Содержание

1. Виды существующих организационных структур, их преимущества и недостатки. 6

1.1. Бюрократические структуры. 6

1.1.1.......................................................................... Линейная структура. 7

1.1.2............................................................... Функциональная структура. 8

1.1.3. Линейно-функциональная структура (штабная). 8

1.2.   Адаптивные (органические) структуры.. 9

1.2.1....................................................................... Проектные структуры. 10

1.2.2.  Матричная структура. 10

1.2.3.  Конгломерат. 11

1.3.  Организационные  структуры,  отличающиеся  степенью  детализации. 11

1.3.1. Продуктовая организационная структура. 11

1.3.2. Команды. 13

1.3.3. Организационная структура, ориентированная на потребителя. 13

1.3.4................................... Территориальная (региональная) структура. 14

2.  Виды деятельности речного порта «Николаевск-на-Амуре», связанные с осуществлением транспортного процесса. 15

3. Подразделения организационной структуры ОАО «Порт Николаевск-на-Амуре», их функции и взаимосвязь. Организация производственного процесса по структуре предприятия. 21

Заключение. 26

Список литературы.. 28

Введение


               Существенные изменения во внешней среде периодически инициируют реорганизацию бизнеса. К числу таких перемен относятся глобализация, изменение условий торговли на внутреннем и зарубежном рынках, открытия в области компьютерных технологий и телекоммуникаций, дробление рынка и многое другое. Поэтому менеджер должен уметь распознавать ситуации, когда источники проблем стоит искать в структуре организации, выявляя симптомы проблем, а не их причины. Из этого следует, что освоение одной из технологий менеджмента – эффективной организации производства на предприятии отрасли – является   одной из актуальнейших задач.

               Таким образом, целью данной работы является исследование процесса организации производства на предприятии отрасли – речного порта.

               Задачами  работы  является  приобретение  следующих  знаний и навыков:

·        выявления ключевых аспектов организационных структур, их достоинств и недостатков;

·        описания структуры действующей организации;

·        выявления симптомов проблем структурного характера;

·        анализа сильных и слабых сторон структуры действующей организации и их влияние на тот или иной вид производственной деятельности предприятия.

               В теоретической главе были рассмотрены основные типы бюрократических, адаптивных организационных структур и оргструктур, отличающихся степенью детализации, используемых в настоящее время, их положительные и отрицательные черты.

               В практической части была дана характеристика транспортного предприятия, рассмотрены организационная структура действующей организации – речного порта «Николаевск-на-Амуре», его подразделения, функции, выполняемые ими, которые должны обеспечить реализацию ее стратегии, взаимодействии организации с внешней средой и эффективное решение стоящих перед ней задач.


1. Виды существующих организационных структур, их преимущества и недостатки.

 

1.1. Бюрократические структуры.


Все организации, которые для достижения координации полагаются на формализацию поведения, принято относить к бюрократии. Выделяют следующие основные черты бюрократической организационной структуры:

·                      все сферы должностных полномочий обязательно регламентируются правилами;

·                      обязательно наличие  должностной иерархии и ранговой власти (система  подчинения и верховенства);

·                      управление базируется на письменных документах, которые зарегистрированы и хранятся в определенном порядке;

·                      руководство организации обычно проходит всестороннюю подготовку,  подбор кадров осуществляется по их деловым и профессиональным качествам;

·                      высокая степень разделения труда. (7, с.314)

        

Концепция бюрократии была первоначально сформулирована в начале 1900-х годов немецким социологом Максом Вебером. Большинство современных организаций представляют собой варианты бюрократии. Причина столь длительного и широкомасштабного использования бюрократической структуры состоит в том, что ее характеристики еще достаточно хорошо подходят для большинства промышленных фирм, организаций сферы услуг и всех видов государственных учреждений.

Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой бюрократии адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников. (9, с.215)

               Однако бюрократические структуры подверглись и критике за их неспособность к внедрению новшеств и отсутствия достаточной мотивации сотрудников.   Рассмотрим основные отрицательные черты бюрократических структур:

·                      абсолютная стандартизация приводит к утрате гибкости поведения;

·                      отсутствует гибкость во взаимоотношениях сотрудников внутри организации;

·                      отсутствует внешняя адаптация к изменениям, особенно спонтанным.

Все бюрократические структуры делятся на виды: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная. (2, с.332-333)


1.1.1.              Линейная структура.


Линейная структура применяется в основном в фирмах малых и средних размеров. Такая структура достаточно проста по своему строению: сотрудник  выполняет указания только вышестоящего руководства.

     Положительные черты:

·                однозначность воздействия органа управления на объект;

·                отсутствие промежуточных связей между руководителем и подчиненным;

·                возможность получения увязанных непротиворечивых заданий;

·                высокая ответственность руководителя за результаты работы;

·                обеспечение руководства с верхнего уровня до нижнего.

Отрицательные черты:

·                      выполнение руководителем большого числа функций ведет к перегрузке, некачественной работе по функциям;

·                      медленное и искаженное циркулирование информации;

·                      сложная координация деятельности отдельных исполнителей. (4, с. 97)


1.1.2.              Функциональная структура.


               Функциональная структура организации широко используется в компаниях среднего размера. Функциональная департаментализация – это процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенные, конкретные задачу и обязанности.                                Положительные черты:

·                      разделение труда по функциям;

·                      специализация работников, стимулирующая повышение деловой и профессиональной квалификации работников;

·                      квалифицированное принятие решений.

Отрицательные черты:

·                нарушение  единства распорядительства;

·                нарушение приоритетности отдельных команд;

·                затруднение межфункциональной координации;

·                усложнение взаимоотношений между руководителем и подчиненным;

·                создание основы для конфликтов между подразделениями;

·                сужение роли линейного руководителя. (2, с.335)

 

1.1.3. Линейно-функциональная структура (штабная).

       Данная структура является комбинацией линейной и функциональной структур. Основу составляют линейные подразделения, которые осуществляют основные работы, а также функциональные подразделения, которые создаются на какой-то функциональной основе, например, управление кадрами, финансами, планирование. Линейные руководители при данной структуре занимаются оперативными вопросами, функциональные – специальными вопросами.

Достоинства линейно-функциональной структуры:

·                      разделение труда между линейными и функциональными руководителями;

·                      квалифицированная подготовка и повышение качества и оперативности принимаемых решений;

·                      возможность привлечения высококвалифицированных специалистов по отдельным функциям.

Недостатки:

·                      возрастание количества и сложности деловых связей в аппарате управления;

·                      переполнение коммуникационных каналов;

·                      возрастание расходов на содержание аппарата управления;

·                      удлинение процесса выработки команд управления;

·                      отзыв из подразделений специалистов в штаб (создается как отдельное временное подразделение с целью решения каких-либо задач). (10, с. 254)


1.2.   Адаптивные (органические) структуры

Адаптивные (органические) структуры были созданы для того, чтобы организации имели возможность реагировать на изменения окружающей среды и внедрять новую технологию. Их можно быстро модифицировать в соответствии с возникшими изменениями и потребностями самой организации. Два основных типа организационных структур, используемых сегодня, – это  проектные  и матричные. (10, с. 260)

1.2.1.   Проектные структуры.


Проектная структура – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Ее смысл состоит в том, чтобы собрать в одну команду самых квалифицированных сотрудников предприятия для осуществления сложного проекта в установленные сроки с заданным уровнем качества, не выходя за пределы установленной сметы. Когда проект завершен, члены команды переходят в новый проект, возвращаются к постоянной работе в своем отделе или уходят из этой организации. Основное преимущество проектной организации в том, что она концентрирует все усилия на решении единственной задачи. При этом руководитель проекта концентрируется исключительно на нем. Недостатками такой структуры являются возможная психологическая несовместимость во временном творческом коллективе и возрастание нагрузки на остальных работников подразделения. (5, с.88)


1.2.2.  Матричная структура.


