СОДЕРЖАНИЕ:




1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА..................... 3


2. метод и специальные приемы финансового анализа..... 7


3. ЗАДАЧИ........................................................................................................ 12

 

Задача № 1 (47)................................................................................................. 12

 

Задача № 2 (7)................................................................................................... 14

 

Задача №3 (17).................................................................................................. 16


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ................................................ 19

1. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед менеджерами предприятия встает множество вопросов:

Какой должна быть стратегия и тактика современного предприятия в условиях перехода к рынку?

Как рационально организовать финансовую деятельность предприятия для его дальнейшего «процветания»?

Как повысить эффективность управления финансовыми ресурсами?

Каким образом определить показатели хозяйственной деятельности, обеспечивающие устойчивое финансовое состояние предприятия?

На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но и путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов.

На современном этапе развития экономики перед анализом хозяйственной деятельности как наукой ставятся новые задачи, определяются новые направления развития.

Перестройка хозяйственного механизма и его ориентация на рыночные отношения требуют пересмотра традиционного понимания многих важных экономических категорий, а в отдельных случаях наполнения их совершенно иным смыслом и практическим содержанием.

Понятие финансового анализа разграничивается на теоретический экономический анализ (по преимуществу качественный) и конкретно-экономический (по преимуществу количественный).

Теоретический анализ – база для конкретно-финансового анализа, а финансовый анализ в широком смысле охватывает все звенья, всю структуру народного хозяйства, т.е. сферу материального производства и непроизводственную сферу.

Методы и организация анализа различны в зависимости от иерархии той ли иной хозяйственной системы. Учитывая особенности в методах и организации анализа, выделяют макро- и микрофинансовый анализ. Под макроэкономическим анализом выступает анализ результатов функционирования народного хозяйства в целом и в отраслевом, территориальном и программном разрезах. Микрофинансовый анализ предполагает анализ основных звеньев народного хозяйства (предприятий, организаций).

Рыночная экономика дает полную самостоятельность предприятий в определении производственной программы на основе изучения рынка, выборе партнеров, распоряжении своей продукцией и заказами. Экономические результаты деятельности  любой формы подвержены колебаниям и зависят от множества факторов.

Анализ необходим собственникам средств производства. Руководителю компании надо знать конкурентов, партеров, клиентов. Необходимо определить уменьшение или увеличение доли собственного капитала и оценить эффективность использования ресурсов администрацией предприятия.

Инвесторам анализ необходим в принятии управленческих  решений. При предоставлении кредитов банку надо быть уверенным в надежности предприятия, а для этого необходим анализ балансов предприятий. Поставщики должны быть уверены в платежеспособности потребителей. Анализ проводят аудиторские фирмы, консультанты, биржи, юристы, пресса, ассоциации.

В рыночной экономике сущность и роль анализа заметно изменяются. Такое положение обусловлено принципиальными различиями, внутренне присущими централизованно планируемому и рыночному типам экономики.

В условиях централизованного планирования предприятие не было свободно в формировании хозяйственных связей с поставщиками и потребителями, а при развитии рыночных отношений предприятия разных форм собственности сами определяют хозяйственную политику. С помощью анализа хозяйственной деятельности определяются резервы, обеспечивается объективная оценка состояния резервов производства и степени их использования.  При этом очевидны реальный дефицит или убыток ресурсов, объективная потребность в их увеличении или прирост производства на имеющихся ресурсах. Но главное не в том, чтобы оценить и указать на ошибки,  а в разработке путей устранения этих ошибок. Анализ должен показать пути мобилизации резервов, возможности их ресурсного и финансового обеспечения, т.е. способствовать повышению научной обоснованности принимаемых управленческих решений.

Хозяйственная самостоятельность ставит перед предприятием принципиально новые задачи при планировании  дальнейшего развития. Предприятие  формирует методы стратегического анализа, оценки влияния внешней среды на  решение поставленных задач, выбор наиболее экономичных методов достижения поставленных целей.

