Содержание

 

Задание 1............................................................................................................. 3

Задание 2........................................................................................................... 10

Задание 3........................................................................................................... 10

Задание 4........................................................................................................... 10

Задание 5........................................................................................................... 10

Задание 6........................................................................................................... 12

Список литературы........................................................................................... 15

Задание 1

Способы использования СМИ в избирательной кампании


Роль средств массовой информации в избирательной кампании зависит от значительного числа факторов, среди которых не последнюю роль играют национальные традиции, превратности исторического пути, уровень структурированности гражданского общества, доминирующие этические представления и т.д. Но если от всего этого абстрагироваться, если представить, что все мы не более чем субъекты права, существующие в стерильной атмосфере правовых отношений, то можно ясно увидеть те правила электоральной игры, которыми законодательно определена роль СМИ в избирательной кампании. Говоря о законах, имеется ввиду прежде всего федеральные избирательные законы – «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 19 сентября 1997 г. (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 г.), «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 24 июня 1999 г. и «О выборах Президента Российской Федерации» от 31 декабря 1999 г., – а также Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г.

Но если взглянуть на все эти законы в их взаимодействии и проанализировать правоприменительную практику, то оказывается, что электоральная игра идет по совершенно иным правилам. Реальная жизнь стирает границы «игрового поля» и политический выбор уже становится неотличим от выбора товара в супермаркете, журналистика – от рекламы, или, пользуясь языком имиджмейкеров, от «public relations», а политическая деятельность – от бизнеса. Так нарождающаяся рыночная экономика, проникая в несвойственный ей социальный ландшафт, порождает «рыночное общество».

Законодатель, на мой взгляд, ясно ощущая опасность коммерциализации избирательных кампаний, предвидел и пытался предотвратить появление «черного PR». Анализ нормативного материала показывает, что интенция законодателя была направлена именно на предотвращение «подпольной», «левой» предвыборной агитации, против манипулирования голосами избирателей путем теневой скупки СМИ. Однако далеко не всегда использованные средства оказалась адекватны целям. В одних случаях они вообще не достигли никакой цели, в других – достигли частично, в третьих – достигли совершенно противоположных целей[1].

Причем, чтобы обезопасить законодательство о выборах от противоречий с другими законами, в закон «Об основных гарантиях…» были включены специальные нормы, позволяющие решать любые коллизии в его пользу. Однако данный акт, устанавливающий общие правила, касающиеся роли СМИ в организации и проведении выборов, имеет более высокую юридическую силу только в сравнении с другими законами о выборах. В случае противоречия с нормами, например, федерального закона «О выборах депутатов Президента Российской Федерации» применению подлежат нормы федерального закона «Об основных гарантиях…» (п. 7 ст. 1). В отношении всех прочих федеральных законов он не занимает какого-либо особого места, а значит возможные коллизии между его нормами и положениями, например, закона о СМИ должны решаться по общим правилам коллизионного права.

В сфере формирования представительных и других выборных органов власти роль СМИ многогранна. При этом следует различать использование СМИ в избирательной кампании и их участие. В первом случае СМИ выступают преимущественно как производитель массово-информационных услуг, во втором - как самостоятельный институт демократии. Причем, обе указанные ипостаси СМИ взаимосвязаны и неразделимы: с одной стороны, использование СМИ субъектами политических отношений, как правило, означает вовлечение печатной и электронной прессы в политический процесс; с другой – ее участие в политическом процессе в конечном счете является результатом ее использования теми или иными субъектами политических отношений.

Кто вправе использовать, пользоваться услугами СМИ в ходе избирательной кампании? Избирательные комиссии, органы государственной власти и местного самоуправления, кандидаты и т.д. О каких услугах идет речь? Об информировании (в формах опубликования и оповещения) и о предоставлении (платном или бесплатном) печатных площадей и эфирного времени для предвыборной агитации.

В чем состоит участие СМИ в избирательной кампании? В осуществлении гражданского контроля на всех этапах подготовки и проведения выборов.

Такова воля законодателя. На практике же все обстоит несколько иначе.

