Содержание
Введение. 3
1. Доходы бюджетного Пенсионного фонда РФ. Взаимодействие Пенсионного фонда с другими органами оперативного управления финансами в ходе исполнения по доходам.. 5
2. Характеристика состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда РФ на текущий год. 9
Заключение. 15
Список литературы.. 16
Введение
Пенсионный фонд Российской Федерации образован в конце 1990 года в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Финансирование государственных пенсий осуществляется Пенсионным фондом РФ за счет страховых взносов работодателей, граждан, а также ассигнований из федерального бюджета.
Социальная значимость пенсионного обеспечения определяется тем, что оно затрагивает жизненно важные интересы большого количества людей. Действующая в России государственная пенсионная система по инерции продолжает решать многие не свойственные ей задачи (например, стимулирование отдельных видов занятости). Неслучайно численность граждан, вышедших на пенсию по старости на льготных по возрасту условиях, растет опережающими темпами и превысила уже 22% общего числа пенсионеров.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Целью данной работы является рассмотрение формирования доходов бюджета Пенсионного фонда РФ.
В связи с этим выделим следующие задачи:
1. Изучение доходной части бюджета пенсионного фонда, также взаимодействие Пенсионного фонда Российской федерации с другими органами оперативного управления финансами;
2. Рассмотрение состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда Российской федерации на текущий год.
1. Доходы бюджетного Пенсионного фонда РФ. Взаимодействие Пенсионного фонда с другими органами оперативного управления финансами в ходе исполнения по доходам
Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.
Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.
Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании Федерального закона "Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона.
Положения о территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации, являющихся юридическими лицами, утверждаются Правлением Пенсионного фонда Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации[1]
1. Средства бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.
2. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации составляется страховщиком на финансовый год с учетом обязательного сбалансирования доходов и расходов этого бюджета.
При формировании бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год устанавливается норматив оборотных денежных средств.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и отчет о его исполнении утверждаются ежегодно по представлению Правительства Российской Федерации федеральными законами в порядке, определяемом Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации является консолидированным.
3. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, средства, направляемые на инвестирование, выплаты за счет средств пенсионных накоплений, а также расходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, связанные с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, ведением специальной части индивидуальных лицевых счетов и выплатой накопительной части трудовой пенсии.
Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного пенсионного страхования не взимается.
Формирование бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации[2]:
1. Бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации формируется за счет:
§ страховых взносов;
§ средств федерального бюджета;
§ сумм пеней и иных финансовых санкций;
§ доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
§ добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
§ иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
2. Средства федерального бюджета, выделяемые на выплату базовой части трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, установленных в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", включая организацию их доставки, на возмещение уплаты страховых взносов за период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет и период прохождения военной службы по призыву в объеме, предусмотренном федеральным законом, а также средства федерального бюджета включаются в состав доходной и расходной частей бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Доходы Пенсионного фонда:
Доходы бюджета Фонда на 2004 год формируются за счет следующих источников:
1) сумм единого социального налога, поступающих из федерального бюджета;
2) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, - по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации;
3) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии, - по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации;
4) сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в Фонд, подлежащих зачислению в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
5) средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации;
6) средств федерального бюджета, передаваемых в Фонд Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг указанным получателям, включая расходы на их доставку;
7) средств, передаваемых в Фонд из целевого бюджетного фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии;
8) страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей - организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, - по тарифам, установленным законодательством Российской Федерации;
9) доходов от размещения временно свободных средств;
10) доходов от временного размещения средств пенсионных накоплений;
11) прочих доходов, подлежащих зачислению в Фонд в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Взаимодействие ПФ с органами оперативного управления финансами.
ПФ обеспечивает взаимодействие с налоговыми органами, органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации для целей индивидуального (персонифицированного) учёта, правоохранительными органами, органами исполнительной власти по вопросам, связанным с расчётами плательщиков взносов, в том числе представляет сведения о страхователях и застрахованных лицах по запросам[3].
Денежные средства обязательного пенсионного страхования хранятся на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации, открываемых в учреждениях Центрального банка Российской Федерации, а при отсутствии учреждений Центрального банка Российской Федерации на счетах, открываемых в кредитных организациях, перечень которых на конкурсной основе определяется Правительством Российской Федерации.
Исполнение бюджета ПФ осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах). В отдельных случаях счета казначейства могут быть открыты в других кредитных организациях, уполномоченных Правительственной комиссией по вопросам финансовой и денежно-кредитной политики и определенных на конкурсной основе. Такие банки называются уполномоченными. В настоящее время уполномоченным банком является Сберегательный банк Российской Федерации.
Между банком и органом федерального казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств на основании расчетно-денежных документов по счетам казначейства в пределах остатка средств на них. Банки не отвечают по обязательствам органов казначейства, а также не могут осуществлять списание средств со счетов в бесспорном порядке без акцепта казначейства. Количество счетов, открываемых органом федерального казначейства, определяется нормативными документами[4].
2. Характеристика состава и структуры доходов бюджета Пенсионного фонда РФ на текущий год
Согласно федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 175-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год":
1. Утвержден бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) на 2004 год по доходам в сумме 1 000 316,6 млн. рублей, из них 916 649,7 млн. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, и по расходам в сумме 946 640,2 млн. рублей, из них 936 398,4 млн. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий (см. табл.1[5]).
2. Установлены источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда на 2004 год.
3. Направлены средства резерва бюджета Фонда в сумме 19 748,7 млн. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.