В матричной структуре  члены проектной группы подчиняются как руководителю проекта, так и руководителям тех функциональных отделов, в которых они работали постоянно. Руководитель проекта обладает так называемыми проектными полномочиями: планирование проекта; интеграция всех видов деятельности; распоряжение всеми ресурсами. Преимущества:   

·                      организация имеет возможность   получать некоторые преимущества, присущие как функциональным, так и дивизиональным структурам;

·                      трудовые ресурсы можно гибко перераспределять в зависимости от конкретных потребностей каждого проекта;

·                      большая возможность координации работ.

Недостатки матричной структуры:

·                нечетко распределены права и ответственность между двумя частями матричной структуры;

·                высокие накладные расходы на проект;

·                возможно принятие несвоевременных решений. (8, с.221)

1.2.3.  Конгломерат.

В органических структурах иногда выделяют конгломератный тип. Такая организация формируется под конкретную ситуацию. Так, в одном отделении фирмы может использоваться продуктовая структура, в другом – функциональная, в третьем – проектная. Руководство отвечает за стратегическое управление, проекты – за отдельные товары и направления.

 Такие фирмы практически автономны в отношении принятия оперативных решений. Они подчинены основной компании в вопросах финансов. Выполнение обязанностей, связанных с реализацией бюджета, отдается руководству высшего звена этой экономической единицы. Конгломерат имеет право купить или продать любую фирму из своего состава, поэтому данный тип предприятий распространен в наукоемких отраслях.  (2,  с. 342-348)


1.3.  Организационные  структуры,  отличающиеся  степенью  детализации.


Такие структуры могут формироваться по продуктовому, региональному принципу или ориентироваться на потребителя. (4, с.99-104)

1.3.1. Продуктовая организационная структура.


При продуктовой структуре полномочия по руководству производством и сбытом какого-либо продукта или услуги передаются одному руководителю, который является ответственным за данный тип продукции, реагируя на изменение условий конкуренции, технологии и покупательского спроса. Таким образом, во главе стоит руководитель, в подчинении которого находятся менеджеры товарной категории, в свою очередь, руководящие  менеджерами конкретных товаров и марок.

Задача менеджера по продукту состоит в разработке маркетинговых планов, их исполнении, отслеживании результатов и принятии по необходимости корректирующих действий.  

Преимущества такой организационной структуры в том, что:

·            каждый менеджер получает возможность сконцентрировать усилия на разработке эффективного маркетинга-микс для своего продукта;

·            менеджер быстрее, по сравнению с группой функциональных специалистов, реагирует на рыночные проблемы;

·            управление отдельным продуктом – отличная база для обучения молодых руководителей, потому что в нем полностью представлены практически все недостатки организационной деятельности компании.

Однако организационная структура по товарам имеет и свои недостатки:

·            Она провоцирует новые конфликты и непонимание;

·            Такие  менеджеры становятся настоящими экспертами по своим продуктам, но редко – по каким-либо другим функциям;

·            Организация по товарам часто обходится дороже, чем изначально предполагалось;

·            Менеджеры по торговым маркам недолго занимаются одной маркой;

·            Дробление рынков сбыта приводит к возникновению проблем в разработке общенациональной стратегии компании.

 

1.3.2. Команды


В прогрессивных  организациях на смену менеджерам по продукту приходят команды. Различают три типа таких «командных» структур:

1) Вертикальная команда состоит из менеджера, его помощника и ассистента. В данном случае менеджер по продукту является лидером команды и работает в основном с другими ее членами, обеспечивая согласованность их действий, опираясь на своего помощника, помимо основных обязанностей выполняющего бумажную работу. Ассистент работает с основной массой документов и производит базовый анализ.