Законодательство о выборах подразделяет СМИ на несколько категорий с различным правовым статусом. Пункт 1 статьи 39 Закона «Об основных гарантиях…» выделяет средства массовой информации, которые можно условно обозначить как «уполномоченные». В эту группу входят телерадиокомпании и редакции периодических печатных изданий:

а) учредителями (соучредителями) которых являются государственные или муниципальные органы, организации, учреждения и (или)

б) которые финансировались в предшествующий выборам год не менее чем на 15 % своего бюджета за счет средств, выделенных органами государственной власти или местного самоуправления.

Следует заметить, что использование здесь любимого юристами союза «и (или)» создает возможность включения в данную группу тех СМИ, которые имеют государственных или муниципальных соучредителей, но не получают от них никакого финансирования. Но за счет каких средств в таком случае подобные СМИ должны будут осуществлять функции, возложенные Законом на «уполномоченные» средства массовой информации? В аналогичной ситуации неминуемо окажутся те СМИ, которые ранее получали финансовую подпитку, но лишились ее в год выборов. Примечательно, что, если редакция СМИ только в год выборов начала получать бюджетное финансирование, то, строго говоря, она не попадает в категорию «уполномоченных».

Разгадку этого противоречия следует искать в тех статьях избирательных законов, где указывается, что государственные СМИ покрывают связанные с выборами расходы «за счет средств текущего бюджетного финансирования указанных средств массовой информации» (пункт 2 статьи 26, пункт 5 статьи 40, пункт 1 статьи 41 закона «Об основных гарантиях…»). Причем, закон говорит именно о бюджетном финансировании, то есть о целевом предоставлении бюджетных средств конкретным СМИ, а не о предоставлении определенным категориям СМИ каких-либо льгот, например, по налогам или арендной плате. Следовательно, речь идет только о СМИ, финансируемых из того или иного бюджета[2].

Более поздние федеральные избирательные законы – «О выборах депутатов Государственной Думы…» и «О выборах Президента Российской Федерации» - не только не исправили данное противоречие, но, напротив, породили новые коллизии. Так, пункт 15 статьи 49 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» в разрез со статьями 40 и 41 закона «Об основных гарантиях…» освобождает муниципальные СМИ от необходимости предоставлять кандидатам бесплатные информационные услуги.

«Уполномоченные» СМИ несут главную нагрузку по информационному обеспечению избирательной кампании. На них возложены следующие задачи:

1.                 обеспечить зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные условия проведения предвыборной агитации;

2.                 предоставлять избирательным комиссиям возможность размещения печатной информации;

3.                 предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей;

4.                 на равных основаниях предоставлять зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам бесплатное эфирное время в прайм-тайм;

5.                 резервировать платное эфирное время для проведения агитации кандидатами, избирательными объединениями и блоками в объеме не меньшем, чем объем бесплатного эфирного времени;

6.                 выделять печатные площади для материалов, предоставляемых кандидатами, избирательными объединениями и блоками;

7.                 публиковать в 3-дневный срок получаемые из соответствующих избирательных комиссий сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов;

8.                 публиковать в 3-дневный срок получаемые из соответствующих избирательных комиссий отчеты кандидатов, избирательных объединений и блоков о размерах и обо всех источниках создания их избирательных фондов, а также обо всех произведенных затратах[3].

Вторая категория СМИ – специализированные периодические печатные издания, формально относящиеся к группе «уполномоченных», но ориентированные на неполитическую тематику. За подобными СМИ избирательные законы признают право отказаться от публикации каких бы то ни было агитационных материалов при условии полного неучастия в избирательной кампании в какой бы то ни было форме. Условно обозначим данную категорию как «уклоняющиеся».

Пункт 7 статьи 48 закона «О выборах Президента Российской Федерации» допускает отказ негосударственных и муниципальных организаций телерадиовещания, редакций негосударственных и муниципальных периодических печатных изданий, а также редакций государственных периодических печатных изданий, выходящих реже чем один раз в неделю, от участия в агитационной деятельности. Допускается отказ специализированных организаций телерадиовещания и редакций специализированных периодических печатных изданий от участия в освещении избирательной кампании.