Существует прямая связь между уровнем аналитической подготовки руководителя, качеством принимаемых им решений и степенью реализации намеченных целей. Чем сложнее задачи, сложнее хозяйственная обстановка, тем более качественным и тщательным должен быть анализ, предшествующий принятию решений. Финансовый анализ способствует уменьшению риска, связанного с выбором правильного решения.

Финансовый анализ имеет большое значение не только в процессе принятия решения. Функция  финансового анализа  состоит в оценке закономерностей развития хозяйственных процессов, их динамики, степени напряженности, размера и характера отклонений от плана и нормативов, причин и факторов этих отклонений: в оценке состояния и использования ресурсов, результатов работы, выявлении резервов и путей повышения эффективности производства.

Анализ является своеобразным связующим звеном между всеми функциями управления, он представляет собой творческий процесс, инструмент, обеспечивающий возможность научного управления производством.

Если учет и контроль поставляют информацию, то финансовый анализ должен сделать ее пригодной для принятия решения, В условиях управления по отклонениям финансовый анализ направлен прежде всего на сопоставление фактических результатов с принятой базой, выявление отклонений от требуемого состояния и оценку его величины, причин, последствий, определение путей ликвидации или уменьшения с тем, чтобы обосновать оперативное планирование и  регулирование производства.

Определяя и обосновывая направления регулирования производства, финансовый анализ в процессе исполнения решений получает новую информацию, он замыкает старый виток управления и начинает новый.

Объектом финансового анализа, предметом исследования могут быть как собственно предприятие, так и все виды производимой продукции, все этапы жизненного цикла каждого из исследуемых изделий, все факторы производства изделия, все виды хозяйственной деятельности, поставщики, потребители, конкуренты.

Анализ - промежуточное звено между экономической информацией об объекте и принятием решения. Каждый руководитель должен знать, что делается на управляемом объекте. Анализ - один из элементов механизма управления производством. Он позволяет повысить уровень научного обоснования управленческих решений.

Выделившись в последнее время в самостоятельную стадию управленческого цикла, финансовый анализ играет еще и обеспечивающую роль по отношению к планированию, стимулированию, организации, контролю и регулированию производства. Функции управления реализуются в следующей последовательности: анализ - планирование текущее и оперативное - учет - контроль - анализ - регулирование - анализ - планирование на будущий период. Главное в этой цепочке то, что анализ должен “упреждать” принятие и завершать исполнение решений, оценивая эффективность их реализации [1 с. 15-16].


2. метод и специальные приемы финансового анализа


Под методикой понимается совокупность способов и правил наиболее целесообразного выполнения аналитической работы.

При выполнении анализа выделяются следующие этапы:

На первом этапе уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется плана аналитической работы.

На втором этапе разрабатывается система синтетических м аналитических показателей, с помощью которых характеризуется объект анализа.

На третьем этапе собирается и подготавливается к анализу необходимая информация (проверяется ее точность, приводится в сопоставимый вид и т.д.).

На четвертом этапе проводится сравнение фактических результатов хозяйствования с показателями плана исследуемого периода фактически данными прошлых периодов, с достижениями ведущих предприятий, средними по отрасли и т.д.

На пятом этапе изучаются факторы и определяется их влияние на результаты деятельности предприятия.

На шестом этапе выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства.

На седьмом этапе происходит оценка результатов хозяйствования с учетом действия различных факторов и выявленных неиспользованных резервов, разрабатываются мероприятия по их использованию.

В качестве важнейшего элемента методики выступают технические приемы и способы анализа [6 с. 135-136].

Способы применения финансового анализа можно условно подразделить на две группы: традиционные и математические.

К первой группе относятся:

·        прием сравнения,

·        прием сведения и группировки,

·        прием цепных подстановок,

·        прием разниц.

Прием сравнения заключается в составлении финансовых показателей отчетного периода с их плановыми значениями и с показателями предшествующего периода. Для того чтобы результаты сравнения дали правильные выводы анализа, необходимо обеспечить сопоставимость сравниваемых показателей, т.е. их однородность и однокачественность. Сопоставимость аналитических показателей связана со сравнимостью календарных сроков, методов оценки, условий работы, инфляционных процессов и т.д.