2) Треугольная команда состоит из менеджера и двух ассистентов-специалистов. Один из них может, например, заниматься маркетинговыми исследованиями, а другой – коммуникациями.

3) Горизонтальная команда: в ее состав входят менеджер и несколько специалистов, выполняющих различные функции (представители отделов сбыта, маркетинга, исследований и разработок, бухгалтерии и т.д.). (9, с.306)

        

1.3.3. Организационная структура, ориентированная на потребителя


Все подразделения организационной структуры, ориентированной на потребителя, группируются вокруг определенных групп потребителей. Многие организации производят большой ассортимент товаров и услуг, которые отвечают запросам нескольких групп потребителей или рынков. Каждая группа или рынок имеют определенные или специфические потребности. Цель данной структуры состоит в том, чтобы удовлетворить этих потребителей также хорошо, как и организация, которая обслуживает всего одну их группу.

Преимущества и недостатки организационной структуры, ориентированной на потребителя, в общем, те же, что и у продуктовой структуры, если учесть различия, связанные с разной целевой функцией. (3, с. 114).        

1.3.4.              Территориальная (региональная) структура

Структура организации по территориальному принципу может оказаться целесообразной, если деятельность организации охватывает большие географические  зоны. Территориальная (региональная) структура облегчает решение проблем, связанных с местным законодательством, обычаями и нуждами потребителей. Такой подход упрощает связь организации с клиентами, а также связь между членами организации.

         Относительные преимущества и недостатки структур организации по территориальному принципу и ориентированных на потребителей аналогичны тем, которые присущи структурам, ориентированным на продукты.

Регионализация может сопровождаться ветвлением, когда региональные или местные отделения получают большую самостоятельность и работают, например, по системе франчайзинга. (2, с.803)

2.  Виды деятельности речного порта «Николаевск-на-Амуре», связанные с осуществлением транспортного процесса.


На сегодня "Порт Николаевск-на-Амуре" – мощное многопрофильное речное транспортное предприятие.

В настоящее время порт осуществляет:

·        огромное количество грузовых перевозок (стройматериалы, соль для дорожных организаций и т.д.);

·        пригородные пассажирские перевозки;

·        ремонт судов и вспомогательных механизмов,

·        добычу нерудных строительных материалов (речной песок и песчано-гравийная смесь);

·        погрузо-разгрузочные работы;

·        многое другое.

В собственности порта более 80 единиц флота: буксиры, самоходные суда типа "Ока", землесосы, гидроперегружатели, плавучие краны, пассажирские суда типа "Амур". Граница производственной деятельности порта – внутренние  водные пути бассейна Амура.

На все виды деятельности и продукцию  имеются необходимые сертификаты и лицензии, а также свидетельства о признании Российского Речного Регистра.

Основные виды деятельности порта это:           - гидромеханизированная добыча и переработка нерудных  строительных материалов (НСМ) - речного песка и  песчано-гравийной смеси; 

- перевозка грузов и пассажиров;

- погрузочно-разгрузочные работы на воде и береговых складах, в том числе  негабаритных грузов до 32 тонн;

- буксировка судов;

- автомобильные перевозки большегрузными самосвалами; 

- комплексное, техническое и хозяйственное обслуживание флота;

- ремонт флота и механизации.

Производственная база порта располагается в отстойно-ремонтном пункте Маго, площадь земельного участка которого составляет более 15 га.

    Порт предоставляет услуги по комплексному обслуживанию флота как своим судам, так и судам других портов.

   Весь состав работ, входящих в технологический процесс добычи и поставок песка потребителям порт осуществляет самостоятельно. Для круглогодичного обеспечения НСМ порт располагает причалами:

·                       "Маго" (г.Маго) - для промышленных предприятий г. Маго;

·                       "Комсомольск-на-Амуре" (г. Комсомольск-на-Амуре) - для предприятий г. Комсомольск-на-Амуре и прилегающих населенных пунктах;

·                       "Амурск" (г. Амурск) - для предприятий Хабаровского края.

