

Комиссию по трудовым спорам (КТС) обязана будет отменить распоряжение директора, так как в соответствии со ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается непосредственно работнику.

Список использованной литературы

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Панина. – М.: МУФЭР, 2002 г.

4. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 2001 г.

5. Общая теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998 г.

6. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 1999 г.

7. Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1994 г.


1 Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 2001 г. – С. 237-251.

1 Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова. – М., 1994 г. – С. 338 – 347.

1 Общая теория государства и права / Под ред. А. С. Пиголкина. – М.: МГТУ, 1998 г. – С. 235 – 237.

1 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 1999 г. С. 17 – 18.

1 Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Спарк, 1999 г. С. 19.

1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).