Прием сведения и группировки заключается в объединении информационных материалов в аналитические таблицы. Это дает возможность сделать необходимые сопоставления и выводы. Аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических явлений и показателей; определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии финансовых процессов.

Прием цепных подстановок применяется для расчетов величины влияния факторов в общем комплексе их воздействия на уровень совокупного финансового показателя. Этот прием используется в тех случаях, когда связь между показателями можно выразить математически в форме функциональной зависимости. Сущность приёмов ценных подстановок состоит в том, что, последовательно заменяя каждый отчётный показатель базисным, все остальные показатели рассматриваются при этом как неизменные. Такая замена позволяет определить степень влияния каждого фактора на совокупный финансовый показатель. Число цепных подстановок зависит от количества факторов, влияющих на совокупный финансовый показатель. Расчеты начинаются с исходной базы, когда все факторы равны базисному показателю, поэтому общее число расчетов всегда на единицу больше количества определяющих факторов. Степень влияния каждого фактора устанавливается путем последовательного вычитания: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д.

Применение приема цепных подстановок требует строгой последовательности определения влияния отдельных факторов. Эта последовательность заключается в том, что в первую очередь определяется степень влияния количественных показателей, характеризующих абсолютный объем деятельности, объем финансовых ресурсов, объем доходов и затрат, во вторую очередь – качественных показателей, характеризующих уровень доходов и затрат, степень эффективности использования финансовых ресурсов.

Прием разниц состоит в том, что предварительно определяется абсолютная или относительная разница (отклонение от базисного показателя) по изучаемым факторам и совокупному финансовому показателю. Затем это отклонение (разница) по каждому фактору умножается на абсолютное значение  других взаимосвязанных факторов. При изучении влияния на совокупный показатель двух факторов (количественного и качественного) принято отклонение по количественному фактору умножать на базисный качественный фактор, а отклонение по качественному фактору – на отчетный количественный фактор.

Прием цепных подстановок и прием разниц являются разновидностью приема, получившего название «элиминирование». Элиминирование – логический прием, используемый при изучении функциональной связи, при котором последовательно выделяется влияние одного фактора и исключается влияние всех остальных [5 с. 100-101].

На практике выбранные основные методы анализа финансовой отчётности: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.

Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции с предыдущим периодом.

Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом.

Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчётности с рядом предшествующих периодов и определение тренда. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а, следовательно, ведется перспективный анализ.

Анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.

Сравнительный (пространственный) анализ - это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей подразделений, цехов, дочерних фирм и т. п., и межхозяйственный анализ предприятия в сравнении с данными  конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.

Факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных и стохастических приёмов исследования.

Факторный анализ может быть как прямым, так и обратным, т.е. синтез  соединение отдельных элементов в общий результативный показатель.

Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Логика аналитической работы предполагает ее организацию в виде двухмодульной структуры:

·                    экспресс-анализ финансового состояния,

·                    детализированный анализ финансового состояния.

Целью экспресс-анализа является наглядная и простая оценка финансового благополучия и динамики развития хозяйствующего субъекта. Экспресс-анализ целесообразно выполнять в три этапа: подготовительный этап, предварительный обзор финансовой отчетности, экономическое чтение и анализ отчетности [4 с. 144-145].

Цель первого этапа - принять решение о целесообразности анализа финансовой отчетности и убедиться в ее готовности к чтению. Здесь проводится визуальная и простейшая счетная проверка отчетности по формальным признакам и по существу: определяется наличие всех необходимых форм и приложений, реквизитов и подписей, проверяется правильность и ясность всех отчетных форм; проверяются валюта баланса и все промежуточные итоги.

Цель второго этапа - ознакомление с пояснительной запиской к балансу. Это необходимо для того, чтобы оценить условия работы в отчетном периоде, определить тенденции основных показателей деятельности, а также качественные изменения в имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта.