При условии динамичного развития стройиндустрии и строительства дорог в данном регионе и выделении квот на разработки месторождений порт в состоянии полностью удовлетворить заказы потребителей.

Данные навигации за 2003 г. по объемам выполненных работ:

·                       перевозка грузов - 3,4 млн. тонн

·                       переработка грузов - 6,6 млн. тонн

Продукция ОАО "Порт Николаевск-на-Амуре" – это несортированный  речной природный песок и песчано-гравийная смесь (ПГС), добываемые из русла реки Амур.

Услуги, предоставляемые портом:

·                       пассажирские перевозки на местных линиях и экскурсионные поездки на речных теплоходах типа "Амур"

·                       комплексное обслуживание флота как своим судам, так и судам других портов. Для этих целей используется 8 единиц служебно-вспомогательного флота. В комплекс включено снабжение водой, топливом и маслом, прием фекальных и нефтесодержащих вод, сбор сухого мусора

·                       отстой судов с осадкой до 2м общим количеством до 150 единиц (площадь акватории ~ 10 га)

·                       ремонт гребных валов до 8 м, гребных винтов и насадок

·                       ремонт радио- и электрооборудования

Чтобы организации производственного процесса была оптимальной, организационная структура предприятия должна соответствовать ей. Значит, при формировании оргструктуры необходимо выделение тех сфер деятельности, которые имеют большое значение при достижении целей предприятия, а также при решении конкретных задач.

Таким образом, организационная структура подразделена на отдельные уровни и подразделения различными способами. Совокупность слоев, подразделений, уровней управления образуют иерархию. Организации, имеющие много уровней управления, называют вертикальными; организации с малым количеством уровней – горизонтальными.  ОАО «Порт Николаевск-на-Амуре» имеет три основных уровня управления, поэтому эту организацию можно отнести к горизонтальным.

Рассмотрим основные подразделения и уровни управления организационной структуры ОАО «Порт Николаевск-на-Амуре» в зависимости от их назначения. Основу любой организации составляют люди, которые выполняют работу, связанную с производством товаров и услуг – операционное ядро. В данном случае операционным ядром являются:

1.     Отдел по эксплуатации, куда входят подразделения:

·        Диспетчерская;

·        Отдел по безопасности судоходства;

·        Геолого-маркшейдерская служба;

·        Отдел автоматизированных систем управления;

·        Грузовой район.

Данные подразделения курируют грузовые и пассажирские перевозки, управляют процессами добычи и переработки строительных материалов, а также выполняют другие важные функции.

2.     Главное инженерное управление, состоящее из:

·        Отдела судового хозяйства;

·        Отдела энергетики;

·        Технического отдела;

·        Ремонтно-механической мастерской.

Они осуществляют работы по ремонту транспортных средств и других машин, их заправке, оценке состояния. Их работа обычно стандартизирована в наивысшей степени.

Стратегическая вершина обеспечивает эффективное выполнение организацией ее миссии и главных целей, обслуживание тех, кто ее контролирует (собственники и госучреждения). К стратегической вершине порта относят генерального директора и тех, кто оказывает ему помощь (секретари и референты). В функции генерального директора данного предприятия входят:

·        распределение ресурсов;

·        отдача распоряжений;

·        разработка и реализация системы мотивации;

·        принятие принципиальных решений;

·        разрешение конфликтов; разработка стратегии организации.

        

Административное звено представляет менеджеров среднего уровня. В данном случае – это:

·        руководители отделов по коммерции и экономике;

·        бухгалтерии;

·        кадровой службы;

·        отдела по труду и заработной плате.