4. Определен размер резерва бюджета по состоянию на 1 января 2004 года в объеме, равном остатку средств бюджета Фонда по состоянию на 1 января 2004 года, за исключением средств пенсионных накоплений по состоянию на 1 января 2004 года.
5. Установлен размер резерва бюджета на начало каждого месяца в объеме, равном остатку средств бюджета, за исключением средств пенсионных накоплений на соответствующую дату.
6 Средства резерва бюджета сверх сумм, направляемых на обеспечение текущей сбалансированности бюджета Фонда и пополнение норматива оборотных денежных средств бюджета Фонда, установленного настоящим Федеральным законом, считать временно свободными средствами бюджета Фонда.
7 Установлено, что Фонд вправе в 2004 году:
1) размещать временно свободные средства в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
2) осуществлять продажу активов, приобретенных на временно свободные средства, в случае образования текущего дефицита бюджета Фонда.
2. Средства, полученные от размещения временно свободных средств, направляются на пополнение резерва бюджета.
Таблица 1
Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации
в 2004 году
Код бюджетной классификации Российской Федерации |
Наименование дохода |
Сумма (тыс. рублей) |
1000000 |
Налоговые доходы |
466 568 290,0 |
1010600 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации |
457 260 400,0 |
1010610 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии |
379 440 000,0 |
1010611 |
Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии |
933 600,0 |
1010620 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии |
76 420 000,0 |
1010621 |
Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии |
466 800,0 |
1030120 |
Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов |
145 750,0 |
1400310 |
Недоимка, пени, иные финансовые санкции по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации |
9 162 140,0 |
2000000 |
Неналоговые доходы |
34 507 826,6 |
2010340 |
Доходы, полученные от размещения временно свободных средств Пенсионного фонда Российской Федерации |
27 041 645,6 |
2010350 |
Доходы, полученные от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии |
6 780 081,0 |
2090310 |
Прочие поступления в Пенсионный фонд Федерации |
686 100,0 |
3000000 |
Безвозмездные перечисления |
499 240 512,0 |
3020200 |
Субвенции от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации |
499 240 512,0 |
3020220 |
Субвенции Пенсионному фонду Российской Федерации |
499 240 512,0 |
3020221 |
Средства единого социального налога, поступающие из федерального бюджета |
438 210 000,0 |
3020222 |
Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации |
59 499 212,0 |
3020223 |
Средства федерального бюджета, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации Министерством труда и социального развития Российской Федерации на выплату пенсий и пособий |
749 300,0 |
3020224 |
Средства, передаваемые Пенсионному фонду Российской Федерации из фонда Министерства Российской Федерации по атомной энергии |
782 000,0 |
Всего доходов |
1 000 316 628,6 |
Как видно из таблицы 1. Налоговые доходы составляют 466 568 290,0 тыс. рублей (47% от всех доходов). Из них страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату страховой части трудовой составляют 98%:
§ Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии – 83%.
§ Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплату накопительной части трудовой пенсии – 0,2 %.
§ Единый минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов – 17%.
§ Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной части трудовой пенсии - 0,1%.
Неналоговые доходы - 34 507 826,6 тыс. рублей (3,4% от всех доходов). Также существуют безвозмездные перечисления 499 240 512,0 тыс. рублей (50% от всех доходов)
Таким образом, видно, что основную часть доходов бюджета Пенсионного фонда на 2004 год составляют безвозмездные перечисления.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы остановиться на основных аспектах данной работы.
По первому вопросу были рассмотрены доходы Пенсионного фонда РФ и установили, что бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:
§ страховых взносов;
§ средств федерального бюджета;
§ сумм пеней и иных финансовых санкций;
§ доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
§ добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;
§ иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах).
По второму вопросу на основе федерального закона «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год» N 175-ФЗ, от 23 декабря 2003 г были рассмотрены состав и структура доходов Пенсионного фонда. Налоговые доходы составляют 466 568 290,0 тыс. рублей. Неналоговые доходы - 34 507 826,6 тыс. рублей. Также существуют безвозмездные перечисления 499 240 512,0 тыс. рублей. Всего на 2004 год было утверждено по доходам в сумме 1 000 316,6 млн. рублей. Из них 916 649,7 млн. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий, и по расходам в сумме 946 640,2 млн. рублей, из них 936 398,4 млн. рублей в части, не связанной с обязательным накопительным финансированием трудовых пенсий.
Список литературы
1. ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» в Российской Федерации № 167-ФЗ 15 декабря 2001 года
2. ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год» N 175-ФЗ, от 23 декабря 2003 г.
3. Бажанова А. «Основные направления развития пенсионной системы РФ» // Экономико-правовой бюллетень 2003 - №1.
4. Борисов К.К. Развитие пенсионного обеспечение государства // Вопросы экономики - 2004.-№4.
5. Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6
[1] ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» в Российской Федерации № 167-ФЗ 15 декабря 2001 года ст. 16.
[2] Бажанова А. «Основные направления развития пенсионной системы РФ» // Экономико-правовой бюллетень 2003 - №1. – с 51.
[3] Борисов К.К. Развитие пенсионного обеспечение государства // Вопросы экономики - 2004.-№4. – с 23.
[4] Герченко В.С. Пенсионный фонд в современной России // Финансы. - 2002. - № 6 - с 43.
[5] ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2004 год» N 175-ФЗ, от 23 декабря 2003 г. – Приложение 3.