Причем, в отличие от закона «Об основных гарантиях…» закон «О выборах Президента Российской Федерации» прямо указывает, что отказом от участия в освещении избирательной кампании и в агитационной деятельности считается «непредставление в соответствующую избирательную комиссию уведомления» о размере и условиях предоставления эфирного времени и печатной площади для целей предвыборной агитации. Тем самым закон связывает освещение избирательной кампании с предоставлением информационных услуг для целей агитации. Здесь в наиболее концентрированной форме проявляется стремление законодателя не допустить нелегальной предвыборной агитации под видом объективного «освещения избирательной кампании».

Однако принятые законодателем меры на практике оказываются недостаточно эффективны. Кроме того, совершенно противоестественно требовать, чтобы СМИ, отказавшиеся от размещения платной предвыборной агитации, воздерживались бы от освещения избирательной кампании. Подобное требование, помимо прочего, практически невыполнимо, поскольку, например, специализированные музыкальные радиопрограммы, занимающие львиную долю FM диапазона, как правило, не имеют в своей сетке вещания места для предвыборной агитации, но почти всегда предусматривают передачу кратких новостей. Спрашивается, неужели такие радиопрограммы обязаны воздерживаться от сообщений о ходе избирательной кампании? Такое требование кажется чрезмерным. Тем более, что оно практически игнорируется повсеместно.

Третья категория – средства массовой информации или их редакции, учрежденные зарегистрированным кандидатом (кандидатами), избирательным объединением или блоком и не подпадающие под действие пункта 1 статьи 39 Закона «Об основных гарантиях…» Условно обозначим их как «ангажированные» СМИ. Обратим внимание на то, что данная категория существует в избирательных законах только применительно к периодическим печатным изданиям. Если же участник избирательной гонки учредит телерадиопрограмму или телерадиокомпанию, то она не сможет – во всяком случае по закону – попасть в число «ангажированных» СМИ. Важно и то, что данное правило касается лишь тех СМИ, которые учреждены зарегистрированными кандидатами и объединениями, а, следовательно, созданы уже в ходе избирательной кампании.

Особенность правового режима «ангажированных» СМИ – освобождение их от обязанности предоставлять печатную площадь на равных условиях всем конкурирующим кандидатам. Как это ни парадоксально, но, по мнению Центризбиркома, они имеют право размещать агитационные материалы учредивших их кандидатов только за плату. Кроме того, эта категория освобождена от обязанности не допускать обнародование информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированных кандидатов, в случаях, когда эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату возможность обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации[4].


Задание 2


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

в

б

а

б

б

г

в

б

б

б


 

Задание 3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

в

а

е

д

б

г

з

и

ж


Задание 4

Написание сюжета

ОАО «Валентина» производит женскую одежду. Данная фирма существует на рынке с 1996 года, т.е. уже 8 лет. У ОАО «Валентина» имеются как постоянные клиенты, так и новые покупатели. ОАО «Валентина» занимает достаточно большую долю на рынке одежды. Располагается ОАО «Валентина» в центре города, что является достаточно удачным с одной стороны, т.к. в центре города очень большая «проходимость» людей, но с другой стороны – очень большая конкуренция из-за огромного числа других предприятий одежды. Но по сравнению с конкурентами у ОАО «Валентина» есть одно неоспоримое преимущество – это соотношение цены и качества.

 

Задание 5

Данную анкету следует предлагать заполнить покупательницам ОАО «Валентина».

Анкета

1. Как часто вы посещаете магазины женской одежды?

_____________________


 2. Как часто Вы посещаете ОАО «Валентина»?

_____________________


3. Известны ли Вам другие предприятия, занимающиеся производством женской одежды?

Да ______________________

Нет


4. Чем Вы руководствуетесь, приобретая одежду?

_________________________


5. Какое количество денег ежемесячно Вы тратите на покупку одежды?

________________________


6. Как по-вашему мнению, почему снизился объем продаж у отечественных производителей женской одежды?

_________________________


7. Нравится ли Вам одежда, производимая ОАО «Валентина»?

Да

Нет


8. Откуда Вы узнали об ОАО «Валентина»?