Они являются участниками обратной связи между оперативным звеном и стратегической вершиной. В их функции входят сбор и переработка информации, аналитическая работа, поддержание множества контактов. Например, сотрудники отделов по экономике и коммерции и бухгалтерии решают вопросы:

·        кредитования,

·        регулирования обращения капитала,

·        валютного обращения,

·        налоговых отчислений,

·        соглашений с зарубежными партнерами

·        организации туристических маршрутов,

·        предоставления информации о порте,

·        разработки программ по увеличению заказов на перевозки,

·        завоеванию большей доли рынка услуг.

         К техноструктуре также относятся аналитические работники, но не участвующие в рабочем потоке. Они его проектируют, модифицируют, проводят консультации. Техноструктуру порта «Николаевск-на-Амуре» составляют юридический сектор, планово-экономический отдел. В функции данных отделов входит и проведение мероприятий НИОКР.

Вспомогательный персонал – это множество организационных единиц, которые обеспечивают поддержку основного процесса. К ним относятся служба безопасности, типография, обслуживающий персонал.


3. Подразделения организационной структуры ОАО «Порт Николаевск-на-Амуре», их функции и взаимосвязь. Организация производственного процесса по структуре предприятия.


Наилучшим образом систему организации и координации деятельности предприятия – состав отделов, секторы подчинения позволит описать организационная структура. Структура организации – это логические  взаимоотношения уровней  управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации. 

         Таким образом, можно схематически изобразить организационную структуру ОАО «Порт Николаевск-на-Амуре» (см. схема). Она  относится к бюрократическим структурам и является сложной линейной. Одной из причин использования данной бюрократической структуры является то, что ее характеристики достаточно хорошо подходят для организаций сферы услуг. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой линейной структуре адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

Однако при такой организации возникают трудности, связанные с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее исполнение сотрудниками своих задач, взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие вопросы и проблемы решаются, исходя из прецедентов.                                       

 

       Структурная схема ОАО "Порт Николаевск-на-Амуре"                     Возникают ситуации, когда клиенты могут ощущать неадекватность реакции на их потребности. Это происходит по нескольким причинам. Во-первых, даже при наличии заместителей руководителя ему приходится выполнять большое число функций, что ведет к перегрузке системы.

 Во-вторых, управление мелкими подразделениями осуществляется только их непосредственными руководителями, то есть циркулирование информации между различными подразделениями затруднено. Таким образом, разработанная программа одного отдела не может быть исполнена другим без  получения соответствующего указания главного руководителя. (2, с.332)

Линейная структура порта «Николаевск-на-Амуре» не позволяет организации спонтанно и по-новому реагировать на изменения окружающих условий, что существенно для эффективного функционирования организации. Почти исключительный упор на строгое соответствие правилам ведет к негибкости и нарушению способности предприятия порождать и вводить новые элементы в процесс своей деятельности.

Рассмотрим теперь  основные подразделения организационной структуры, их функции, выполнение которых обеспечивает движение производственного процесса (см. таблицу).


Таблица 1

Подразделения

Выполняемые функции и работы

 Отдел по эксплуатации

 - перевозка грузов и пассажиров;

- гидромеханизированная добыча и переработка нерудных  строительных материалов (НСМ) - речного песка и  песчано-гравийной смеси; 

- погрузочно-разгрузочные работы на воде и береговых складах, в том числе  негабаритных грузов до 32 тонн;

- автомобильные перевозки большегрузными самосвалами; 

- буксировка судов.

 

Главное инженерное управление

- комплексное, техническое и хозяйственное обслуживание флота;

- ремонт флота и механизации, проверка, оценка состояния транспортных средств;

- поддержание транспорта и оборудования в рабочем состоянии.