Третий этап – основной в экспресс-анализе; его цель – обобщенная оценка результатов хозяйственной деятельности и финансового состояния объекта. Такой анализ проводится с той или иной степенью детализации в интересах различных пользователей.

Многие математические методы: корреляционный анализ, регрессивный анализ, и др., вошли в круг  аналитических разработок значительно позже.

Методы экономической кибернетики и оптимального программирования, экономические методы, методы исследования операций и теории принятия решения, безусловно, могут найти непосредственное применение в рамках финансового анализа.

Все вышеперечисленные методы анализа относятся к формализованным методам анализа. Однако существуют и неформализованные методы: экспертных оценок, сценариев, психологические, морфологические и т. п., они основаны на описании аналитических процедур на логическом уровне.

В настоящее время практически невозможно обособить приемы и методы какой-либо науки как присущие исключительно ей. Так и в финансовом анализе применяются различные методы и приёмы, ранее не используемые в нем [4 с. 215].


3. ЗАДАЧИ


Задача № 1 (47).

Проанализируйте показатели использования оборудования:

Показатели

Базис

Отчет

1. Производство продукции, шт.

15 000

15 000

2. Количество отработанных станко-часов

12 200

12 100

3. Среднегодовая стоимость имущества, руб.

23 720

24 200

Определите:

1.     Изменение средней выработки продукции за один станко-час.

2.     Коэффициент экстенсивной нагрузки оборудования

3.     Коэффициент интенсивной нагрузки оборудования

4.     Коэффициент интегральной нагрузки

5.     Влияние на объем производства изменения коэффициента экстенсивной нагрузки оборудования

6.     Влияние на объем производства изменения коэффициента интенсивной нагрузки оборудования

Решение:

За отчетный период производство продукции абсолютно не изменило свои объемы. Производили в базисном периоде 15 000 шт. продукции, так и в отчетном периоде количество осталось прежним 15 000 шт. продукции. Изменилось же количество отработанных станко-часов, а именно уменьшилось на 100 станко-часов с 12 200 до 12 100, или на 0,9%. Изменилась также среднегодовая стоимость имущества. В течение отчетного периода она увеличилась с 23 720 рублей до 24 200 рублей, т.е. на 480 рублей, или на 2%.

1.     За один станко-час в базисном году средняя выработка составила:

ЧВф = 15000/12200 = 1,2296 руб/станко-час;

в отчетном периоде средняя выработка равна

ЧВпл = 15000/12100 = 1,2397 руб/станко-час.

Таким образом изменение средней выработки продукции составит

1,2397 – 1,2296 = 0,0101 руб./станко-час

это означает, что за один станко-час средняя выработка изменилась на 0,0101 рубля.

2.                 Коэффициент экстенсивной нагрузки показывает, как изменилось за отчетный период количество отработанных станко-часов, и он равен:

Кп.ф. = Тфп = 12 200/12 100 = 1,0083, где Тф, Тп – соответственно фактический и плановый фонды рабочего времени оборудования.

3.                 Коэффициент интенсивной нагрузки показывает, как изменится выработка под воздействием изменения количества отработанных станко-часов, и он равен:

Кинт = ЧВф/ЧВпл = 1,2296/1,2397 = 0,9919.

4.                 Коэффициент интегральной нагрузки – обобщающий показатель, комплексно характеризующий использование оборудования – представляет собой произведение коэффициентов экстенсивной и интенсивной нагрузки оборудования:

IK = Кп.ф. ∙ Кинт = 1,0083 ∙ 0,9919 = 1,0001.

5.                 Влияние на объем производства изменения коэффициента экстенсивной нагрузки оборудования высчитывается следующим образом:

ЧВф ∙ Кп.ф. =15 000 ∙ 1,0083 = 15124,5 шт.