___________________________


9. Ваш возраст?

18-25

25-30

30-40

40-55

55-70

старше 70


10. Вы учитесь или работаете?

Работаю

Учусь

Работаю и учусь

______________________


11. Ваш доход в месяц ($)?

60-100

100-150

150-300

300-600

600-1000

1000-2000

2000-5000

____________________


12. Ваше образование?

Незаконченное среднее

Среднее

Высшее незаконченное

Высшее

Задание 6


Почему нам потребовалось так много времени, чтобы увидеть на модельных подиумах незаметно подкравшийся «телесный фашизм», так плотно завладевший умами девушек и женщин, способных довести себя до потери сознания, истязающими свою плоть, которая, в свою очередь не желает добровольно превращаться в абсолютно плоскую поверхность?

Постоянное недоедание, между тем, перерастает в тяжелейшее заболевание, именуемое анорексией - когда надорванный длительной голодовкой организм оказывается практически неспособным к приему пищи, что в конечном итоге приводит к букету хронических болезней и в некоторых случаях к смерти!

Сумасшедшее похудание моделей последнего поколения произошло настолько стремительно, что даже супермодель Синди Кроуфорд, заметила в недавнем интервью: «Когда я смотрю сегодняшние показы мод, я изумляюсь, насколько нереально подобное исхудание! Стать такими, как эти модели, для большинства женщин просто невозможно, да я думаю, и не нужно».

Да, модель это не более чем телесное воплощение дизайнерского эскиза, и чем ближе ее тело по своим параметрам к чертежу, сотворенному рукой маэстро, - тем лучше.

Одним словом, чтобы вещь сидела, как задумывалось, тело манекенщицы в идеале должно уподобиться плоскости бумажного листика.

Чрезмерная же увлеченность модельеров условностями и авангардом при разработке одежды породили странный парадокс: для того, чтобы выбрать и одеть понравившуюся модель, женщина вынуждена считаться с параметрами манекенщиц. Ведь все мы прекрасно понимаем, что платье, одетое моделью и обычной женщиной отличается и весьма сильно. Возникает закономерный вопрос!

Мода - это нечто абстрактное и ничего реального в ней нет? Получается, что так. Ведь только единицы из модельеров и дизайнеров берут на себя труд, считаться с особенностями фигуры, например, полных женщин.

ОАО «Валентина» предлагает модную одежду отечественных производителей, в которой Вы будете выглядеть как настоящая модель.

Лично мне кажется, что главное в любом деле, - не переусердствовать. Думаю, что если на подиумах будут господствовать только аппетитные манекенщицы, то опять начнется дискриминация! И худые модели смогут справедливо возмутиться таким геноцидом, если конечно, они знают, что это такое… Ведь ОАО «Валентина» производит одежду как для «худышек», так и для «пышечек».


Задание 7


В одной из газет в августе 2004 года была опубликована статья, где говорилось о некачественной российской женской одежде. Среди других отечественных предприятий, производящих некачественную одежду, было упомянуто ООО «Валентина».

Для того, чтобы восстановить репутацию предприятия ООО «Валентина» необходимо предпринять следующие действия: в СМИ (желательно в той же самой газете) опубликовать статью, в которой необходимо «объяснить» возможно ли вообще производство некачественной одежды на предприятии «Валентина», если возможно, то почему. Также необходимо принести извинения.

Список литературы


1.     Блэк С. Паблик рилейшнщ. Что это такое? М.: Новости, 1990.

2.     Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Общественность.

3.     Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998.

4.     Савинова О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: Диссертация в виде научного доклада на соискание учен. Степ. Докт. Полит. Наук. М.: РАГС, 1998.

5.     Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001.







 

 

 


   


[1] Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. М.: Центр, 1998. С. 260.


[2] Савинова О.Н. Власть и общество: деятельность служб по связям с общественностью в российских региональных органах управления: Диссертация в виде научного доклада на соискание учен. Степ. Докт. Полит. Наук. М.: РАГС, 1998. С. 3.


[3] Чумиков А.Н. Связи с общественностью. М.: Дело, 2001. С. 122-125.

[4] Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. М.: Общественность. С. 66-67.