 

Отдел по коммерции и экономике

-   поддержание множества контактов с заказчиками и проведение работ по поиску новых клиентов;

-  исследование сегмента  рынка, на котором работает организация, путем сбора и переработки информации выполнения аналитической работы;

-  завоеванию большей доли рынка услуг;

- регулирование обращения капитала, валютного обращения, налоговых отчислений,

- решение вопросов по соглашениям с зарубежными партнерами

Отдел труда и заработной платы

 - разрешение вопросов по распределению функциональных обязанностей и полномочий;

 - решение вопросов по оплате труда

Главный заместитель генерального директора

- управление деятельностью компании;

- рассмотрение проблем  снабжения организации ресурсами;

- управление капитальным строительством и автотранспортными участками

Юридический сектор

- проведение консультаций по интересующим вопросам;

- поддержание документации в надлежащем состоянии;

- оформление сделок;

- выполнение других юридических работ

Отдел по работе с дочерними фирмами

- поддержание контактов с дочерними фирмами;

- рассмотрение отчетов руководителей дочерних фирм;

- работа по решению основных проблем, возникающих в филиалах

Отдел кадров

- набор и сокращение кадров;

- решение вопросов подготовки, обучения, развития персонала



                                  

                

Заключение


Подводя итоги, можно отметить, что организация работ – это функция, которую должны осуществлять все руководители. В широком смысле задача менеджеров состоит в том, чтобы выбрать ту организационную структуру, которая лучше всего отвечает целям и задачам организации, а также воздействующим на нее внутренним и внешним факторам. Такая структура наилучшим образом позволяет организации эффективно взаимодействовать с внешней средой, продуктивно и целесообразно распределять и направлять усилия на достижение своих основных целей.

Существует три основных группы организационных структур – организационные структуры по принципу бюрократизации, адаптивные организационные структуры и оргструктуры, отличающиеся степенью детализации. Данные группы также делятся на несколько видов структур, каждая из которых имеет свои преимущества и недостатки, которые были отмечены в работе.

В практической части была описана организационная структура ОАО «Порт Николаевск-на-Амуре». Она относится к бюрократическим структурам и является сложной линейной. Характеристики такой структуры достаточно хорошо подходят для организаций такого типа. Объективность принимаемых решений позволяет эффективно управляемой линейной структуре адаптироваться к происходящим изменениям. Продвижение сотрудников на основе их компетентности позволяет обеспечивать постоянный приток в такую организацию высококвалифицированных и талантливых технических специалистов и административных работников.

В теоретической части были рассмотрены недостатки линейной структуры, и оказалось, что исследуемой действующей структуре эти недостатки присущи.  Нужно отметить, что возникают трудности, связанные с преувеличением значимости стандартизированных правил, процедур и норм, обеспечивающих надлежащее исполнение сотрудниками своих задач, взаимодействие с клиентами и общественностью. Это приводит к тому, что организация утрачивает гибкость поведения, поскольку все возникающие вопросы и проблемы решаются, исходя из прецедентов.                                       

 Поэтому для эффективного управления и функционирования  в современной организации  должно присутствовать скоординированное взаимодействие  и ориентация на потребителя всех ее подразделений.

Список литературы


1.     Беляев А.А., Короткое Э.М. Системология. — М.: ИНФРА-М, 2000.

2.     Короткое Э.М. Исследование систем управления. — М.: “ДеКА”, 2000.

3.     Котлер  Ф. Маркетинг. Менеджмент. – СПб: 1999.

4.     Льюис Уотсон, Уильям Мейон-Уайт. Управление изменением. Кн.3. Системные концепции и стратегия вмешательства.: Пер. с англ.- Жуковский: Международный центр дистанционного обучения "ЛИНК", 1994.- 95 с.

5.     Максимцов М.М., Игнатьева А.В., Комаров М.А. и др. Ме­неджмент, М.: ЮНИТИ, 1998.

6.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: 1992.          

7.     Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: 1999. 

8.     Под ред. Россинского В.И.  Менеджмент.  НГАЭиУ – Н-ск: 2000.

9.     Эффективный менеджер. Организация: структура и сети связей. – Международный институт менеджмента «Линк» 1996. 

10.           Семяшкин Ф.И. Вопросы решения организационных проблем производственно-хозяйственных подразделений промышленности (теория и методология): Дисс. д-ра экон. наук. – Свердловск, 1983.