Получается, что при изменении количества отработанных станко-часов выручка меняется на 124,5 шт. (15 124,5 – 15 000)

6.                 Влияние на объем производства изменения коэффициента интенсивной нагрузки оборудования высчитывается следующим образом:

ЧВпл ∙ Кинт. = 15 000 ∙ 0,9919 = 14878,5 шт.

Получается, что при изменении количества отработанных станко-часов выручка меняется на 121,5 шт. (15 000 – 14878,5)


Задача № 2 (7)

Определите структуру основных фондов и показатель эффективности использования активной части фондов. Рассчитайте влияние факторов на изменение объема выпуска продукции, используя способ абсолютных разниц.

1.     изменение стоимости основных фондов;

2.     изменение структуры основных фондов;

3.     изменение фондоотдачи активной части фондов.

На основе проведенного анализа подсчитать резервы роста выпуска продукции.

Показатель

Базовый период

Отчетный период

Выпуск продукции, тыс. руб.

2504

3857,6

Стоимость машин и оборудования, тыс. руб.

900

1050

Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.

1200

1350

Отработано станко-смен

1400

1380

Поступило основных средств

750

889


Решение:

За отчетный период произошли существенные изменения в наличии и структуре основных средств. Сумма их возросла на 150 тыс. руб. с 1200 до 1350 тыс. руб., или на 11%.

Также увеличился удельный вес их активной части средств, что следует оценить положительно.

Часть этих фондов составляли машины и оборудование. Таким образом в базисном году их часть была равна 75% (900 ∙ 100%/1200), а в отчетном году уже составила 77,78% (1050 ∙ 100%/1350).

Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служит показатель фондоотдачи:

Фондоотдача основных средств – отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости активной части основных средств):

В базисном году ФОб = 2504/1200 = 2,0867 руб.

В отчетном периоде ФОотч = 3857,6/1350 = 2,8575 руб.

Как видно из расчетов фондоотдача основных средств увеличилась за отчетный период на 0,7708 шт./руб. (2,8575 – 2,0867)

Рассчитаем влияние факторов на изменение объема выпуска продукции, используя способ абсолютных разниц.

1.     Изменение стоимости основных фондов высчитывается по формуле:

ΔВПОСП = ΔОСП ∙ ФОб = +150 ∙ 2,0867 = +313,005 тыс. руб.,

где ΔВПОСП – изменение объема продукции,

       ΔОСП – изменение среднегодовой стоимости основных фондов,

        ФОб – фондоотдача основных средств.

Как видно из расчетов, объем продукции при увеличении стоимости основных фондов возрастет на 313,005 тыс. руб.

2.     Изменение структуры основных фондов высчитывается по формуле:

ΔВПуд = ОСПотч ∙ ΔФОуд,

Где ΔВПуд – изменение объема,

       ОСПотч – среднегодовая стоимость основных средств в отчетном году,

       ΔФОуд – фондоотдача удельного веса активной части основных средств: ΔФОуд = ΔУд ∙ ФОб.м., где ΔУд – изменение удельного веса активной части,  ФОб.м. – фондоотдача машин и оборудования в базисном году.

ΔВПуд = 1350 ∙ (0,7778 – 0,75) ∙ 2504/900 = +104,4168 тыс. руб.

 Объем продукции при изменении структуры основных фондов возрастет на 104,4168 тыс. руб.

3.     Изменение фондоотдачи активной части фондов высчитывается по формуле:

ΔВПФО = ОСПотч ∙ ΔФОФО,

Где ΔВПФО – изменение объема,

       ОСПотч – среднегодовая стоимость основных средств в отчетном году,

       ΔФОФО – фондоотдача активной части основных средств:

                        ΔФОФО = Удотч ∙ ΔФО,

где Удотч – изменение удельного веса активной части в отчетном году,        

      ΔФО – изменение фондоотдачи машин и оборудования.

ΔВПФО = 1350 ∙ 0,7778  ∙ (+0,7708) = +809,3631 тыс. руб.

 Объем продукции при изменении фондоотдачи действующих основных фондов возрастет на 809,3631 тыс. руб.


Теперь подсчитаем резервы роста выпуска продукции за счет ввода в действие нового оборудования. Они определяются умножением дополнительного количества оборудования на фактическую величину среднегодовой выработки в отчетном периоде:

Р↑ВПк = Р↑К ∙ ГВотч = (889 – 750) ∙ 1380 = 191,820 тыс. руб.

 

Задача №3 (17)

Проанализируйте эффективность использования материалов и определите влияние факторов на изменение объема выпуска продукции:

1.     Изменение стоимости материальных затрат,

2.     Изменение материалоотдачи,

3.     Изменение материалоемкости.

Расчеты проведите способом цепных подстановок.

Показатели

2000 год

2001 год

Материальные затраты, всего

1950

2350

В том числе



·        Топливо

500

600

·        Энергия

450

490

·        Сырье и материалы

1000

1260

·        Валовая прибыль от продажи продукции

3200

4000

·        Выпуск продукции

2504

3857,6

Решение:

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяются следующие показатели.

Прибыль на рубль материальных затрат – определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

П2000 = 3200/1950 = 1,641 руб.

П2001 = 4000/2350 = 1,702 руб.

Изменение составило 1,702 – 1,641= 0,061руб.

Можно сделать вывод, что по этому пункту использование материалов эффективно, потому что за отчетный период каждый рубль материальных затрат стал приносить прибыль на 0,061 рубль больше, чем в базисном году.

Материалоотдача – определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат:

М2000 = 2504/1950 = 1,2841 руб.

М2001 = 3857,6/2350 = 1,6415 руб.

Изменение составило 1,6415 – 1,2841 = 0,3574 руб.

Этот показатель опять-таки эффективен, так как показывает, что за отчетный год производство продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов увеличилось на 0,3574 руб.

Материалоемкость продукции – отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции:

МЕ2000 = 1950/2504 = 0,7788 руб.

МЕ2001 = 2350/3857,6 = 0,6091 руб.

Изменение составило 0,6091 – 0,7788 = – 0,1697 руб.

Расчеты по данному показателю можно также отнести к разряду эффективных, так как материалоемкость продукции показывает, сколько материальных затрат требуется или фактически требуется на производство одной единицы продукции. В данном случае в отчетном году расходы понизились, а это очень положительных факт.

Далее нужно определить влияние факторов на изменение объема выпуска продукции:

ΔВПм = З/УР,

Где ΔВПм – изменение объема выпуска продукции,

З – количество заготовленного сырья и материалов,

УР – удельный расход сырья на единицу продукции.

ΔВПмб = Зб/ УРб = 1000/0,7788 =1284,027 тыс. руб.

ΔВПмусл1 = Зб/ УРотч = 1000/0,6091 = 1641,767 тыс. руб.

ΔВПмусл2 = Зотч/ УРб = 1260/0,7788 =1617,8 тыс. руб.

ΔВПмотч = Зотч/ УРотч = 1260/0,6091 =2068,6 тыс. руб.


По расчетам видно, что объем выпуска в целом возрос на 2068,6 – 1284,027 = 784,573 тыс. руб., в том числе за счет изменения:

Материалоемкости         1641,767 – 1284,027 = + 357,74 тыс. руб.

Материалоотдача            1617,8 – 1641,767 = – 23,967 тыс. руб.

Стоимости сырья и материалов 2068,6 – 1617,8 = + 450,8 тыс. руб.

Для подтверждения правильности решения можно сделать проверку: сумма изменения объема выпуска по статьям должна быть равна сумме общего объема выпуска.

Проверка: 357,74 – 23,967 + 450,8 = 784,573 тыс. руб.




СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1997. – 384 с.

2.      Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития. // Финансы и кредит, № 2-3, 1998.

3.     Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент, – М.: «ДИС», 1998. – 304 с.

4.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 512 с.

5.     Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 480 с.: ил.

6.     Савицкая Г.В. Экономический анализ: Учеб./ Г.В.Савицкая. – 8-е изд., перераб. – М.: Новое знание, 2003. – 640 с.